Научная статья на тему '«Невольничьи повествования» в культуре и истории США'

«Невольничьи повествования» в культуре и истории США Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Невольничьи повествования» в культуре и истории США»

седы - выявления позиций, как диспут (первоначально, по вопросам веры). Возможно, возникнет вопрос о том, что здесь были представлены примеры не столько русско-польского взаимодействия, сколько русско-украинских контактов. Возразить по этому поводу можно следующим образом: Украина (или Белоруссия) в XVII в. была частью Речи По-сполитой. Будучи православной территорией, так же как Россия, она оказалась в состоянии буфера между двух государств, двух религий (православие, католицизм и их разновидности), а по сути - двух цивилизаций (Восток - Запад); поэтому-то и вполне уместно говорить о русско-украинских контактах как примере русско-польских взаимоотношений.

Список литературы

Вернадский Г.В. Московское царство: в 2 ч. Тверь: JIEAH, Москва: АГРАФ, 2001.

Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы: в 3 т. М.: Изд-во АН СССР, 1954.

Шмурло Е.Ф. Курс русской истории: в 4 т. Т. 3: Московское царство / под общ. ред. В.П.Сальникова. СПб.: Алетея; Санкт-

Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2000.

И.М. Удлер (Челябинск) «НЕВОЛЬНИЧЬИ ПОВЕСТВОВАНИЯ»

В КУЛЬТУРЕ И ИСТОРИИ США

Для афро-американской культуры документально-публицистический жанр «невольничьего повествования» (slave narrative) является архетипическим жанром, «порождающей моделью» (А.Ф.Лосев), «изначальным образцом», «вневременной схемой» (Т.Манн) [Манн 1960: 175]. Обладая богатейшим архетипическим содержанием, связанным с африканским прошлым его создателей, их насильственным перемещением на невольничьих кораблях из Африки в Новый Свет и обретенным американским опытом, «невольничье повествование», в свою очередь, стало жанровым архетипом для всей афроамериканской прозы (документалистики, публицистики, художественной литературы) XIX-XXI вв.

«Невольничьи повествования» XVIII-XIX вв. стали первыми афро-американскими автобиографиями. Авторы «невольничьих повествований» XIX в. Ф.Дуглас, У .У .Браун трансформировали их в первые афро-американские повесть (1853) [Douglass 1853], роман (1853) [Brown 1853], пьесу (1858) [Brown 2001]. Жанр оказал влияние и на литературу белых американцев.

Вместе с тем «невольничьи повествования» -важнейшие документальные источники для изучения истории рабства в США.

На протяжении XIX - середины XX вв. историческая наука США отвергала «невольничьи повествования» XVIII-XIX вв. в качестве документального, исторического источника для изучения эпохи и

© И.М.Удлер, 2009

системы рабовладения. Даже в одной из первых и очень благожелательной рецензии 1849 г. на «повествования беглых невольников» известного бостонского священника Эфраима Пибоди, в которой он увидел в них «Илиаду бедствий», «современную Одиссею», уникальный американский жанр, обогативший мировую прозу [Peabody 1985: 19], содержался упрек в односторонности, необъективности изображения рабства, в искажении облика рабовладельцев: «Эти «повествования», однако, не дают полной и законченной картины. В них представлена одна точка зрения... <...> ...мы не сомневаемся, что они содержат ошибочное представление о типологических чертах рабовладельцев. Лучшие качества рабовладельца проявляются не в отношениях с рабом») [Peabody 1985: 20-21]. Бесспорно, нельзя не согласиться, что в истории рабства должна быть представлена точка зрения белых плантаторов-южан. Но только она и была представлена и учитывалась. С другой стороны, упрек рабам в односторонней оценке рабовладельцев несправедлив. Того, кто сам или с помощью надсмотрщиков подвергал рабов истязаниям, насиловал рабынь, разлучал семьи, не спасет репутация хорошего семьянина и южного джентльмена, как не спасла она тех, кого судили в Нюрнберге после Второй мировой войны.

С точки зрения американских историков, «невольничьи повествования» являлись лишь средством аболиционистской пропаганды. Белые аболиционисты, записывая рассказы неграмотных беглецов, редактируя написанное самими беглецами из рабства, могли многое привнести от себя, преувеличить, живописуя ужасы рабства, злодеяния рабовладельцев, что вызывало у ученых сомнение в аутентичности и достоверности текстов. Так, У. Б. Филлипс (1877-1934), “historians’ historic”, самый авторитетный исследователь рабовладения как экономической и социальной системы довоенного американского Юга, с неиссякаемым энтузиазмом собиравший документы, связанные с крупными плантаторскими хозяйствами, тем не менее отверг в качестве исторических документов свидетельство-вания рабов. В работе «Жизнь и труд на Старом Юге» (1929) он писал: «Повествования бывших рабов в целом, как и произведения Генри Бокса Брауна и Отца Хенсона в частности, подвергались такому интенсивному редактированию со стороны аболиционистов, что их достоверность сомнительна» [Philips 1929: 219].

На это можно многое возразить.

Во-первых, классика жанра slave narrative, произведения О.Эквиано, М.Роупера, Ф.Дугласа, У.У. Брауна, Г. Бибба, Дж. Пеннингтона, Г. Джейкобс были написаны ими самими, о чем свидетельствуют не только помещенное в заглавие дополнительное обозначение авторства “written by himself’, не только их рассказы о том, какие трудности пришлось преодолеть, чтобы, несмотря на запреты рабовладельцев и драконовское законодательство южных штатов, научиться читать и писать, но и их письма, речи, публицистические статьи, произведения разных жанров. Например, путевые очерки, роман, пьеса, исторические труды

У. У. Брауна, автобиографическая трилогия, повесть «Раб-герой», речи, редакторская деятельность и журналистское творчество Ф. Дугласа. Количество текстов, написанных бывшими рабами, после Гражданской войны еще больше увеличилось: «...более 90 процентов из шестидесяти семи «повествований», опубликованных после Гражданской войны, были написаны самими чернокожими» [Blassingame 1985: 83].

Во-вторых, не следует так односторонне трактовать работу белых редакторов там, где она была. Аболиционисты стремились во имя задач аболиционистского движения к максимальной, стенографической точности записи. Аболиционистские редакторы даже мешали работе воображения рассказчиков, использованию ими художественного вымысла. Большинство текстов XIX века родилось из выступлений беглецов на аболиционистских собраниях, и опубликованные тексты «повествований» можно сопоставить с опубликованными речами: фактический материал идентичен.

В-третьих, среди записывавших и издававших исповеди невольников были далекие от аболиционистского движения образованные люди, по роду своей профессии (священники, юристы, государственные служащие) или благодаря жизненным ситуациям (знакомство, соседство) ставшие стенографами рассказов беглецов из рабства. Имена многих известны. Их репутация не вызывает подозрений, что они могли фальсифицировать рассказанные им истории.

Произведения бывших рабов представители официозной исторической науки упрекали не только за необъективную картину рабства и преувеличения злодеяний рабовладельцев, но и за не соответствующее действительности изображение рабов. С их точки зрения, на основе этих текстов нельзя было составить верное представление о типичном, среднем рабе, ибо создатели автобиографических «повествований», совершившие успешный побег и сумевшие описать свою жизнь в неволе, были людьми грамотными, незаурядными, очень отличавшимися от остальных рабов. А как быть с Бенджамином Франклином, политиком, дипломатом, ученым, журналистом, писателем? Он, «американец № 1», отличался от рядовых американцев, но это не помешало его соотечественникам видеть в нем национальный символ, воплощение американского национального характера, “self-made man”. В сущности, в этом ряду “self-made men” находятся и О. Эквиано, и Ф. Дуглас, и У. У. Браун, и другие признанные авторы классических произведений этого жанра.

К тому же в Библиотеке Конгресса долго (с конца 30-х гг. до 1945 г.) хранились невостребованными записи 2300 интервью с бывшими рабами преклонного возраста, сделанные в 1934-1938 гг. (FWPA - Federal Writers’ Projects Administration). В 1860 г. им было от восьми до сорока лет. Рассказы этих простых, рядовых людей были записаны с протокольной точностью, к тому же многие рассказы сохранялись и в виде «звукодокументов» [Виктор Дувакин 2008: 298], то есть записывались «живьем»

с помощью технических средств. Издание этих интервью (выборочно в 1945 г.) [Botkin 1945], обращение к ним во многом повлияло на понимание роли рассказов рабов как исторических источников. 29 сентября 1998 г. в Библиотеке Конгресса состоялась презентация объемистого тома с двумя аудиокассетами, каждая по 60 мин., созданного на материале этой коллекции, - «Вспоминая рабство: афроамериканцы рассказывают об их личном опыте жизни в рабстве и на свободе» [Remembering 1998]. А. Берлин, один из трех редакторов этого издания, известный американский историк, профессор Мерилендского университета, является редактором ряда сборников свидетельствований рабов как документальных первоисточников [Families 1997; Free, 1992] и автором исследований рабства в США, написанных в конце XX - начале XXI вв. с использованием этих первоисточников [Berlin 1998; Berlin 2001; Berlin 2003; Berlin 2004].

Письма рабов и «невольничьи повествования» -главные, бесценные свидетельства жертв и беглецов из рабства, рожденные эпохой страданий и усиливающегося сопротивления рабов. Это стали понимать белые и чернокожие историки, культурологи, публицисты, литературоведы второй половины XX в.

Переломным событием стала публикация фундаментальной монографии Дж. У. Блассингейма «Община рабов: жизнь на плантации на довоенном Юге» (The Slave Community: Plantation Life in the Antebellum South) в 1972 г., в которой впервые в американской исторической науке так глубоко и всесторонне была исследована жизнь рабов на американском Юге с позиции рабов, на основе их рассказов [Blassingame 1972].

Вслед за Дж. У. Блассингеймом, на основе этой методологии написаны монографии Ю.Дженевиза «Неси свои воды, Иордан, неси: мир, созданный рабами» (Roll, Jordan, Roll: The World the Slaves Made [Genovese 1974] и М.У.Джексон «Борьба за свободу: отражение первого периода в невольничьих повествованиях до Гражданской войны (1840— I860)» (The Struggle for Freedom: Phase I As Revealed in Slave Narratives of the Pre-Civil War Period (1840-1860) [Jackson 1976].

В 1977 г. в Батон-Руже, столице бывшего рабовладельческого штата Луизиана, были изданы собранные Дж. У. Блассингеймом воедино в толстый, 777-страничный том рукописные и публиковавшиеся письма, речи, интервью, отрывки из «повествований» рабов [Slave testimony 1977]. На фронтисписе стояли мудрые слова, выражающие обретенную в долгом научном поиске истину: «Если мы хотим знать, что чувствовали и о чем думали рабы, мы должны изучить свидетельства рабов...».

Среди этих свидетельств на первом месте документально-публицистический жанр «невольничьих повествований». Беглецы из рабства воссоздают самую полную картину жизни в рабстве и на свободе, рассказывают о том, что тщательно скрывалось рабами от враждебных взглядов рабовладельцев и надсмотрщиков: об их мыслях и чувствах, об отношениях с рабовладельцами, средствах выживания, о

жизни афро-американской общины, о религии, о музыке и песнях, о стремлении к грамотности, к свободе. Эти документальные свидетельства раскрывают не только историю афроамериканцев, но и историю Юга и всей страны.

Из авторов «невольничьих повествований» сформировались и первые афро-американские историки Дж. У. С. Пеннингтон [Pennington 1841], У. У. Браун, авторы трудов по истории афроамериканцев. Так, У. У. Браун не только автор двух редакций «Повествования», путевых очерков, первого афро-американского романа и первой афроамериканской пьесы, но и исторических трудов “Чернокожий человек, его происхождение, его одаренность и его развитие» (The Black Man, His Antecedents, His Genius, and His Achievements) [Brown 1863], «Негр в американском восстании: его героизм и его преданность» (The Negro in the American Rebellion: His Heroism and His Fidelity) [Brown 1867], «Поднимающийся сын, или происхождение и развитие цветной расы» (The Rising Son; or, the Antecedents and the Advancement of the Colored Race) [Brown 1874]. Последняя его работа - «Мой южный дом, или Юг и его народ» (My Southern Ноте: or, the South and Its People) [Brown 1880] - синтез всех жанров в его творчестве: «повествования», путевого очерка, романа, драмы и исторических работ.

«Невольничьи повествования» - важнейшие исторические документы эпохи рабовладения, повествующие абсолютно обо всех сторонах жизни в рабстве и борьбе рабов за свободу. Без них не могут быть воссозданы подлинная история США в XVIII-XIX вв. и история рабства.

Список литературы

Виктор Дувакин - Виктор Ардов. Мейерхольд -«великий и ужасный»... Устные воспоминания писателя Виктора Ардова о В. Э. Мейерхольде / вступительная статья и публикация Н. Панькова // Вопр. лит. 2008. №4. С. 296-331.

Манн Т. Иосиф и его братья: доклад / пер. с нем. Ю. Афонькина // Манн Т. Собр. соч.: в Ют. М., 1959-1961. Т. 9. С. 172-191.

Berlin I. Many thousands gone: the first two centuries of slavery in North America. Cambridge, Mass: Belknap Press of Harvard University Press, 1998. x, 497 p.

Berlin I. American slavery in history and memory. Gettysburg, Pa. : Gettysburg College, 2001. 26 p.

Berlin I. Generations of captivity: a history of African American slaves. Cambridge, Mass: Belknap Press of Harvard University Press, 2003. ill, 374 p.

Berlin I. American slavery in history and memory and the search for social justice // The Journal of American history. March 2004. Vol. 90, No. 4. P. 1251-1268.

Blassingame J.W. The slave community: plantation life in the antebellum South. New York etc.: Oxford University Press, 1972. xv, 262 p.

Blassingame J. W. Using the testimonies of exslaves: approaches and problems // The slave’s narrative / ed. by Ch.T.Davis, H.L.Gates, Jr. Oxford; New York, 1985. P. 78-98.

Brown W. The Black man, his antecedents, his genius, and his achievements. New York: Thomas Hamil-

ton; Boston: R.F.Wallcut, 1863. 288 p.

Brown W.W. Clotel; or, The President’s daughter: a narrative of slave life in the United States, with a sketch of the author’s life. London: Partridge & Oakey, 1853. viii, 245 p.

Brown W.W. The escape; or, A leap for freedom: a drama in five acts / ed. with an introduction by J. Ernest. Knoxville: University of Tennessee Press, 2001. li, 54 p.

Brown W.W. The Negro in the American rebellion: his heroism and his fidelity. Boston: Lee & Shepard, 1867. xvi, 380 p.

Brown W.W. The rising son; or, the antecedents and the advancement of the Colored race. Boston: A. G. Brown & Co, 1874. ix, 552 p.

Brown W. W. My Southern home: or, the South and its people. Boston: A.G.Brown & Co., 1880. viii, 253 p.

Douglass F. The heroic slave // Autographs for freedom / ed. by J. Griffiths. Boston; Cleveland; London, 1853. P. 174-239.

Families and freedom: a documentary history of African-American kinship in the Civil War era / ed. by I.Berlin, L. S.Rowland. New York: The New Press, 1997. xx, 259 p.

Free at last : a documentary history of slavery, freedom, and the Civil War / ed. by I. Berlin...[et al]. New York: The New Press, 1992. xxxiii, 571 p.

Genovese E.D. Roll, Jordan, roll: the world the slaves made nóvese. New York: Random House, 1974. xxii, 823 p.

Jackson M.Y. The struggle for freedom: phase I as revealed in slave narratives of the pre-Civil War period (1840-1860). Chicago: Adams Press, 1976. xiv, 275 p.

Lay my burden down: a folk history of slavery / ed. by B.A.Botkin. Chicago, 111.: University of Chicago Press, 1945. xxi, 286 p.

Peabody E. Narratives of fugitives slaves // The slave’s narrative / ed. by Ch.T.Davis, H.L.Gates, Jr. Oxford; New York, 1985. P. 19-28.

Pennington J.W. C. A textbook of the origin and history of the Colored people. Hartford, Conn: L. Skinner, 1841. 96 p.

Phillips, U. B. Life and labor in the Old South / new introduction by J. D. Smith. Columbia, S. C.: University of South Carolina, 2007. lix, 375 p.

Remembering slavery: African Americans talk about their personal experiences of slavery and emancipation / ed. by I. Berlin, M. Favreau, and S. F. Miller. New York: New Press; Washington, D. C.: Library of Congress, 1998. lii, 355 p.

Slave testimony: two centuries of letters, speeches, interviews, and autobiographies / ed. by J.W.Blassingame. Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1977. 777 p.

М.В.Цветкова, А.С.Волгина (Нижний Новгород)

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО АНГЛИЙСКОГО ЧИТАТЕЛЯ С РУССКИМИ ПОЭТАМИ

В 20-е годы XIX века в европейских литературных кругах усилился интерес к молодой русской поэзии. Одно за другим появились собрание русской

© М.В.Цветкова, А.С.Волгина, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.