Филология
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 5, с. 289-299
УДК 811.161.1
НЕУЗУАЛЬНЫЕ СЛОВА В СИСТЕМЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ АВТОЭРГОНИМИИ:
СТРУКТУРНЫЙ АСПЕКТ
© 2016 г. Е.В. Щеникова
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород
Поступила в редакцию 01.09.2016
Рассматриваются словообразовательные способы создания эргонимов, обозначающих расположенные в Нижегородском регионе организации автомобильного сегмента.
Ключевые слова: нейминг, эргонимы, словообразование, окказиональные слова.
Эргонимы - одна из разновидностей «рекламных имен» [1, с. 204; 2, с. 63] (далее - РИ), или «неймов» [3, с. 15] - в настоящее время представляют собой многочисленную и активно пополняемую группу слов. Данная группа далеко не однородна, и в частности это касается способов создания РИ. В работах по неймингу выделяется несколько основных групп способов: лексико-семантические, лексико-синтаксические, морфологические и словообразовательные. Выбор конкретных способов обнаруживает заметную связь с той предметной областью, которую отражают эргонимы. Так, для РИ, обозначающих расположенные в Нижнем Новгороде и городах Нижегородской области организации автомобильного сегмента, характерны словообразовательные способы, к которым далее мы и обратимся. Посредством рекламно-информационных сайтов (nn.zoon.ru; nnv.carobka.ru; salenn.ru; nizhniy_ novgorod.big-book-avto.ru; nizhniynovgorod.obzor-goroda.su; spravker.ru; nizhniynovgorod.spravka. me) нами было выявлено 1216 «автоэргонимов» (в эту группу входят РИ, которые обозначают автопрокаты (далее - п); магазины автозапчастей (далее - м); автошколы (далее - шк); автосервисы - как многопрофильные (далее - с), так и узкопрофильные, в т.ч шиномонтажи (далее -ш), автомойки (далее - а/м), автохимчистки (х); организации смешанного типа (далее - м+с, м+а/м, а/м+ш, mix). Среди них РИ, созданные исключительно словообразовательными способами (КузевПлюс, Триал-НН) либо с частичным применением таких способов (Луидор-Тюнинг Плюс, Renault Автоконтинент), составляют более 34% (всего 417 РИ: п - 20 РИ; м - 93 РИ; шк - 39 РИ; с - 204 РИ; ш - 9 РИ; а/м - 27 РИ; х -1 РИ; mix, м+с, м+а/м, а/м+ш - 22 РИ). Для сравнения: в тематической группе «Торговые центры» на эргонимы - неузуальные слова приходится чуть более 1%.
В рамках нашей выборки представлены разнообразные в структурном отношении единицы: эргонимы-«симплексы» (т.е. простые слова [4, с. 314]), эргонимы-псевдокомпозиты (наименования, образованные простыми способами, но имеющие составную производящую базу [5]) и собственно эргонимы-композиты; однако их доли существенно различаются.
Эргонимы-симплексы и эргонимы-псевдокомпозиты крайне немногочисленны (13 РИ, или 3.1% от общего количества неймов, созданных с участием словообразовательных средств).
Среди способов их образования преобладает суффиксация (9 РИ); при этом в составе РИ отчетливо выделяются две группы суффиксов:
1) уменьшительно-ласкательные суффиксы (5 РИ): ШиНкА (ш), Шиика (с) ^ шии(а) + к; Фришка (м) ^ фриш (англ. fresh) + к; Автешка (с) ^ авте + шк; Шиинмеитажиинка Плюс (ш) ^ шииемеитаж + эинк;
2) суффиксы со значением лица (4 РИ), а именно: а) суффиксы, дающие стилизацию под русские отчества (2 РИ): ДиталиЧ (с) ^ Ииталн + ич; Маслииыч (с) ^ масл(о) + еиыч (последний нейм, на наш взгляд, является результатом чересступенного словообразования: он естественным образом истолковывается через существительное масле ('организация, где, в числе прочего, занимаются заменой моторного масла'), не обнаруживая аналогичной смысловой связи с прилагательным маслииый); б) суффикс иноязычного (английского) происхождения эр (er) (2 РИ): Мейкир (а/м) ^ мейк(а) + эр; 2апча-стир (м) ^ запчастн + эр (полагаем, что у ней-мов этой подгруппы некоторые исследователи могут усмотреть значение неодушевленного предмета: ср. узуальное таймир).
Значительно реже для создания эргонимов симплексов и псевдокомпозитов используется усечение (2 РИ): Автезап (м) ^ автезап(части);
Эл Авто (с) ^ эл(ектрика)/эл(ектрический)/ эл(ектронный) либо эл(итный). Можно предположить, что еще 1 РИ образовано путем усечения производящей основы с добавлением де-семантизированного элемента (фонемы): Ле-сард (с) ^ (автос)лесарь + д.
Кроме того, в создании эргонимов-симплексов участвует флексийный способ, «при котором основным словообразовательным средством является <...> изменение системы окончаний производящего слова» [6, с. 184]. Говоря о данном способе применительно к именам существительным, чаще имеют в виду изменение системы родовых флексий (кума ^ кум, Александра ^ Александр и т. п.), однако в нашем случае происходит замена системы флексий существительного pluralia tantum на систему флексий существительного м. р. ед. ч. (1 РИ): Печер (а/м) ^ Печеры (разговорное наименование одного из микрорайонов Нижнего Новгорода - Верхние Печеры).
Основную группу анализируемых нами РИ составляют эргонимы-композиты (Автобыт) либо эргонимы, включающие композиты (БЦР-Авто Плюс Сервис) (далее эти два вида эргони-мов разделяться не будут). Интересно отметить, что, несмотря на значительное количество единиц в группе эргонимов-композитов (387 РИ), перечень способов их образования является достаточно ограниченным.
Среди классических узуальных способов заметно представлено чистое сложение, а именно сложение цельнооформленных слов (82 РИ). Эргонимы, образованные данным способом, в подавляющем большинстве случаев имеют две производящие основы (80 РИ): Дизель-Штайер (с), Америка-Европа (м), БОШ-СЕРВИС (ш), Аква-люкс (а/м); оставшиеся 2 РИ произведены на базе трех основ: Ковальчук Автосервис-Автомойка-Автостоянка (mix); Корпорация-Стекло-Бор (с).
Уточним, что производящий компонент авто в рамках данного исследования рассматривается и как самостоятельное слово, и как усеченная основа. Последний вариант (усечение) связывается нами преимущественно с препозицией и интерпозицией данного компонента в составе производных слов. При развертывании таких слов до словосочетаний он чаще всего восстанавливается как прилагательное автомобильный: Автогеометрия (с) ^ автомобильная геометрия; Автобыт (с) ^ автомобильный быт. При использовании компонента авто в постпозиции он, как правило, соотносится с именем существительным, имеющим значение 'автомобиль/авто/машина'. Стилистические особенности соответствующих эргонимов позволяют, на
наш взгляд, связать рассматриваемый компонент с разговорным существительным авто, т.е. квалифицировать его как не усекаемый в процессе неймообразования, а включающие его неймы - как созданные способом чистого сложения (разумеется, при условии, что все остальные основы являются неусеченными). Если компонент авто в постпозиции обладает иной семантикой, мы определяем его как усечение: Алекс-Авто (с) ~ 'автосервис Алекса'. Представленное деление до некоторой степени условно, поскольку значения компонентов сложных слов не всегда обладают необходимой определенностью.
Сложение с использованием соединительного гласного, которое в рамках системы, описанной, например, Н.М. Шанским, дает «основную и наиболее продуктивную группу сложений полных основ» [7, с. 272-273], на нашем материале представлено всего лишь одним эр-гонимом: Горностайл (с) ^ (ул.) Горн(ая) + стайл (англ. style).
Эргонимы-композиты за счет включения нескольких производящих основ позволяют более детально, нежели эргонимы-симплексы, представить специфику организации, выделить большее количество ее признаков, значимых для потребителя/владельца. Однако они в меньшей степени, чем симплексы, отвечают требованиям, которые предъявляются к объему нейма (к количеству букв/звуков/слогов): «оптимальный размер названия», по мнению ряда специалистов, составляет «2-3 слога, или 3-7 букв» [8, с. 439]. Вероятно, отчасти поэтому создатели неймов активно прибегают к способам компрессивного словообразования.
Самым распространенным на нашем материале средством/способом компрессии является усечение производящих основ (179 РИ). Средняя длина усеченной основы - 3-5 звуков/букв, или 1-2 слога, что позволяет эргонимам -сложносокращенным словам в целом соответствовать указанным выше размерным параметрам либо находиться в приближении к ним (более детально количественные данные представлены в табл. 1).
Как видно из табл. 1, наибольшее разнообразие обнаруживают основы, усеченные до 3 звуков/букв; при этом по количеству употреблений заметно выделяются основы, включающие 4 звука/буквы (62.6% от всех РИ с усеченными основами). Последнее связано с высокой частотностью усечения авто, которое входит в состав 104 РИ.
Особого внимания заслуживает усечение основ до одного символа: А-Сервис (с), Центр-А (шк), А-152 (с); Б2Мотор НН (м), Авто-М (с),
Таблица 1 Объем и частота употребления
станда ртных усеченных основ
Количество
символов Количество Количество
в составе основ РИ
основы
1 6 11
Циитр-А (шк), Автн-М (с)
2 5 14
ИнкнмАвтн (с), АлАиИАр (с)
13 22
3 Автнхимлюкс (м+а/м),
Техтайм (с)
7 112
4 ПрофАвтнГрупп (п), Ав-тоНахнИка (м)
10 15
5 ТрансСирвис шии (ш) (с), Мобил-
2 2
6 ИМПОРТКАР (с), Сель-хозвнИстрнй (с)
9 1 1
НижегородАВТО (с)
*В подавляющем большинстве эргонимов «символ» одновременно равен букве и звуку. Исключения составляют основа сельхоз и ряд основ, усеченных до одного символа и произносимых как названия букв: Авто-М (с) - Авто-[эм] (подсчет проводился по количеству графических единиц, самостоятельно обозначающих хотя бы один звук). В таблице не отражены данные по двум РИ, которые отличаются особым, выходящим за рамки общей системы типом усечения (усечение + запись усеченного компонента в транскрипции), что исключает возможность стандартных подсчетов: БэТри (с+м) ^ [бэ] + три ^ Б + три ^ (ул.) Б(уршковская) (дом) 3; Джей-ДжиАйАвто (м) ^ [Джей] + [Джи] + [Ай] + Авто ^ <3 недешифруемые основы английского происхождения> + авто.
Центр М52 (м), М-69 (м), Авто-Р (с), АВТО-МАСТЕР-С (с), (с), Лидер-г (с). Эргони-
мы, подобные приведенным выше, в исследованиях по неймингу нередко рассматриваются как созданные особым способом, который имеет разные терминологические обозначения, например: «аббревиация <...> с материальной индексацией» [9, с. 14], «инициализация» [1, с. 211, 10, с. 83]. Толкования соответствующих терминов также обнаруживают некоторые различия. Под «инициализацией», в частности, понимается «использование букв как автономного средства образования наименования» [10, с. 83] и «использование буквенных обозначений и названий букв в качестве самостоятельного средства создания РИ или как дополнительного компонента» [1, с. 211] (подчеркивание в обеих цитатах наше. - Е.Щ.). Судя по текстовым иллюстрациям, в некоторых работах данный тер-
мин имеет очень широкую предметную отнесенность и применяется в отношении «собственных рекламных имен», созданных не только словообразовательными, но и иными способами: «"Вси иа О", "От А Ие Я"» [1, с. 211]. Мы используем термин «инициализация» только применительно к эргонимам - словообразовательным дериватам, в составе которых буквы/ названия букв не обнаруживают связи с какими-либо лексемами и имеют самостоятельное, символическое значение. В пределах нашей выборки об инициализации с определенной долей уверенности можно говорить в отношении лишь одного эргонима, который включает комплекс из трех символов - первых букв русского алфавита: АБВ-Авте (м). Ввиду непрозрачности наименований не всегда можно четко разграничить инициализацию и усечение основы. Например, элемент А в составе эргони-мов А-Сирвис (с), Циитр-А (шк) воспринимается и как сокращение от имен автеме-билн/автемебилниый, и как первая буква алфавита, которая должна указывать на соответствующее (первое) место организации в ряду подобных.
В составе автоэргонимов используются как характерные для сложносокращенных наименований организаций (и сложносокращенных слов в целом), так и редкие, в т.ч. окказиональные, усечения.
В первой группе существенно преобладает усечение авте ^ автемебилниый/автемебилн (104 РИ): Авто-Виктер (а/м), АвтоЛив (с), Ав-тостайл (шк), Автохилп (с), Авто-mix (м). Все прочие узуальные усечения встречаются значительно реже:
- тих ^ тихиичиский/тихиика (5 РИ): Тех-Пласт-НН (м), Техтайм (с), Техлайи сирвис (mix), Севиитех-Сирвис (с), Атретехсирвис-НН (с);
- кем ^ кеммирчиский (предположительно; 4 РИ): КОМТРАНССЕРВИС (с), ИикомАвте (с), Автеком (с), ПартКом (с) (в двух последних примерах не исключена также связь компонента кем с именем существительным кемферт);
- траис ^ траисперт/траиспертиый (3 РИ): ТрансСирвис (с), КОМТРАНССЕРВИС (с), Привелжни-ТрансСирвис НН (mix);
- атре ^ атретихиичиский ('сельскохозяйственный' [11, с. 30]; 2 РИ): Агроарсииал (м), Агротихсирвис-НН (с);
- труз ^ трузевей (2 РИ): ГрузАвтеСирвис52 (с), GruzDetal.ru (м);
- иитир ^ иитириациеиалниый (2 РИ): Ин-терАвтеЦиитр (с), Интеркар (м);
- мат ^ матазии (2 РИ): РииеМаг (м), Авте-Маг (м+с) (компонент мат может быть также воспринят как неусеченная основа, восходящая
к имени существительному со значением волшебник', особенно в эргониме Авто-Маг, поскольку он называет не только магазин, но и автосервис);
- рем ^ ремонт (2 РИ): РемАвто (с), Рем-Кран-НН (с);
- импорт ^ импортный (1 РИ): ИМПОРТ-КАР (с);
- нижегород ^ нижегородский (1 РИ): НижегородАВТО (с);
- пласт ^ пластик (1 РИ): ТехПласт-НН (м);
- сельхоз ^ сельскохозяйственный
- строй ^ стройка/ строить
- рос ^ российский (1 РИ): АвтоРосДизайн (с); спец ^
' (1 РИ): СпецАв-тоТрейд-НН (с);
(1 РИ): Сельхозвод-строй (с);
к имени существительному со значением исполнение произведения одним человеком');
- Ал ^ Алексей/Александр (предположительно)
- Анд ^ Андреевич/Андрей (предположительно)
(1 РИ): АлАндАр
(с);
специальный
- трейд ^ трейдинг
- хим ^ химия (1 РИ): Автохимлюкс (м+а/м).
Часть из представленных единиц относится
к группе аффиксоидов; некоторые из них фиксируются в толковых, орфографических и т. п. словарях (например, авто, агро, спец [11; 12]; интер [11]; строй [12]).
Помимо русских типовых усеченных основ в составе эргонимов регулярно используются английские типовые усечения (характерные для адресов веб-страниц), а именно com (1 РИ): STRIGINO.COM (с) - и т (10 РИ): Namoem.ru (а/м), Nomer52.ru (с).
Как показывают примеры, практически все усечения соединяются с иными производящими основами без участия дополнительных компонентов. Исключением является компонент техно с узуальным добавлением интерфикса о (техно ^ техн(ика)/техн(ический) + о) (3 РИ): Техно-Тюнинг (с), ТехноЭкспресс (с), Спорт-Техноплюс (с).
Группу менее типичных для сложных слов и собственно окказиональных усечений составляют:
- А ^ авто/автомобиль (предположительно; 3 РИ): А-Сервис (с), Центр-А (шк), А-152 (с);
- М ^ машина (предположительно; 3 РИ): Авто-М (с), Центр М52 (м), М-69 (м);
- европ ^ европейский (2 РИ): ЕвропАвто (м), Европавто+ (м);
- ин ^ иностранный (предположительно; 2 РИ): ИнкомАвто (с), Совинтех-Сервис (с);
- мобил ^ мобильный (2 РИ): Мобилшин (ш/м), Мобилшин.рф (с);
- Соло ^ Соловьев (1 РИ): АвтоСОЛО (с+м) (без владения информацией об официальном названии фирмы (ИП «Соловьев») основа соло воспринимается как неусеченная - восходящая
(1 РИ): ФранКор
(с);
- Ар - сокращение неизвестной фамилии либо имени типа Артем/Арсен (предположительно)
- легал ^ легальный (1 РИ): ЛЕГАЛ-АВТО (возможно также восприятие компонента легал как неусеченной основы, восходящей к транслитерированному английскому прилагательному legal 'легальный, законный');
- проф ^ профессиональный (1 РИ): Проф-АвтоГрупп (п);
- ту ^ турбокомпрессор (1 РИ): Ту52.т (м);
- сид ^ сидение (1 РИ): Автосид-НН (м);
- сов ^ современный либо совместный (предположительно; 1 РИ): Совинтех-Сервис (с);
- спорт ^ спортивный (1 РИ): Спорт-Техноплюс (с);
- юни ^ union (предположительно - ср.: Юнион-Авто; 1 РИ): ЮниАвто (с);
- фран ^ Франция/
французский
- кор ^ Корея/корейский
- zap ^ запчасти (1 РИ): NNZAP (м).
Уточним, что при подсчетах нами не учитывались усечения, использованные в процессе образования предшествующих звеньев словообразовательной цепочки; см., например: Китай-Запчасть (м), Технополис-НГТУ (м), Ко-вальчук Автосервис-Автомойка-Автостоянка (mix).
Не все усеченные компоненты, как было отмечено выше, могут быть однозначно распознаны: ПартКом (м), АлАндАр (с), ЮниАвто (с), Совинтех-Сервис (с). Более того, некоторые усечения практически не подаются интуитивной дешифровке: КанСал-Авто (с), ПартКом (м), Новалюкс (с), Сельхозводстрой (с), Б2Мотор НН (м), Авто-Р (с), АВТОМАСТЕР-С (с), Джей-ДжиАйАвто (м), Z-Avto (с), Лидер-Z (с). Выводы о статусе таких единиц делались нами на основании их внешнего вида, и в частности отсутствия совпадающих по звучанию лексем.
Далее обратимся к эргонимам, образованным исключительно способом сложения с усечением основ(ы), в т. ч. без участия инициальных аббревиатур, цифровых обозначений и т. п. Такие единицы достаточно многочисленны (146 РИ). Они обнаруживают различия как по количеству, так и по месту расположения
усеченных основ (детальная количественная Особую группу составляют эргонимы, обра-
Таблица 2
Эргонимы, образованные способом сложения с усечением основ (без участия инициальных аббревиатур, цифровых обозначений и т. п.)_
Место расположения усеченных основ Количество основ в слове Всего
2 3 4
Начальные основы 1-я 113 3 - 116
АвтоСпа (а/м) АвтоTwinСервис (с)
1-я, 2-я 8 - 8
ЕвроАвтоДом (м)
1-я, 2-я, 3-я 1 Совинтех-Сервис (с) 1
Конечные основы 9 2 - 11
Центр-А (шк) GorodMasel.ru (м)
Все основы 4 2 - 6
ФранКор (с) АлАндАр (с)
«Обрамляющие» основы 2 - 2
GruzDetal.ru (м)
Внутренние (центральные) основы 2 - 2
Приволжье-ТрансСервис НН (с)
Итого 126 19 1 146
характеристика группы и отдельные примеры представлены в табл. 2). Среди таких эргони-мов, в соответствии с общеязыковыми тенденциями, заметно преобладают слова с усечением начальных основ - преимущественно это двухосновные единицы. Двухосновные неймы в целом обнаруживают преобладание над трех- и особенно четырехосновными. Они образуются по всем потенциально возможным схемам и, пусть незначительно, но доминируют в каждой из соответствующих групп. При этом доля ней-мов, имеющих более двух производящих основ, в группе сложений с усечением больше, чем в группе неймов, образованных способом чистого сложения без усечения основ: 13.7% против 2.4% соответственно. У эргонимов, имеющих усечение только последней основы, постпозиционные компоненты отчетливо подразделяются на две подгруппы: 1) основы, усеченные до одного символа (только в двухосновных словах, 5 РИ): Центр-А (шк), Авто-М (с), АВТОМА-СТЕР-С (с), Авто-Р (с), Лидер-2 (с); 2) английские усечения, характерные для адресов интернет-страниц (в двух- и трехосновных словах в одинаковом соотношении; всего 4 РИ): Namoem.ru (а/м), STRIGINO.COM (с), GorodMasel.ru (м), Topdetal.ru (м). Вне данной подсистемы находится лишь 1 РИ - РеноМаг (с, м), которое можно трактовать двояко - как образованное сложением с усечением основы (маг ^ магазин) либо чистым сложением (Рено + маг 'волшебник').
зованные способом сложения с участием аббревиатур инициального типа (иногда - с элементами аббревиатур слогового типа) (109 РИ).
Прежде чем рассматривать эту группу неймов, выстроим краткую типологию аббревиатур, представленных в рамках нашей выборки (в т.ч. в составе неймов, образованных другими способами / с участием других способов; всего 118 РИ).
1. Узуальные аббревиатуры, хорошо известные подавляющему большинству носителей языка и/или клиентов автоорганизаций (всего 10-11 РИ): РФ (чаще изображается в ненормативном варианте - строчными буквами; 4 РИ): Запчасть-НН.РФ (м), Мобилшин.рф (с), Чи-стомобиль.рф (а/м), Вин-код.рф (м); VIP (12 РИ): VIP-сервис (с) и, возможно, Вип-Тэк (п); СТО ^ станция технического обслуживания (3 РИ): СТО-Авто (с), Барс-СТО (с), АВТОРУ-СТО (с); АКБ ^ аккумуляторная батарея (1 РИ): Абсолют-АКБ (с); АКПП ^ автоматическая коробка передач (1 РИ): АКПП-Центр (с).
2. Узуальные либо окказиональные, но имеющие высокую степень узуализации аббревиатуры, которые легко дешифруются жителями Нижегородской области (87 РИ): НГТУ ^ Нижегородский государственный технический университет (1 РИ): Технополис-НГТУ (м); НН ^ Нижний Новгород (86 РИ): Олимп-НН (с). Аббревиатура НН является наиболее частотной на нашем материале: она использована в составе более чем 73% неймов, включающих аббревиатуры. Как правило, она представлена в нормативном варианте НН (73 РИ); кроме того, встречаются варианты NN (9 РИ): Korea-NN (м),
Lanos-NN (м), Camry-NN (п), Polirovka-NN (с), AvtoCity-NN (с), AutoLux-NN (п), A UTOSALE-NN.RU (м), Veles-NN (mix), NNZAP (м); nn (2 РИ): Carbon-nn (с), Avtoproffi-nn.ru (с); ии
(2 РИ): Виражнн (п), Риссер-нн (м).
3. Воспроизводимые в транспортной сфере, но не имеющие единого толкования и при этом не дешифруемые на сайтах организаций и на рекламно-информационных сайтах аббревиатуры (6 РИ): ТСС ^ траиспертин-сирвисиая служба (?) / Тихстрейсирвис (?) и т. п. (3 РИ): ТСС-АРЗАМАС (м), ТСС-Авте (с), Ижсирвис-тсс (с); ТЭК ^ траиспнртин-эксплуатацинииая кем-паиия (?) / траиспнртин-экспиИицинииая кемпа-иия (?) и т.п. (3 РИ): Картэк (п), Вип-Тэк (п), Смартэке-НН (с). Нельзя категорично утверждать, что совпадающие по форме единицы имеют одинаковое происхождение / содержательное наполнение; но можно все-таки предположить, что в изолированном употреблении они функционируют преимущественно как имена нарицательные.
4. Окказиональные либо малоизвестные узуальные аббревиатуры (18-20 РИ), которые на нашем материале используются в единичных неймах (14 РИ): Авте-ХХХ (а/м), Автестикле-БТП (с), ВВС-Авте (с), ТКНАВТО (м), АБТ-сирвис (с), АТ-Сирвис (с), ЛД-СЕРВИС (с), КМ-АВТОПОРТ (а/м), АСК-НН (с), ППРНН (ш), СПК-НН (п), АСТ (с), ИМТ (с), МиК (шк) -либо воспроизводятся в наименованиях организаций, входящих в одну систему (4-6 РИ): Ford БЦР-Авте Плюс Сирвис (с), Hyundai БЦР-Авте Плюс (с), НАШ-1 (шк), НАШ-2 (шк). Большинство аббревиатур этой группы также не расшифровывается, что значительно затрудняет анализ материала по многим параметрам. На рекламно-информационных сайтах и на собственных сайтах организаций нами выявлены базовые словосочетания лишь для двух аббревиатур, входящих в состав 3 РИ: НАШ-1, НАШ-2 {НАШ -
Нижегородская автомобильная школа), СПК-НН (СПК - союз прокатных компаний). В данном разделе мы приводим приблизительные количественные данные, поскольку в ряде случаев
сложно определить, является ли тот или иной компонент нейма аббревиатурой. Так, компонент ПАЗЛ в составе эргонимов ПАЗЛ-НН (с), ПАЗЛ-НН (м) можно расценить и как неусеченную основу, восходящую к имени существительному со значением 'детский конструктор <...>, состоящий из цветных фрагментов, которые необходимо сложить в единую картинку' [11, с. 508], и как аббревиатуру (акроним).
При образовании эргонимов способом сложения аббревиатура в подавляющем большинстве случаев присоединяется к одной неусеченной основе - цельнооформленному слову: Абсолют-АКБ (с), Polirovka-NN (с), ТСС-АРЗАМАС (м). Все прочие варианты сложения с усеченными/неусеченными основами встречаются значительно реже и даже в сумме уступают представленному выше: 26.7 и 73.3% соответственно (количественные данные и отдельные примеры см. в табл. 3).
Редкий подвид сложения - образование слова путем соединения двух аббревиатур (3 РИ): АСК-НН (с), ППРНН (ш), СПК-НН (п) (либо 6 РИ, если компоненты ПАЗЛ и Вип в составе неймов ПАЗЛ-НН (с), ПАЗЛ-НН (м) и Вип-Тэк (п) являются аббревиатурами). За пределами данной группы сочетание двух аббревиатур в составе одного эргонима выявлено в рамках лишь 1 РИ - Запчастн-НН.РФ (м). Эр-гонимы, состоящие из двух аббревиатур, являются достаточно редкими, видимо, потому, что не отвечают многим требованиям, которые предъявляются к РИ, а также к языку рекламы в целом: они не способствуют пониманию специфики фирмы (представляя информацию в чрезмерно свернутой форме), часто не обладают достаточной индивидуальностью (ср.: АСК-НН -
Таблица 3
Сочетаемость аббревиатур с разными типами производящих основ__
Характер основы, Количество основ в слове (помимо аббревиатуры)
не являющейся Всего
символьной 1 2 3 РИ
аббревиатурой
Без усечения 74 РИ 4 РИ - 78
Абсолют-НН (шк) Ижсервис-тсс (с)
С усе- 1 ос- 1 РИ 16 РИ 2 РИ 19
чением новы NNZAP (м) АвтоВита-НН (с) АвтоГараитСирвис-НН (с)
2 ос- 3 РИ - 3 23
нов ТехПласт-НН (м)
3 ос- 1 РИ 1
нов СпецАвтоТрейд-НН (с)
Итого 75 РИ 23 РИ 3 РИ 101
СПК-НН), требуют дополнительных временных затрат со стороны потребителя при их осмыслении и запоминании и т. п. Видимо, по этой же причине эргонимы крайне редко создаются исключительно посредством символьной аббревиации (3 РИ): АСТ (с), ИМТ (а/м), МиК (шк).
Сложным и не имеющим однозначного решения является вопрос о количестве производящих основ у эргонимов, включающих либо представляющих собой аббревиатуры (он непосредственно связан с вопросом об использовании/неиспользовании самого способа аббревиации при их создании). Аббревиатуры первой группы (РФ, VIP и т.п.) при образовании новых слов включаются в них, скорее, как готовые, формально и семантически цельные единицы, т. е. представляют собой одну основу (однако в силу их известности могут легко раскладываться на компоненты некоторыми носителями языка). Аббревиатуры второй и третьей групп (НН, ТЭК и т. п.) могут, на наш взгляд, использоваться в готовом виде либо конструироваться в процессе образования нейма - в зависимости от особенностей производящей базы и особенностей порождающего их сознания. Наибольшая неопределенность связана с аббревиатурами четвертой группы, которые в открытых источниках не дешифруются и, соответственно, в ходе исследования даже не могут быть идентифицированы как узуальные либо как окказиональные. Дополнительных экстралингвистических изысканий требуют аббревиатуры, повторяющиеся в эргонимах, которые называют филиалы, подразделения, представительства, дочерние компании той или иной организации; ср.: Ford БЦР-Авто Плюс Сервис (с), Hyundai БЦР-Авто Плюс (с), а также БЦР Моторс (автосалон). Для решения вопроса об использовании/неиспользовании аббревиации как способа словообразовании в подобных случаях, на наш взгляд, необходимы сведения о порядке (последовательности/одновременности) создания РИ. Отсутствие таких сведений приводит к инотол-кованиям. Например, эргоним СПК-НН (название нижегородского представительства «Союза прокатных компаний») может быть рассмотрен как образованный по одной из двух схем: [союз + прокатных + компаний] + [НН / Нижний Новгород] либо [СПК] + [НН / Нижний Новгород]. Значительных сомнений в использовании аббревиации как способа образования эргони-мов не вызывают лишь те единицы, которые представляют собой символьные аббревиатуры (АСТ, ИМТ, МиК), однако вопрос о количестве производящих основ у таких слов все равно остается открытым. В связи с указанными обстоятельствами подсчет производящих основ
применительно к аббревиатурам в рамках данной статьи не производится.
Далее рассмотрим расположение аббревиатур в составе эргонимов (табл. 4).
В рамках выборки в целом существенно преобладает постпозиция аббревиатур. Следует, однако, уточнить, что это обусловлено высокой частотностью аббревиатуры ННшмпп/нн, для которой данная позиция является доминирующей. У остальных аббревиатур постпозиция и препозиция наблюдаются в примерно равном соотношении. Эргонимы с препозиционным расположением аббревиатур относительно малочисленны, но обнаруживают сходство по ряду параметров: 1) количество компонентов (как правило, это двухкомпонентные единицы): АКПП-Центр (с), ВВС-Авто (с) (исключение -1 РИ: КМ-АВТОПОРТ (а/м) ^ КМ + авто + порт); 2) характер конечных основ, которые (а) обычно не усекаются: СРС-Моторс (с), ЛД-СЕРВИС (с) (исключение - 1 РИ: NNZAP (м); (б) связаны с ограниченным кругом производящих слов: в 7 неймах из 15 - с производными от существительного автомобиль: СТО-Авто (с), ТСС-Авто (с), ВВС-Авто (с), НН-Авто (с), Hyundai БЦР-Авто Плюс (с), Ford БЦР-Авто Плюс Сервис (с), КМ-АВТОПОРТ (м); в 4 ней-мах - со словом сервис: АТ-Сервис (с), АБТ-сервис (с), ЛД-СЕРВИС (с), VIP-сервис (с). Интерпозиция является очень редкой для обоих сопоставляемых типов аббревиатур (4 РИ): Сервис-ГазАвто (с), Запчасть-НН.РФ (м), Avtoproffi-nn.ru (с), AUTOSALE-NN.RU(м).
Особую группу составляют также эргонимы, образованные путем сложения вербального компонента с цифровым обозначением (27 РИ). Эту разновидность сложения можно обозначить термином «нумерализация». Данный термин в работах по неймингу иногда толкуется достаточно широко: нумерализация -«использование цифровых обозначений и числительных в качестве самостоятельного средства создания РИ или дополнительного компонента» [1, с. 210] (см. также: [10, с. 83]). Мы применяем его лишь в отношении неймов, включающих цифры как один из компонентов слова.
Чаще всего в составе эргонимов наблюдаются варианты цифрового кода Нижегородской области (52 и реже - 152), который фиксируется на автомобильных номерах (20 РИ): ГрузАвто-Сервис52 (с), Вираж-52 (шк), Центр М52 (м), А-152 (с); АвтоРегион-152 (а/м+ш). Реже в РИ отражаются номера филиалов сети (5 РИ): Ори-он-1, Орион-3, Орион-4 (а/м). Помимо этого в рамках выборки представлено 2 РИ с немотивированными для «непосвященных» цифровыми обозначениями -М-69 (м), Б2Мотор НН (м).
Таблица 4
Позиция аббревиатур в составе эргонимов, образованных способом сложения (с учетом РИ, состоящих из двух аббревиатур)
Позиция Аббревиатура Прочие Всего
НН/Ж/пп/нн аббревиатуры
Постпозиция 78 12 90
Препозиция 2 15 17
Интерпозиция 3 1 4
Итого 83 28
Таблица 5
Сочетание вербальных компонентов с цифровыми обозначениями _
Характер вербального компонента Количество основ в слове (помимо цифрового обозначения) Всего РИ
1 2
Основа без усечения 10 РИ 1 РИ 11
Гараж52 (м), Орион-1 (а/м) Азия-Авто52 (м)
С усечением 1 основы 3 РИ 10 РИ 13
А-152 (с), Центр М52 (а/м), М-69 (м) Автостайл52 (с), Автофаворит-52 (м)
2 основ 1 РИ 1
Ty52.ru (м)
Итого 13 12 25
В нашем материале заметно преобладает постпозиция цифровых обозначений (см. примеры выше); кроме того, встречается интерпозиция этих элементов (4 РИ) - преимущественно в эргонимах, стилизованных под интернет-адреса, где конечная позиция закреплена за типовой усеченной английской основой: Nomer52.ru (с); VINIL52.RU (с), Ту52.ru (м), Б2Мотор НН (м).
Цифровые обозначения присоединяются к усеченным, неусеченным основам, к их сочетаниям (см. табл. 5). Кроме того, нами было выявлено их употребление совместно с аббревиатурами (2 РИ): НАШ-1 (шк), НАШ-2 (шк). Поскольку аббревиатура НАШ является окказиональной, здесь, видимо, следует говорить о сочетании двух разновидностей сложения - нуме-рализации и символьной аббревиации.
Сложение вербальных компонентов с цифровыми обозначениями, безусловно, находится на грани собственно языковых (словообразовательных) и графических способов создания неймов - так же, как и сложение вербальных компонентов со знаком «+», обладающим семантикой добавления (3 РИ): Европавто+ (м), ДЕТАЛЬ+ (м), Оптима+ (с). Однако принимая во внимание цельнооформленность таких единиц и наличие у них значений, подобных языковым (ср.: Автосервис-Плюс (с), Авто-плюс 1 (шк)), мы считаем возможным рассмотреть их в одном ряду со стандартными композитами.
Самостоятельную группу композитов на нашем материале образуют эргонимы, созданные способом стяжения (в иной терминологии - лексико-синтаксическим способом [7, с. 267])
(7 РИ). Объем соответствующего понятия в лингвистической литературе представляется по-разному: «объединение в одно слово и субстантивация раздельно оформленного словосочетания» [1, с. 211]; «слияние в одно словесное целое либо устойчивого словосочетания, то есть фразеологизма, либо сочетания самостоятельного слова со служебным» [7, с. 267] (в обеих цитатах подчеркивание наше. - Е.Щ.). Мы будем понимать стяжение широко - как объединение в одно целое любого сочетания слов, которое сопровождается его (сочетания) субстантивацией. Примеры стяжений разнообразны, при этом некоторые из них обнаруживают повторяющиеся схемы: 1) гл.1тр. + сущ.в.п. (2 РИ): ЧиниШину (ш), МойСаг (а/м) (последний пример можно также интерпретировать как реализацию модели «прит. мест.1 л. + сущ.и./в.п.»); 2) част. 'лишь, безо всего лишнего' + сущ. (2 РИ): Чисто-Сервис (с), ProstoCar (п) (первые компоненты эргонимов этой группы обнаруживают также семантические оттенки, которые свойственны словам знаменательных частей речи и не «вписываются» в модель, а именно оттенки 'легально' и 'легко, без затруднений'); 3) предл. + сущ. (1 РИ): ВНАЛИЧИИ (м); 4) личн. мест. 1 л., ед.ч. + сущ. (1 РИ): Ямойка (а/м); 5) усеч. прил. + сущ. (как компоненты устойчивого сочетания) (1 РИ): Японамать (м).
Среди неузуальных способов компрессивно-го словообразования на нашем материале представлена контаминация; однако в чистом виде она встречается редко (5 РИ). В структурном отношении контаминанты достаточно разнообразны: 1) междусловное наложение (2 РИ): Ли-
моНН ^ лимон + НН, в т. ч. с разрывом основы: Сан-Рено ^ Сан-Ремо + Рено; 2) межд-условное совмещение (1 РИ): Рентамобиль ^ рента + (авто)мобиль; 3) внедрение более короткого компонента в морфемную структуру более длинного без фонетического искажения обоих (об использовании контаминации здесь свидетельствует графическое выделение внедряемого компонента) (2 РИ): ДвижОк ^ движок + Ok (англ.); ВолоДАРский ^ Володарский + дар.
Незначительное количество эргонимов (14 РИ) на нашем материале образовано сочетанием нескольких способов - в основном представленных выше (в терминологии И. С. Улуханова - смешанными способами [13]). Все эргонимы такого рода квалифицируются как композиты; причем в большинстве схем, по которым они образованы, присутствует контаминация.
1. Контаминация + сложение (2 РИ). Особенность реализации данного способа заключается в том, что в качестве одного из компонентов контаминанта выступает окказионализм, образованный путем сложения: Kolobox ^ колобок + [коло 'колесо' + box (бокс) 'помещение']; АвтоГрафф ^ автограф + [ав-то(мобиль) + граф (дворянский титул)].
2. Контаминация + сложение (+ аббревиация) (2 РИ): Чистомобиль.рф ^ чисто/(ый) + (авт)омобиль + РФ; ЗапАС-НН ^ Запас + ас 'отличный специалист' [14, с. 30] + НН / Н(ижний) Н(овгород).
3. Контаминация + суффиксация (2 РИ). Аналогично первой схеме в качестве одного из компонентов контаминанта выступает окказионализм, образованный способом суффиксации непосредственно в процессе неймообразования: СтартерОк ^ [стартер + ок (ум.-ласк)] + Ок (англ.); Аквариус ^ аквариум + [аква + ариус], ср. узуальное архивариус).
4. Контаминация + флексийный способ (1 РИ): Техноматик (м.р.) ^ техно + (авт)оматик(а) (ж.р.).
5. Контаминация + сложение + добавление десемантизированного элемента (+ аббревиация) (1 РИ): Смартэко-НН ^ Смарт +ТЭК + о + НН / Н(ижний) Н(овгород).
6. Контаминация + инверсия производящих компонентов (1 РИ): AlmazGlass (с) ^ глаз-алмаз + glass 'стекло'. Инверсию компонентов производящей основы мы выделяем как самостоятельный способ словообразования по аналогии с анаграммой и изменением порядка фонем на обратный, которые описаны в работе И.С. Улуханова [13, с. 54].
7. Контаминация + сегментация (1 РИ): И-КАР (шк) ^ [Икар + car ('автомобиль')] + И | кар.
Возможно, на нашем материале встречается такое сочетание способов, как «контаминация + сегментация + сложение» (1 РИ): Рус-Лан (с) ^ [Руслан + Рус | Лан] + [Рус(?...)+ Лан(?...)] - при условии, что компоненты Рус и Лан соотносятся с какими-либо лексемами (например, фамилиями совладельцев), а не являются десеманти-зированными структурными единицами. В ином случае мы, видимо, имеем чистую сегментацию, причем не как способ словообразования, а как графический стилистический прием.
Смешанные способы без участия контаминации представлены тремя схемами, по каждой из которых образовано всего лишь одно РИ: сложение + флексийный способ (+ аббревиация) (1 РИ): Рессор-нн (м) ^ рессор(а) + нн / Н(ижний) Н(овгород); стяжение + флексийный способ (1 РИ): САМСУСАМ (с) ^ сам(и) с усам(и); префиксация + сложение (+ аббревиация) (1 РИ): ПРОАВТО-НН (с, м) ^ про- ('действующий в интересах кого-чего-н.' [11, с. 571]) + авто + НН / Н(ижний) Н(овгород).
Не все неймы в рамках нашей выборки четко распределяются между группами симплексов, псевдокомпозитов и композитов. Так, множественной интерпретацией обладает эргоним Люксон (м). Он может быть рассмотрен как 1) композит, образованный способом контаминации (Люксон ^ люкс + клаксон), 2) симплекс, образованный суффиксальным способом (Люксон ^ люкс + он), причем суффикс -он- в последнем случае обладает нечеткой семантикой и неопределенной стилистической окраской (последняя может восприниматься и как книжная, и как разговорно-просторечная). Более того, относительно некоторых неймов невозможно сформулировать даже подобного рода предположения: Линарис (м+ш), Иксора (м).
Итак, словообразовательные способы широко используются для создания РИ, которые обозначают организации автомобильного сегмента, расположенные в Нижегородском регионе. Соответствующие эргонимы образуют цельную систему, элементы которой обладают значительным сходством. Подавляющее большинство таких единиц - композиты, образованные способом сложения в нескольких его вариантах (чистое сложение цельнооформленных слов, сложение с усечением одной или нескольких основ, сложение с использованием аббревиатуры как одного из производящих компонентов). Прочие эргонимы, за редким исключением, распределяются между тремя способами: контаминацией (которая представлена в чистом виде либо в составе смешанных способов),
суффиксацией и стяжением. Сходство РИ проявляется не только на уровне выбора доминирующего способа словообразования, но и на уровне выбора отдельных формантов, сочетаемости производящих основ и т. п. в рамках более мелких групп. При общей целостности представленной нами системы в ней отмечается ряд единиц, которые характеризуются множественной интерпретацией. Она обусловлена прежде всего невозможностью однозначно установить связь дериватов с производящими словами, что, в свою очередь, имеет причиной широкое использование усеченных основ, отсутствие в открытом доступе экстралингвистической информации, позволяющей установить происхождение неймов, а также функционирование последних вне текстов/контекстов.
Список литературы
1. Романова Т.П. Система способов словообразования рекламных собственных имен [Электронный ресурс] // Вестник СамГУ. 2007. № 5/2 (55). С. 204214. Режим доступа: http://vestnik-samgu.samsu.ru/ gum/2007web52/yaz/2007520802.pdf (дата обращения: 20.06.2016).
2. Аниськина Н.В., Колышкина Т.Б. Модели анализа рекламного текста. М.: Форум, 2013. 302 с.
3. Слободянюк Э.П. Настольная книга копирай-тера. М.: Вершина, 2008. 256 с.
4. Галактионов А.П., Попова Т.В. Морфемные типы номинативных полиграфиксатов-симплексов в современном русском языке [Электронный ресурс] // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5(1). С. 313-317. Режим доступа:
References
1. Romanova T.P. Sistema sposobov slovoobra-
http://elibrary.ru/download/29430367.pdf (дата обращения: 20.06.2016).
5. Касим Г.Ю. Псевдокомпозиты в топонимии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elar.urfu. ru/bitstream/10995/28352/1 vo_12_06.pdf (дата обращения: 25.08.2016).
6. Немченко В.Н. Основные понятия словообразования в терминах: Краткий словарь-справочник. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985. 208 с.
7. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. 4-е изд. М.: ЛЕНАНД, 2016. 338 с.
8. Бебчук Е.М., Беспамятнова Г.Н., Бобровни-ков С. С. Теория и практика рекламы / Под ред. В.В. Тулупова. СПб.: Михайлова В. А., 2006. 528 с.
9. Алистанова Ф.Ф. Эргонимы современного русского языка как микросистема: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Махачкала: Дагестанский гос. пед. ун-т, 2011. 24 с.
10. Вайрах Ю. В. Способы словообразования наименований коммерческих предприятий Иркутска [Электронный ресурс] // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2010. № 4. С. 78-84. Режим доступа: http://elibrary.ru/ download/33752114.pdf (дата обращения: 26.01.2016).
11. Крысин Л. П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. М.: Эксмо, 2008. 864 с.
12. Русский орфографический словарь / РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова; Отв. ред. В.В. Лопатин. 3-е изд., стер. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. 960 с.
13. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М.: Изд-во ЛКИ, 2015. 232 с.
14. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997. 944 с.
Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2011. № 5(1). S. 313-317. Rezhim dostupa: http://elibrary.ru/download/29430367.pdf (data obrash-
OCCASIONAL WORDS IN THE SYSTEM OF AUTOMOBILE-RELATED ERGONYMS OF NIZHNI NOVGOROD: A STRUCTURAL ASPECT
E. V. Shchenikova
In this article, we consider the word formation methods used to produce ergonyms referring to the automotive segment of the Nizhni Novgorod region.
Keywords: naming, ergonyms, word formation, occasional words.
zovaniya reklamnyh sobstvennyh imen [Ehlektronnyj resurs] // Vestnik SamGU. 2007. № 5/2 (55). S. 204214. Rezhim dostupa: http://vestnik-samgu.samsu.ru/gum/2007 web52/yaz/2007520802.pdf (data obrashcheniya: 20.06.2016).
2. Anis'kina N.V., Kolyshkina T.B. Modeli analiza reklamnogo teksta. M.: Forum, 2013. 302 s.
3. Slobodyanyuk Eh.P. Nastol'naya kniga kopirajtera. M.: Vershina, 2008. 256 s.
4. Galaktionov A.P., Popova T.V. Morfemnye tipy nominativnyh poligrafiksatov-simpleksov v sovremen-nom russkom yazyke [Ehlektronnyj resurs] // Vestnik
cheniya: 20.06.2016).
5. Kasim G.Yu. Psevdokompozity v toponimii [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://elar.urfu. ru/bitstream/10995/28352/1 vo_12_06.pdf (data obrashcheniya: 25.08.2016).
6. Nemchenko V.N. Osnovnye ponyatiya slovoobra-zovaniya v terminah: Kratkij slovar'-spravochnik. Krasnoyarsk: Izd-vo Krasnoyarskogo un-ta, 1985. 208 s.
7. Shanskij N.M. Ocherki po russkomu slovoobra-zovaniyu. 4-e izd. M.: LENAND, 2016. 338 s.
8. БеЪсЬик Е.М., Бе8рашуа1поуа О.М, БоЪгоуш-коу 8.8. Теопуа 1 ргак11ка гек1ашу / Pod red. У.У. Ти1ироуа. 8РЪ.: Mlhaj1oуa У.А., 2006. 528 8.
9. А1^апоуа Р.Р. ЕЫ^ошшу soуreшennogo ги88-kogo уа/ука как шикх^Ыеша: Ау1оге£. d1s. ... ка^. Шо1. паик. МаЬасЬка1а: Dagestansk1j gos. ped. ип4, 2011. 24 s.
10. Уajrah Уи.У. 8posoЪy s1oуooЪrazoуan1ya па1шепоуапу koшшercheskih predpr1yat1j Irkutska [ЕЬ-
1ektronnyj resurs] // Уestn1k Irkutskogo gosudarstуen-nogo 11ngу1st1cheskogo un1уers1teta. 2010. № 4. 8. 7884. Яе/Ь1ш dostupa: http://e11Ъrary.ru/down1oad/3375 2114.pdf (сЫ;а oЪrashchenlya: 26.01.2016).
11. Krys1n Ь.Р. I11yustr1roуannyj to1koуyj s1oуar' 1nostrannyh s1ov. М.: Ehksшo, 2008. 864 s.
12. Russk1j orfograf1chesk1j s1oуar' / ЯАЫ\ In-t rus. уа/. 1ш. У.У. У1nogradoуa; Otу. red. У.У. Lopatin. 3-е 1/С., ster. М.: А8Т-РЯЕ88 К№ОА, 2010. 960 s.
13. Uluhanov I.S. Edinicy slovoobrazovatel'noJ sis-temy russkogo yazyka i ih leksicheskaya realizaciya. M.: Izd-vo LKI, 2015. 232 s.
14. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. TolkovyJ slovar' russkogo yazyka. 4-e izd., dop. M.: Azbukovnik, 1997. 944 s.