Научная статья на тему 'НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букина Ирина Адольфовна, Гудина Татьяна Викторовна, Букин Денис Андреевич

Основой креативного процесса является воображение, которое определяет творческое развитие личности ребенка, является компонентом любой деятельности, неотъемлемой частью социализации. Применение в коррекционно-развивающих целях нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет улучшить воображение, развить творческие способности, зрительно-моторную координацию рук. В результате проведенного исследования нами были выявлены уровни воображения детей с общим недоразвитием речи, выделены его критерии и качественные характеристики, описан и апробирован диагностический инструментарий на базе дошкольных образовательный учреждений; проведена формирующая коррекционно-педагогическая работа, которая охватывала не только детей экспериментальной группы, но и родителей, воспитателей детских садов и была направлена на повышение выбранного показателя. В конечном итоге после проведения формирующей работы были получены более высокие показатели уровня развития воображения детей изучаемой категории по сравнению с начальными, что подтверждает предположение об эффективности использования комплексной коррекционно- педагогической помощи с применением нетрадиционных техник изобразительной деятельности. В целом можно сказать, что предложенная коррекционная работа будет способствовать не только развитию воображения, но и улучшению базовых психических процессов, творческих возможностей, интеллектуально- волевых качеств, что позволит ребенку подготовиться к школьному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Букина Ирина Адольфовна, Гудина Татьяна Викторовна, Букин Денис Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES AS A MEANS OF DEVELOPING THE IMAGINATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The basis of the creative process is imagination, which determines the creative development of the child’s personality, is a component of any activity, an integral part of socialisation. The use of non-traditional drawing techniques in working with children with general speech underdevelopment for correctional and developmental purposes can improve imagination, develop creativity, and hand-eye coordination. As a result of the study, we identified the levels of imagination of children with general speech underdevelopment, identified its criteria and qualitative characteristics, described and tested diagnostic tools based on preschool educational institutions; formative correctional and pedagogic work was carried out, which covered not only the children of the experimental group, but also parents, kindergarten teachers and it was aimed at increasing the selected indicator. As a result, after carrying out the formative work, higher indicators of the level of development of the imagination of children of the studied category were obtained in comparison with the initial ones, which confirms the assumption about the effectiveness of using complex correctional and pedagogic assistance with the use of non-traditional techniques of visual activity. In general, we can say that the proposed correctional work will contribute not only to the development of imagination, but also to improve the basic mental processes, creative abilities, intellectual-volitional qualities, which will allow the child to prepare for schooling.

Текст научной работы на тему «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 209-215. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 1, pp. 209-215. ISSN 2073-1426 Научная статья УДК 376

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-209-215

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Букина Ирина Адольфовна, кандидат педагогических наук, Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, bukinaira09@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9868-9357

Гудина Татьяна Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, gtv1968@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6896-6918

Букин Денис Андреевич, Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, denisbukin10@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6043-9176

Аннотация. Основой креативного процесса является воображение, которое определяет творческое развитие личности ребенка, является компонентом любой деятельности, неотъемлемой частью социализации. Применение в коррекционно-развивающих целях нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет улучшить воображение, развить творческие способности, зрительно-моторную координацию рук. В результате проведенного исследования нами были выявлены уровни воображения детей с общим недоразвитием речи, выделены его критерии и качественные характеристики, описан и апробирован диагностический инструментарий на базе дошкольных образовательный учреждений; проведена формирующая коррекционно-педагогическая работа, которая охватывала не только детей экспериментальной группы, но и родителей, воспитателей детских садов и была направлена на повышение выбранного показателя. В конечном итоге после проведения формирующей работы были получены более высокие показатели уровня развития воображения детей изучаемой категории по сравнению с начальными, что подтверждает предположение об эффективности использования комплексной коррекцион-но-педагогической помощи с применением нетрадиционных техник изобразительной деятельности. В целом можно сказать, что предложенная коррекционная работа будет способствовать не только развитию воображения, но и улучшению базовых психических процессов, творческих возможностей, интеллектуально-волевых качеств, что позволит ребенку подготовиться к школьному обучению.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, нетрадиционные техники рисования, развитие воображения

Для цитирования: Букина И.А., Гудина Т.В., Букин Д.А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 209-215. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-209-215

Research Article

NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES AS A MEANS OF DEVELOPING THE IMAGINATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH

UNDERDEVELOPMENT

Irina A. Bukina, Candidate of Pedagogy, Cherepovets State University, Cherepovets, Russia, bukinaira09@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9868-9357

Tatyana V. Gudina, Doctor of Pedagogy, Cherepovets State University, Cherepovets, Russia, gtv1968@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6896-6918

Denis A. Bukin, Cherepovets State University, Cherepovets, Russia, denisbukin10@mail.ru, https://orcid. org/0000-0002-6043-9176

Abstract. The basis of the creative process is imagination, which determines the creative development of the child's personality, is a component of any activity, an integral part of socialisation. The use of non-traditional drawing techniques in working with children with general speech underdevelopment for correctional and developmental purposes can improve imagination, develop creativity, and hand-eye coordination. As a result of the study, we identified the levels of imagination of children with general speech underdevelopment, identified its criteria and qualitative characteristics, described and tested diagnostic tools based on preschool educational institutions; formative correctional and pedagogic work was carried out, which covered not only the children

© Букина И.А., Гудина Т.В., Букин Д.А., 2021

Педагогика. Психология. Социокинетика -Щ. № 1 209

of the experimental group, but also parents, kindergarten teachers and it was aimed at increasing the selected indicator. As a result, after carrying out the formative work, higher indicators of the level of development of the imagination of children of the studied category were obtained in comparison with the initial ones, which confirms the assumption about the effectiveness of using complex correctional and pedagogic assistance with the use of non-traditional techniques of visual activity. In general, we can say that the proposed correctional work will contribute not only to the development of imagination, but also to improve the basic mental processes, creative abilities, intellectual-volitional qualities, which will allow the child to prepare for schooling.

Keywords: senior preschool children with general speech underdevelopment, non-traditional drawing techniques, development of imagination

For citation: Bukina I.A., Gudina T.V., Bukin D.A. Non-traditional drawing techniques as a means of developing the imagination of older preschool children with general speech underdevelopment. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 1, pp. 209-215 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-209-215

Изменения в экономической и социальной жизни страны ставят перед образованием новые задачи в воспитании активной личности, способной быстро решать нетривиальные проблемы, ориентироваться в нестандартной ситуации. В связи с этим развитие творческого потенциала ребенка является одной из насущных проблем образования, и дошкольного в том числе, что требует усовершенствования учебно-воспитательных задач с учетом психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основой креативного процесса является воображение, которое определяет творческое развитие личности ребенка, является компонентом любой деятельности, неотъемлемой частью социализации [Выготский: 2; Коломинский: 10; Полуянов: 11 и др.].

В общем количестве детей с ограниченным возможностями здоровья особую группу представляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР).

Недостаточно интенсивное общение со сверстниками ограничивает этих детей в получении информации и обогащении словарного запаса, необходимых для нормального функционирования в обществе, в связи с этим занятия по развитию воображения средствами нетрадиционных техник рисования выполняет и компенсаторную функцию.

Вопросами развития воображения у детей с общим недоразвитием речи занимались В.П. Глухов, О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова, Н.А. Цыпина [Глухов: 3; Дьяченко, Кириллова: 4; Цыпина: 16].

Как отмечают Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, «развитию воображения способствуют и другие виды деятельности, такие как трудовая, бытовая, игровая, изобразительная» [Выготский: 2; Давыдов: 5], что позволяет не только успешно формировать ориентировочные навыки социального взаимодействия, но и овладеть «общественно выработанными чувственными мерками» [Венгер: 1; Поддьяков: 14; Сакулина и др.: 15].

Применением в коррекционно-развивающих целях нетрадиционных техник рисования в работе с детьми занимались исследователи Г.Н. Давыдова, Т.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина [Давыдова: 6; Казакова: 8; Сайганова, Седова и др.: 7]. Они доказали, что эта техника развивает не только изобразитель-

ные возможности детей, но и позволяет улучшить зрительно-моторную координацию, свободно владеть кистью, а в будущем - карандашом и ручкой, что дает вероятность подготовки к школьному обучению.

С целью выявления и изменения в результате коррекционно-педагогической работы уровней воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нами был проведен констатирующий, формирующий и контрольно-оценочный эксперименты, где решались следующие задачи:

1. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня воображения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2. Проанализировать результаты исследования и выявить состояние уровней воображения детей рассматриваемой категории.

3. Осуществить количественный и качественный анализ результатов эксперимента.

4. Оценить значимость проведенной коррекци-онно-педагогической работы.

Экспериментальная работа проводилась на базе детских садов комбинированного вида города Вологды.

В эксперименте приняли участие 109 человек: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, воспитатели детских садов, психологи, дефектологи, родители воспитанников. Консультирование воспитателей и родителей проводили специалисты Центра психолого-медико-социального сопровождения.

Логика констатирующего эксперимента позволила провести его в три этапа: предварительный, основной, заключительный. Осуществлялось формирование диагностических групп, сбор информации и изучение документов; проведена диагностика первичного уровня воображения детей, методами этого этапа выступили наблюдение, проективный метод, диагностический; в заключение констатирующего эксперимента дан количественный и качественный анализ результатов, математическая обработка полученных данных.

На констатирующем этапе нами были представлены следующие компоненты, критерии и показатели, которые представлены в таблице 1.

На основании общего количества набранных баллов нами были предложены характеристики уровней

Таблица 2

Уровни развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент)

Таблица 1

Критерии и показатели развития воображения детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи

Компоненты Критерии Показатели Методики

Оригинальность 1) Способность создавать оригинальные образы; 2) оценка проработанности образа и деталей рисунка - проявление оригинальности и необычности, фантазийности изображения; - детализация образа; - скорость рисования; - принятие задачи на построение образа воображения Методика 1. Преврати кружок в предмет (Т.Д. Марцинковская) Методика 2. Нарисуй что-нибудь (Р.С. Немов)

Вариативность 1) Оценка уровня воображения в жестко заданной ситуации; 2) умение уйти от конкретности и реальности; 3) умение смоделировать всю ситуацию целиком; 4) умение перенести полученные навыки на другой объект - трудности в выполнении задания; - оригинальность решения задания; - объяснение выполненных действий. Методика 3. Где чьё место? (Е.Е. Кравцова)

Уровни сформированности Процентное соотношение

Высокий 13 %

Средний 37 %

Низкий 50 %

Всего 100 %

развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Высокий уровень (18-26 баллов). Дети с высоким уровнем развития воображения без труда справляются с предложенными заданиями, активно воспринимают предлагаемый материал, быстро ориентируются в созданных воображаемых условиях. Дети последовательно объясняют свои шаги выполнения задания, в рассказе связывают отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Образы тщательно продуманы, оригинальны и необычны, что свидетельствует о незаурядной фантазии и достаточно развитом воображении.

Средний уровень (10-17 баллов). У детей со средним уровнем развития воображения проявляется немного сниженный интерес к заданиям, они испытывают незначительные трудности в объяснении своих действий, но более содержательно и детально объясняют действия других. Ответы и рисунки связаны с событиями из собственной жизни.

Низкий уровень (0-9 баллов). У детей отсутствует интерес к заданиям, их рисунки стереотипны, отмечается стремление к прямым заимствованиям, использованию штампов. Дети испытывают значительные трудности в выполнении задания и в самостоятельном объяснении своих и чужих действий. Объяснения носят шаблонный характер механического пересказывания увиденного. Содержание рисунков отличается бедностью, образы просты, неоригинальны, детали плохо проработаны, фантазия слабо развита.

Проанализировав результаты применения всех методик, мы выявили число респондентов по каж-

дому уровню развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (таблица 2).

Таким образом, из таблицы 2 мы видим, что у детей экспериментальной группы (50 %) преобладает низкий уровень по этому показателю.

Средний уровень в развитии воображения показали 37 % испытуемых.

Высокий уровень проявляется только у 13 % респондентов.

Результаты констатирующего эксперимента и анализ литературы позволили определить направления работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на формирующем этапе. Его целью являлось развитие воображения детей в процессе использования различных нетрадиционных техник рисования.

На занятиях решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, такие как: знакомство с художественными средствами выразительности и использование их в своем творческом процессе, а также нетрадиционными техниками рисования; развитие творческого воображения, мелкой моторики рук и основных психических процессов, которые впоследствии будут способствовать подготовке ребенка с ОНР к школьному обучению.

Коррекционно-педагогическая работа базировалась на принципах:

- сотрудничества - предполагает тесное взаимодействие всех заинтересованных субъектов образовательного процесса;

- доступности, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности детей;

- поэтапности и очередности работы, ориентированность на «зону ближайшего и зону актуального развития»;

- сравнений - предполагает умение переносить полученные навыки на подобные задания;

- научности - получение знаний о форме, цвете, композиции и др.;

- принцип преемственности осуществляется с учетом задач последующего возрастного этапа развития ребенка.

В основу планирования и организации коррек-ционно-педагогической работы с детьми были положены программы:

- примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [Веракса, Комарова, Васильева: 13].

- Н.В. Нищева «Программа коррекционно-раз-вивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» [Нищева: 12].

Коррекционно-педагогическая работа планировалась по следующим направлениям:

- занятия с детьми (проводились в индивидуальных, подгрупповых, фронтальных формах работы);

- занятия с педагогами детского сада (предполагалось проведение консультаций, мастер-классов и др.);

- работа с родителями (предполагала консультации, семинары-практикумы, дни открытых дверей, демонстрировались папки-передвижкии др.).

Для успешной реализации коррекционно-педаго-гической работы необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса, однако ведущая роль принадлежала воспитателю. На про-

тяжении работы мы поддерживали тесную связь с родителями (законными представителями) и учителем-логопедом.

Занятия включали в себя три этапа: организационный, базовая часть и заключительный. Каждый период предполагал решение своих задач: готовность и заинтересованность детей; проведение физминуток, объяснение и показ нового материала, закрепление полученных навыков; совместное обсуждение и оценивание участия детей в занятии.

Планирование занятий представлено в таблице 3.

В рамках коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР осуществлялась помощь родителям, проводились общие собрания по темам: «Развитие воображения вашего ребёнка в изобразительной деятельности», «Какие предметы быта можно использовать при совместном рисовании с ребенком дома»; консультации и мастер-классы для родителей: «Рисование нетрадиционной техникой в домашних условиях», «Как изобразить зиму», «Самые неожиданные идеи в детском творчестве» и другие; демонстрировались папки-передвижки, выставки детских работ.

Для педагогов дошкольного образовательного учреждения проводились консультации и семинары-практикумы на темы: «Перспективы использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», «Развитие воображения детей с общим недоразвитием речи на занятиях с использованием нетрадиционных средств выразительности».

Целью семинаров-практикумов являлось знакомство педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности с детьми; раскрытие значения приемов художественного творчества в развитии воображения и творческого мышления данного контингента.

Таблица 3

Планирование занятий с использованием нетрадиционных техник рисования

для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

№ п/п Название занятия Нетрадиционные техники Программное содержание занятия

1. «Музыкальный котик» Оттиск поролоновой губкой Цель: закрепить навыки рисования нетрадиционной техникой Задачи: Образовательные: - расширять знания детей о домашних животных, их внешнем виде; - научить передавать фактурность внешнего вида. Развивающие: - способствовать развитию творческого воображения, фантазии у детей. Воспитательные: - воспитывать аккуратность при работе с гуашью

2. «Зимний лес» Рисование клеем и манной крупой Цель: знакомство с новым способом рисования - клеем и манной крупой. Задачи: Образовательные: - учить создавать образ зимы при помощи техники работы с манной крупой; - развивать речь, обучать детей отвечать полными предложениями. Развивающие: - тренировать умения находить причинно-следственные связи; - развивать воображение, фантазию. Воспитательные: - воспитывать любовь и интерес к природе.

Продолжение таблицы 3

№ п/п Название занятия Нетрадиционные техники Программное содержание занятия

3. «Сирень в вазе» Рисование мятой бумагой Цель: познакомить детей с новым способом рисования, развитие познавательно- творческой активности. Задачи: Образовательные: - закреплять умение смешивать краски, получая новый цвет. - углублять умения пользования красками. Развивающие: - учить составлять композицию, используя все пространство листа бумаги. Воспитательные: - воспитывать любовь к природе.

4. «Волшебные бабочки» Набрызги Цель: познакомить с новым способом изображения бабочки- «набрызг». Задачи: Образовательные: - обогащать представления детей о бабочках, их внешнем виде. - расширять словарный запас. Развивающие: - развивать у детей познавательный интерес к природе; - тренировать воображение; - развивать мелкую моторику рук с использованием зубной щетки. Воспитательные: - воспитывать эстетический вкус и чувство цвета.

5. «Ежик на опушке» Тычок жесткой полусухой кистью Цель: освоить новый способ изобразительной деятельности - тычок жёсткой полусухой кистью. Задачи: Образовательные: - формировать у детей представления о характерных признаках лесных животных, о внешнем виде и особенностях жизнедеятельности ежей; - научить передавать фактурность внешнего вида ежика (колючки). Развивающие: - способствовать развитию у детей творческого воображения, фантазии. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к животным.

6. «Осенний пейзаж» Пейзажная монотипия Цель: познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа - монотипией. Задачи: Образовательные: - учить формировать предварительный замысел и реализовывать его; - учить передавать состояние погоды в теплый осенний день. Развивающие: - развивать у детей творческое воображение, фантазию. - воспитывать чувство композиции, цвета. Воспитательные: - прививать любовь к осенней природе.

7. «Ваза с яблоками» Рисование ватными палочками Цель: познакомить детей с новым способом изображения - ватными палочками. Задачи: Образовательные: - учить раскрашивать яблоки с помощью ватных палочек - расширять и обогащать словарный запас детей. Развивающие: - развивать воображение; - учить создавать композицию. Воспитательные: - воспитывать эстетический вкус и чувство цвета.

8. «Птица на ветке» Печать листьями Цель: познакомить с нетрадиционной техникой изображения - печать листьями. Задачи: Образовательные: - закреплять и расширять знания о перелетных и зимующих птицах. - учить выделять характерные особенности птиц. Развивающие: - развивать творческое воображение, фантазию. - развивать мелкую моторику рук. Воспитательные: - воспитывать любовь к родине и живой природе, бережное отношение к птицам.

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровни развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (констатирующий и контрольно-оценочный эксперименты)

Окончание таблицы 3

№ п/п Название занятия Нетрадиционные техники Программное содержание занятия

9. «Подводный мир» Граттаж Цель: познакомить с нетрадиционной техникой изображения подводного мира - граттаж. Задачи: Образовательные: - познакомить детей с обитателями морского дна, рассказать об их особенностях. - продолжать учить выстраивать композицию рисунка. Развивающие: - развивать творческое воображение, фантазию. Воспитательные: - воспитывать аккуратность.

10. «Необыкновенные цветы» Ниткография Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения - ниткография. Задачи: Образовательные: - формировать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму красок. - закреплять знания о цветах. Развивающие: - развивать внимание. - развивать творческое воображение, фантазию. Воспитательные: - воспитывать у детей интерес к занятию и стремление к достижению результата.

Уровни выраженности девиант-ного поведения ребенка Процентное соотношение

ЭГ (констатирующий эксперимент) ЭГ (контрольно-оценочный эксперимент)

Высокий 13 % 13 %

Средний 37 % 75 %

Низкий 50 % 12 %

Всего 100 % 100

Статистическая значимость r = 0,76, р < 0, 01

В рамках мероприятий по оценки эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием различных нетрадиционных техник рисования нами был проведен заключительный этап исследования - контрольный срез.

Проанализировав результаты по всем методикам, мы можем сравнить данные экспериментальной группы по констатирующему и контрольно-оценочному исследованию (таблица 4).

Проведенный анализ позволил сопоставить данные экспериментальной группы в констатирующем и контрольно-оценочном эксперименте, соответствующие среднему уровню развития воображения детей с ОНР в пределах 37 % и 75 % соответственно.

Показатель низкого уровня указанного параметра сократился с 50% до 12 % в контрольно-оценочном эксперименте. Высокий уровень развития воображения у детей ЭГ остался без изменения.

Согласно проведенной математической обработке данных методом коэффициента корреляции Спирмена экспериментальная группа на конец обучения показала значимую ранговую корреляционную связь, что говорит об эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы.

В целом можно сказать, что все дети выполняли задачи на построение и воображение предлагаемого образа, их рисунки стали более яркими и оригинальными. Предложенная коррекционная работа будет способствовать не только развитию базовых психических процессов, творческих возможностей детей, но и интеллектуально-волевых качеств, зрительно-моторной координации рук, позволяющих подготовить детей к школьному обучению.

Список литературы

Венгер Л.А, Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание, 2004. № 12. 30 с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991, 93 с.

Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие речи. Вопросы теории и практики: межвуз. сб. науч. трудов. М.: МГПИ им.

B.И. Ленина, 1985. 145 c.

Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1980. № 2.

C. 12-18.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.: Изд-во Скрипторий, 2007. Ч. 1. 80 с.; ч. 2, 72 с.

Занятия по рисованию с дошкольниками / Т.И. Сай-ганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина; под ред. Е.М. Седовой. М.: Сфера, 2009. 54 с.

Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128 с.

Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. М.: Академия, 2006. 320 с.

Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 190 с.

Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. 96 с.

Нищева Н.В. Программа коррекционно-разви-вающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: Детство-Пресс, 2006. 352 с.

От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Верак-сы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 5-е изд. (инновационное), испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 с.

Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии, 1990. № 1. С. 16-197.

Сакулина Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Т.С. Комаровой. М.: Просвещение, 1979. 272 с.

Цыпина Н.А. Особенности творческого воображения младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология, 1982. № 5. С. 5-10.

References

Wenger L.A., Mukhina VS. Osobennosti tvorchesko-go voobrazheniya mladshih shkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya [Development of attention, memory and imagination in preschool age]. Doshkol'noe vospi-tanie [Preschool education], 2004, № 12, 30 р. (In Russ.)

Vygotsky L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v det-skom vozraste: Psihologicheskij ocherk: kniga dlya uchitelya [Imagination and creativity in childhood: Psychological sketch: A book for the teacher]. Moscow, Education Publ., 1991, 93 p. (In Russ.)

Glukhov VP. Osobennosti tvorcheskogo voobrazheniya u detej doshkol'nogo vozrasta s obshchim nedorazvi-tiem rechi [Features of creative imagination in preschool children with general speech underdevelopment]. Ne-dorazvitie rechi. Voprosy teorii i praktiki: mezhvuz. sb. nauch. trudovSpeech underdevelopment [Questions of theory and practice, Interuniversity collection of scientific papers]. Moscow, 1985, 145 p. (In Russ.)

Dyachenko O.M., Kirillova A.I. O nekotoryh osoben-nostyah razvitiya voobrazheniya u detej doshkol'nogo vozrasta [On some features of the development of imagination in preschool children]. Voprosy psikhologii [Ques-

tions of psychology], 1980, №2, pp. 12-18. (In Russ.)

Davydov V.V. Problemy razvivayushchego obu-cheniya [Developmental learning problems]. Moscow, Pedagogika Publ., 1986. 240 p. (In Russ.)

Davydova G.N. Netradicionnye tekhniki risovaniya v detskom sadu [Non-traditional drawing techniques in kindergarten]. Part 1, 2. Moscow, Scriptorium Publishing House Publ., 2007. (In Russ.)

Zanyatiya po risovaniyu s doshkol'nikami [Drawing lessons with preschoolers]. Moscow, Sfera Publ., 2009. 54 p. (In Russ.)

Kazakova T.G. Risovanie s det'mi doshkol'nogo vozrasta: Netradicionnye tekhniki, planirovanie, kons-pekty zanyatij [Drawing with preschool children: Non-traditional techniques, planning, class notes]. Moscow, TC Sphere Publ., 2009, 128 p. (In Russ.)

Kalyagin V.A., Ovchinnikova T.S. Logopsiholo-giya [Logopsychology]. Moscow, Academy Publ., 2006, 320 p. (In Russ.)

Kolominsky Ya.L. Uchitelyu o psihologii detej shes-tiletnego vozrasta: kn. dlya uchitelya [To the teacher about the psychology of children of six years of age: Book. for the teacher]. Moscow, Education Publ., 1988, 190 р. (In Russ.)

Poluyanov Yu.A. Voobrazhenie i sposobnosti [Imagination and ability]. Moscow, Knowledge Publ., 1982, 96 p. (In Russ.)

Nishcheva N.V. Programma korrekcionno-razvi-vayushchej raboty v logopedicheskoj gruppe detskogo sada dlya detej s obshchim nedorazvitiem rechi (s 4 do 7 let) [The program of correctional and developmental work in speech therapy a kindergarten group for children with general speech underdevelopment (from 4 to 7 years old)]. SPb, Childhood-Press Publ., 2006, 352 p. (In Russ.)

Ot rozhdeniya do shkoly. Innovacionnaya programma doshkol'nogo obrazovaniya [From birth to school. An innovative preschool education program]. Moscow, MOSAIKA-SINTEZ Publ., 2019, 336 p. (In Russ.)

Poddyakov N.N. Novyj podhod k razvitiyu tvor-chestva u doshkol'nikov [A new approach to the development of creativity in preschoolers]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 1990, № 1, pp. 16-197. (In Russ.)

Sakulina N.P. Metodika obucheniya izobrazitel'noj deyatel'nosti i konstruirovaniyu [Methods of teaching visual activity and design]. Moscow, Education Publ., 1979, 272 p. (In Russ.)

Tsypina N.A. Osobennosti tvorcheskogo voobrazheniya mladshih shkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya [Features of the creative imagination of junior schoolchildren with mental retardation]. Defek-tologiia [Defectology], 1982, № 5, pp. 5-10. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 29.11.2020; одобрена после рецензирования 11.01.2021; принята к публикации 26.02.2021.

The article was submitted 29.11.2020; approved after reviewing 11.01.2021; accepted for publication 26.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.