Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
227
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ДИЗАРТРИЯ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Емельянова И.Д., Подольская О.А.

Цель исследования - экспериментально доказать эффективность использования средств адаптивной физической культуры в коррекции нарушений психофизического развития у старших дошкольников с нарушениями речи (дизартрия). Методика и организация исследования. В ходе исследования были определены две группы детей 6-го года жизни с дизартрией (15 человек в каждой). В эксперименте использовались средства адаптивной физической культуры, которые включали артикуляционную, дыхательную голосовую гимнастику, мимическую мускулатуру, пальчиковый игротренинг и упражнения для развития мелкой моторики, кинестетических, ориентационных, координационных способностей и функции равновесия. Применяемые компоненты лечебной физической культуры направлены на преодоление нарушений психофизического состояния и профилактику вторичных дефектов при дизартрии. При отборе средств АФК учитывался принцип первичности дефекта при дизартрии. Это способствовало выработке компенсаторных возможностей организма для реализации статических, динамических, координационных функций. Разработанный комплекс физических упражнений обеспечивал овладение двигательными умениями, способствовал активизации психических процессов, инициированию познавательной деятельности. Результаты исследования и выводы. Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, дают основание утверждать, что при использовании средств АФК не только в рамках образовательной области «Физическая культура», но и в содержании других образовательных областей и повседневной деятельности, у старших дошкольников с дизартрией наблюдается развитие тех функций, которые на начальном этапе были слабо выражены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Емельянова И.Д., Подольская О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF PSYCHOPHYSICAL STATE OF SENIOR PRESCHOOLERS WITH SPEECH DISORDERS BY MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION

Objective of the study was to experimentally prove the benefits of the adaptive physical education model for correction of psychophysical development of senior preschoolers with speech disorders (dysarthria). Methods and structure of the study. The study involved two groups of 6 year-olds with dysarthria (15 children each). The adaptive physical education means applied were as follows: articulation, respiratory vocal gymnastics, gymnastics for mimic muscles, finger exercise game, and exercises to develop fine motor skills, kinesthetic abilities, orientation, coordination, and balancing skills. The above remedial gymnastics components are aimed to prevent psychophysical disorders and secondary impacts of dysarthria. Within the current study, the means of adaptive physical education were selected based on the principle of the defect primacy in dysarthria. This enabled to develop the bodily compensatory abilities to promote realization of the static, dynamic, and coordination functions. The developed exercise sequence provided mastery of motor skills, contributed to the activation of mental processes, initiated cognitive activity. Results and conclusions. The data obtained during the educational experiment suggest that the use of adaptive physical education means, not just in the sphere of academic physical education but in other educational areas and everyday activities, contributes to the development in senior preschoolers with dysarthria of those functions that were initially underdeveloped.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

КОРРЕКЦИЯ психофизического состояния

у старших ДОШКОЛЬНИКОВ с НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

посредством адаптивной физической КУЛЬТУРЫ

УДК/UDC 796.012.2

Поступила в редакцию 23.03.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент И.Д. Емельянова1 О.А. Подольская1

1 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

CORRECTiON OF PSYCHOPHYSiCAL STATE OF SENiOR PRESCHOOLERS WiTH SPEECH DiSORDERS BY MEANS OF ADAPTiVE PHYSiCAL EDUCATiON

PhD, Associate Professor I.D. Emelyanova1 O.A. Podolskaya1

1 Bunin Yelets State University, Yelets

Информация для связи с автором: olesya_podolskay@mail.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О ш и

Аннотация

Цель исследования - экспериментально доказать эффективность использования средств адаптивной физической культуры в коррекции нарушений психофизического развития у старших дошкольников с нарушениями речи (дизартрия). Методика и организация исследования. В ходе исследования были определены две группы детей 6-го года жизни с дизартрией (15 человек в каждой). В эксперименте использовались средства адаптивной физической культуры, которые включали артикуляционную, дыхательную голосовую гимнастику, мимическую мускулатуру, пальчиковый игротренинг и упражнения для развития мелкой моторики, кинестетических, ориентационных, координационных способностей и функции равновесия. Применяемые компоненты лечебной физической культуры направлены на преодоление нарушений психофизического состояния и профилактику вторичных дефектов при дизартрии. При отборе средств АФК учитывался принцип первичности дефекта при дизартрии. Это способствовало выработке компенсаторных возможностей организма для реализации статических, динамических, координационных функций. Разработанный комплекс физических упражнений обеспечивал овладение двигательными умениями, способствовал активизации психических процессов, инициированию познавательной деятельности. Результаты исследования и выводы. Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, дают основание утверждать, что при использовании средств АФК не только в рамках образовательной области «Физическая культура», но и в содержании других образовательных областей и повседневной деятельности, у старших дошкольников с дизартрией наблюдается развитие тех функций, которые на начальном этапе были слабо выражены.

Ключевые слова: психофизическое развитие, психофизическое состояние, старший дошкольник, нарушения речи, дизартрия, адаптивная физическая культура.

Abstract

Objective of the study was to experimentally prove the benefits of the adaptive physical education model for correction of psychophysical development of senior preschoolers with speech disorders (dysarthria).

Methods and structure of the study. The study involved two groups of 6 year-olds with dysarthria (15 children each). The adaptive physical education means applied were as follows: articulation, respiratory vocal gymnastics, gymnastics for mimic muscles, finger exercise game, and exercises to develop fine motor skills, kinesthetic abilities, orientation, coordination, and balancing skills. The above remedial gymnastics components are aimed to prevent psychophysical disorders and secondary impacts of dysarthria. Within the current study, the means of adaptive physical education were selected based on the principle of the defect primacy in dysarthria. This enabled to develop the bodily compensatory abilities to promote realization of the static, dynamic, and coordination functions. The developed exercise sequence provided mastery of motor skills, contributed to the activation of mental processes, initiated cognitive activity. Results and conclusions. The data obtained during the educational experiment suggest that the use of adaptive physical education means, not just in the sphere of academic physical education but in other educational areas and everyday activities, contributes to the development in senior preschoolers with dysarthria

of those functions that were initially underdeveloped.

Keywords: psychophysical development, psychophysical state, senior preschooler, speech disorders, dysarthria, adaptive physical education.

CL

с

га

^

О ш

■С

H

Введение. С каждым годом увеличивается количество детей, которые страдают речевыми расстройствами. В ряду наиболее частых нарушений речи в последнее время дизартрия занимает одно из ведущих мест. Расстройства речи

при дизартрии нередко сочетаются с отставаниями в когнитивной и двигательной сфере, ухудшением эмоционального состояния. В связи с этим решение данной проблемы видится в коррекции психических и моторных функций, эмо-

70

http://www.teoriya.ru

2021 Июнь | June

Результаты исследования психофизического состояния у старших дошкольников с нарушениями речи (дизартрия)

Группы Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент

высокий уровень средний уровень низкий уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень

ЭГ (1) - 30% 70% - 52% 48%

ЭГ (2) - 16% 84% - 27% 73%

КГ - 27% 73% - 35% 65%

ционально-волевой сферы, что в целом повышает качество жизни ребенка.

Цель исследования - экспериментально доказать эффективность использования средств адаптивной физической культуры в коррекции нарушений психофизического развития у старших дошкольников с нарушениями речи (дизартрия).

Методика и организация исследования. В ходе исследования были определены две группы детей 6-го года жизни с дизартрией (15 человек в каждой). В эксперименте использовались средства адаптивной физической культуры, которые включали артикуляционную, дыхательную голосовую гимнастику, мимическую мускулатуру, пальчиковый игротренинг и упражнения для развития мелкой моторики, кинестетических, ориентационных, координационных способностей и функции равновесия. Базой исследования явились МБДОУ № 14, МБДОУ № 32, МБДОУ № 40 г Ельца Липецкой области. Эксперимент проводился с октября 2019 г. по май 2020 г.

В основу диагностики психофизического развития детей старшего дошкольного возраста с дизартрией были положены методики Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной [1, 3]. Для изучения индивидуальных проявлений психофизического развития и получения объективных характеристик исследуемого контингента детей была проведена комплексная оценка основных ее показателей (общая, мелкая и артикуляционная моторика, просодические компоненты речи, кинестетические, ориентационные, координационные способности и функции равновесия). Уровень статического и динамического состояния органов артикуляции и мимической мускулатуры определялся с помощью тестов.

Применяемые компоненты лечебной физической культуры направлены на преодоление нарушений психофизического состояния и профилактику вторичных дефектов при дизартрии. При отборе средств АФК учитывался принцип первичности дефекта при дизартрии. Это способствовало выработке компенсаторных возможностей организма для реализации статических, динамических, координационных функций.

Разработанный комплекс физических упражнений обеспечивал овладение двигательными умениями, способствовал активизации психических процессов, инициированию познавательной деятельности [2].

Результаты исследования и их обсуждение. У испытуемых 1-й группы (средний уровень психофизического развития) отсутствуют грубые нарушения моторной сферы, кинестетических, ориентационных, координационных способностей и функции равновесия, отмечаются неточность и замедленность артикуляционной моторики, смазанность речи, приводящая к нарушению коммуникации. Речевые возможности испытуемых ограничены использованием коротких слов и предложений. Часто это приводит к невротическим расстройствам. Грубых дефектов жевания, глотания, мимики нет. Однако время от времени происходит поперхи-вание и покашливание.

В отличие от вышеописываемых респондентов испытуемые 2-й группы (низкий уровень психофизического развития) характеризуются грубыми дефектами произ-

ношения, мимики, жевания и глотания. Их речи свойственны нечленораздельность и смазанность, поэтому она непонятна для окружающих. Повышение тонуса мимических мышц, усиление проявления гиперкинезов мышц языка и лица приводят к маловыразительной мимике и наличию слюнотечения, что в большей степени усугубляет речевой дефект.

Для формирования правильного дыхания нами использовалась гимнастика А. Н. Стрельниковой, способствующая развитию диафрагмального дыхания, улучшающая звучность речи, помогающая сформировать правильный темп и ритм речевого потока [4].

Контрольный срез продемонстрировал положительную динамику результатов в экспериментальных группах по сравнению со своими первоначальными данными.

Отмечено, что у детей 1-й группы показатель уровня психофизических функций возрос на 22 %, у испытуемых 2-й группы - на 11 %. Таким образом, процентное соотношение показателей обеих групп свидетельствует о положительной динамике. Это было подтверждено и в ходе сравнительного изучения ЭГ и КГ. После применения средств АФК у старших дошкольников ЭГ (1) и ЭГ (2), по сравнению с детьми, занимающимися по классической схеме в КГ, наблюдались более высокие результаты состояния моторной сферы, психических функций, речи. Различия в показателях были выявлены при итоговой диагностике (см. таблицу). Более высокие результаты ЭГ (1) и ЭГ (2) подтверждают эффективность проведенных мероприятий.

Выводы. Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, дают основание утверждать, что при использовании средств АФК не только в рамках образовательной области «Физическая культура», но и в содержании других образовательных областей и повседневной деятельности, у старших дошкольников с дизартрией наблюдается развитие тех функций, которые на начальном этапе были слабо выражены.

Литература

1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ, 2006. - 319 с.

2. Добрынина Ю.А. Содержание и направленность методики коррекции дизартрии у детей 4-5 лет средствами адаптивной физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.А. Добрынина. - Смоленск, 2012. - 22 с.

3. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у школьников (коррекция стертой дизартрии) / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2001. - 100 с.

4. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / М.Н. Щетинин. - М.: Метафора, 2016. - 127 с.

References

1. Arkhipova E.F. Stertaya dizartriya u detey [Subclinical dysarthria in children]. Moscow: AST publ., 2006. 319 p.

2. Dobrynina Y.A. Soderzhanie i napravlennost metodiki korrektsii dizart-rii u detey 4-5 let sredstvami adaptivnoy fizicheskoy kultury [Content and trends in dysarthria correction methodology in 4-5 year-olds by means of adaptive physical education]. PhD diss. abstract. Smolensk, 2012. 22 p.

3. Lopatina L.V., Serebryakova N.V. Preodolenie rechevykh narusheniy u shkolnikov (korrektsiya stertoy dizartrii) [Speech disorders treatment in schoolchildren (correction of subclinical dysarthria)]. St. Petersburg: Soyuz publ., 2001. 100 p.

4. Shchetinin M.N. Dykhatelnaya gimnastika A.N. Strelnikovoy [Strel-nikova's breathing routine]. Moscow: Metafora publ., 2016. 127 p.

№6 • 2021 Июнь | June

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.