Научная статья на тему 'Невротические ценности в культуре общества потребления'

Невротические ценности в культуре общества потребления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
561
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ФИКТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ЦЕННОСТИ / НЕВРОТИЗМ / НЕВРОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мальцева Светлана Михайловна, Сулимова Ирина Дмитриевна

Целью статьи является анализ процесса трансформации традиционных бытийных ценностей личности, происходящего в обществе потребления. Установлено, что базовые ценности невротизируются, упрощаясь и приходя в крайностные формы. Дана общая характеристика общества потребления, сточки зрения социальной мотивации и формирования фиктивных потребностей, выделены основные невротические ценности общества потребления. В исследовании использован системный подход, принцип единства исторического и логического, законы диалектики, методы анализа и синтеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Невротические ценности в культуре общества потребления»

fective content. The authors have considered in detail the algorithm for promoting the account, the rules for its maintenance.

Based on the content analysis, the effective methods of promoting and filling the company's advertising account are formulated.

Keywords promotion, social networks, research, account development, Instagram.

УДК 008, 339.163.2

НЕВРОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА

ПОТРЕБЛЕНИЯ

Мальцева Светлана Михайловна, к.фил.н., доцент e-mail: maltsewasvetlana@yandex.ru Сулимова Ирина Дмитриевна, студент Мининский университет, Нижний Новгород, Россия e-mail: ir.sulimova2013@yandex.ru

Целью статьи является анализ процесса трансформации традиционных бытийных ценностей личности, происходящего в обществе потребления. Установлено, что базовые ценности невротизируются, упрощаясь и приходя в крайностные формы. Дана общая характеристика общества потребления, сточки зрения социальной мотивации и формирования фиктивных потребностей, выделены основные невротические ценности общества потребления. В исследовании использован системный подход, принцип единства исторического и логического, законы диалектики, методы анализа и синтеза.

Ключевые слова: общество потребления, фиктивные потребности, ценности, невротизм, невротические ценности

Современное общество буквально пропитано конфликтами и противоречиями, то есть глубоко невротизировано, поражено невротическими ценностями. Без переоценки ценностей преодолеть это состояние не представляется возможным. Общество потребления же, напротив, не только продуцирует невротический образ жизни, но и не позволяет каждому конкретному индивиду противиться ему. Выйти и не погрузиться в невроз вновь становится все сложнее с развитием культуры и современной экономики. Обществу потребления выгодно иметь в себе невротическую личность, потому что она нестабильна, тревожна, расколота. Такому человеку легко навязать в принципе не нужные товары или услуги, им легко манипулировать, создать у него иллюзию выбора и свободы.

Невротик не позволяет никому нарушить свой привычный распорядок, в котором он положил всю жизнь на зарабатывание средств, которые можно легко потратить на что угодно. Он критикует общество, частью которого сам же и является. Но это позволяет ему сформировать иллюзию собственной «хорошести» на фоне повсеместной «плохости».

Ценности тесно связаны со способностями человека. Демонстрация своих сильных сторон естественна и входит в важнейшие человеческие потребности. Она необходима для гармоничного развития личности, согласия с собой, принятия социальной и физической реальности.

Известный американский психолог и социолог А. Маслоу перечислил необходимые грани бытия аутентичной личности, включив в них: красоту, совершенство, завершенность, целостность, жизненность, простоту, полноту, уникальность, истинность, самодостаточность, непринужденность, игру и праведность[1, С. 77-105].

Современное общество принесло новый взгляд на культуру потребления. Люди всегда стремились к роскоши и благосостоянию, тратили средства, чем-либо владели. Но никогда ранее потребление не становилось в центр рассмотрения, не превращалось в призму, сквозь которую современный человек видит окружающий мир. Под потреблением мы будем иметь ввиду культуру норм и ценностей, в основе которой находится стремление к материальным благам, выступающим символом статуса и успешности личности[2]. Общество потребления называется так не потому, что люди имеют в распоряжении большее количество вещей или лучше питаются по сравнению с предшественниками, не потому, что у них есть возможность приобрести определенный товар, а потому, что у них есть желание это сделать. Бедные так же заражены потребительством, как и богатые. Инфра-стуктура потребления культивирует желания, в том числе недостижимые для бедных слоев населения. Потребление создает соответствующий тип мышления, ценности, поступки. Субъективное восприятие индивидом своего положения в жизни напрямую связано с системой ценностей, ожиданий и потребностей[3].

Человек - это то, что он потребляет. Социальная идентификация здесь происходит не в области трудовой деятельности, а за ее пределами, в сфере досуга и личного времени. На стиль жизни указывает не добросовестный труд, а автомобиль, брендовая одежда, тело, место отдыха. Расходы на это превосходят расходы на поддержание жизни. Можно недоедать, этого никто не увидит, но поехать в отпуск нужно исключительно за границу.

Экономика общества потребления нуждается в особой социальной мотивации, которая побуждает спрос, много превышающий нормальные естественные потребности индивида. Рынок должен ослабить прежние культурные нормы и стимулировать именно индивидуальное потребление. Потребляя вещи такие же или схожие с вещами успешных людей, человек ощущает себя ближе к этим людям, так же успешным и противопоставляет тем, кто подобными вещами не обладает. Таким образом вещь превращается в знак, символ желаемого образа жизни.

В современной экономической системе бурно развивается рынок аддик-тивных товаров и благ. К нему все чаще относят не только традиционные «антиблага», как алкоголь, сигареты и наркотики, а все товары и услуги,

которые вызывают зависимость, привыкание. Аддикцией становятся еда, интернет, музыка, телевидение, стандарты современной жизни в целом[4, С.520].

Индустрия пытается сформировать жизнь вместо человека. Каждая покупка потребителя обозначает какую-то сторону личности, а процесс поиска, выбора и покупки превращается в самодостраивание, перебор иден-тичностей. Процесс покупки приносит большее удовольствие, чем сама польза от приобретенного товара. Чем быстрее кажимость становится ценностью, тем меньше проявляются истинные реальные желания. Предела роста потребностей здесь не может быть, потому что над базовыми выстраиваются фиктивные, которые тоже требуют удовлетворения, и они уже становятся бесконечными. Их может ограничить разве что угасание удовольствия от процесса, однако нет альтернативных источников удовольствия в то время как обществом потребления поддерживается стремление к привычному образу жизни, выйти из этого круга сложно.

Невротик общества потребления живет будущим, предвкушением ощущения от факта приобретения вещи. Либо он обращен в прошлое, но не в реальное время.

Фиктивные потребности обычно не осознаются человеком как таковые. Реклама способствует их созданию. Фиктивный товар не удовлетворяет реальных потребностей. Так, макароны быстрого приготовления не удовлетворяют наши потребности в крепкой семье и взаимной поддержке, о чем утверждает их реклама. А рекламируемый известным актером кофе не сделает нас более профессиональными. Если же товар может удовлетворять реальную потребность, то стимулирование спроса происходит с помощью добавления к товару фиктивных функций. Возникает погоня за последней версией товара, так как это модно, современно и статусно. Унитазу «нужна» музыкальная мелодия при смыве, а телефону дополнительная опция, которой владелец воспользуется разве что пару раз. При чем наиболее подвержены влиянию псевдофункционализма молодые люди, которые в принципе пока не могут позволить их себе без существенного ущерба реальным потребностям. Студент дневной формы обучения пропускает занятия из-за работы на низкооплачиваемой должности, чтобы купить последнюю модель телефона. Риск остаться без образования кажется меньшим, чем риск остаться без нового телефона.

Производители понимают, что лучше вложить средства в рекламу товара, чем в его качество. Рынок изобилует аналогичными товарами с аналогичными свойствами, но разными наименованиями. Е.А Зверева утверждает, что бренд представляет собой знак, основанный на подмене рационального мышления ассоциативным в стереотипном и упрощенном вариан-те[5].

Безудержное потребление - это способ психологической защиты от внутренней пустоты, попытка заполнить ее практически не нужными вещами.

Невротик, как правило, является перфекционистом. В связи с этим и невротические ценности имеют крайностный характер и вызывают хроническое разочарование и недовольство собой и жизнью. Они существуют в комплексе, набор индивидуален и зависит от личного опыта человека. В обществе потребления к таковым можно отнести следующие:

- стремление достичь в жизни многого, быстро и легко. Общество потребления поддерживает этот миф, продуцируя примеры того, как это произошло с некоторыми людьми. Например, человек засунул голову в ведро с цементным раствором, снял процесс на видео, выложил в интернет и теперь зарабатывает на просмотре своего ролика. Не нужно обладать какими-то выдающимися качествами, разбираться в какой-либо области, быть в ней мастером. На его месте может быть каждый.

- вещизм и гедонизм. Если духовные ценности и признаются, то только как способ достижения материальных благ. Например, доказательством любви мужа к жене является кольцо с бриллиантом. Культивируются примитивные чувственные удовольствия: вкусная сытная еда, популярная музыка, незамысловатые по сюжету фильмы с множеством спецэффектов, и так далее.

- зависимость от внешних оценок. Жизнь с оглядкой на то, что скажут другие люди, стремление к тому, чтоб было «Не хуже, чем у людей».

- обостренное чувство несправедливости как результат сниженной самооценки. Это мир крайностей, в котором все должны разделиться на хороших или плохих.

- стремление везде найти двойные стандарты, причем себя человек ставит в заведомо проигрышную позицию. Так, преподаватель ставит студенту плохую оценку не по тому, что ответ не заслуживает лучшей, а потому, что студент не входит в группу любимчиков, для которых оценки завышаются.

- конформизм. Не стоит утруждать себя формированием собственного мнения. Оно таково: надо быть с теми, с кем сейчас выгодно, и отойти от них, когда эта выгода пропадет. Свое мнение также может привести к отверженности, а потому игнорируется. Гибкость мышления и поведения противоположна конформизму как позиции соглашательства и приспособленчества.

- лицемерие. Посторонние должны видеть только успешную личность, нельзя позволять себе искренние слова и чувства.

- попытки вызвать жалость к себе и тем самым добиться каких-либо привилегий.

- культ идеальной внешности. На обложках глянцевых журналов задаются образцы и способы достижения результата, будь то «правильное питание» или эстетическая хирургия.

-уход в виртуальную или вымышленную реальность (мифология, религия, игромания).

Но в мире нет крайностей, а цель - это образ результата, а не сам результат. Цели идеальны, а потому в чистом виде недостижимы. Перфек-ционизм невротика не позволяет это заметить и ведет к новым разочарованиям. Не получая желаемого невротик разочаровывается прежде всего в реальности и только потом уже в себе.

Таким образом, в обществе потребления невроз ценится тем, что невротической личностью легко управлять, манипулируя чувствами вины и тревоги; ей проще навязать товар в силу снижения критичности мышления и стремления к быстродостигаемым чувственным удовольствиям; перфек-ционизм заставляет больше работать и тратить. Общество потребления ориентированно на создание и поддержание невротических ценностей. Однако невроз не является патологией, а лишь некоторым отклонением от нормы. Он имеет и положительную сторону. Ценность невроза состоит в борьбе индивида за собственную личность, это убежище от реальности, позволяющее человеку сохранить свой внутренний мир и некоторую независимость. Однако убежище - это все-таки не сама реальность, поэтому невротические ценности допустимы только как временный механизм самозащиты. Являясь хроническим, невроз действует на личность разрушительно, а через нее и на общество тоже. Культура общества потребления становится механизмом, разрушающим саму себя[6]. Список литературы

1. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 480 с.

2. Ильин А.Н Общество потребления и его сущностные особенности// Ценности и смыслы. 2013. №6. С.22-35.

3. Бодрийяр Ж. Общество потребления: Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е.А. Самарской. М.: Культурная революция; Республика, 2006. 269 с.

4. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 672 с.

5. Зверева Е.А. Роль масс-медиа в распространении консюмеризма как идеологии постмодерна // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 5 (58). Т. 14. С. 321—328.

6. Мальцева С.М. Образ как симулятивное "произведение" бытия в культуре постмодерна // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2011.№ 3 (23). С. 76-79.

Maltceva Svetlana Mihailovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia (e-mail: maltsewasvetlana@yandex.ru) Sulimova Irina Dmitrievna, student

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia (e-mail: ir.sulimova2013@yandex.ru)

NEUROTIC VALUES IN THE CULTURE OF THE CONSUMER SOCIETY Abstract. The aim of the article is to analyze the process of transformation of traditional values of the individual, occurring in the consumer society. It is established that the basic values are neurotic, simplifying and coming in extreme forms. The General characteristic of consumer society is given, from the point of view of social motivation and formation of fictitious needs, the basic neurotic values of consumer society are allocated. The study used a systematic approach, the principle of unity of historical and logical, the laws of dialectics, methods of analysis and synthesis.

Keywords: consumer society, fictitious needs, values, neuroticism, neurotic values

УДК 338.363

ОБЗОР ПРОФЕССИЙ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

МЕНЕДЖМЕНТА Маркова Дарья Сергеевна, студент (e-mail: dasha-markova-1997@mail.ru) Мартюхина Виктория Сергеевна, студент (e-mail:Vik8mart@mail.ru) Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент (e-mail: losalgiris@mail.ru) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: masha.proh@mail.ru)

В статье рассматривается понятие экологического менеджмента и связанные с ним профессии. А также уделяется внимание деятельности работников предприятия ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» в сфере экологии.

Ключевые слова: экологический менеджмент, экология, управление, профессия, экологический специалист, ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород»

Экологический менеджмент - специальная система управления, которая направлена на сохранение качества окружающей среды и обеспечение нормативно-правовых экологических параметров, основанная на концепции устойчивого развития общества[1,2].

На сегодняшний день существует достаточно много трактовок понятия ЭМ, но наиболее часто, с точки зрения данного понятия, его рассматривают с позиции выделения в нём одного, наиболее важного структурного компонента [3].

Так, некоторые авторы трактуют экологический менеджмент как «экологически осознанное управление предприятием» [4]. Зарубежные исследователи (Фишер, Вагнер), указывают на то, что это часть общего ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.