Научная статья на тему 'НЕСЫРЬЕВОЙ НЕЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭКСПОРТ В РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

НЕСЫРЬЕВОЙ НЕЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭКСПОРТ В РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экспорт / несырьевой неэнергетический экспорт / Республика Саха (Якутия) / ювелирная промышленность / Exports / non-resource non-energy exports / Sakha Republic (Yakutia) / jewelry industry

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишигина Анна Николаевна, Ефимов Петр Алексеевич, Христофоров Александр Андреевич

Теории экономического роста предполагают значительное влияние экспорта обработанных товаров. Государственная задача переориентации сырьевой экономики предполагает реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров в регионах. В целях разработки предложений для развития ННЭ в Республике Саха (Якутия) с проведением анализа сведений ФТС России, официальной статистики и профессиональных сообществ с использованием общенаучных и частных методов авторы приходят к выводу, что поставленные цели могут быть достигнуты лишь в результате принятия кардинальных мер по поддержке экспорта с определением приоритетов по отраслевому принципу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-RAW NON-ENERGY EXPORTS IN THE REGIONS (ON THE EXAMPLE OF THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)

Theories of economic growth assume a significant impact of exports of processed goods. The state task of reorienting the raw material economy assumes real growth of exports of non-resource non-energy goods in the regions. In order to develop proposals for the development of NNE in the Sakha Republic (Yakutia) with the analysis of data from the Federal Customs Service of Russia, official statistics and professional communities using general scientific and private methods, the authors conclude that the set goals can be achieved only as a result of taking cardinal measures to support exports with prioritization by sectoral principle.

Текст научной работы на тему «НЕСЫРЬЕВОЙ НЕЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭКСПОРТ В РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

DOI: 10.38197/2072-2060-2024-246-2-478-504

НЕСЫРЬЕВОЙ НЕЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭКСПОРТ В РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

NON-RAW NON-ENERGY EXPORTS IN THE REGIONS (ON THE EXAMPLE OF THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)

ШИШИГИНА Анна Николаевна

Ведущий научный сотрудник Арктического научно-исследовательского центра Республики Саха (Якутия), кандидат исторических наук

Anna N. SHISHIGINA

Leading researcher of the Arctic Scientific Research Centre of the Sakha Republic (Yakutia), сandidate of histirical sciences

ХРИСТОФОРОВ Александр Андреевич

Ученый секретарь Центра стратегических исследований при Главе Республики Саха (Якутия)»

Aleksandr A. KHRISTOFOROV

Scientific Secretary of the Strategic Research Center under the Head of the Sakha Republic (Yakutia)

ЕФИМОВ Петр Алексеевич

Младший научный сотрудник Арктического научно-исследовательского центра Республики Саха (Якутия)

Petr A. EFIMOV

Junior researcher of the Arctic Scientific Research Centre of the Sakha Republic (Yakutia)

АННОТАЦИЯ

Теории экономического роста предполагают значительное влияние экспорта обработанных товаров. Государственная задача переориентации сырьевой экономики предполагает реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров в регионах. В целях разработки предложений для развития ННЭ в Республике Саха (Якутия) с проведением анализа сведений ФТС России, официальной статистики и профессиональных сообществ с использованием общенаучных и частных методов авторы приходят к выводу, что поставленные цели могут быть достигнуты лишь в результате принятия кардинальных мер по поддержке экспорта с определением приоритетов по отраслевому принципу.

ABSTRACT

Theories of economic growth assume a significant impact of exports of processed goods. The state task of reorienting the raw material economy assumes real growth of exports of non-resource non-energy goods in the regions. In order to develop proposals for the development of NNE in the Sakha Republic (Yakutia) with the analysis of data from the Federal Customs Service of Russia, official statistics and professional communities using general scientific and private methods, the authors conclude that the set goals can be achieved only as a result of taking cardinal measures to support exports with prioritization by sectoral principle

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Экспорт, несырьевой неэнергетический экспорт, Республика Саха (Якутия), ювелирная промышленность.

KEYWORDS

Exports, non-resource non-energy exports, Sakha Republic (Yakutia), jewelry industry.

Классическая, неоклассическая и новая теории экономического роста предполагают, что экспорт и технология совместно являются «двигателем экономического роста» [1, 2]. Аналогичным образом ряд современных исследований указывают на значительную взаимосвязь между экспортом, технологиями и экономическим ростом в развивающихся странах и странах с переходной экономикой [3, 4]. Товары обрабатывающей промышленности оказывают наиболее значительное влияние на увеличение ВВП на душу населения, которым управляют средне-низкие и низкотехнологичные отрасли [5]. Экспортоориентированные промышленные технологии формируют два наиболее влиятельных импульса экономического роста: рост объемов отгрузок и налоговых поступлений в консолидированные бюджеты регионов, но при этом за рассматриваемый период российский промышленный экспорт не был основан на инновациях[6]. Сырьевая ориентация экспорта влечет гипертрофированную зависимость от мировых цен на энергоносители [7], что особенно актуально в период беспрецедентных негативных дискриминационных действий в отношении ключевых компаний.

Государственная задача переориентации сырьевой экономики предполагает реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров (далее - ННЭ) к 2030 г. не менее чем на 70% по сравнению с 2020 годом. В этих целях с 2018 г. реализуется национальный проект «Международная кооперация и экспорт», которым предусмотрен экспорт по 97 группам несырьевых неэнергетических промышленных и сельскохозяйственных товаров согласно перечню ТН ВЭД ЕАЭС. Между тем, по данным Росстата реальный рост несырьевого неэнергетического экспорта, в процентах к 2020 году, в 2023 году составил 88,41% (2022 год – 89,05%). Как справедливо отмечают отечественные исследователи, тематика оценки эффективности мер поддержки российского экспорта представляет собой достаточно широкое поле для исследований. Анализу подвергаются структура экспорта в разрезе стран [8], развития экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) [9], мер стимулирования [10], в том числе отдельных отраслей [11]. Вместе с тем, работы по данной тематике затруднены количеством и качеством имеющихся данных, что не способствует оценке эффективности создаваемой с 2015 г. в России системе поддержки несырьевого неэнергетического экспорта [12].

Ниже представлены результаты работы в целях разработки предложений для развития ННЭ в Республике Саха (Якутия) с проведением анализа сведений ФТС России, официальной статистики и профессиональных сообществ с использованием общенаучных и частных методов, в т.ч. статистического анализа.

Согласно доступным данным ФТС России за 2018-2022 годы в общем объеме несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) наибольшую долю обеспечивают регионы Центрального федерального округа (ЦФО) (37,5%), удельный вес регионов Северо-Западного (СЗФО), Приволжского и Сибирского федеральных округов варьируется от 15,7% до 10,4%, группа субъектов РФ Южного и Уральского федеральных округов дают в среднем 8,7% в общем объеме стоимости экспорта таких товаров и на последнем месте регионы Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов – 3,9% и 0,7% соответственно. Безусловным лидером внешней торговли переработанной продукции в России является город Москва (таблица 1). В каждом федеральном округе есть свои лидеры регионы – экспортеры ННЭ. Так, В ЦФО более 70% экспорта ННЭ обеспечивается за счет предприятий, зарегистрированных в г. Москве в Московской области. В иных округах 80-90% ННЭ обеспечивается за счет 1-4 регионов и лишь в ПФО размах значений между регионами не столь высокий (16% между наиболее успешным в округе Пермским краем и наименее Республикой Марий Эл).

Таблица 1. Удельный вес стоимости ННЭ субъектов РФ в общем объеме экспорта ННЭ за 2018-2021 годы

Субъект РФ Доля субъектов РФ в ННЭ РФ

Москва 23%

Санкт-Петербург 6%

Московская, Свердловская области, 4%

Республика Татарстан, Челябинская область, Красноярский край 3%

Белгородская, Липецкая, Тульская, Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Нижегородская, Самарская, Оренбургская, Иркутская, Кемеровская области, Пермская, Приморский края, Республика Башкортостан 2%

Воронежская, Калужская, Смоленская, Ярославская, Архангельская, Калининградская, Новгородская, Волгоградская, Саратовская, Тюменская, Новосибирская, Сахалинская области, ХМАО, Республика Хакасия, Хабаровский, Ставропольский края 1%

48 субъектов РФ 0-0,4%

Проблемы с производством экспортноориентированных товаров в регионах связаны с такими факторами как производственная структура экономики, производительность труда, инвестиции в основной капитал, инновационная активность организаций [13].

Республика Саха (Якутия) относится к экспортоориентированным регионам – в среднем с 2010 г. по 2021 гг. доля экспортных операций во внешнеторговом обороте составляет 96,5% (по РФ в целом – 62,7%), что является наибольшим значением среди других субъектов Российской Федерации. Динамика изменений экспортных операций Республики Саха (Якутия) сопоставима с динамикой изменений объемов экспорта по РФ и ДФО, что связано с тем, что как республиканский экспорт, так и в целом по России в большей мере связан с традиционными сырьевыми секторами и обеспечивается за счет увеличения объемов добычи полезных ископаемых – в Якутии, прежде всего, алмазов и топливно-энергетических ресурсов.

Несырьевой неэнергетический экспорт Республики Саха (Якутия) по данным ФТС России стабильно составляет ок. 4% от общих объемов экспортных операций региона (по РФ в период 2007-2019 гг. 27,5% с ростом в период 2013-2016 гг. до 35% [12]). В соответствии с методикой национального проекта «Международная кооперация и экспорт» [14] превалирующая доля несырьевых неэнергетических экспортируемых Республикой Саха (Якутия) товаров принадлежит к несырьевой продукции средних переделов – готовых продуктов невысокой сложности, которая формируется за счет бриллиантов (95% в общей сумме товаров ННЭ и 4% в общей сумме экспорта в среднем). Основная организация-экспортер бриллиантов – это АК «АЛРОСА» (ПАО). В целом, динамика изменений несырьевого неэнергетического экспорта Республики Саха (Якутия) показывает, что на рост весовых значений и стоимости экспорта большее влияние имеет деятельность крупных компаний, что объясняет то, что сумма экспортных операций одного предприятия в Якутии в 3 раза выше, чем среднероссийского и в 2 раза, чем по дальневосточного.

В группе нижнего передела ННЭ превалируют пиломатериалы (в 2019 г. – 87%, 2020 и 2021 годы – 100%), экспорт в незначительных объемах которых осуществлялся в Германию. С учетом запрета на импорт лесной продукции из России в Евросоюз в рамках пятого пакета санкций, ответных российских мер и иных вопросов возможности развития сценария на дальнейшую перспективу не высоки.

Товары собственно якутского производства, как правило, представлены предметами палеонтологии и АПК, но доли такого рода товаров весьма незначительны. Объемы товаров из категории «произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат», а именно продукция из палеонтологических материалов (бивней мамонтов) и предметов палеонтологии, представляющая культурную ценность, необработанные бивни мамонта и фрагменты бивней в общем объеме ННЭ составляет от 0,03% до 1%. Всего за 2019-2022 годы экспортировано палеонтологических предметов на сумму ок. 2 млн. долларов США.

Экспорт товаров АПК из Якутии, представляющий собой переработанные продукты из якутского сырья на всех этапах (добыча-переработка-предпродажная подготовка), представлен лишь пушниной и рыбной продукцией. Пушной промысел обеспечивает эффективное включение в экономические отношения представителей коренных народов и выполняет ряд специфических функций. Одним из немногих востребованных видов на мировом рынке пушнины остается соболь, что увеличивает риск перепромысла вида в природных популяциях. Рыбоперерабатывающая отрасль в регионе, развивающаяся без государственной поддержки, на сегодня находится в глубоком кризисе. За 2019-2022 гг. из рыбной продукции экспорт осуществлялся в КНР на общую сумму ок. 60 долл. США. При условии принятия оперативных необходимых мер для поддержания отрасли рыбная продукция имеет определенный потенциал для наращивания экспорта, но в незначительных объемах.

Перспективы экспорта товаров АПК из Якутии, весьма неоднозначны. В текущих условиях, актуальны вопросы продовольственного самообеспечения и самодостаточности. Уровень самообеспечения регионов-экспортеров, как правило, превышает 100% [15]. Для Якутии (согласно оценке Правительства РФ регион относится к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям [16]) уровень самообеспечения низкий по всем видам продовольствия (допустим, обеспеченность мясом не превышает 27%). Недостаточный объем местного сырья и нехватка инвестиционных ресурсов в модернизацию заготавливающей и перерабатывающей инфраструктуры сельского хозяйства являются основным барьером для развития экспортных амбиций Республики Саха (Якутия) в данном направлении. По отдельным оценкам Республика Саха (Якутия) относится к регионам с перспективами экспорта отдельных видов продукции — сои, прядильных культур, овощей и пр. [15], но такие выводы предполагаются сомнительными и требующими иных дополнительных экспертных оценок. Таким образом, в условиях, неблагоприятных для ведения сельскохозяйственной деятельности в силу природно-климатических особенностей региона, экспорт продукции АПК, традиционно ориентированного на внутренний рынок, но имеющий шансы выхода на внешние рынки, на сегодня не может быть отнесен к приоритетным в рамках реализации региональной экспортной стратегии, но определенно требует пристального внимания в контексте растущего мирового спроса на экологически устойчивые продукты.

При этом, в текущих условиях ограничительных мер в отношении АК «АЛРОСА» сохранятся реализационные риски - часть крупных покупателей публично отказались приобретать сырье группы «АЛРОСА», что может оказать негативное влияние на уровень цен реализации алмазов и бриллиантов компании и потенциальные объемы спроса.

Одним из стратегических направлений диверсификации алмазно-бриллиантового комплекса республики предполагается развитие ювелирного производств. Несмотря на то, что ювелирные изделия из серебра и золота за последние годы спорадически экспортируются весьма небольшим кругом предприятий-экспортеров с нестабильными объемами, с учетом целого ряда факторов, развитие ювелирной промышленности для Якутии является, по сути, безальтернативным направлением сохранения экспортного товарного потенциала региона. Но каковы перспективы ювелирной промышленности в регионе стать действительно базовой отраслью экспортной стратегии?

Природно-ресурсный потенциал страны обусловил естественное развитие ювелирного производства как старейшей отрасли промышленности. На сегодня помимо регионов-лидеров по продажам ювелирных изделий (Москва, Республика Дагестан, Краснодарский край, Тюменская область), не только Республика Саха (Якутия), но и ряд других регионов России в документах стратегического планирования объявляют производство ювелирных изделий как одно из приоритетных – Костромской, Смоленской, Амурской и Белгородской, Самарской, Свердловской областях, Приморском и Красноярском краях и др.

Перспективы развития ювелирной промышленности в Якутии связываются с ростом спроса на бриллианты в Китае, быстро развивающихся странах Юго-Восточной Азии и нефтедобывающих арабских странах, что дает возможность региону, используя географическую близость к этим рынкам, создать надежную систему сбыта готовой продукции. Главным конкурентным преимуществом производителей ювелирных изделий в Якутии, является локальная доступность алмазного сырья, золота и серебра.

Анализ данных официальной статистики по регионам говорит о том, наибольший вклад в развитие золотодобывающей отрасли России обеспечивается предприятиями в Красноярском крае, Магаданской области и Республике Саха (Якутия). Золотодобывающая отрасль Якутии, минерально-сырьевая база золота которой является одной из наиболее крупных и освоенных в России, наращивает потенциал. В 2007-2022 годы производство золота в Якутии развернулось на повышательный тренд со средним темпом роста 105,9% в год (рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика добычи золота в Республике Саха (Якутия) за 2007-2022 годы

Стабильный рост объемов добычи золота обусловлен как увеличением используемых месторождений, так и интенсификацией добычей золота на крупных месторождениях. Согласно информации ФГБУ «ВСЕГЕИ», по состоянию на 2021 г. запасы золота в Республике Саха (Якутия) составляют 854,741 т (A+B+C1) [17]. В целом по республике, при имеющейся сырьевой базе и достигнутых в объемах золотодобычи, усредненная обеспеченность запасами золота промышленных категорий при растущих объемах добычи составляет более 50 лет.

Вместе с тем, золотодобывающие предприятия, ведущие свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия), направляют добытое золото и другие драгоценные металлы (лигатурное, в сплавах, в концентратах и пр.) на переработку в другие регионы РФ. География поставок золота золотодобывающими компаниями России на аффинажные заводы носит субъективный характер и довольно часто меняется. При выборе аффинажного завода решающую роль играет не столько его расположение, сколько стоимость аффинажа, которая не является стабильной и одинаковой для аналогичных производств. Положительная динамика добычи золота за последние годы позволила достичь рекордных показателей в новейшей истории России – 43,4 тонн золота по итогам 2022 года и в перспективе данный показатель будет только расти. Таким образом, предприятия ежегодно выплачивают за переработку и очистку золота порядка 1,5-2,2 млрд рублей (оценочно) аффинажным заводам при существующей стоимости очистки драгоценного металла в пределах 1%-1,5% от рыночной стоимости.

С учетом текущей динамики объемов добычи золота и учтенных в балансе месторождений прогнозируется рост объемов добычи золота в Якутии от 40 до 50 тонн в год. В связи с этим, целесообразно рассматривать создание в Якутии аффинажного завода с производственной мощностью до 50 тонн золота (с учетом потенциального привлечения концентратов с соседних регионов ДФО) с потенциальным расположением в г. Алдан или г. Якутск.

Все месторождения алмазов на территории Республики Саха (Якутия) относятся к Якутской алмазоносной провинции. В ее пределах известны более 1000 кимберлитовых трубок, из них 150 алмазоносных. В Республике Саха (Якутия) разведанных запасов по 53 месторождениям алмазов А+В+С1 – 682 674,8 тыс. каратов, кат. С2 – 187 905,1 тыс. каратов. Добыча алмазов в 2022 году увеличилась на 13,1% к 2021 году и оценочно составила 32,6 млн карат. Объемы добычи алмазов колеблются в диапазоне 27-37 млн. карат в год.

Кроме того, Якутия обладает значительным ресурсным потенциалом серебра, заключенным в золоторудных, в комплексных серебро-полиметаллических, оловорудных и золото-сурьмяных месторождениях и рудопроявлениях. Имеются и собственно серебряные месторождения. Государственным балансом запасов полезных ископаемых основные запасы серебра учтены в 85 месторождениях: 52-коренных и 33 – россыпных. Балансовые запасы составляют 18 670,5 т серебра. Так, в 2019 г. впервые поставлены на учет 5 россыпных месторождений.

Ювелирная отрасль Республики Саха (Якутия) на 01.01.2023 года представлена 66 организациями различной форм собственности, из которых 12 обществ с ограниченной ответственностью (в т.ч. 2 на базе техникумов) и 54 индивидуальными предпринимателями. В 2008 году на учете в Государственной инспекции пробирного надзора по Республике Саха (Якутия) было зарегистрировано 204 производителя и выпуск ювелирных изделий из золота составлял – 1 047,7 кг (в т.ч. ОАО «Золото Якутии» - 567,7 кг), а за 2022 год все производители Республики Саха (Якутия) изготовили всего 95,4 кг продукции, за 14 лет объемы производства снизились на 952,3 кг или в 11 раз, что говорит об упадке производства ювелирных изделий в Якутии (таблица 2).

Таблица 2. Динамика производства ювелирных изделий в Республике Саха (Якутия) в 2015-2022 гг.*

Выпуск по годам 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Золотые изделия

вес, кг. 355,08 272,94 421,4 257,25 436,74 200,21 121,4 95,4

Серебряные

вес, кг 2 430 2 100 2 000 1 800 1 700 1 000 688,5 158,6

Количество зарегистрировавших именник

организации 135 121 110 103 94 н/д 72 66

* По данным Комитета по развитию предпринимательства в сфере добычи и переработки полезных ископаемых Торгово-промышленной палаты Республики Саха (Якутия)

По информации Саха(Якутия)стат за 2016-2021 гг. наблюдается снижение числа организаций и занятых в сфере производства ювелирных изделий (таблица 3).

Таблица 3. Количество зарегистрированных организаций и ИП, численность занятых по ВЭД 32.1 «Производство ювелирных изделий, бижутерии и подобных товаров» в Республике Саха (Якутия) за 2016-2021 гг.*

Показатель 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Число организаций, состоящих на учете в статрегистре, ед. 76 75 71 81 60 63

Число ИП, состоящих на учете в статрегистре, ед. 194 194 183 201 155 163

Среднегодовая численность занятых, чел. 455 505 515 245 197 н/д

Валовая добавленная стоимость, тыс. рублей 516 967 893 284 1 290 437 1 783 442 1 988 955 н/д

*по данным Территориального органа Росстата по Республике Саха (Якутия)

За пятилетний период с 2016 года по 2020 год количество занятых в ювелирной отрасли Республики Саха (Якутия) сократилось более чем в 2,3 раза до 197 человек (в настоящее время кадровый потенциал оценочно сохранился на том же уровне). Для сравнения, по России в 2017 году действовало 17 185 предприятий, в которых было занято 189 тыс. человек (в среднем 11 сотрудников на организацию). В 2023 году численность работников значительно сократилась, вслед за сокращением количества организаций: 9 982 предприятия, в которых занято 80 тыс. человек (в среднем 8 сотрудников на организацию). Таким образом, за 5 лет число работников ювелирной отрасли сократилось на 58%.

Очевидна необходимость проведения грамотной маркетинговой политики со стороны производителей ювелирных изделий, в том числе в Якутии [18]. В последние годы в Якутии прекратили свою деятельность крупнейшие алмазогранильные ювелирные компании, релоцировавшись в другие города России - ООО «ДДК» (Приморский край), группа компаний «ЭПЛ» (г. Москва), АК «АЛРОСА» (ПАО) (Смоленская область), оставив таким образом ювелирное производство в Якутии на плечах местных мастеров, работающих на заказах местных организаций под объем спроса населения.

Тем не менее, как показывает практика участия в зарубежных выставках якутское серебро и золото в национальном стиле, сделанное вручную, пользуется высоким спросом. Вместе с тем, якутские ювелиры ограничивают собственные производства из-за высоких расходов на тарифы, налогов и малых объемов заказов от ювелирных домов.

По результатам отдельных исследований для отечественного ювелирного рынка характерно снижение количества покупок населением, увеличение импорта ювелирных изделий в Россию, приводящее к снижению экспорта (объемы экспорта ювелирных изделий с 2015 г. снизились в 2 раза) [19]. Согласно данным компании BusinesStat (ООО «БизнесСтат») основные поставки ювелирных изделий для отечественного потребителя осуществляются из Китая, а также Италии, Греции и Таиланда. Полагаем, что таковые негативные тенденции будут продолжаться, что, в первую очередь, связано с влиянием введения в действие Федерального закона № 47-ФЗ от 09.03.2022 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Как пояснил Минфин России в письме от 03.08.2022 № 03-11-06/2/74899, изменения потребовались в связи с тем, что производители ювелирных изделий пытаются сокращать налоговую нагрузку, переходя на спецрежимы. Так из-под обложения НДС выводится существенная часть оборота ювелирных изделий, доходы федерального бюджета снижаются.

Согласно сведениям Реестра специального учета Федеральной пробирной палаты и Единого реестра МСП на 10.03.2022 г. числилось 19 299 субъектов хозяйственной деятельности, занятых в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней: микро – 17 136, малый – 1 899, средний - 264. Таким образом, более 90 % предприятий являются представителями малого и среднего бизнеса. С 01.07.2021 Пробирная Палата России начала перевод учета организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих с драгоценными металлами и камнями, на электронный учет (Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней – ГИПС ДМДК). Из Республики Саха (Якутия) прошли регистрацию 66 сдатчиков ювелирных изделий. Опыт работы оказался положительным – производители считают данную систему нужной и необходимой, так как она позволяет избавить рынок от контрафактной низкопробной продукции. Участники рынка отмечают, что единственная проблема системы состоит в том, что она была внедрена в недоведенной, еще сырой форме и в течении этого переходного периода, когда система постоянно модернизируется, сроки всех требований системы были перенесены (с 01.01.2022 до 01.03.2023). Вместе с тем, организации и предприниматели создавшие свои личные кабинеты по Финмониторингу и зарегистрированные в ГИИС ДМДК с 01.01.2023 должны были перейти с УСН и ПСН в обязательном порядке на ОСН. По нашим данным, из 66 в долгосрочной перспективе в Якутии определенно смогут работать при ОСН лишь 12, участь остальных в настоящее время еще неопределенна. С учетом внесения изменений в 47-ФЗ это количество будет сокращаться не только в Якутии, но и по всей России [20].

Несмотря на отдельные позитивные взгляды о перспективе роста отечественного рынка ювелирных изделий [21], наличие местного сырья, оборудования и прочих производственных мощностей, кадровый потенциал, ювелирная отрасль в Якутии находится в глубоком кризисе. В целом, рынок ювелирных изделий как в регионе, так и в РФ, отличается высокой зависимостью от спроса, на который влияет множество факторов, от вкусов потребителей до макроэкономической ситуации. При этом, наибольшее влияние оказывает налоговое регулирование и высокая волатильность цен на драгметаллы и драгкамни, что влияет на конечную стоимость продукции и, соответственно, влияет на объемы спроса со стороны населения. Текущая экономическая и геополитическая ситуация сдерживают потенциал роста спроса на ювелирные изделия как внутри страны, так и внутри республики.

При этом, несмотря на санкционные ограничения, экспортный потенциал сохраняется на высоком уровне за счёт сохранения доступа России к рынкам дружественных стран (преимущественно страны СНГ). С уходом западных конкурентов и освобождением 25% рынка, нереализованного сырьевого потенциала [22] открывается потенциальное окно возможностей и для продвижения ювелирной продукции, в том числе премиального качества.

Считаем справедливыми выводы о том, что в отсутствие отраслевой проработанности мер поддержки экспорта [23], рынок драгоценных металлов и драгоценных камней, по-прежнему, требует серьезных институциональных изменений, в том числе в систему взаимодействия с агентами ювелирной отрасли и ухода от запретительно-карательного характера и снижения административных барьеров [24]. На фоне фрагментарности участия России в мировой торговле, низкого товарного разнообразия экспорта и сокращения в нем доли обрабатывающих отраслей [25], сохранение ювелирной отрасли, в том числе ее кадрового потенциала, не должно оставаться в стороне от трендов экономического развития страны.

В текущей ситуации и при сохранении НДС для ювелирной отрасли, было бы целесообразно внедрить квоту на закупку золота без НДС для малых и средних предприятий, в целях сохранения занятых в отрасли и обеспечения роста производства ювелирных изделий. Другой мерой государственного стимулирования ювелирных предприятий республики могло бы быть предоставление товарных кредитов в виде аффинированного золота.

Учитывая производственный потенциал местных ювелиров и в целях сохранения традиционной для России отрасли – создания ювелирных изделий и украшений из драгметаллов и драгкамней, целесообразно сотрудничество с ювелирными домами дружественных к России стран и создание в крупных городах (численностью более 1,5 млн. человек) стран СНГ (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Беларусь) и КНР экспортных торговых домов. Открытие таковых в странах СНГ не представляет особых препятствий для резидентов РФ и осуществляется в рамках функционирования ЕАЭС, обеспечивающего свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Вместе с тем, подобные решения необходимо предварять маркетинговыми исследованиями под определенные целевые категории для учета местной специфики, ценообразования и закрепления продукции на внешних рынках, учитывать возможности формирования сети подвижных поставок, в том числе и с включением в мировые торгово-распределительные сети. Рост реализации ювелирной продукции позволит наращивать объемы производства и увеличить количество рабочих мест на предприятиях, что приведет к пополнению бюджетов всех уровней.

Таким образом стратегические цели по увеличению объемов несырьевого неэнергетического экспорта могут быть достигнуты в регионе лишь в результате принятия кардинальных мер по поддержке экспорта с определением приоритетов по отраслевому принципу.

Библиографический список

1. Heitger B. Import protection and export performance - Their impact on economic growth. // Weltwirtschaftliches Archiv. 1987. Vol. 123, P. 249–261. DOI: 10.1007/BF02706662.

2. Lussier M. Impacts of exports on economic performance: A comparative study. // Journal of African Economies. 1993. Vol. 2. Issue 1. May 1993. P. 106–127. DOI: 10.1093/oxfordjournals.jae.a036768.

3. Heiko H. Export Diversification and Economic Growth. // World Bank Publications - Books. The World Bank Group. 2008. Nor 28040. December.

4. Schiff M., Wang Y. North-South and South-South Trade-Related Technology Diffusion: An Industry-Level Analysis of Direct and Indirect Effects. // The Canadian Journal of Economics / Revue Canadienne d’Economique. 2006. 39(3). P. 831–844. URL: http://www.jstor.org/stable/4121820.

5. Trlaković J., Despotović D., Ristić L. Impact of technology-intensive exports on GDP of Western Balkan Countries. // Journal of Policy Modeling. 2018a. 40(5). P. 1038–1049. DOI: 10.1016/j.jpolmod.2018.01.006.

6. Myslyakova Yu. G., Shamova E. A. Export-oriented industrial technologies as drivers of regional economic growth // Journal of New Economy. 2019. Т. 20, № 2. P. 166– 179. DOI: 10.29141/2073-1019-2019-20-2-10.

7. Малютин Р.С. Минерально-сырьевой экспорт России: плюсы и минусы // Дайджест-финансы. 2003. №9 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mineralno-syrievoy-eksport-rossii-plyusy-i-minusy.

8. Ковалева Е.Н., Оганова А.А. Несырьевой неэнергетический экспорт России макро- и мезоуровня: основные тенденции развития и направления поддержки // Экономика и экологический менеджмент. 2018. №2. DOI: 10.17586/2310-1172-2018-11-2-36-45 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nesyrievoy-neenergeticheskiy-eksport-rossii-makro-i-mezourovnya-osnovnye-tendentsii-razvitiya-i-napravleniya-podderzhki.

9. Малышева Е.В. Развитие экспортного потенциала малых и средних предприятий как источник роста несырьевого неэнергетического экспорта РФ // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. №8. DOI: 10.24411/2072-8042-2019-00085. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-eksportnogo-potentsiala-malyh-i-srednih-predpriyatiy-kak-istochnik-rosta-nesyrievogo-neenergeticheskogo-eksporta-rf.

10. Морозенкова О.В. Перспективы развития российского экспорта несырьевых неэнергетических товаров на новых рынках // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 9. – С. 44-60. DOI: 10.24411/2072-8042-2019-00004. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-rossiyskogo-eksporta-nesyrievyh-neenergeticheskih-tovarov-na-novyh-rynkah.

11. Миронова В.Н. Роль государства в продвижении экспорта промышленной и сельскохозяйственной продукции, конкурентоспособной на международных рынках // Экономика. Налоги. Право. 2019. №4. DOI: 10.26794/1999-849X 2019-12-4-50-59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-gosudarstva-v-prodvizhenii-eksporta-promyshlennoy-i-selskohozyaystvennoy-produktsii-konkurentosposobnoy-na-mezhdunarodnyh-rynkah.

12. Судаков С.С. Эффективность российских институтов поддержки несырьевого неэнергетического экспорта // Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 1. С. 49-77. DOI: 10.17323/1999-5431-2022-0-1-49-77. URL: https://vgmu.hse.ru/data/2022/04/01/1798284020/Судаков%201-2022.pdf

13. Растворцева С.Н. Производительность труда и фондовооруженность в обеспечении экономического роста российских регионов // Социальное пространство. 2018. № 1 (13). DOI: 10.15838/sa/2018.1.13.1. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/218089712.pdf.

14. Всероссийский экспортный центр / Энциклопедия экспортера / Классификация экспортных товаров: https://www.exportcenter.ru/international_markets/classification/

15. Чарыкова О.Г., Отинова М.Е., Тютюников А.А. Ключевые направления развития экспорта в сельском хозяйстве России: региональный аспект // Экономика региона. 2022. №1. DOI: 0.17059/ekon.reg.2022-1-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-napravleniya-razvitiya-eksporta-v-selskom-hozyaystve-rossii-regionalnyy-aspekt.

16. Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2017 г. N 104-р «О перечне субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям».

17. Справка о состоянии и перспективах использования минерально-сырьевой базы Республики Саха (Якутия) на 15.03.2021 г., подготовленная ФГБУ «ВСЕГЕИ» в рамках выполнения Государственного задания Федерального агентства по недропользованию от 14.01.2021 г. No 049-00016-21-00. https://www.rosnedra.gov.ru/data/Fast/Files/202104/feb154b18af6584ca00ae9931b9a34d1.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Сибилева Е.В., Конторусова С.С., Леджинова Н.С. Конкурентная позиция производителей ювелирных изделий с бриллиантами республики Саха (Якутия) // ПСЭ. 2017. №3 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentnaya-pozitsiya-proizvoditeley-yuvelirnyh-izdeliy-s-brilliantami-respubliki-saha-yakutiya.

19. Громов Д.В., Переточенкова О.У., Ракитина Е.В. Современные тенденции развития рынка ювелирной промышленности // // Огарёв-Online. 2022. №2 (171). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-rossiyskogo-rynka-yuvelirnoy-promyshlennosti.

20. Отчет НИР «Влияние отмены специального режима налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 09.03.2022 №47-ФЗ на ювелирную отрасль города Санкт-Петербурга». МГУ им. М.В. Ломоносова // https://agjr.ru/assets/files/documents/2022/nir_compressed.pdf

21. Карх Д.А., Царегородцева С.Р., Гаянова В.М., Фадеева З.О. Анализ рынка ювелирных изделий // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2015. №3. DOI: 10.14529/em090315. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-rynka-yuvelirnyh-izdeliy.

22. Глазьев С.Ю. Адаптация российской экономики к смене технологических и мирохозяйственных укладов // Научные труды ВЭО России. Т. 244.М. № 6/23. С. 95-102. DOI: 10.38197/2072-2060-2023-244-6-95-102.

23. Малышева Е.В. Развитие экспортного потенциала малых и средних предприятий как источник роста несырьевого неэнергетического экспорта РФ // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. №8. DOI: 10.24411/2072-8042-2019-00085. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-eksportnogo-potentsiala-malyh-i-srednih-predpriyatiy-kak-istochnik-rosta-nesyrievogo-neenergeticheskogo-eksporta-rf.

24. Чертков А. С. Проблемы динамики институциональной среды российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней / А. С. Чертков // Вестник УГТУ - УПИ. Серия экономика и управление. 2010. № 1. С. 84-95. URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/54742.

25. Симачёв Ю.В., Федюнина А.А., Кузык М.Г. Новые контуры промышленной политики [Текст] : докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2022. 73 с. URL: https://indpolicy.hse.ru/mirror/pubs/share/863520529.pdf

References

1. Heitger B. Import protection and export performance - Their impact on economic growth. // Weltwirtschaftliches Archiv. 1987. Vol. 123, P. 249–261. DOI: 10.1007/BF02706662.

2. Lussier M. Impacts of exports on economic performance: A comparative study. // Journal of African Economies. 1993. Vol. 2. Issue 1. May 1993. P. 106–127. DOI: 10.1093/oxfordjournals.jae.a036768.

3. Heiko H. Export Diversification and Economic Growth. // World Bank Publications - Books. The World Bank Group. 2008. Nor 28040. December.

4. Schiff M., Wang Y. North-South and South-South Trade-Related Technology Diffusion: An Industry-Level Analysis of Direct and Indirect Effects. // The Canadian Journal of Economics / Revue Canadienne d’Economique. 2006. 39(3). P. 831–844. URL: http://www.jstor.org/stable/4121820.

5. Trlaković J., Despotović D., Ristić L. Impact of technology-intensive exports on GDP of Western Balkan Countries. // Journal of Policy Modeling. 2018a. 40(5). P. 1038–1049. DOI: 10.1016/j.jpolmod.2018.01.006.

6. Myslyakova Yu. G., Shamova E. A. Export-oriented industrial technologies as drivers of regional economic growth // Journal of New Economy. 2019. Т. 20, No 2. P. 166– 179. DOI: 10.29141/2073-1019-2019-20-2-10.

7. Maljutin R.S. Mineral'no-syr'evoj jeksport Rossii: pljusy i minusy // Dajdzhest-finansy. 2003. No 9 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mineralno-syrievoy-eksport-rossii-plyusy-i-minusy.

8. Kovaleva E.N., Oganova A.A. Nesyr'evoj nejenergeticheskij jeksport Rossii makro- i mezourovnja: osnovnye tendencii razvitija i napravlenija podderzhki // Jekonomika i jekologicheskij menedzhment. 2018. No2. DOI: 10.17586/2310-1172-2018-11-2-36-45 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nesyrievoy-neenergeticheskiy-eksport-rossii-makro-i-mezourovnya-osnovnye-tendentsii-razvitiya-i-napravleniya-podderzhki.

9. Malysheva E.V. Razvitie jeksportnogo potenciala malyh i srednih predprijatij kak istochnik rosta nesyr'evogo nejenergeticheskogo jeksporta RF // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. 2019. No8. DOI: 10.24411/2072-8042-2019-00085. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-eksportnogo-potentsiala-malyh-i-srednih-predpriyatiy-kak-istochnik-rosta-nesyrievogo-neenergeticheskogo-eksporta-rf.

10. Morozenkova O.V. Perspektivy razvitija rossijskogo jeksporta nesyr'evyh nejenergeticheskih tovarov na novyh rynkah // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. 2019. No 9. – P. 44-60. DOI: 10.24411/2072-8042-2019-00004. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-rossiyskogo-eksporta-nesyrievyh-neenergeticheskih-tovarov-na-novyh-rynkah.

11. Mironova V.N. Rol' gosudarstva v prodvizhenii jeksporta promyshlennoj i sel'skohozjajstvennoj produkcii, konkurentosposobnoj na mezhdunarodnyh rynkah // Jekonomika. Nalogi. Pravo. 2019. No 4. DOI: 10.26794/1999-849X 2019-12-4-50-59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-gosudarstva-v-prodvizhenii-eksporta-promyshlennoy-i-selskohozyaystvennoy-produktsii-konkurentosposobnoy-na-mezhdunarodnyh-rynkah.

12. Sudakov S.S. Jeffektivnost' rossijskih institutov podderzhki nesyr'evogo nejenergeticheskogo jeksporta // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija. 2022. No 1. P. 49-77. DOI: 10.17323/1999-5431-2022-0-1-49-77. URL: https://vgmu.hse.ru/data/2022/04/01/1798284020/Sudakov%201-2022.pdf

13. Rastvorceva S.N. Proizvoditel'nost' truda i fondovooruzhennost' v obespechenii jekonomicheskogo rosta rossijskih regionov // Social'noe prostranstvo. 2018. No 1 (13). DOI: 10.15838/sa/2018.1.13.1. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/218089712.pdf.

14. Vserossijskij jeksportnyj centr / Jenciklopedija jeksportera / Klassifikacija jeksportnyh tovarov: https://www.exportcenter.ru/international_markets/classification/

15. Charykova O.G., Otinova M.E., Tjutjunikov A.A. Kljuchevye napravlenija razvitija jeksporta v sel'skom hozjajstve Rossii: regional'nyj aspekt // Jekonomika regiona. 2022. No 1. DOI: 0.17059/ekon.reg.2022-1-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-napravleniya-razvitiya-eksporta-v-selskom-hozyaystve-rossii-regionalnyy-aspekt.

16. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 26 janvarja 2017 g. N 104-r «O perechne sub#ektov Rossijskoj Federacii, territorii kotoryh otnosjatsja k neblagoprijatnym dlja proizvodstva sel'skohozjajstvennoj produkcii territorijam».

17. Spravka o sostojanii i perspektivah ispol'zovanija mineral'no-syr'evoj bazy Respubliki Saha (Jakutija) na 15.03.2021 g., podgotovlennaja FGBU «VSEGEI» v ramkah vypolnenija Gosudarstvennogo zadanija Federal'nogo agentstva po nedropol'zovaniju ot 14.01.2021. No 049-00016-21-00. https://www.rosnedra.gov.ru/data/Fast/Files/202104/feb154b18af6584ca00ae9931b9a34d1.pdf

18. Sibileva E.V., Kontorusova S.S., Ledzhinova N.S. Konkurentnaja pozicija proizvoditelej juvelirnyh izdelij s brilliantami respubliki Saha (Jakutija) // PSJe. 2017. No3 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentnaya-pozitsiya-proizvoditeley-yuvelirnyh-izdeliy-s-brilliantami-respubliki-saha-yakutiya.

19. Gromov D.V., Peretochenkova O.U., Rakitina E.V. Sovremennye tendencii razvitija rynka juvelirnoj promyshlennosti // // Ogarjov-Online. 2022. No 2 (171). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-rossiyskogo-rynka-yuvelirnoy-promyshlennosti.

20. Otchet NIR «Vlijanie otmeny special'nogo rezhima nalogooblozhenija v sootvetstvii s Federal'nym zakonom ot 09.03.2022 No 47-FZ na juvelirnuju otrasl' goroda Sankt-Peterburga». MGU im. M.V. Lomonosova // https://agjr.ru/assets/files/documents/2022/nir_compressed.pdf

21. Karh D.A., Caregorodceva S.R., Gajanova V.M., Fadeeva Z.O. Analiz rynka juvelirnyh izdelij // Vestnik JuUrGU. Serija: Jekonomika i menedzhment. 2015. No 3. DOI: 10.14529/em090315. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-rynka-yuvelirnyh-izdeliy.

22. Glaz'ev S.Ju. Adaptacija rossijskoj jekonomiki k smene tehnologicheskih i mirohozjajstvennyh ukladov // Nauchnye trudy VJeO Rossii. T. 244.M. № 6/23. S. 95-102. DOI: 10.38197/2072-2060-2023-244-6-95-102.

23. Malysheva E.V. Razvitie jeksportnogo potenciala malyh i srednih predprijatij kak istochnik rosta nesyr'evogo nejenergeticheskogo jeksporta RF // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. 2019. No 8. DOI: 10.24411/2072-8042-2019-00085. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-eksportnogo-potentsiala-malyh-i-srednih-predpriyatiy-kak-istochnik-rosta-nesyrievogo-neenergeticheskogo-eksporta-rf.

24. Chertkov A. S. Problemy dinamiki institucional'noj sredy rossijskogo rynka dragocennyh metallov i dragocennyh kamnej / A. S. Chertkov // Vestnik UGTU - UPI. Serija jekonomika i upravlenie. 2010. No 1. P. 84-95. URL: http://elar.urfu.ru/handle/10995/54742.

25. Simachjov Ju.V., Fedjunina A.A., Kuzyk M.G. Novye kontury promyshlennoj politiki [Tekst] : dokl. k XXIII Jasinskoj (Aprel'skoj) mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitija jekonomiki i obshhestva, Moskva, 2022. / Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki», 2022. 73 p. URL: https://indpolicy.hse.ru/mirror/pubs/share/863520529.pdf

Контактная информация / Contact information

Государственное бюджетное учреждение «Арктический научно-исследовательский центр Республики Саха (Якутия)», г. Якутск, ул. Курашова, д. 22, каб. 203

Arctic Scientific Research Centre of the Sakha Republic (Yakutia)

Шишигина Анна Николаевна / Anna N. Shishigina

ORCID: 0000-0003-3597-8669, schanan@yandex.ru

Ефимов Петр Алексеевич / Petr A. Efimov

ORCID: 0009-0004-6749-972, efimoff.peter@gmail.com

Государственное автономное учреждение «Центр стратегических исследований при Главе Республики Саха (Якутия)», Якутск, пр. Ленина, 28, каб. 310

Strategic Research Center under the Head of the Sakha Republic (Yakutia)

Христофоров Александр Андреевич / Aleksandr A. Khristoforov

ORCID: 0009-0008-1104-7345, alex_khristoforov@icloud.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.