Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕАЭС'

ТРАНСФОРМАЦИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕАЭС / НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАПРЕТЫ О ОГРАНИЧЕНИЯ / АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ / ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хомякова В.В., Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г.

К текущему моменту особую актуальность приобретают вопросы применения запретов и ограничений, что обусловлено сложившейся ситуацией в сфере внешней торговли товарами и услугами. Статья затрагивает тему нетарифного регулирования в странах ЕАЭС, его основные меры, а также значение, которое в настоящее время приобрели во внешней торговле. Рассмотрена классификация нетарифных мер, описаны основные нормативно-правовые акты, действующие в сфере нетарифного регулирования в государствах ЕАЭС. Проанализирована динамика применения некоторых мер нетарифного регулирования за последние несколько лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF NON-TARIFF MEASURES OF REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE EAEU

By the current moment, the issues of application of prohibitions and restrictions are of particular relevance, which is due to the current situation in the field of foreign trade in goods and services. The article touches upon the topic of non-tariff regulation in the EAEU countries, its main measures, as well as the importance that has currently acquired in foreign trade. The classification of non-tariff measures is considered, the main regulatory legal acts in force in the field of non-tariff regulation in the EAEU states are described. The dynamics of the application of some measures of non-tariff regulation over the past few years has been analyzed.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕАЭС»

Трансформация нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС

Хомякова Виктория Викторовна,

аспирант, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», torrivx@gmail.com

Сенотрусова Светлана Валентиновна,

д.б.н., профессор, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», senotrusovasv@gmail.ru

Свинухов Владимир Геннадьевич,

д.г.н., профессор, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», customs202@gmail.com

К текущему моменту особую актуальность приобретают вопросы применения запретов и ограничений, что обусловлено сложившейся ситуацией в сфере внешней торговли товарами и услугами. Статья затрагивает тему нетарифного регулирования в странах ЕАЭС, его основные меры, а также значение, которое в настоящее время приобрели во внешней торговле. Рассмотрена классификация нетарифных мер, описаны основные нормативно-правовые акты, действующие в сфере нетарифного регулирования в государствах ЕАЭС. Проанализирована динамика применения некоторых мер нетарифного регулирования за последние несколько лет.

Ключевые слова: ЕАЭС, нетарифное регулирование, запреты о ограничения, антидемпинговые меры, Единый перечень товаров

Современная мировая экономика очень сложна и разнообразна. Каждое государство стремится защитить свой рынок и своих производителей от негативных воздействий со стороны внешней конкуренции. В последние годы первостепенное значение в регулировании внешнеэкономической деятельности придается использованию нетарифных мер. Комплекс мер нетарифного регулирования внешнеторговой политики, применяемый правительствами разных стран, зависит от роли этих стран в системе международной торговли, а также от уровня их социально-экономического развития. Например, развивающиеся страны используют меры поддержки своих производителей, тогда как развитые страны более склонны к применению антидемпинговых и компенсационных пошлин. При этом, планомерно происходило снижение таможенно-тарифных ограничений на национальных уровнях. Снижение уровня тарифов было связано главным образом со снижением тарифов в рамках режима наиболее благоприятствуемой нации.

Кроме того, комплекс мер нетарифного регулирования внешнеторговой политики постоянно расширяется и совершенствуется. Современные технологии позволяют более точно определять негативное воздействие импорта на внутреннюю экономику и окружающую среду, что открывает новые возможности для применения нетарифных мер.

Целью исследования является произвести анализ основных направлений применения нетарифных мер в странах ЕАЭС, а также изменения их с течением времени в изменяющихся геополитических условиях.

В соответствии со ст. 2 (подпунктом 10, п. 1) ТК ЕАЭС «запреты и ограничения - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов»[1 ].

Базовый документ, который определяет параметры регулирования внешнеторговой политики в ЕАЭС- это Договор о Евразийском экономическом союзе. Общие положения, цели, принципы внешнеторговой политики закреплены в разделе IX, который охватывает таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, меры защиты внутреннего рынка. В статьях 46 и 47 раздела IX и в Приложении 7 к Договору о ЕАЭС («Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран») изложены основные положения нетарифного регулирования. Основные аспекты технического регулирования, общие принципы содержатся в разделе X Договора, там же описываются сами регламенты, а также вопросы аккредитации и устранения во взаимной торговле с третьими странами технических барьеров. Применение санитарных и фитосанитарных мер регулируется разделом XI вышеуказанного Договора. Причем такого рода «нетарифные меры регулирования» применяются к широкому перечню товаров [2-7].

В соответствии со статьей 46 Договора, ЕАЭС в торговле с третьими странами применяются единые меры нетарифного

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м «

3

<

00 о

регулирования: запрет на ввоз и (или) вывоз товаров, количественные ограничения ввоза и(или) вывоза товаров (так называемое квотирование), исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров, автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта, разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров[8].

Евразийской экономической комиссией определяется порядок введения и применения мер, их продления и отмены. Предложения касательно введения или снятия мер могут представляться как государством-членом, так и Комиссией.

Товары, попадающие под действие мер нетарифного регулирования, внесены в «Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами», данный перечень утвержден Решением Коллегии ЕЭК №30 от 21.04.2015 г. «О мерах нетарифного регулирования» (Единый перечень товаров). Единый перечень товаров включает в себя 9 категорий товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу ЕАЭС; 21 категорию товаров, в отношении которых действует разрешительный порядок их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС. На эти товары распространяются административные, экономические, таможенные -тарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности, а также меры защиты отечественного рынка.

В Протоколе указывается, что при подготовке решения о введении, применении, продлении или отмене мер нетарифного регулирования, Комиссии следует информировать участников, экономические интересы которых могут быть затронуты.

В ЕАЭС проводится единая внешнеторговая политика, предусматривающая применение общих мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, при этом необходимо отметить, что некоторые исключения и ограничения сохраняются.

На основании статьи 47 Договора, государства-члены ЕАЭС в исключительных случаях в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять нетарифные меры регулирования. В таком случае, государство-член, вводящее временную меру, уведомляет об этом Комиссию и вносит предложение о введении такой меры на таможенной территории Союза. Комиссия принимает решение о введении такой меры на территории ЕАЭС и устанавливает срок действия такой меры, либо не принимает такое решение о введении временной меры. При этом, Комиссия информирует государство-член, которое ввело временную меру, и таможенные органы государств-членов о том, что временная мера действует не более 6 месяцев с даты ее введения [8].

Таблица 1

Временные меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, введенные государствами-членами ЕАЭС в одностороннем порядке в период с 2018 по 2022 гг.

Государ- 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

ство-член

ЕАЭС

Российская 6 5 5 2 12

Федерация

Республика Казахстан 0 2 8 7 8

Республика 9 12 5 11 21

Беларусь

Республика Армения 0 0 1 4 6

Кыргызская 0 1 7 6 7

Республика

Рассмотрим как применялись временные меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, вводимые государствами-членами ЕАЭС в одностороннем порядке в период с 2018 по 2022 гг.:

Как видно из таблицы, страны ЕАЭС в разной степени применяют введение нетарифных мер в одностороннем порядке. Кроме того, динамика применения временных мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, введенных в одностороннем порядке по каждой стране- члену ЕАЭС, отличается по годам. Так, например, Республика Армения в 2020 г. ввела только 1 временную меру, а в 2022 г. - 6 мер, а в 2018 г. и 2019 г. вообще временных мер в одностороннем порядке не вводила. Республика Казахстан и Кыргызская Республика в 2018 г. также не вводили временных мер, а в 2022 г. по 8 и 7 данных мер. Республика Беларусь в 2018 г ввела 9 временных мер в одностороннем порядке, а в том же 2022 г , количество аналогичных мер увеличилось до 21. Российская Федерация по тем же годам - 6 и 12 временных мер, соответственно в 2018 г. и в 2022 г. Однако, общая тенденция характеризуется увеличением применения данной нетарифной меры регулирования в 2022 г. по сравнению с 2018 г.

Нетарифное регулирование представляет собой набор мер, направленных на ограничение импорта товаров и услуг, с целью защиты внутреннего рынка. К таким мерам относятся антидемпинговые и компенсационные пошлины, санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры в торговле.

Источник: Составлено по данным [9]

Рисунок 1. Нетарифные меры регулирования, принятые Российской Федерацией в период 2017-2021 гг. Источник: Составлено по данным [10]

Фитосанитарные и санитарные меры - «это вид запретов и ограничений, применяемый в отношении иностранных товаров при их ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и относятся к инструментам технической (или административной) политики. Санитарные и фитосанитарные - это меры применяемые для защиты жизни или здоровья людей или животных от рисков, связанных с содержанием добавок, загрязняющих веществ, токсинов или болезнетворных организмов; от болезней, переносимых растениями или животными; защиты жизни или от вредителей, болезней или болезнетворных организмов; предотвращения или ограничения другого ущерба» [12].

Анализируя рисунок 1, видно, что в отчетный период, начиная с 2019 г. количество вводимых санитарных и фитосанитар-ных мер Россией в год, увеличивалось. Так в 2017 и 2018 гг., было введено по 10 мер регулирования, в 2019 г.- 15 мер, в 2020 г. количество введенных за год санитарных и фитосани-тарных мер возросло в 2 раза и составило 30 мер. В 2021 году санитарных и фитосанитарных мер насчиталось 39. Однако, стоит отметить, что санитарные и фитосанитарные меры являются необходимым инструментом в области защиты здоровья населения и экологии. Можно сделать вывод, что Россия

все серьезнее относится к контролю за безопасностью продуктов питания и других товаров, которые поступают на ее территорию. Это является не только важным шагом в защите здоровья граждан, но и гарантией качества продукции.

Согласно ЮНКТАД - Международной классификации нетарифных мер «технические барьеры в торговле - это меры, касающиеся технических требований и процедур оценки соответствия техническим требованиям и нормам» [11]. Технические барьеры представляют собой комплекс технических регламентов, распространяющиеся не только на свойства продукции, характеристики методов ее создания и управления этим производственным процессом, а также применяются и для упаковки, маркировки и этикетке, которые необходимо соблюдать в обязательном порядке. Существует специальная система оценки соблюдения ими стандартов.

Количество вводимых Российской Федерацией в период с 2017-2021 гг., технических барьеров в торговле колебалось: если в 2017 г. было введено 9 данных мер, то в 2018 г. этот показатель снизился до 3, В 2019 г. в России было введено всего 2 технических барьера, а в 2020 году этот показатель возрос до 16. А вот в 2021 г. количество введенных технических барьеров в торговле еще увеличилось и достигло отметки в 19 мер. Такое увеличение можно объяснить изменением условий внешней торговли и необходимостью защищать российский рынок от некачественных или небезопасных товаров.

Антидемпинговые мера - это инструменты, используемые государствами для защиты своих экономических интересов от демпинга - продажи товаров по ценам ниже их рыночной стоимости. То есть, антидемпинговые меры, применяются для нейтрализации негативного воздействия импорта на рынок импортирующей страны, включающие меры по противодействию недобросовестной торговле.

Следует отметить, что в Российской Федерации такие меры применяются нечасто, и их количество за последние годы колебалось от 0 до 4. В 2017 г. была применена 1 антидемпинговая мера. В 2020 г. количество таких мер увеличилось до 4. Данный рост можно объяснить ужесточением условий внешней торговли, а также повышением конкуренции на рынке. Однако в 2021 г. Россия не ввела ни одной антидемпинговой меры. Это свидетельствует о том, что конкуренция на рынке стала более сбалансированной.

тарных и фитосанитарных меры. Технические барьеры в торговле снижались: от 5 мер в 2017 г. до 3 мер в 2021 году, за исключением в 2019 г. - технические барьеры в торговле не вводились. Антидемпинговые меры Республикой Арменией в 2017-2021 гг. не применялись.

Рисунок 3. Нетарифные меры регулирования, принятые Республикой Казахстан в период 2017-2021 гг. Источник: Составлено автором по данным [10]

Казахстан - одна из крупнейших стран Центральной Азии, обладающая значительным потенциалом для развития экономики и торговых отношений. Однако, как и любая другая страна, Казахстан проводит свою политику в области торговли, в том числе введение различных технических, санитарных и фитосанитарных барьеров для защиты своих производителей и бизнеса.

Как показано на рисунке 3, Республика Казахстан в 20172021 гг. антидемпинговые меры также не вводила, что свидетельствует о свободной конкуренции на рынке. Наибольшее количество технических барьеров в торговле было введено в 2017 г. - 9 мер, в 2018-2021 гг. их количество составляло 2 меры (в 2019 г- 3 технических барьера), то есть, количество технических барьеров в торговле в этот период уменьшилось. В отличие от технических барьеров, вводимых Казахстаном, количество санитарных и фитосанитарных мер росло: в 2017 г. их было 5, в 2018 г.- 15, в 2019 г.- 20, а в 2020 г.- 29 мер, в 2021 г. -произошло некоторое снижение до 21 введенной меры.

Рисунок 2. Нетарифные меры регулирования, принятые Республикой Армения в период 2017-2021 гг. Источник: Составлено по данным [10]

Исходя из данных Рисунка 2, можно сказать, что Армения - страна, которая не остается в стороне от мировых тенденций в сфере санитарных и фитосанитарных мер. Число введенных санитарных и фитосанитарных мер Арменией, колебалось, но незначительно: в 2017 г. и 2019 г. данных мер введено не было, в 2018 г. и в 2021 г. - введено 4 меры, в 2020 г. 3 сани-

Рисунок 4. Нетарифные меры регулирования, принятые Кыргызской Республикой в период 2017-2021 гг. Источник: Составлено автором по данным [10]

И наконец, рассмотрим, Рисунок 4: Кыргызская Республика в период 2017-2021 гг. не вводила ни антидемпинговые меры, ни технические барьеры в торговле. Что касается санитарных и фитосанитарных мер, то в 2017-2019 гг. они также не вводились. А вот в 2020 г. санитарных и фитосанитарных мер Кыргызской Республикой было введено 7 мер, а в 2021 г. - 10 мер.

О ГО А П.

fO CS

о

CS <0

о ш m

X

<

m О X X

Таким образом, проанализировав полученные данные (Таблица 1, Рисунки 1 -4), в отчетный период наблюдается увеличение применения странами ЕАЭС таких мер, как санитарные и фитосанитарные, временные мер, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, введенные государствами-членами ЕЭАС в одностороннем порядке. При этом государства-члены ЕАЭС могут в одностороннем порядке вводить меры нетарифного регулирования на срок не более 6 месяцев.

В целом, комплекс мер нетарифного регулирования внешнеторговой политики, направленных на защиту внутренних рынков, играет значительную роль в современной экономике. Он позволяет государствам устанавливать баланс между конкуренцией и защитой своих производителей, а также способствует устойчивому развитию национальной экономики. Система запретов и ограничений представляет собой важный инструмент регулирования внешней торговли ЕАЭС. Нетарифные меры являются составной частью комплекса мер, направленных на регулирование внешнеторговой деятельности ЕАЭС.

Литература

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019)

(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).

2. Осипов В.С. Проблемы и состояние инновационного развития предприятий агропромышленного комплекса Российской Федерации // Менеджмент в АНК. 2021. №2. С. 17-22.

3. Осипов В.С., Жевора С.В. Перспективы высокотехнологичного сельского хозяйства в России // Менеджмент в АПК. 2022. №3. С. 19-26.

4. Володина В.Н. Социальные облигации и «зеленые» то-кены: фокус на частные инвестиции / Володина В.Н. // Сберегательное дело за рубежом. - 2021. - № 2. - С. 11-16.

5. Хоминич И. П. Экономические санкции: теория, международная практика, оценка эффективности в контексте событий 2022 года (контент-анализ научных публикаций) / Хоминич И. П., Саввина О. В. // Банковские услуги. - 2022. - № 5. - С. 2-7.

6. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Экспорт национальных ресурсов из Российской Федерации (рыба и рыбопродукция) //Лизинг. 2021. №3. С.57-63.

7. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Экономические последствия Российского продовольственного эмбарго (мясо и мясопродукты) //Лизинг. 2021. № 3. С. 43-48.

8. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022)

9. Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/catr/nontariff/interi m.php

10. World Trade Organization. [Электронный ресурс] .URL: http://i-tip.wto.org/goods/Forms/.

11. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/.

12. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 №134 (ред. от 27.12.2022) «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» [Электронный ресурс] //Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://docs.eaeunion.org/.

Transformation of non-tariff measures of regulation of foreign economic activity in the EAEU

Khomyakova V.V., Senotrusova S.V., Svinukhov V.G.

Russian University of Economics, Lomonosov Moscow State University

JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

By the current moment, the issues of application of prohibitions and restrictions are of particular relevance, which is due to the current situation in the field of foreign trade in goods and services. The article touches upon the topic of non-tariff regulation in the EAEU countries, its main measures, as well as the importance that has currently acquired in foreign trade. The classification of non-tariff measures is considered, the main regulatory legal acts in force in the field of non-tariff regulation in the EAEU states are described. The dynamics of the application of some measures of non-tariff regulation over the past few years has been analyzed.

Keywords: EAEU, non-tariff regulation, bans and restrictions, anti-dumping measures,

Unified List of Goods References

1. The Customs Code of the Eurasian Economic Union (as amended on 29.05.2019) (Appendix No. 1 to the Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic

Union).

2. Osipov V.S. Problems and state of innovative development of enterprises of the

agro-industrial complex of the Russian Federation // Management in APK. 2021. No.2. pp. 17-22.

3. Osipov V.S., Zhevora S.V. Prospects of high-tech agriculture in Russia //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Management in the agro-industrial complex. 2022. No.3. pp. 19-26.

4. Volodina V.N. Social bonds and "green" tokens: focus on private investments /

Volodina V.N. // Savings business abroad. - 2021. - No. 2. - pp. 11-16.

5. Khominich I. P. Economic sanctions: theory, international practice, efficiency

assessment in the context of the events of 2022 (content analysis of scientific publications) / Khominich I. P., Savvina O. V. // Banking services. - 2022. - No. 5. - pp. 2-7.

6. Svinukhov V.G., Senotrusova S.V. Export of national resources from the Russian

Federation (fish and fish products) //Leasing. 2021. No.3. pp.57-63.

7. Svinukhov V.G., Senotrusova S.V. Economic consequences of the Russian food

embargo (meat and meat products) //Leasing. 2021. No. 3. pp. 43-48.

8. Treaty on the Eurasian Economic Union (Signed in Astana on 29.05.2014) (ed. from

03/24/2022)

9. The Eurasian Economic Commission. [electronic resource]. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/catr/nontariff/interim.php

10. World Trade Organization. [Electronic resource] .URL: http://i-tip.wto.org/goods/Forms/.

11. General Agreement on Tariffs and Trade of 1994. [Electronic resource]. URL:

https://unctad.org/system/files/official-document/.

12. Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission No. 134 dated 08/16/2012 (ed. dated 12/27/2022) "On regulatory legal acts in the field of non-tariff regulation" [Electronic resource] //The official website of the Eurasian Economic Commission. URL: https://docs.eaeunion.org/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.