Научная статья на тему 'Несколько замечаний о модели процесса восприятия периодического издания'

Несколько замечаний о модели процесса восприятия периодического издания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
351
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аппарат ориентирования читателя / алгоритмика восприятия / указатель содержания / сканирование / поисковая установка / система анонсирования / удобочитаемость / околотекстовый заголовочный комплекс / ориентирующая комбинация

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Васильев С. Л.

В статье рассматривается процесс восприятия информации, передаваемой печатным периодическим изданием. Особое внимание автор уделяет алгоритмике восприятия газетного и журнального выпуска. Исследуются факторы, определяющие тот или иной алгоритм восприятия. Автор приходит к следующему выводу: эффективность периодического издания как передатчика информации напрямую зависит от того, насколько рациональным будет алгоритм его восприятия читателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Несколько замечаний о модели процесса восприятия периодического издания»

УДК 07:769.2

НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИИ О МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ

© С. Л. Васильев

Кубанский государственный университет,

Россия, 350070 г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

Тел.: +7 (918) 628 62 55.

E-mail: wasiljewsl@mail.ru

В статье рассматривается процесс восприятия информации, передаваемой печатным периодическим изданием. Особое внимание автор уделяет алгоритмике восприятия газетного и журнального выпуска. Исследуются факторы, определяющие тот или иной алгоритм восприятия. Автор приходит к следующему выводу: эффективность периодического издания как передатчика информации напрямую зависит от того, насколько рациональным будет алгоритм его восприятия читателем.

Ключевые слова: аппарат ориентирования читателя, алгоритмика восприятия, указатель содержания, сканирование, поисковая установка, система анонсирования, удобочитаемость, околотекстовый заголовочный комплекс, ориентирующая комбинация.

Форма печатного периодического издания, кроме того, что она является носителем, передатчиком и хранителем информации, есть ориентирующая система. Эта система многогранно, полноаспектно, по целому ряду позиций ориентирует читателя в том содержании, которое она несет, передает и хранит.

Читатель, как правило, воспринимает очередной выпуск периодического издания в следующей последовательности:

1) ознакомление с содержанием выпуска в целом, в ходе которого осуществляется поиск интересующей информации, воспринимаются различные ориентирующие сообщения, определяется круг чтения - совокупность публикаций, которым будет уделено повышенное внимание и тексты которых будут полностью или частично прочитаны;

2) ознакомление с содержанием избранных публикаций в той или иной очередности, которая складывается под воздействием как объективного фактора (действие аппарата ориентирования), так и субъективного (установки и предпочтения конкретного читателя).

Последовательность восприятия газетной или журнальной информации на его первой стадии -стадии просмотра (осмотра, обзора, обозрения, сканирования) в значительной мере обусловлена поисковой установкой читателя. Установки, к примеру, могут быть следующими:

■ Ищем определенную тему;

■ Ищем определенную публикацию;

■ Ищем определенного автора;

■ Ищем главный анонс;

■ Ищем наименее заметное (суть установки в том, что предшествующий опыт общения с данным изданием показал: нужные мне, интересные с моей точки зрения, а не с точки зрения редакции материалы могут быть представлены весьма неброско, мелким шрифтом, особенно на обложке или первой полосе);

■ Нет поискового приоритета (такая установка, скорее, ее отсутствие, ведет к спонтанному просмотру).

Алгоритмика восприятия во многом определяется структурной и пространственной моделью периодического издания. Постоянный читатель следует туда, где он привык находить интересующие его темы и публикации. Он воспринимает газету, следуя той ценностной иерархии, которая сформировалась в его сознании. Вначале нужно найти и прочитать то, что наиболее интересует и волнует.

Нередко восприятие очередного выпуска газеты или журнала начинается с поиска и чтения продолжения публикации, начатой в предыдущем выпуске. Или продолжения, развития острой темы, затронутой в предыдущих выпусках (монетизация льгот, рост тарифов на коммунальные услуги, коррупция). Или продолжения в освещении какого-либо события (катастрофа, политический кризис, коррупционный скандал).

Процесс восприятия определенного периодического издания программируется в подсознании постоянного читателя. Это происходит не сразу после первого знакомства с изданием. Необходимо достаточно внимательно просмотреть и прочесть целый ряд номеров газеты или журнала, чтобы выработался автоматизм восприятия в заданном алгоритме. Происходит усвоение и запоминание структурной, содержательной и графической модели издания. Стабильность этих моделей обеспечивает устойчивость сформировавшейся в подсознании читателя индивидуальной программы восприятия. Таким образом, стабильность формы, структуры и содержания периодического издания повышает уровень его удобочитаемости. В подсознании индивидуальная программа восприятия закрепляется как в отношении конкретного издания, так и в отношении вида периодики (газета, журнал и др.). Наверное, у каждого читателя формируется определенная программа восприятия, действующая в отношении любого периодического издания, то есть на уровне периодики в целом.

Аппарат ориентирования читателя манипулирует читательским вниманием, управляет работой

глаз, определяя в той или иной мере алгоритм восприятия, то есть последовательность воспринимающих действий читателя. Задача аппарата ориентирования в том, чтобы эта последовательность была как можно более рациональной и эффективной для каждого читателя данного периодического издания. Аппарат ориентирования читателя может рассматриваться как организованная в систему совокупность средств, управляющих вниманием читателя, определяющих избирательность и последовательность восприятия представленной в издании информации.

Исследуя алгоритмику восприятия периодического издания, следует изучать не только последовательность, но также избирательность восприятия. Эти два момента взаимозависимы, и в процессе восприятия влияют друг на друга.

Последовательность восприятия периодического издания целесообразно рассматривать на следующих уровнях:

1. Сканирование (просмотр);

2. Чтение избранных публикаций.

Избирательность восприятия мы рассматриваем на таких уровнях:

1. Сканирование (в условиях нехватки времени могут исключаться из процесса сканирования некоторые тематические разделы, не представляющие интереса для постоянного читателя, хорошо знакомого со структурой издания);

2. Фиксация интересующих публикаций, формирование круга чтения в пределах данного выпуска;

3. Чтение избранных публикаций (возможно исключение некоторых зафиксированных публикаций из запланированного круга чтения).

Чтобы более точно представлять себе алго-ритмику процесса восприятия информации, заложенной в периодическом издании, необходимо, не ограничиваясь двумя стадиями (общее знакомство с содержанием номера и чтение избранных публикаций), разделить этот процесс на более конкретные ступени.

Первую и вторую стадии восприятия газеты можно разделить на следующие ступени.

Первая стадия: сканирование начальной полосы ® сканирование отдельного блока (блока анонсов, околотекстового заголовочного комплекса) ® чтение анонса ® сканирование очередной внутренней полосы ® сканирование избранной публикации.

Вторая стадия: чтение околотекстовых заголовочных элементов в избранной последовательности ® чтение иллюстраций (рассматривание и осмысление изображения) ® чтение основного и вспомогательного текстов.

При восприятии газеты или журнала читатель совершает много действий в рамках таких операций как сканирование, перелистывание страниц, рассматривание, чтение, причем действий как основных, так и второстепенных. Поэтому представить полную, исчерпывающую модель процесса восприятия газеты или журнала довольно сложно и,

думается, не столь важно. Разумнее сосредоточиться на моделировании цепочки основных читательских действий. Многие из этих действий в процессе восприятия конкретного газетного или журнального выпуска повторяются, порой неоднократно, поэтому мы не ставим задачу показать полностью завершенную модель восприятия выпуска.

Начальную часть процесса восприятия газетного номера, разделенную на ступени, попробуем представить в виде следующей схемы:

С1 ®Илл® ОЗК1 (З®Пз®Р2® АП)® С1

®БА1®ОЗК(4С)®Т®С1

®БА2

®ОЗК2(З®Пз)®Т®...

В данной схеме использованы условные обозначения:

С1 - первая страница;

Илл - иллюстрация;

ОЗК1 - околотекстовый заголовочный комплекс, прочитанный первым на первой полосе;

БА1 - первый блок анонсов;

З - околотекстовый заголовок;

Пз - околотекстовый подзаголовок;

Р2 - околотекстовая рубрика второго уровня;

АП - околотекстовая авторская подпись;

Т - текст (текстовая часть публикации).

Расшифруем приведенную схему. Она показывает начало алгоритма восприятия газетного номера (предположим, что это «Известия»). Читатель проходит восемь ступеней, совершая восемь действий:

1. Сканирование иллюстрации на первой полосе;

2. Чтение околотекстового заголовочного комплекса, связанного с этой иллюстрацией;

3. Чтение первого блока анонсов;

4. Чтение околотекстового заголовочного комплекса, представляющего избранную публикацию на четвертой странице;

5. Чтение текста избранной публикации на четвертой полосе;

6. Чтение второго блока анонсов (ни один из них не заставил читателя идти на какую-либо из внутренних страниц);

7. Чтение второго околотекстового заголовочного комплекса на первой полосе (заголовок и подзаголовок);

8. Чтение текста на первой полосе, относящегося к только что прочитанному заголовочному комплексу.

Исследование алгоритмики процесса восприятия периодического издания показывает, что внутри ступеней восприятия легко выделяются и более конкретные действия читателя. Например, на ступени восприятия околотекстового заголовочного комплекса таковыми являются чтение заголовка, рубрики, подзаголовка и других заголовочных элементов, что и было показано в приведенной выше формуле.

Алгоритмы восприятия журнала, безусловно, отличаются от алгоритмов восприятия газеты. Степень различия во многом зависит от типа издания и

его структурных особенностей (например, от того, как выстроена структура газеты и, соответственно, рубрикация). Есть такие типы газет и такие типы журналов, которые весьма близки друг другу по целому ряду признаков, например, еженедельная массовая многостраничная цветная газета небольшого формата и еженедельный цветной массовый журнал близкого формата. Алгоритмы восприятия таких изданий могут быть весьма схожими. Однако, в большинстве других случаев можно говорить о существенных различиях в алгоритмике восприятия газеты и журнала. Здесь в первую очередь следует вспомнить о том, что большинство журналов имеют обложку и указатель содержания («Содержание»), тогда как большинство газет их не имеют. И обложка, и указатель содержания играют важнейшую роль в журнальном аппарате ориентирования читателя, а следовательно, в значительной мере определяют алгоритмику читательского восприятия.

После того, как завершено общее знакомство с содержанием выпуска газеты или журнала и определен круг чтения, наступает заключительный этап восприятия: чтение избранных публикаций. Если уточнить, то это не только чтение текстовой части материала, но и рассматривание иллюстраций, а также внимательное и осмысленное чтение заголовочных элементов.

На выбор очередности чтения избранных текстов (тех, что вошли в круг чтения данного выпуска газеты или журнала), по нашему мнению, влияют следующие факторы:

1. Иерархия интересов читателя;

2. Читательская привычка (привычка следовать определенному порядку при ознакомлении с содержанием номера газеты или журнала);

3. Психологические установки читателя;

4. Эмоциональное состояние читателя в данный момент;

5. Информация (политическая, социальная, любая другая), полученная в течение дня и накануне из других источников;

6. Фактор времени (сколько времени есть у читателя на ознакомление с выпуском);

7. Объемы избранных публикаций;

8. Аппарат ориентирования читателя (точнее, ориентирующие комбинации, относящиеся к избранным для чтения текстам).

Удобочитаемым следует считать такое периодическое издание, в котором читатель не только легко и быстро найдет все интересующие его материалы, но и прочитает их. Когда с помощью аппарата ориентирования определен круг чтения, возникает вопрос: на основе какой логики читатель сформирует последовательность восприятия избранных публикаций? С чего начнет и чем закончит?

По нашим наблюдениям, на данном этапе восприятия последовательность читательских действий может определяться следующими факторами.

Исходным фактором, действующим в первую очередь, является тот алгоритм, по которому осуществлялось предварительное, общее знакомство с содержанием выпуска. Если это было последовательное сканирование, то есть перелистывание от первой до последней страницы или наоборот, то чтение избранных публикаций тоже может оказаться последовательным независимо от степени актуальности, интересности и объема каждой из них. Такой алгоритм, как правило, исключает «непро-чтение» какого-либо текста из группы избранных, если, конечно, не возникли форс-мажорные обстоятельства, прервавшие общение читателя с изданием. Этот алгоритм нацелен на стопроцентное прочтение избранного в данном номере.

В том случае, когда читатель ограничивается чтением анонсов и указателя содержания, но не утруждает себя последовательным сканированием всего пространства выпуска, очередность чтения зафиксированных публикаций может определяться такими факторами, как значимость, интересность, объем материала, степень его иллюстрированности, а также читательская привычка (сложившаяся установка на осуществление читательских действий по определенной схеме плюс некоторые психологические и социальные особенности личности данного читателя).

Рассмотрим основные алгоритмические варианты восприятия группы избранных для чтения публикаций.

Первый вариант. При формировании круга чтения читатель мысленно выстраивает иерархию избранных текстов по степени актуальности, инте-ресности, новизны и, следуя этой иерархии, определяет очередность чтения вне зависимости от объема текстов. Это наиболее рациональный алгоритм. Подтолкнуть читателя к такому алгоритму можно, выстроив четкую иерархию в системе анонсирования и в указателе содержания. Однако не следует забывать о том, что приоритеты конкретного читателя далеко не всегда совпадают с приоритетами редакции.

Второй вариант. Вначале читаются небольшие по объему текста публикации, чтобы потом о них не забыть. Чтение группы избранных материалов заканчивается самым объемным из них. Надежный способ задать такой алгоритм восприятия в случае с газетой - выставить небольшие по объему публикации на первую, вторую, третью полосы. И, соответственно, сформировать из них первый раздел в журнале. Можно сгруппировать короткие материалы и на седьмой странице (как это делает, например, еженедельная газета «Аргументы и факты»), но не лишним будет и постоянное анонсирование этого блока.

Третий вариант. Сначала читаются крупные материалы, а лишь затем - мелкие, если остается время. Этот алгоритм менее продуктивен в сравнении с предыдущим постольку, поскольку дает меньший процент прочтения. О мелких публикациях после чтения крупных читатель может попросту

забыть. Кроме того, они редко анонсируются. Но мы знаем, что очень часто актуальность и полезность материала для конкретного читателя не соответствует объему этого материала.

В любом алгоритме восприятия периодического издания есть свои плюсы и свои минусы. Например, формирование круга чтения с помощью указателя содержания экономит время, но допускает пропуск определенного процента интересующих читателя публикаций, так как ориентирующее сообщение в указателе содержания лаконично и ограниченно.

С другой стороны, полный последовательный просмотр выпуска занимает больше времени, но круг избранных для чтения публикаций формируется более надежно, потому что околотекстовые ориентирующие комбинации, включающие развернутые вербальные, а также изобразительные ориентиры, дают значительно более полное и точное представление о содержании публикации.

Таким образом, можно сделать достаточно надежный вывод, суть которого в том, что эффективность периодического издания как передатчика информации напрямую зависит от того, насколько рациональным будет алгоритм его восприятия читателем.

Каждому читателю предстоит найти свой максимально удобный алгоритм чтения конкретного периодического издания. Алгоритм, в наибольшей степени отвечающий индивидуальным особенностям, потребностям и целям читателя. При этом читатель пользуется аппаратом ориентирования, предложенным конструкторами издания.

По мере развития процесса восприятия отдельного выпуска периодического издания количество

возможных продолжений алгоритма восприятия увеличивается, как мы полагаем, более, чем в арифметической прогрессии.

Оптимальный или близкий к нему алгоритм восприятия сложного, многоуровневого носителя информации, каковым является современное периодическое издание, позволяет:

1) избежать потерь времени;

2) избежать ненужных усилий зрительной системы, а следовательно, быстрого утомления глаз и мозга;

3) избежать получения ненужной информации и загрузки ее в память, а потому создать условия для более внимательного и свежего восприятия нужной информации;

4) получить быстрый и комфортный доступ к необходимой информации;

5) получить позитивные эмоции от общения с газетой или журналом (психологический фактор).

ЛИТЕРАТУРА

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974. 392 с.

2. Васильев С. Л. Удобочитаемость газеты. Краснодар, КубГУ, 1999. 72 с.

3. Васильев С. Л. Ориентирование читателя в информационном пространстве газеты и журнала. Тюмень, Мандрика, 2006. 112 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. М., Прогресс, 1970. 272 с.

5. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. 351 с.

6. Сурнин Д. Внимательный дизайн // КАК. 2005. №2. С. 10-13.

7. Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. СПб., БХВ-Петербург, 2004. 496 с.

Поступила в редакцию 13.02.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.