Научная статья на тему 'НЕСТАНДАРТНЫЕ ТУРИСТСКИЕ ОБЪЕКТЫ КАМЧАТСКОГО КРАЯ'

НЕСТАНДАРТНЫЕ ТУРИСТСКИЕ ОБЪЕКТЫ КАМЧАТСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
177
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ ОБЪЕКТЫ / НЕСТАНДАРТНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПОКАЗА / TOURISM / TOURIST OBJECTS / NON STANDARD OBJECTS OF SHOWING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сибирцева Елизавета Игоревна

В статье рассматриваются подходы к определению нестандартных туристских объектов, а также приводятся примеры существующих туристских объектов Камчатского края, которые могут быть классифицированы как нестандартные и вызывать интерес туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-STANDARD TOURIST OBJECTS OF KAMCHATKA KRAI

The article is devoted to approaches to the definition of non standard tourist objects and also provides examples of existing tourist facilities in Kamchatka krai which can be classified as non standard and arouse interest of tourists.

Текст научной работы на тему «НЕСТАНДАРТНЫЕ ТУРИСТСКИЕ ОБЪЕКТЫ КАМЧАТСКОГО КРАЯ»

3. Королев С. Н. Проблемы законодательства о коренных малочисленных народов Севера // Государство и право. — 2006. — № 7.

4. Крылов Б. С. Проблемы равноправия и равенства в российском конституционном праве. // Журнал российского права. — 2012. — № 11.

5. Кряжков В. А. Правовые проблемы статуса коренных малочисленных народов России // Государство и право. — 1994. — № 6.

6. Кряжков В. А. Права коренных малочисленных народов России: методология регулирования // Государство и право. — 1997. — № 1.

7. Тихватов А. Программа для коренных камчатцев. // Камчатка сегодня. — № 14. — 2014. 13 апреля.

УДК 379.85

Е. И. Сибирцева

НЕСТАНДАРТНЫЕ ТУРИСТСКИЕ ОБЪЕКТЫ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к определению нестандартных туристских объектов, а также приводятся примеры существующих туристских объектов Камчатского края, которые могут быть классифицированы как нестандартные и вызывать интерес туристов.

Ключевые слова: туризм, туристские объекты, нестандартные объекты показа

Ye. I. Sibirtseva

NON-STANDARD TOURIST OBJECTS OF KAMCHATKA KRAI

Abstract. The article is devoted to approaches to the definition of non-standard tourist objects and also provides examples of existing tourist facilities in Kamchatka krai which can be classified as non-standard and arouse interest of tourists.

Key words: tourism, tourist objects, non-standard objects of showing

Тенденции последних лет свидетельствуют о том, что туристическая отрасль интенсивно развивается, появляются абсолютно новые виды туризма. Это связано, прежде всего, с тем, что современный турист-путешественник нового тысячелетия обладает достаточным багажом знаний, имеет хороший уровень образования и находится в огромном информационном пространстве. Технический прогресс с высокой скоростью передвижения позволяет быстро перемещаться, не тратя месяцы на дорогу, как это было в конце XIX века. Таким образом, многим любителям путешествовать уже к 35 годам удается посетить наиболее интересные места планеты. Как следствие, для удовлетворения своих потребностей в новых впечатлениях нужны все более и более захватывающие путешествия, новые интересные виды туризма, необычные и нестандартные объекты, заставляющие удивлять.

Актуальность темы исследования: «Изучение опыта создания и функционирования нестандартных объектов в туристической

инфраструктуре Камчатского края» определяется осознанием важности изучения функционирования нестандартных туристских объектов для дальнейшего создания таких объектов показа с целью привлечения туристов в регион.

Практически любой регион обладает ресурсами, которые могут в той или иной степени использованы в туристских целях при наличии определенных условий социального, экономического, политического, экологического характера. Любой регион является самобытным в природно-географическом, историко-культурном плане, и это уже выступает базовым туристским ресурсом.

Существует достаточно много классификаций туристских ресурсов. А. С. Кусков туристские ресурсы делит на природные, культурно-исторические, социально-экономические, выделяя также подвиды, например, природные могут быть орографическими, водными, климатическими, лечебными и т. д. [5].

В проекте «Живая карта России» предлагается классифицировать туристские ресурсы исходя из геоинформационных слоев или пространств, то есть сначала выделяются пространства, а потом непосредственно туристские ресурсы, которые входят в данные пространства. Например, природное пространство включает в себя различные памятники природы, такие как геологические (геоморфологические, геодинамические, палеонтологические, минералогические и петрографические, вулканические, гидрогеологические, комплексные), гидрологические (водные), ботанические, зоологические, комплексные (ландшафтные). Кроме природного пространства еще выделяется культурно-историческое, рекреационное, сервисное, антропологическое, событийное, мифологическое и научное туристское пространство [4].

В зарубежной практике подходы к туристским ресурсам несколько отличаются от отечественной. Например, туристский ресурс определяется как объект, имеющий определенную природную или созданную человеком характеристику, которая является предметом человеческого внимания и который необходимо поддерживать в определенном состоянии [цит. по 3, с 120]. А «типология туристических объектов может быть описана по уникальности объектов; по виду организации и развития объектов; по впечатлению от посещения и познавательной составляющей объекта, представляющей интерес для определенных групп туристов. Формируются три уровня описания и классификации туристских ресурсов и их объектов» [цит. по 3, с. 121].

Таким образом, профессор Лью предлагает достаточно широкую типологию, которая включает в себя природные ресурсы, при-родно-человеческие, а также созданные руками человека. Кроме того, эти объекты подразделяются на требующие и не требующие поддержания. [цит. по 3, 122].

На сайте о туристских ресурсах Великобритании все объекты привлекательные для туристов делятся на исторические, религиозные, милитаристские, коллекции, замки и усадьбы, а также гастрономические [6].

Также существует типология туристских ресурсов на основании того, как турист отно-

сится к поездке. Таким образом, выделяется всего две основные категории объектов: направленные на кратковременное посещение и на долгосрочное пребывание.

А. Ю. Артемьева отмечает, что «за рубежом используется расширенный подход к определению множества туристских ресурсов. Расширение совокупности объектов, относимых к туристским ресурсам, происходит за счет вовлечения в реестры таких объектов и явлений, которые ранее не выступали туристскими ресурсами» [3, с. 125].

Включение того или иного объекта в перечень туристских ресурсов происходит при наличии туристского интереса к нему.

Туристским интересом является перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и / или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной, априори частично известной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов, выступающих в виде объектов туристского интереса. К объектам туристского интереса относятся достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия и потребности туристских услуг и / или туристского продукта и / или тура, адекватно прямым или сопутным целям тура.

На основании изученной литературы мы выделили характерные черты объектов туристского интереса:

1. способность привлекать к себе внимание людей, вызывать у них желание посмотреть, потрогать, ощутить и чувства восторга, восхищения, удовольствия;

2. определенная известность. Потенциальный турист должен иметь представление о месте расположения и особенностях объекта;

3. оснащенность развитой инфраструктурой туризма (наличие транспортных коммуникаций, услуг размещения и питания, развлекательных мероприятий и т. д.).

Таким образом, чтобы некие объекты были бы реально использованы в целях туризма, необходима надлежащая инфраструктура

и индустрия туризма, которая обеспечит доведение до туриста информации о данном туристском объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествий именно в эту местность и к этому объекту, достаточно комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности, размещение, питание, развлечение.

Особенностью туристского продукта является то, что он во многом является нематериальным. Таким образом, суть туризма изначально заключается в потреблении впечатлений, так как в результате поездки турист получает только комплекс эмоций, в основном положительных, и достигает определенного физического и духовного состояния. Только эти впечатления и остаются с ним навсегда после окончания поездки. Туристский опыт как совокупность всех впечатлений, сложившихся у посетителя от поездки, человек накапливает всю жизнь.

Как отмечает А. Ю. Александрова начало XXI века характеризуется тем, что экономика вступила в эпоху впечатлений: «Современный массовый потребитель, пресыщенный товарными ценностями, не удовлетворяется «хлебом без зрелищ». Уходит в прошлое рациональность его экономического поведения, определяемого соотношением цены и качества продукта. Сегодня он испытывает страсть к впечатлениям и руководствуется количеством позитивных эмоций на единицу товара или услуги. В результате для дальнейшего получения туристом впечатлений, возникновения нового интереса объекты показа должны трансформироваться, а также появляться все новые и новые, часто необычные и нестандартные» [2].

Стремление получить новые впечатление рождает новые виды туризма, как-то: гастрономический, милитари-туризм, мрачный туризм, индустриальный туризм, диггер-туризм, агротуризм, джайло-туризм. В основе этих необычных видов туризма лежит проведение отдыха в непривычном месте и посещение нестандартных объектов, которые специально не были предназначены для туристов.

Специального определения нестандартным объектам показа пока еще не предложено, на основании изученного материала мы предположим, что нестандартные объекты

показа в туризме — это объекты, внешняя или содержательная сторона которых выходит из зоны привычного, комфортного, обыденного для человека.

Отметим, что особенностью нестандартных объектов является то, что они могут стать привычными и даже обыденными с течением времени. Например, символ Парижа — Эй-фелева башня — первоначально пугала парижан, воспринималась или как ужасное строение, портящее город. Теперь Париж невозможно представить без творения Эйфеля. Многим туристам кунсткамера в Санкт-Петербурге также представляется обычным объектом показа для туристов. То же самое происходит и с необычными видами туризма, для многих гастрономический или агроту-ризм уже стали вполне привычными вариантами отдыха.

Классифицировать нестандартные объекты можно с точки зрения привычных классификаций туристских ресурсов, то есть выделять природные, культурно-исторические, антропогенные и другие объекты, либо постараться учесть то, почему этот объект относят к нестандартным.

Чаще всего к нестандартным относят:

1. объекты, связанные с неким табу и вызывающие ужас;

2. объекты, вызывающие смех;

3. объекты нестандартного использования;

4. явления, вызывающие культурный шок у определенной категории туристов;

5. объекты, связанные с неким мистическим представлением о месте;

6. объекты, в которых в привычной форме показаны непривычные явления;

7. редкие природные явления [8, с. 63].

В мире достаточно много нестандартных объектов, которые привлекают туристов. Например, Остров кукол в Мексике, Памятник глазу в США, знаменитая Костница в Чехии, рынок ведьм в Боливии, Ла-Пас. стена жвачек в Сиэтле.

В России также есть нестандартные объекты показа, например, место падения Тунгусского метеорита привлекает туристов уже свыше 100 лет. В настоящее время у туристов пользуются интересом заброшенная шахта в Соликамске, памятник счастью в Томске, памятник столетнему фонарю в Вологде.

Камчатский полуостров находится на Дальнем Востоке России, его часто называет страной вулканов, гейзеров и дикой природы. Камчатка, в основном, привлекает туристов экологической направленности. Наиболее популярными объектами показа, согласно статистике Камчатских туроператоров, являются: вулкан Мутновский, Авачинский перевал, Паратунские термальные источники, сопка Мишенная, вулкан Горелый, вулкан Плоский Толбачик, Зеленовские озерки, Камчатский краевой объединенный музей.

Нестандартные объекты могут привлекать к себе даже большее число туристов, чем общепринятые объекты показа, поскольку в их основе лежит удивление, загадка, мистика. Поддерживая интерес к нестандартным и необычным местам, можно развивать инфраструктуру тех мест, где это требуется по оценкам государственных органов.

Представим самые яркие нестандартные, на наш взгляд, объекты Камчатского края, некоторые из которых уже стали объектом показа для туристов.

1. Долина смерти, находится на склоне вулкана Кихпиныч, где есть горячие источники. Название Долине смерти дали путешественники и исследователи этих мест в начале 30-х годов прошлого века. Ученые выяснили, что на площадке длиной 2 километра и шириной 300 метров находятся сероводород и углекислый газ, а в вулканических газах долины есть высокотоксичные цианистые соединения. В связи с токсичными соединениями и удаленностью объекта от Петропав-ловска-Камчатского экскурсии на объект не устраиваются, только «дикие» самостоятельные путешественники рискуют посетить Долину смерти.

2. Мутновская геотермальная станция является уникальной электростанцией, расположенной на Камчатке в долине вулкана Мут-новский на отметке 780 метров от уровня моря и использующей для производства электрической энергии геотермальное тепло, рядом с которой находятся Дачные источники, именуемые в народе мини-Долина Гейзеров. Туристов привлекает как экскурсия по самой электростанции, так и рядом расположенные Дачные термальные источники, в народе называемые мини Долина гейзеров. Поскольку

добраться до Мутновской станции и источников летом можно на полноприводном автомобиле, то объект пользуется достаточной популярностью.

3. Нерест дикого лосося, представляющий необычное и завораживающее зрелище возвращения рыбы в ту протоку, где она появилась на свет. Некоторые небольшие реки во время нереста, кажется, просто «кишат» от рыбы, а если добавить еще и кроваво-красный цвет самой рыбы, и цвет икры, то зрелище получается завораживающее.

4. Халактырский пляж — уникальное место вблизи города с черным вулканическим песком и океанским прибоем.

5. Рыборазводные заводы Камчатки, которые знакомят с жизненным циклом, биологией, условиями естественного и биотехнологией искусственного воспроизводства лососей. Экскурсии на рыбоводные заводы Паратун-ский, Малкинский, «Озерки», «Кеткино» знакомят с жизненным циклом, биологией, условиями естественного и биотехнологией искусственного воспроизводства лососей. Экскурсии включают в себя посещение цехов подращивания молоди; наблюдение за рыбами в речках и выростных прудах в период возврата заводского лосося.

6. Заброшенный поселок Финвал в бухте Бечевинская — бывший военный городок и место размещения подводных лодок один из самых привлекательных объектов для туристов, любящих нестандартные путешествия и необычные впечатления. В начале 60-х годов бухта использовалась как запасной район маневренного базирования, иногда в бухту заходили лодки для стояния на якоре. Из соображений режима секретности в документах не позволялось использовать географическое название бухты и для этого было придумано новое, «открытое» наименование — Финвал. Чаще место в официальной переписке именовалось по номеру почтового отделения — Петропавловск-Камчатский-54. В связи с кризисом 90-х годов ХХ столетия было принято решение поселок закрыть, военных вывести. Сейчас гарнизон представляет из себя жалкое зрелище: жилые дома смотрят на мир пустыми глазницами окон, по улицам бродят лисы и медведи. О некогда базировавшемся здесь подводном флоте напоминает лишь остов

старой УТСки, лежащей на отмели у выхода из бухты.

Некоторые туристические компании, занимающиеся организацией экскурсий по бухте, предлагают туристам посетить заброшенный поселок. Пользуется популярность гарнизон у среди заинтересованных самостоятельных путешественников

7. Памятник со словами из известной песни, надолго ставшей визитной карточкой Камчатки «Здесь начинается Россия», установлен в 2011 году по инициативе главы Елизовского городского поселения Андрея Шергальдина.

Памятник представляет собой медведицу с медвежонком, вылитых из металла в натуральную величину. В пасти медведица держит камчатский лосось красного цвета. Несколько раз вандалы вытаскивал рыбу из пасти медведицы, но это только увеличивает интерес туристов: на месте ли сегодня рыба?

Мы предлагаем несколько рекомендаций по развитию нестандартных объектов Камчатского края.

1. Включить нестандартные объекты в кадастр туристских объектов Камчатского края. Это позволит органам власти обратить внимание на функционирование данных объектов, а также позволит охранять их в рамках законодательства.

2. В рамках Ассоциации туроператоров и турагентств Камчатского края заключить соглашение об использовании объектов, допустимой антропогенной нагрузке на объекты; установить порядок организации экскурсии к нестандартным объектам.

3. На уровне Правительства Камчатского края внести изменения в краевую целевую программу «Развитие туризма в Камчатской области до 2025 г» [1] для финансирования в рамках программы создания нестандартных памятников в Камчатском крае.

На данный момент все известные памятники в Камчатском крае посвящены истории края. Предлагаем провести конкурс на лучший нестандартный памятник для установки его в привлекательных туристских местах. Новые необычные памятники привлекают туристов, пробуждают интерес к посещению новых мест. Кроме того, установленный памятник помогает облагородить территорию

около него, перенаправляет экскурсионный поток.

4. Использовать возможности природных явлений региона для создания нестандартных объектов. Например, во многих городах Сибири и Дальнего Востока в зимний период создаются городки ледяных скульптур. Климат Камчатки (достаточно теплая зима) не позволяет создавать подобный городок, однако Камчатский край славится невероятным количеством снега, выпадающим за сезон. Привлекать туристов в низкий сезон можно использовав ресурсы снежной зимы, создавая снежные дома, лабиринты, скульптуры.

Кроме того, Камчатка — страна действующих вулканов; извержения и выходом лавы случаются не так редко, это привлекает туристов. Однако обычно это неорганизованный туризм. Считаем, что подобный ресурс как нестандартный объект показа также стоит использовать, при этом качественная организация с привлечением необходимых служб будут являться залогом безопасности туристов. Например, при последнем извержении Плоского Толбачика в 2012 году, поток туристов к месту извержения увеличился в разы, однако организованных групп к точке осмотра не было; безопасность туристов вызывала опасения у органов государственной власти. Контролируемый же поток снижает риски и дает возможность функционирования отрасли.

5. На данный момент в регионе нет ни одной деревни-реконструкции, где можно было бы ознакомиться с обычаями и традициями коренных народов Севера, поучаствовать в мастер-классах, попробовать вкус пищи аборигенов. Полагаем, что подобная реконструкция привлекала бы туристов, знакомила с жизнью и культурой коренных малочисленных народов, как она существовала до прихода освоителей земель. Реконструкция может основываться на документально запечатленных воспоминаниях и впечатлениях С. Крашенинникова «Описание земли Камчатки» и Г. Стеллера. Многие традиции коряков, ительменов, чукчей не вписываются в современные представления и даже вызывают культурный шок, что также может привлекать туристов.

6. Несмотря на достаточно быстрое развитие средств размещения и индустрии питания

в регионе на данный момент нет ни одного нестандартного объекта в указанных создание необычного хостела, гостевого дома, кафе увеличило бы интерес туристов к региону, как, возможно, продлило бы срок пребывание туристов.

Нестандартные объекты необходимы в инфраструктуре отрасли любого региона, поскольку ради необычных новых впечатлений путешественники пускаются в дорогу снова и снова.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Постановление губернатора Камчатской области № 179 от 19.04.2002 г. Областная государственная целевая программа «Развитие туризма в Камчатской области до 2025 г.».

2. Александрова А. Ю. Туристская поездка как сумма впечатлений // Российские регионы: взгляд в будущее. — 2015. — № 3 (4). - С. 81-90.

3. Артемьева О. А. Развитие подходов к классификации туристических ресурсов и объектов показа за рубежом // Сервис в России и за рубежом. — 2010. — № 1. — С. 120-125. — URL: https:// cyberle-ninka.ru/article/v/razvitie-podhodov-k-klassifikatsii-turisticheskih-resursov-i-obektov-pokaza-za-rubezhom (дата обращения: 01.05.19)

4. Живая карта России: проект ФГБОУ ВПО «РГУТиС». — URL: http://www.2r.ru (дата обращения: 01.05.19)

5. Кусков А. С. Туристское ресурсоведение: учеб. пос. для студ. высш. уч. завед. — М.: Академия, 2012. — 208 с.

6. Official website UK Tourist Attractions. — URL: http://www.uktouristattractions.co.uk/about_us.htm (дата обращения: 01.05.19)

7. Портал о Камчатке и путешествиях на Камчатку. — URL: http://www.welcomekamchatka.ru (дата обращения: 01.05.19)

8. Сибирцева Е. И., Боброва К. И. Мистические, загадочные и нестандартные объекты мира // Инновации в сфере туризма и сервиса и охрана окружающей среды. Материалы межвузовской научно-практической конференции 4-5 апреля 2013 г. — Петропавловск-Камчатский. КФ ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2013. — С. 62-66.

СООБЩЕНИЯ

REPORTS

УДК 65.012.654

М. Е. Беляева

СОТРУДНИЧЕСТВО КАМЧАТСКОГО ЦЕНТРА НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И КАМГУ ИМЕНИ ВИТУСА БЕРИНГА ПО СОХРАНЕНИЮ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В КАМЧАТСКОМ КРАЕ

Аннотация. Статья посвящена теме взаимного сотрудничества Камчатского центра народного творчества и Кам-ГУ имени витуса Беринга в области образования, науки, культуры и реализации совместных образовательных и культурных программ и проектов, направленных на сохранение, развитие и актуализацию многообразия самобытных национальных культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Ключевые слова: традиционная культура, фольклорно-этнографические экспедиции, методика собирания, электронный архив, сотрудничество

M. Ye. Belyaeva

COOPERATION OF KAMCHATKA CENTRE FOR FOLK ART AND VITUS BERING KAMCHATKA STATE UNIVERSITY IN THE FIELD OF PRESERVATION AND POPULARIZATION OF NON-MATERIAL CULTURAL HERITAGE IN KAMCHATSKY KRAI

Abstract. The article is devoted to the theme of mutual cooperation of Kamchatka Centre of Folk Art and Vitus Bering Kamchatka State University in the field of education, science, culture and the implementation of joint educational and cultural programs and projects aimed at preserving, developing and actualizing the diversity of traditional cultures of indigenous peoples of the North, Siberia and Far East.

Key words: traditional culture, folk-ethnographic expeditions, methods of collecting, electronic archive, cooperation

Вот уже более 60 лет Камчатский центр народного творчества осуществляет работу в сфере культурно-досуговой деятельности, развитии народного художественного творчества и любительского искусства во всем многообразии жанров и этнических особенностей, что способствует сохранению нематериального культурного наследия народов Камчатки.

В последнее время особое внимание общества обращено на сохранение нематериального культурного наследия коренных народов России. Известно, что именно традиционная культура является важнейшей составляющей любой национальной культуры, основой формирования национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений. Сегодня это приобретает особую актуальность. Необходимость немедленной фиксации традиционного духовного наследия аборигенов Камчатки, которое еще сохранилось в памяти старшего поколения, стала одной из важных задач Камчатского центра народного творче-

ства. Вероятность полного исчезновения этой культуры с уходом ее носителей — старшего поколения, побудила нас к обследованию отдаленных районов Камчатского края. Начиная с 2009 по сегодняшний день, Камчатский центр народного творчества проводит постоянную работу по сбору материалов, организуя систематические и планомерные фольклорно-этнографические экспедиции.

В 2011 году в Центре был создан отдел по сохранению нематериального культурного наследия. Одной из первоочередных задач отдела стала оперативная деятельность по выявлению, паспортизации уникальных культурных явлений и носителей подлинных традиций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная паспортизация объектов нематериального культурного наследия (ОНКН) выявила ряд проблем: отсутствие какой-либо нормативной правовой базы, а самое главное — это отсутствие специалистов. И здесь, в первую очередь, мы обратились к одному из старейших вузов Камчатки — Камчатскому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.