Научная статья на тему 'НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апет А.А.

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме, слушает сказки, учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах, рассматривает пейзажи. Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (графически в рисовании). Он передает образы предметов с помощью красок, штрихов, т.е. осваивает технику изобразительной деятельности. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, знакомить с разнообразными вариантами изображения через рисование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES AS MEANS OF DEVELOPING FINE MOTOR SKILLS OF PRESCHOOL CHILDREN

By the end of the third year of life, the child learns the basic concepts of color, size, shape, listens to fairy tales, learns to compare real objects with their images in paintings, examines landscapes. It is easier for a small child to express his impressions with the help of visual activity (graphically in drawing). He conveys images of objects with the help of paints, strokes, i.e. he masters the technique of visual activity. But that's not enough. It is necessary to develop the creative abilities of the baby, to introduce a variety of image options through drawing.

Текст научной работы на тему «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.24

Апет А.А.

воспитатель, ГБДОУ «Детский сад №48» Центрального района (г. Санкт-Петербург, Россия)

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: к концу третьего года ^жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме, слушает сказки, учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах, рассматривает пейзажи. Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (графически в рисовании). Он передает образы предметов с помощью красок, штрихов, т.е. осваивает технику изобразительной деятельности. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, знакомить с разнообразными вариантами изображения через рисование.

Ключевые слова: дошкольная педагогика, дошкольный возраст, изобразительные умения, художественно-эстетическое развитие, нетрадиционные техники рисования.

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме, слушает сказки, учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах, рассматривает пейзажи.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (графически в рисовании). Он передает образы предметов с помощью красок, штрихов, т.е. осваивает технику изодеятельности. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, знакомить с разнообразными вариантами изображения через рисование.

К средствам рисования мы относим материально-технические - это инвентарь (кисточки, карандаши и т.д.), так же краски, бумага. К

нетрадиционным средствам рисования для детей дошкольного возраста относятся такие как крупа, песок, стекло и нетрадиционные техники по использованию данных материалов. Нетрадиционные способы обозначаются термином «нетрадиционные средства или техники рисования, изобразительной деятельности». Рассмотрим их более подробно.

Нетрадиционные средства означают варьирование приемов, материалов для нешаблонного выражения собственных замыслов.

Применяя нетрадиционные средства рисования, мы выбираем нестандартные подходы к организации занятия, вызывающие у детей желание рисовать, дети становятся более раскрепощенными и уверенными, они учатся думать, экспериментировать, искать новое и, что очень важно, не боятся показать себя и самовыразиться [5].

Ценность использования в рисовании нетрадиционных техник рисования состоит в том, что дети быстрее достигают желаемого результата, чем при традиционном рисовании. Не нужно забывать о правильном использовании методов и приемов, которые направлены на достижение дошкольниками определенных знаний, умений и навыков, чтобы донести до детей определенное содержание [1].

Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

- интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развитию уверенности в своих силах;

- совершенствованию пространственного мышления;

- свободному выражению своего замысла;

- развитию мелкой моторики рук;

- свободе выбора изоматериалов и техник [3].

Опишем нетрадиционные средства рисования, которые приемлемы для работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Рисование пальчиками. Ребенок смачивает пальчик в мисочке с водой, набирает гуашь на кончик пальца и прижимает его к листу бумаги, делая точки. Он может изображать не только точки, но водить пальчиком по бумаге.

Рисование поролоновым тампоном. Ребенок держит тремя пальцами поролоновый тампон за кончик, а другой его конец опускает в гуашь, разведенную водой и затем рисует им линии или закрашивает предмет внутри контура.

Рисование ладошкой. Ладошкография - техника рисования гуашью или иными безопасными для детей красками, во время которой малыши оставляют на листе бумаги отпечатки внутренней поверхности ладони.

Печатание (штампирование) - техника получения изображений на бумаге с помощью штампов, предварительно погруженных в баночки с красками. Штампы изготавливаются из кусочков поролона, пенопласта, нарезанных свежих овощей, пробок и других подобных материалов. Используют также готовые фабричные штампы с изображениями животных, персонажей мультфильмов и буквенно-цифровыми символами [2].

С помощью техники штампирования, можно предложить ребенку изобразить плоды на яблоне или груше, разноцветные листья в кроне дерева осенью, пятна на шкуре леопарда и т.д.

Техника тычка. Ребенок набирает на сухую кисть совсем немного гуаши и, держа кисть вертикально, делает «тычки» («стучит каблучком туфельки»), заполняя нужное пространство. Тычки можно выполнять ватными палочками. Рисование методом тычка - техника, во время которой для работы используется жесткая кисть для клея. Дети наносят на бумагу отпечатки краски сухой кистью, держа руку вертикально, перпендикулярно листу. Благодаря этому фактура мазков значительно отличается от стандартной и позволяет просто и быстро рисовать реалистичные картины живой природы.

Техника рисования песком - молодое спонтанное искусство, оригинальный способ получать изображения на стекле пальцами с помощью работы с мелкозернистым песочным материалом. Для этого вида творчества понадобится деревянный или пластиковый планшет с матовым стеклом, источник света (располагается под планшетом), чистый просеянный песок. Занятия проводятся в затемненном помещении в тихой, спокойной обстановке

[4].

Актуальность этого направления состоит в том, что оно как ничто иное осуществляет развитие мелкой моторики, способствует снятию стресса и обучает малышей выражать свои эмоции в творческом акте. Обязательным является присутствие взрослого, который показывает ребенку те или иные приемы и направляет процесс работы малышей.

Рисуя в нетрадиционной технике, ребенок самовыражается, учится общаться с самим собой, поднимать настроение.

Ребенок должен понять, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость, и в этом ему помогает, конечно, взрослый, в том числе и педагог.

Работу по развитию мелкой моторики желательно проводить систематически, и заниматься этим нужно не только в дошкольном учреждении, но и дома.

Итогом системной работы педагога и ребенка являются следующие результаты:

- у детей возрастает интерес к собственной изобразительной деятельности;

- совершенствуются изобразительные навыки;

- происходит накапливание впечатлений, обогащается эмоциональная

сфера.

В ходе совместной и самостоятельной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования, дети приобретают навыки диалогического

общения. Учатся применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска, новых способов решения, знают много упражнений пальчиковой гимнастики, расширяют знания об окружающем мире и учатся творчески передавать на бумаге то, что видят вокруг, развивается и совершенствуется мелкая моторика рук.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Беззубцева, В. Г. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму / В. Г. Беззубцева, Т. Н. Андриевская. - М., ГНОМ и Д, 2018. - 120 с. Вайнерман, С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / С.М. Вайнерман. - М.: Владос, 2016. - 183 с. Кирпичникова, Н.Г. Развиваем сенсорику и мелкую моторику. /Дошкольное воспитание. - 2015. - №2. - С.76-80.

Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. 2-е издание, исправленное. - М: МОЗАИКА -СИНТЕЗ», 2016. - 136 с.

Рузанова, Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток / Ю.В.Рузанова. - СПб.: КАРО, 2019. - 299 с.

Apet A.A.

Educator, Kindergarten No. 48 Central district (Saint Petersburg, Russia)

NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES AS MEANS OF DEVELOPING FINE MOTOR SKILLS OF PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: by the end of the third year of life, the child learns the basic concepts of color, size, shape, listens to fairy tales, learns to compare real objects with their images in paintings, examines landscapes. It is easier for a small child to express his impressions with the help of visual activity (graphically in drawing). He conveys images of objects with the help ofpaints, strokes, i.e. he masters the technique of visual activity. But that's not enough. It is necessary to develop the creative abilities of the baby, to introduce a variety of image options through drawing.

Keywords: preschool pedagogy, preschool age, visual skills, aesthetic development, non-traditional drawing techniques.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.