Научная статья на тему 'НЕЙРО-КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

НЕЙРО-КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с нарушениями речи / координационные качества / речевое развитие / нейро-кинезиологические игры и упражнения / дыхательные упражнения / children with speech disorders / coordination qualities / speech development / neuro-kinesiological games and exercises / breathing exercises

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Касмакова Лариса Евгеньевна

Цель исследования состоит в теоретическом и экспериментальном обосновании методики адаптивного физического воспитания младших школьников с нарушениями речи посредством применения нейрокинезиологических игр, специальных и дыхательных упражнений. Методы и организация исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, метод контрольных тестов оценки координационных способностей и речевого развития, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Обследованы 100 детей с нарушением речи. Проведен анализ показателей координационных способностей и речевого развития по 11 контрольным тестам и сравнение полученных результатов с нормативными показателями. Результаты исследования и их обсуждение. С учетом выявленных особенностей развития координационных способностей и речи разработана методика адаптивного физического воспитания младших школьников с нарушением речи, состоящая из шести взаимосвязанных блоков: I блок – нейро-кинезиологические упражнения без предметов, II блок – нейро-кинезиологические упражнения с маленькими мячами с шипами, III блок – нейро-кинезиологические упражнения с большими мячами на балансировочной доске Бильгоу, IV блок нейро-кинезиологические игры, V блок – дыхательные упражнения, VI блок –упражнения на расслабление и растяжку. Экспериментальная методика апробирована в условиях педагогического эксперимента на протяжении 12 месяцев. Заключение. Внедрение экспериментальной методики способствовало повышению показателей координационных качеств и речевого развития детей с нарушениями речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Касмакова Лариса Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEURO-KINESIOLOGICAL EXERCISES AND GAMES IN THE DEVELOPMENT OF COORDINATION AND SPEECH ABILITIES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

The research purpose: to theoretically and experimentally substantiate the methodology of adaptive physical education of primary schoolchildren with speech disorders through the use of neuro-kinesiological games, special and breathing exercises. Methods and organization of research: analysis and synthesis of scientific and methodological literature, method of control tests for assessing coordination abilities and speech development, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. 100 children with speech disorders were examined. An analysis of indicators of coordination abilities and speech development on 11 control tests and a comparison of the results obtained with standard indicators was carried out. Research results and discussion. Taking into account the identified features of the development of coordination abilities and speech, a method of adaptive physical education of primary schoolchildren with speech disorders has been developed, consisting of six interrelated blocks: block I – neuro-kinesiological exercises without objects, block II – neuro-kinesiological exercises with small balls with spikes, block III – neuro-kinesiological exercises with large balls on the Bilgou balance board, block IV – neuro-kinesiological games, block V – breathing exercises, block VI – relaxation and stretching exercises. The experimental technique has been tested in a pedagogical experiment for 12 months. Conclusion. The introduction of an experimental technique contributed to an increase in the indicators of coordination qualities of speech development of children with speech disorders.

Текст научной работы на тему «НЕЙРО-КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

УДК 376.3 DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-1-136-143

НЕЙРО-КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Л.Е. Касмакова

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия

Аннотация

Цель исследования состоит в теоретическом и экспериментальном обосновании методики адаптивного физического воспитания младших школьников с нарушениями речи посредством применения нейро-кинезиологических игр, специальных и дыхательных упражнений.

Методы и организация исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, метод контрольных тестов оценки координационных способностей и речевого развития, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Обследованы 100 детей с нарушением речи. Проведен анализ показателей координационных способностей и речевого развития по 11 контрольным тестам и сравнение полученных результатов с нормативными показателями.

Результаты исследования и их обсуждение. С учетом выявленных особенностей развития координационных способностей и речи разработана методика адаптивного физического воспитания младших школьников с нарушением речи, состоящая из шести взаимосвязанных блоков: I блок - нейро-кинези-ологические упражнения без предметов, II блок - нейро-кинезиологические упражнения с маленькими мячами с шипами, III блок - нейро-кинезиологические упражнения с большими мячами на балансировочной доске Бильгоу, IV блок - нейро-кинезиологические игры, V блок - дыхательные упражнения, VI блок -упражнения на расслабление и растяжку. Экспериментальная методика апробирована в условиях педагогического эксперимента на протяжении 12 месяцев.

Заключение. Внедрение экспериментальной методики способствовало повышению показателей координационных качеств и речевого развития детей с нарушениями речи.

Ключевые слова: дети с нарушениями речи, координационные качества, речевое развитие, нейро-ки-незиологические игры и упражнения, дыхательные упражнения.

NEURO-KINESIOLOGICAL EXERCISES AND GAMES IN THE DEVELOPMENT OF COORDINATION AND SPEECH ABILITIES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

L.E. Kasmakova, е-mail: larunya72@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2464-4949 Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia

Abstract

The research purpose: to theoretically and experimentally substantiate the methodology of adaptive physical education of primary schoolchildren with speech disorders through the use of neuro-kinesiological games, special and breathing exercises.

Methods and organization of research: analysis and synthesis of scientific and methodological literature, method of control tests for assessing coordination abilities and speech development, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.

100 children with speech disorders were examined. An analysis of indicators of coordination abilities and speech development on 11 control tests and a comparison of the results obtained with standard indicators was carried out.

Research results and discussion. Taking into account the identified features of the development of coordination abilities and speech, a method of adaptive physical education of primary schoolchildren with speech disorders has been developed, consisting of six interrelated blocks: block I - neuro-kinesiological exercises without ob-

jects, block II - neuro-kinesiological exercises with small balls with spikes, block III - neuro-kinesiological exercises with large balls on the Bilgou balance board, block IV - neuro-kinesiological games, block V - breathing exercises, block VI - relaxation and stretching exercises. The experimental technique has been tested in a pedagogical experiment for 12 months.

Conclusion. The introduction of an experimental technique contributed to an increase in the indicators of coordination qualities of speech development of children with speech disorders.

Keywords: children with speech disorders, coordination qualities, speech development, neuro-kinesiological games and exercises, breathing exercises.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время число речевых расстройств у детей младшего школьного возраста неуклонно растет. По результатам ежегодного обследования детей по Республике Татарстан наблюдается тенденция к увеличению числа обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи. Так, к примеру, в 2015-2016 учебном году выявили 46% детей с нарушениями речи от общего количества обратившихся, в 20172018 учебном году - 48% детей, в 2019-2020 учебном году - 52% детей, а в 2021-2022 году - уже 54% от общего количества обратившихся. Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии актуализирует значение коррекционной и профилактической работы в школах. Поэтому в настоящее время развитие физических качеств и речевая коррекция являются актуальной темой [5,6]. Двигательная активность в младшем школьном возрасте является важнейшим фактором функциональной активизации обменных процессов в организме ребёнка. Причём после каждой очередной физической нагрузки происходит не просто восстановление затраченной организмом энергии в связи с его деятельностью, а избыточное восстановление. Поэтому роль физического воспитания в современном образовании становится всё более значимой и актуальной, поскольку гармоничное развитие ребёнка невозможно без комплексного подхода к формированию основ его здорового образа жизни [3,5]. О.В. Правдина, Б.Н. Кузьмичев, С.С. Апана-севич отмечают у детей с речевыми нарушениями (дизартрией) отставание в развитие общей, мелкой и речевой моторики, проявляющееся в ограничении объема движений рук и ног, появлении спонтанных движений, нарушении точности, скорости и координации движений, нарушении артикуляционной моторики (напряжение мышц языка, неточные

движения, трудности с переключением и последовательностью движений) [l]. Исследования Maura R. McLaughlin показали, что дети с проблемами речи после пяти с половиной лет имеют повышенную частоту нарушений внимания и социальные трудности. Она указывает на то, что детям, не достигающим ожидаемых этапов развития речи и языка, необходима всесторонняя оценка развития. Так как нетипичное развитие речи может быть вторичной характеристикой других физических проблем и проблем развития, которые могут сначала проявляться как языковые. Wanda G. Webb, Kadis and colleagues, Liégeois and colleagues указали, что повреждение двигательной системы, ответственной за выработку речи, может произойти в любой точке пути от головного мозга к самой мышце. Паралич, слабость или нарушение координации мускулатуры рта могут привести к клиническому проявлению, известному как дизартрия [12]. Chris Visscher, Suzanne Houwen, Erik Scherder, Ben Moolenaar отмечают, что нарушения речи и языка в процессе развития часто связаны с двигательными проблемами и что виды нарушений речи и языка в процессе развития по-разному влияют на двигательную активность. Полученные ими результаты подтверждают необходимость уделять как можно больше внимания двигательным навыкам детей с нарушениями развития речи и языка в образовательных и домашних условиях, уделяя особое внимание детям, у которых нарушена речь [9,1G,11].

Е. Т. Толкачева, Л. В. Тарасова, Ю. Е. Куценко, Ю. Ю. Никитина в своей работе указывают на то, что динамика созревания моторных систем детей сопряжена с развитием речи. Моторная недостаточность обусловлена выраженными двигательными нарушениями, например, при ловле мяча, прыжковых движениях, беге по прямой, метании предметов [7].

Ф.Р. Зотова, П.В. Чухно считают, что актуальной задачей специалистов по физическому воспитанию является повышение уровня развития двигательного потенциала, оздоровление, укрепление нервной системы и организма в целом, улучшение психоэмоционального статуса ребенка, что косвенно будет способствовать его речевому развитию и избавит ребенка от неправильного отношения к своему дефекту речи [4].

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности и поведении.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как А.А. Леонтьев,

A.Р. Лурия, И.П. Павлов. Они указывали, что высшие психические функции (в том числе и речь) - результат усвоения общественно-сформированных видов деятельности [5]. Ф.Р. Зотова, П.В. Чухно в своих работах отмечали, что при овладении детьми двигательными умениями и навыками у них развивается координация движений и происходит формирование речи [8]. По данным ряда исследований (Т.В. Ахутина, А.В. Березина, А.Л. Венгер, Г.И. Дерябина, Л.Е. Касмакова, Е.И. Кикоин,

B.Н. Колясова, Я.В. Платонова, Т.А. Селитре-никова и др.), у детей с речевой патологией имеются отставания в развитии психических качеств (внимание, память и т.п.), мотивации и социальной адаптации [2,5,6].

В соответствии с вышесказанным целью нашего исследования является разработка и экспериментальное обоснование эффективности методики адаптивного физического воспитания младших школьников с нарушениями речи.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для реализации цели исследования мы использовали следующие методы: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Педагогическое тестирование проводилось по 11 тестам, 3 из которых характеризовали коор-

динационные способности, 7 - речевое развитие, 1 тест определял уровень сформированное™ внимания.

Опытно-экспериментальная апробация разработанной методики проводилась на базе ЧОУ «СШ № 23 «Менеджер» с детьми экспериментальной группы и на базе МБОУ «СОШ № 15» с детьми контрольной группы города Альметьевска. В исследовании приняли участие 30 школьников в возрасте 7-9 лет со стертой дизартрией. Для проведения педагогического эксперимента были сформированы 2 группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), каждая из которых включала по 15 младших школьников с нарушением речи. Экспериментальная группа занималась по разработанной экспериментальной методике с применением нейро-кинезиологических игр и упражнений. Контрольная группа в это же время занималась ритмической гимнастикой. Дополнительные занятия обеих групп были направлены на развитие речи и координационных способностей и проводились 2 раза в неделю по 45 минут в течение года. Всего за время эксперимента было проведено 42 внеурочных занятия.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В рамках констатирующего эксперимента нами было проведено тестирование координационных способностей обучающихся младших классов (7-9 лет). К участию в исследовании было приглашено 100 детей младших классов с нарушениями речи. Тестирование позволило выявить следующее: 25% детей с нарушением речи испытывали трудности с сохранением статического равновесия, 75% справились с заданием.

В тесте «Попади мячом в цель» 56% детей не попали в цель или неправильно делали замах при броске, либо попали в цель лишь одной рукой, 44% детей справились с заданием без затруднений. Результаты теста говорят о том, что более 50% детей имеют проблемы с диф-ференцировкой мышечных усилий. В тесте, характеризующем динамическое равновесие, 31% школьников испытали трудности при выполнении. При выполнении теста «Встань без помощи рук» 27% справились с заданием

за минимальное количество времени, однако 73% детей не смогли его выполнить. В тесте №5 «Сделай как я» 13% детей испытывали трудности в выполнении задания буквально с повторения второго или третьего движения. И эти проблемы даже не в скорости выполнения, а в том, что ребенку трудно запомнить и выполнить переход от одного движения к другому. 87% протестированных детей справились с заданием с первой попытки. В тесте №6 «Намотай нитку на катушку и ходи на месте» 49% детей испытывали сложности при выполнении задания. Каждое движение по отдельности трудностей не вызывает, а вот когда руки и ноги начинают выполнять свои движения, происходит сбой в том или в ином месте. 51% детей не испытали трудностей в выполнении. Тест №7 «Нарисуй как я». Лишь у 24% детей при выполнении задания появились сопутствующие движения. Это и высовывание язычка при особом старании, и наклоны головы вперед, и непроизвольные движения губами. 76% обучающихся выполнили задание без проблем. Таким образом, обобщая результаты тестирования детей младшего школьного возраста, можно сделать вывод, что 34% детей испытывали значительные трудности (а иногда и невозможность) в сохранении равновесия, выполнении тестовых заданий на исследование динамической координации движений, что характеризуется недостаточно согласованной деятельностью различных мышечных групп, «толчкообразностью», неловкостью выполняемых движений. Тест на двигательную память вызывает значительные трудности у большинства детей. При воспроизведении движений наблюдается замедление их темпа или, наоборот, ускорение. Сбои в двигательной программе начинаются уже с третьего или даже со второго движения, при этом отмечаются трудности перехода от одного двигательного элемента к другому. На основе данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, нами была разработана методика адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста с дизартрией.

Экспериментальная методика внедрялась в течение учебного года в рамках внеурочных занятий адаптивной физической культурой.

Отличительная особенность данной методики заключалась в применении на занятиях ней-ро-кинезеологических игр и упражнений, которые были включены во всех частях занятия. Выбор данных средств в методике обусловлен тем, что повышение объема двигательной активности способствует повышению показателей координационных способностей и речевого развития. Занятия по экспериментальной методике велись в течение одного года (12 месяцев). Занятия проводились 2 раза в неделю по 45 минут.

Экспериментальная методика состояла из 6 блоков:

1 блок - нейро-кинезиологические упражнения без предметов, которые включались как в подготовительную часть занятия и имели общеразвивающую направленность, так и в основную часть занятия и были направлены на развитие просодической стороны речи, улучшение моторики артикуляционного аппарата, развитие кинетической основы движений рук, развитие внимания, развитие координационных возможностей. Применялись данные упражнения в двух видах: базовые задания и усложненные варианты. Комплексы менялись каждый месяц.

2 блок - нейро-кинезиологические упражнения с маленькими мячами с шипами применялись в основной части занятия.

3 блок - нейро-кинезиологические упражнения с большими мячами на балансировочной доске Бильгоу. Выполнению заданий на данном тренажере способствует включения нескольких систем организма, в том числе вестибулярной, моторной, сенсорной, пропри-оцептивной и кинестетической.

4 блок - нейро-кинезиологические игры.

5 блок - дыхательные упражнения.

6 блок - упражнения на расслабление и растяжку.

Упражнения внутри блоков и сами блоки были взаимосвязаны друг с другом и обеспечивали преемственность и последовательность в решении задач обучения.

Распределение физической нагрузки на занятиях адаптивной физической культурой экспериментальной группы представлено в таблице.

Таблица - Схема использования блоков упражнений на занятиях адаптивной физической культурой с детьми младшего школьного возраста с нарушением речи

Table - Scheme of the use of exercise blocks in primary school children with speech disorders in adaptive physical education classes

Блоки Blocks Направленность Directions Часть занятия Part of the lesson Занятия (№) Classes (no.)

1-10 11-20 21-42

Нейро- кинезиологические упражнения, в том числе

без предметов общеразвивающая подготовительная 4-6 раз Темп средний 6 раз Темп средний 6-8 раз Темп средний

без предметов развитие просодической стороны речи; улучшение моторики артикуляционного аппарата; развитие кинетической основы движений рук; развитие внимания;развитие координационных возможностей основная 6 раз Темп средний 6 раз Темп средний 8 раз Темп быстрый

с маленькими мячами с шипами 30 сек. 1 мин. 1 мин.

с большими мячами на балансировочной доске Бильгоу 5 раз Темп медленный Угол доски 500 6-7 раз Темп средний Угол доски 400 8-10 раз Темп быстрый; Угол доски 350

нейро- кинезиологи-ческие игры общеразвивающая подготовительная 1 раз игра средней интенсивности

развитие просодической стороны речи; улучшение моторики артикуляционного аппарата; развитие кинетической основы движений рук; развитие координационных возможностей основная по 1 разу 3 игры средней интенси вности по 1 разу 3 игры средней интен-сив-ности (усложнен-ный вариант) по 2 раза 3 игры средней интенсивн ости (усложнен ный вариант)

внимания заключительная 1 раз игра низкой интенсивности

Дыхательные упражнения Снижение нагрузки на все органы и системы заключительная 6 раз 6 раз 6 раз

Упражнения на расслабление и растяжку Снятие мышечного напряжения, восстановление после нагрузки 5 мин. Темп медленный

Время занятия 45 мин 45 мин 45 мин

■ контрольная группа.

экспериментальная группа

Рисунок 1 - Прирост показателей просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с дизартрией контрольной и экспериментальной групп в ходе эксперимента (%)

Figure 1 - The increase in indicators of the prosodic aspect of speech of primary school children with dysarthria in the control and experimental groups during the experiment (%)

140

120 100 80 60 40 20 0

93,7

35,2 1 ^

кинестетическии праксис

кинетическии праксис динамическая координация кинетическая основа движении

артиутяционных движений руки

■ контрольная группа

экспериментальная группа

Рисунок 2 - Прирост показателей артикуляционной моторики детей младшего школьного возраста с дизартрией контрольной и экспериментальной групп в ходе эксперимента (%)

Figure 2 - The increase in indicators of articulatory motor skills of primary school children with dysarthria in the control and experimental groups during the experiment (%)

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

84

67

53

33

и

1 1

Тест "Попадание в след"

Тест Четыре поворота на гимнастической скамейке"

Тест "Стойка наоднойноге"

■ контрольная группа

экспериментальная группа

Рисунок 3 - Прирост показателей координационных способностей детей младшего школьного возраста с дизартрией контрольной и экспериментальной групп в ходе эксперимента (%)

Figure 3 - The increase in the indicators of coordination abilities of primary school children with dysarthria in the control and experimental groups during the experiment (%)

В конце педагогического эксперимента был проведен сравнительный анализ показателей координационных способностей и речевого развития в начале и в конце эксперимента с целью определения эффективности экспериментальной методики (рис. 1,2,3).

Как видно на рисунке 1, показатели, характеризующие просодическую сторону речи (воспроизведение ритма, воспроизведение интонации, темп речи), улучшились в контрольной группе с 26,3 до 31,8%, в экспериментальной группе - с 76,1 до 83,3%.

На рисунке 2 представлен прирост показателей артикуляционной моторики. Показатели кинестетического праксиса повысились в обеих исследуемых группах детей с дизартрией, в контрольной группе - на 35,2%, в экспериментальной группе - на 93,7%. Кинетический праксис улучшился в контрольной группе на 61,5%, в экспериментальной группе мы наблюдаем достоверное улучшение на 133%. Исследование динамической координации артикуляционных движений детей с дизартрией обеих групп после эксперимента показало улучшение результатов в обеих группах. Прирост выше в экспериментальной группе (1,9 балла (126,6%)) по сравнению с контрольной группой - 0,6 балла (37,5%). В показателях оценки динамической координации артикуляционных движений между группами после эксперимента выявлены достоверные различия (р<0,05), результат выше в экспериментальной группе на 35,2%, чем в контрольной группе.

В ходе педагогического эксперимента улучшились также оценки кинетической основы движений руки в контрольной группе и экспериментальной группе, соответственно, на 0,4 балла (26,6% и на 1,8 балла (128,6%). Средний результат после эксперимента в экспериментальной группе (3,2±0,54 балла) был значительно выше, чем в контрольной группе (1,9±0,56), что составило 40,6% (р<0,05). Улучшение результатов наблюдалось также и в показателях, оценивающих состояние координационных способностей (рисунок 3). Так, в тесте «Попадание в след», характеризующем

ЛИТЕРАТУРА

1. Апанасевич, С. С. Технологии тестирования уровня развития координационных способностей при физическом воспитании детей с нарушениями речи / С. С. Апанасевич, В. Г. Калюжин. - Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга». 2019. - С. 247-252. Текст: непосредственный

2. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников: практическое пособие / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. - Москва : ВЛАДОС-Пресс, 2007. - 159 с. -ISBN 978-5-305-00017-7. - Текст: непосредственный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Заходякина, К. Ю. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста с нарушением речи / К. Ю. Заходякина //Теория и практика адаптивной физической культуры (образование, наука, практика).-СПб. : Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2005. - С. 79-81.

4. Зотова, Ф. Р. Эффективность экспериментальной

ориентировку в пространстве, результаты детей экспериментальной группы выше (67%), чем результаты контрольной (33%). Показатели динамической и статической координации улучшились в экспериментальной группе (84% и 60%), по сравнению с контрольной (53% и 22%) соответственно. У детей с дизартрией за период исследования отмечалось повышение показателей, оценивающих уровень сформированности продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни», в контрольной группе - на 1,4 балла (37,8%), в экспериментальной группе - на 3,4 балла (97,1%), что достоверно выше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, внедрение экспериментальной методики с использованием нейро-кине-зиологических упражнений и игр на внеурочных занятиях способствовало установлению достоверных различий между группами в следующих результатах: показатель оценки воспроизведения ритма (тест Архиповой Е. Ф.) выше в экспериментальной группе по сравнению с аналогичными данными в контрольной группе на 22,2% (р<0,05), воспроизведения интонации (тест Архиповой Е. Ф.) - на 27,2% (р<0,05), темпа речи - на 21,6% (р<0,05), кинестетического праксиса - на 25,8% (р<0,05), кинетического праксиса - на 25% (р<0,05), динамической координации артикуляционных движений - на 35,2% (р<0,05), кинетической основы движений руки - на 40,6% (р<0,05).

программы уроков физической культуры для специальной коррекционной общеобразовательной школы / Ф. Р. Зотова, П. В. Чухно. - Текст: непосредственный // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 6. - С. 24-26.

5. Касмакова, Л. Е. Логоритмика и артпедагогические технологии в развитии и коррекции координационных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Е. Касмакова, А. В. Березина, В. Н. Колясова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 1. - С. 128-135. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-111-128-135

6. К вопросу формирования и совершенствования координационных способностей младших школьников с нарушениями слухового анализатора / Т. А. Селитреникова, Г. И. Дерябина, Я. В. Платонова и др. // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019.

- Т. 22, № 1. - С. 29-34.

7. Толкачева, Е. Т. Физическое воспитание детей 3-6 лет с нарушением речи / Е. Т. Толкачева, Л. В. Тарасова, Ю. Е. Куценко, Ю. Ю. Никитина // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. 2016. № 1 (131)

8. Чухно, П. В. Коррекция и развитие морфофункционального статуса младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня средствами физической культуры: проблемы и пути решения / П. В. Чухно, Ф. Р. Зотова. - Текст: непосредственный // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - Т. 3. № 2. - С. 20-30.

9. RintaLa P., PaLsio N. Effects of physical education programs on children with Learning disabilities // Adapted Physical Activity. - Springer, Tokyo, 1994. - C. 37-40

10. Visscher C. et al. Motor profile of children with developmental speech and language // Pediatrics. - 2007. - T. 120. - №. 1. - C. e158-e163.

11. Muursepp I. et al. Motor skills, haptic perception and social abilities in children with mild speech disorders // Brain and development. - 2012. - T. 34. - №. 2. - C. 128132.

12. Wanda G. Webb PhD, CCC-SLP, inNeurology for the Speech-Language Pathologist (Sixth Edition), 2017.

REFERENCES

1. Apanasevich, S. S. Technologies for testing the level of development of coordination abilities in physical education of children with speech disorders / S. S. Apana-sevich, V. G. Kalyuzhin. Voronezh: Publishing and printing center "Scientific Book". 2019. - pp. 247-252. Text: direct

2. Wenger, A. L. Psychological examination of primary school children: a practical guide / A. L. Wenger, G. A. Zuckerman. - Moscow: VLADOS-Press, 2007. - 159 p. -ISBN 978-5-305-00017-7. - Text: direct

3. Zakhodyakina, K. Yu. Features of the physical development of primary school children with speech disorders / K. Yu. Zakhodyakina // Theory and practice of adaptive physical culture (education, science, practice). - St. Petersburg: St. Petersburg State Academy of Physical Culture named after P.F. Lesgaft, 2005. - pp. 79-81.

4. Zotova, F. R. The effectiveness of the experimental program of physical education lessons for a special correctional secondary school / F. R. Zotova, P. V. Chukhno. - Text: direct // Physical culture: upbringing, education, training. - 2007. - No. 6. - pp. 24-26.

5. Kasmakova, L. E. Logorhythmics and art-pedagogic technologies in the development and correction of coordination abilities of preschoolers with severe speech disorders / L. E. Kasmakova, A. V. Berezina, V. N. Kolyas-ova // Science and sport: current trends. - 2023. - Vol. 11, No. 1. - pp. 128-135. DOI: 10.36028/2308-88262023-11-1-128-135

6. On the issue of formation and improvement of coordination abilities of junior schoolchildren with auditory analyzer disorders / T. A. Selitrenikova, G. I. Deryabi-na, Ya. V. Platonova, etc. // Science and sport: current trends. - 2019. - Vol. 22, No.1. - pp. 29-34.

7. Tolkacheva, E. T. Physical education of children 3-6 years old with speech disorders / E. T. Tolkacheva, L. V. Tarasova, Yu. E. Kutsenko, Yu. Yu. Nikitina // Scientific notes of Lesgaft University. 2016. № 1 (131).

8. Chukhno, P. V. Correction and development of the mor-phofunctional status of junior schoolchildren with general underdevelopment of speech at the III level by means of physical culture: problems and solutions / P. V. Chukhno, F. R. Zotova. - Text: direct //Pedagogi-cal-psychological medical-biological and problems of physical culture and sports. - 2008. - Vol. 3, No. 2. - pp. 20-30.

9. Rintala P., Palsio N. Effects of physical education programs on children with learning disabilities //Adapted Physical Activity. - Springer, Tokyo, 1994. - pp. 37-40.

10. Visscher C. et al. Motor profile of children with developmental speech and language disorders //Pediatrics. - 2007. - vol. 120. - No. 1. - pp. e158-e163.

11. Muursepp I. et al. Motor skills, haptic perception and social abilities in children with mild speech disorders //Brain and development. - 2012. - Vol. 34. - No. 2. -pp. 128-132.

12. Wanda G. Webb PhD, CCC-SLP, inNeurology for the Speech-Language Pathologist (Sixth Edition), 2017.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Касмакова Лариса Евгеньевна (Kasmakova Larisa Yevgenevna) - кандидат педагогических наук, доцент; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, 35; e-mail: Larunya72@mail.ru; ORCID: 0000-0002-2464-4949.

Поступила в редакцию 12 февраля 2024 г. Принята к публикации 29 февраля 2024 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Касмакова, Л.Е. Нейро-кинезиологические упражнения и игры в развитии координационных и речевых способностей младших школьников с нарушениями речи / Л. Е. Касмакова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2024. - Т. 12, № 1 - С. 136-143. DOI: 10.36028/2308-8826-202412-1-136-143

FOR CITATION

Kasmakova, L.E. Neuro-kinesiological exercises and games in the development of coordination and speech abilities of younger schoolchildren with speech disorders. Science and sport: current trends., 2024, vol. 12, no. 1. - pp. 136143. DOI: 10.36028/2308-8826-2024-12-1-136-143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.