Научная статья на тему 'Нетрадиционные подходы к усилению инновационной деятельности развития аграрного бизнеса'

Нетрадиционные подходы к усилению инновационной деятельности развития аграрного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шериева З. А., Ахохов А. К., Кочесоков А. Ю.

В статье разработаны методологические основы формирования организационно-экономического механизма управления инновациями в региональном АПК, предложены рекомендации по государственному регулированию инновационной деятельности и коммерциализации инноваций. Предложены нетрадиционные подходы к усилению инновационной деятельности развития малого бизнеса в аграрной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шериева З. А., Ахохов А. К., Кочесоков А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Untraditional approaches to the strengthening of innovative activities of the AIC business

Methodological principles of organizational and economic management of the regional AIC innovations have been developed. The authors give recommendations on state regulation of innovative activities and innovations commercialization. Untraditional approaches to the enhancement of inno-vative activities of small agrarian business are suggested.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные подходы к усилению инновационной деятельности развития аграрного бизнеса»

Нетрадиционные подходы усиления инновационной деятельности развития аграрного бизнеса

ЗА. Шериева, А.К. Ахохов,А.Ю. Кочесоков, соискатели, Кабардино-Балкарский ГУ

Главные рубежи, которые Россия должна достигнуть в ХХ! в., характеризуют качественно новое состояние экономики и общества в целом. Важнейшим средством достижения поставленных целей и коренного преобразования производительных сил общества выступает научно-технический прогресс.

Достижения НТП, воплощаясь в производственном аппарате, могут изменить облик производственных сил страны только при наличии определенных социальных, хозяйственных и научно-технических предпосылок. Поэтому меро-

приятия по освоению достижений научно-технического прогресса должны тесно сопрягаться с хозяйственной реформой, ориентировать инвестиционный и ресурсный потенциал на ближайшие и долгосрочные потребности развития производства. Эти потребности лежат в основе формирования приоритетов инновационной политики.

Считая одной из важнейших задач органов управления агропромышленным производством проведение единой государственной научно-инновационной политики в АПК, Минсельхоз РФ придает большое значение усилению роли науки, повышению научного уровня ее разработок и эффективности освоения их в производстве, реформированию организационно-экономического

механизма управления инновационными процессами.

К числу первоочередных мер в области финансирования науки, которые, по нашему мнению, следует принять и реализовать, относятся следующие.

Необходимо законодательно установить, что относительная доля расходов на науку в бюджете России сокращению не подлежит. Средства госбюджета необходимо расходовать в большей степени на реализацию прорывных направлений НТП, финансирование фундаментальных НИОКР, имеющих государственный приоритет на развитие уникальных научных центров, наделенных статусом «национальных».

Одним из основных направлений разрешения финансовой проблемы в сфере науки является формирование системы фондов с целью обеспечения множественности источников финансирования НИОКР и их целевой ориентации. Такая система должна включать госбюджет, агропромышленное инвестирование, средства фондов, банковские кредиты, средства местных бюджетов, средства от приватизации НИО и вузов, частные вложения, пожертвования и другие источники. Предлагаемая нами модель финансирования НИОКР в АПК России представлена на рис. 1.

Фундаментальные научные исследования в силу их некоммерческого характера должны, в основном, финансироваться за счет бюджетных исследований. Большую часть средств этого фонда целесообразно направлять на финансирование исследований в системе академической и вузовской науки, а оставшуюся часть — на финансирование программ и проектов на конкурсно-грантовой основе.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по приоритетным для Российской Федерации направлениям развития науки и

техники, как правило, реализуются через научнотехнические программы. Финансирование этих программ должно быть основано на сочетании бюджетных средств, средств внебюджетных фондов и средств заинтересованных предприятий, организаций, инновационных фондов и банковских кредитов.

Специфика современной ситуации, сложившейся в экономике страны и в регионах, состоит в том, что при наличии значительных фундаментальных, прикладных и технологических заделов, высококвалифицированных кадров, научно-производственной базы ресурсов для использования инновационного потенциала недостаточно.

Большинство научно-технических разработок чаще всего не становятся инновационным продуктом по ряду причин:

— инновационная сфера оказалась не готова к работе в рыночных условиях;

— существуют проблемы правового и организационного порядка по охране и передаче интеллектуальной собственности;

— отсутствует стратегия формирования прогрессивного технологического уклада, включая систему государственного регулирования притока капитала для инвестирования инновационной деятельности предприятий при одновременной активности и отдаче отечественного инновационного потенциала;

— разобщены предприятия, научные организации, предпринимательские и финансовые структуры;

— в регионах нет информационных фондов инновационных проектов и данных о недоиспользовании производственных мощностей. Поэтому на данный момент необходим активный поиск нетрадиционных подходов к усилению инновационной деятельности. Процесс децентрализации всей системы государственного управления и повышения экономической само-

9. Другие источники

1. Государственный бюджет

8. Средства от приватизации научных организаций и вузов

2. Агропромышленное инвестирование

НИОКР

3. Средства фондов

I

7. Пожертвования

6. Частные вложения

4. Банковские кредиты

5. Средства местных бюджетов

Рис. 1 - Модель финансирования НИОКР в АПК России

стоятельности регионов заставляет органы государственного управления и местные власти различного уровня искать дополнительны резервы для интенсификации процессов регионального экономического развития, особенно в части роста научно-технического потенциала.

Особую роль среди структур, поддерживающих развитие инновационной деятельности, играют технопарковые структуры, которые преобразуют входные ресурсы (оборотные и основные фонды, инвестиции, интеллектуальные ресурсы) в выходные инновационные услуги. Технопарко-вые структуры могут значительно различаться по структуре и объекту входных ресурсов и выходных услуг.

По нарастанию степени сложности технопар-ковые структуры можно расположить следующим образом: инкубаторы, технологические парки, технополисы, регионы науки и технологий. Инновационный центр представляет собой научно-производственный комплекс, главной задачей которого является формирование максимально благоприятной среды для развития инновационного потенциала (ИП).

Активную роль в этом процессе может сыграть создание региональных технопарковых структур, таких, как инновационный центр, направленный на оказание необходимых услуг по развитию и использованию инновационного потенциала промышленными перерабатывающими предприятиями АПК.

Считаем, что с этой целью необходимо создать организационную структуру в виде инновационного центра, интегрирующую круг организационно-правовых форм агропромышленных, банковских, инвестиционных, научных и иных структур при участии органов муниципального управления. Они создают необходимую инфраструктуру для нормальной жизнедеятельности промышленных предприятий. Следовательно, в развитии инновационных потенциалов предприятий в силу своей заинтересованности принимают участие государство, местные органы власти, крупные агропромышленные предприятия и вузы.

На наш взгляд, инновационный центр, являясь достаточно эффективным средством стимулирования развития ИП предприятий (в том числе — инновационных), требует наименьших затрат времени и средств на его создание и функционирование среди прочих, более крупных тех-нопарковых структур.

По нашему мнению, в состав инновационного центра должны входить:

— производственные и научно-производственные предприятия, связанные отношением комбинирования, выпуска дополняющей, вспомогательной либо функционально или технологически близкой наукоемкой продукции;

— научно-исследовательские и опытно-конст-

рукторские организации, в том числе организации научно-исследовательских секторов вузовской науки;

— банки; инвестиционные фонды; страховые компании; торговые компании; и т.п.

Одной из важнейших функций Центра должна стать деятельность по анализу и прогнозированию рынка инвестиционных и инновационных идей. Кроме решения этих задач, работа Центра будет сконцентрирована на следующих основных направлениях технологии привлечения иностранных инвестиций:

— оказании консалтинговых услуг предприятиям республики и разработке бизнес-планов с учетом требований потенциальных инвесторов;

— прямой почтовой рассылке инвестиционных предложений, что является довольно эффективным способом информирования потенциальных иностранных инвесторов о проекте, в том числе, используя каналы торговых представительств регионов и Российской Федерации за рубежом;

— использовании специализированных средств массовой информации стран-доноров. Существует множество отраслевых, торговых, технических и иных специализированных средств массовой информации, через которые потенциальный инвестор может узнать об инвестиционном проекте. Кроме выполнения чисто информационной функции, 1п1ете1 может стать и полем проведения предварительных переговоров по проекту в рамках компьютерных конференций;

— организации инвестиционных миссий потенциальных инвесторов в регион в случае, когда число потенциальных инвесторов определено кругом из 10—20 крупнейших компаний в этой сфере бизнеса, а также в страны-доноры в случае, когда число потенциальных инвесторов не поддается четкому определению. При наличии большого числа потенциальных инвесторов для их выявления необходимо использовать возможности отраслевых ассоциаций предпринимателей и торгово-промышленных палат стран-доноров;

— разработке качественных информационно-рекламных материалов инвестиционного проекта или предложений и их распространении среди потенциальных иностранных инвесторов;

— выборе потенциального инвестора и проведении работы по прямому маркетингу инвестиционных проектов непосредственно через личные контакты с потенциальными инвесторами. Создание центра должно происходить под

патронажем или при участии администрации города, заинтересованной в оживлении экономики и способной разделить риски членов данной структуры. Государство и местные органы власти равно заинтересованы в развитии центров,

поскольку последние способствуют созданию новых рабочих мест и, что еще более важно, являются по существу заторами научно-технического прогресса в регионе.

Неменьший интерес к созданию проявляют местные учебные заведения, и прежде всего университеты, связанные с конкретными научными парками. Кроме того, инновационный центр нередко служит полигоном для проверки коммерческой значимости прямых или попутных результатов исследований и разработок сотрудников, студентов и аспирантов.

Другими мотивами руководствуются крупные агропромышленные компании. Подобные структуры для них — это, в первую очередь, источник информации о новых перспективных идеях или практических разработках. Приобрести права на использование новой идеи, переманив к себе на работу ее авторов или купив большой пакет акций только что созданной новой фирмы, часто намного дешевле, чем начинать собственные исследования и разработки в этом направлении. Инновационный центр представляет собой комплекс производственной и бытовой инфраструктуры, малый и средний бизнес, фонды и финансовые институты. Его функционирование основано на коммерциализации инновационной деятельности в ускорении продвижения новшеств в сферу материального производства [1].

Нами сформулированы отличительные черты такого центра:

— комплексность входящих в него юридически самостоятельных фирм и организаций по научно-производственному циклу создания новшеств (научные учреждения, вузы, агропромышленные предприятия, службы сервиса и т.д.);

— компактность расположения;

— ограниченность площади;

— наличие качественной инфраструктуры;

— высокая эффективность инновационной деятельности.

Наилучшим местом для создания центра является высшее учебное заведение. Вуз сосредоточивает в себе передовой научный потенциал, охватывая при этом практически все направления инновационной деятельности. Роль ученых заключается в генерации и разработке новшеств, которые в дальнейшем будут фиксироваться, подвергаться экспертизе, приниматься, а затем дорабатываться или отвергаться в соответствии с требованиями рынка. Роль администрации заключается, прежде всего, в определении региональных приоритетов, которые будут формировать основные направления инновационной деятельности и критерии отбора новшеств. Роль экспертов заключается в многосторонней оценке множества нововведений, отборе альтернатив и выдаче рекомендаций по их доработке и использованию [2, 3].

Отталкиваясь от определения инновационного центра и анализируя вышеизложенный материал, можно заключить, что основными целями создания и деятельности его являются:

— комплексная поддержка агропромышленных предприятий с целью развития и полноценного использования ими инновационного потенциала;

— создание региональной рыночной инфраструктуры;

— обеспечение материально-технической, информационной, финансовой и социальной базы для организации и развития новых, ры-ночно ориентированных предприятий.

В соответствии с целями формируются и его задачи:

— эффективное использование инновационного потенциала АПК с целью ускоренного внедрения новой техники и технологий;

— поддержка создания и развития в регионе ры-ночно ориентированных крупных, малых и средних предприятий АПК;

— стимулирование структурных сдвигов в экономике региона;

— создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

— создание новых рабочих мест;

— обучение руководителей предприятий АПК методам рыночной экономики, повышение уровня их профессиональных, экономических, управленческих и правовых знаний;

— подготовка специалистов в области экономики управления;

— создание благоприятной социальной среды в регионе;

— концентрация материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для осуществления различных инновационных проектов.

В соответствии со своими задачами центр осуществляет следующие виды деятельности: консультационные, информационные, юридические и маркетинговые услуги; услуги в области связи; складские, транспортные услуги; организация семинаров, конференций, выставок; обучение в различных областях знаний; услуги в области рекламы; научно-технические, опытно-конструкторские и проектные работы; посредническая, брокерская, дилерская деятельность, а также другие виды деятельности, не противоречащие законодательству РФ, целям и задачам, предусмотренным учредительными документами [4, 5].

Примерный состав учредителей инновационного центра должен, на наш взгляд, включать научный учебный центр (в нашем случае — Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия), органы местной и региональной администрации, научно-исследовательские организации, городскую службу занятости и обязательно мощного финансового агента в лице

коммерческого банка, инвестиционной фирмы и агропромышленных предприятий. Последний учредитель является необходимым следствием сегодняшних реалий: недостатка бюджетных ассигнований, тяжелого условия финансирования высшей школы.

Почему именно на базе вуза эффективнее создавать подобную структуру? Мы считаем, что именно вузы обладают достаточно развитой научной и социальной инфраструктурой, высоким кадровым потенциалом, научными разработками и производственными площадями, необходимыми для оказания целого ряда услуг, входящих в функции центра. Кроме того, его организация на базе вуза может стать инструментом поддержки молодых предпринимателей и средством реализации инновационного потенциала агропромышленных предприятий АПК.

Группа маркетинга осуществляет поиск инновационных возможностей на перерабатывающих предприятиях АПК и предоставляет сведения в группу анализа.

Рис. 2 - Структура инновационного центра

Исследовательская группа осуществляет свою деятельность параллельно с группой маркетинга. Группа анализа формирует направления развития ИП и передает информацию экспертной группе с целью выбора приоритетных направлений. Вычислительный центр обладает банком данных относительно инновационных возможностей, новшеств и нововведений. Приобретение профессиональных навыков персонала предприятий, направленных на совершенствование управления ИП, осуществляется группой обучения.

Основной целью функционирования планируемого центра представляется поддержка фирм, осуществляющих выход на рынок, в том числе с качественно новыми товарами, посредством обеспечения материально-технической, информационной, финансовой и социальной базы их организации и развития, продвижение инвестиционных проектов.

Предлагаемый центр сможет специализироваться на оказании разного рода услуг заказчику, а именно:

— организовывать учебные курсы (организация обучения предпринимателей);

— оказывать консалтинговые услуги (оказание консалтинговых услуг МП);

— снабжать средствами обучения (предоставление МП средств обучения: библиотек, учебных классов, компьютеров, программного обеспечения и пр.);

— оказывать помощь в составлении и анализе бизнес-планов, инвестиционных проектов, проводить экспертизы проектов предпринимателей;

— организовывать финансовые потоки (привлечение финансовых ресурсов различных структур в МП, представление проектов МП различным фондам и инвесторам).

Центр будет способствовать росту деловой образованности посредством пропаганды и новых форм экономических отношений, высоких стандартов ведения хозяйственной деятельности. Среди перечисленных видов деятельности в качестве особенно перспективных следует выделить организацию учебной компании и оказание консалтинговых и информационных услуг. На учебную компанию будет возложена задача разработки и организации профессиональной подготовки и переподготовки управленческого персонала различных уровней. Реализация системы учебных программ может осуществляться путем организации курсов различной продолжительности для разных категорий работников с привлечением в качестве преподавателей на контрактной основе ведущих специалистов в соответствующей области, знакомых со спецификой инновационной деятельности, а также профессионалов высокого класса из числа сотрудников центра. Предполагается также направление слушателей в школу управления ИП. Таким образом, можно сделать вывод относительно актуальности организации подобного центра в республиках ЮФО.

Литература

1. Крепкий, Л.М. Регулирование экономических циклов. М.: Экономика, 2008. 177 с.

2. Абдуллаев, Ф.Р. Инвестиционная деятельность институциональных инвесторов в регионе / Ф.Р. Абдуллаев, С.В. Раевский. М.: Экономика, 2007. 145 с.

3. Фоломьев, А.Н. Проблемы перехода к инновационному типу развития экономики. Кейз-стадии. М.: РАГС, 2000.

4. Клюбин, В.Ф. Стратегия развития инновационного потенциала в регионе // Юбилейный сборник «Социальные отношения на Ставрополье». Ставрополь: ЮРНОЦ ИСПИ РАН, 2004. С. 62-66.

5. Трефилова, А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М.: Финансы и статистика, 2005. 304 с.

6. Широков, Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства. М.: Финансы и статистика, 2006. 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.