Научная статья на тему 'Неузуальные слова в системе нижегородской автоэргонимии: семантический аспект'

Неузуальные слова в системе нижегородской автоэргонимии: семантический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙМИНГ / РЕКЛАМНЫЕ ИМЕНА / ЭРГОНИМЫ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НЕОЛОГИЗМЫ / ОККАЗИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА / СЕМАНТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ПРОИЗВОДЯЩИХ СЛОВ (ОСНОВ)

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щеникова Е.В.

Рассматриваются эргонимы окказиональные слова, обозначающие расположенные в нижегородском регионе (Нижнем Новгороде и основных городах Нижегородской области) организации автомобильного сегмента. Выделяются тематические/семантические группы производящих слов (основ); затрагивается вопрос о реализации у них прямых и переносных значений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OCCASIONAL WORDS AS A PART OF AUTOMOBILE-RELATED ERGONYMS OF NIZHNY NOVGOROD: SEMANTIC ASPECT

In this article, we examine advertising names of firms in the automotive sector of the Nizhny Novgorod region. Semantic groups of underlying words are presented. Some features of direct and transferred meanings are considered.

Текст научной работы на тему «Неузуальные слова в системе нижегородской автоэргонимии: семантический аспект»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2018, № 1, с. 2273-278

УДК 811.161.1

НЕУЗУАЛЬНЫЕ СЛОВА В СИСТЕМЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ АВТОЭРГОНИМИИ:

СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© 2018 г. Е.В. Щеникова

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

shen1@yandex.ru

Поступила в редакцию 13.03.2018

Рассматриваются эргонимы - окказиональные слова, обозначающие расположенные в нижегородском регионе (Нижнем Новгороде и основных городах Нижегородской области) организации автомобильного сегмента. Выделяются тематические/семантические группы производящих слов (основ); затрагивается вопрос о реализации у них прямых и переносных значений.

Ключевые слова: нейминг, рекламные имена, эргонимы, словообразование, словообразовательные неологизмы, окказиональные слова, семантические группы производящих слов (основ).

Эргонимы, подобно прочим рекламным именам [1, с. 204; 2, с. 63], или «неймам» [3, с. 15], представляют собой полифункциональные единицы, которые, в частности, призваны привлечь внимание к называемым объектам со стороны целевой аудитории, передать информацию о сущностной и/или функциональной специфике таких объектов, способствовать созданию их положительного образа. При рассмотрении эргонимов-окказионализмов в указанных аспектах представляется целесообразным обратиться к анализу семантики их производящих основ (слов), и в том числе установить связь последних с теми или иными семантическими/тематическими группами.

В системе нижегородской автомобильной эр-гонимии рекламные имена, созданные исключительно словообразовательными способами (Авло-М, Авнлов-Сервис, Джи7ДжсА7Авло) либо с участием таких способов (Запсчастье для свомнаок, Hyundai БЦР-Авто Плюс, Луидор-Тюнинг Плюс), образуют представительную группу единиц. Обращение к рекламно-информационным сайтам (nn.zoon.ru; salenn.ru; spravker.ru; nnv.carobka.ru; nizhniy_novgorod.big-book-avto.ru; nizhniynovgorod.obzorgoroda.su; nizhniy-novgorod.spravka.me) позволило выявить всего 1218 «автоэргонимов», являющихся названиями автосервисов (далее в пояснениях к примерам - с), в т. ч. шиномонтажей (далее -ш/м), магазинов автозапчастей (далее - м); автошкол (далее - шк); автомоек (далее - а/м), автопрокатов (далее - п); автохимчисток (далее -х), а также организаций смешанного типа (далее -mix, м+с, м+а/м и т.п.). В общей массе эргони-мы рассматриваемого типа составляют более 34%, или 419 рекламных имен, среди которых существенно преобладают названия автосерви-

сов — 205 (соответствующих наименований магазинов автозапчастей выявлено 94, автошкол -39, автомоек - 27, организаций смешанного типа - 22, автопрокатов - 20, шиномонтажей - 9, автохимчисток - 1).

Производящие слова (основы), использованные при образовании нижегородских автомобильных эргонимов-окказионализмов, представляют относительно небольшое количество семантических/тематических групп.

Производящие слова (основы) с семантическим компонентом «транспортное средство»

Более чем в 50% «автоэргонимов» выделяются производящие основы, которые позволяют прямо указать на транспортное средство, т. е. на тот объект, для обслуживания которого созданы называемые организации. Такие основы образуют несколько типовых подгрупп, которые различаются степенью конкретности своей семантики.

Чаще всего наблюдаются основы с обобщенной семантикой «авто». Главным образом, они представлены соответствующей основой авто, которая в составе одних эргонимов воспринимается как восходящая к имени существительному автомобиль (либо к его разговорному варианту авто), в составе других - как восходящая к имени прилагательному автомобильный (вопрос о разграничении производящих слов подробно рассматривался нами ранее: [4, с. 290]): Автошка (с), Автоблеск (х), Автокаскад (шк), Автолайт (м), АвтоDok (м), Авто-ХХХ (а/м), Авто-Вектор (а/м), АвтоКредо (п), АВТОРУСТО (с), Авто-Пульс (с), Автофизи-

ка (с+м), НН-Авто (м+с), ТexЦентрАвто (с+м), Дэйли-Авто (с), РемАвто (с), ЮниАвто (с).

Помимо собственно основы авто в ряде неймов наблюдаются ее:

- усеченный до одного символа вариант А (при одном из возможных толкований основы): А-152 (с), А-Сервис (с), Центр-А (шк);

- транслитерированный вариант avto: Avto-Zone (с), AvtoТайм (с), Avtoelit (с), Avtokstovo (м+с), AvtoCity-NN (с), Avtoproffi-nn.ru (с), Azia-Avto (с), Z-Avto (с);

- иноязычные эквиваленты (интернационализм auto и английская основа car, причем последняя преимущественно в транслитерации): AutoLux-NN (п), Autoconcept-52 (м), AUTO-SALE-NN.RU (м), МойCar (а/м), ProstoCar (п), КарАудио (м+с), КарАвто (с), Картэк (п), ПрестижКар (п), АртКар (м), И-КАР (шк), ИМПОРТКАР (с), Интеркар (м).

Производящие компоненты с более конкретной семантикой представлены в основном именами собственными:

- названиями марок автомобилей: Нива-Сервис (с), Suzuki-сервис (с), Газель-Сервис (с), Ижсервис-тсс (с), КАМАЗТЕХОБСЛУЖИВА-НИЕ (с), СанРено (с), РеноМаг (м), Сервис-Газ Авто (с), Лада-Авто (с);

- названиями моделей автомобилей: Lanos-NN (м), Camry-NN (п).

Имена нарицательные несколько реже привлекаются для передачи информации о конкретных типах обслуживаемых транспортных средств: Автоиномарка (м), Автофура-НН (с), Грузовик-НН (с), РемКран-НН (с), ГрузАвтоСервис52 (с).

Отмечаются также производящие компоненты со значительно более широкой семантикой, которые формируют очень приблизительные представления об обслуживаемых объектах, а именно тех/техно (^ техника) и транс (^ транспорт): Техтайм (с), Техлайн сервис (mix), ТехПласт-НН (mix), Совинтех-Сервис (с), Тех-ноЭкспресс (с), Техноматик (а/м), Техно-Тюнинг (с), Спорт-Техноплюс (с); ТрансСервис (с), Приволжье-ТрансСервис НН (mix), КОМ-ТРАНССЕРВИС (с). Такие единицы, на наш взгляд, реализуют в большей степени стилистическую, нежели информационно-поисковую функцию.

Производящие слова (основы) с семантическим компонентом «часть транспортного средства»

Производящие слова (основы) с рассматриваемым компонентом включаются в состав «ав-тоэргонимов» в своих прямых значениях. Конкретные единицы, представляющие данную

группу, достаточно разнообразны: БАМПЕР-SERVIS (с), КАРДАН-СЕРВИС (с), Рессор-нн (м), АКПП-Центр (с; АКПП ^ автоматическая коробка передач), Абсолют-АКБ (с; АКБ ^ аккумуляторная батарея), Автосид-НН (м; сид ^ сиденье), Ту52.ru (м; ту ^ турбокомпрессор). Лишь немногие из них обнаруживают некоторую продуктивность: GruzDetal.ru (м), Topdetal.ru (м), ДЕТАЛЬ + (м), ДеталиЧ (с); Автостекло-БТП (м), Автостекло-НН (с), Корпорация-Стекло-Бор (mix), AlmazGlass (с; глаз-алмаз + англ. glass 'стекло'), АлексГласс (с). Среди типовых основ особо выделяются характерная для названий магазинов основа ав-тозапчаст(ь) (которая в том числе представлена в разных вариантах усечения): Китай-Запчасть (м), Автозапчасти52 (м), Автозап (м), Запчасть-НН.РФ (м), Zапчастер (м), За-пАС-НН (м), NNZAP (м); характерная для названий шиномонтажей основа шин(а): Шин-гранд-НН (ш/м), ЧиниШину (ш/м), Экспресс-Шинка (ш/м), ШиНкА (ш/м), Шинка (с, ш/м + замена масла и т. п.); различные по форме выражения и привязке к типу организации основы, обозначающие двигатель автомобиля: Двига-тельсервис НН плюс (с), ДвижОк (м), Б2Мотор НН (м), СРС-Моторс (с), Евроди-зель-сервис (с), Дизель-Штайер (с). Подобные единицы формируют отчетливое представление о характере услуг, оказываемых организацией.

Аналогичным образом функционируют относительно немногочисленные основы, которые обозначают:

- вещества и иные расходные материалы, связанные с работой и/или обслуживанием автомобиля: GorodMasel.ru (м); Аква-люкс (а/м), Аквариус (а/м); Carbon-nn (с), VINIL52.RU (с);

- результат оказания услуги; см., например, названия автосервисов, специализирующихся на обслуживании кондиционеров и холодильного оборудования для автомобилей: Автохолод (с), Авто-Холод (с), Доктор-Холод (с), Аир-Холод (с), Айс-Сервис (с); автосервисов, специализирующихся на кузовном ремонте (покраске, восстановлении геометрии кузова): Автоцвет (с), Автоколор (с), Автоколорит-НН (с), АвтоГеометрия (с); автомоек/автохимчистки: Чистомобиль.рф (а/м), Фрешка (а/м), Автоблеск (а/м), Автоблеск (х).

Основы, позволяющие прямо обозначить оказываемые услуги, немногочисленны. Они восходят прежде всего к стандартным номинативам с абстрактной семантикой: к отглагольным существительным либо дериватам на базе отглагольных существительных: Автотонирование (с), Polirovka-NN (с), РемАвто (с), РемКран-НН (с) (рем ^ ремонт), КАМАЗТЕХОБ-

Ниезенльвыи слоен в ссслими всжигоаодско7 нвлоэаговсмсс: симнвлсчискс7 нспикл

275

СЛУЖИВАНИЕ (с); к недавним заимствованиям либо иноязычным вкраплениям: Тихво-Тюнинг (с), Лесдоа-тюнинг Плюс (с), Авло-клининг (а/м), СпицАвлоТрейд-НН (с), AUTOSALE-NN.RU (м). На этом фоне заметно выделяется группа производящих глаголов, которые, включаясь в состав неймов вместе со своими формообразующими/словоизменительными морфемами, порождают яркие грамматические каламбуры: Namoem.ru (а/м), МойСаг (а/м), ЧиниШсве (ш/м).

Производящие слова (основы)

с компонентом значения «организация»

Чаще всего основы данного типа реализуют прямые значения и передают объективные сведения о типе называемой организации (автосервис, автомойка, автопрокат и т. д.).

Наибольшую продуктивность в данной группе обнаруживает основа сиавсс, которая, как правило, фиксируется в постпозиции: Спикла-сервис (с), АБТ-сервис (с), Омигн-Сервис (с), Снв-Сервис (с), Совсвлих-Сервис (с), КОМТРАНССЕРВИС (с), намного реже - в интерпозиции, перед аббревиатурой: АвнСер-вис-НН (с), Ижсервис-лсс (с), Агаолихсер-вис-НН (с); препозиция для данной основы нехарактерна: СервисГнзАвло (с). Основа сиавсс в составе «автоэргонимов» имеет как нормативное, так и ненормативное графическое представление; ср.: Win-сервис (с), Еваодсзиль-сервис (с) - Vag-Сервис (с), Ссгвнл-Сервис (с), А-Сервис (с); Паофсл-Сервис (с) - ТанвсСервис (с), АвлоТм>тСервис (с), АвлоГнанвлСервис-НН (с); КАРДАН-СЕРВИС (с+м). При этом в отличие от другой продуктивной основы - нвло — основа сиавсс почти никогда не используется в латинской графике: БАМПЕР-SERVIS (с).

Более развернутый, нейтрально-книжный вариант основы - нвлосиавсс - малопродуктивен: Шсвомовлнж-автосервис (mix), Автосервис-Плюс (с), ГрезАвтоСервис52 (с), Ковнльчек Ав-тосервис-Авломо7кн-Авлослоявкн (mix), - как и прочие основы, прямо указывающие на тип организации, а именно шсвомовлнж: Шиномон-таж-нвлосиавсс (mix), Шиномонтаживькн Плюс (ш/м), в т.ч. с усечением: Мобслшин (ш/м), Мобслшин.аф (ш/м); нвломо7кн/мо7кн: Ковнльчек Авлосиавсс-Автомойка-Авлослоявкн (mix), Мойкиа (а/м), Ямойка (а/м); СТО (^ слнвцся лихвсчиского обслежсвнвся): СТО-Авло (с), Бнас-СТО (с), АВТОРУСТО (с); школн: НАШ-1, НАШ-2 (НАШ ^ Нсжигоаодскня нвломобсль-вня школа); нвлопаокнл/аивл (англ. rent 'прокат'): Автопрокат-НН (п), Рент-НН (п). При

этом продуктивность семантической группы в целом является очевидной.

В небольшом количестве рекламных имен у производящих компонентов рассматриваемого типа реализуются образные значения. Как правило, они имеют метафорический характер и, более того, обнаруживают один и тот же механизм семантического переноса: организации автомобильного сегмента получают рекламные имена на основании функционального сходства с организациями иных типов либо со структурными подразделениями таких организаций: Авлобанька (а/м), Авло-Spa (а/м), АвлоСпа (а/м) - очищение, осуществление «гигиенических процедур»; Авлофа-культет (шк), АвлоАкадемия (шк) - обучение.

Помимо основ, которые позволяют точно обозначить тип организации либо ее привязку к иной организации (АвтозаводСиавсс (с), БОШ-СЕРВИС (ш/м), Дсзиль-Штайер (с), Тихвопо-лсс-НГТУ (м), в состав эргонимов включаются основы с довольно расплывчатой семантикой: цивла/нвлоцивла/лихцивла: Центр-А (шк), Центр-сиавсс (а/м), АКПП-Центр (с), Гсбасд-Центр (с); ИвлиаАвтоЦентр (с); Авто-Центр-НН (с), ТexЦентрАвло (с+м); лсгн: Ав-лолига-аивлн (п), Авлолига-Юг (с); союз (в т.ч. в составе аббревиатуры): Союз-НН (шк), СПК-НН (п, СПК - союз паокнлвых компнвс7); коа-поанцся: Корпорация-Сликло-Боа (mix); гауппн: ПаофАвлоГрупп (п); компнвся: СПК-НН (п). Такие основы выполняют в большей степени не информирующую, а воздействующую функцию за счет актуализации семантического компонента «масштабность / большое количество».

Производящие слова (основы) с семантическим компонентом 'масштабность / большое количество' подчеркивают значимость / статусность называемых организаций. У некоторых единиц соответствующие семы входят в ядро значения: Мега-Сиавсс (с), МегаБнл-Волгн (с), АвлоMaximum (с); у других, скорее, выступают как его конкретизаторы, что предполагает более скрытый вариант воздействия: АвлоАр-сенал (м), Агаоарсенал (м) (арсенал - «3. <...> большои (курсив наш. - Е.Щ.) количество, запас чего-н.» [5, с. 79]); Абсолют-АКБ (с), Абсо-лют-НН (шк) (абсолют - «нечто вечное, <...> содержащее вси сещислвеющии (курсив наш. -Е.Щ.)» [6, с. 8]); АКПП-Центр (с), Гсбасд-Центр (с) (центр - «место сосредоточения, внжвъш пункт; аеководящс7 орган; часть ка-кой-л. системы, где осуществляется епанвливси даегсмс частями» (во всей цитате курсив наш. -Е.Щ.) [6, с. 720]).

Производящие слова (основы) с пространственной семантикой

Производящие слова (основы) с пространственной/территориальной семантикой в рассматриваемой системе эргонимов отличаются наибольшим разнообразием функций.

Многие из таких единиц реализуют свою первичную функцию, т. е. отражают (посредством прямых значений, но с разной степенью точности) локализацию называемых объектов: Светлояр-НН (с; расположен рядом со Светло-ярским озером), Печер (а/м, расположена вблизи микрорайона Верхние Печеры), Горностайл (с, расположен на улице Горная), Автолига-Юг (с, расположен предположительно южнее иного объекта, послужившего точкой отсчета), Avtokstovo (с+м, организация расположена в городе Кстово). Наиболее продуктивной в рамках данной подгруппы и всей пространственной группы является основа НН/нн/NN/nn 'Нижний Новгород' (зафиксирована более чем в 80 рекламных именах): Контакт-НН (шк), Триал-НН (с), Автобаза-НН (м), Veles-NN (mix), Avtoproffi-nn.ru (с), Рессор-нн (м). Второе место по популярности занимают основы, указывающие на регион, к которому привязана организация: Поволжье-НН (п), Приволжье-ТрансСервис НН (mix), Москворечье-Нижний (м), причем большая часть из них имеет невербальный характер, а именно представлена в виде цифровых кодов Нижегородской области (52 и - реже - 152), которые фиксируются на автомобильных номерах: Авто-микс-52 (с), Ту52.т (м), Autoconcept-52 (м), Авто-Регион-152 (а/м+ш/м).

Наряду с информирующей подобные единицы реализуют и воздействующую функцию, создавая/отражая региональный колорит, который, в свою очередь, позволяет «"приблизить" рекламируемый объект» [7, с. 448] к местному потребителю и таким способом вызвать у последнего большую степень доверия.

Главным образом воздействующая (игровая, стилизационная) функция закреплена за основами, которые указывают на страну (Россию): АвтоРосДизайн (с). Типичными выразителями пространственной семантики в данном случае являются английское усечение ru: Nomer52.ru (с), GorodMasel.ru (м), Namoem.ru (а/м), AUTOSALE-NN.RU (м) - и русская аббревиатура РФ: Вин-код.рф (м), Чистомобиль.рф (а/м), Запчасть-НН.РФ (м). Впрочем, нельзя исключать, что помимо воздействия за счет языковой игры, связанной со стилизацией рекламных имен под адреса интернет-страниц, создатели некоторых неймов не планировали обращение к мотиву «гордости и патриотизма» [8, с. 106].

Следует также отметить еще две группы пространственных основ с переносными значениями, обладающие собственным функциона-

лом. Первая группа объединяет малоэкспрессивные основы метонимического типа, которые характеризуют транспортные средства по месту их происхождения и соответственно позволяют уточнить специализацию называемых фирм/предприятий: Корея-Авто (с), Китай-Запчасть (м), Azia-Avto (с), Америка-Европа (м), Детройт-сервис (с). Вторую группу составляют значительно более экспрессивные основы, которые через сочетание метафоры и гиперболы транслируют информацию о масштабности и, как следствие, значимости организаций: АвтоГалактика (м), Автопланета (м), Renault Автоконтинент (с), GorodMasel.ru (м).

Далее коротко представим менее продуктивные, однако концептуально значимые для рассматриваемой системы эргонимов производящие компоненты:

- производящие слова (основы) с временной семантикой направлены на формирование двух по своей сути противоположных смыслов: 1) высокая скорость обслуживания: Экспресс-Авто (с), ТехноЭкспресс (с), Экспресс-Шинка (ш/м), Мобилшин (ш/м), (мобил ^ мобильный, т. е. «способный к быстрому передвижению» [5, с. 453]); 2) необходимость потратить значительное количество времени на поддержание хорошего технического состояния своего автомобиля: Автодень (с+м), Техтайм (с), AvtoТайм (с);

- производящие слова (основы) с семантическим компонентом 'элитность' посредством прямых значений формируют представление о престижности называемых организаций и/или о высоком социальном статусе их клиентов, что может быть воспринято как в положительном, так и в отрицательном ключе (в аспекте социальных ограничений): Аква-люкс (а/м), Новалюкс (с), AutoLux-NN (п); Автопрестиж (шк), ПрестижКар (п); Topdetal.ru (м), Топав-то (с); VIP-сервис (с); Avtoelit (с);

- производящие слова (основы) с семантическим компонентом «лидерство/первенство» образуют близкую по функционалу группу, однако, во-первых, не актуализируют, на наш взгляд, социальные (статусные) ограничения и, во-вторых, оказывают воздействие не только за счет базовых (Авто-Бэст (п), Автолидер-НН (шк), Лидер-Z (с), Фаворит-Авто (м), но и за счет конкретизирующих/периферийных сем: АльфаСервис (с; альфа - первая буква греческого алфавита), Авангард-НН (с; авангард - «1. Часть войск (или флота), находящаяся впереди (курсив наш. - Е.Щ.) главных сил <...>. 2. <...> Передовая, ведущая (курсив наш. - Е.Щ) часть какой-н. общественной группы» [5, с. 22]), Ника-Сервис (с; Ника - богиня победы);

Неузунльвые словн в ссслими всжвгоаодско7 нвлоэаговсмсс: семнвлсческс7 нспикл

277

- производящие слова (основы) с семантическим компонентом «движение» посредством базовых и периферийных сем вызывают представления о соответствующем положительно оцениваемом состоянии транспортного средства: ФлайАвло (с; англ. флнй/fly - 'лететь, мчаться, нестись' [9, с. 533]), Авло-Пульс (с, пульс - физиологический процесс, усиливающийся под воздействием двсжився, «пиаив. <...> Темп жизни, движения чего-н.» [10, с. 777]); АВТОКУРС (шк; курс - 'направление (движения)'), АвлоИмпульс (шк; импульс - то, что дает начало движению); во многих случаях, видимо, способны также актуализировать аффективные психологические состояния, связанные с быстрым и/или рискованным перемещением в пространстве: АвлоРодео (шк), Трек-НН (с), Автобан52 (mix), Виражвв (п);

- производящие слова (основы) с семантическим компонентом «искусство/творчество» представлены двумя подгруппами: 1) общие номинации искусства art и ars: Арт-Авло (с), АртКна (м), Авлоарс НН (с); 2) наименования явлений, связанных с искусством: Мнгвн Авломотив Рес (м), АвлоСОЛО (с+м), Софит-Авло-НН (с), Гоавостайл (с); используются преимущественно в метафорических значениях (см. устойчивый оборот довислс до еаоввя сс-кесслвн — 'довести до высокого уровня качества') и актуализируют потребность в самосовершенствовании;

- производящие слова (основы) с семантическим компонентом «надежность» апеллируют к потребности в безопасности, указывая, в частности, на наличие гарантий: Гарант-НН (шк); юридическую чистоту называемых организаций: ЛЕГАЛ-АВТО (с); наличие союзников/единомышленников: Авло-Партнер (а/м); высокий уровень квалификации сотрудников организации, предоставляющей услугу: Авло-Профи-НН (шк), АВТОмастерНН (с), Экс-перт-НН (с); возможность получить помощь: Хелп-Авло (с), Ангел-сиавсс (с), Доктор-Холод (с) и т.п.;

- производящие слова (основы) с семантическим компонентом «чудо/магия/волшебство/удача» не привязываются жестко к какому-либо уровню потребностей: Ангел-сиавсс (с), АвлоДжин 24 (с), Авло-Рай (м), Veles-NN (mix), Фортуна-Авло (а/м), АвлоНаходка (м), ВолоДАРсксй (ш/м); организуются в группу во многом за счет продуктивных компонентов мнг и мнгся, которые можно воспринимать и как варианты одной основы (мнгся) - усеченный и неусеченный, и как разные основы: мнг - 'волшебник', мнгся - 'волшебство': АвлоМАГИЯ (шк), АВТОМАТ (м+с), РивоМаг (м+с).

Итак, семантический анализ производящих основ эргонимов-окказионализмов позволяет выявить основные смысловые акценты в сфере нижегородской автомобильной рекламной номинации.

Номинаторы во многом делают ставку на прямые значения языковых единиц, посредством которых отражаются объективные характеристики называемых организаций и обеспечивается точность при передаче информации. Основы, реализующие переносные значения (метонимические, гиперболические, метафорические, в т.ч. связанные с реализацией олицетворения), относительно немногочисленны и в целом не отличаются яркой образностью. Отклонение от общей закономерности связано с основами каламбурного типа, которые заслуживают отдельного внимания и в рамках данной статьи не рассматриваются.

Наряду с основами, транслирующими объективную информацию, выделяется группа субъективно-оценочных основ, соотносимых, как правило, с потребностями личности (по А. Маслоу), прежде всего - с социально-престижными потребностями, а также с потребностями в самосовершенствовании и безопасности.

Нижегородские «автоэргонимы», среди которых преобладают композиты, обнаруживают различные комбинации семантических компонентов. Среди имеющихся моделей типовыми можно признать такие, которые включают одну из трех наиболее продуктивных основ (авто, сервис, НН) в сочетании с основой информирующего и/или оценочного типа.

Список литературы

1. Романова Т.П. Система способов словообразования рекламных собственных имен [Электронный ресурс] // Вестник СамГу. 2007. № 5/2 (55). С. 204214. Режим доступа: http://vestnik-samgu.samsu.ru/ gum/2007web52/yaz/2007520802.pdf (дата обращения: 20.06.2016).

2. Аниськина Н.В., Колышкина Т.Б. Модели анализа рекламного текста. М.: Форум, 2013. 302 с.

3. Слободянюк Э.П. Настольная книга копирай-тера. М.: Вершина, 2008. 256 с.

4. Щеникова Е.В. Неузуальные слова в системе нижегородской автоэргонимии: структурный аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2016. № 5. С. 289-299.

5. Крысин Л.П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. М.: Эксмо, 2008. 864 с.

6. Современный толковый словарь русского языка / Авт.-сост. А.Н. Чемохоненко. Мн.: Харвест, 2007. 784 с.

7. Бебчук Е.М., Беспамятнова Г.Н., Бобровников С.С. Теория и практика рекламы / Под ред. В.В. Тулупова. СПб.: Михайлова В.А., 2006. 528 с.

8. Ромат Е.В. Реклама. СПб.: Питер, 2007. 208 с.

9. Большой англо-русский словарь. В 2 т. / Под общ. рук. И.Р. Гальперина. М.: Русский язык, 1979. Т. 1. 824 с.

10. Толковый словарь русского языка с включе- chevskogo. 2016. № 5. S. 289-299.

OCCASIONAL WORDS AS A PART OF AUTOMOBILE-RELATED ERGONYMS OF NIZHNY NOVGOROD: SEMANTIC ASPECT

E. V. Shchenikova

In this article, we examine advertising names of firms in the automotive sector of the Nizhny Novgorod region. Semantic groups of underlying words are presented. Some features of direct and transferred meanings are considered.

Keywords: naming, advertising names, ergonyms, word-building, word-building neologisms, occasional words, semantic groups of underlying words.

нием сведений о происхождении слов / Отв. ред. Н.Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 2008. 1175 с.

References

1. Romanova T.P. Sistema sposobov slovoobrazo-vaniya reklamnyh sobstvennyh imen [Ehlektronnyj resurs] // Vestnik SamGu. 2007. № 5/2 (55). S. 204-214. Rezhim dostupa: http://vestnik-samgu.samsu.ru/gum/2007web52/ yaz/2007520802.pdf (data obrashcheniya: 20.06.2016).

2. Anis'kina N.V., Kolyshkina T.B. Modeli analiza reklamnogo teksta. M.: Forum, 2013. 302 s.

3. Slobodyanyuk Eh.P. Nastol'naya kniga kopirajtera. M.: Vershina, 2008. 256 s.

4. Shchenikova E.V. Neuzual'nye slova v sisteme nizhegorodskoj avtoehrgonimii: strukturnyj aspekt // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Loba-

5. Krysin L.P. Illyustrirovannyj tolkovyj slovar' inos-trannyh slov. M.: Ehksmo, 2008. 864 s.

6. Sovremennyj tolkovyj slovar' russkogo yazyka / Avt.-sost. A.N. Chemohonenko. Mn.: Harvest, 2007. 784 s.

7. Bebchuk E.M., Bespamyatnova G.N., Bobrovni-kov S.S. Teoriya i praktika reklamy / Pod red. V.V. Tulupova. SPb.: Mihajlova V.A., 2006. 528 s.

8. Romat E.V. Reklama. SPb.: Piter, 2007. 208 s.

9. Bol'shoj anglo-russkij slovar'. V 2 t. / Pod obshch. ruk. I.R. Gal'perina. M.: Russkij yazyk, 1979. T. 1. 824 s.

10. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka s vklyuche-niem svedenij o proiskhozhdenii slov / Otv. red. N.Yu. Shvedova. M.: Azbukovnik, 2008. 1175 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.