Научная статья на тему 'НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ТАКТИК В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ'

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ТАКТИК В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публицистический дискурс / публицистический валеологический дискурс / коммуникативные тактики / невербальные средства / publicistic discourse / publicistic valeological discourse / communicative tactics / nonverbal means

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Т С. Ларина, Т Е. Финк

В статье речь идет о паралингвистических средствах реализации тактик в публицистическом валеологическом дискурсе. Для изучения данного явления в упомянутом виде дискурса сначала дается определение термину «публицистический валеологический дискурс». Затем на основе анализа текстов журналов о здоровье и здоровом образе жизни общим объемом в 2 755 статей выявляются основные коммуникативные тактики, характерные для публицистического валеологического дискурса, приводится краткая характеристика невербальных средств, участвующих в их реализации. Для каждой из выявленных в определенном подвиде публицистического валеологического дискурса тактики приводятся примеры реализующих ее невербальных средств, а также определяются и описываются выполняемые ими функции. В статье было наглядно показано, что в зависимости от подвида публицистического валеологического дискурса адресант использует разные иконические средства и средства хромографемики и супраграфемики. Невербальные средства реализации тактик играют большую роль в прагматическом воздействии на адресата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NONVERBAL MEANS OF TACTICS IMPLEMENTATION IN PUBLICISTIC VALEOLOGICAL DISCOURSE

The article describes paralinguistic means that implement tactics in the publicistic valeological discourse. First its authors define the very term of “publicistic valeological discourse”. Then, on the basis of analysis of 2755 texts from health and healthy lifestyle publications, they determine communicative tactics characteristic of the publicistic valeological discourse and describe nonverbal means that implement those tactics. They also provide examples of nonverbal means in all subcategories of the publicistic valeological discourse as well as determine and describe their functions. The article clearly shows that depending on the subtype of journalistic valeological discourse, the addressee uses different iconic means and means of chromographemics and supragraphemics. Non-verbal means of implementing tactics play an important role in the pragmatic impact on the addressee.

Текст научной работы на тему «НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ТАКТИК В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ»

Таким образом, анализ сказок народов Дагестана привел к следующим выводам: им характерны образность, яркость, орнаментальность. Это свидетельствует о лексическом богатстве дагестанских языков. В сказках народов Дагестана предметы и явления не просто называются. В них каждый предмет и каждый сказочный персонаж носит определенное название или имя, характеризующее такие признаки, как качество, свойство, функция, род или происхождение, принадлежность. Антропонимы в них обладают боль-

Библиографический список

шой национальной окрашенностью. По собственному имени можно определить принадлежность человека к той или иной национальности или хотя бы место его рождения. Фразеологизмы активно употребляются в описании внешности персонажа. В большинстве случаев заимствования из восточных языков использованы в волшебных и бытовых сказках, т. к. они характеризуют черты характера человека, его привычки, бытовые условия, деятельность.

1. Абдуллабекова УБ. Язык и стиль кумыкских народных сказок. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Махачкала, 2013.

2. Аварские народные сказки. Составитель Д.М. Атаев. Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1972.

3. Брандаусова А.В. Основные синтаксические особенности английской литературной сказки. Москва, 2008.

4. Гасанова Д.С. Этнокультурная и лингвистическая специфика инициальных традиционных формул народной сказки (на материале лезгинского, русского и английского языков). Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2012; № 6: 29-33.

5. Даргинские народные сказки. Составители З. Абдуллаев, С. Гасанова. Махачкала, 1989.

6. Доможилкина Е.И. Функции и перевод имен собственных в детской литературе. Англистика XXI века: VIII Международная конференция. Санкт-Петербург, 2016: 245-249.

7. Лезгинские народные сказки. Составитель Г.Г Гашаров, А.М. Ганиева. Махачкала, 1989.

8. Мусаев М.-С.М. Лексика даргинского языка. Махачкала, 1978.

References

1. Abdullabekova U.B. Yazykistil'kumykskih narodnyh skazok. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Mahachkala, 2013.

2. Avarskie narodnye skazki. Sostavitel' D.M. Ataev. Moskva: Glavnaya redakciya vostochnoj literatury izdatel'stva «Nauka», 1972.

3. Brandausova A.V. Osnovnye sintaksicheskie osobennosti anglijskoj literaturnoj skazki. Moskva, 2008.

4. Gasanova D.S. 'Etnokul'turnaya i lingvisticheskaya specifika inicial'nyh tradicionnyh formul narodnoj skazki (na materiale lezginskogo, russkogo i anglijskogo yazykov). Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Obschestvennye i gumanitarnye nauki. 2012; № 6: 29-33.

5. Darginskie narodnye skazki. Sostaviteli Z. Abdullaev, S. Gasanova. Mahachkala, 1989.

6. Domozhilkina E.I. Funkcii i perevod imen sobstvennyh v detskoj literature. Anglistika XXI veka: VIII Mezhdunarodnaya konferenciya. Sankt-Peterburg, 2016: 245-249.

7. Lezginskie narodnye skazki. Sostavitel' G.G. Gasharov, A.M. Ganieva. Mahachkala, 1989.

8. Musaev M.-S.M. Leksika darginskogo yazyka. Mahachkala, 1978.

Статья поступила в редакцию 29.11.23

УДК 811.112.2

Larina T.S., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of German Language, MGIMO University (Moscow, Russia),

E-mail: t.larina@my. mgimo.ru.

Fink T.E., postgraduate, Department of Grammar and History of German, The Faculty of German, Moscow State Linguistic University (Moscow, Russia),

E-mail [email protected].

NONVERBAL MEANS OF TACTICS IMPLEMENTATION IN PUBLICISTIC VALEOLOGICAL DISCOURSE. The article describes paralinguistic means that implement tactics in the publicistic valeological discourse. First its authors define the very term of "publicistic valeological discourse". Then, on the basis of analysis of 2755 texts from health and healthy lifestyle publications, they determine communicative tactics characteristic of the publicistic valeological discourse and describe nonverbal means that implement those tactics. They also provide examples of nonverbal means in all subcategories of the publicistic valeological discourse as well as determine and describe their functions. The article clearly shows that depending on the subtype of journalistic valeological discourse, the addressee uses different iconic means and means of chromographemics and supragraphemics. Non-verbal means of implementing tactics play an important role in the pragmatic impact on the addressee.

Key words: publicistic discourse, publicistic valeological discourse, communicative tactics, nonverbal means

Т.С. Ларина, канд. филол. наук, ст. преп., МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: [email protected]

Т.Е. Финк, соискатель, МГЛУ, г. Москва, E-mail: [email protected]

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ТАКТИК В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

В статье речь идет о паралингвистических средствах реализации тактик в публицистическом вапеологическом дискурсе. Для изучения данного явления в упомянутом виде дискурса сначала дается определение термину «публицистический валеологический дискурс». Затем на основе анализа текстов журналов о здоровье и здоровом образе жизни общим объемом в 2 755 статей выявляются основные коммуникативные тактики, характерные для публицистического валеологического дискурса, приводится краткая характеристика невербальных средств, участвующих в их реализации. Для каждой из выявленных в определенном подвиде публицистического валеологического дискурса тактики приводятся примеры реализующих ее невербальных средств, а также определяются и описываются выполняемые ими функции. В статье было наглядно показано, что в зависимости от подвида публицистического валеологического дискурса адресант использует разные иконические средства и средства хромографемики и супраграфемики. Невербальные средства реализации тактик играют большую роль в прагматическом воздействии на адресата

Ключевые слова: публицистический дискурс, публицистический валеологический дискурс, коммуникативные тактики, невербальные средства

Актуальность темы исследования состоит в том, что до настоящего времени коммуникативные тактики в публицистическом валеологическом дискурсе на материале немецкоязычных СМИ не являлись предметом изучения в отечественной лингвистической науке. Существует множество работ, посвященных исследованию публицистического дискурса, однако публицистический дискурс о здоровье и здоровом образе жизни, именуемый в настоящей работе валеоло-гическим, а также его лингвопрагматическое содержание до сих пор не нашли должного освещения в работах по лингвистике. Под публицистическим дискурсом в широком смысле понимается дискурс, который затрагивает обширную сферу общественных отношений и находит свою реализацию в СМИ [1, с. 3]. Валеологический дискурс является институциональным и верифицируется в

данной статье на основании определений термина «валеология», приводимых в учебных пособиях по данной дисциплине [2; 3] и трактующих ее как науку о здоровье и здоровом образе жизни. Само понятие «валеология» образовано от древнегреческого <«а1ео» - «быть здоровым». Таким образом, публицистический валеологический дискурс сочетает в себе черты двух дискурсов - публицистического и валеологического и определяется как совокупность медиатекстов в журналах о здоровье, предметной областью которых является здоровье и здоровый образ жизни. Исходя из тематики текстов о здоровье и здоровом образе жизни, считаем целесообразным подразделение публицистического валеологического дискурса на четыре подвида: публицистический валеомедицинский, валеопси-хологический, валеоспортивный и валеогастрономический дискурсы. Основы-

ваясь на характеристике институционального дискурса, данной В.И. Карасиком [4, с. 194], мы полагаем, что он обладает присущими только ему участниками общения, хронотопом, целями, языковыми и неязыковыми средствами выражения, функциями, ключевыми концептами, стратегиями и, соответственно, коммуникативными тактиками.

Исследованию коммуникативных тактик в лингвистической науке посвящен ряд работ таких ученых, как Иссерс О.С. [5], Формановская Н.И. [6], Клюев Е.В. [7], Арсеньева Т.Е. [8], Борисова И.Н. [9]. Тактики имеют семантические, лексические, лексико-грамматические, синтаксические, прагматические показатели [5, с. 130-138], находящие вербальное выражение. Помимо вербальных средств, участвующих в реализации тактик, встречаются также невербальные средства, помогающие создать наглядность и расширяющие прагматический потенциал вербальной составляющей. К таким средствам в немецких журналах о здоровье и здоровом образе жизни можем отнести иконические средства (фотографии, изображения, рисунки), а также средства метаграфемики, являющиеся квинтэссенцией таких графических инструментов, как выделение цветом (хромографе-мика), использование разнообразных шрифтов (супраграфемика), вариативное использование знаков пунктуации (синграфемика), а также особое расположение графем в пространстве (топографемика) [10, с. 8-9]. Тексты статей исследуемых журналов о здоровье и здоровом образе жизни, включающие помимо вербальной составляющей также невербальные средства, мы вслед за Е.Е. Анисимовой будем именовать креолизованными текстами [11, с. 17] или их особой разновидностью - дикодовыми текстами [12, с. 14]. Это тексты, вербальные и невербальные элементы которых визуально, структурно, функциональнйипрагматически образуют единое целое, рецепция которого происходит только за счет зрительного канала восприятия.

Анализ практического материала, а имеино 2 755текстовжурналои о здоровье и здоровом образе жизни, позволил нам выделить следующие коммуникативные тактики, характерные для публицистичьского волеолоооаеско го диикуриа: информирующая тактика, разъясняющая тактика, тактика ссылки на экспертное мнение, тактика сопереживания герою, тактика зоиокваьия докрин-дресаьа, тактика смены перспективы рассказчика [13, с. 1514-1518], тактика воссоздания чувственного образа. Невербальные средства дрпдсттдл-ны в инфпрмкр-ющпй, разъясняющей тактиках, тактике ссылки на экспертное мнение, а также тактике завоевания доверия адресата. Данные тактики и стали предметом исследования данной статьи.

Цель статьи заключается в выявлении невербальных средств реализации тактик в публицистическом валеологическом дискурса

Задачи, необходимые для достижения вышеуказанной цели, состоят в:

- верификации понятия «публицистичеогиТойлтоле гичекккй дисруисюи выделении его подвидов;

- определении тактик, характерных для данного вида дискурса;

- определении невербальных средств, участвующих в реализации тактик;

- определении функций невербальных средств в каждом из подвидов публицистического валеологического дискурса.

Для этих задач были выбраны следующие методы: сплошной выборки, описательный, лингвопрагматический контекстуальный анализ.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной лингвистике на материале немецкоязычных СМИ исследуются тактики публицистического валеологического дискурса, проводится анализ невербальных средств, используемых для их реализации.

Теоретическая значимость заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при исследовании невербальных средств реализации тактик в других видах дискурсов, что является несомненным вкладом в дискурсологию и прагмалингвистику.

Практическая значимость заключается в анализе невербальной составл я-ющей коммуникативных тактик, используемых в публицистическом валеологич е-ском дискурсе. Полученные результаты могут быть применены в курсах лекций по лингвистике текста, дискурсологии, медиалингвистике и журналистике.

Первой тактикой, в которой адресант использует паралингвистические средства, является информирующая тактика, представленная во всех подвидае публицистического валеологического дискурса.

Информирующая тактика заключается в том, что адресант дает адресату определенную модель действий, при следовании которой последний может достичь своей цели, направленной на улучшение здоровья.

В публицистическом валеомедицинском дискурсе адресант используее данную тактику, чтобы помочь адресату вылечиться от какой-либо болезни иле мучающего его недуга. Она реализуется по следующей модели: информирование о специалисте, к которому адресату необходимо обратиться за помощью, перечисление возможных способов лечения адресата, перечисление вспомогательных средств для лечения адресата. Наравне с лексическими средствами реализации, призванными проинформировать адресата о том, что следует делать в случае болезни, адресант использует также невербальные средства, а именно -изображения, иллюстрирующие вербальную составляющую (см. рис. 1).

Ввиду того, что тексты публицистического валеомедицинского дискурса, в отличие от текстов медицинского дискурса, должны быть более понятны адресату, не владеющему фоновыми знаниями по медицинской специальности, икон и-ческие средства в них выполняют не только иллюстративную, но и информирую-

Рис.1.Ша1№5/2016,«А1аптлтШапт»

щую функцию. Дублируя соответствующие вербальные термины визуально, они вы-туйают в качестведополйитель-огоисточни-аинфорш-. и.

В вублицистидейккм адренакт выТииаит

данную тактику, если хочет успокоить адресата, воссоздав в его воображении сиввйцию, ноойхидимйю для ре-енияироблемы вследнегй.Пйвьйамвдреаант — адое саи При|ьеалиеации дaниoхтиьтимовпвЬлиL.пlмгйсeские иаьиопсохолигече-акомдийкувяе удBйаднииcuол^53иeт иьхюотра-дин. Ктх теавилк, пиИди-уюкся нпи-Ниаженйявлыуиющдхия дйиyunкильптюpoды/п^одоых явлeний.Учснвппи искху^ны, чооеРа видх ыхкбйт<пынoе хкпожиякльно во-яью не ым,ввйю иист-мв читателей, так как они настраиваются на изменения в лучшую сторону в своей жизйоисМю рис. е)-

bin ich

Mit der Achtsamkeitsübung „Bodyscan" entwickeln wir wieder ein besseres Gefühl für uns selbst

PHC.2.Vital№12/2016,«Da s bin ich»

В публицистическом валеоспортивном дискурсе адресант использует данную тактику.чтобы предложить адресату правила выполнения конкретного упражнения и предупредить его о возможных рисках и травмах. Модель выстра-твпния чнструктирыющай тачтики в ыоом поувидеаалерлогачаакогодипввнса следующая: номинация вида активности, из которого взято одно или несколько онесыввтмых упыажненай, ожасадае анллритма тыполненик упрчжнжнии.

Помимо лексических средств.реализующихданнуютактику, адресант ше-рвкочспвльзуети н ечербчупны е жредстда, а имежтоы изо^еженаат^вилаааго тетоитднир уврежнпчий. ОВычто это фoтауpaфиаcпратичвыxмаладыxуюдаЯ,

training| super push

Н|"г ToÄÄ^ П. machen

IAA

KMX

Рис.3.№/отеп^Неа№№10/2016,«М1еКгайпас11оЬеп»

демонстрирующей правол^ую тexн0/2выпoл«eнoяyпpaжнeния.Thкoboбpa зом, информация, выраженная в статьях вербально, воспроизводится полностью с помощью наглядных, чувственно воспринимаемых образов. Можно утверждать, что изображение, таким образом, выполняет, в том числе, прогностическую функцию: адресат.смотрянаспортивноенакачанноетелочеловека на фото, видит результат, которого он может достичь, выполняя описываемые в статье упражне-ння.раким образаи.азображеаттвыаоупаоттначесаие тргумаота «внаддерт-оу» инфонкацицоыуюеаноПваттнье . дал 3).

В публицистическом валеогастрономическом дискурсе данная тактика исолбьзуатсявснутае женрнтк адресантанадкиытадкесата г^р^а^с^т^л^июсо-лезных блюд. С этой целью адресант описывает процесс приготовления: что и вздкуйпocладoвроeльнoдоиоплжнабыть выпалненб. Нартвна а лккаитевкеми средствами адресант использует и невербальные средства, а именно - изобра-женнягото вых блюд (см. рис. 4).

mm

состояния/процесса, разъяснение адресату данного термина. Поскольку публицистический валеопсихологический дискурс активно использует метафоры, то и изображения также метафоричны.

На пример, в статье «Оаедр5еЫеШитьо \/еаоьоп геаМ» речьидет о зла-радстве. Адресант публикует изображение змеи в бокале, что метафорически изобрежает злораеатва(ам. рис. 6).

Ииу. 4. ОбЪтап'о Неу| № ы12/20Ы5,«У№с1огОГс» посУ ПусуЬ

Данное изображение выполняет не только аттрактивную функцию, при-влатая внитание адресата и бблегчая вар аптиченкаа вскпpиуниe. Инфбрмиру-ющая функция изображения состоит здесь в том, что такая наглядная агитацая яалятаея Лолел к/КзкдикклиноЧ, чеж ач, чткпнтедаевкя словодп Адреаат втдик конечный результат того, что описывается в тексте статьи. То, что он видит, вои-прариматтся нлннгчт, ч ев1 та.ято бн нкт^^^т, ен, нндсетвя ^плчан; истинв. Т^^тн оВразож, межру арр^с^ибооаал^^са^мсоздаютмаолбдоверл^/^кнм оинат ь^^н^а^а, т^(формарин, пал^«^оод пллеинря

Bтауов такниl^сн,л кс^науo^í аспольз^ксятебе^тльнбleодeпствт, яВ) литаее pбзлнлнвющaп тактою Ояа тсииваас yпоУбтттб апдестар воспкиякое сложной, узкоспециализированной информации. Данная тактика также реалт-зуется во всех подвидах публицистического валеологического дискурса, однако неверралинше среиства дшгаериаюизалии ипадвидзк публицистического валеологического дискурса.

ВчуЧпиаи сти^^^1^амчалеошед ицчникчм д аереаант сарамится дбж-яснить адресату процесс работы организма, рассказать про функционирование каашх оеганов, я поаеациаланшх аими,а вазмежнагс приеинмхно-

поладок в организме. Для придания наглядности излагаемой информации адрк-сант использует такие иконические средства, как рисунки или фотографии. Так, опксчв акамраиниещатив ианор желчеы,адоеааат иапелаз^еизиб режениидан -ного органа, где с помощью стрелок обращает внимание реципиента на то, как егофескциандравакис влилес на аргачизмвцелом (см. рис. 5).

Рис. 6. Women's Health № 10/2016, «Das geschiehtihmso waevonroaht»

Перейдем к рассмотрению реализации разъясняющей тактики в публи-цистическпмвабеанпюртипнемдипкурее.В этомпл^|^беп^ицистического валеологического дискурсаразъясняющаятактиказаключается вто^^.ч^сзбы пнзн а какидь ад.ееата с со в ым вддомфизическоеактивюостй и выстраивается по следующей модели: история возникновения нового вида активности, принцип 2акеиы дрвого айда апинвкдста, к|и^^1\тущесорц с сеаоститон иологовидаактиа-ности, информация о доступе к новому виду активности.

Тродтслвктичюсчими срртсорамоадкес^оаприТлгр^^ к гвррйсльныр среда^а, к до^с^аи Iм мажеюатаести аВЬ|Деления, выпол-няющитиитсaквитнтл и смыыловтоелнгетьнвюЛункции.ОтдттнмтлтрКчивою заеидимоать в ву|бсиектбельнох ввдаи шрифоеви1х впщ^даний^ак, во всех ста-т^няхт^ы^н^о^с^ т^а дым^вы оммеиаетстирнамтзывктне eдичaкeвeгтшpифади основной части текста и применение жирного шрифта для выделения понятий, к ксторч1ммаюття нп ртдeлынир.

Следующей тактикой является тактика ссылки на экспертное мнение, в кото тоО aлм2KйДтпоивsдет адеедапу лигечоски е a^r^M^i^oss^^BH которых состоит в убеждении последнего в подлинности написанной информации. Адресант также три иаолизалюо ддныоС аонтскп адылдиюкт ма сирия июченыт. Данооя тдклрта характерна для всех подвидов публицистического валеологического дискурса и реализуитвя п'и памащподаехитахже токаидесаих ирддстп, наравне с кото-^итычипользуютояи псралиы1"втстктеакие федотвт.аименна- фeтeимaфли [^итируемьаили уп ^и^ин^е^с^ьавтеканатат^ г^каг^ертав.Т^н^имаб[^аом , мв>вду чаоат^;гим и актДpnжaиюыФ мкипороаа рнздаюпое дове°атилпные eтнeшeлтя, чтеапаавбатвует руч лемн усвре

иeдЛ2льти. бадртфера в внаиые «иш ДгаС 2рг Тмф1Рете» иела лпен ы иальтемечг трниР.И^а^|^<^уш в слатьеасймрнтиррютьаиаалее и авторениг ХаккоЭрнар, а юоквпт кыассеюеат Лрмас Дткаои2p, тикмnтмoщoй ииcаитттни мыврыд K^uaf^HepM^j^Kca (нм риа. ЮЛ

Die Kraft Tagträume

Рис. бП т. С^^в^пП^ЬепЬт 14,« ОюЗсЫШгизе»

В публицистическом валеопсихологическом дискурсе данная тактика заключается в том, чтобы рассказать адресату о том, как устроена психика человека, что происходит во время того или иного психологического состояния. Данная тактика рмалазуется пиалед^ще^одали: назвенче

Рис. 7. Vital № 3/2015, «Die Kraft der Tagträume»

В тактике завоевания доверия адресата адресант примеряет на себя роль Лл1лв^ого дкргтaдтeсаноа, юаторыыпасвящен в проыледы паследнсгл. Аиализ верКалььлй т ними.эУнл1^а^йтоставиню[^1лх манентКата^а пезткляет нрмлмь влоттeпpeмылeиаyютюлeль,гleаeнeрлйдыeиpливaртБы ^^н^лт стлтьиррыиакоие эмeмиeеaльпoгeаeeтмрниргeевя/герринидйатьи, подбрду^р^^ане героя/геклинт статьи(д прд ведением параллели с личным опытом), советы герою/героине ста-теипaрюeрдoлeнрюcмижихшeйcлcитyaмии,Рывoдeвeжнocтррaбoрыхнeб е. Графическое растягивание слов служит выражению эмоций. С помощью данного наием а автир г^кру^^^^ кемкlьy0влlиyнкeюхтиeнвикью ккхьлиин ыррлдмаитлв текстовой информации. Она преподносится под тем ракурсом, который является хнианедм юля кетвью. Емли, тапрммал. ндюбандитy Р2дnepoецrлкflликьпмPfl-

го-либо, автором используется графическое растягивание прилагательного viel -«viiiel». Если он хочет показать, что упражнение нужно делать очень медленно, то он удлиняет слово «gaaanz» непосредственно перед словом «langsam».

Таким образом, нами были рассмотрены все коммуникативные тактики в публицистическом валеологическом дискурсе, в которых адресант использует невербальные средства для их реализации. Это информирующая, разъясняющая тактики, тактика ссылки на экспертное мнение и тактика завоевания доверия

Библиографический список

адресата. Было установлено, что в зависимости от подвида публицистического валеологического дискурса адресант использует разные иконические средства и средства хромографемики и супраграфемики. Представляется разумным заключить, что невербальные средства реализации тактик играют большую роль в прагматическом воздействии на адресата и требуют еще большего изучения для разработки подробной классификации используемых невербальных средств в изучаемом виде дискурса.

1. Бобровская И.В. Газетный дискурс в проблемном поле коммуникативно-прагматической лингвистики. Грани познания. Научно-образовательный журнал ВГПУ Волгоград, 2011; № 4: 2-6.

2. Вайнер Э.Н. Валеология. Москва Флинта, 2008.

3. Яровой В.К. Валеология: новация или профанация? Москва, 2010.

4. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.

5. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Москва: Издательство ЛКИ, 2008.

6. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. Москва, 2002.

7. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: учебное пособие для университетов и вузов. Москва: Издательство «ПРИОР», 1998.

8. Арсеньева Т.Е. Коммуникативные стратегии и тактики просветительского дискурса (на материале программы:«Говорим по-русски»). Диссертация ... кандидата филологических наук. Томск, 2013.

9. Борисова И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге. Русская разговорная речь как явление городской культуры. Вестник Уральского государственного университета. Екатеринбург, 1996: 19-47.

10. Баранов А.Н., Паршин П.Б. О метаязыке описания визуализаций текста. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2018; Т. 17, № 3: 6-15.

11. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). Москва: Академия, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ларина Т.С. Лингвокультурные особенности директивных речевых актов в немецком языке. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Москва, 2021.

13. Финк Т.Е. Стратегии, тактики и средства их реализации в валеологическом психологическом дискурсе (на материале немецкого языка). Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2022; Т. 15, Выпуск 5: 1514-1518.

References

1. Bobrovskaya I.V. Gazetnyj diskurs v problemnom pole kommunikativno-pragmaticheskoj lingvistiki. Granipoznaniya. Nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal VGPU. Volgograd, 2011; № 4: 2-6.

2. Vajner 'E.N. Valeologiya. Moskva Flinta, 2008.

3. Yarovoj V.K. Valeologiya: novaciya iliprofanaciya? Moskva, 2010.

4. Karasik V.I. Yazykovoj krug: lichnost', koncepty, diskurs. Volgograd: Peremena, 2002.

5. Issers O.C. Kommunikativnye strategiii taktikirusskojrechi. Moskva: Izdatel'stvo LKI, 2008.

6. Formanovskaya N.I. Rechevoe obschenie: kommunikativno-pragmaticheskijpodhod. Moskva, 2002.

7. Klyuev E.V. Rechevaya kommunikaciya: uchebnoe posobie dlya universitetov i vuzov. Moskva: Izdatel'stvo «PRIOR», 1998.

8. Arsen'eva T.E. Kommunikativnye strategii i taktiki prosvetitel'skogo diskursa (na materiale programmy: «Govorim po-russki»). Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Tomsk, 2013.

9. Borisova I.N. Diskursivnye strategii v razgovornom dialoge. Russkaya razgovornaya rech' kak yavlenie gorodskoj kul'tury. Vestnik Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekaterinburg, 1996: 19-47.

10. Baranov A.N., Parshin P.B. O metayazyke opisaniya vizualizacij teksta. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Yazykoznanie. 2018; T. 17, № 3: 6-15.

11. Anisimova E.E. Lingvistika teksta i mezhkul'turnaya kommunikaciya (na materiale kreolizovannyh tekstov). Moskva: Akademiya, 2003.

12. Larina T.S. Lingvokul'turnye osobennosti direktivnyh rechevyh aktov v nemeckom yazyke. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2021.

13. Fink T.E. Strategii, taktiki i sredstva ih realizacii v valeologicheskom psihologicheskom diskurse (na materiale nemeckogo yazyka). Filologicheskie nauki. Voprosy teorii iprakiiki. Tambov, 2022; T. 15, Vypusk 5: 1514-1518.

Статья поступила в редакцию 29.11.23

УДК 811.351.22

Mutalov R.O., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Chief Researcher, Department of Caucasian Languages, Institute of Linguistics of the Russian Academy

of Sciences (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE MEANS OF THE OPTATIVE MOOD EXPRESSION IN THE DARGIN LANGUAGES. The article studies the optative mood's group in the Dargin languages. The main task is to reveal verbal forms that express the speaker's desire to implement an action and describe their morphological and semantic peculiarities. As a result of the study five moods are analyzed: standard optative, unmarked optative, conditional optative, jussive and probabilitive ones. It is established that all five moods can have both synthetic and analytical forms. Particular attention is paid to the ways of forming and functioning of these forms in various contexts. The forming and functioning differences of these means in the various Dargin languages and dialects are also revealed. The results of this work can be useful in the study of modal forms that express optative meaning in related Dagestani languages, and also in the process of teaching native languages at schools and universities.

Key words: Caucasian languages, Dargin languages, morphology, grammatical categories, verbal forms, modality, optative mood

Р.О. Муталов, д-р филол. наук, проф., гл. науч. сотр. отдела кавказских языков, Институт языкознания РАН, г. Москва,

E-mail: [email protected]

СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ОПТАТИВНЫХ ЗНАЧЕНИЙ В ДАРГИНСКИХ ЯЗЫКАХ

Статья посвящена исследованию группы наклонений со значением оптативности в даргинских языках. Основная задача заключается в том, чтобы выявить глагольные формы, выражающие желание говорящего относительно реализации какого-либо действия, и дать описание их морфологических и семантических характеристик. В результате исследования анализу подвергнуты пять наклонений: стандартный оптатив, немаркированный оптатив, условный оптатив, юссив и пробабилитив. Установлено, что все они могут иметь как синтетические, так и аналитические формы. Особое внимание уделено способам образования и функционированию данных форм в различных контекстах. Выявлены также отличия в оформлении и использовании данных форм в различных даргинских языках и диалектах. Результаты исследования могут быть использованы при исследовании модальных форм со значением оптативности в родственных дагестанских языках, а также в процессе преподавания родных языков в школах и вузах.

Ключевые слова: кавказские языки, даргинские языки, морфология, грамматические категории, глагольные формы, модальность, оптатив

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.