Н.А. Потапов
НЕВИДИМОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМА НЕЗАКОННОЙ ВЕРБОВКИ ДЕТЕЙ В КОЛУМБИИ
Аннотация
В статье рассматриваются причины процветания незаконной вербовки детей, которая представляет собой преступление мирового масштаба. Слабость национальной правой базы Колумбии, касающейся данного преступления, в связи с неопределенностью и двойственностью некоторых положений законов, насильственные действия в отношении детей со стороны не только членов незаконных вооруженных формирований, но и сил обеспечения правопорядка - основные препятствия на пути решения этой серьезной проблемы. Доказано, что положение колумбийских детей остается крайне серьезным. С одной стороны, они не вовлекаются в ряды незаконных ультраправых и леворадикальных вооруженных формирований, с другой - подвергаются пыткам со стороны сил правопорядка для получения необходимой информации. Акцентировано внимание автора на активизацию органов власти и институтов гражданского общества в направлении минимизации вышеуказанных проблем.
Ключевые слова:
Колумбия, внутренний вооруженный конфликт, незаконные вооруженные формирования, насилие, права человека, дети и подростки.
N. Potapov
AN INVISIBLE CRIME: THE PROBLEM OF ILLEGAL RECRUITMENT OF CHILDREN IN COLOMBIA
Abstract
This article discusses the reasons for the prosperity of the illegal recruitment of children, which is a crime of global importance. The weakness of the national rights of the Colombian bases concerning the crime, due to the uncertainty and ambiguity of certain provisions of laws, acts of violence against children not only by members of illegal armed groups, but also the forces of law and order - the main obstacles to solving this serious problem. It is proved that the situation of Colombian children remains extremely serious. On the one hand, they are not involved in the ranks of the radical left and far right of illegal armed groups, on the other - are being tortured by the security forces to obtain the necessary information. The attention of the author to enhance government and civil society institutions in the direction of minimizing the above problems.
Key words:
Colombia, internal armed conflict, illegal armed groups, violence, human rights, children and teenagers.
В современном мире политические процессы развиваются динамично и противоречиво. Это обусловлено рядом факторов. Среди них интересы национальных элит [1], сложившейся системы управления в стране [17], эффективностью властных государственных структур [14] и др.
Обращаясь к проблеме незаконной вербовке детей в одной из стран Латинской Америки изначально выделим работы российских исследователей -
В.И. Буренко [2, с. 93-99], З.В. Ивановского [4, с. 95-101; 5, с. 14-24; 7, с. 234258; 9, с. 89-95; 10, с. 17-39; 11, с. 111-140], В.А. Крючкова [12], В.Г. Ледяе-ва [13, с. 124-130], В.А. Ситарова [16, с. 32-38], О.Ф. Шаброва [16, с. 32-38; 18, с. 106-109] позволяющие нам осмыслить противоречия в современном политическом процессе, в том числе на континенте Латинской Америки.
Незаконная вербовка детей представляет серьезную угрозу для любого государства и общества. Сотни тысяч детей по всему миру используются в качестве солдат в ходе вооруженных конфликтов [8]. Многих детей похищают и насильственно принуждают вступить в ряды незаконных формирований, другие вступают в вооруженные группировки, чтобы спастись от бедности, защитить свои общины. И Колумбия, к сожалению, - не исключение из этой тревожной ситуации. Важно отметить, что нет каких-либо точных данных о количестве незаконно рекрутируемых детей в Колумбии, о серьезности ситуации можно лишь судить по отдельным исследованиям. Так, к примеру, согласно информации Колумбийского института благосостояния семьи, только с 1999 по 2012 гг. было демобилизовано более 5000 детей, которые входили в ряды незаконных вооруженных группировок как праворадикальной, так и леворадикальной ориентации. Серьезную озабоченность вызывает и снижение минимального среднего возраста ребенка-рекрута, который снизился за последнее время с 12 до 8-9 лет.
С принятием Конвенции о правах ребенка в 1989 году. Международная правовая система дополнилась положениями, запрещающими вербовку и использование детей, не достигших 15 летнего возраста, со стороны незаконных вооруженных группировок. В феврале 2002 года. вступил в силу Дополнительный протокол к данной конвенции, согласно которому ребенок только по достижении 18 лет мог добровольно вступить в ряды вооруженных формирований как государственного, так и негосударственного характера, а также запрещающий вербовку детей, не достигших установленного возраста со стороны представителей вооруженных сил. Тем не менее, практика незаконного рекрутирования и использования детей для выполнения различных функций в условиях вооруженных конфликтов продолжает вызывать озабоченность со стороны различных международных организаций. По оценкам экспертов канцелярии Специального представителя Генерального секретаря ООН по вопросу о положении детей и вооруженных конфликтов, за последние 10 лет более 6 млн. детей были ранены или получили другие уве-
чья, угрожающие их здоровью, 2 млн. погибло, 13 млн. стали жертвами внутреннего перемещения и 10 млн. стали беженцами. Было также отмечено, что ежегодно около 10000 детей становятся жертвами противопехотных мин и примерно такое же число подвергается сексуальному насилию. Количество детей, используемых в различных целях незаконными вооруженными группировками, представляет собой не менее ужасающую цифру. Согласно данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) более 10 млн. детей становятся жертвами незаконного рекрутирования со стороны вооруженных групп в более чем 30 странах мира. Ситуация, касающаяся детей, рекрутированных и использованных для удовлетворения различных нужд членов незаконных вооруженных группировок в Колумбии, не является исключением из этой жестокой реальности. Генеральный секретарь ООН не раз в своих ежегодных докладах выражал глубокую озабоченность в связи с огромным количеством детей, которые вовлекаются противоправными методами в ряды различных вооруженных группировок, действующих на территории Колумбии [1; 2].
Среди факторов, обуславливающих процветание данного преступления можно выделить следующие: высокий уровень бедности, насилие в семье, слабое воспитание детей, неэффективность государственных мер по противодействию данной проблеме и т.д. Хотя Колумбия и ратифицировала многие международные договоры, запрещающие данное преступление, ситуация остается крайне тревожной. Почему же, несмотря на то, что подписаны различные международные договоры, касающиеся данной проблемы, и проводятся исследования, проблема вербовки и незаконного использования детей остается «невидимой»? Ответить на этот вопрос поможет лишь тщательный анализ правовой базы, регулирующей данную проблему, а также оценка конкретных мер, предпринятых правительством Колумбии.
После разработки Колумбийским институтом благосостояния семьи специальной программы помощи детям и подросткам, вышедшим из рядов вооруженных банд, количество дел переданных в судебные органы, наряду с числом расследований, проводимых для наказания виновных в данном деянии, остаются минимальными. Одна из причин такого положения дел -недостаточное обеспечение безопасности жертв и членов их семей, из-за чего они опасаются давать показания и участвовать в уголовных процессах.
В отношении колумбийской ситуации нет точных данных о количестве детей-солдат, которые принимают участие в вооруженных действи-
ях. ЮНИСЕФ в своем докладе за 2002 год «Колумбийские дети в цифрах» оценило, что их число колеблется между 6-7 тыс. Известная неправительственная организация Human Rights Watch в своем докладе за 2003 год под названием «Научись не плакать. Дети - солдаты в Колумбии» информировала, что их количество может превышать 11 тыс. в то время как Управление Верховного комиссара ООН по правам человека в своем докладе за 2004 год оценило количество детей-солдат в 14 тыс. По последним данным, предоставленным экспертами влиятельной колумбийской газеты «El Tiempo», в 2012 году в рядах незаконных вооруженных группировок различной направленности задействовано более 18 тыс. детей в возрасте от 7 до 17 лет. В общей численности членов этих иррегулярных группировок доля детей может составлять 20-40%.
В 2007 году Генеральный секретарь ООН заявил, что рекрутирование детей тесно связано с массовыми перемещениями людей, так как порой это единственный способ для родителей предотвратить вербовку их ребенка со стороны незаконных вооруженных групп. К тому же дети становятся жертвами не только незаконных формирований, но и также сил обеспечения правопорядка и безопасности государства, и используются ими в качестве информаторов, бойцов, а в случае с девочками в качестве сексуальных рабынь. Детей обучают владению оружием, гранатами, минометами, сбору взрывных установок и т.д.
В отличие от партизан, ультраправые военизированные группировки (па-рамилитарес) из доходов, полученных от наркотрафика, вымогательств и других противоправных действий, регулярно платят детям своего рода зарплату.
Условия бедности и нищеты - факторы, существенно влияющие на использование детей для ведения боевых действий. В вышеуказанном исследовании экспертов Human Rights Watch говорится о том, что иррегулярные силы пользуются уязвимостью детей. Они организуют специальные кампании по вербовке, в которых показывают привлекательность жизни солдата и заманивают детей в свои ряды обещаниями светлого будущего. Некоторые семьи отдают своих детей воевать, потому что не могут их удержать или полагают, что участие в вооруженной группе гарантирует им регулярное питание, одежду и защиту. Многие дети вступают в незаконные группировки, чтобы избежать семейного насилия или в надежде получить любовь, которую им не дала их семья. Согласно п. 6 Парижских принципов, дети вступают в вооруженные
группировки по различным причинам. Во многих случаях из-за насильственной вербовки, в других добровольно в силу тех обстоятельств, которые их окружают. Война также может стать определяющим фактором, из-за которого дети могут присоединиться к вооруженной группе для обеспечения своего выживания, своей семьи в условиях крайней нищеты, нескончаемого насилия, социального неравенства или несправедливости [6]. Гендерное неравенство, разного рода дискриминация и насилие часто обостряются в условиях вооруженных конфликтов.
Вместе с тем, ожидания детей во многих случаях не оправдываются. Они страдают от многочисленных нарушений своих прав, часто их принуждают участвовать в массовых казнях, пытках, убийствах, похищениях и других незаконных действий по отношению к мирному населению. Кроме того, они подвергаются физическому истощению, сексуальному насилию, серьезным психологическим травмам, пыткам со стороны членов иррегулярных группировок.
В Колумбии все незаконные группировки, участвующие в непрекращающемся уже более полувека вооруженном конфликте, подписали соглашения, в которых обязались не использовать и не вербовать детей [3]. Однако эти соглашения стали «мертвой буквой» и игнорировались в процессе мирных переговоров и демобилизации, проведенных между правительством и этими незаконными группировками, в связи с отсутствием политического интереса к данной проблеме. В декларации Парамильо, подписанной ультраправыми Объединенными силами самообороны Колумбии (AUC) 26 июля 1998 года, ее члены обязались не рекрутировать детей до 18 лет и не использовать их в разведывательных операциях. Такое же положение дел обстояло и с леворадикальной группировкой Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC).
Тем не менее, этот феномен не только не исчезает, но и продолжает набирать силу. В связи с данной ситуацией Комитет по правам ребенка выразил свою озабоченность касательно проблемы незаконной вербовки детей и в частности по поводу следующих ситуаций:
1. Массовое рекрутирование детей вооруженными группами для ведения боевых действий и использование их в качестве сексуальных рабов;
2. Допрос представителями государственных вооруженных сил детей, схваченных ими или демобилизованных из рядов вооруженных группировок, а также нарушение военными официально установленного 36-часового срока для передачи детей представителям гражданской власти;
3. Использование детей в качестве добытчиков разведданных;
4. Недостаточный уровень социальной реинтеграции, реабилитации и возмещения ущерба, который был нанесен демобилизованным детям-солдатам;
5. Большое количество детей, пострадавших от противопехотных мин;
6. Нехватка транспарентности в исследовании аспектов, касающихся незаконной вербовки детей, и в переговорах с вооруженными группами, что порождает безнаказанность виновных в этом преступном деянии.
В августе 2007 года Офис омбудсмена, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев и ЮНИСЕФ предоставили Конституционному суду Колумбии информацию о том, что в 13 департаментах страны незаконные вооруженные группировки продолжают осуществлять вербовку детей. В результате Конституционный суд принял несколько постановлений, в которых потребовал от Генеральной прокуратуры предоставить информацию о мерах, предпринятых для расследования указанных случаев.
В результате демобилизации AUC (2003-2006 гг.), проведенной в период мандата А. Урибе Велеса, более 30 тыс. членов этой праворадикальной группировки AUC сложили оружие. В то же время часть из них создала новые криминальные группировки (BACRIM, bandas criminales emergentes), которые продолжают осуществлять политический и экономический контроль в зонах своего присутствия. Они же занимаются и рекрутированием детей, игнорируя соответствующее соглашение, заключенное с правительством Колумбии. Для привлечения детей в свои ряды члены незаконных группировок даже посещают школы. Такие случаи были зафиксированы в департаментах Каука и Коринто.
В 2007 году в своем ежегодном докладе о положении детей в условиях вооруженного конфликта Генеральный секретарь ООН выражал озабоченность продолжением практики вербовки детей со стороны группировок «Черные орлы» и «Черные руки». В аналогичном докладе за 2009 год было также отмечено, что вербовка - это обычная практика для вооруженных групп, возникших в связи с провалом вышеуказанного процесса демобилизации. Представитель ООН в Колумбии исследовал показания различных детей и подростков, входивших ранее в ряды AUC, в которых они указывали на давление с целью их привлечения в данную группировку.
В 2007 году Верховный комиссариат Колумбии по вопросам мира зарегистрировал 823 случая демобилизации детей из рядов парамилитарес, из которых 432 ребенка сдались самостоятельно. Эта последняя цифра и может
свидетельствовать о неэффективности выполнения обязательства по передаче детей законным властям со стороны праворадикальных группировок.
В дополнение к этому, ситуация серьезно осложняется действиями представителей государственных сил обеспечения правопорядка. Хотя формально они не рекрутируют детей, все же можно отметить две формы связи детей с этими структурами: использование детей в разведывательных операциях и проведение военно-гражданских кампаний. В связи с этим Комитет по правам ребенка выразил озабоченность по поводу применения таких практик, так как в результате этого дети подвергаются огромному риску стать жертвами противоборствующих сил.
В своем докладе за 2009 год ООН заявила о том, что ей предоставили достоверную информацию об использовании детей со стороны представителей сил безопасности в разведывательных целях, несмотря на то, что это противоречит государственной политики Колумбии.
С другой стороны, заслуживает особого внимание практика проведения военно-гражданских кампаний со стороны государственных вооруженных сил страны, в которых участвовали и дети. Так, в департаменте Антиокия, ВВС Колумбии провели подобную кампанию под названием «Группа ястребы», в ходе которой дети в возрасте от 8-16 лет обучались военной подготовке членами подразделения ВВС №5 муниципии Риогед-но, а также носили униформу и отличительные знаки данного отделения вооруженных сил. Согласно официальной информации, проведения данной кампании было направлено на «служение родине, Колумбии».
В 2005 году Генеральный прокурор Колумбии проанализировал случай, связанный с проведением еще одной военно-гражданской кампании под названием «Солдаты на один день». В ходе этой программы, проведенной в департаменте Араука, в дети, переодетые в униформу, посещали военные объекты и проходили военную подготовку. Одновременно военнослужащие склоняли детей отказаться от своих семей или близких, связанных с повстанческими группировками. В связи с этим, Генеральный прокурор отметил, что подобные программы могут причинить вред ребенку и проведение обучающих мероприятий не входит в компетенцию вооруженных сил страны.
Колумбия ратифицировала многие международные договоры и соглашения, регулирующие защиту прав детей, среди которых можно выделить Конвенцию о правах ребенка и Дополнительные протоколы к
ней, Американскую конвенцию по правам человека, Римский статут международного уголовного суда и т.д.
Согласно ст. 38 Конвенции о правах ребенка, государство обязано принимать все необходимые меры, чтобы не допустить участия детей до 15 лет в вооруженных конфликтах. Одновременно необходимо принять меры по физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции детей - жертв любой формы эксплуатации или злоупотребления, пыток и других страданий. В результате ратификации Дополнительного протокола к Конвенции о правах, касающегося участия детей в конфликтах, возрастной порог был повышен до 18 лет. Было также сделано важное замечание запрещающее несовершеннолетним детям вступать в вооруженные силы даже с разрешения их родителей. Для ООН принятие международных договоров, касающихся запрета на незаконную вербовку детей - без сомнения шаг вперед в борьбе с данной угрозой, но в то же время это создает ряд трудностей для властей, касающихся реинтеграции и возмещения ущерба жертвам данного преступления.
В 2007 году ООН разработала документ под названием «Принципы и руководящие указания относительно детей, участвующих в вооруженных силах или вооруженных группах (так называемые Парижские принципы), содержащие ряд положений, касающихся процесса реинтеграции и помощи детям. В пункте 2.1 данного документа дается четкое определение ребенка, связанного с вооруженными силами или незаконной группировкой. «Это любое лицо, не достигшее 18 летнего возраста, ныне или ранее завербованное или используемое вооруженными силами или вооруженной группировкой в любом качестве, включая детей -мальчиков и девочек - используемых в качестве бойцов, носильщиков, разведчиков или в сексуальных целях, но, не ограничиваясь ими». В соответствии со статусом жертвы, который приобретают дети, незаконно рекрутируемые вооруженной группой Парижские принципы постановили, что дети, обвиняемые в совершение преступлений в составе вооруженной группы, должны считаться в первую очередь жертвами этого преступного деяния против международного права, а не только преступниками. Поэтому они имеют право на восстановление справедливости и социальную реабилитацию в соответствии с международным правом, которое гарантирует детям специальную защиту посредством применения к ним различных принципов и соглашений.
Колумбия ратифицировала также Женевские конвенции и дополнительные протоколы к ним, в соответствии с которыми взяла на себя обязательство уважать и соблюдать их на всей национальной территории, в особенности в отношении защиты гражданского населения. В соответствии с этим документом запрещается участие детей до 15 лет в вооруженных конфликтах и обеспечивается более высокий уровень их защиты. При этом запрещается как прямое, так и косвенное участие детей в боевых действиях. Это положение было принято на основе Римского статута, который определил как военное преступление набор или вербовку детей до 15 лет в национальные вооруженные силы или использование их для активного участия в боевых действиях. На международном уровне этой проблемой занимаются различные органы ООН. В связи с этим важно отметить Резолюции №1265 от 1999 года, №1314 от 2000 года, №1374 от 2001 года и №1460 от 2003 года Совета безопасности. В этих документах решительно осуждаются действия в отношении детей, повлекшие смерть, действия против физической неприкосновенности, сексуальное насилие, похищения и насильственные исчезновения и т.д. Одновременно осуждаются атаки на гражданские объекты, где находятся дети, в частности, на больницы и школы. Совет безопасности также призывает все стороны вооруженного конфликта прекратить подобную практику и соблюдать нормы международного гуманитарного права. Особую важность приобретает Резолюция №1612, устанавливающая систему мониторинга и отчетности в странах с вооруженным конфликтом, в условиях которого дети становятся жертвами незаконной вербовки. Документ предусматривает также создание специальной целевой группы из представителей ООН и неправительственных организаций для мониторинга территории и выявления нарушений прав человека и норм международного гуманитарного права, связанных с гибелью и увечьями детей, их использованием в качестве солдат, атаки на больницы и школы, изнасилования детей, похищения и отказ в доступе к гуманитарной помощи. Эта группа начала свою работу в феврале 2009 года. В Резолюции №1812 от 2009 года Совет безопасности ООН подтвердил важность соблюдения вышеуказанных резолюций, а также рекомендовал Генеральному секретарю включать в приложения к своим ежегодным докладам информацию об участниках вооруженного конфликта, виновных в незаконных действиях, приводящих к смерти и на-
носящих увечья детям, включая различные формы сексуального насилия над детьми в условиях вооруженного конфликта. Таким образом, система мониторинга охватывает не только участников вооруженного конфликта, рекрутирующих детей, но и всех, кто несет ответственность за совершения убийств, причинение увечий и сексуальное. Все эти лица могут быть включены в список Генерального секретаря ООН.
Эта тема находит отражение и в национальном законодательстве Колумбии. Так, ст. 44 Конституции 1991 года отмечает, что дети имеют право на гармоничное развитие своей личности, обеспечение прав детей приоритетно по сравнению с правами других членов общества, и что государство, общество и семья должны защищать их.
В соответствии со ст. 162 Уголовного кодекса Колумбии незаконная вербовка детей до 18 лет или их вовлечение (прямо или косвенно) в боевые действия или вооруженные акции наказывается лишением свободы на срок от 6 до 10 лет. Закон №1098 от 2006 года возлагает защиту детей от подобных действий на государство. Всем без исключения демобилизованным незаконно завербованным детям предоставляется амнистия. Государство должно исключить возможность любой формы экономической эксплуатации детей и их использование в военных действиях, психологических операциях и военно-гражданских кампаниях. В то же время Генеральное прокуратура может прекратить уголовное преследование в отношении демобилизованных детей только в следующих случаях:
1. Должно быть установлено, что в основе решения подростка вступить в ряды вооруженной группы были причины социального, экономического или культурного характера;
2. Что социальная маргинализация и экономическая и культурная ситуация не позволяли подростку найти другой альтернативы развития своей личности;
3. Должно быть доказано, что подросток вступил в ряды вооруженной группировки в результате применения силы или угроз.
Закон №1106 от 2006 года предусматривает создание Программы по защите свидетелей, жертв, других участников уголовного процесса и прокуроров. В соответствии с этим документом детям и их близким до четвертой степени родства должна предоставляться защита и оказываться социальная помощь в случае угрозы жизни из-за их участия в уголовном процессе.
Закон №782 от 2002 года возлагает обязанность разработки и осуществления программ специальной защиты детей до 18 лет, ставших
жертвами насилия в условиях вооруженного конфликта, на Колумбийский институт благосостояния семьи.
Анализируя данную проблему, невозможно не коснуться крайне важного Закона справедливости и мира, принятого в период президентства А. Урибе Велеса и устанавливающего правовые основы для процесса демобилизации парамилитарес. В период обсуждения данного документа в Национальной ассамблее правозащитники и другие представители гражданского общества в стране и за рубежом выражали озабоченность в связи с его противоречивыми положениями. Так, Межамериканская комиссия по правам человека отмечала, что в обязанности колумбийского государства входит обеспечение восстановления истины, справедливости и возмещение ущерба жертвам вооруженного конфликта. Уде после вступления этого закона в силу (22 июля 2005 года) указанная комиссия отметила, что документ не учитывал необходимости установления истины относительно продолжающегося несколько десятилетий вооруженного конфликта, ни развитие парамилитаризма, ни степень участия различных субъектов в совершении преступлений против гражданского населения. В результате, считает комиссия, положения закона не содержат стимулов для того, чтобы демобилизовавшиеся признали в полное мере свою ответственность за совершение преступлений в обмен на получение существенного смягчения наказания. В силу этих причин нет гарантии того, что все преступления будут в полной мере раскрыты, а их виновники понесут наказание. Институциональные механизмы, созданные в соответствии с этим законом, не в состоянии дать объективную правовую оценку многочисленным преступлениям, совершенным вооруженными группировками за последние годы. Хотя в качестве обязательного условия для смягчения наказания для сложивших оружие фигурирует передача всех завербованных детей, сам факт вербовки не препятствует получению правовых льгот.
Таким образом, положение колумбийских детей остается крайне серьезным. С одной стороны, они не вовлекаются в ряды незаконных ультраправых и леворадикальных вооруженных формирований, с другой - подвергаются пыткам со стороны сил правопорядка для получения необходимой информации. Решению данной проблемы не способствует и слабая правовая база, а также неоднозначность толкования некоторых положений законов.
Литература
1. Буренко В.И., Титова О.Н. Эффективность политической элиты и качество жизни населения // Современные проблемы науки и образования. 2013. №6.
2. Буренко В.И. Молодежная политика в контексте законотворческих поисков // Youth World Politic. 2013. №2.
3. Ивановский З.В. Колумбия: мирный процесс и перспективы урегулирования вооруженного конфликта (окончание) // Латинская Америка.
2013. №4.
4. Ивановский З.В. Проблема национальной идентичности и административно-территориального устройства в полиэтнических государствах // Латинская Америка. 2012. №6.
5. Ивановский З.В. Латинская Америка: метаморфозы политической модернизации // Латинская Америка. 2011. №12.
6. Ивановский З.В. Колумбия: от демократической безопасности к демократическому процветанию // Латинская Америка. 2011. №5.
7. Ивановский З.В. Колумбия: государство и вооруженная оппозиция // Латиноамериканский исторический альманах. 2011. №11.
8. Ивановский З.В. Внутренний вооруженный конфликт в Колумбии: история, состояние и перспективы // Электронный научно-образовательный журнал История. 2010. №3.
9. Ивановский З.В. Борьба с терроризмом: точка зрения колумбийского правительства // Латинская Америка. 2010. №11.
10. Ивановский В.И. Реальная политика и избирательные стратегии Колумбии // Латинская Америка. 2014. №11.
11. Ивановский З.В. Конституционные реформы в латинской Америке и их политические последствия (конец ХХ - начало XXI в.) // PolitBook.
2014. №1.
12. Крючков В.А., Сковиков А.К., Шумилова О.В. Зарубежный опыт политического развития общества (по материалам архивных документов) // Современные проблемы науки и образования. 2014. №4.
13. Ледяев В.Г. Социально-философский анализ власти в локальных сообществах (зарубежный опыт) // Знание. Понимание. Умение. 2012. №3.
14. Ледяев В.Г., Ледяева О.М. Легитимность и сила // Знание. Понимание. Умение. 2014. №2.
15. Ситаров В.А., Романюк Л.В., Луговой М.В. Жизнеспособность «Концепция воспитания жизнеспособных поколений» // Сибирский педагогический журнал. 2007. №1.
16. Шабров О. Испытание разнообразием: пределы управления в современном мире // Государственная служба. 2007. №2.
17. Шабров О.Ф. Системный подход и моделирование: общие принципы и специфика применения в политической сфере // Моделирование в социально-политической сфере. 2007. №1.
18. Шабров О.Ф. Образование - концентрированное выражение политики // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2013. Т. 6. №1(27).
19. El delito invisible. Criterios para la investigación del delito y del reclutamiento ilícito de ninós y niñas en Colombia, Comisión Colombiana de Juristas, Septiembre de 2009, Bogotá, Colombia, p. 9. URL: http://coalico.org/destacadas/ninos-ninas-y-jovenes/45-articulos-del-carrusel/68-carrusel-coalico-5.html (access: 05.04.2014).
20. Denuncian reclutamiento de niños desplazados en 13 departamentos, 29 de junio de 2007. URL: http://www.caracol.com.co/ nota.aspx?id=512388 (access: 05.04.2014).
References
1. Burenko V.I., Titova O.N. Effektivnost' politicheskoi elity i kachestvo zhizni naseleniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. №6.
2. Burenko V.I. Molodezhnaya politika v kontekste zakonotvorcheskikh poiskov. Youth World Politic. 2013. №2.
3. Ivanovskii Z.V. Kolumbiya: mirnyi protsess i perspektivy ureguliro-vaniya vooruzhennogo konflikta (okonchanie). Latinskaya Amerika. 2013. №4.
4. Ivanovskii Z.V. Problema natsional'noi identichnosti i administra-tivno-territorial'nogo ustroistva v polietnicheskikh gosudarstvakh. Latinskaya Amerika. 2012. №6.
5. Ivanovskii Z.V. Latinskaya Amerika: metamorfozy politicheskoi mod-ernizatsii. Latinskaya Amerika. 2011. №12.
6. Ivanovskii Z.V. Kolumbiya: ot demokraticheskoi bezopasnosti k de-mokraticheskomu protsvetaniyu. Latinskaya Amerika. 2011. №5.
7. Ivanovskii Z.V. Kolumbiya: gosudarstvo i vooruzhennaya oppozit-siya. Latinoamerikanskii istoricheskii al'manakh. 2011. №11.
8. Ivanovskii Z.V. Vnutrennii vooruzhennyi konflikt v Kolumbii: istoriya, sostoyanie i perspektivy. Elektronnyi nauchno-obrazovatel'nyi zhurnal Istoriya. 2010. №3.
9. Ivanovskii Z.V. Bor'ba s terrorizmom: tochka zreniya kolumbiiskogo pravitel'stva. Latinskaya Amerika. 2010. №11.
10. Ivanovskii V.I. Real'naya politika i izbiratel'nye strategii Kolumbii. Latinskaya Amerika. 2014. №11.
11. Ivanovskii Z.V. Konstitutsionnye reformy v latinskoi Amerike i ikh poli-ticheskie posledstviya (konets KhKh - nachalo XXI v.). PolitBook. 2014. №1.
12. Kryuchkov V.A., Skovikov A.K., Shumilova O.V. Zarubezhnyi opyt politicheskogo razvitiya obshchestva (po materialam arkhivnykh dokumen-tov). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. №4.
13. Ledyaev V.G. Sotsial'no-filosofskii analiz vlasti v lokal'nykh soob-shchestvakh (zarubezhnyi opyt). Znanie. Ponimanie. Umenie. 2012. №3.
14. Ledyaev V.G., Ledyaeva O.M. Legitimnost' i sila. Znanie. Ponima-nie. Umenie. 2014. №2.
15. Sitarov V.A., Romanyuk L.V., Lugovoi M.V. Zhiznesposobnost' «Kontseptsiya vospitaniya zhiznesposobnykh pokolenii». Sibirskii peda-gogicheskii zhurnal. 2007. №1.
16. Shabrov O. Ispytanie raznoobraziem: predely upravleniya v sovre-mennom mire. Gosudarstvennaya sluzhba. 2007. №2.
17. Shabrov O.F. Sistemnyi podkhod i modelirovanie: obshchie print-sipy i spetsifika primeneniya v politicheskoi sfere. Modelirovanie v sotsial'no-politicheskoi sfere. 2007. №1.
18. Shabrov O.F. Obrazovanie - kontsentrirovannoe vyrazhenie politiki. Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie. 2013. T. 6. №1(27).
19. El delito invisible. Criterios para la investigación del delito y del reclutamiento ilícito de ninós y niñas en Colombia, Comisión Colombiana de Juristas, Septiembre de 2009, Bogotá, Colombia, p. 9. URL: http://coalico.org/destacadas/ninos-ninas-y-jovenes/45-articulos-del-carrusel/68-carrusel-coalico-5.html (access: 05.04.2014).
20. Denuncian reclutamiento de niños desplazados en 13 departamentos, 29 de junio de 2007. URL: http://www.caracol.com.co/ nota.aspx?id=512388 (access: 05.04.2014)..