УДК 37 Грачева С.М., Мартиросян К.М.
Грачева С.М.
магистрант 2 курса факультета гуманитарного образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)
Научный руководитель: Мартиросян К.М.
кандидат исторических наук, доктор философских наук, доцент, декан факультета гуманитарного образования Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар, Россия)
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НАД РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
Аннотация: в статье рассмотрена проблема развития профессионально-личностных качеств. Анализируются нетрадиционные формы работы над развитие данных качеств. Рассматривается применение арт-терапии и песочной терапии как средство самоанализа сильных и слабых сторон человека.
Ключевые слова: профессиональные качества, творчество, коммуникации, арт-терапия, песочная терапия, рефлексия.
Профессионально-личностное развитие имеют решающее значение в современном мире. Человечество живет в условиях быстро меняющегося глобальной экономики, и в таких условиях крайне важно оставаться актуальным, гибким и быстро адаптируемым человеком, профессионалом. Непрерывное обучение и повышение квалификации позволяет людям оставаться конкурентоспособными и использовать новые возможности.
Профессионально-личностное развитие повышает производительность труда и расширяет перспективы карьерного роста. Приобретение новых знаний, улучшение навыков и способности саморефлексии и самоанализа могут привести к продвижению по службе, увеличению заработной платы и более полноценной профессиональной жизни.
Кроме того, личностное развитие способствует самосознанию, эмоциональному интеллекту и более тонкому восприятию мира. Это помогает людям понять свои сильные и слабые стороны, справляться со стрессом, повышать устойчивость и укреплять здоровые отношения.
Более того, постоянное развитие способствует инновациям и творчеству. В поисках новых идей, перспектив и опыта люди могут мыслить критически, решать сложные проблемы и вносить вклад в общественный прогресс. Профессионально-личностное развитие способствуют обучению на протяжении всей жизни, что важно для личностного роста, самореализации и адаптации к меняющимся обстоятельствам на протяжении всей жизни.
В научных трудах Е.П. Ильина, «профессионально-личностные качества»
- это оперативные и личностные качества и особенности человека, которые способствуют эффективному выполнению тех или иных обязанностей. Автор делает акцент на том, что профессионально-личностные качества основываются как на собственном опыте, полученном в течении жизни, но также и на задатках, полученных при рождении.
Профессионально-личностное развитие связывается с развитием профессионализма, с процессами саморазвития его потенциала, определением вектора профессионально-творческого движения с целью реализации своей уникальности, достижения успешности в профессиональной деятельности.
Чтобы этот процесс был не только познанным, но интересным мы выделили современную форму профессионально-личностного развития. Этой формой выступает песочная терапия, которая входит в арт-терапию. Арт-терапия
- это эффективный способ работы над собственными качествами, она
предоставляет возможность провести анализ личности и вычленить те или иные качества, над которыми стоит поработать.
Песочная терапия работает на основе ассоциаций и визуализации, через песок мы можем выразить то, что нам сложно выразить словами, а иногда даже осознать. Элементы песочной терапии помогают человеку раскрепоститься, почувствовать, назвать и принять свои эмоции. Считается, что песочная терапия помогает человеку снять внутреннее напряжение, поверить в себя и собственные силы, кроме того, это очень интересно и увлекательно.
Мы можем привести пример апробации нетрадиционный формы работы над развитием профессионально-личностных качеств, такой как песочная терапия. Так был проведен мастер-класс для молодых педагог города Краснодара. Был сформирован план работы:
Приветствие, введение в тематику.
Создание индивидуальных «сосудов успеха».
Анализ результатов.
Рефлексия.
В процессе выбора темы мастер-класса было проработано множество вариантов, хотелось, чтобы это было что-то важное и значимое, полезное для каждого педагога, но в тоже время интересное и творческое. В результате долгих размышлений мы решили вовлечь педагогов в процесс анализа профессионально-личностного развития.
Молодым педагогам города Краснодара был поставлен вопрос: «Как вы понимаете, что такое профессионально-личностное развитие педагога?» Поступили ответы, что профессионально-личностное развитие педагога связывается с развитием профессионализма, с процессами саморазвития его педагогического потенциала, определением вектора профессионально-творческого движения с целью реализации своей уникальности, достижения успешности в профессиональной деятельности.
Песочная терапия работает на основе ассоциаций и визуализации, через песок мы можем выразить то, что нам сложно выразить словами, а иногда даже
осознать. Элементы песочной терапии помогают человеку раскрепоститься, почувствовать, назвать и принять свои эмоции. Считается, что песочная терапия помогает человеку снять внутреннее напряжение, поверить в себя и собственные силы.
Мы подготовили материалы для создания каждым участников «сосуда успеха». Данный сосуд представляет собой стеклянную колбу с крышкой. Также подготовили раздаточный материал: цветные карандаши,
шаблоны, на которых изображен сосуд и в правой части шаблона представлен список профессионально-личностных качеств, стеклянные сосуды, цветной песок.
Молодым педагогам мы предложили обратиться к себе, взглянуть на себя максимально объективно и проанализировать свои профессионально-личностные качества. Перед нами находился цветной песок, к каждому цвету мы определили то или иное профессионально-личностное качество, какому цвету какое качество соответствует написано в шаблоне. Также у каждого из участников есть стеклянная колба, которую и необходимо заполнить песком. Чтоб её заполнить педагоги должны ответить себе на вопрос: «Какие из перечисленных качеств мне необходимо развивать? На какие стоит сделать упор?». После небольших раздумий, участники мастер-класса приступают к изготовлению своих сосудов успешности.
Поскольку в ходе анализа качеств у участников могли произойти личные открытия и озарения, мы публично не просим представлять свои сосуды и делиться инсайтами, но в качестве рефлексии мы просим каждого ответить на вопросы:
Важна ли лично для вас тема профессионально-личностного развития? Какая самая важная мысль посетила вас в ходе мастер-класса? Ваше впечатление от мастер-класса?
Таким образом, мы можно сделать вывод, что нетрадиционные формы работы над профессиональными компетенциями могут намного эффективнее работать чем традиционные. Песочная терапия выступает не только методов работы над компетенциями, но и служит формой раскрепощения, принятия себя, также тактильная работа с песком позволяет снять внутреннее напряжение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асмолов, А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с;
2. Бросова Т.В. Песочная терапия один из методов арт-терапии // Проблемы Науки. 2015. №3 (33);
3. Ляшенко В.В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия. М.: Психотерапия, 2014. - 160 с;
4. Чеботарева, И.В. Нетрадиционные формы организации учебного процесса как средство повышения качества педагогического образования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2018. №2
Gracheva S.M., Martirosyan K.M.
Gracheva S.M.
Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)
Scientific advisor: Martirosyan K.M.
Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)
NON-TRADITIONAL FORMS OF WORK ON DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES
Abstract: the article considers the problem of the development ofprofessional and personal qualities. Non-traditional forms of work on the development of these qualities are analyzed. The use of art therapy and sand therapy as a means of introspection of human strengths and weaknesses is considered.
Keywords: professional qualities, creativity, communication, art therapy, sand therapy, reflection.