Научная статья на тему '«Невесты Аллаха»: кто они?'

«Невесты Аллаха»: кто они? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1341
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Артюшкин А.

«Мир и согласие», М., 2006 г., № 1., с. 126-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Невесты Аллаха»: кто они?»

А. АРТЮШКИН,

заместитель начальника отдела Главного командования Внутренних войск МВД России «НЕВЕСТЫ АЛЛАХА»: КТО ОНИ?

Терроризм - главная угроза, с которой сталкивается человечество в XXI в. Эта мысль, еще совсем недавно казавшаяся сомнительной, сейчас превратилась в аксиому. При этом примерно с начала 90-х годов мир столкнулся с совершенно новым обликом терроризма. В отличие от террористов 70-80-х годов, новая генерация «борцов за идею» чаще всего не ставит перед собой конкретных политических целей, не имеет левой идеологической окраски и - это особенно важно - лишена инстинкта самосохранения. «Новые террористы» организовывают массовые убийства, делая их, благодаря современным информационным технологиям, публичными, и потому все более шокирующими. Принципиально важным итогом терактов является возникновение массового ужаса, который, по мнению террористов, способен сделать противника более сговорчивым и повысить его стремление к поиску компромиссов. Объектами преступлений, совершаемых террористами, стали выбираться не хорошо охраняемые территории (нефтяной, газовой и другой индустрии), а слабо защищенные - места массовых скоплений граждан, туристические комплексы, места торговли, школы, дискотеки, ночные клубы. При этом терроризм использует слабые места демократических обществ, которые во главу угла ставят ценность человеческой жизни и готовы на многое ради ее сохранения.

Террористические акты, произошедшие 11 сентября 2001 г. в США и в 2002-2005 гг. в России - захват заложников в «Норд-Осте» и школы в Беслане, террористическая вылазка боевиков в Нальчике - превзошли все предыдущие теракты по объему действий и наступившим последствиям, что заставило ученых и общественность по-новому посмотреть на это явление. Во всех приведенных случаях (отметим, что этот скорбный перечень далеко не полный) теракты совершили террористы-смертники. За последние пять лет, начиная с 2000 г., в России произошло не менее 25 терактов с участием смертников. Что примечательно, большинство из них осуществили женщины-террористки. Известно, что идея под-

готовки террористов-смертников принадлежит самопровозглашенному президенту ЧРИ Джохару Дудаеву, который еще 20 марта 1995 г. издал указ № 16 о формировании специальных добровольческих «подразделений смертников». После смерти Д. Дудаева его план развил Шамиль Басаев, создав так называемый «Исламский батальон шахидов "Риядус-Салихьийн"» (в переводе с арабского - «Сады праведников»), который входит в число наиболее самых опасных террористических организаций в мире. По сути, А. Масхадов, Ш. Басаев и другие чеченские лидеры пошли на крайние меры, прибегая к услугам смертников. С их помощью они рассчитывают оказать психологическое давление на российское общество и таким образом добиться своих целей.

В условиях, когда различные страны мира все чаще сталкиваются с проблемой исламского терроризма, очень важно понять психологию экстремистов и религиозную мотивацию их поступков, ведущих к гибели тысяч людей, которых они считают «неверными». С женщинами, готовыми превратиться в живые бомбы, наша страна впервые столкнулась в 1999 г., когда спецслужбы узнали, что чеченские боевики по палестинскому подобию готовят смертниц для организации терактов. Их называют «невесты Аллаха», «черные вдовы», шахидки... Первой из них стала родственница Арби Бараева, прорвавшаяся 7 июня 2000 г. на автомобиле, начиненном взрывчаткой, к зданию комендатуры в Алхан-Юрте (ЧР). В результате теракта два человека погибли и пять человек получили ранения. После этого случая боевики резко активизировали акции с участием женщин-смертниц. Так, 2 июля 2000 г. в Чечне одновременно произошло пять таких терактов: два в Гудермесе (машины были остановлены встречным огнем и взорвались в отдалении от зданий), еще по одному в Новогрозненском, Урус-Мартане и Аргуне. Самым кровавым терактом в Чеченской Республике, осуществленным боевиками, в том числе с помощью 15-летней смертницы, стал подрыв Дома правительства в Грозном 27 декабря 2002 г., в результате которого погибли 72 и ранены 210 человек. Две террористки-смертницы были и в составе банды, захватившей 1 сентября 2004 г. заложников в школе № 1 в Бес-лане (Северная Осетия). По одной из версий следствия, в результате они были расстреляны самими же боевиками. В Москве «черные вдовы» впервые объявились в октябре 2002 г. во время захвата

заложников на мюзикле «Норд-Ост» (на экранах телевизоров не раз среди бандитов позировали женщины в черном одеянии). Благодаря действиям спецслужб ни одна из них - а смертниц в театральном центре на Дубровке было почти два десятка - так и не успела привести в действие взрывное устройство.

Хорошо известно, что женщины, как правило, не участвуют в войнах, традиция предписывает им роль хранительниц домашнего очага. Появление женщин-смертниц в Чечне напрямую связано с распространением на Северном Кавказе ваххабизма, который обещает прямое попадание в рай после «мученической смерти», принятой в борьбе с «неверными». Вместе с тем, следует отметить, что в мире это далеко не уникальное и не новое явление. Женщин-самоубийц применяли (и применяют) и палестинцы, и курды, и тамильские террористы Шри-Ланки. Только с января 2002 г. по сентябрь 2004 г. восемь палестинских женщин взорвали себя на территории Израиля (первой женщиной-смертницей, взорвавшей себя в обувном магазине в январе 2002 г., была 28-летняя медсестра Вафе Идрис). Но даже в мусульманских странах, где терроризм практикуется, использование женщин смертниц не стало массовой практикой.

Среди важнейших причин подготовки женщин-террористок можно назвать три главных.

1. Женщины вызывают меньше подозрений у проверяющих органов, поэтому им проще проникнуть в любое общественное место. Так, 20-летняя студентка из Рамаллаха Ахлам Тамини, свободно владевшая английским языком, чтобы не вызывать подозрений у израильских солдат, маскировалась под иностранную туристку и даже взяла с собой фотокамеру. Одна из террористок-смертниц, осуществившая взрыв во время религиозного праздника 14 мая 2003 г. в Илисхан-Юрте Гудермесского района Чечни выдавала себя за журналистку и также имела при себе видеокамеру.

2. Женщины легче и активней реагируют на мотивацию. Их легче заставить идти мстить за погибших мужей, детей, братьев или других родственников.

3. Психологический фактор. Вовлечение женщин, по мнению террористов, говорит о том, что на борьбу за то или иное «правое дело» готовы встать все и каждый.

Впервые лидеры организаций «Исламский джихад» и ХАМАС, использующие террористические методы, заговорили об операциях с использованием «живых бомб» в 1988 г. (мужчины-смертники применялись и ранее). Они считали, что этот метод борьбы имеет колоссальное «воспитательное» значение. Сегодня для палестинских подростков террористы-смертники превратились в таких же героев, как рок-звезды или известные спортсмены. Этим людям молодежь поклоняется, на них она стремится быть похожей. Не смотря на то, что в результате подобных операций гибнут десятки ни в чем не повинных людей, опросы, проведенные Центром по изучению общественного мнения Палестинской автономии, показывают: 76% ее жителей поддерживают атаки смертников, и только 12,5% выступают против такой формы борьбы.

Как относится к такому страшному поступку мусульманская религия? Безусловно, такие действия впрямую противоречат догмам ислама, который запрещает самоубийство без каких-либо оговорок. Ислам воспевает жизнь и ее преимущества, а не смерть, в нем нет культа мучеников. Мученик - это тот, кто страдает от действий врагов ислама и в силу своей веры, а не по политическим убеждениям. Мученик не ищет смерти, он понимает, что самая большая ценность - это жизнь, и он не может уйти из жизни, кроме как от рук угнетателей. Один из хадисов Пророка Мухаммеда гласит: «Тот, кто намеренно убьет себя, будет наказан вечным пребыванием в аду». Жизнь, говорится в исламских постулатах, принадлежит Всевышнему, доверившему ее простому смертному. Нарушить это правило - означает посягнуть на божественную власть. Об этом говорят и крупнейшие мусульманские авторитеты. Например, генеральный секретарь Ассоциации мусульман Италии, имам итальянской мусульманской общины шейх Абдул Хади Палачи по этому поводу сказал: «Согласно Корану, человек может отнять жизнь другого человека только в трех случаях: если он, как воин, сражается с врагами; если суд на законных основаниях утвердил смертный приговор; наконец, если жизни конкретного человека угрожает опасность. Самоубийство же террориста не относится к этим случаям. Что касается женщины, то ее грех самоубийства по сравнению с мужчиной удесятеряется, ибо, идя на смерть, она лишает милосердия и милости Всевышнего не только себя, но и всех своих родных по женской линии».

По мнению муфтия Чечни Ахмада Шамаева, «Коран категорически запрещает совершать подобные поступки мусульманам и тем более мусульманкам. Запрещены они и чеченскими обычаями и традициями. Женщины, как, впрочем, и дети не могут ни мстить, ни становиться объектами мести. Если же кто-то из женщин отважится на самоубийство ради мести, то и их семьи могут быть подвергнуты мщению. Те же, кто посылает мусульманок совершать подобные преступления, и род их будут прокляты Всевышним до скончания века».

О том, что ислам осуждает терроризм, свидетельствует и недавнее выступление мусульманского духовенства Саудовской Аравии: Совет верховных священнослужителей этой страны назвал подрывные акции и убийства «опасными преступлениями», противоречащими шариату, а людей, оправдывающих эти действия, джихадом, - сбившимися с верного пути. Здесь нелишне подчеркнуть, что Саудовская Аравия является хранительницей главных исламских святынь.

Таким образом, заставлять людей идти на самопожертвование во имя ислама - это изобретение современных улемов - знатоков богословия, в первую очередь связанных с экстремистскими организациями. Они превозносят акции смертников и многое делают, чтобы внедрить «культ смерти» в сознание простых мусульман. Так, имам лондонской мечети, расположенной в Финсбери-парк, Абу Хамза аль-Масри (арестован 27 мая 2004 г.) в свое время утверждал: «Мученичество и самопожертвование - наивысшая форма джихада. Если ты живешь ради Аллаха, то пожертвовать своей жизнью ради него - наивысшее выражение веры». В ежемесячном журнале экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Исламская партия освобождения») «Аль-ваъй» в «Общих принципах самопожертвования во имя Аллаха» указывается: «...по шариату мусульманину можно использовать любые методы и средства против неверных, если они применяются для убийства неверного. Мусульманин, взорвавший себя ради уничтожения врагов, также считается совершившим джихад, и это является великим проявлением мужественного ведения войны. И поэтому когда мусульманин взрывает себя ради убийства врага, то это акт совершается во имя Аллаха. Если женщина считается воином, то ее убийство тоже разрешено по шариату». Таким образом,

исламские экстремисты пытаются внушить обществу, что за женщинами сохраняется «право на самоубийство» наравне с мужчинами «во имя святого дела». «Женщины не нуждаются в религиозных правилах для совершения самоубийства. Ислам разрешает им это», - был убежден погибший организатор и духовный лидер ХАМАС шейх Ахмед Ясин.

На этом фоне борьба за право стать «живой бомбой» для некоторых мусульманских женщин (преимущественно, палестинок) превратилась в своеобразное средство защиты от традиционно унизительных для женщин догматических правил восточного уклада жизни. И палестинские смертницы с «поясами шахидов» обрушились на израильские города. «А как еще подняться в глазах нашего общества, где мы зачастую имеем немногим больше прав, чем животные?», - заявляла журналисту американской газеты «Сан-Диего юнион трибюн» одна из будущих «сестер джихада».

Что же заставляет их - потенциальных матерей - пополнять ряды террористов? Итак, основными мотивами для совершения терактов женщинами-террористками являются:

1. Стремление «очистить свое имя». Женщина по имени Иман Асха, мать двоих детей, пыталась пронести на центральную автобусную станцию в Тель-Авиве 5 кг взрывчатки. К счастью, ее удалось вовремя задержать. На допросе Иман объяснила свое решение стать «живой бомбой» тем, что ее мужа арестовали за связь с израильтянами, и она стремилась «очистить свое имя, а заодно поднять в будущем социальный статус своих детей».

2. Часто поводом для совершения терактов становится обида женщин на действия правоохранительных органов (воинских подразделений) или месть за друзей и родственников. Так, 19-летняя Хиба Дарагмех, входившая в «Исламский джихад», взорвалась у торгового центра г. Афула (Израиль), в результате чего погибло четыре человека, еще 15 получили ранения. Поводом для самопожертвования стала обида на израильских солдат: по дороге в школу ее вместе с подругами задержали израильские солдаты и потребовали снять платок, скрывавший часть лица. Девушка отказалась, и солдаты силой сорвали платок. После этого случая Хиба и решила отомстить, став «живой бомбой». Другая палестинка, 20-летняя Арин Ахмед, задержанная израильскими спецслужбами и обвиняемая в подготовке взрыва в Ришон Лецион, на следствии объяс-

нила, что хотела отомстить за смерть своего друга, боевика из группировки «Танзим», убитого израильскими солдатами.

3. Многих женщин на путь террора приводят романтические отношения с мужчинами - членами радикальных организаций. Стремясь стать настоящими «боевыми подругами», женщины готовы выполнить любые поручения.

4. Желание «искупить свою вину перед Аллахом». Известно, что среди террористок-смертниц немало женщин, которых в строгой мусульманской среде считают «порчеными». Такими, по одной из версий, были женщины, чьи фамилии упоминаются в связи с терактами в двух авиалайнерах, потерпевших крушение в Тульской и Ростовской областях (24 августа 2004 г.) и взрыве в Москве у станции метро «Рижская» (31 августа 2004 г.). Палестинская женщина-смертница Вафе Идрис пошла на смерть потому, что ее подозревали во внебрачной связи. По той же причине смертницей стала 22-летняя Рим Салах Риаши, мать двоих детей, покончившая с собой в январе 2004 г. на КПП «Эрез» в Газе. Известно, что такое вольное поведение для девушки и в Чечне - дело крайне постыдное, и позор (в случае огласки) может пасть на весь род. Это и используют бандиты, применяя простой шантаж, тем самым ломая молодую неокрепшую психику. Однако не всегда «порчеными» женщины становятся по своей воле. Чаще их просто похищают, затем насилуют, а сцены насилия, в ряде случаев групповые, снимают на видеокамеру. Молодых девушек нередко похищают из дома под видом женитьбы. Именно так была похищена в чеченском селе Курчалой Зулихан Элихаджиева (1983 г.р.), совершившая 5 июля 2003 г. теракт в Москве во время рок-фестиваля «Крылья». Такие девушки на некоторое время действительно становятся женами - в походном варианте этого слова - террористов, удовлетворяя похоть не только «мужей», но и их друзей, коллег. Потом надоевшую жену взрывают. Смертница, назвавшаяся Луизой Осмаевой, в июне 2003 г. отправленная боевиками на смерть, находилась на четвертом месяце беременности. 19-летняя Зулихан Элихаджиева, как показала посмертная экспертиза, тоже была беременна. Беременные шахидки - это ноу-хау чеченских боевиков, такого не было даже в Палестине.

5. Угроза жизни родителям (или близким родственникам) потенциальной смертницы со стороны бандитов.

6. Но есть и религиозные люди, идущие на смерть в силу убеждений. «Я буду счастлива, если моя дочь ценой своей жизни убьет Шарона, но если не получится, пусть убьет двух-трех израильтян», - заявляет западным репортерам молодая палестинская мать. Поэтому не удивительно, что самым «модным» лозунгом на палестинских территориях стал клич: «Мы выложим дороги в рай черепами евреев».

Пакистанский журналист Насра Хасан, стремясь выяснить причины, по которым люди становятся «живыми бомбами», взял интервью у 250 палестинских смертников. По мнению Хасана, никто из этих молодых людей в возрасте от 18 до 28 лет не знал, что такое депрессия или упадок сил. Иными словами, у них напрочь отсутствовали симптомы, которые психологи обычно связывают с желанием уйти из жизни. «Эти люди верили в Бога, но при этом не отличались религиозным фанатизмом», - вспоминает Хасан. Они искренне считали день своей будущей смерти самым счастливым в жизни - ведь после взрыва их семьи не только получали солидные денежные суммы в земной жизни (как утверждается, порядка 25 тыс. долл.), но и «гарантировали» себе место на небесах в будущем. Следует отметить, что в наших условиях фанатичная религиозная составляющая у террористок-смертниц, если и присутствует, то лишь в малой степени.

Разумеется, у смертниц есть и другие мотивы для совершения терактов. В арабских странах к институту шахидизма относятся очень серьезно. Детей сызмальства воспитывают в условиях, приближенных к боевым, т.е. в любой момент готовыми отдать жизнь во имя Аллаха. В арабских семьях, где, как правило, много детей, потеря одного из сыновей не является потерей кормильца. Наоборот, как мы уже говорили, семью шахида экстремисты всячески финансово поддерживают. В 2002 г. журналисты телекомпании Би-би-си провели несколько дней в одном из молодежных летних лагерей на палестинских территориях. Они видели, как дети в возрасте восьми лет усердно изучали «опыт» боевиков-самоубийц. А старшеклассники зубрили стихотворения, в которых прославлялись люди, ставшие «живыми бомбами». На студенческой выставке одного из палестинских университетов в музее «Боевой славы» учащиеся воспроизвели сцену теракта в пиццерии Иерусалима, когда погибли 15 израильтян.

Подготовка смертниц - процедура очень сложная и многоэтапная и на разных этапах требует особых условий. Впрочем, в их обучение не надо вкладывать много денег - они все равно должны погибнуть. Следует отметить, что исламские группировки на Ближнем Востоке никогда не готовят шахидок, так как это противоречит нормам исламской религии. И, тем не менее, руководители чеченских боевиков пошли на массовую (почти конвейерную) подготовку и использование женщин-смертниц. Основными этапами подготовки смертниц являются:

1. Вербовка (отбор) потенциальных кандидатов. Женщины идут в смертницы не сами. Их специально выбирают из категории женщин определенного типа. Семейную женщину заставить себя уничтожить практически невозможно. Ведь у нее большая ответственность перед мужем и детьми, перед Аллахом. Для восточной женщины семья гораздо важнее, чем для европейской, - таковы вековые традиции восточной психологии. Поэтому одиночество (женщина может как не иметь детей вообще, так и потерять их на войне) или развод - это серьезный психологический надлом. В этой связи на роль смертниц террористы, как правило, подбирают либо вдов боевиков, либо просто женщин с неудавшейся личной жизнью, либо молоденьких девушек (желательно с неизлечимыми болезнями). Известно, что одна из смертниц «Норд-Оста» болела туберкулезом. Роза Нагаева, которая взорвалась в Москве у метро «Рижская», страдала эпилепсией. Следует отметить, что в последнее время в роли вербовщиков смертниц на территории Чечни все чаще выступают женщины (в редких случаях - родственники-мужчины). Им легче вступить в контакт с юными соплеменницами, которым по строгим нравам Востока нельзя общаться с мужчинами-чужаками. Как правило, в группу смертников отбираются люди, которые друг друга хорошо знают, очень преданы друг другу. Они постоянно вместе, общаются, поддерживают друг друга. И когда приходит нужный момент, не могут «дать слабину». Ведь выйдет, что они предали близких. Сама жертва узнает об отведенной ей роли в последнюю очередь.

2. Первичная идеологическая обработка. 16-летняя жительница Чечни Медни Мусаева, готовившаяся стать террористкой-смертницей, но задержанная правоохранительными органами 7 сентября 2004 г. на территории Чеченской Республики, рассказа-

ла о некоторых аспектах идеологической обработки будущих «невест Аллаха». Впертые она встретила Луизу Магомадову (задержана 7 сентября 2004 г., подозревается в вербовке смертниц) на улице. Та сама подошла и заговорила на религиозные темы. Потом пригласила в гости на посиделки женщин-ваххабиток. Во время встреч они читали соответствующую литературу и беседовали. В ходе этих разговоров Мусаева впадала в эйфорию. Однако дело тут вовсе не в волшебной силе слов и убеждений, а в психотропных препаратах, что подсыпали в угощение: чай, лепешки, изюм. Это, кстати, распространенный прием террористов. Почти все смертницы, совершившие теракты в России, находились под воздействием психотропных препаратов, о чем свидетельствовали данные экспертизы. Именно когда рассудок потенциальной смерт-ницы затуманен наркотиками, с ней начинают вести разговоры о том, как хорошо и почетно взорвать неверных и прямой дорогой пойти в рай. Но если вербовка (отбор) и первичная идеологическая обработка могут осуществляться практически в любом населенном пункте, то уже дальнейшие этапы обязательно реализуются в скрытых от федеральных властей местах.

3. Изъятие человека из привычного окружения, обрубание связей с родными местами и близкими людьми (своего рода «похороны заживо»). Жертву начинают отдалять от родной семьи постепенно. Поначалу никто не говорит ни смертницам, ни родне, для чего их увозят в другое место. Формальное объяснение можно найти всегда - дальние родственники зовут пожить, обещают кров или работу и т.п. Та же Медни Мусаева после того, как дошла до нужного боевикам состояния, была вывезена из Чечни и спрятана в подвале дома где-то в России, где находились еще три женщины, которые тоже собирались взорвать себя. Уйдя из дома, оставила записку: «Не волнуйтесь. Я уехала навсегда. Встретимся в раю». Известно, что так называемые базы подготовки смертниц выглядят как обычные жилые дома, которыми по сути и являются. Просто в этих домах живут готовящиеся к смерти женщины и их наставники. Так, по показаниям двух уцелевших «кандидаток», задержанных в ходе спецоперации, их готовили в одном из сел на юго-востоке Веденского района. «Личный состав» - пятеро девушек (одной из них было 14 лет) и несколько «наставниц». А Роза и Аманта Нагаевы («Рижская» и самолет Москва - Волгоград),

Марьям Табурова (в розыске) полгода жили в центре Грозного в здании, где находится Дом моды. У женщин, попавших в эти сети, как правило, уже нет иного выхода, только смерть.

4. Подготовка в индивидуальном порядке включает запугивание, регулярные побои, сексуальное насилие. Надругательство ломает психологию восточной женщины в корне. Она становится «нечистой». У такой женщины нет шансов выйти замуж или вернуться в семью - «опозоренная», она никому не нужна. У нее нет мужа, чтобы за нее заступиться, у нее нет детей, перед которыми ей придется отвечать. Не исключается применение наркотиков и психотропных препаратов. По имеющейся информации, эти препараты не вызывают болезненных ощущений, ломки, зависимости. Они стимулируют, увеличивают концентрацию внимания. Зарема Инаркаева была под воздействием наркотических веществ, когда прогремел неудачный взрыв в Старопромысловском РОВД Грозного. Под воздействием психотропных веществ находилась неизвестная смертница, подорвавшая 5 июня 2003 г. в Моздоке автобус, перевозивший группу сотрудников авиационно-технической службы одной из воинских частей. Обе террористки, взорвавшие себя в Тушино во время рок-фестиваля «Крылья», также находились под воздействием психотропных веществ. Уже упоминавшаяся смертница, назвавшаяся Луизой Осмаевой, была обстреляна сотрудниками милиции при попытке подрыва блокпоста ФС в июне 2003 г., прожила в больнице сутки и скончалась от сильного истощения организма в результате регулярных побоев и применения психотропных препаратов.

На втором этапе - обещание «награды» (чаще всего - встречи с любимыми и родными). Ведь они, разумеется, там, в раю, потому что «погибли на пути Аллаха», т.е. уже стали шахидами. Женщины-камикадзе серьезно готовятся к смерти: ими тщательно изучается оружие или возможности взрывчатки, после применения которых им придется уйти в мир иной.

5. Наряду с этим бандиты оказывают на женщин мощное психологическое воздействие, которое способствует развитию процессов деградации личности. В местах, где «воспитывают» будущих шахидок, как правило, вводится специальный режим: ранний подъем, долгие молитвы с определенным речитативом, который систематически вызывает в сознании женщин агрессию.

Инструкторы нередко используют рекомендации известных теоретиков джихада, в частности одного из лидеров «Хезболлах» шейха Аль-Харба. «Ты начнешь жить только тогда, - натаскивал он будущего смертника, - когда убьешь свое "я". "Я" - это замаскированный сатана. Убьешь его, и ты будешь спасен. Мусульманин счастлив потому, что он может полностью уничтожить свое "я". В исламе есть ответы на любые вопросы. Что должен делать человек - так это повиноваться правилам и не задавать вопросов». Достоверно установлено, что после подобной обработки у женщин происходят необратимые изменения в психике. Похищенные из семей и доведенные до состояния зомби, смертницы оказываются не в состоянии рассуждать и адекватно оценивать ситуацию. Со временем женщины добровольно соглашаются на участие в любых смертельно опасных акциях бандитов, руководствуясь лишь одной целью - как можно скорее положить конец моральным и физическим унижениям, которые им приходится терпеть от своих нынешних хозяев (или похитителей). Время подготовки женщин -смертниц обычно составляет четыре-пять месяцев. Зарема Мужа-хоева, которая должна была совершить взрыв на 1-ой Тверской-Ямской улице в Москве, в своем интервью одному из журналов поведала много подробностей о подготовке, и особенно психологической настройке женщин на теракт: «Говорили, что боли никакой не будет. Будет всего только, как комарик укусил. И сразу в рай, а в раю такой запах, какого на земле вообще не бывает. И встретят два строгих ангела. Они спросят: "Что ты делала на земле? Может быть, ничего?". А я отвечу: "Как же ничего, я погибла за Аллаха!". Тогда я попаду в рай, и меня там встретят все воины, а я стану гурией. Гурия, знаете кто? Это самая красивая девушка, и она обслуживает воинов, которые погибли за Аллаха. Это большая честь. А еще они говорили, что если за меня дома будут молиться, я по четвергам смогу посещать дочь. И вот я смогу ночью по четвергам спускаться к Рашане (дочери)...»

Таким образом, подготовка смертницы - сложный процесс изменения сознания, конечным результатом которого является приведение его в такое состояние, когда он воспринимает окружающий мир как нечто враждебное, заслуживающее не только презрения, но и уничтожения. Для внутреннего мира смертниц характерна слепая вера, фанатизм, непреклонность, невосприимчи-

вость к каким-либо увещеваниям и уговорам, а для поведения во время совершения терактов - полная непредсказуемость. Это делает очень сложным попытки специалистов-переговорщиков вступить с ними в контакт с целью предотвращения теракта. Они становятся заложницами безумия террористов-мужчин. Но в отличие от мужчин, у них нет даже малейшего шанса уцелеть. Отказавшихся взрываться (или в последний момент сомневающихся) убивают так называемые кураторы, контролирующие теракт неподалеку. Похоже, так было и около метро «Рижская» в Москве 31 августа 2004 г. Шахидка должна была войти в метро и взорвать себя там, но, по всей видимости, испугалась сотрудника милиции, проверяющего у входа документы, и развернулась обратно. Похоже, куратор дождался того момента, когда вокруг нее возникло большое скопление народа, и все-таки осуществил задуманное.

Впрочем, у правоохранительных органов в работе по предупреждению терактов с участием смертниц есть определенные результаты. В сентябре 2004 г. сотрудники ФСБ России в селе Шали (ЧР) задержали двух потенциальных смертниц, жительниц Чечни -Луизу Магомадову (34 года) и Медни Мусаеву (16 лет), - которых до этого долго и безуспешно разыскивали в Ростове-на-Дону. Это не первый случай, когда несостоявшиеся смертницы попадают в руки спецслужб. Самый свежий пример: Зарема Мужахоева, задержанная с бомбой на 1-ой Тверской-Ямской улице в Москве. Суд осудил ее на 20 лет лишения свободы. 17-летняя Марета Ду-дуева, жительница станицы Гребенская Шелковского района Чечни, сидела за рулем начиненной взрывчаткой автомашины «Урал». 19 декабря 2000 г. она попыталась прорваться на территорию РОВД и комендатуры Ленинского района Грозного, но была остановлена огнем личного состава караула и выжила. Суд приговорил ее к 10 годам лишения свободы. За последние пять лет террорист-ки-смертницы отставили свой кровавый след во многих регионах России. Стоит ли ожидать повторения подобных терактов? Очень многое говорит о том, что угроза подобных вылазок все еще остается зримой. Но при этом нельзя не отметить, что женщины-террористки в большинстве своем становятся лишь смертельными пешками, управляемыми коварной и жестокой волей. И нельзя перекладывать всю ответственность за теракты только на них, ведь они, по сути, тоже жертвы - обстоятельств, войны, безысходности.

Нужно бороться не только с «живыми бомбами», а в большей степени с теми, кто их «создает».

Победить террор можно, прежде всего, лишив его сочувствия и понимания. Слишком часто звучат мнения о легитимности «борьбы за свободу» террористическими методами. А значит, необходимо вывести террористов и тех, кто за ними стоит, за рамки правил игры цивилизованного общества, вне зависимости от той идеологии, которой они служат.

«Мир и согласие», М., 2006 г., № 1., с. 126-141.

ПЕРЕХОД ВЛАСТИ В ДАГЕСТАНЕ ПРОИЗОШЕЛ В НУЖНОМ МЕСТЕ И В НУЖНОЕ ВРЕМЯ

О ситуации в Дагестане после смены правящей элиты, о возможности передела собственности и арестов членов прежней команды, о том, какая политика будет проводиться новым руководством республики в интервью А. Николаеву рассказывает социолог, специалист по политическим процессам в Дагестане и на Северном Кавказе, заведующий сектором Кавказа Центра циви-лизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев.

Вопрос: По Вашему мнению, что изменится на политической арене после избрания нового президента Дагестана?

Ответ: Конечно, изменения неизбежны, но резких перемен, переворотов не будет. Длившееся весь период новейших трансформаций правление одной личности после ее ухода не может не вызвать серьезных перемен. Но перемены будут взвешенными и постепенными. Может быть, через год мы уже заметим какие-то существенные подвижки, хотя резкого изменения не предвидится. К власти пришел человек не силового плана и не конкурирующий с предыдущим руководителем на экономическом поле. Надо учитывать, что Магомедали Магомедов сохраняет политическое влияние благодаря тому, что ему предложена В. Путиным должность в Администрации президента. Еще более значимым является то, что его сын Магомедсалам следом за тем, как Алиев был избран президентом Дагестана, стал одним из трех крупнейших руководите -лей республики - председателем парламента. Все это создает си-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.