Научная статья на тему 'К вопросу о методах психологического воздействия рекламы на потребителя'

К вопросу о методах психологического воздействия рекламы на потребителя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1323
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / ТОРГОВАЯ МАРКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕТОДЫ РЕКЛАМЫ / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ИМИДЖ / ВЛИЯНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Воронкова Анна Александровна, Мальцева Светлана Михайловна, Никанорова Валерия Сергеевна

В статье рассматривается влияние рекламы на человека в зависимости от различных факторов. Реклама продает потребителю не товар, а эффект от него, представляемый как ценность. Она создает образ действительности, моделирующий точку зрения потребителя на рекламируемый объект как на полезный, красивый, здоровый, несущий счастье. Это достигается при помощи особых психологических методов бессознательного и сознательного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методах психологического воздействия рекламы на потребителя»

1. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспектива профессиональной подготовки педагогов: акмеологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. № 2.

2. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Шагалова О.Г. Профессиональное образование в условиях реализации деятельностного-компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 287-290.

Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Lapshova Anna Vladimirovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC COMPETENCE OF TEACHERS

IN THE CONDITIONS OF MARKET ECONOMY

Abstract. The article examines and analyzes various aspects of understanding the essence of the development of socio-economic competence of future teachers in the university. An attempt is made to single out the underlying factors that influence the development of the socioeconomic competence of teachers in a market economy in Russia. Topical motives for the complex development of socio-economic competence in the professional training of university teachers are identified and confirmed. The specificity of the competence approach in the preparation of future specialists is determined, taking into account the trends of the current socio-economic culture.

Keywords: competence, socio-economic competence, vocational teacher, psycho-pedagogical environment, socio-economic skills and abilities.

УДК 659.1

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ Воронкова Анна Александровна, кандидат филол. наук, доцент (e-mail: [email protected])

Мальцева Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент

кафедры философии и теологии (e-mail: [email protected]) Никанорова Валерия Сергеевна, студент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет

им. К. Минина

В статье рассматривается влияние рекламы на человека в зависимости от различных факторов. Реклама продает потребителю не товар, а эффект от него, представляемый как ценность. Она создает образ действительности, моделирующий точку зрения потребителя на рекламируемый объект как на полезный, красивый, здоровый, несущий счастье. Это достигается при помощи особых психологических методов бессознательного и сознательного воздействия.

Ключевые слова: реклама, торговая марка, эффективность, методы рекламы, маркетинговые коммуникации, имидж, влияние.

Существует множество способов психологического воздействия рекламы на человека. Все они оказывают разное влияние на потребителя и дают разный результат. В данной работе описаны основные, наиболее часто используемые из методов, по принципу от в большей степени осознаваемых потребителем к методам неосознаваемого воздействия.

Первый - метод информирования. [1]. Это один из самых простых и нейтральных способов влияния. Он не несет эмоциональную окраску, никаким образом не задействует личность потребителя, касаясь его ценностей, потребностей и интересов. То есть никак не заинтересовывает человека, а элементарно сообщает о продаже, спросе или предложении товара, какой-то идеи. Главное назначение этого метода - просто уведомить. К таким несложным способам влияния относятся какие-то не особо приметные и очень краткие объявления в газетах, журналах или же на сайтах. Там по минимуму выставляется информация о продаже [2]. Поэтому данный вид рекламы в основном не откладывается в памяти потребителя. Человек, увидевший такую рекламу, по итогу просто остается ознакомлен с предлагаемым товаром или услугой и все. Психологическое влияние рекламы на человека при таком методе минимально. Тем самым этот метод является не особо действенным. Большого успеха от такого вида психологического влияния на человека ждать не стоит. Он сработает, если человек уже был знаком с товаром ранее, уже до рекламы хотел с ним познакомиться, сам искал способы его обнаружить. Хотя и здесь через способы сокращения слов, эмоционально-оценочную лексику и тому подобное совершается попытка поиска «своего» покупателя или продавца.

Вторым методом психологического воздействия рекламы на человека является убеждение [3]. С его помощью надо создать мнение потенциальных покупателей о преимуществах и уникальности рекламируемого продукта, а следовательно, и необходимости его покупки, рассказать «почему человеку необходим именно тот товар». Убеждающая реклама, на наш взгляд, является наиболее агрессивным видом рекламы, в котором происходит искусственное замещение естественных потребностей. Это уже более настойчивое рекламирование, происходит навязывание товара, продуцирование искусственной потребности, хотя потребитель вполне осознает происходящее, но может не успевать полноценно обдумывать, анализировать информацию.

Основная цель достигается с помощью, как кажется, обоснованных доказательств. Товар представляется с положительной стороны, раскрываются его индивидуальнее и отличительные особенности. Данный вид старается по возможности удовлетворить желания потребителей. Но метод убеждения работает только при заинтересованности потенциального потребителя [4]. При этом условии становится намного проще повлиять на психологическое состояние человека.

Существует несколько приемов убеждения:

1. Интересы и потребности покупателей.

Это является довольно хорошо работающим способом, так как делается упор именно на желания покупателей [5]. Для этого рекламодатели проводят наблюдение за главными интересами, проблемами потенциальных потребителей, на чем в дальнейшем основываются. Порой на просторах интернета можно увидеть небольшой опрос о качестве, удобстве и необходимости какого-то продукта. Тем самым рекламодатель узнает предпочтения потенциальных покупателей и в дальнейшем использует это в свою пользу [6]. Поэтому в рекламные слоганы мы можем часто увидеть то, что данный товар может решить какие-то наши проблемы, или же сэкономить время, а это довольно актуальная проблема для современного общества. Поэтому в дальнейшем это положительно сказывается на спросе на данный товар или услугу.

2. Новизна продукта рекламы.

На рекламе новых товаров человек часто неосознанно останавливается. Здесь срабатывает банальный интерес и любопытство.

Современный мир не стоит на месте, и каждый день изобретается что-то новое, необходимое для существования человека и максимально упрощающее его жизнь. Рекламодатели понимают, что люди чаще обращают внимание на новые уникальные товары и, следовательно, это вызывает интерес. Поэтому возможно даже то, что с целью привлечения внимания покупателей в рекламе уже существующих товаров говорят о новых характеристиках или свойствах. Это также привлечет к себе должное внимание.

3.Проблемная ситуация.

Данный способ действует так: в рекламе создается определенная проблемная ситуация. Ставится вопрос о возможности ее решении, который пробуждает азарт и интерес. Так зачастую приводятся два варианта ее решения, например, с помощью решения рекламируемого товара, который является «идеальным» и правильным вариантом, и с помощью всех остальных (обычное рекламодатели представляют из обобщенно). В конечном итоге, конечно же, побеждает рекламируемый товар. Так выявляются уникальные характеристики продукта на фоне других товаров и услуг. В дальнейшем реклама сделает свое дело. [7]

4. Соучастие.

Чаще всего этот метод используется в телевизионной рекламе. Реклама обращена к зрителю, тем самым создается атмосфера диалога, употребляются обращения (Пример: Ведь ВЫ достойны этого...), предложения проверить товар лично в действии и убедиться в его эффективности. Обычно такая реклама представляется в форме репортажа с места событий, что делает покупателя соучастником происходящего. Создается ощущение простоты, не официального формата общения, что на подсознательном уровне сближает рекламодателя с потенциальным покупателем.

Так же для «рекламщиков», помимо методов воздействия на человека, важно знать и специальные обороты речи, которые также будут влиять на человека. Например, антитеза(противопоставление) - это один из наиболее

популярных способов. Так как это довольно короткий слоган, который помогает заострить внимание на рекламе и легко запоминается в памяти человека. Реклама четко дает понять, что вас ждет при приобретении данного продута, или же при его отсутствии [8].

Примеры убеждающей рекламы: Мы работаем — вы отдыхаете («Indesit»). Здесь например четко говорится об экономии собственного времени; Жажда - ничто, имидж - всё! (напиток «Sprite»). Или же можно использовать специальные глаголы. Они обладают скрытой динамикой, имеют силу убеждения. Тем самым они активируют интерес потребителя. Например: «Сделай паузу - скушай TWIX!»

Третьим является метод внушения. Как правило, это воздействие одного человека на психику другого. Главное отличие — отсутствие адекватного осознания преподносимой информации. Внушение использует способность человека воспринимать, а не понимать информацию, то есть без предоставления фактов или доказательств. Но надо заметить, что этот метод влияния рекламы оказывает действие не на всех людей. Люди разнятся друг с другом по степени внушаемости и восприимчивости: одних легко в чем-то убедить, а у других сформирован «иммунитет» на рекламу.

Замечено, проще что-то внушить людям с невысоким образованием, а также молодежи. Женщины более внушаемы по сравнению с мужчинами.

Традиционно описаны несколько приемов внушения:

1. Употребление ключевых слов.

Например, используются конкретные ключевые слова. Они понятны и четко оставляют свой след в запоминании. При их произношении вырисовывается четкая картина в подсознании человека. Конечно же, это повышает силу внушения. А вот сложные, непонятные словосочетания и предложения могут только запутать человека. И большее количество слов сложнее запомнить.

2. Использование эпитетов.

Эпитетом называют образные определения. Здесь в описании характеристик товаров помогают качественные прилагательные, характеризующие продукт с лучшей стороны, что создает у потребителя положительный настрой по отношению к рекламируемому товару.

3. Отсутствие отрицательных частиц.

Частицы «не» или «нет» психологически отталкивают человека, вызывая подозрение или сомнение. Однако следует вызвать у покупателя интерес к товару и желание его приобрести, поэтому следует вселять доверие [9]. Любое отрицательное выражение, можно превратить в положительное, а недостаток представить как достоинство.

4. Определенная интонация речи.

Увеличить влияние могут: сила голоса; легкость; всевозможные интонации; речевые паузы; особый тембр; темп речи. Высокий, разборчивый и четкий темп речи воспринимается в качестве показателя высокого интеллекта, а потому располагает слушателей, заставляет их прислушаться к

словам данного человека. Также, по мнению психологов, люди лучше воспринимают мужские голоса, особенно низкие. Мужчина символизируется с опорой, надежностью.

В конечном итоге все методы психологического воздействия рекламы на потребителя имеют одну задачу: побудить человека купить - четвертому методу. Этот метод должен мотивировать, вызвать нужную реакцию на рекламируемые товар или услугу, что заставит покупателя приобрести данный продукт. Целью побуждения является привлечение клиентов и, соответственно, сама покупка товара. Тем самым для этого используется четкий, побуждающий слоган.

Например, применяется метод прислушивания. Так рекламодатель может применять такие фразы, как: «выбор большинства», «марка №1 в России», «люди покупают» и так далее.

Создается иллюзия выбора. Покупателю предлагается выбрать из нескольких модификаций одного товара. Например, один и тот же крем в разных упаковках, с разными ароматами или разных размеров. Тем самым покупатель приобретет этот товар, но в удобной для него форме.

Привлечение популярных личностей для рекламы товара. Это всем известный рекламный ход. На данный момент во многих рекламах присутствуют популярные личности.

Актеры, спортсмены, звезды шоу-бизнеса переносят свою успешность на продукт рекламы. Так как у этих людей большая аудитория поклонников, которые скорее всего обратят внимание на рекламу, а в дальнейшем и приобретут данный товар. Кажется, что выбор известного человека не может быть ошибочным, поэтому покупателю стоит его принять без раздумий.

Также существуют фразы и даже отдельные слова, побуждающие к покупке. Например: «Предложение действует только до ...» «До конца акции осталось .» «. и получите в подарок .» «Количество мест (товара) ограничено» «Закажите товар прямо сейчас и получите купить как можно скорее по акции. В этом случае реклама обязательно сработает.

Таким образом, реклама - -не всегда плохо, это основной источник информации о товаре. Качественная, хорошо преподнесённая реклама приносит эстетическое наслаждение и вызывает положительные эмоции. Она должна быть понятной, легкой и без лишней, утяжеляющей информации. Хорошая реклама побуждает приобрести новый товар и не вызвать позднейшего разочарования. Но не у многих рекламодателей получается привлечь внимание и преподнести ее правильно своим потенциальным покупателям. Поэтому для того чтобы реклама привлекала потребителя, а не отталкивала его, необходимы определенные навыки, как сделать ее живой, интересной, запоминающейся и в то же время ненавязчивой. В данной сфере действует такой принцип: мало плохо, много - еще хуже. О способности рекламы привести к требуемому результату можно судить по психо-

логической эффективности. Главное, чтобы она не превращалась в бессовестную манипуляцию, игру на чувствах потребителя.

Список литературы

1. Хапенков В.Н., Сагинова О.В,. Федюнин Д.В. Организация рекламной деятельности. - М.: Академия, 2014. 240 с.

2. Статкевич Е.А. Речевые стратегии и тактики современной радиорекламы // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2011. - № 1(95). С. 212-215.

3. Мальцева С.М. Образ как симулятивное "произведение" бытия в культуре по-стмодерна//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2011.№ 3 (23). С. 76-79.

4. Румянцева С. Ю. Влияние рекламы на человека с точки зрения психологии// URL: https://sunmag.me/sovety/17-03-2014-psikhologiya-reklamy-priemy-vozdejstviya-reklamy-na-cheloveka.html . (Дата обращения: 18.12.2018).

5. Аниськина Н.В. Языковые особенности и структура текста в радиорекламе //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 1. С. 69-73.

6. Шишикина А. А. Активные процессы современного словопроизводства и их отражение в текстах СМИ//Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 2-1. С. 302-307.

7. Мальцева С.М., Сулимова И.Д. Невротические ценности в культуре общества потребления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 2 (33). С. 51-56.

8. Васильев Г.А., Поляков В.А., Романов А.А. Технологии производства рекламной продукции. М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2015. 272 с.

9. Сабуров А.Е. Влияние рекламы на психологию человека URL: https://cyberleninka.rU/article/v/vliyanie-reklamy-na-psihologiyu-potrebitelya . - (Дата обращения: 19.12.2018).

Voronkova Anna Aleksandrovna, candidate of philological Sciences. Sciences, associate Professor

(e-mail: [email protected])

Maltceva Svetlana Mihailovna, candidate of Philosophy, Associate Professor (e-mail: [email protected]) Nikanorova Valeria Sergeevna, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, (e-mail: [email protected])

TO THE QUESTION ABOUT THE METHODS OF PSYCHOLOGICAL IMPACT OF ADVERTISING ON CONSUMER

The article deals with the influence of advertising on a person depending on various factors. Advertising does not sell a product to the consumer, but the effect of it, presented as a value. It creates an image of reality, modeling the point of view of the consumer on the advertised object as a useful, beautiful, healthy, bringing happiness. This is achieved by means of special psychological methods of unconscious and conscious impact.

Key words: advertising, brand, efficiency, methods of advertising, marketing communications, image, influence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.