Научная статья на тему 'Неузуальные слова в системе Нижегородской автоэргонимии: структурный аспект'

Неузуальные слова в системе Нижегородской автоэргонимии: структурный аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
185
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙМИНГ / ЭРГОНИМЫ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ОККАЗИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА / NAMING / ERGONYMS / WORD FORMATION / OCCASIONAL WORDS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щеникова Е. В.

Рассматриваются словообразовательные способы создания эргонимов, обозначающих расположенные в Нижегородском регионе организацииавтомобильного сегмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OCCASIONAL WORDS IN THE SYSTEM OF AUTOMOBILE-RELATED ERGONYMS OF NIZHNI NOVGOROD: A STRUCTURAL ASPECT

In this article, we consider the word formation methods used to produce ergonyms referring to the automotive segment of the Nizhni Novgorod region.

Текст научной работы на тему «Неузуальные слова в системе Нижегородской автоэргонимии: структурный аспект»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 5, с. 289-299

УДК 811.161.1

НЕУЗУАЛЬНЫЕ СЛОВА В СИСТЕМЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ АВТОЭРГОНИМИИ:

СТРУКТУРНЫЙ АСПЕКТ

© 2016 г. Е.В. Щеникова

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

[email protected]

Поступила в редакцию 01.09.2016

Рассматриваются словообразовательные способы создания эргонимов, обозначающих расположенные в Нижегородском регионе организации автомобильного сегмента.

Ключевые слова: нейминг, эргонимы, словообразование, окказиональные слова.

Эргонимы - одна из разновидностей «рекламных имен» [1, с. 204; 2, с. 63] (далее - РИ), или «неймов» [3, с. 15] - в настоящее время представляют собой многочисленную и активно пополняемую группу слов. Данная группа далеко не однородна, и в частности это касается способов создания РИ. В работах по неймингу выделяется несколько основных групп способов: лексико-семантические, лексико-синтаксические, морфологические и словообразовательные. Выбор конкретных способов обнаруживает заметную связь с той предметной областью, которую отражают эргонимы. Так, для РИ, обозначающих расположенные в Нижнем Новгороде и городах Нижегородской области организации автомобильного сегмента, характерны словообразовательные способы, к которым далее мы и обратимся. Посредством рекламно-информационных сайтов (nn.zoon.ru; nnv.carobka.ru; salenn.ru; nizhniy_ novgorod.big-book-avto.ru; nizhniynovgorod.obzor-goroda.su; spravker.ru; nizhniynovgorod.spravka. me) нами было выявлено 1216 «автоэргонимов» (в эту группу входят РИ, которые обозначают автопрокаты (далее - п); магазины автозапчастей (далее - м); автошколы (далее - шк); автосервисы - как многопрофильные (далее - с), так и узкопрофильные, в т.ч шиномонтажи (далее -ш), автомойки (далее - а/м), автохимчистки (х); организации смешанного типа (далее - м+с, м+а/м, а/м+ш, mix). Среди них РИ, созданные исключительно словообразовательными способами (КузевПлюс, Триал-НН) либо с частичным применением таких способов (Луидор-Тюнинг Плюс, Renault Автоконтинент), составляют более 34% (всего 417 РИ: п - 20 РИ; м - 93 РИ; шк - 39 РИ; с - 204 РИ; ш - 9 РИ; а/м - 27 РИ; х -1 РИ; mix, м+с, м+а/м, а/м+ш - 22 РИ). Для сравнения: в тематической группе «Торговые центры» на эргонимы - неузуальные слова приходится чуть более 1%.

В рамках нашей выборки представлены разнообразные в структурном отношении единицы: эргонимы-«симплексы» (т.е. простые слова [4, с. 314]), эргонимы-псевдокомпозиты (наименования, образованные простыми способами, но имеющие составную производящую базу [5]) и собственно эргонимы-композиты; однако их доли существенно различаются.

Эргонимы-симплексы и эргонимы-псевдокомпозиты крайне немногочисленны (13 РИ, или 3.1% от общего количества неймов, созданных с участием словообразовательных средств).

Среди способов их образования преобладает суффиксация (9 РИ); при этом в составе РИ отчетливо выделяются две группы суффиксов:

1) уменьшительно-ласкательные суффиксы (5 РИ): ШиНкА (ш), Шиика (с) ^ шии(а) + к; Фришка (м) ^ фриш (англ. fresh) + к; Автешка (с) ^ авте + шк; Шиинмеитажиинка Плюс (ш) ^ шииемеитаж + эинк;

2) суффиксы со значением лица (4 РИ), а именно: а) суффиксы, дающие стилизацию под русские отчества (2 РИ): ДиталиЧ (с) ^ Ииталн + ич; Маслииыч (с) ^ масл(о) + еиыч (последний нейм, на наш взгляд, является результатом чересступенного словообразования: он естественным образом истолковывается через существительное масле ('организация, где, в числе прочего, занимаются заменой моторного масла'), не обнаруживая аналогичной смысловой связи с прилагательным маслииый); б) суффикс иноязычного (английского) происхождения эр (er) (2 РИ): Мейкир (а/м) ^ мейк(а) + эр; 2апча-стир (м) ^ запчастн + эр (полагаем, что у ней-мов этой подгруппы некоторые исследователи могут усмотреть значение неодушевленного предмета: ср. узуальное таймир).

Значительно реже для создания эргонимов симплексов и псевдокомпозитов используется усечение (2 РИ): Автезап (м) ^ автезап(части);

Эл Авто (с) ^ эл(ектрика)/эл(ектрический)/ эл(ектронный) либо эл(итный). Можно предположить, что еще 1 РИ образовано путем усечения производящей основы с добавлением де-семантизированного элемента (фонемы): Ле-сард (с) ^ (автос)лесарь + д.

Кроме того, в создании эргонимов-симплексов участвует флексийный способ, «при котором основным словообразовательным средством является <...> изменение системы окончаний производящего слова» [6, с. 184]. Говоря о данном способе применительно к именам существительным, чаще имеют в виду изменение системы родовых флексий (кума ^ кум, Александра ^ Александр и т. п.), однако в нашем случае происходит замена системы флексий существительного pluralia tantum на систему флексий существительного м. р. ед. ч. (1 РИ): Печер (а/м) ^ Печеры (разговорное наименование одного из микрорайонов Нижнего Новгорода - Верхние Печеры).

Основную группу анализируемых нами РИ составляют эргонимы-композиты (Автобыт) либо эргонимы, включающие композиты (БЦР-Авто Плюс Сервис) (далее эти два вида эргони-мов разделяться не будут). Интересно отметить, что, несмотря на значительное количество единиц в группе эргонимов-композитов (387 РИ), перечень способов их образования является достаточно ограниченным.

Среди классических узуальных способов заметно представлено чистое сложение, а именно сложение цельнооформленных слов (82 РИ). Эргонимы, образованные данным способом, в подавляющем большинстве случаев имеют две производящие основы (80 РИ): Дизель-Штайер (с), Америка-Европа (м), БОШ-СЕРВИС (ш), Аква-люкс (а/м); оставшиеся 2 РИ произведены на базе трех основ: Ковальчук Автосервис-Автомойка-Автостоянка (mix); Корпорация-Стекло-Бор (с).

Уточним, что производящий компонент авто в рамках данного исследования рассматривается и как самостоятельное слово, и как усеченная основа. Последний вариант (усечение) связывается нами преимущественно с препозицией и интерпозицией данного компонента в составе производных слов. При развертывании таких слов до словосочетаний он чаще всего восстанавливается как прилагательное автомобильный: Автогеометрия (с) ^ автомобильная геометрия; Автобыт (с) ^ автомобильный быт. При использовании компонента авто в постпозиции он, как правило, соотносится с именем существительным, имеющим значение 'автомобиль/авто/машина'. Стилистические особенности соответствующих эргонимов позволяют, на

наш взгляд, связать рассматриваемый компонент с разговорным существительным авто, т.е. квалифицировать его как не усекаемый в процессе неймообразования, а включающие его неймы - как созданные способом чистого сложения (разумеется, при условии, что все остальные основы являются неусеченными). Если компонент авто в постпозиции обладает иной семантикой, мы определяем его как усечение: Алекс-Авто (с) ~ 'автосервис Алекса'. Представленное деление до некоторой степени условно, поскольку значения компонентов сложных слов не всегда обладают необходимой определенностью.

Сложение с использованием соединительного гласного, которое в рамках системы, описанной, например, Н.М. Шанским, дает «основную и наиболее продуктивную группу сложений полных основ» [7, с. 272-273], на нашем материале представлено всего лишь одним эр-гонимом: Горностайл (с) ^ (ул.) Горн(ая) + стайл (англ. style).

Эргонимы-композиты за счет включения нескольких производящих основ позволяют более детально, нежели эргонимы-симплексы, представить специфику организации, выделить большее количество ее признаков, значимых для потребителя/владельца. Однако они в меньшей степени, чем симплексы, отвечают требованиям, которые предъявляются к объему нейма (к количеству букв/звуков/слогов): «оптимальный размер названия», по мнению ряда специалистов, составляет «2-3 слога, или 3-7 букв» [8, с. 439]. Вероятно, отчасти поэтому создатели неймов активно прибегают к способам компрессивного словообразования.

Самым распространенным на нашем материале средством/способом компрессии является усечение производящих основ (179 РИ). Средняя длина усеченной основы - 3-5 звуков/букв, или 1-2 слога, что позволяет эргонимам -сложносокращенным словам в целом соответствовать указанным выше размерным параметрам либо находиться в приближении к ним (более детально количественные данные представлены в табл. 1).

Как видно из табл. 1, наибольшее разнообразие обнаруживают основы, усеченные до 3 звуков/букв; при этом по количеству употреблений заметно выделяются основы, включающие 4 звука/буквы (62.6% от всех РИ с усеченными основами). Последнее связано с высокой частотностью усечения авто, которое входит в состав 104 РИ.

Особого внимания заслуживает усечение основ до одного символа: А-Сервис (с), Центр-А (шк), А-152 (с); Б2Мотор НН (м), Авто-М (с),

Таблица 1 Объем и частота употребления

станда ртных усеченных основ

Количество

символов Количество Количество

в составе основ РИ

основы

1 6 11

Циитр-А (шк), Автн-М (с)

2 5 14

ИнкнмАвтн (с), АлАиИАр (с)

13 22

3 Автнхимлюкс (м+а/м),

Техтайм (с)

7 112

4 ПрофАвтнГрупп (п), Ав-тоНахнИка (м)

10 15

5 ТрансСирвис шии (ш) (с), Мобил-

2 2

6 ИМПОРТКАР (с), Сель-хозвнИстрнй (с)

9 1 1

НижегородАВТО (с)

*В подавляющем большинстве эргонимов «символ» одновременно равен букве и звуку. Исключения составляют основа сельхоз и ряд основ, усеченных до одного символа и произносимых как названия букв: Авто-М (с) - Авто-[эм] (подсчет проводился по количеству графических единиц, самостоятельно обозначающих хотя бы один звук). В таблице не отражены данные по двум РИ, которые отличаются особым, выходящим за рамки общей системы типом усечения (усечение + запись усеченного компонента в транскрипции), что исключает возможность стандартных подсчетов: БэТри (с+м) ^ [бэ] + три ^ Б + три ^ (ул.) Б(уршковская) (дом) 3; Джей-ДжиАйАвто (м) ^ [Джей] + [Джи] + [Ай] + Авто ^ <3 недешифруемые основы английского происхождения> + авто.

Центр М52 (м), М-69 (м), Авто-Р (с), АВТО-МАСТЕР-С (с), (с), Лидер-г (с). Эргони-

мы, подобные приведенным выше, в исследованиях по неймингу нередко рассматриваются как созданные особым способом, который имеет разные терминологические обозначения, например: «аббревиация <...> с материальной индексацией» [9, с. 14], «инициализация» [1, с. 211, 10, с. 83]. Толкования соответствующих терминов также обнаруживают некоторые различия. Под «инициализацией», в частности, понимается «использование букв как автономного средства образования наименования» [10, с. 83] и «использование буквенных обозначений и названий букв в качестве самостоятельного средства создания РИ или как дополнительного компонента» [1, с. 211] (подчеркивание в обеих цитатах наше. - Е.Щ.). Судя по текстовым иллюстрациям, в некоторых работах данный тер-

мин имеет очень широкую предметную отнесенность и применяется в отношении «собственных рекламных имен», созданных не только словообразовательными, но и иными способами: «"Вси иа О", "От А Ие Я"» [1, с. 211]. Мы используем термин «инициализация» только применительно к эргонимам - словообразовательным дериватам, в составе которых буквы/ названия букв не обнаруживают связи с какими-либо лексемами и имеют самостоятельное, символическое значение. В пределах нашей выборки об инициализации с определенной долей уверенности можно говорить в отношении лишь одного эргонима, который включает комплекс из трех символов - первых букв русского алфавита: АБВ-Авте (м). Ввиду непрозрачности наименований не всегда можно четко разграничить инициализацию и усечение основы. Например, элемент А в составе эргони-мов А-Сирвис (с), Циитр-А (шк) воспринимается и как сокращение от имен автеме-билн/автемебилниый, и как первая буква алфавита, которая должна указывать на соответствующее (первое) место организации в ряду подобных.

В составе автоэргонимов используются как характерные для сложносокращенных наименований организаций (и сложносокращенных слов в целом), так и редкие, в т.ч. окказиональные, усечения.

В первой группе существенно преобладает усечение авте ^ автемебилниый/автемебилн (104 РИ): Авто-Виктер (а/м), АвтоЛив (с), Ав-тостайл (шк), Автохилп (с), Авто-mix (м). Все прочие узуальные усечения встречаются значительно реже:

- тих ^ тихиичиский/тихиика (5 РИ): Тех-Пласт-НН (м), Техтайм (с), Техлайи сирвис (mix), Севиитех-Сирвис (с), Атретехсирвис-НН (с);

- кем ^ кеммирчиский (предположительно; 4 РИ): КОМТРАНССЕРВИС (с), ИикомАвте (с), Автеком (с), ПартКом (с) (в двух последних примерах не исключена также связь компонента кем с именем существительным кемферт);

- траис ^ траисперт/траиспертиый (3 РИ): ТрансСирвис (с), КОМТРАНССЕРВИС (с), Привелжни-ТрансСирвис НН (mix);

- атре ^ атретихиичиский ('сельскохозяйственный' [11, с. 30]; 2 РИ): Агроарсииал (м), Агротихсирвис-НН (с);

- труз ^ трузевей (2 РИ): ГрузАвтеСирвис52 (с), GruzDetal.ru (м);

- иитир ^ иитириациеиалниый (2 РИ): Ин-терАвтеЦиитр (с), Интеркар (м);

- мат ^ матазии (2 РИ): РииеМаг (м), Авте-Маг (м+с) (компонент мат может быть также воспринят как неусеченная основа, восходящая

к имени существительному со значением волшебник', особенно в эргониме Авто-Маг, поскольку он называет не только магазин, но и автосервис);

- рем ^ ремонт (2 РИ): РемАвто (с), Рем-Кран-НН (с);

- импорт ^ импортный (1 РИ): ИМПОРТ-КАР (с);

- нижегород ^ нижегородский (1 РИ): НижегородАВТО (с);

- пласт ^ пластик (1 РИ): ТехПласт-НН (м);

- сельхоз ^ сельскохозяйственный

- строй ^ стройка/ строить

- рос ^ российский (1 РИ): АвтоРосДизайн (с); спец ^

' (1 РИ): СпецАв-тоТрейд-НН (с);

(1 РИ): Сельхозвод-строй (с);

к имени существительному со значением исполнение произведения одним человеком');

- Ал ^ Алексей/Александр (предположительно)

- Анд ^ Андреевич/Андрей (предположительно)

(1 РИ): АлАндАр

(с);

специальный

- трейд ^ трейдинг

- хим ^ химия (1 РИ): Автохимлюкс (м+а/м).

Часть из представленных единиц относится

к группе аффиксоидов; некоторые из них фиксируются в толковых, орфографических и т. п. словарях (например, авто, агро, спец [11; 12]; интер [11]; строй [12]).

Помимо русских типовых усеченных основ в составе эргонимов регулярно используются английские типовые усечения (характерные для адресов веб-страниц), а именно com (1 РИ): STRIGINO.COM (с) - и т (10 РИ): Namoem.ru (а/м), Nomer52.ru (с).

Как показывают примеры, практически все усечения соединяются с иными производящими основами без участия дополнительных компонентов. Исключением является компонент техно с узуальным добавлением интерфикса о (техно ^ техн(ика)/техн(ический) + о) (3 РИ): Техно-Тюнинг (с), ТехноЭкспресс (с), Спорт-Техноплюс (с).

Группу менее типичных для сложных слов и собственно окказиональных усечений составляют:

- А ^ авто/автомобиль (предположительно; 3 РИ): А-Сервис (с), Центр-А (шк), А-152 (с);

- М ^ машина (предположительно; 3 РИ): Авто-М (с), Центр М52 (м), М-69 (м);

- европ ^ европейский (2 РИ): ЕвропАвто (м), Европавто+ (м);

- ин ^ иностранный (предположительно; 2 РИ): ИнкомАвто (с), Совинтех-Сервис (с);

- мобил ^ мобильный (2 РИ): Мобилшин (ш/м), Мобилшин.рф (с);

- Соло ^ Соловьев (1 РИ): АвтоСОЛО (с+м) (без владения информацией об официальном названии фирмы (ИП «Соловьев») основа соло воспринимается как неусеченная - восходящая

(1 РИ): ФранКор

(с);

- Ар - сокращение неизвестной фамилии либо имени типа Артем/Арсен (предположительно)

- легал ^ легальный (1 РИ): ЛЕГАЛ-АВТО (возможно также восприятие компонента легал как неусеченной основы, восходящей к транслитерированному английскому прилагательному legal 'легальный, законный');

- проф ^ профессиональный (1 РИ): Проф-АвтоГрупп (п);

- ту ^ турбокомпрессор (1 РИ): Ту52.т (м);

- сид ^ сидение (1 РИ): Автосид-НН (м);

- сов ^ современный либо совместный (предположительно; 1 РИ): Совинтех-Сервис (с);

- спорт ^ спортивный (1 РИ): Спорт-Техноплюс (с);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- юни ^ union (предположительно - ср.: Юнион-Авто; 1 РИ): ЮниАвто (с);

- фран ^ Франция/

французский

- кор ^ Корея/корейский

- zap ^ запчасти (1 РИ): NNZAP (м).

Уточним, что при подсчетах нами не учитывались усечения, использованные в процессе образования предшествующих звеньев словообразовательной цепочки; см., например: Китай-Запчасть (м), Технополис-НГТУ (м), Ко-вальчук Автосервис-Автомойка-Автостоянка (mix).

Не все усеченные компоненты, как было отмечено выше, могут быть однозначно распознаны: ПартКом (м), АлАндАр (с), ЮниАвто (с), Совинтех-Сервис (с). Более того, некоторые усечения практически не подаются интуитивной дешифровке: КанСал-Авто (с), ПартКом (м), Новалюкс (с), Сельхозводстрой (с), Б2Мотор НН (м), Авто-Р (с), АВТОМАСТЕР-С (с), Джей-ДжиАйАвто (м), Z-Avto (с), Лидер-Z (с). Выводы о статусе таких единиц делались нами на основании их внешнего вида, и в частности отсутствия совпадающих по звучанию лексем.

Далее обратимся к эргонимам, образованным исключительно способом сложения с усечением основ(ы), в т. ч. без участия инициальных аббревиатур, цифровых обозначений и т. п. Такие единицы достаточно многочисленны (146 РИ). Они обнаруживают различия как по количеству, так и по месту расположения

усеченных основ (детальная количественная Особую группу составляют эргонимы, обра-

Таблица 2

Эргонимы, образованные способом сложения с усечением основ (без участия инициальных аббревиатур, цифровых обозначений и т. п.)_

Место расположения усеченных основ Количество основ в слове Всего

2 3 4

Начальные основы 1-я 113 3 - 116

АвтоСпа (а/м) АвтоTwinСервис (с)

1-я, 2-я 8 - 8

ЕвроАвтоДом (м)

1-я, 2-я, 3-я 1 Совинтех-Сервис (с) 1

Конечные основы 9 2 - 11

Центр-А (шк) GorodMasel.ru (м)

Все основы 4 2 - 6

ФранКор (с) АлАндАр (с)

«Обрамляющие» основы 2 - 2

GruzDetal.ru (м)

Внутренние (центральные) основы 2 - 2

Приволжье-ТрансСервис НН (с)

Итого 126 19 1 146

характеристика группы и отдельные примеры представлены в табл. 2). Среди таких эргони-мов, в соответствии с общеязыковыми тенденциями, заметно преобладают слова с усечением начальных основ - преимущественно это двухосновные единицы. Двухосновные неймы в целом обнаруживают преобладание над трех- и особенно четырехосновными. Они образуются по всем потенциально возможным схемам и, пусть незначительно, но доминируют в каждой из соответствующих групп. При этом доля ней-мов, имеющих более двух производящих основ, в группе сложений с усечением больше, чем в группе неймов, образованных способом чистого сложения без усечения основ: 13.7% против 2.4% соответственно. У эргонимов, имеющих усечение только последней основы, постпозиционные компоненты отчетливо подразделяются на две подгруппы: 1) основы, усеченные до одного символа (только в двухосновных словах, 5 РИ): Центр-А (шк), Авто-М (с), АВТОМА-СТЕР-С (с), Авто-Р (с), Лидер-2 (с); 2) английские усечения, характерные для адресов интернет-страниц (в двух- и трехосновных словах в одинаковом соотношении; всего 4 РИ): Namoem.ru (а/м), STRIGINO.COM (с), GorodMasel.ru (м), Topdetal.ru (м). Вне данной подсистемы находится лишь 1 РИ - РеноМаг (с, м), которое можно трактовать двояко - как образованное сложением с усечением основы (маг ^ магазин) либо чистым сложением (Рено + маг 'волшебник').

зованные способом сложения с участием аббревиатур инициального типа (иногда - с элементами аббревиатур слогового типа) (109 РИ).

Прежде чем рассматривать эту группу неймов, выстроим краткую типологию аббревиатур, представленных в рамках нашей выборки (в т.ч. в составе неймов, образованных другими способами / с участием других способов; всего 118 РИ).

1. Узуальные аббревиатуры, хорошо известные подавляющему большинству носителей языка и/или клиентов автоорганизаций (всего 10-11 РИ): РФ (чаще изображается в ненормативном варианте - строчными буквами; 4 РИ): Запчасть-НН.РФ (м), Мобилшин.рф (с), Чи-стомобиль.рф (а/м), Вин-код.рф (м); VIP (12 РИ): VIP-сервис (с) и, возможно, Вип-Тэк (п); СТО ^ станция технического обслуживания (3 РИ): СТО-Авто (с), Барс-СТО (с), АВТОРУ-СТО (с); АКБ ^ аккумуляторная батарея (1 РИ): Абсолют-АКБ (с); АКПП ^ автоматическая коробка передач (1 РИ): АКПП-Центр (с).

2. Узуальные либо окказиональные, но имеющие высокую степень узуализации аббревиатуры, которые легко дешифруются жителями Нижегородской области (87 РИ): НГТУ ^ Нижегородский государственный технический университет (1 РИ): Технополис-НГТУ (м); НН ^ Нижний Новгород (86 РИ): Олимп-НН (с). Аббревиатура НН является наиболее частотной на нашем материале: она использована в составе более чем 73% неймов, включающих аббревиатуры. Как правило, она представлена в нормативном варианте НН (73 РИ); кроме того, встречаются варианты NN (9 РИ): Korea-NN (м),

Lanos-NN (м), Camry-NN (п), Polirovka-NN (с), AvtoCity-NN (с), AutoLux-NN (п), A UTOSALE-NN.RU (м), Veles-NN (mix), NNZAP (м); nn (2 РИ): Carbon-nn (с), Avtoproffi-nn.ru (с); ии

(2 РИ): Виражнн (п), Риссер-нн (м).

3. Воспроизводимые в транспортной сфере, но не имеющие единого толкования и при этом не дешифруемые на сайтах организаций и на рекламно-информационных сайтах аббревиатуры (6 РИ): ТСС ^ траиспертин-сирвисиая служба (?) / Тихстрейсирвис (?) и т. п. (3 РИ): ТСС-АРЗАМАС (м), ТСС-Авте (с), Ижсирвис-тсс (с); ТЭК ^ траиспнртин-эксплуатацинииая кем-паиия (?) / траиспнртин-экспиИицинииая кемпа-иия (?) и т.п. (3 РИ): Картэк (п), Вип-Тэк (п), Смартэке-НН (с). Нельзя категорично утверждать, что совпадающие по форме единицы имеют одинаковое происхождение / содержательное наполнение; но можно все-таки предположить, что в изолированном употреблении они функционируют преимущественно как имена нарицательные.

4. Окказиональные либо малоизвестные узуальные аббревиатуры (18-20 РИ), которые на нашем материале используются в единичных неймах (14 РИ): Авте-ХХХ (а/м), Автестикле-БТП (с), ВВС-Авте (с), ТКНАВТО (м), АБТ-сирвис (с), АТ-Сирвис (с), ЛД-СЕРВИС (с), КМ-АВТОПОРТ (а/м), АСК-НН (с), ППРНН (ш), СПК-НН (п), АСТ (с), ИМТ (с), МиК (шк) -либо воспроизводятся в наименованиях организаций, входящих в одну систему (4-6 РИ): Ford БЦР-Авте Плюс Сирвис (с), Hyundai БЦР-Авте Плюс (с), НАШ-1 (шк), НАШ-2 (шк). Большинство аббревиатур этой группы также не расшифровывается, что значительно затрудняет анализ материала по многим параметрам. На рекламно-информационных сайтах и на собственных сайтах организаций нами выявлены базовые словосочетания лишь для двух аббревиатур, входящих в состав 3 РИ: НАШ-1, НАШ-2 {НАШ -

Нижегородская автомобильная школа), СПК-НН (СПК - союз прокатных компаний). В данном разделе мы приводим приблизительные количественные данные, поскольку в ряде случаев

сложно определить, является ли тот или иной компонент нейма аббревиатурой. Так, компонент ПАЗЛ в составе эргонимов ПАЗЛ-НН (с), ПАЗЛ-НН (м) можно расценить и как неусеченную основу, восходящую к имени существительному со значением 'детский конструктор <...>, состоящий из цветных фрагментов, которые необходимо сложить в единую картинку' [11, с. 508], и как аббревиатуру (акроним).

При образовании эргонимов способом сложения аббревиатура в подавляющем большинстве случаев присоединяется к одной неусеченной основе - цельнооформленному слову: Абсолют-АКБ (с), Polirovka-NN (с), ТСС-АРЗАМАС (м). Все прочие варианты сложения с усеченными/неусеченными основами встречаются значительно реже и даже в сумме уступают представленному выше: 26.7 и 73.3% соответственно (количественные данные и отдельные примеры см. в табл. 3).

Редкий подвид сложения - образование слова путем соединения двух аббревиатур (3 РИ): АСК-НН (с), ППРНН (ш), СПК-НН (п) (либо 6 РИ, если компоненты ПАЗЛ и Вип в составе неймов ПАЗЛ-НН (с), ПАЗЛ-НН (м) и Вип-Тэк (п) являются аббревиатурами). За пределами данной группы сочетание двух аббревиатур в составе одного эргонима выявлено в рамках лишь 1 РИ - Запчастн-НН.РФ (м). Эр-гонимы, состоящие из двух аббревиатур, являются достаточно редкими, видимо, потому, что не отвечают многим требованиям, которые предъявляются к РИ, а также к языку рекламы в целом: они не способствуют пониманию специфики фирмы (представляя информацию в чрезмерно свернутой форме), часто не обладают достаточной индивидуальностью (ср.: АСК-НН -

Таблица 3

Сочетаемость аббревиатур с разными типами производящих основ__

Характер основы, Количество основ в слове (помимо аббревиатуры)

не являющейся Всего

символьной 1 2 3 РИ

аббревиатурой

Без усечения 74 РИ 4 РИ - 78

Абсолют-НН (шк) Ижсервис-тсс (с)

С усе- 1 ос- 1 РИ 16 РИ 2 РИ 19

чением новы NNZAP (м) АвтоВита-НН (с) АвтоГараитСирвис-НН (с)

2 ос- 3 РИ - 3 23

нов ТехПласт-НН (м)

3 ос- 1 РИ 1

нов СпецАвтоТрейд-НН (с)

Итого 75 РИ 23 РИ 3 РИ 101

СПК-НН), требуют дополнительных временных затрат со стороны потребителя при их осмыслении и запоминании и т. п. Видимо, по этой же причине эргонимы крайне редко создаются исключительно посредством символьной аббревиации (3 РИ): АСТ (с), ИМТ (а/м), МиК (шк).

Сложным и не имеющим однозначного решения является вопрос о количестве производящих основ у эргонимов, включающих либо представляющих собой аббревиатуры (он непосредственно связан с вопросом об использовании/неиспользовании самого способа аббревиации при их создании). Аббревиатуры первой группы (РФ, VIP и т.п.) при образовании новых слов включаются в них, скорее, как готовые, формально и семантически цельные единицы, т. е. представляют собой одну основу (однако в силу их известности могут легко раскладываться на компоненты некоторыми носителями языка). Аббревиатуры второй и третьей групп (НН, ТЭК и т. п.) могут, на наш взгляд, использоваться в готовом виде либо конструироваться в процессе образования нейма - в зависимости от особенностей производящей базы и особенностей порождающего их сознания. Наибольшая неопределенность связана с аббревиатурами четвертой группы, которые в открытых источниках не дешифруются и, соответственно, в ходе исследования даже не могут быть идентифицированы как узуальные либо как окказиональные. Дополнительных экстралингвистических изысканий требуют аббревиатуры, повторяющиеся в эргонимах, которые называют филиалы, подразделения, представительства, дочерние компании той или иной организации; ср.: Ford БЦР-Авто Плюс Сервис (с), Hyundai БЦР-Авто Плюс (с), а также БЦР Моторс (автосалон). Для решения вопроса об использовании/неиспользовании аббревиации как способа словообразовании в подобных случаях, на наш взгляд, необходимы сведения о порядке (последовательности/одновременности) создания РИ. Отсутствие таких сведений приводит к инотол-кованиям. Например, эргоним СПК-НН (название нижегородского представительства «Союза прокатных компаний») может быть рассмотрен как образованный по одной из двух схем: [союз + прокатных + компаний] + [НН / Нижний Новгород] либо [СПК] + [НН / Нижний Новгород]. Значительных сомнений в использовании аббревиации как способа образования эргони-мов не вызывают лишь те единицы, которые представляют собой символьные аббревиатуры (АСТ, ИМТ, МиК), однако вопрос о количестве производящих основ у таких слов все равно остается открытым. В связи с указанными обстоятельствами подсчет производящих основ

применительно к аббревиатурам в рамках данной статьи не производится.

Далее рассмотрим расположение аббревиатур в составе эргонимов (табл. 4).

В рамках выборки в целом существенно преобладает постпозиция аббревиатур. Следует, однако, уточнить, что это обусловлено высокой частотностью аббревиатуры ННшмпп/нн, для которой данная позиция является доминирующей. У остальных аббревиатур постпозиция и препозиция наблюдаются в примерно равном соотношении. Эргонимы с препозиционным расположением аббревиатур относительно малочисленны, но обнаруживают сходство по ряду параметров: 1) количество компонентов (как правило, это двухкомпонентные единицы): АКПП-Центр (с), ВВС-Авто (с) (исключение -1 РИ: КМ-АВТОПОРТ (а/м) ^ КМ + авто + порт); 2) характер конечных основ, которые (а) обычно не усекаются: СРС-Моторс (с), ЛД-СЕРВИС (с) (исключение - 1 РИ: NNZAP (м); (б) связаны с ограниченным кругом производящих слов: в 7 неймах из 15 - с производными от существительного автомобиль: СТО-Авто (с), ТСС-Авто (с), ВВС-Авто (с), НН-Авто (с), Hyundai БЦР-Авто Плюс (с), Ford БЦР-Авто Плюс Сервис (с), КМ-АВТОПОРТ (м); в 4 ней-мах - со словом сервис: АТ-Сервис (с), АБТ-сервис (с), ЛД-СЕРВИС (с), VIP-сервис (с). Интерпозиция является очень редкой для обоих сопоставляемых типов аббревиатур (4 РИ): Сервис-ГазАвто (с), Запчасть-НН.РФ (м), Avtoproffi-nn.ru (с), AUTOSALE-NN.RU(м).

Особую группу составляют также эргонимы, образованные путем сложения вербального компонента с цифровым обозначением (27 РИ). Эту разновидность сложения можно обозначить термином «нумерализация». Данный термин в работах по неймингу иногда толкуется достаточно широко: нумерализация -«использование цифровых обозначений и числительных в качестве самостоятельного средства создания РИ или дополнительного компонента» [1, с. 210] (см. также: [10, с. 83]). Мы применяем его лишь в отношении неймов, включающих цифры как один из компонентов слова.

Чаще всего в составе эргонимов наблюдаются варианты цифрового кода Нижегородской области (52 и реже - 152), который фиксируется на автомобильных номерах (20 РИ): ГрузАвто-Сервис52 (с), Вираж-52 (шк), Центр М52 (м), А-152 (с); АвтоРегион-152 (а/м+ш). Реже в РИ отражаются номера филиалов сети (5 РИ): Ори-он-1, Орион-3, Орион-4 (а/м). Помимо этого в рамках выборки представлено 2 РИ с немотивированными для «непосвященных» цифровыми обозначениями -М-69 (м), Б2Мотор НН (м).

Таблица 4

Позиция аббревиатур в составе эргонимов, образованных способом сложения (с учетом РИ, состоящих из двух аббревиатур)

Позиция Аббревиатура Прочие Всего

НН/Ж/пп/нн аббревиатуры

Постпозиция 78 12 90

Препозиция 2 15 17

Интерпозиция 3 1 4

Итого 83 28

Таблица 5

Сочетание вербальных компонентов с цифровыми обозначениями _

Характер вербального компонента Количество основ в слове (помимо цифрового обозначения) Всего РИ

1 2

Основа без усечения 10 РИ 1 РИ 11

Гараж52 (м), Орион-1 (а/м) Азия-Авто52 (м)

С усечением 1 основы 3 РИ 10 РИ 13

А-152 (с), Центр М52 (а/м), М-69 (м) Автостайл52 (с), Автофаворит-52 (м)

2 основ 1 РИ 1

Ty52.ru (м)

Итого 13 12 25

В нашем материале заметно преобладает постпозиция цифровых обозначений (см. примеры выше); кроме того, встречается интерпозиция этих элементов (4 РИ) - преимущественно в эргонимах, стилизованных под интернет-адреса, где конечная позиция закреплена за типовой усеченной английской основой: Nomer52.ru (с); VINIL52.RU (с), Ту52.ru (м), Б2Мотор НН (м).

Цифровые обозначения присоединяются к усеченным, неусеченным основам, к их сочетаниям (см. табл. 5). Кроме того, нами было выявлено их употребление совместно с аббревиатурами (2 РИ): НАШ-1 (шк), НАШ-2 (шк). Поскольку аббревиатура НАШ является окказиональной, здесь, видимо, следует говорить о сочетании двух разновидностей сложения - нуме-рализации и символьной аббревиации.

Сложение вербальных компонентов с цифровыми обозначениями, безусловно, находится на грани собственно языковых (словообразовательных) и графических способов создания неймов - так же, как и сложение вербальных компонентов со знаком «+», обладающим семантикой добавления (3 РИ): Европавто+ (м), ДЕТАЛЬ+ (м), Оптима+ (с). Однако принимая во внимание цельнооформленность таких единиц и наличие у них значений, подобных языковым (ср.: Автосервис-Плюс (с), Авто-плюс 1 (шк)), мы считаем возможным рассмотреть их в одном ряду со стандартными композитами.

Самостоятельную группу композитов на нашем материале образуют эргонимы, созданные способом стяжения (в иной терминологии - лексико-синтаксическим способом [7, с. 267])

(7 РИ). Объем соответствующего понятия в лингвистической литературе представляется по-разному: «объединение в одно слово и субстантивация раздельно оформленного словосочетания» [1, с. 211]; «слияние в одно словесное целое либо устойчивого словосочетания, то есть фразеологизма, либо сочетания самостоятельного слова со служебным» [7, с. 267] (в обеих цитатах подчеркивание наше. - Е.Щ.). Мы будем понимать стяжение широко - как объединение в одно целое любого сочетания слов, которое сопровождается его (сочетания) субстантивацией. Примеры стяжений разнообразны, при этом некоторые из них обнаруживают повторяющиеся схемы: 1) гл.1тр. + сущ.в.п. (2 РИ): ЧиниШину (ш), МойСаг (а/м) (последний пример можно также интерпретировать как реализацию модели «прит. мест.1 л. + сущ.и./в.п.»); 2) част. 'лишь, безо всего лишнего' + сущ. (2 РИ): Чисто-Сервис (с), ProstoCar (п) (первые компоненты эргонимов этой группы обнаруживают также семантические оттенки, которые свойственны словам знаменательных частей речи и не «вписываются» в модель, а именно оттенки 'легально' и 'легко, без затруднений'); 3) предл. + сущ. (1 РИ): ВНАЛИЧИИ (м); 4) личн. мест. 1 л., ед.ч. + сущ. (1 РИ): Ямойка (а/м); 5) усеч. прил. + сущ. (как компоненты устойчивого сочетания) (1 РИ): Японамать (м).

Среди неузуальных способов компрессивно-го словообразования на нашем материале представлена контаминация; однако в чистом виде она встречается редко (5 РИ). В структурном отношении контаминанты достаточно разнообразны: 1) междусловное наложение (2 РИ): Ли-

моНН ^ лимон + НН, в т. ч. с разрывом основы: Сан-Рено ^ Сан-Ремо + Рено; 2) межд-условное совмещение (1 РИ): Рентамобиль ^ рента + (авто)мобиль; 3) внедрение более короткого компонента в морфемную структуру более длинного без фонетического искажения обоих (об использовании контаминации здесь свидетельствует графическое выделение внедряемого компонента) (2 РИ): ДвижОк ^ движок + Ok (англ.); ВолоДАРский ^ Володарский + дар.

Незначительное количество эргонимов (14 РИ) на нашем материале образовано сочетанием нескольких способов - в основном представленных выше (в терминологии И. С. Улуханова - смешанными способами [13]). Все эргонимы такого рода квалифицируются как композиты; причем в большинстве схем, по которым они образованы, присутствует контаминация.

1. Контаминация + сложение (2 РИ). Особенность реализации данного способа заключается в том, что в качестве одного из компонентов контаминанта выступает окказионализм, образованный путем сложения: Kolobox ^ колобок + [коло 'колесо' + box (бокс) 'помещение']; АвтоГрафф ^ автограф + [ав-то(мобиль) + граф (дворянский титул)].

2. Контаминация + сложение (+ аббревиация) (2 РИ): Чистомобиль.рф ^ чисто/(ый) + (авт)омобиль + РФ; ЗапАС-НН ^ Запас + ас 'отличный специалист' [14, с. 30] + НН / Н(ижний) Н(овгород).

3. Контаминация + суффиксация (2 РИ). Аналогично первой схеме в качестве одного из компонентов контаминанта выступает окказионализм, образованный способом суффиксации непосредственно в процессе неймообразования: СтартерОк ^ [стартер + ок (ум.-ласк)] + Ок (англ.); Аквариус ^ аквариум + [аква + ариус], ср. узуальное архивариус).

4. Контаминация + флексийный способ (1 РИ): Техноматик (м.р.) ^ техно + (авт)оматик(а) (ж.р.).

5. Контаминация + сложение + добавление десемантизированного элемента (+ аббревиация) (1 РИ): Смартэко-НН ^ Смарт +ТЭК + о + НН / Н(ижний) Н(овгород).

6. Контаминация + инверсия производящих компонентов (1 РИ): AlmazGlass (с) ^ глаз-алмаз + glass 'стекло'. Инверсию компонентов производящей основы мы выделяем как самостоятельный способ словообразования по аналогии с анаграммой и изменением порядка фонем на обратный, которые описаны в работе И.С. Улуханова [13, с. 54].

7. Контаминация + сегментация (1 РИ): И-КАР (шк) ^ [Икар + car ('автомобиль')] + И | кар.

Возможно, на нашем материале встречается такое сочетание способов, как «контаминация + сегментация + сложение» (1 РИ): Рус-Лан (с) ^ [Руслан + Рус | Лан] + [Рус(?...)+ Лан(?...)] - при условии, что компоненты Рус и Лан соотносятся с какими-либо лексемами (например, фамилиями совладельцев), а не являются десеманти-зированными структурными единицами. В ином случае мы, видимо, имеем чистую сегментацию, причем не как способ словообразования, а как графический стилистический прием.

Смешанные способы без участия контаминации представлены тремя схемами, по каждой из которых образовано всего лишь одно РИ: сложение + флексийный способ (+ аббревиация) (1 РИ): Рессор-нн (м) ^ рессор(а) + нн / Н(ижний) Н(овгород); стяжение + флексийный способ (1 РИ): САМСУСАМ (с) ^ сам(и) с усам(и); префиксация + сложение (+ аббревиация) (1 РИ): ПРОАВТО-НН (с, м) ^ про- ('действующий в интересах кого-чего-н.' [11, с. 571]) + авто + НН / Н(ижний) Н(овгород).

Не все неймы в рамках нашей выборки четко распределяются между группами симплексов, псевдокомпозитов и композитов. Так, множественной интерпретацией обладает эргоним Люксон (м). Он может быть рассмотрен как 1) композит, образованный способом контаминации (Люксон ^ люкс + клаксон), 2) симплекс, образованный суффиксальным способом (Люксон ^ люкс + он), причем суффикс -он- в последнем случае обладает нечеткой семантикой и неопределенной стилистической окраской (последняя может восприниматься и как книжная, и как разговорно-просторечная). Более того, относительно некоторых неймов невозможно сформулировать даже подобного рода предположения: Линарис (м+ш), Иксора (м).

Итак, словообразовательные способы широко используются для создания РИ, которые обозначают организации автомобильного сегмента, расположенные в Нижегородском регионе. Соответствующие эргонимы образуют цельную систему, элементы которой обладают значительным сходством. Подавляющее большинство таких единиц - композиты, образованные способом сложения в нескольких его вариантах (чистое сложение цельнооформленных слов, сложение с усечением одной или нескольких основ, сложение с использованием аббревиатуры как одного из производящих компонентов). Прочие эргонимы, за редким исключением, распределяются между тремя способами: контаминацией (которая представлена в чистом виде либо в составе смешанных способов),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

суффиксацией и стяжением. Сходство РИ проявляется не только на уровне выбора доминирующего способа словообразования, но и на уровне выбора отдельных формантов, сочетаемости производящих основ и т. п. в рамках более мелких групп. При общей целостности представленной нами системы в ней отмечается ряд единиц, которые характеризуются множественной интерпретацией. Она обусловлена прежде всего невозможностью однозначно установить связь дериватов с производящими словами, что, в свою очередь, имеет причиной широкое использование усеченных основ, отсутствие в открытом доступе экстралингвистической информации, позволяющей установить происхождение неймов, а также функционирование последних вне текстов/контекстов.

Список литературы

1. Романова Т.П. Система способов словообразования рекламных собственных имен [Электронный ресурс] // Вестник СамГУ. 2007. № 5/2 (55). С. 204214. Режим доступа: http://vestnik-samgu.samsu.ru/ gum/2007web52/yaz/2007520802.pdf (дата обращения: 20.06.2016).

2. Аниськина Н.В., Колышкина Т.Б. Модели анализа рекламного текста. М.: Форум, 2013. 302 с.

3. Слободянюк Э.П. Настольная книга копирай-тера. М.: Вершина, 2008. 256 с.

4. Галактионов А.П., Попова Т.В. Морфемные типы номинативных полиграфиксатов-симплексов в современном русском языке [Электронный ресурс] // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5(1). С. 313-317. Режим доступа:

References

1. Romanova T.P. Sistema sposobov slovoobra-

http://elibrary.ru/download/29430367.pdf (дата обращения: 20.06.2016).

5. Касим Г.Ю. Псевдокомпозиты в топонимии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elar.urfu. ru/bitstream/10995/28352/1 vo_12_06.pdf (дата обращения: 25.08.2016).

6. Немченко В.Н. Основные понятия словообразования в терминах: Краткий словарь-справочник. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985. 208 с.

7. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. 4-е изд. М.: ЛЕНАНД, 2016. 338 с.

8. Бебчук Е.М., Беспамятнова Г.Н., Бобровни-ков С. С. Теория и практика рекламы / Под ред. В.В. Тулупова. СПб.: Михайлова В. А., 2006. 528 с.

9. Алистанова Ф.Ф. Эргонимы современного русского языка как микросистема: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Махачкала: Дагестанский гос. пед. ун-т, 2011. 24 с.

10. Вайрах Ю. В. Способы словообразования наименований коммерческих предприятий Иркутска [Электронный ресурс] // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2010. № 4. С. 78-84. Режим доступа: http://elibrary.ru/ download/33752114.pdf (дата обращения: 26.01.2016).

11. Крысин Л. П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. М.: Эксмо, 2008. 864 с.

12. Русский орфографический словарь / РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова; Отв. ред. В.В. Лопатин. 3-е изд., стер. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. 960 с.

13. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М.: Изд-во ЛКИ, 2015. 232 с.

14. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.

Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2011. № 5(1). S. 313-317. Rezhim dostupa: http://elibrary.ru/download/29430367.pdf (data obrash-

OCCASIONAL WORDS IN THE SYSTEM OF AUTOMOBILE-RELATED ERGONYMS OF NIZHNI NOVGOROD: A STRUCTURAL ASPECT

E. V. Shchenikova

In this article, we consider the word formation methods used to produce ergonyms referring to the automotive segment of the Nizhni Novgorod region.

Keywords: naming, ergonyms, word formation, occasional words.

zovaniya reklamnyh sobstvennyh imen [Ehlektronnyj resurs] // Vestnik SamGU. 2007. № 5/2 (55). S. 204214. Rezhim dostupa: http://vestnik-samgu.samsu.ru/gum/2007 web52/yaz/2007520802.pdf (data obrashcheniya: 20.06.2016).

2. Anis'kina N.V., Kolyshkina T.B. Modeli analiza reklamnogo teksta. M.: Forum, 2013. 302 s.

3. Slobodyanyuk Eh.P. Nastol'naya kniga kopirajtera. M.: Vershina, 2008. 256 s.

4. Galaktionov A.P., Popova T.V. Morfemnye tipy nominativnyh poligrafiksatov-simpleksov v sovremen-nom russkom yazyke [Ehlektronnyj resurs] // Vestnik

cheniya: 20.06.2016).

5. Kasim G.Yu. Psevdokompozity v toponimii [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://elar.urfu. ru/bitstream/10995/28352/1 vo_12_06.pdf (data obrashcheniya: 25.08.2016).

6. Nemchenko V.N. Osnovnye ponyatiya slovoobra-zovaniya v terminah: Kratkij slovar'-spravochnik. Krasnoyarsk: Izd-vo Krasnoyarskogo un-ta, 1985. 208 s.

7. Shanskij N.M. Ocherki po russkomu slovoobra-zovaniyu. 4-e izd. M.: LENAND, 2016. 338 s.

8. БеЪсЬик Е.М., Бе8рашуа1поуа О.М, БоЪгоуш-коу 8.8. Теопуа 1 ргак11ка гек1ашу / Pod red. У.У. Ти1ироуа. 8РЪ.: Mlhaj1oуa У.А., 2006. 528 8.

9. А1^апоуа Р.Р. ЕЫ^ошшу soуreшennogo ги88-kogo уа/ука как шикх^Ыеша: Ау1оге£. d1s. ... ка^. Шо1. паик. МаЬасЬка1а: Dagestansk1j gos. ped. ип4, 2011. 24 s.

10. Уajrah Уи.У. 8posoЪy s1oуooЪrazoуan1ya па1шепоуапу koшшercheskih predpr1yat1j Irkutska [ЕЬ-

1ektronnyj resurs] // Уestn1k Irkutskogo gosudarstуen-nogo 11ngу1st1cheskogo un1уers1teta. 2010. № 4. 8. 7884. Яе/Ь1ш dostupa: http://e11Ъrary.ru/down1oad/3375 2114.pdf (сЫ;а oЪrashchenlya: 26.01.2016).

11. Krys1n Ь.Р. I11yustr1roуannyj to1koуyj s1oуar' 1nostrannyh s1ov. М.: Ehksшo, 2008. 864 s.

12. Russk1j orfograf1chesk1j s1oуar' / ЯАЫ\ In-t rus. уа/. 1ш. У.У. У1nogradoуa; Otу. red. У.У. Lopatin. 3-е 1/С., ster. М.: А8Т-РЯЕ88 К№ОА, 2010. 960 s.

13. Uluhanov I.S. Edinicy slovoobrazovatel'noJ sis-temy russkogo yazyka i ih leksicheskaya realizaciya. M.: Izd-vo LKI, 2015. 232 s.

14. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. TolkovyJ slovar' russkogo yazyka. 4-e izd., dop. M.: Azbukovnik, 1997. 944 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.