Научная статья на тему 'Неравномерность и качество экономического роста в Костромской области'

Неравномерность и качество экономического роста в Костромской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неравномерность и качество экономического роста в Костромской области»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

О.А. Сторожева

гается максимально возможное значение годовой прибыли страховой компании на основе формирования оптимального плана реализации финансовых операций, осуществляемых страховой компанией в течение года. Опираясь на позиции, изложенные М.А. Батьковским, модель данной стратегии можно представить следующим образом1:

ГШ- шах РС{РРОА05, Щ), Ц(}.)],

где РGSК - максимально возможное значение прибыли страховой компании в течение года; РG - значение прибыли страховой компании в течение года при реализации конкретной стратегии ее развития; РFD - альтернативный план финансовых операций страховой компании на рассматриваемый прогнозный период времени; а -индекс варианта альтернативного плана финансовых операций страховой компании; ОS - комплексная стратегия развития страховой компании; {ТRj} - значения параметров, которые определяют технологический регламент страховой компании, ( = I,..., Jír); {А}т - параметры 1-й страховой операции т-го типа, ( = 1,..., Lт).

При этом:

где РG(FРDа) - годовая прибыль страховой компании при реализации альтернативного плана финансовых операций; РFОт({Аji)та {ТRj}) -значение прибыли для 1-й финансовой операции т-го типа при а-м варианте альтернативного плана финансовых операций страховой компании.

В качестве основных ограничений выступает со-

блюдение страховой компанией следующих индикаторов в течение прогнозного периода времени:

1) всех нормативов, предписанных органом по надзору за страховой деятельностью;

2) требуемого уровня платежеспособности;

3) необходимого уровня финансовой устойчивости;

4) значений факторов рисков финансовых решений.

Соблюдение страховой компанией правил, регламентирующих выбор конкретного варианта комплексной стратегии ее развития должно принадлежать множеству значений функции:

OSd =POS({FRjl {CZj%

где OSd - конкретный вариант комплексной стратегии развития страховой компании; {FRj}>j = I, ..., Jfr - значения параметров, которые характеризуют финансовые и прочие ресурсы страховой компании; {CZj, j=1, ..., Jcz - значения параметров, которые характеризуют цели и задачи страховой компании.

Решение задачи моделирования комплексной стратегии развития страховой компании на прогнозный период позволяет оценить ее эффективность через максимально возможное значение годовой прибыли компании и определить способ достижения этой прибыли в виде плана финансовой деятельности.

Примечание

1 Батьковский М.А., Кузнецов С.В. Хруста-лев Ю.Е. Актуальные проблемы развития страхования в России. - М. : Воениздат МО РФ, 2003.

О.А. Сторожева

НЕРАВНОМЕРНОСТЬ И КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В последние годы Российская Федера ция пребывает в условиях относитель ной стабильности экономики и общества. Данная ситуация явилась важной предпосылкой, предопределившей положительную динамику социально-экономического развития как страны, так и отдельных ее регионов. Важнейшим фактором при этом выступает экономический рост. Поддержание темпов экономического роста, а также повышение его качественных характе-

ристик является ключевой задачей региональных и федеральных властей.

Решение этой задачи требует мобилизации всего производственно-хозяйственного, финансово-экономического, научного и кадрового потенциала области. При этом необходимо отметить, что Костромская область располагает необходимыми природными, производственно-техническими, кредитными, людскими ресурсами для успешного решения поставленных задач.

100

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006

© О.А. Сторожева, 2006

Неравномерность и качество экономического роста в Костромской области

2004 (ОКОНХ) 2005 (ОКВЭД)

□ Костромская область

□ Российская Федерация

Рис. 1. Индексы производства промышленной продукции, в % к предыдущему году

Показатели социально-экономического развития области свидетельствуют о позитивном развитии региона. В 2005 году валовой региональный продукт составил 45 млрд. рублей [2, с. 8].

Основной движущей силой развития экономики области является промышленность, формирующая около 28% валового регионального продукта.

Наблюдается устойчивый рост практически по всем основным экономическим показателям: рост промышленного производства и экспорта продукции, объемов инвестиций в основной капитал, увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему, реальных располагаемых денежных доходов населения, оборота розничной торговли, объема платных услуг и других экономических характеристик и социальных индикаторов.

Индекс промышленного производства в 2005 году составил 108,4%, в том числе по обрабатывающим производствам 112,1%, что значительно

превышает среднероссийские темпы роста (в РФ соответственно 104 и 106,7%) (рис. 1).

Что касается отраслевой неравномерности экономического роста в Костромской области (табл.), начиная с 2000 года, развитие тех или иных отраслей (или как их сейчас называют направлений деятельности) имеет скачкообразный характер. Особенно заметно выросли объемы производства в таких отраслях промышленности как мукомольно-крупяная топливная, черная и цветная металлургия. Аутсайдером в этом списке оказались машиностроение и металлообработка, легкая, лесная, химическая, пищевая промышленности, пик развития которых приходится на 2000 год, что может быть связано с девальвации рубля и последовавшем за этим ростом производства отечественной продукции.

На общий показатель работы промышленного комплекса в 2005 году наибольшее влияние

Таблица

Индексы промышленного производства по отраслям промышленности (в процентах (разах) к предыдущему году)

Отрасль промышленности 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004

Вся промышленность в т. ч.: 103,3 85,7 108,2 104,4 102,9 106,8 105,2

Электроэнергетика 104,9 89,7 95,1 104,4 92,1 112,7 97,9

Топливная промышленность 94,0 55,1 59,0 в 1,8р 87,2 35,0 90,0

Черная металлургия 101,1 86,2 в 8,0р 111,2 89,5 81,4 138,4

Цветная металлургия - в 3,3р 83,8 113,7 46,1 34,9 109,0

Химическая и нефтехимическая 102,1 104,7 112,2 74,4 111,9 102,3 96,0

Машиностроение и металлообр-ка 102,0 88,1 135,5 109,1 105,3 119,4 109,8

Лесная, деревообрабатывающая 98,5 102,3 113,5 102,5 112,9 103,4 104,8

Легкая промышленность 98,1 73,0 116,7 106,5 105,3 101,9 98,4

Текстильная промышленность 96,5 73,1 116,7 109,3 106,8 104,3 102,0

Пищевая промышленность 101,1 73,1 115,8 99,8 103,9 102,8 99,0

Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность 108,9 83,7 100,2 91,0 106,7 108,1 142,5

Др. промышленные производства 113,4 74,0 96,1 111,2 107,9 123,1 108,7

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006

101

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

А.Н. Фокин

193,5

110,9 110,5 114,8

2004 год

2005 год

□ Российская Федерация □ Костромская область Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

оказали обрабатывающие производства. Удельный вес этих предприятий составляет 67,4% в структуре отгрузки товаров и услуг (по чистым видам экономической деятельности)

По мнению специалистов Департамента экономического развития перспективным в экономике области является металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.

Что касается качественных показателей экономического роста, таких как увеличение инвестиций, внедрение новых техники и технологий в производство, выпуск наукоемкой продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью, а также степень реализации интеллектуального и научного потенциала.

В 2005 году, как и в предыдущем, в Костромской области сохранялся более высокий уровень инвестиционной активности, чем в среднем по Российской Федерации. В течение 2005 года динамика регионального индекса физического объёма инвестиций в основной капитал превышала среднероссийский показатель (рис. 2).

Общий объём иностранных инвестиций в 2005 году составил 214,8 млн. долл. США, из них более 60% поступило в форме прямых. На протяжении четырёх последних лет (с 2002 года) основным иностранным инвестором Костромской области выступает Швейцария. В 2005 году из Швейцарии поступило 176,3 млн. долл. США, что составляет 82,1% от общего объёма поступивших иностранных инвестиций. Инвестиции направляются, главным образом, в обработку древесины и производство изделий из дерева - 184,4 млн. долл. США или 85,9% от общего объёма.

Начиная с 2000 г. растет загрузка производственных мощностей. Выполнены большие объемы работ по обновлению основных производственных фондов, реконструкции и модернизации производства, совершенствованию технологических процессов и организации выпуска но-

вой, конкурентоспособной продукции. Это, прежде всего, касается предприятий молочной и мясной промышленности, которые, проводя модернизацию производства, работают над расширением ассортимента и повышением качества выпускаемой продукции с привлечением сырья из соседних регионов, что позволяет большинству из них в условиях жесткой конкуренции достаточно устойчиво работать, сохраняя и расширяя рынки сбыта.

В период с 2000 по 2006 год растет финансирование науки и научных исследований. Так, в 2005 году по сравнению с 2004 годом направляемые на науку средства из бюджетов всех уровней достигли 8879,8 тыс. рублей (7112,0 тыс. руб. в 2004 г.). Численность же персонала, занятого исследованиями и разработками, начиная с 2001 года, сокращается, и среди соседних регионов (Ивановская, Ярославская, Владимирская области) Костромская область занимает последнее место. Хотя и в этих регионах факт снижения имеет место быть [1, с. 540].

Если численность персонала, занятого исследованиями и разработками постепенно снижается, то численность аспирантов в высших учебных заведениях с каждым годом увеличивается. Так, в 2000 году прием в аспирантуру составлял 144 человека, к 2005 году эта цифра достигла уровня 151. Выпуск из аспирантуры в 2005 г. увеличился в 1,5 раза - 116 против 82 в 2000 г. Среди областей знаний, выбранных аспирантами, наибольшей популярностью пользуются психологические, физико-математические, технические, экономические, педагогические специальности.

В 2006 году главной целью развития промышленности, по-прежнему, являлось повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, обеспечение выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, замещение импорта продукции.

102

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006

Управление экономикой муниципальных структур в системе института местного саморегулирования

Таким образом, позитивные изменения в экономике области, обеспечение качества экономического роста невозможны без привлечения инвестиций, создания инвестиционной привлекательности региона.

На сегодняшний день сложился определенный баланс политических сил, экономических и социальных интересов участников проходящих общественных процессов. За счет объединения усилий большинства из них удалось добиться устойчивого экономического роста, создать основу для повышения уровня жизни населения.

Библиографический список

1. Российский статистический ежегодник. -М., 2004. - 723 с.

2. Социально-экономическое положение Костромской области в 2005 году и основные направления деятельности администрации по выполнению прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2006 год. Информационно-аналитический бюллетень. - Кострома, 2006. - 64 с.

А.Н. Фокин

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТА МЕСТНОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

Понятие «институт местного самоуправления» (ИМСУ) отражает комплексное и многогранное явление, которое, естественно, порождает различные подходы к его исследованию. Ключевыми для понимания сущности института местного самоуправления становятся такие основные подходы как институт государственной власти; институт региональной власти (вид деятельности на территории); институт гражданского общества; общественный саморегулируемый институт (самоорганизация жителей).

ИМСУ - это институт, который включает в хозяйственную деятельность управление ресурсами, формирование и взаимодействие с населением территории, представляет форму публичной власти.

Современная российская наука определяет местное самоуправление как форму народовластия (форму публичной власти), которая позволяет территориальным коллективам (местным сообществам), используя собственные материальные и финансовые ресурсы, самостоятельно и под свою ответственность непосредственно и через органы местного самоуправления, в структуру которых обязательно входят выборные органы, в пределах и в порядке, установленных законом, решать определенный круг вопросов, составляющих общие интересы членов территориального коллектива.

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе

организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление делами. В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Принципы предопределяют построение и функционирование муниципальной власти, помогают понять сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки. Они же выступают и в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

В основе местного самоуправления в Российской Федерации лежат следующие общие принципы, закрепляемые Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения.

3. Организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.

4. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям.

5. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

© А.Н. Фокин, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.