Научная статья на тему 'Уровень развития регионов и экономическое районирование Украины'

Уровень развития регионов и экономическое районирование Украины Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
565
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ / РАЙОНИРОВАНИЕ / УКРАИНА / REGIONS / ECONOMIC REGIONS / DEMARCATION / UKRAINE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Олифир Денис Игоревич

В статье предпринимается попытка выделения экономических районов на основе сформированных крупных промышленных и аграрных территорий, интеграции территориального разделения труда и крупных городов. Учитываются основные принципы и факторы экономического районирования. Также рассматривается взаимодействие и связь приграничных регионов Украины с приграничными регионами России. Кратко характеризуются выделенные экономические районы. Предлагается возможный вариант направления политики сотрудничества с Россией и странами СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Level of development of regions and economic division of Ukraine

This article attempts to highlight the economic regions based on the generated large scale industrial and agricultural areas, the integration of the territorial division of labor and big cities. The basic principles and factors of economic regionalization are taking into account. The interaction and communication with the border regions of Ukraine bordering regions of Russia is also considered. There is a brief description of the selected economic areas. A possible option of the cooperation policies with Russia and other CIS countries is suggested.

Текст научной работы на тему «Уровень развития регионов и экономическое районирование Украины»

Д. И. Олифир

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ УКРАИНЫ

В статье предпринимается попытка выделения экономических районов на основе сформированных крупных промышленных и аграрных территорий, интеграции территориального разделения труда и крупных городов. Учитываются основные принципы и факторы экономического районирования. Также рассматривается взаимодействие и связь приграничных регионов Украины с приграничными регионами России. Кратко характеризуются выделенные экономические районы. Предлагается возможный вариант направления политики сотрудничества с Россией и странами СНГ.

This article attempts to highlight the economic regions based on the generated large scale industrial and agricultural areas, the integration of the territorial division of labor and big cities. The basic principles andfactors of economic regionalization are taking into account. The interaction and communication with the border regions of Ukraine bordering regions of Russia is also considered. There is a brief description ofthe selected economic areas. A possible option of the cooperation policies with Russia and other CIS countries is suggested.

Ключевые слова: регионы, экономические районы, районирование, Украина.

Key words, regions, economic regions, demarcation, Ukraine.

Региональные различия существуют во всех странах мира, и социально-экономическая география уделяет большое внимание этой проблеме. Во многих развитых странах, особенно в странах, имеющих большие площади территории, предпринимались неоднократные попытки по сглаживанию региональных диспропорций, однако попытки "выравнивания" в большинстве случаев не давали результатов и приводили к развитию одних регионов за счет других.

На Украине проблема региональной контрастности особенно значима. Например, по

показателям ВРП лидером является г. Киев, где его доля в 2008 г. составила 17,9%. Далее следуют Донецкая и Днепропетровская области, в которых данный показатель составлял 12,4% и 11% соответственно. Наиболее отсталыми регионами являются Черновицкая и Тернопольская области, доля которых 0,9% и 1,1% соответственно (рассчитано по [4]). Из этого следует, что разрыв между благополучными и неблагополучными регионами достаточно велик.

Однако очевидно, что Киев, куда сходятся все основные транспортные магистрали, где сконцентрирована политическая, экономическая, научная и инвестиционная деятельность страны, имеет самые высокие показатели ВРП и средние доходы населения здесь намного выше, чем в остальных регионах Украины. Ничего удивительного в этом нет, ведь аналогичная ситуация наблюдается и в других странах, например в России, где доля ВРП Москвы составила в 2008 г. - 24,6%.

После становления независимости появилась необходимость проведения нового экономического районирования для формирования внутригосударственного разделения труда, регулирования экономических диспропорций, совершенствования территориально-производственных аспектов, прогностических целей и т.д.

В советское время территория Украины была поделена на три экономических района, а именно Донецко-Приднепровский, СевероЗападный и Северный. Такое районирование основывалось на интересах СССР, на его основе составлялись пятилетние планы для удовлетворения интересов различных министерств и ведомств. За это время многие ученые-географы, среди которых можно отметить В. А. По-повкина, Д. М. Пистуна, Ф. Д. Заставного, О. И. Шаблия, группу исследователей с Института региональных исследований НАН Украины, предлагали свою сеть экономических районов, однако до сих пор единого научно обоснованного деления страны еще не разработано [2]. Современное экономическое районирование страны базируется на проекте "Концепции го-

сударственной экономической политики", принятой в 1998 г., согласно которой выделяется восемь экономических районов: Донецкий (Донецкая, Луганская области); Приднепровский (Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская области); Восточный (Полтавская, Сумская, Харьковская области); Центральный (Киевская, Черкасская области и г. Киев); По-

лесский (Волынская, Житомирская, Ровненс-кая, Черниговская области); Подольский (Винницкая, Тернопольская, Хмельницкая области); Причерноморский (Автономная Республика Крым, Николаевская, Одесская, Херсонская области и г. Севастополь); Карпатский (Закарпатская, Львовская, Ивано-Франковская, Черновицкая области) [3] (рис. 1).

Рис. 1. Экономическое районирование Украины

На наш взгляд, такое районирование является слишком дробным и не отвечает некоторым принципам его проведения. Особенно обращает на себя внимание территориальная "оторванность" Черниговской области от своего района, а также присоединение Кировоградской области к промышленному Приднепровскому району. Можно предложить свою сеть экономического районирования, учитывающую основные его принципы (экономический, национальный и административный) и факторы, положенные

в его основу (производственные отношения, территориальное разделение труда, материальная база, природные условия и ресурсы, трудовые ресурсы, АТД). В основу районирования можно положить крупные сформированные промышленные и аграрные территории, а также интеграцию территориального разделения труда и крупные города. Тем самым, территорию Украины можно поделить на пять экономических районов: Восточный, Южный, Крымский, Центральный и Западный (рис. 2).

Ус.твны? зтн-ЕИ

- границы административных районов ь:ралицы эконсшгаескю1. районов

2 номера админигтративных районов Е1 номера экономических районов

Эышомнческие районы

I - Восточный

II - Южный

III - Крымский

1 - Донецкая область

2 -Лугъюая область

3 - Д нлпрога? тртская облас ть

4 - Затрожстя обсасть

5 -Ха;:<ыоЕСЕая область

6 -Херсонская область

7 - Николаевская область

8 -Огвссгм обшсть 9-АРКрым

10 -КирткогЕадрЕмоОпасп--

11 - Черкасс ¡ая область

12 -Е-кшнишея оБгестъ

13 -Житомирская область

IV - Центральный

V - Западный

Административные районы

14 - Киевская облас ть

15 - город Киев

16 - Черспсивскал область

17 - Сумская область

18 - Полгав; ъая о&тсть

19 - Хмг-льницказо&шстъ

20 - Черновицкая ?блвстъ

21 - Иино-Франювская область

22 - Закарштскаяо^ластъ

23 - ЛььоЕсваяобоагтъ

34 ■Тершттс^аяойнсть

25 - Волынская область

26 - Ровне к;к9яойасть

Рис. 2. Предлагаемое экономическое районирование Украины

Для выделения Восточного экономического района можно объединить Донецкий и Приднепровский районы без Кировоградской области, вместо которой следует включить Харьковскую область. Таким образом, в составе района мы получим Донецкую, Луганскую, Днепропетровскую, Запорожскую и Харьковскую области. В таком составе экономический район отвечает всем выделенным принципам и факторам экономического районирования. В экономическом отношении это самые развитые регионы страны, представляющие индустриальный комплекс хозяйства, специализирующийся на добывающей промышленности, производстве электроэнергии, черной металлургии и машиностроении. Район занимает выгодное ЭГП и имеет хорошую транспортную обеспеченность, обладает не только благоприятными экономическими и трудовыми ресурсами, но и природными условиями и ресурсами. Все это дает возможность осуществить разнообразные экономические связи не только с другими районами Украины, но и сотрудничать на межрегиональном уровне с соседними регионами России. Например, в экономико-географическом отношении Харьковская область теснее связана с примыкающей к ней областью России - Белгородской, чем с остальной Украиной. Это объясняется тем, что мощный Харьковский промышленный узел в 50-е гг. ХХ в. был разгружен в северном от себя направлении - к Белгороду. Белгородская область является одним из самых благополучных промышленных регионов Центральной России. Ее основной отраслью специализации является добыча железной руды, потребителем которой являются соседние предприятия Харькова. Также довольно заметна маятниковая миграция населения в двух направлениях.

Донецкая и Луганская области характеризуются выгодным ЭГП и имеющимися здесь природными условиями и ресурсами. С востока они связаны с благополучной Ростовской областью, которая притягивает населения Донбасса, особенно в сфере торговли. В этих двух областях сформированы многоотраслевые промышленные районы, производящие около ? всей промышленной продукции Украины. Ведущей отраслью хозяйства является угольная промышленность, которая добывает 95% укра-

инского угля [1]. На основе местной топливной базы здесь сформировалась мощная теплоэнергетика. Через эти регионы проходят дороги, которые ведут из стран Балтии и Белоруссии до стран Закавказье [2]. Донецкая область является основной топливной базой страны и занимает второе место по объемам производства черных металлов. Однако проблемой является то, что здесь представлены старые отрасли промышленности и концентрация производства имеет критическое значение, преодолев которое, оно будет только снижаться.

Днепропетровская и Запорожская области граничат с индустриальной Донецкой областью и через них проходят важнейшие транспортные пути. Они обладают мощным природно-ресурсным потенциалом, который позволяет здесь развивать промышленность и сельское хозяйство. Здесь сформированы мощные металлургические базы, которые используют местное сырье и привозное топливо с Донбасса. Также большую роль играют старые и новые отрасли машиностроения, которые уступают по стоимости валовой продукции лишь черной металлургии.

Такой целостный экономический район стал бы крупнейшим донором для всей Украины.

Южный экономический район может соответствовать Причерноморскому экономическому району, который территориально выглядит довольно компактно. В силу своего приморского положения и благоприятных климатических условий в районе хорошо развито рекреационное хозяйство. Крупные административные центры, а именно Херсон, Николаев и Одесса специализируются на производстве продукции машиностроения, в частности, судостроения. Остальную же территорию можно отнести к аграрно-рекреационной. Однако в этом районе особое положение занимает АР Крым, у которой мало чего общего с другими регионами этого района. В Крыму проживает незначительная часть украинцев, доля которых составляет примерно 26% [1], поэтому выделить его как отдельный Крымский экономический район имеет значение, т.к. он в целом отвечает основным принципам и факторам экономического районирования.

К Центральному экономическому району можно отнести регионы, которые примыкают к Киеву и Киевской области, а именно -

Черниговская, Сумская, Полтавская, Кировоградская, Черкасская, Винницкая и Житомирская области. Территориальная структура этого района имеет радиально-кольцевой характер, который определяется Киевской агломерацией и отходящими от нее радиальными магистралями и "кольцом", на которые "накладываются" административные центры. Хозяйство такого района представляет собой индустриально-аграрный комплекс, который специализируется на производстве обрабатывающей промышленности и многоотраслевом сельском хозяйстве [1]. В этом районе производства расположены в основном в административных центрах, а остальная территория представляет собой сельскохозяйственные угодья. В социально-экономическом отношении столица притягивает к себе регионы, входящие в состав этого района. Помимо того что в районе хорошо развита транспортная сеть, которая сводится к Киеву, также здесь есть регионы, через которые можно развивать тесные экономические связи с соседними регионами России и Белоруссии. К таким регионами относятся Сумская, Черниговская, Киевская и Житомирская области.

К Западному экономическому району можно отнести Львовскую, Закарпатскую, Ивано-Франковскую, Черновицкую, Тернопольскую, Хмельницкую, Ровненскую и Волынскую области. Эти регионы специализируются главным образом на сельскохозяйственной продукции и являются аграрными. Исключение здесь составляет Львовская область, которая специализируется на трудоемких отраслях машиностроения. Для этого района Львов является главным экономическим центром и районообразующим городом, к которому сводятся все транспортные магистрали и в котором сконцентрирована квалифицированная рабочая сила. В данном районе есть регионы с относительно низкими показателями развития, а именно Черновицкая и Тернопольская области, доля которых в ВРП на 2008 г. составила 0,9% и 1,1% соответственно (в Киеве - 17,9%, в Донецкой области 12,4%) (рассчитано по [4]). Отсюда вытекает важность региональной политики государства, направленной на сглаживание межрегиональных диспропорций и подъема производительных сих. Для решения данной проблемы может сыграть благоприят-

ное ЭГП района, т. к. он занимает приграничное положение с Белоруссией, Польшей, Словакией и Молдовой. Несмотря на это район является бедным относительно других выделенных районов Украины. Следовательно, для подъема производительности значительную роль здесь может сыграть международное сотрудничество и создание экономических зон. В настоящее время попытки восстановления экономического благосостояния предпринимаются за счет "Еврорегионов", однако пока она не дает особо значимых результатов.

Экономическая жизнь Украины сейчас поддерживается за счет Киева, Донецкой, Днепропетровской и других благополучных областей. Для развития депрессивных регионов необходимо воздействие на них регионов-доно-ров за счет целенаправленной региональной политики, основные положения которой уже достаточно давно сформулированы, но по-прежнему остаются и скорее всего, останутся только лишь на бумаге. Также всей Украине нужно переориентировать направление политики и вернутся к более полному сотрудничеству с Россией и странами СНГ. В период 1990-х гг. были потеряны ценные политические и экономические связи, которые формировались десятилетиями. Украинская промышленность создавалась для масштабов огромной страны, и для всего восточного экономического блока. Для сознания этого мощного экономического фундамента были потрачены колоссальные трудовые и материальные ресурсы, которые были проданы за бесценок, разворованы или попросту брошены. Характерный пример - это Крымская АЭС, для строительства которой были привлечены огромные силы. После аварии на Чернобыльской АЭС ее попросту бросили, хотя она была готова на 90%. Если бы из случившегося были сделаны правильные выводы, и объект был бы введен в строй, огромный южноукраинский район не страдал бы от дефицита электроэнергии. Да и сама украинская промышленность не была бы столь зависима от российских энергоносителей.

Также весьма характерен пример Донбасса. Многочисленные гигантские заводы и предприятия не работают даже вполовину своей мощности по причине сложившейся экономической ситуации. Донецкий промышленный район создавался для огромной страны,

нынешней Украине такие мощности не нужны. Следовательно, продукция не востребована иными потребителями, кроме стран СНГ и России. Годы "оранжевой власти" эти связи фактически оборвали.

Таким образом, между всеми выделенными экономическими районами можно установить различные связи. Такое районирование, на наш взгляд, соответствует основным принципам и факторам его осуществления. В результате нами выделен индустриальный Восток, аграрно-индустриальный Юг с Крымским экономическим районом и Центр, а также аграрный Запад. Объединив некоторые регионы в один

экономический район и сократив тем самым количество районов, мы получили, что в каждом из них существуют города-центры, которые могут служить районообразующими. Наибольшее количество таких центров наблюдается в Восточном районе - Донецк, Днепропетровск, Харьков и Запорожье. В Южном районе такими центрами будут Одесса, Николаев и Херсон, в Крымском - Симферополь и Севастополь, в Центральном - Киев, а в Западном - Львов. В таком виде экономическое районирование выглядит достаточно однородным и позволит осуществлять более рациональную государственную региональную политику.

Литература

1. Губарев В. К. География Украины: Справочник школьника и студента. Донецк: ООО ПКФ "БАО", 2008. 480 с.

2. Жук М. В. Регіональна економіка: Підручник. К.: ВЦ "Академія", 2008. 416 с.

3. Лишиленко В. I. Регіональна економіка: Підручник. К.: Центр учбовоі літератури, 2011. 384 с.

4. ЦКЬ: http://www.ukrstat.gov.ua/druk/katalog/reg/reg_10_I.zip

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.