Научная статья на тему 'Нетрадиционные подходы к развитию речи детей младшего дошкольного возраста'

Нетрадиционные подходы к развитию речи детей младшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1816
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеева В. Н.

Целью статьи является привлечение внимания к проблемам раннего обучения детей. Как показывают результаты мониторингов и практика, речь дошкольников становится все хуже. Ребенок, лишенный в раннем дошкольном возрасте по каким-либо причинам родительского внимания, любви, имеющий дефицит речевого и эмоционального общения с окружающими, в дальнейшем не совсем успешен в школьной жизни, не добивается значительных результатов и достижений в учебе, имеет психологические проблемы и комплексы в общении со сверстниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агеева В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nonconventional approaches to the development of speech in young preschool children

The paper focuses on the early teaching of children. The findings of monitoring and practice demonstrate that the speech of preschoolers has been deteriorating. A child who for some reason is deprived of parental attention and love and lacking speech and emotional socialization with the others is subsequently not always successful in school like, does not considerable progress in study, has psychological problems and complexes in communication with his peers.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные подходы к развитию речи детей младшего дошкольного возраста»

Агеева В.Н. учитель-логопед МБДОУ г. Иркутска детский сад комбинированного вида №77 Иркутск, Россия

Нетрадиционные подходы к развитию речи детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: целью статьи является привлечение внимания к проблемам раннего обучения детей. Как показывают результаты мониторингов и практика, речь дошкольников становится не лучше, а хуже. Ребёнок, лишенный в раннем дошкольном возрасте по каким - либо причинам родительского внимания, любви, имеющий дефицит речевого и эмоционального общения с окружающими, в дальнейшем не совсем успешен в школьной жизни, не добивается значительных результатов и достижений в учёбе, имеет психологические проблемы и комплексы в общении со сверстниками.

Наша задача, как можно раньше выявить причины возможных речевых патологий и в своей работе использовать разнообразные коррекционно-развивающие технологии с детьми раннего дошкольного возраста. Как показывает практика очень эффективно включать в содержание обучения и психического развития ребёнка проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата. Необходимо активно использовать задания на развитие высших психических функций. Полезно наряду с наглядным демонстрационным материалом разрезные картинки, картинки-пазлы, мнемотехники. Очень результативно использование логоритмических упражнений. Для этого полезно тесное взаимодействие с музыкальным руководителем. Целесообразно использовать здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, методику работы с Су - Джок. Развитию мелкой моторики способствует работа в «сухом» бассейне, с мозаикой, шнуровкой, «волшебным» мешочком, работа с фасолью, косточками, палочками, пластилином, красками, песком, глиной; пальчиковые гимнастики, самомассаж. Дети с интересом осваивают удивительный мир знаний с помощью компьютерных технологий. Использование презентации и игровые материалы по всем лексическим темам позволяет полноценнее расширить представления детей об окружающем мире. Но при этом нужно не забывать подбирать или создавать презентации таким образом, чтобы при их просмотре у детей активизировалась речевая деятельность (вопросы, проговаривания, повторение и т.д.).

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности дальнейшего школьного обучения. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества. А. Эйнштейн говорил: «Самая серьёзная ошибка - полагать, что радость узнавания и познания может стимулироваться принуждением и чувством долга». Важно активизировать мотивацию детей на обучение и повысить их творческую инициативы. Это достигается благодаря заданиям поискового, творческого характера, привнесение духа соревнований. Наряду с инновационным наполнением образовательного процесса важно организовать такую предметно - развивающую среду в соответствии с СанПиНом и федеральными государственными требованиями (ФГТ), которая была бы направлена на зону ближайшего развития и стимулировала коммуникативные возможности ребёнка. Предметно-развивающая среда представляет интеграцию образовательных областей.

Также хочется отметить важность работы педагога в системе «педагог- ребёнок -родитель». Всё, чем педагог занимается с дошкольником, должен знать родитель и дома

продолжать эту работу, а не смотреть со стороны, как зритель. Это важное условие для гармоничного развития ребёнка. Задача педагога своим примером заинтересовать, привлечь и вовлечь в тесное взаимодействие ребёнка и родителя. Ребёнок будет психологически здоров и коммуникационно активен, если чувствует любовь, заботу и участие взрослых в его судьбе. На это направлены качественные изменения в требованиях к содержанию обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: коррекционно-развивающие технологии, дети раннего дошкольного возраста, мнемотехника, методика Су-Джок.

Достижение высокого качества современного образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества и государства - это одно из приоритетных направлений на современном этапе.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста стояла остро во все времена. Ни для кого не секрет, что владение речью является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Если родители своевременно позаботились о должном развитии ребёнка, то в дальнейшем он будет успешен и добьётся значительных результатов и достижений в учёбе, общении, и в, конечном итоги, в жизни. Время диктует новые требования в оценке знаний и активности ребёнка. Если раньше родители собирали портфолио ребёнка, начиная с поступления в школу, то сейчас это происходит на этапе дошкольного обучения. Современные дети и их заботливые родители, начиная с младшего дошкольного возраста, участвуют в различных конкурсах, отборах, получать дополнительное образование, пополняют портфолио ребёнка сертификатами, грамотами за успехи и достижения в разных областях. Это положительная тенденция в отношении родителей к будущему их детей.

Но, к сожалению, как показывают результаты мониторингов и практика, не все родители уделяют должное внимание своим детям и речь дошкольников становится не лучше, а хуже. Причиной этому служат следующие факторы:

- социальные (у родителей в силу своей занятости мало времени для общения со своим ребёнком. Психологи бьют тревогу: в настоящее время родители все меньше внимания уделяют своим сыновьям и дочерям. По статистике, лишь 25 минут в неделю взрослые общаются с детьми, как говорится, на свободную тему. Остальное время приходится на банальное: «Ты поел?», «Подойди позже», «Я занят, подожди немножко»).

- медицинские (нарушения слуха, дефекты строения артикуляционного аппарата, задержка психического развития ребёнка, плохая наследственность и т.д.)

- семейная компьютеризация (с одной стороны родители заняты работой на компьютере и не могут уделить должного внимания ребёнку, с другой стороны, если ребёнок за компьютером, то он с интересом слушает, играет, выполняет задания, но всё происходит молча. Ребёнок заворожено следит за сюжетом, возможно, развивает зрительную память, внимание, мышление, моторные реакции, но при таком виде работы не требуется вербализация, и речь остаётся на том же уровне. Пассивный словарь преобладает над активным).

- бытовые ( есть возможность, но нет желания, инициативы к общению с ребёнком. Например: лучше я полежу, посмотрю телевизор и т. д.)

Эти и другие факторы затормаживают речевое развитие детей. Исторически доказано, что речь спонтанно не развивается. В литературе описано немногим более ста случаев, когда дети воспитывались животными и жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека. Те, кто жил в обществе животных первые 3.5—6 лет жизни, впоследствии практически не могли освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими

людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни.

Задача системы дошкольного образования помочь ребёнку быть коммуникабельным, способствовать развитию все компоненты правильной, грамотной речи (звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь) и дать возможность родителям изменить свои взгляды на общение со своим ребёнком, показать те проблемные моменты, которые нужно переосмыслить и изменить к ним своё отношение в пользу ребёнка.

Как показывает практика, начинать заниматься речевым развитием ребёнка следует с младшего дошкольного возраста. При этом необходимо подбирать коррекционно-развивающие технологии с учётом возрастных особенностей детей. Речь ребёнка на пятом году жизни претерпевает значительные изменения. Идёт интенсивное формирование грамматического строя речи, освоение способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества. Дети способны определить назначение предмета, его функциональные признаки. Начинают активнее подбирать слова с противоположным значением (антонимы), с близким значением (синонимы), сравнивают предметы и явления, пользуются обобщающими понятиями. Мониторинг речевого развития детей пятого года жизни показывает, что не все дети правильно произносят свистящие, шипящие и сонорные звуки. Имеются недостатки в усвоении грамматических правил. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить рассказы описания и повествования. У детей недостаточно развит фонематический слух1.

Обычно коррекционное обучение (зачисление в логопедическую группу) начинается со старшей группы, когда детям исполнилось пять лет. Изучение специальной литературы авторов О. В. Жоховой, Е. С. Лебедевой, Н. В. Нищевой ещё раз подтвердило моё мнение, что начинать эту работу нужно значительно раньше. И очень эффективен перенос использования коррекционных технологий с общепринятого пятилетнего возраста лет на более ранний.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы подталкивает педагогов к выбору более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Современных детей трудно удивить и привлечь внимание. Поэтому требуется многогранный подход к подготовке и проведению образовательной деятельности. Она должна быть динамичной, с использованием разнообразных приёмов и методов, необычных материалов.

Как показывает практика очень эффективно начинать процесс обучения с артикуляционной и дыхательной гимнастики. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы2.

Перспективно использовать наряду с наглядным демонстрационным материалом разрезные картинки, картинки-пазлы, мнемотехники. Мнемотехника является программой, которая позволяет общаться с мозгом на его языке, т.е. языке образов. И "секрет" мнемотехники прост и всем известен - это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), вы непременно вспомните и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь "секрет"! С помощью мнемотехники можно запомнить за короткое время большой объем точной информации3. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление,

зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. К.Д.Ушинский писал: "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики - применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов4.

Очень результативно использование логоритмических упражнений. Для этого полезно тесное взаимодействие с музыкальным руководителем. Целесообразно использовать здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, методику работы с Су - Джок. Одной из нетрадиционных технологий является Су -Джок терапия ("Су" -кисть, "Джок" - стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су - Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком - он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред - оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов5.

Развитию мелкой моторики способствует работа в «сухом» бассейне, с мозаикой, шнуровкой, «волшебным» мешочком, работа с фасолью, косточками, палочками, пластилином, красками, песком, глиной; пальчиковые гимнастики, самомассаж. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы заставляем работать и соседние зоны, отвечающие за речь.

Дети с интересом осваивают удивительный мир знаний с помощью компьютерных технологий. В своей работе мною используются презентации и игровые материалы по всем лексическим темам. Но в отличие от домашнего использования компьютера во время обучающей деятельности дети рассматривают и хором или индивидуально проговаривают названия увиденных предметов и действий. Вся работа направлена на активизацию словарного запаса, обогащение знаний об окружающем мире, родном крае, развитию грамматического строя и связной речи, При разработке программного содержания необходимо учитывать региональный компонент. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается любовь к своей стране, своему краю и городу, чувство патриотизма. Для реализации регионального компонента особенно привлекательна тема «Наш город», «Россия - моя Родина», «Наш родной край» и т. д. Важное значение имеют воспитательные моменты - это ориентация детей на ценностные ориентации в вопросах добра и зла (отношение к окружающим людям, к растениям, к птицам, животным, к различным ситуациям и отношение к окружающему миру, бережное отношение к нему).

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности дальнейшего школьного обучения. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества. Важно активизировать мотивацию детей на обучение и повысить их творческую инициативы. Это достигается благодаря заданиям поискового, творческого характера, привнесение духа соревнований.

Например, между мальчиками и девочками, между детьми и сюрпризными героями, между двумя командами (справа и слева). Наряду с инновационным наполнением образовательного процесса важно организовать такую предметно - развивающую среду в соответствии с СанПиНом и федеральными государственными требованиями (ФГТ), которая была бы направлена на зону ближайшего развития и стимулировала коммуникативные возможности ребёнка. Предметно-развивающая среда представляет интеграцию образовательных областей. Познавательно - речевое направление представлено образовательными областями: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», которые включают в себя макеты, стол экспериментирования, модели, схемы, диски, игры - головоломки, коллекции, демонстрационный и раздаточный материал, лото, настольные и напольные дидактические игры, игрушки, паспорта для растений, разные виды конструктора, календари наблюдений, окно природы, уголки словотворчества, книжный уголок и т.д. Предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.

Подводя итог, хочется отметить важность работы педагога в системе «педагог -ребёнок - родитель». Всё, чем педагог занимается с дошкольником, должен знать родитель и дома продолжать эту работу, а не смотреть со стороны, как зритель. Это важное условие для гармоничного развития ребёнка. Задача педагога своим примером заинтересовать, привлечь и вовлечь в тесное взаимодействие ребёнка и родителя. Ребёнок будет психологически здоров и коммуникационно активен, если чувствует любовь, заботу и участие взрослых в его судьбе. На это направлены качественные изменения в требованиях к содержанию обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

1 Ребёнок и речь методическое пособие. Сост. Т. Б. Баширова, Л.П. Куркова. - Иркутск: Изд-во Иркутск, гос. университета, 2009. С.36.

2 Ссылки на ресурс Интернет: Макерова Оксана. Артикуляционная гимнастика. http://www.solnet.ee/parents/log_49.html. Дата обращения 25. 09. 2012 г.

3 Ссылки на ресурс Интернет: Васильевы. Суперпамять.

http://supermemory.gets.ws/content/vasilxevy_-_superpamiatx_42.php. Дата обращения 14.09. 2012 г.

4 Ссылки на ресурс Интернет: Колеватова Александра Александровна. Мнемотехника как связной речи. http://ds82.ru/doshkolnik/2774-.html, дата обращения 22.10. 2012 г.

5 Ссылки на ресурс Интернет: Сафонова Ирина Эдуардовна, Су - джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей. http://dohcolonoc.ru/cons/1218-master-klass-primenenie-su-dzhok-terapii-pri-korrektsii-rechevykh-narushenij-u-detej.html. Дата обращения 20.10. 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.