1. Образование молодежи
2. Содействие профессиональной подготовке молодежи
3. Изменение порядка приема молодежи на работу
4. Квотирование мест для молодежи 5. Развитие предпринимательской деятельности 6. Привлечение молодежи к оплачиваемым общественным работам
7. Организация ярмарок вакансий
8. Создание специальных молодежных организаций
9. Правовое регулирование молодежной политики
Список литературы
1.Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью. Учебник для студентов вузов. М., 2009.
2. Иваненков С.П. Проблема социализации современной молодежи. М., 2009.
3. Камалдинова Э.И. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности. М.: Педагогика, 2010.
4. Лисовский В.Т. Социальная защита молодежи. М., 2010.
5. Ручкин Б.А. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения. М., 2011.
Родин С.Г.
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ И ЗАКОН В ДРЕВНЕМ МИРЕ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: несовершеннолетние, дети, подростки, закон.
Аннотация: в работе рассматриваются исторический аспект законодательства в Древнем мире в отношении несовершеннолетних.
Keywords: minors, children, adolescents, the law.
Abstract: The paper deals with the historical aspect of the legislation in the ancient world of the juvenile.
Правовое положение несовершеннолетних в период древнего мира можно назвать достаточно жестоким и не справедливым. Во всех нормах древневосточного брачно-семейного права прослеживаются такие традиционные черты как подчиненное, приниженное положение детей в патриархальной семье. Так, право Месопотамии предоставляло возможность отцу продать сына в рабство, а также отдавать детей в залог при займе.
В Древнем Китае отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Помимо того, в Китае существовал обычай закладывать детей за долги, которые становились рабами, если небыли выкуплены в течение трех лет. Допускалась также, хотя и считалась грехом, продажа детей в Древней Индии. Однако продажа сыновей в Индии, как правило, не влекла обращение их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья получали все права прямых родственников в новых семьях.
Древневосточное право не охраняло детей от жестокого общения родителей с ними. Например, в Древнем Китае оставалось полностью безнаказанным убийство отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу детей, явившегося следствием нанесения им побоев. Такая безнаказанность родителей сохранилась в Китае до XIX в. Иначе рассматривались проступки детей в отношении родителей. В Законах Хаммурапи предусматривалось отрезание пальцев, если сын ударит отца (ст. 195) и отрезание языка, если приемный сын скажет вырастившим его отцу или матери: «Ты не мой отец» или «Ты не моя мать» (ст. 192) [1].
Правовая незащищенность несовершеннолетних проявлялась даже в институте усыновления, который представлял собой в первую очередь не форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а сделку, направленную на другие цели. В Месопотамии усыновление было одной из распространенных форм сделок, которая осуществлялась в двух четко зафиксированных правовых формах: с назначением усыновленного наследником и без такового. В основе этих различий лежали неодинаковые цели усыновления. В первом случае - продолжение рода в бездетной семье, во втором -приобретение рабочих рук [2].
Необходимость установления опеки над детьми была воспринята правом Древней Индии. Существовавшая концепция «благоугодного царя» предписывала ему выполнение особых обязанностей, главной из которых была охрана подданных. Царь считался опекуном всех малолетних. Статья 27 главы VIII Законов Ману обязывала его охранять унаследованную и другую собственность малолетнего, пока он не выйдет из малолетства.
В праве Древнего Востока можно встретить некоторые свидетельства регламентации участия несовершеннолетних в гражданских сделках. Так, под угрозой смерти в Месопотамии запрещалась покупка без договора и свидетелей у
несовершеннолетних лиц каких-либо вещей. Примечательно, что это правило распространялось и на рабов. Согласно древнеиндийскому праву, сделка считалась недействительной, если одной из ее сторон был ребенок.
Жестокость древнего мира проявлялась и в ответственности несовершеннолетних за совершение противоправных поступков. В своем правовом положении они приравнивались к взрослым лицам. Однако и здесь можно встретить зачатки особой правовой защиты несовершеннолетних. В соответствии со ст. 230 главы IX Законов Ману на женщин, детей, безумных, старых, бедных и больных царь налагал наказание бамбуковыми прутьями или веревкой. Согласно наставлению Конфуция о необходимости проявления милосердия к детям, в Древнем Китае освобождались от телесных наказаний лица младше восьми лет.
Любопытно отметить и тот факт, что на фоне общей юридической незащищенности несовершеннолетних, Законами Хаммурапи (ст. 14) устанавливалась смертная казнь за похищение малолетнего. Однако не в полной мере ясно защищалось ли таким образом в первую очередь малолетство или на первый план выходили интересы главы семьи, из владения которого выбыл малолетний.
Привлечение несовершеннолетних в судебный процесс было ограниченным. Например, в Древней Индии только при отсутствии надлежащих свидетелей, наравне со стариками, женщинами и рабами разрешалось принимать свидетельства ребенка.
Более обстоятельно правовое положение несовершеннолетних регламентировалось в античном мире. Впечатляющие успехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности не обошли стороной и право.
В афинском праве мы обнаруживаем, что уровень защиты несовершеннолетних значительно выше, чем в древневосточном праве. Однако и афинское государство не миновало периода, когда защита несовершеннолетних почти отсутствовала. Так власть отца до Солона была практически неограниченной: он мог продать сына в рабство, лишить наследства за неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению. Тем не менее, например, в описании Аристотелем государственного строя Афин в V - IV вв. до н.э. мы встречаем свидетельства существования правовых запретов, связанных с дурным обращением со стороны опекунов в отношении сирот, нанесением опекунами ущерба их имуществу. Внимание
государства к детям, оставшимся без попечения родителей, подчеркивалось особым порядком судебной защиты их прав.
Рассматривая право античного мира, следует подробнее остановиться на праве Древнего Рима. По мнению некоторых ученых
[3], доктрина ювенального права берет начало именно в римском праве и формируется, прежде всего, в институтах семейного права.
Первоначально древнеримское право, как и древневосточное и афинское право, закрепляло безграничную власть отца над детьми (patria potestas), которая сопровождалась полным бесправием подвластных. В Институциях Гая в ст. 55 книге I сказано: «...ибо нет почти других народов, которые имели бы над детьми такую власть.»
[4]. Отец имел право продажи детей в рабство, наказания за проступки вплоть до лишения жизни «jus vitae ac necis» («право жизни и смерти»). Дети не могли приобретать имущество в свою собственность, все купленное ими становилось собственностью отца, а взятые обязательства не распространялись на него.
Со временем разложение патриархальной семьи нашло свое выражение в ослаблении отцовской власти. Прекратилась практика продажи детей, а их убийство стало рассматриваться как тяжкое преступление. Усилилась имущественная самостоятельность детей.
Среди средств защиты несовершеннолетних государством, в первую очередь, следует отметить институт опеки. Согласно ст. 189 книги I Институций Гая над всеми малолетними устанавливается опека, ибо лицо, не достигшее совершеннолетнего возраста, должно находиться под покровительством другого лица. Опекуном обычно был ближайший родственник по указанию отца несовершеннолетнего, сделанному в завещании, также опекун мог назначаться магистратом. На опекуна возлагалась обязанность заботиться о личности и имуществе несовершеннолетнего. В классический период (середина III в. до н.э. - конец III в. н.э.) была установлена ответственность опекуна за ведение дел подопечного. Отчуждение имущества подопечного допускалось только в исключительных случаях.
Несмотря на относительную развитость института опеки в римском праве, существовавший институт усыновления, также как и в древневосточном праве, не был направлен в первую очередь на устройство детей оставшихся без попечения родителей. Усыновление, прежде всего, отражало заинтересованность главы семьи в привлечении дополнительной рабочей силы.
Другим немаловажным примером особой правовой защиты несовершеннолетних в Древнем Риме выступает преторская защита.
Исходя из п. 1 титула IV книги четвертой Дигестов императора Юстиниана (VI в. н.э.) такая защита предоставлялась юным в виду того, что именно в таком возрасте лица в наибольшей степени подвержены обману. Пункт 1 титула I книги четвертой Дигестов указывал на возраст как на основание преторской защиты в восстановлении первоначального положения: «В этом титуле претор многократно приходит на помощь людям, ... потерпевшим ущерб вследствие страха, либо (чужого) лукавства, либо возраста, либо своего отсутствия» [5].
Римское право не знало категории дееспособности, однако от возраста лица завесила его способность совершать те или иные юридически значимые действия. Можно выделить следующие возрастные группы: infantes (лица до 7 лет) - полностью недееспособные; impúberes (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет) - ограниченно дееспособные; дееспособные - лица с 14 лет (женщины с 12 лет).
Impuberes могли совершать такие сделки, которые вели к одному лишь приобретению для несовершеннолетнего без каких-либо потерь или установления обязанностей. Для совершения действий, которые могут привести к прекращению права несовершеннолетнего или к установлению его обязанности, требовалось разрешение опекуна (auctoritas tutoris), которое должно было даваться непременно при самом совершении сделки. Если сделка была совершена без разрешения опекуна, то такая сделка обязывала несовершеннолетнего только в пределах полученного обогащения [6].
Свидетельства особой правовой защиты несовершеннолетних можно найти и в нормах римского права регламентирующих уголовную ответственность. В Законах XII таблиц был впервые сформулирован принцип «прощения наказания», который главным образом относился к несовершеннолетним. В последующих работах, трактовавших содержание упомянутого закона, указанный принцип формулировался как «прощение, оправданное несовершеннолетием» [7]. Так ст. 9 таблицы VIII предписывала предать смерти человека за потраву или жатву в ночное время урожая с обработанного поля. Несовершеннолетнего, виновного в подобном преступлении, по усмотрению претора или подвергали бичеванию, или присуждали к возмещению причиненного вреда в двойном размере. Аналогичное «прощение» несовершеннолетнего было предусмотрено и за совершение кражи (ст. 14 таблицы XIII).
Таким образом, еще со времен древнего мира в первых писанных правовых памятниках стали появляться нормы, регулирующие общественные отношения с участием несовершеннолетних. Конечно, не всегда правовые нормы носили охранительный оттенок, но именно в то время берет свое начало юридическая защита детей и подростков.
Список литературы
1. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т.1. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 2000. - С. 20.
2. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ, 1999. - С.
91.
3. Голышева Л.Ю. К вопросу о формировании системы ювенального права в России // Научные труды III Международной научно-практической конференции "Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права". -Москва, 2000. - С. 6-8.
4. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т.1. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 2000. - С.
92.
5. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т.1. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 2000. - С. 153.
6.Новицкий И.Б. Римское право. Учебник для вузов. - М.: ИКД ЗЕРЦАЛО-М, 2002. - С. 49.
7.Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2001. - С. 29.
Хатунцева А.С., Овсянникова Е.А.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: общественные отношения, охрана окружающей среды, правовая защита окружающей среды, природная среда, защита