Научная статья на тему 'Неспецифический иммуногенный шок у мышей и его отмена'

Неспецифический иммуногенный шок у мышей и его отмена Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неспецифический иммуногенный шок у мышей и его отмена»

лыс пострадиационные иммуносупрессии. В этих условиях назначение иммуностимулятора бемитила, являющегося производным меркалтобензимидазола, двухнедельным курсом в суточной дозе 0,25-0,5 грамм нормализует продукцию оксида азота, а также значительно улучшает показатели иммунного статуса организма.

Таким образом, результаты проведенных исследований выявили существенные изменения в регуляторной системе "Ь-аргинин - азота оксид” под действием имму-номодулируюших препаратов, что следует учитывать при проведении иммунокорригирующей терапии.

Неспецифический иммуногенный шок у мышей и его отмена

Семенова И.В., Кузнецов С.И.

Медицинская академия последипломного образования Санкт-Петербург, Россия

Ранее мы сообщали об открытом нами лабораторном феномене “переноса смерти”. Последний заключается в гибели большинства мышей, получивших еппеноциты от доноров, подвергавшихся воздействиям экстремальных факторов. Патологический процесс, наблюдаемый при этом, мы назвали неспецифическим иммуногенным шоком (НИШ), так как, подобно любому шоку, он имеет стадии возбуждения и торможения, вызывается иммуноцитами, но не требует специфической сенсибилизации. Симптомами НИШ служат: взъерошивание шерсти, гипсрсаливация, отеки дыхательных путей, катаракты. НИШ, как правило, сопровождается неврологической симптоматикой: чаще это судороги, реже—нарушение координации движений, в отдельных случаях—параличи и парезы конечностей, атетоз.

В настоящей работе удалось показать возможность предотвращения феномена “переноса смерти” с полным предупреждением всей его симптоматики. Для этого требовалось предварительное (за 1 мин.) введение животным значительно меньшей дозы тех же донорских спленоцитов, которые в контроле вызывали шок и гибель реципиентов. Результаты были идентичны на самцах и самках как в синген-ной системе (с использованием мышей СВА и С17В16),так и в аллогенной (у беспородных, а также в группе, где донорами служили мыши С„В16, а реципиентами - СВА). В качестве контроля использовалось введение среды 199 перед инъекцией спленоцитов от стрессированных животных, которое не отменяло возникновение указанного феномена. Нами показано также, что защитная доза спленоцитов зависит от степени выраженности симптоматики и вероятности гибели животных в соответствующей контрольной группе.

Таким образом, показана возможность предотвращения лабораторного феномена “переноса смерти”. Немаловажен тот факт, что приобретение устойчивости к летальной дозе спленоцитов от стрессированных мышей происходит очень быстро, практически мгновенно. Хочется надеяться, что выявление способа предупреждения неспецифического иммуногенного шока облегчит дальнейшее уточнение природы этого явления.

Формирование иммунного ответа на белок аллергена ASP F2 начинается с подавления !-Ed рестришрованного представления антигена

Свирщевская Е.В.

Институт биооргапической химии

им. М.М.Шемякина и Ю.В.Овчинникова РАН

Москва, Россия

Формирование иммунного ответа на белковые антигены начинается с распознавания Т-хелперами комплекса пептид-молекула ГКГС II класса. Показано, что ответ на белки чаще всего рестриктирован преимущественно одной молекулой ГКГС, чаще — молекулой I-А. В данной работе изучали динамику формирования иммунного ответа на рекомбинантный белок аллергена AspJ2. Мышей линии В ALB/c иммунизировали 50 мкг/мышь AspJ2, п.к. в подушечки задних лап. Лимфатические узлы, дренирующие место инъекции, забирали через 6, 12 и 25 дней. В качестве антигенпредставляющих клеток (АПК) использовали макрофаги (Мф) либо В-лимфоциты, для чего Мф выделяли адгезией на пластике, а В-лимфоциты получали из неадгезивной фракции спленоцитов пеннингом на антителах к IgG мыши. Для анализа участия молекул ГКГС II класса использовали антитела к l-Ad либо I-Ad/l-Ed. Распознавание антигена Т-хелперами определяли in vitro по продукции интерлейкина-2 (ИЛ-2). На 6 день после иммунизации в условиях in vitro можно было наблюдать ответ T-клеток только на антиген, представленный Мф, но не В-клетками. Добавление антител к I-А приводило к значительному усилению продукции ИЛ-2 Т-клетками в ответ на представление антигена Мф и к появлению ответа на антиген, представленный В-клетками. Добавление антител к обеим молекулам ГКГС II класса полностью блокировало продукцию ИЛ-2. Через 12 дней после иммунизации наблюдался трехфазный, по-видимому, полиспецифичный, ответТ-клеток in vitro на антиген, представленный как Мф, так и В-клетками. Антитела к молекуле 1-А полностью отменяли ответ на пептиды, представленные Мф. При ответе на В-клетки, нагруженные антигеном в низкой и средней концетрации (< 10 мкг/мл), ответ также подаплялся а) ггите-лами к I-А. При высокой концентрации антигена (12-50 мкг/ мл) В-клетки были способны представлять антиген в ассоциации с молекулой 1-Е. Далее, к 25 дню, при ответе на Мф формировался затухающий и, по-видимому, моноспеци-фичный иммунный ответ, рестриктированный по молекуле I-А. Ответ выражался in vitro в виде колоколообразной кривой с одним пиком в районе 5 мкг/мл AspJ2. При представлении антигена В-клетками выявлялось два пика ответа. Первый пик наблюдался при концентрации 5 мкг/мл и был I-А рестриктирован, а второй пик наблюдался при высокой концентрации (более 25 мкг/мл) и был рестриктирован по молекуле 1-Е, так как наблюдался и при добавление антител к I-А. Таким образом, формирование иммунного ответа на Asp t2 начинается с подавления ответа Т-клеток, распознающих пептиды антигена, представлен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.