126
Труды БГТУ, 2017, серия 6, № 1, с. 126-129
УДК 304.2; 304.9; 316.32
В. В. Хренков
Поволжский государственный технологический университет (Йошкар-Ола, Российская Федерация)
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ КАК ОБЩЕСТВО ОТСУТСТВИЯ СЧАСТЬЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Статья посвящена анализу глубинных причин неблагополучия человеческого существования в условиях современной стадии развития капиталистической системы, т. е. в условиях общества потребления. Общество потребления рассматривается как особая разновидность социального пространства и времени, детерминирующая и воспроизводящая те способы человеческого бытия, что ввергают индивидов в состояние перманентного несчастья или мнимого счастья. На основании авторского анализа поставленной проблемы и изучения идей ряда авторов (по преимуществу - философов, мыслителей) исследуются факторы, экспонирующие общество потребления как общество, в ситуации которого существенным атрибутом жизненного мира множества индивидов являются фрустрационные, стрессовые, невротические, психологически дискомфортные проявления.
Ключевые слова: общество потребления, потребности, человек, отчуждение, объективация, экзистенциальные проблемы, дерегуляция.
V. V. Khrenkov
Volga State University of Technology (Yoshkar-Ola, Russian Federation)
CONSUMER SOCIETY AS SOCIETY OF LACK OF HAPPINESS: SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS
Article is devoted to the analysis of the deep reasons of trouble of human existence in the conditions of a modern stage of development of capitalist system, that is in the conditions of consumer society. The consumer society is considered as the special kind of social space and time determining and reproducing those ways of human life that plunge people into a condition of permanent misfortune and/or imaginary happiness. Based on the author's analysis of the problem and studying of the ideas of a some of the philosophers, thinkers, scientist the factors - which show consumer society as the society in which essential attribute of the vital world of a great number of people are frustration, stressful, neurotic and psychologically discomfortable manifestations - are researched.
Key words: consumer society, needs, human being, alienation, objectivization, existential problems, deregulation.
Введение. Современная стадия высокоразвитого капиталистического общества, известная как «общество потребления», преподносится (и часто воспринимается общественным сознанием) как способ достижения и утверждения всеобщего счастья.
Однако люди эпохи общества потребления периодически испытывают внутреннее напряжение, тревожность, неврозы, стрессы, безнадежность, депрессию, экзистенциальное чувство собственной бесполезности и отторжения от окружающего, одним словом - несчастье. Этот тезис основан на нашем, собственном, анализе проблемы и изучении идей целого ряда авторов: Б. Спинозы, К. Маркса, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Ж. П. Сартра, Э. Фромма, М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г. Маркузе, К. Хорни, Э. Мунье, Г.-Э. Дебора, Ж. Бодрийяра, З. Баумана, А. Швейцера, А. В. Котлярова, В. П. Шалаева и др. [1-15].
Многие из данных авторов особо заостряли внимание на том, что современное общество,
в его существующем виде, не является здоровым в плане разумности и гуманистичности. И хотя жизненный и творческий путь некото -рых из этих авторов - Б. Спинозы, К. Маркса, С. Кьеркегора - выпадал на время, предшествовавшее эпохе общества потребления, однако уже при их жизни цивилизация приобретала облик не иначе как материалистический. И идеи этих авторов имели самое прямое отношение к проблематике человека и общества, как функционирующих в системе координат именно материалистической цивилизации. Ситуация противоречивости усилилась с выходом этой цивилизации на рубежи глобального мира - в форме глобальной капитализации, псевдолиберализации и западофикации мира (см., например, [12-14]).
Основная часть. Проведенный нами анализ позволил выявить следующие глубинные факторы того, почему общество потребления не является обществом счастья.
Современная культура - в интересах прибыли бизнеса, банков и, в целом, всей социально-экономической системы - стимулирует множество ложных, избыточных потребностей, реализация которых в полной мере для многих людей оказывается проблематичной или недостижимой. Также эта культура культивирует множество стандартов, соответствовать которым трудно или невозможно. В итоге психологически человек пребывает в разрыве между желаниями и их реализацией.
И хотя во многих случаях легкодоступны кредиты, но их выплата может быть сопряжена с психологическими проблемами, вызванными необходимостью погашать долг. Это ведет к беспокойству за свое (и родных) будущее, к стрессам и даже преступности.
Кроме того, желаниям в социальном смысле (например, потребности отличаться тем или иным образом) нет предела. И даже если многие из потребностей человеком реализуются -период пребывания в удовлетворении от этого с неизменностью скоропреходящ, и возвращение в состояние «нехватки», «дефицита» настигает непременно. Происходит попадание в замкнутый круг испытывания стереотипных эмоций и реакций, когда поочередно сменяют друг друга довольство и неудовлетворенность.
В обществе потребления человек зациклен на поиске и покупках товаров и услуг, при этом в этой погони он и надрывается. Усугубляет положение пропаганда взаимоисключающих установок, ввергающих в конфликтные, невротические состояния: например, стремления к стройности и одновременно увязывания (к примеру, в рекламе) питания с удовольствием, престижем, решением эмоциональных проблем.
Хотя современная эпоха - это в сравнении с предшествующими временами эпоха некоторого - а для отдельных групп населения и полного - благополучия, все же человек является не целью общественных устремлений, а только средством для экономической системы (для воспроизводства материальных товаров, в частности), средством для других людей, а также средством для самого себя. Фундаментальные человеческие атрибуты - свобода и способность к созиданию - находятся в подавленном и искаженном состоянии в потребительском обществе.
В условиях господства принципа прибыли, роста и накопления, ориентации на обладание, культа денег, телесности и успешности, а также положения, при котором трудовая деятельность есть вынужденная и не приносящая удовлетворения деятельность, налицо отчужденность существования человека от его сущности. К примеру, культ тела в обществе потребления озна-
чает восприятие его как источника удовольствий и как основной, а то и единственной ценности, которая требует тщательной заботы, а это означает крайнюю обеспокоенность за сохранение тела в мире, полном угроз . Это и создает почву для невротичности, как показателя несчастья.
Все сказанное свидетельствует о детерминированности индивидов системой производства и потребления, системой капиталистических, рыночных, финансово-кредитных отношений. Жизнь людей организуется теми социальными условиями, которые они получают как заданные. Обезличенные экономические, бюрократические и корпоративные законы властвуют над человеком.
Происходит его формирование, согласно логике внешнего, социального, при котором его образ жизни и мыслей, его труд, потребление, свободное время, его личность детерминированы и контролируются системой производства и потребления, идеологией, бизнесом, массовой культурой, массмедиа и рекламой. Человек мыслит и действует в интересах социальной организации, угнетающей его глубинные потребности, его творческую, познавательную, духовную и мыслительную активность. Такая социальная организация соединяет людей по принципу стандартизации, конформизации и пассивизации.
Индивид оказывается в зависимости от общества потребления потому, что все многообразие его человеческих проявлений сводится только или почти только к функции потребителя. Человек думает и уверен, что он субъект своих мыслей и поступков, но в действительности внутри него и за него «мыслят и действуют» стереотипы, его мышление и деятельность обусловлены внешними, объективирующими его факторами.
Главенствует социальная модель, поощряющая гонку за деньгами, растраты, потребление и обладание, развлечения, напряженный труд; ориентирующая на внешнюю, суетную активность, которая состоит из шаблонных и несамостоятельных действий и не оставляет сил на сосредоточение, необходимое для самовоплощения. Результатом становится погруженность в мир почти только лишь внешнего, повседневного, предустановленного, телесного, чувственного и вещного.
Говоря иначе, человека современного общества характеризует действие и пребывание
* В обществе потребления культивируемым (через массовую культуру, СМИ и т. д.) предстает, наравне с гедонистическими ценностями, и все, что имеет отношение к насилию, жестокости, устрашению и т. п.
128 Общество потребления как общество отсутствия счастья: социально-философский анализ
в зависимости от власти «общего», от воздействий разных внешних сил, от неразумных, неумеренных и пагубных желаний, а также от мелочных связей и забот.
И такое положение дел не может не приводить к отчуждению между людьми, потому как наличествует тотальная конкуренция внутри общества потребления. Конкуренция в виде гонки за потреблением и борьбы за успех приводит, как минимум, к отсутствию доверия в этом обществе, а в целом - к отсутствию в нем полноценных взаимосвязей между людьми.
Отчуждение же в жизни отдельного человека выражается в забвении идеальной цели и отсутствии экзистенциальных, духовных, трансцендентных мотивов. Потребление в этой связи -это стремление устранить внутреннюю опустошенность, однако потребление же и провоцирует внутренние проблемы. Перед нами попадание в порочный круг и факт зависимости от потребления.
Еще одна глубинная причина ситуации, при которой общество потребления являет собой общество мнимого счастья, в том, что современные экономика и политика основаны на передаче все больших полномочий рынку и отказе государства его контролировать. Происходит снятие всякой вины, ответственности с общественных институтов (иначе говоря, дерегуляция).
И возлагается эта ответственность на каждого отдельного человека, а в условиях доминирования в обществе потребления индивидуалистических ценностей это означает замыкание на собственных проблемах и переживаниях о том, что вся вина за любые действия лежит на самом человеке. И это еще осложняется тем, что решение множества задач в одиночку неосуществимо.
Общество потребления вместе с интегрированным в него механизмом дерегуляции определяет жизнь в условиях тотальной неуверенности за свое будущее, в условиях неопределенности, незащищенности, рискованности.
Это не только означает жизнь в условиях постоянной угрозы кризисов. Это предполагает и неуверенность в том, что уровень жизни, об-
щественное положение, признание полезности и незаменимости будут обеспечены человеку всегда, несмотря даже на чрезмерные усилия и напряженный труд. Это также отсутствие у человека уверенности в том, что правильно выбран путь и достигается верная цель. Наконец, это отсутствие гарантированности в рабочих местах и в таких профессиях или навыках, которые раз и навсегда обеспечивали бы рабочим местом их обладателя.
Заключение. Общество потребления как современная версия материалистической цивилизации не предполагает развитие человека гармоничного, развитие его сущностных сил. Принципы гуманизма и индивидуального душевного и общественного здоровья не являются сколько-нибудь приоритетными в существующих социальных условиях. В утвердившемся социальном порядке место и роль человека сведены к инструментальному значению, к положению средства, поддерживающего безличные общественные механизмы и интересы бизнеса и капитала. Этим механизмам и интересам и поставлена на службу жизненная энергия индивидов. И пусть реализуется это посредством дестабилизации сознания и поведения последних и создания ситуации всеобщей неуверенности и негарантированности - данный параметр не подлежит учитыванию в парадигме существующей социальной модели и находится за пределами той системы координат, которой обрамляется господствующая целерациональ-ность; ведь человек в сложившихся обстоятельствах необходим как прежде всего существо потребляющее (именно такая функция человека представляет наибольшую пользу для общества потребления как социально-экономической системы, посредством которой с успехом утверждает свою жизнеспособность капитализм на современном этапе). Тем не менее, как предполагается, любой из представителей современности, поставленный в эти условия и существующий в них, способен, как минимум, увидеть, заметить и понять внутренние аспекты существующей социальной действительности в их подлинном свете.
Литература
1. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: Республика: Культурная революция, 2006. 269 с.
3. Дебор Г.-Э. Общество спектакля. М.: Опустошитель, 2011. 179 с.
4. Котляров А. В. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый. М.: Психотерапия, 2006. 480 с.
5. Мареев С. Н. История философии (общий курс): учеб. пособие. М.: Академический Проект, 2004. 880 с.
6. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование по идеологии индустриального общества. М.: REFL-book, 1994. 368 с.
7. Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. 559 с.
8. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2004. 639 с.
9. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: AD MARGINEM, 1997. 452 с.
10. Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.; СПб.: Медиум: Ювента, 1997. 312 с.
11. Хорни К. Психология женщины: Невротическая личность нашего времени. М.: Смысл, 1997. 496 с.
12. Шалаев В. П. Бифуркационный человек в глобальном обществе потребления // Socio Time/ Социальное время. 2016. № 2. С. 71-81.
13. Шалаев В. П. Осторожно, мутация: человек и общество перед вызовами глобализации, запа-дофикации и потребления: противоречия нарастают // Socio Time/Социальное время. 2015. № 3. С.48-57.
14. Шалаева С. Л., Шалаев В. П. Либеральная (псевдолиберальная) культура как фактор глобальной западофикации и глобального управления // Socio Time/Социальное время. 2015. № 2. С.112-122.
15. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. 337 с.
References
1. Bauman Z. Tekuchaya sovremennost' [Flowing modernity]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 240 p.
2. Bodriyyar Zh. Obshchestvo potrebleniya [Consumer society]. Moscow, Respublika, Kul'turnaya revolyutsiya Publ., 2006. 269 p.
3. Debor G.-E. Obshchestvo spektaklya [Society of Performance]. Moscow, Opustoshitel' Publ., 2011. 179 p.
4. Kotlyarov A. V. Drugiye narkotiki, ili Homo Addictus: Chelovek zavisimyy [Other drugs, or Homo Addictus: man dependent]. Moscow, Psikhoterapiya Publ., 2006. 480 p.
5. Mareev S. N. Istoriya filosofii (obshchiy kurs) [History of philosophy]. Moscow, Akademicheskiy Proekt Publ., 2004. 880 p.
6. Markuze G. Odnomernyy chelovek. Issledovaniye po ideologii industrial'nogo obshchestva [One-dimensional person. A study on the ideology of an industrial society]. Moscow, REFL-book Publ., 1994.368 p.
7. Mun'ye E. Manifest personalizma [The manifest of personalism]. Moscow, Respublika Publ., 1999. 559 p.
8. Sartr Zh. P. Bytiye i nichto: Opyt fenomenologicheskoy ontologii [Being and nothingness: The experience of phenomenological ontology]. Moscow, Respublika Publ., 2004. 639 p.
9. Haydegger М. Bytiye i vremya [Being and time]. Moscow, AD MARGINEM Publ., 1997. 452 p.
10. Khorkkhaymer M., Adorno T. V. Dialektika prosveshcheniya. Filosofskiye fragmenty [The dialectic of enlightenment. Philosophical fragments]. Moscow, St. Petersburg, Medium, Yuventa Publ., 1997. 312 p.
11. Khorni K. Psikhologiya zhenshchiny: Nevroticheskaya lichnost' nashego vremeni [Psychology of women: The neurotic personality of our time]. Moscow, Smysl Publ., 1997. 496 p.
12. Shalayev V. P. Bifurcational person in a global consumer society. Sotsial'noye vremya [Socio Time], 2016, no. 2, pp. 71-81 (In Russian).
13. Shalayev V. P. Caution mutation: man and society facing the challenges of globalization, westernization and consumption: contradictions are mounting. Sotsial'noye vremya [Socio Time], 2015, no. 3, pp. 48-57 (In Russian).
14. Shalayeva S. L., Shalayev V. P. Liberal (pseudo-liberal) culture as a factor of global westernization and global governance. Sotsial'noye vremya [Socio Time], 2015, no. 2, pp. 112-122 (In Russian).
15. Shveytser A. Kul'tura i etika [Culture and ethics]. Moscow, Progress Publ., 1973. 337 p.
Информация об авторе
Хренков Вадим Владимирович - магистр, старший преподаватель кафедры социальных наук и технологий. Поволжский государственный технологический университет (424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3, Российская Федерация). E-mail: [email protected]
Information about the author
Khrenkov Vadim Vladimirovich - Master, Senior Lecturer, the Department of Social Sciences and Technology. Volga State University of Technology (3, Lenina Sq., 424000, Yoshkar-Ola, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Поступила 20.02.2017