Научная статья на тему 'НЕРАВЕНСТВО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ И ДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ ПО СМЯГЧЕНИЮ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ'

НЕРАВЕНСТВО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ И ДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ ПО СМЯГЧЕНИЮ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / РЕГИОН / НЕРАВЕНСТВО / ВВП / МИГРАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / UKRAINE / REGION / INEQUALITY / GDP / MIGRATION / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пономарёва В.В.

Современное экономическое состояние Украины характеризуется межрегиональными социально-экономическими диспропорциями. Асимметрия развития областей обусловливает региональную напряженность, обострение проблем пространственного характера, усиливающихся из-за нестабильности рыночных преобразований. Вышеуказанные причины обусловили необходимость в исследовании показателей социально-экономического неравенства в Украине и в анализе эффективности деятельности власти по смягчению сложившейся ситуации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISPARITIES IN THE DEVELOPMENT OF REGIONS OF UKRAINE AND ACTIONS OF THE AUTHORITIES TO MITIGATE THE CURRENT SITUATION

Ukraine's current economic is featured by interregional socio-economic disparities. The asymmetry in development causes regional tension, spatial problems, which increase due to the instability of market transformations in various spheres. The above reasons led to the need for a comprehensive study of socio-economic indicators and to performance analysis of the authorities to mitigate this inequality,

Текст научной работы на тему «НЕРАВЕНСТВО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ И ДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ ПО СМЯГЧЕНИЮ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ»

УДК 332

Пономарёва В.В. студент

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Москва

НЕРАВЕНСТВО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ И ДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ ПО СМЯГЧЕНИЮ СЛОЖИВШЕЙСЯ

СИТУАЦИИ

Аннотация: Современное экономическое состояние Украины характеризуется межрегиональными социально-экономическими диспропорциями. Асимметрия развития областей обусловливает региональную напряженность, обострение проблем пространственного характера, усиливающихся из-за нестабильности рыночных преобразований. Вышеуказанные причины обусловили необходимость в исследовании показателей социально-экономического неравенства в Украине и в анализе эффективности деятельности власти по смягчению сложившейся ситуации

Ключевые слова: Украина, регион, неравенство, ВВП, миграция, инвестиции.

Ponomareva V. V.

student

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

Moscow

DISPARITIES IN THE DEVELOPMENT OF REGIONS OF UKRAINE AND ACTIONS OF THE AUTHORITIES TO MITIGATE THE

CURRENT SITUATION

Abstract: Ukraine's current economic is featured by interregional socioeconomic disparities. The asymmetry in development causes regional tension, spatial problems, which increase due to the instability of market transformations in various spheres. The above reasons led to the need for a comprehensive study of socio-economic indicators and to performance analysis of the authorities to mitigate this inequality,

Keywords: Ukraine, region, inequality, GDP, migration, investment.

На современном этапе для Украины характерны разделение регионов по их конкурентным преимуществам, уровням адаптации к условиям рынка, возможностям местной власти к проведению реформ.

Мы можем выделить пять типов регионов (Рис.1).

Тип 1. Город Киев - уникальный регион, как в количественном, так и в качественном отношении, который невозможно сравнить или объединить с любым другим регионом.

Тип 2. Высокоиндустриальные и урбанизированные регионы с уровнем развития выше среднего - охватывает регионы в восточной части страны.

Тип 3. Высокоурбанизированные, ориентированные на услуги регионы со средним уровнем развития.

Тип 4. Малые, несколько урбанизированные, агропромышленные регионы с низким уровнем развития - относительно компактный тип, в основном в западной части страны.

Тип 5. Регионы с низким уровнем развития, замедлением развития и с наиболее серьезными проблемами развития.

Рис. 1 Типы регионов Украины по уровню развития

23

23 Вдовичена А. Г. Особенности преодоления дисбалансов социально-экономического развития регионов Украины. 24.01.2019 Украина, г. Львов. [электронный ресурс], доступ открытый: http://www.lute.lviv.ua/fileadmin/www.lac.lviv.ua/data/News/Academy/2019/01/2019.01.25_NewsZbirnik.pdf (Дата обращения: 12.04.2020)

Наиболее часто используемый метод экономической оценки состояния и уровня развития административно -территориальных единиц страны является оценка с использованием макроэкономических и региональных показателей.

Таблица 1.

Основные социально-экономические показатели в 2018 году по регионам

Экспорт услуг (млн. долл. США) Импорт услуг (млн. долл. США) Валовой региональный продукт (в факт. ценах), млн.грн)

Украина 11637,9 6308,8 2983882

Винницкая область 102,1 17,0 92427

Волынская обл. 84,1 27,9 51972

Днепропетровская обл. 137,4 231,7 313830

Донецкая обл. 153,2 159,5 166404

Житомирская обл. 75,2 28,3 61470

Закарпатская обл. 309,1 28,4 43043

Запорожская обл. 182,4 47,1 130377

Ивано-Франковская обл. 61,1 18,7 63850

Киевская обл. 320,3 217,0 157043

Кировоградская обл. 25,0 16,2 53031

Луганская обл. 28,8 27,3 30285

Львовская обл. 570,6 67,5 147404

Николаевская обл. 498,5 25,3 69371

Одесская обл. 733,1 215,6 149530

Полтавская обл. 59,7 131,1 150904

Ровненская обл. 49,1 18,6 48836

Сумская обл. 28,6 31,4 56530

Тернопольская обл. 74,6 8,6 40747

Харьковская обл. 339,7 65,5 187454

Херсонская обл. 30,6 11,1 47868

Хмельницкая обл. 27,3 16,2 63882

Черкасская обл. 29,5 21,9 73176

Черновицкая обл. 39,1 2,4 28591

Черниговская обл. 27,0 23,2 56672

г. Киев 3551,5 3008,9 699185

Как видно из вышеуказанной таблицы, лидером по всем показателям является Киев, который ответственен за почти четверть стоимости, которую производит страна. Определенную конкуренцию составляет Днепропетровская область, поскольку именно в ней находятся экспорто-ориентированные промышленные предприятия и один из крупнейших городов страны. Наличие крупных городов повышает доли и таких областей, как Львовская, Одесская и Харьковская, по сравнению с регионами, что сильно отстают. Но сами только города не создают валовой продукт, например, в Харьковской области расположены промышленные

предприятия и добывается газ. Неравенство дополнительно усилилась вследствие потери частей Донецкой и Луганской областей, а также Крыма и города Севастополь, но не радикально. Все эти регионы, кроме Донецкой области, не имели высоких долей в общем валовом продукте и до 2014 года.

Также наблюдается усиление социального эффекта экономических преобразований в регионах. Постепенно уменьшается роль индустриально -аграрных регионов в пользу преимущественно аграрных и преимущественно индустриальных. В центральной части Украины сформировался кластер регионов (Кировоградская, Полтавская, Черкасская области), которые уступают более специализированным регионам по темпам и качеству развития, что привело к стагнации рынка труда и повышения уровня безработицы.

Таблица 2.

Основные социально-экономические показатели населения в 2018 году по _регионам_

Численность Количество Среднемесячная

населения на 1 занятого заработная плата,

января 2019 года, населения, тыс. грн.

тыс. человек человек

Украина 42153,2 16360,9 8865

Винницкая область 1560,4 652,7 7801

Волынская обл. 1035,3 371,1 7324

Днепропетровская обл. 3206,5 1402,3 8862

Донецкая обл. 4165,9 741,0 9686

Житомирская обл. 1220,2 516,7 7372

Закарпатская обл. 1256,8 502,4 8070

Запорожская обл. 1705,8 732,2 8726

Ивано-Франковская обл. 1373,3 565,8 7551

Киевская обл. 1767,9 755,7 9097

Кировоградская обл. 945,6 380,5 7191

Луганская обл. 2151,8 298,2 7365

Львовская обл. 2522,0 1061,2 8001

Николаевская обл. 1131,1 496,2 8160

Одесская обл. 2380,3 1001,9 8011

Полтавская обл. 1400,4 580,6 8375

Ровненская обл. 1157,3 473,6 7469

Сумская обл. 1081,4 485,1 7324

Тернопольская обл. 1045,9 410,8 6969

Харьковская обл. 2675,6 1258,9 7657

Херсонская обл. 1037,6 448,2 7058

Хмельницкая обл. 1264,7 522,0 7346

Черкасская обл. 1206,4 522,6 7478

Черновицкая обл. 904,4 382,9 6991

Черниговская обл. 1005,8 429,7 6995

г. Киев 2950,8 1368,6 13542

В Украине сформировались достаточно существенные различия в имеющихся доходах населения и уровне заработной платы. Традиционно высшим уровнем заработной платы отличаются Киев, Донецк, Днепропетровская, Запорожская области, низшим - Закарпатская, Черновицкая, Тернопольская. Причем разрыв между ними в доходах населения усиливается. Отсутствие надлежащих условий трудоустройства влечёт за собой активную миграцию, как внешнюю, так и внутреннюю.

При поиске причин значительной развитости определенных регионов стоит также учитывать географические диспропорции. Социально -экономическое развитие территорий прямо или косвенно базируется на использовании преимуществ геоэкономического расположения, имеющегося природно-ресурсного потенциала. Наличие на определенных территориях регионов минерально-сырьевых, земельных,

агроклиматических ресурсов предопределяют специализацию их хозяйственных комплексов, видов деятельности и отсюда соответствующий уровень занятости, дохода населения и их миграционных потоков.

Чрезмерно высокая доля Киева по каждому индикатору региональных диспропорций свидетельствует про высокий уровень централизации экономики. Ограниченность и несбалансированность распределения ресурсов для развития регионов является предпосылкой сохранения высокого уровня фискальной централизации, которая характеризуется дотациями в большинство местных бюджетов. Такая неравномерность регионального развития усиливает дифференциацию качества жизни населения, активизирует внешнюю трудовую миграцию, делает невозможным уменьшение масштабов безработицы и эффективное решение других социальных проблем.

Перейдем к анализу действия власти по смягчению сложившейся ситуации. Основными источниками финансирования регионального развития является предоставление средств из Государственного фонда регионального развития, предоставления субвенции из бюджета местным бюджетам на формирование инфраструктуры объединенных территориальных общин, субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по социально-экономическому развития отдельных территорий, а также выделение средств на выполнение программ, которые утверждаются соответствующими областными советами, гранты и т.д.

Новый этап в развитии региональной политики Украины начинается после событий 2014 года, когда украинское правительство вопрос о демократизации государства напрямую положило в зависимость от качества развития регионов. Важным шагом на пути модернизации государственной региональной политики стало утверждение Государственной стратегии регионального развития до 2020 года.

Сейчас все украинские области имеют разработанные стратегии развития до 2020 или 2025 годов. К сожалению, реалии жизни показывают, что в регионах еще не все управленцы могут эффективно воспользоваться новыми инструментами регионального развития.

В этих условиях растет необходимость привлечения финансовых ресурсов со всех доступных источников, поскольку усиление бюджетной автономии не гарантирует способность общин полностью финансировать проекты регионального развития.

На современном этапе, Государственная стратегия регионального развития до 2020 года фактически является единственным документом национального уровня, что определяет долгосрочные цели и приоритеты развития в масштабах всей страны и регионов. Сейчас на государственном уровне начат новый семилетний цикл регионального развития на период 2021-2027 годы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, начиная с 2015 года государственная региональная политика в Украине приобрела европейские черты. Появились новые инструменты регионального развития. Кабинетом Министров Украины утверждена Государственная стратегия регионального развития на период до 2015 года. Принятие такого документа стало важным этапом усовершенствования организационно-правовой обеспечения

государственной политики регулирования региональной развития. Именно в рамках Стратегии впервые были определены ключевые проблемы регионального развития, которые на то время необходимо было преодолеть для обеспечения устойчивого развития Украины как государства.

Результаты деятельности в течение 2015 года показали, что 520 миллионов гривен (из 3-х миллиардов) не были использованы в регионах и были возвращены в государственную казну. Это является результатом отсутствия в регионах достаточного количества реальных проектов регионального развития, которые могли бы быть поддержаны за счет средств государственного фонда регионального развития.

Также отметим что все вышеперечисленные стратегии идут в

24

комплексе с внедрением методики т.н. «смарт-специализации». 24

Смарт-специализация регионов - это модель структурных изменений, которые приводят к диверсификации их экономики путем освоения новых направлений производственной деятельности; это структурная эволюция всей экономики региона. В Украине уже сделаны первые шаги на пути к внедрению данной стратегии. По поручению министра экономического развития и торговли С. Кубива Межведомственной координационной группой при НАН Украины определен перечень секторных направлений смарт-специализации для Украины: биоэкономика и биотехнологии,

24 Снежная О. Smart-специализация и stupid-реализация. [электронный ресурс], доступ открытый: https://dt.ua/economics_of_regions//smart-specializaciya-ta-Stupid-realizaciya-276489_.html (дата обращения: 09.05.2020).

здоровое общество, ресурсные материалы, аэрокосмические технологии, энергетика и энергомашиностроение, информационно-коммуникационные технологии.

На практике применять концепцию смарт-специализации в Украине пытается Министерство экономического развития и торговли при разработке Стратегии развития промышленного комплекса Украины на период до 2025 года (далее - Стратегия), основными направлениями которой избраны продвижения технологий, повышение энергоэффективности, «индустрия 4.0», «смарт -регулирование» промышленности и экономическая децентрализация.

Уже реализован подобный проект в автомобилестроительном секторе, используя практику Восточного Берлина. Уместно отметить, что некоторые из направлений обеспечения регионального развития промышленности в проекте Стратегии противоречат положениям концепции смарт-специализации. Например, поддержка кластеров и развитие сотрудничества между ними в промышленности. Поскольку ключевой целью стратегии смарт-специализации регионов ЕС является реформирование региональных экономик, учитывая уникальные, новые сферы деятельности, в то время как деятельность большинства кластеров направлена на повышение эффективности компаний, которые входят в их состав. Такой подход, при устаревшей экономической структуре промышленных регионов, препятствует развитию новых направлений региональной специализации, усиливая степень регионального неравенства.

Кроме того, специалисты Минэкономразвития сущность региональной смарт-специализации сужают до понятия территориальной специализации, т.е. использование принципа локализации конкурентных преимуществ региональной экономики. Однако сосредоточения на индустриальных конкурентных преимуществах несет угрозу того, что отечественная экономика будет восприниматься на внешнем рынке как поставщик сырьевых ресурсов или продукции с низкой добавленной стоимостью.

В целом, территориальные дисбалансы социально-экономического развития присущи каждой стране мира. При этом рыночные механизмы не всегда способны преодолеть значительные межрегиональные различия в силу присущей цикличности и самоорганизации, именно поэтому в развитых странах они дополняются инструментами государственного регулирования.

Одним из приоритетов действенной региональной экономической политики становится задача не допустить вхождения отдельных территорий до состояния депрессивности, вовремя ввести меры по минимизации диспропорций социально-экономического развития на региональном уровне, в Украине это задекларировано в Концепции государственной региональной политики.

Использованные источники:

1. Аналитический отчет: региональное развитие и государственная региональная политика в Украине: состояние и перспективы изменений в контексте глобальных вызовов и европейских стандартов политики [Электронный ресурс] // Razumkov Centre - URL: http ://surdp. eu/analytical-report/ (дата обращения: 01.04.2020)

2. Государственная служба статистики Украины, 2019 г. Киев. Ответственный за выпуск О. А. Вишневская подписан в печать 25.07.2019 [электронный ресурс], - URL: https://ukrstat.org/uk/druk/publicat/kat u/2019/zb/07/Ukr cifra 2018 u.pdf

3. Государственная комиссия Украины по запасам полезных ископаемых. 03.05.2019 [электронный ресурс], - URL: https ://www.unece. org/fileadmin/DAM/energy/se/pp/unfc_egrm/egrm. 10_apr20 19/egrm_03.05.2019/10b_Oleksii_Netskyi_Rudko_Ukraine_RUS.pdf (Дата обращения: 15.02.2020)

4. Об основах государственной региональной политики: Закон Украины от 5 фев. 2015 г. № 156. - [электронный ресурс], - URL: https ://zakon.rada. gov.ua/laws/show/156-19

5. Мониторинг социально-экономического развития регионов 2018 год. Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины. Департамент по вопросам регионального развития. Май 2019 года - URL: http://www.minregion.gov.ua/wp-content/uploads/2019/05/Reytingova-otsinka-za-2018-rik-prezentatsiyni-materiali.pdf

6. Территориальное развитие и региональная политика в Украине: вызовы и приоритеты устойчивого эндогенного роста регионов Украины в условиях современных реформ / наук. ред. В. С. Портных. - Львов, 2018. - 157 с.

7. Дунаев И. В. Механизмы модернизации региональной экономической политики в Украине в условиях интеграционных процессов : дис. д-ра наук с держ. упр. : 25.00.02 / Дунаев Игорь Владимирович. - Харьков, 2018. - 440 с.

8. Грига В., Рыжкова Ю. Региональное развитие на основе разумной специализации // Стратегия развития. 2018. No 7. С. 30 - 33.

9. Минэкономразвития предлагает провести в Украине смарт -специализацию регионов. - [электронный ресурс], - URL: https://zik.ua/news/2018/03/15/minekonomrozvytku_proponuie_provesty_v_ukr aini_smartspetsia lizatsiyu_1285353 (дата обращения: 17.03.2020).

10. Пилько А. Д. модели оценивания и анализа асимметрии регионального развития / А. Д. Пилько, т. п. Гарда / / экономика развития. - 2018. - № 2 (86). - С. 24-35.

11. Снигова О. Smart-специализация и stupid-реализация. [электронный ресурс], - URL: https://dt.ua/economics_of_regions//smart-specializaciya-ta-Stupid-realizaciya-276489_.html (дата обращения: 09.12.2019).

12. Mykhnenko, V. and Swain, A. (2010): 155-158. [электронный ресурс] -URL: http://www.policy.hu/mykhnenko/Mykhnenko&Swain2010EURS.pdf (Дата обращения: 10.03.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.