Научная статья на тему 'Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном учреждении'

Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11260
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бауман Надежда Владимировна

В статье рассматриваются нетрадиционные формы работы с родителями в условиях дошкольного учреждения. Представлен опыт работы с родителями в МБДОУ д.с. «Белочка» г. Черногорска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

активность личности, удовлетворённость своей деятельностью, но и ответственность, и способность критически мыслить, давать оценку.

Таким образом, социализация личности представляет собой не пассивное отражение общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется важнейшая, определяющая его как развитую личность черта - потребность во благе другого, происходит его социализация.

Список литературы

1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2004. 272 с.

2. Шацкий С.Т. Задачи общества «Детский труд и отдых». [Электронный ресурс]: Литература и жизнь. [Официальный сайт]. Режим доступа: http://dugward.ru/library/chatskiy/chatskiy_zadachi_obchestva.html/ (дата обращения: 30.07.2017).

3. Эстафета важных дел (организация классного самоуправления). [Электронный ресурс]: Лицей № 44 гор. Чебоксары [Официальный сайт]. Режим доступа: http://www.lyceum44.m/attachments/033_эстафета%20важных%20дел%200писание doc/ (дата обращения: 30.07.2017).

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Бауман Н.В.

Бауман Надежда Владимировна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Белочка», г. Черногорск, Республика Хакасия

Аннотация: в статье рассматриваются нетрадиционные формы работы с родителями в условиях дошкольного учреждения. Представлен опыт работы с родителями в МБДОУ д.с. «Белочка» г. Черногорска. Ключевые слова: нетрадиционные формы, сотрудничество, воспитание.

Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос.

Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их педминимумом,

привлечении их к работе детского сада.

Н.К. Крупская

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений, а мама и папа - образцы для подражания. Семья предопределяет закономерности развития будущего человека.

Нужно как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей, так как детский сад служит организующим центром и влияет на домашнее воспитание.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития [1].

50

На сегодняшний день взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества [2].

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи (посещение семьи, педагогические беседы, тематические консультации, групповые и общие собрания родителей, а также многое другое) сейчас довольно активно используются инновационные формы и методы.

В их использовании нужно стараться соблюдать принцип целенаправленности и систематичности. Главная задача - познакомить родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье.

Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей [3].

Примерные нетрадиционные формы работы с родителями: Презентация дошкольного учреждения; Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей; Педагогический совет с участием родителей; Родительские конференции; Мини -собрания; Педагогические консилиумы; Семейные клубы; Деловая игра - простор для творчества; Тренинговые игровые упражнения и задания; Вечер вопросов и ответов; «Дискуссионный клуб»; «Круглый стол» с родителями; Дежурства родителей; «Заочные» консультации; «Родительская почта» и «Телефон доверия» и др.

В нашем дошкольном учреждении наиболее популярным является «День родительского самоуправления». Основной целью проведения такого дня является педагогическое просвещение родителей с привлечением их к образовательному процессу. День самоуправления является новой современной формой работы, такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть педагога, наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми.

В этот день родители групп пробуют себя в роли воспитателя.

Одни родители проводят утреннюю гимнастику, совместные игры, другие делают с детьми аппликацию, читают художественную литературу.

В начале данного мероприятия проводится предварительная работа: анкетирование, где каждый родитель может ответить на вопросы, какой вид деятельности он смог бы провести в группе. Так же составляется график посещения родителями тех видов деятельности, которые они хотели бы провести. С каждым

51

родителем, участвующим в дне самоуправления, проводится индивидуальная консультация, заранее подготавливаются конспекты образовательной деятельности.

Удачной находкой в работе с родителями, оказалась проектная деятельность, где родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками образовательного и воспитательного процесса. Так в группах нашего детского сада проходит семейный проект «Здорово здоровым быть!», целью которого являлось формирование у детей и родителей ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Эффективность работы повышается тогда, когда знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. В проекте родители совместно с детьми оформляют семейные газеты «Моя спортивная семья», рисуют рисунки «Чем мы любим заниматься». Одной из изюминок этого мероприятия стала идея вспомнить любимые игры родителей в детстве. Родители приносят в группу свои детские фотографии с описанием той игры, в которую они любили играть в детстве, а воспитатели с детьми оформили газету «Любимые игры детства родителей».

Также родители приглашаются на совместное физкультурное занятие, на котором дети формируют двигательные навыки, и по ходу занятия идет обучение родителей. Давая возможность родителям заниматься физкультурой вместе с детьми, мы помогаем создать атмосферу радости от совместной двигательной деятельности и снизить дефицит общения.

Если занятия физическими упражнениями для родителей предсказуемы, то на музыкальном занятии родителям представляется музыкально-оздоровительная работа. Родители вместе с детьми поют валеологические песенки-распевки, выполняют дыхательную, артикуляционную гимнастику, проводятся игроритмические упражнения, пальчиковые игры, речевые игры.

Конечно, невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований. Итогом всей проделанной работы становится спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья».

Проведённая совместная деятельность сближает педагогов и родителей, родителей и детей, сдружает семьи.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями приносят удивительные результаты! Чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным. И только совместными усилиями семья и детский сад, дополняя и поддерживая, друг друга, могут достигнуть желаемых результатов.

Список литературы

1. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй:

Практическое пособие / О.В. Солодянкина. М.: АРКТИ, 2011. 80 с.

2. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы / Ю.П. Азаров. М.: Топикал, 1994.

608 с.

3. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет / Ш.А. Амонашвили. М.: Просвещение,

2012. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.