122
Труды БГТУ, 2017, серия 6, № 1, с. 122-125
УДК 001.4:008
Л. П. Бухарева, В. П. Шалаев
Поволжский государственный технологический университет (Йошкар-Ола, Российская Федерация)
ПРОБЛЕМА ЯЗЫКОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВОЙ САМОБЫТНОСТИ МАЛЫХ НАРОДОВ
В статье представлено авторское философское видение проблемы языка и языкового поведения малых народов в ситуации наступающей масскультурной глобализации. Речь идет о формировании толерантной языковой политики, способствующей аргументированной интерпретации динамики языковых ситуаций не только в глобальном масштабе, но также, например, в финно-угорском мире России. При этом нет сомнений, что чем больше в обществе будет сохраняться языковое и культурное разнообразие России, тем более перспективным в культурном и цивилизационном плане будет это общество в большом мире. Внутреннее многообразие народа - важный фактор его устойчивости перед вызовами и фактор его творческой энергии для развития. Поэтому так важна вдумчивая, ответственная и адекватная языковая и культурная политика государства во всяком большом, полиэтническом обществе, в том числе таком как Россия, в современном мире.
Ключевые слова: языковое поведение, глобализация, общество, человек, этнос, массовая культура, язык, культурная политика, языковая политика.
L. P. Bukhareva, V. P. Shalayev
Volga State University of Technology (Yoshkar-Ola, Russian Federation)
THE PROBLEM OF LANGUAGE BEHAVIOUR IN THE CONTEXT OF PRESERVATION OF CULTURAL AND LANGUAGE IDENTITY OF THE SMALL PEOPLE
Philosophical vision of a problem of language behavior of the small people in the light of cultural globalization is presented in the article. It is about formation of the tolerant language policy promoting the reasoned interpretation of dynamics of language situations not only on a global scale but also in the Finno-Ugric world in the Russia, in particular, in the Mari Republic. The special attention is given to social technologies as to the factor stabilizing influence of language policy on language behavior of the small people in system of big society. Authors are convinced that with loss of communication of the small people with the native language and native culture, also their ethnic consciousness and system of traditional values is lost. Gradually, together with the native language also the system of historical values and historical memory of the small people leaves. When the leaving culture of the small people is compensated by the language environment and culture of big society, then self-identification of the person changes. Thus the increasing need of representatives of the small people to socialization in big society is clear. This requirement is connected with aspiration of the person of the successful device in big society. Such is the mechanism of destruction of traditional cultures and disappearance of the small people. Thus, there are no doubts that the more in society its language and cultural diversity will remain, there is potentially more perspective in terms of culturally and civilization there will be this society in the big world. Internally the variety of the people is a factor of its stability before external calls and a factor of its creative energy for development. Therefore so important thoughtful, responsible and adequate language and cultural policy of the state in any big, multiethnic society, including such as Russia, in other, as well as for any other big society in the modern world.
Key words: language behavior, globalization, society, person, ethnos, tolerance, mass culture, language, cultural policy, language policy.
Введение. Язык во все времена был важным фактором, оказывающим ускоряющее или сдерживающее влияние на развитие общества. В современном обществе вопросы регулирования и управления процессами языкового поведения приобретают особую актуальность. Актуализацию им придают глобализационные процессы современности. В. П. Шалаев рас-
сматривает ситуацию глобализации как распространение общества массового производства и массового потребления на основе западной системы ценностей, целей и образцов организации общественной жизнедеятельности народов, внедряемых в форме западофикации (приобщение и подчинение), и либерально-потребительской системы ценностей [7], по своей сути
являющейся псевдолиберальной, разрушительной для мировоззрения и культуры народов [11]. Под влиянием глобализации разрушается защищенность важных основ жизни человека, общества, государства в базовых сферах их жизнедеятельности, являющихся фундаментом национальной безопасности всякого современного общества и России в частности [4]. По определению В. П. Шалаева, глобализация как унифицирующая западофикация и насаждение массой культуры и потребительства становится для современных народов самым настоящим духовно-культурным бедствием, подобным процессам фундаментальной социальной мутации и западной колонизации мира [8-11]. Продуктом потребительского глобали-зационного тренда становится массовый бифуркационный тип личности, являющийся угрозой будущего для человека на планете [6].
Основная часть. В пространстве глобализации тема языка приобретает особый ярко выраженный этнокультурный и лингвистический аспект. Экономическое, техническое влияние западной цивилизации на мир сопровождается критической трансформацией языков и языкового поведения. Особая роль в этом влиянии отводится социальным технологиям (мягким технологиям) [1] как фактору, способному как унифицировать, так и оптимизировать влияние западной глобализации на языковое поведение населения в форме культурной и языковой политики государства. Речь идет, например, о сохранении культурно-языковой самобытности малых народов, поддержке региональных языков; овладении государственными языками, использовании СМИ как интенсивного средства воздействия на формирование языкового поведения в полиэтническом регионе, ориентации системы образования на реализацию молодым поколением своего потенциала в большом обществе с перспективой вненациональной социально-культурной состоятельности. Цель этой политики - формирование устойчивого и безопасного российского общества, как полиэтнического общества, как родины многих народов.
Культурная политика всегда была частью государственной политики в обществе [1]. В этой связи вопрос о культурной глобализации гораздо сложнее, чем вопрос о глобализации экономической, политической и финансовой сферы. Причем сфера духовной жизни более всего сопротивляется тенденции глобализации, и это объясняется тем, что ценности культуры и языка слабо подчиняются законам прогресса и трудно поддаются унификации.
При этом нет сомнений в том, что духовные кризисы намного опаснее кризисов экономики. В ситуации «драматизма духовного кризиса
<...> встает вопрос о будущем культуры, о возможности/невозможности проявления ее самобытности в современном мире, <. > об открытости навстречу контактам с другими культурами и возможности межкультурного диалога» [1].
В качестве одного из важнейших факторов глобализации исследователи рассматривают массовую культуру, функционирующую в обществе потребления. Она вытесняет и трансформирует народную культуру, которая была основой социальной жизни в традиционных обществах. Массовая культура стала не только выразителем, но и своего рода пропагандистом идеалов потребительского общества. Ее внедрение в культуру самобытных обществ создает угрозу утраты этой самобытности. Ядром этих угроз как раз и является разрушение языка, а вместе с ним культуры, идентичности.
Этноязыковые процессы в больших обществах в значительной степени зависят от политических факторов. Роль политического фактора нашла отражение в различных документах международного, российского и регионального характера: это Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств (1992 г.), Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (2012 г.). Но на практике многие из этих документов и законов не позволяют реализовать положение о равноправии языков, так как все языки с одинаковой интенсивностью не могут применяться во всей многонациональной стране и во всех сферах общения [2]. Но при этом нет сомнений востребованности науки в адекватной культурно-языковой политике. Примером может служить подготовленная Институтом научной информации по общественным наукам РАН и Академией Финляндии программа «Bibliographia Studiorum Uralicorum», исследующая причины и пути реанимации некоторых вымирающих финно-угорских языков [5].
Заключение. Современное состояние национально-культурных и языковых отношений в финно-угорском мире России и в частности в Республике Марий Эл во многом на политическом уровне выстроено, но нуждается в непрерывном научном мониторинге, аргументированной интерпретации динамики языковой ситуации, поддержании условий развития этнической, культурной, религиозной и языковой самобытности марийского народа. Конечно, в той части, что не противоречит общенациональным принципам большого российского общества.
С общефилософской точки зрения нет сомнений в том, что утрата традиционных языков, культурных ценностей даже одного небольшого
124
Проблема языкового поведения в контексте сохранения культурно-языковой самобытности
народа ведет к обеднению культуры больших обществ и всего человечества, к понижению их культурной самоорганизации перед вызовами современности и будущего, но также нет со-
мнений и в том, что научное владение ситуацией в этой сфере есть важный фактор адекватной культурно-языковой политики в полиэтнических обществах, подобных России.
Литература
1. Астафьева О. В. Взаимодействие культур: динамика моделей и смыслов [Электронный ресурс] // Вопросы социальной теории. 2012. Т. 6. URL: iphras.ru/uplfile/root/biblio/vst/2012/07.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
2. Михальченко В. Ю. Варьирование национально-языковой политики в современной Российской Федерации // Языковая политика и языковые конфликты в современном мире. М., 2014. С.24-29.
3. Лаллукка С. Восточно-финские народы России. Анализ этнодемографических процессов. СПб.: Европейский Дом, 1997. 392 с.
4. Тюленев А. И., Шалаев В. П. Покупательская способность населения как фактор национальной безопасности в мире // Национальная безопасность России в глобализированном мире: состояние, вызовы, риски и механизмы устойчивого развития: сб. тр. Междунар. науч. конф.: в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. В. П. Шалаева. Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015. С. 55.
5. Шабаев Ю. П. Новые идентичности у финно-угров как политические инструменты // Этнографическое обозрение. 2006. № 1. С. 13-27.
6. Шалаев В. П. Бифуркационный человек в глобальном обществе потребления // Socio Time/Социальное время. 2016. № 2. С. 71-81.
7. Шалаев В. П. «Война» за будущее: глобализационное измерение национальной безопасности России в современном мире // Национальная безопасность России в глобализированном мире: состояние, вызовы, риски и механизмы устойчивого развития: сб. тр. Междунар. науч. конф.: в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. В. П. Шалаева. Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015. С. 84.
8. Шалаев В. П. Глобализация как западофикация и колонизация мира и эпилог западной оси мировой истории // Socio Time/Социальное время. 2015. № 2. С. 50-59.
9. Шалаев В. П. Мировоззренческо-образовательная западофикация как технология глобализации и угроза национальной безопасности России (философский анализ) // Socio Time/Социальное время. 2015. № 1. С. 57-71.
10. Шалаев В. П. Осторожно мутация: человек и общество перед вызовами глобализации, запа-дофикации и потребления: противоречия нарастают // Socio Time/Социальное время. 2015. № 3. С. 48-57.
11. Шалаева С. Л., Шалаев В. П. Либеральная (псевдолиберальная) культура как фактор глобальной западофикации и глобального управления // Socio Time/Социальное время. 2015. № 2. С.112-122.
References
1. Astaf'yeva O. V. Interaction of cultures: dynamics of patterns and meanings. Voprosy sotsial'noy teorii, 2012, vol. 6 (In Russian). Available at: iphras.ru/uplfile/root/biblio/vst/2012/07.pdf (accessed 16.11.2016).
2. Mikhal'chenko V. Yu. Varying the national language policy in the modern Russian Federation. Yazykovaya politika i yazykovyye konflikty v sovremennom mire [Language policy and language conflicts in the modern world]. Moscow, 2014, pp. 24-29 (In Russian).
3. Lalluka S. Vostochno-fmskiye narody Rossii. Analiz etnodemograficheskikh protsessov [The East-Finnish peoples of Russia. Analysis of ethno-demographic processes]. St. Petersburg, Evropeyskiy Dom Publ., 1997. 392 p.
4. Tyulenev A. I., Shalayev V. P. Purchasing power of the population as a factor of national security in the world. Natsional'naya bezopasnost' Rossii v globalizirovannom mire: sostoyaniye, vyzovy, risk i mekhanizmy ustoychivogo razvitiya: sbornik trudov Mezhdunarodnoy konferentsii: v 2 chastyakh. Chast' 1 [Russia's national security in a globalized world: status, challenges, risks and mechanisms of sustainable development: proceedings of the International scientific conference: in 2 parts. Part 1]. Yoshkar-Ola, PGTU Publ., 2015. P. 55.
5. Shabayev Ya. P. New identities in the Finno-Ugrians as political instruments. Etnograficheskoye obozreniye [Ethnographic Review], 2006, no. 1, pp. 13-27 (In Russian).
6. Shalayev V. P. Bifurcational person in a global consumer society. Sotsial'noye vremya [Socio Time], 2016, no. 2, pp. 71-81 (In Russian).
7. Shalayev V. P. The war for the future: the globalization dimension of Russia's national security in the modern world. Natsional'naya bezopasnost' Rossii v globalizirovannom mire: sostoyaniye, vyzovy, riski i mekhanizmy ustoychivogo razvitiya: sbornik trudov Mezhdunarodnoy konferentsii: v 2 chastyakh. Chast' 1 [Russia's national security in a globalized world: status, challenges, risks and mechanisms of sustainable development: proceedings of the International scientific conference: in 2 parts. Part 1]. Yoshkar-Ola, PGTU Publ., 2015. P. 84.
8. Shalayev V. P. Globalization as a westernization and colonization of the world and the epilogue of the western axis of world history. Sotsial'noye vremya [Socio Time], 2015, no. 2, pp. 50-59 (In Russian).
9. Shalayev V. P. Worldview-educational westernization as a technology of globalization and a threat to Russia's national security (philosophical analysis). Sotsial'noye vremya [Socio Time], 2015, no. 1, pp. 57-71 (In Russian).
10. Shalayev V. P. Caution mutation: man and society facing the challenges of globalization, westernization and consumption: contradictions are mounting. Sotsial'noye vremya [Socio Time], 2015, no. 3, pp. 48-57 (In Russian).
11. Shalayeva S. L., Shalayev V. P. Liberal (pseudo-liberal) culture as a factor of global westernization and global governance. Sotsial'noye vremya [Socio Time], 2015, no. 2, pp. 112-122 (In Russian).
Информация об авторах
Бухарева Людмила Петровна - старший преподаватель кафедры иностранных языков и лингвистики. Поволжский государственный технологический университет (424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3, Российская Федерация). E-mail: [email protected]
Шалаев Владимир Павлович - доктор философских наук, профессор, декан факультета социальных технологий. Поволжский государственный технологический университет (424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3, Российская Федерация). E-mail: [email protected]
Information about the authors
Bukhareva Lyudmila Petrovna - Senior Lecturer, the Department of Foreign Languages and Linguistics. Volga State University of Technology (3, Lenina Sq., 424000, Yoshkar-Ola, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Shalayev Vladimir Pavlovich - DSc (Philosophy), Professor, Dean of the Faculty of Social Technologies. Volga State University of Technology (3, Lenina Sq., 424000, Yoshkar-Ola, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Поступила 20.02.2017