НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ: ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ
О.В. Музалёва, студент
В.В. Сыроижко, д-р экон. наук, профессор
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
(Россия, г. Воронеж)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-1-4-125-128
Аннотация. В условиях глобализации и динамичного развития мировой экономики нетарифные меры регулирования внешней торговли играют важную роль в инструментарии стран для защиты национальных интересов и стимулирования экономического роста. В данной статье рассматривается важность нетарифных мер регулирования, их правовая основа. Также особое внимание уделяется количественным ограничениям в сфере внешней торговли.
Ключевые слова: нетарифные меры, квотирование, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, торговые ограничения.
Нетарифное регулирование представляют собой комплекс мер государственного контроля, используемый для ограничения импорта и экспорта товаров, не вмешиваясь в ставки таможенных пошлин. Необходимость применения нетарифных мер регулирования внешней торговли обусловлена несколькими факторами [1]: защита экономических интересов государства и обеспечение национальной безопасности; охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды; поддержка отечественных производителей; сохранение культурного наследия; соблюдение международных соглашений.
Меры нетарифного регулирования впервые были предложены Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в конце 1960-х годов. В настоящее время принято около 800 видов нетарифных мер, которые объединены в пять групп [2].
Первая группа - Количественные ограничения. К ним относятся экспортные и импортные квоты, ограничивающие объемы товаров, которые страны могут ввозить и вывозить.
Вторая группа - Финансовые меры. Они включают в себя различные финансовые инструменты, такие как налоги, сборы, депозиты и пошлины, применяемые помимо налоговых пошлин.
Третья группа - Санитарные и фитоса-нитарные меры. Это меры, принимаемые для защиты здоровья людей, животных и растений. Они включают в себя требования к безопасности и качеству продукции, процедуры проверки и сертификации.
Четвертая группа - Меры на государственном уровне. К ним относятся поддержка импортозамещения, контроль государственных закупок, субсидии и компенсации, направленные на стимулирование экспорта или поддержку отечественных производителей.
Пятая группа - Таможенные требования. Например, проведение усложненной процедуры таможенного оформления, которая будет включать в себя дополнительную документация, кроме той, что предусмотрена процедурой.
В Российской Федерации правовая основа нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности закреплена в различных нормативных актах: Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №164-ФЗ, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» №289-ФЗ, Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» №165-ФЗ, «Таможенный
кодекс Евразийского экономического союза» и другие нормативно-правовые акты.
Рассмотрим подробнее количественные ограничения в сфере внешней торговли. В состав количественных ограничений входит квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта [1].
Квотирование заключается в установлении ограничений на объемы экспорта и импорта определенных товаров или услуг в течение определенного периода времени. Эта форма нетарифного регулирования может использоваться государством для таких целей как поддержание национальных отраслей, защита от демпинга, контроль над платежным балансом.
Выделяют импортные и экспортные квоты. Экспорт квотируется, когда на внутреннем рынке присутствует дефицит товаров. Импорт - когда необходимо защитить внутреннюю промышленность и отечественных производителей от иностранного конкурентного товара.
Постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей» утвержден перечень стратегически важных для внутреннего рынка РФ товаров, в отношении которых могут вводиться количественные ограничения экспорта. Например, к ним относятся: драгоценные металлы, изделия из природного жемчуга, пушнина, природный газ и др.
Лицензирование заключается в предоставление государством лицензий или разрешений для осуществления внешнеторговых операций, таких как импорт, экспорт или транзит товаров и услуг. Лицензирование позволяет государству контролировать объемы и виды товаров, которые могут быть ввезены или вывезены.
Выдача лицензий на внешнюю торговлю регулируется Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №164-ФЗ. Выдачей лицензий на импорт и экспорт товаров занимаются различные органы в зависимости от характера товаров. Минпромторг РФ занимается выдачей лицензий на промышленную продукцию, ФСТЭК России - на товары двойного назначения, Министерство финансов - на камни и драгоценные металлы, Минэнерго РФ - на экспорт газа в сжиженном состоянии [3].
«Добровольное ограничение экспорта» представляет собой соглашение, в котором страна-экспортер берет на себя обязательство по ограничению объема экспорта в конкретную страну. Эти ограничения могут быть как добровольными, так и вынужденными, т.е. введенными под давлением страны-импортера или угрозой протекционистских мер. Также эти соглашения могут быть как официальными, заключенными на уровне правительств, так и не официальными. Такие ограничения находят применение в различных отраслях, включая автомобильную, металлургическую, электронную и текстильную промышленности.
Следует отметить, что добровольные ограничения экспорта имеют ряд негативных последствий. Например, они приводят к искажению рынка, ограничению конкуренции, что снижает благосостояние страны. В настоящее время добровольные ограничения экспорта считаются несовместимыми с правилами Всемирной торговой организации, поэтому их применение становится все более ограниченным из-за их дискриминационной природы.
Рассмотрим статистику, размещенную на сайте Министерства экономического развития РФ, по применению ограничительных мер на доступ товаров российского производства на зарубежные рынки [4].
Рис. Меры, применяемые к российским товарам на 1 ноября 2023 года
По состоянию на 1 ноября 2023 года 39 стран применяют ограничительные меры в отношении российских товаров. В отношении российских товаров действует 194 меры, в том числе: антидемпинговые меры - 58, специальные защитные меры - 19 и 5 компенсационных мер, прочие нетарифные меры - 112.
Россия, как участник мирового рынка, постоянно адаптируется к изменяющимся условиям, участвует в международных диалогах для защиты своих экономических интересов в условиях санкций.
Таким образом, обзор применения нетарифных мер в контексте внешней торговли подчеркивает их важность в регулировании экономических отношений между странами. Эффективное регулирование должно обеспечивать баланс между защитой национальных интересов и поддержанием принципов справедливой торговли. Дальнейшее исследование и анализ опыта различных стран в использовании этих мер позволят России разработать эффективный инструментарий нетарифного регулирова-
ния.
Библиографический список
1. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: учеб. пособие / Ю.Г. Кириллов, Э.К. Енза, И.А. Коновалов, В.В. Кузнецов; Минобрнауки России, ОмГТУ. - 2-е изд., испр. и доп. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2020. - 252 с.
2. Хмельницкий В.Н. Нетарифные меры регулирования внешней торговли: особенности применения в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. -№7.
3. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» с последующими изменениями и дополнениями. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/.
4. Министерство экономического развития РФ: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/dostup_ na_vneshnie_rynki_i_zashchitnye_mery/reestr_ogranich_mer/.
- Экономицеские HayKU-
NON-TARIFF MEASURES OF FOREIGN TRADE REGULATION: PECULIARITIES
OF APPLICATION IN RUSSIA
O.V. Muzalyova, Student
V.V. Syroizhko, Doctor of Economic Sciences, Professor
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia, Voronezh)
Abstract. In the context of globalization and the dynamic development of the world economy, non-tariff measures to regulate foreign trade play an important role in the tools of countries to protect national interests and stimulate economic growth. This article examines the importance of non-tariff regulatory measures and their legal basis. Special attention is also paid to quantitative restrictions in the field of foreign trade.
Keywords: non-tariff measures, quotas, licensing, voluntary export restrictions, trade restrictions.