Нетрадиционные подходы усиления инновационной деятельности развития аграрного бизнеса
ЗА. Шериева, А.К. Ахохов,А.Ю. Кочесоков, соискатели, Кабардино-Балкарский ГУ
Главные рубежи, которые Россия должна достигнуть в ХХ! в., характеризуют качественно новое состояние экономики и общества в целом. Важнейшим средством достижения поставленных целей и коренного преобразования производительных сил общества выступает научно-технический прогресс.
Достижения НТП, воплощаясь в производственном аппарате, могут изменить облик производственных сил страны только при наличии определенных социальных, хозяйственных и научно-технических предпосылок. Поэтому меро-
приятия по освоению достижений научно-технического прогресса должны тесно сопрягаться с хозяйственной реформой, ориентировать инвестиционный и ресурсный потенциал на ближайшие и долгосрочные потребности развития производства. Эти потребности лежат в основе формирования приоритетов инновационной политики.
Считая одной из важнейших задач органов управления агропромышленным производством проведение единой государственной научно-инновационной политики в АПК, Минсельхоз РФ придает большое значение усилению роли науки, повышению научного уровня ее разработок и эффективности освоения их в производстве, реформированию организационно-экономического
механизма управления инновационными процессами.
К числу первоочередных мер в области финансирования науки, которые, по нашему мнению, следует принять и реализовать, относятся следующие.
Необходимо законодательно установить, что относительная доля расходов на науку в бюджете России сокращению не подлежит. Средства госбюджета необходимо расходовать в большей степени на реализацию прорывных направлений НТП, финансирование фундаментальных НИОКР, имеющих государственный приоритет на развитие уникальных научных центров, наделенных статусом «национальных».
Одним из основных направлений разрешения финансовой проблемы в сфере науки является формирование системы фондов с целью обеспечения множественности источников финансирования НИОКР и их целевой ориентации. Такая система должна включать госбюджет, агропромышленное инвестирование, средства фондов, банковские кредиты, средства местных бюджетов, средства от приватизации НИО и вузов, частные вложения, пожертвования и другие источники. Предлагаемая нами модель финансирования НИОКР в АПК России представлена на рис. 1.
Фундаментальные научные исследования в силу их некоммерческого характера должны, в основном, финансироваться за счет бюджетных исследований. Большую часть средств этого фонда целесообразно направлять на финансирование исследований в системе академической и вузовской науки, а оставшуюся часть — на финансирование программ и проектов на конкурсно-грантовой основе.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по приоритетным для Российской Федерации направлениям развития науки и
техники, как правило, реализуются через научнотехнические программы. Финансирование этих программ должно быть основано на сочетании бюджетных средств, средств внебюджетных фондов и средств заинтересованных предприятий, организаций, инновационных фондов и банковских кредитов.
Специфика современной ситуации, сложившейся в экономике страны и в регионах, состоит в том, что при наличии значительных фундаментальных, прикладных и технологических заделов, высококвалифицированных кадров, научно-производственной базы ресурсов для использования инновационного потенциала недостаточно.
Большинство научно-технических разработок чаще всего не становятся инновационным продуктом по ряду причин:
— инновационная сфера оказалась не готова к работе в рыночных условиях;
— существуют проблемы правового и организационного порядка по охране и передаче интеллектуальной собственности;
— отсутствует стратегия формирования прогрессивного технологического уклада, включая систему государственного регулирования притока капитала для инвестирования инновационной деятельности предприятий при одновременной активности и отдаче отечественного инновационного потенциала;
— разобщены предприятия, научные организации, предпринимательские и финансовые структуры;
— в регионах нет информационных фондов инновационных проектов и данных о недоиспользовании производственных мощностей. Поэтому на данный момент необходим активный поиск нетрадиционных подходов к усилению инновационной деятельности. Процесс децентрализации всей системы государственного управления и повышения экономической само-
9. Другие источники
1. Государственный бюджет
8. Средства от приватизации научных организаций и вузов
2. Агропромышленное инвестирование
НИОКР
3. Средства фондов
I
7. Пожертвования
6. Частные вложения
4. Банковские кредиты
5. Средства местных бюджетов
Рис. 1 - Модель финансирования НИОКР в АПК России
стоятельности регионов заставляет органы государственного управления и местные власти различного уровня искать дополнительны резервы для интенсификации процессов регионального экономического развития, особенно в части роста научно-технического потенциала.
Особую роль среди структур, поддерживающих развитие инновационной деятельности, играют технопарковые структуры, которые преобразуют входные ресурсы (оборотные и основные фонды, инвестиции, интеллектуальные ресурсы) в выходные инновационные услуги. Технопарко-вые структуры могут значительно различаться по структуре и объекту входных ресурсов и выходных услуг.
По нарастанию степени сложности технопар-ковые структуры можно расположить следующим образом: инкубаторы, технологические парки, технополисы, регионы науки и технологий. Инновационный центр представляет собой научно-производственный комплекс, главной задачей которого является формирование максимально благоприятной среды для развития инновационного потенциала (ИП).
Активную роль в этом процессе может сыграть создание региональных технопарковых структур, таких, как инновационный центр, направленный на оказание необходимых услуг по развитию и использованию инновационного потенциала промышленными перерабатывающими предприятиями АПК.
Считаем, что с этой целью необходимо создать организационную структуру в виде инновационного центра, интегрирующую круг организационно-правовых форм агропромышленных, банковских, инвестиционных, научных и иных структур при участии органов муниципального управления. Они создают необходимую инфраструктуру для нормальной жизнедеятельности промышленных предприятий. Следовательно, в развитии инновационных потенциалов предприятий в силу своей заинтересованности принимают участие государство, местные органы власти, крупные агропромышленные предприятия и вузы.
На наш взгляд, инновационный центр, являясь достаточно эффективным средством стимулирования развития ИП предприятий (в том числе — инновационных), требует наименьших затрат времени и средств на его создание и функционирование среди прочих, более крупных тех-нопарковых структур.
По нашему мнению, в состав инновационного центра должны входить:
— производственные и научно-производственные предприятия, связанные отношением комбинирования, выпуска дополняющей, вспомогательной либо функционально или технологически близкой наукоемкой продукции;
— научно-исследовательские и опытно-конст-
рукторские организации, в том числе организации научно-исследовательских секторов вузовской науки;
— банки; инвестиционные фонды; страховые компании; торговые компании; и т.п.
Одной из важнейших функций Центра должна стать деятельность по анализу и прогнозированию рынка инвестиционных и инновационных идей. Кроме решения этих задач, работа Центра будет сконцентрирована на следующих основных направлениях технологии привлечения иностранных инвестиций:
— оказании консалтинговых услуг предприятиям республики и разработке бизнес-планов с учетом требований потенциальных инвесторов;
— прямой почтовой рассылке инвестиционных предложений, что является довольно эффективным способом информирования потенциальных иностранных инвесторов о проекте, в том числе, используя каналы торговых представительств регионов и Российской Федерации за рубежом;
— использовании специализированных средств массовой информации стран-доноров. Существует множество отраслевых, торговых, технических и иных специализированных средств массовой информации, через которые потенциальный инвестор может узнать об инвестиционном проекте. Кроме выполнения чисто информационной функции, 1п1ете1 может стать и полем проведения предварительных переговоров по проекту в рамках компьютерных конференций;
— организации инвестиционных миссий потенциальных инвесторов в регион в случае, когда число потенциальных инвесторов определено кругом из 10—20 крупнейших компаний в этой сфере бизнеса, а также в страны-доноры в случае, когда число потенциальных инвесторов не поддается четкому определению. При наличии большого числа потенциальных инвесторов для их выявления необходимо использовать возможности отраслевых ассоциаций предпринимателей и торгово-промышленных палат стран-доноров;
— разработке качественных информационно-рекламных материалов инвестиционного проекта или предложений и их распространении среди потенциальных иностранных инвесторов;
— выборе потенциального инвестора и проведении работы по прямому маркетингу инвестиционных проектов непосредственно через личные контакты с потенциальными инвесторами. Создание центра должно происходить под
патронажем или при участии администрации города, заинтересованной в оживлении экономики и способной разделить риски членов данной структуры. Государство и местные органы власти равно заинтересованы в развитии центров,
поскольку последние способствуют созданию новых рабочих мест и, что еще более важно, являются по существу заторами научно-технического прогресса в регионе.
Неменьший интерес к созданию проявляют местные учебные заведения, и прежде всего университеты, связанные с конкретными научными парками. Кроме того, инновационный центр нередко служит полигоном для проверки коммерческой значимости прямых или попутных результатов исследований и разработок сотрудников, студентов и аспирантов.
Другими мотивами руководствуются крупные агропромышленные компании. Подобные структуры для них — это, в первую очередь, источник информации о новых перспективных идеях или практических разработках. Приобрести права на использование новой идеи, переманив к себе на работу ее авторов или купив большой пакет акций только что созданной новой фирмы, часто намного дешевле, чем начинать собственные исследования и разработки в этом направлении. Инновационный центр представляет собой комплекс производственной и бытовой инфраструктуры, малый и средний бизнес, фонды и финансовые институты. Его функционирование основано на коммерциализации инновационной деятельности в ускорении продвижения новшеств в сферу материального производства [1].
Нами сформулированы отличительные черты такого центра:
— комплексность входящих в него юридически самостоятельных фирм и организаций по научно-производственному циклу создания новшеств (научные учреждения, вузы, агропромышленные предприятия, службы сервиса и т.д.);
— компактность расположения;
— ограниченность площади;
— наличие качественной инфраструктуры;
— высокая эффективность инновационной деятельности.
Наилучшим местом для создания центра является высшее учебное заведение. Вуз сосредоточивает в себе передовой научный потенциал, охватывая при этом практически все направления инновационной деятельности. Роль ученых заключается в генерации и разработке новшеств, которые в дальнейшем будут фиксироваться, подвергаться экспертизе, приниматься, а затем дорабатываться или отвергаться в соответствии с требованиями рынка. Роль администрации заключается, прежде всего, в определении региональных приоритетов, которые будут формировать основные направления инновационной деятельности и критерии отбора новшеств. Роль экспертов заключается в многосторонней оценке множества нововведений, отборе альтернатив и выдаче рекомендаций по их доработке и использованию [2, 3].
Отталкиваясь от определения инновационного центра и анализируя вышеизложенный материал, можно заключить, что основными целями создания и деятельности его являются:
— комплексная поддержка агропромышленных предприятий с целью развития и полноценного использования ими инновационного потенциала;
— создание региональной рыночной инфраструктуры;
— обеспечение материально-технической, информационной, финансовой и социальной базы для организации и развития новых, ры-ночно ориентированных предприятий.
В соответствии с целями формируются и его задачи:
— эффективное использование инновационного потенциала АПК с целью ускоренного внедрения новой техники и технологий;
— поддержка создания и развития в регионе ры-ночно ориентированных крупных, малых и средних предприятий АПК;
— стимулирование структурных сдвигов в экономике региона;
— создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
— создание новых рабочих мест;
— обучение руководителей предприятий АПК методам рыночной экономики, повышение уровня их профессиональных, экономических, управленческих и правовых знаний;
— подготовка специалистов в области экономики управления;
— создание благоприятной социальной среды в регионе;
— концентрация материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для осуществления различных инновационных проектов.
В соответствии со своими задачами центр осуществляет следующие виды деятельности: консультационные, информационные, юридические и маркетинговые услуги; услуги в области связи; складские, транспортные услуги; организация семинаров, конференций, выставок; обучение в различных областях знаний; услуги в области рекламы; научно-технические, опытно-конструкторские и проектные работы; посредническая, брокерская, дилерская деятельность, а также другие виды деятельности, не противоречащие законодательству РФ, целям и задачам, предусмотренным учредительными документами [4, 5].
Примерный состав учредителей инновационного центра должен, на наш взгляд, включать научный учебный центр (в нашем случае — Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия), органы местной и региональной администрации, научно-исследовательские организации, городскую службу занятости и обязательно мощного финансового агента в лице
коммерческого банка, инвестиционной фирмы и агропромышленных предприятий. Последний учредитель является необходимым следствием сегодняшних реалий: недостатка бюджетных ассигнований, тяжелого условия финансирования высшей школы.
Почему именно на базе вуза эффективнее создавать подобную структуру? Мы считаем, что именно вузы обладают достаточно развитой научной и социальной инфраструктурой, высоким кадровым потенциалом, научными разработками и производственными площадями, необходимыми для оказания целого ряда услуг, входящих в функции центра. Кроме того, его организация на базе вуза может стать инструментом поддержки молодых предпринимателей и средством реализации инновационного потенциала агропромышленных предприятий АПК.
Группа маркетинга осуществляет поиск инновационных возможностей на перерабатывающих предприятиях АПК и предоставляет сведения в группу анализа.
Рис. 2 - Структура инновационного центра
Исследовательская группа осуществляет свою деятельность параллельно с группой маркетинга. Группа анализа формирует направления развития ИП и передает информацию экспертной группе с целью выбора приоритетных направлений. Вычислительный центр обладает банком данных относительно инновационных возможностей, новшеств и нововведений. Приобретение профессиональных навыков персонала предприятий, направленных на совершенствование управления ИП, осуществляется группой обучения.
Основной целью функционирования планируемого центра представляется поддержка фирм, осуществляющих выход на рынок, в том числе с качественно новыми товарами, посредством обеспечения материально-технической, информационной, финансовой и социальной базы их организации и развития, продвижение инвестиционных проектов.
Предлагаемый центр сможет специализироваться на оказании разного рода услуг заказчику, а именно:
— организовывать учебные курсы (организация обучения предпринимателей);
— оказывать консалтинговые услуги (оказание консалтинговых услуг МП);
— снабжать средствами обучения (предоставление МП средств обучения: библиотек, учебных классов, компьютеров, программного обеспечения и пр.);
— оказывать помощь в составлении и анализе бизнес-планов, инвестиционных проектов, проводить экспертизы проектов предпринимателей;
— организовывать финансовые потоки (привлечение финансовых ресурсов различных структур в МП, представление проектов МП различным фондам и инвесторам).
Центр будет способствовать росту деловой образованности посредством пропаганды и новых форм экономических отношений, высоких стандартов ведения хозяйственной деятельности. Среди перечисленных видов деятельности в качестве особенно перспективных следует выделить организацию учебной компании и оказание консалтинговых и информационных услуг. На учебную компанию будет возложена задача разработки и организации профессиональной подготовки и переподготовки управленческого персонала различных уровней. Реализация системы учебных программ может осуществляться путем организации курсов различной продолжительности для разных категорий работников с привлечением в качестве преподавателей на контрактной основе ведущих специалистов в соответствующей области, знакомых со спецификой инновационной деятельности, а также профессионалов высокого класса из числа сотрудников центра. Предполагается также направление слушателей в школу управления ИП. Таким образом, можно сделать вывод относительно актуальности организации подобного центра в республиках ЮФО.
Литература
1. Крепкий, Л.М. Регулирование экономических циклов. М.: Экономика, 2008. 177 с.
2. Абдуллаев, Ф.Р. Инвестиционная деятельность институциональных инвесторов в регионе / Ф.Р. Абдуллаев, С.В. Раевский. М.: Экономика, 2007. 145 с.
3. Фоломьев, А.Н. Проблемы перехода к инновационному типу развития экономики. Кейз-стадии. М.: РАГС, 2000.
4. Клюбин, В.Ф. Стратегия развития инновационного потенциала в регионе // Юбилейный сборник «Социальные отношения на Ставрополье». Ставрополь: ЮРНОЦ ИСПИ РАН, 2004. С. 62-66.
5. Трефилова, А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М.: Финансы и статистика, 2005. 304 с.
6. Широков, Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства. М.: Финансы и статистика, 2006. 496 с.