Научная статья на тему 'Нераскрытый потенциал имущественного налогообложения'

Нераскрытый потенциал имущественного налогообложения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Братцев В. И.

Исследование имущественных налогов в разрезе имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, позволит ответить на вопросы, кто и сколько должен платить, как установить обоснованный перечень объектов налогообложения и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нераскрытый потенциал имущественного налогообложения»

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА

Канд. экон. наук В. И. Братцев

НЕРАСКРЫТЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Исследование имущественных налогов в разрезе имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, позволит ответить на вопросы, кто и сколько должен платить, как установить обоснованный перечень объектов налогообложения и другие.

Сегодня еще актуально вести дискуссию на тему, каким должен быть налог с имущества, переходящего в порядке наследования. Де-факто судьба его уже решена: парламентом он отменен, его уже нет в перечне налогов, установленных налоговым законодательством с 2006 г. Тем не менее данный налог будет действовать до конца 2005 г.

После принятия в 2001 г. части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, которая вступила в силу с 1 марта 2002 г., возникла необходимость изменения и налогообложения наследства. В новом наследственном праве значительно расширился круг объектов, передаваемых по наследству, а также существенно изменилась их стоимость. Если в недалеком прошлом самым дорогим, переходящим по наследству имуществом были, к примеру, автомобиль, дача, денежные средства во вкладах в банках, то сейчас наследуются права, связанные с участием в хозяйственных товариществах и обществах, кооперативах, отдельные виды имущества (предприятия, вещи ограниченного пользования, имущество члена крестьянского (фермерского) хозяйства, ценные бумаги, земельные участки, дома, яхты, самолеты).

Значительно расширился круг наследников по закону. Кроме того, прописан приоритет завещания над наследованием по закону. Но очередность вступления в наследство рассматривается только при наследовании по закону, что оказывает существенное влияние на сумму налоговых платежей.

В связи с этим нормы наследственного права требуют существенного изменения, так как они регулируются принятым еще в 1991 г. законом «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения». Попытка заменить этот устаревший закон новым законом

«Налог на наследование или дарение» затянулась на годы, что, наверное, послужило основанием вообще отказаться от налога на наследство.

Президент в мае 2005 г. предложил Федеральному собранию отменить налог на наследование. «Миллиардные состояния все равно где-то запрятаны в офшорах, а какой-нибудь садовый домик - за него надо заплатить такие деньги, которые часто человеку не по карману», - объяснил он.

Вместе с тем защиту малоимущих можно обеспечить не отменой вышеуказанного налога, а путем выбора и применения оптимальной ставки налога на наследование (она устанавливается в зависимости от степени родства и стоимости имущества), увеличения размера вычета (т. е. суммы, на которую при исчислении налога уменьшается стоимость наследуемого имущества), сокращения перечня облагаемого налогом наследуемого имущества.

Рациональное применение указанных элементов налога позволит малообеспеченным гражданам вообще не платить налоги на наследство, а среднему классу сэкономить на этих платежах, переложив бремя платежей на налогоплательщиков, не являющихся близкими родственниками наследодателя, получающих имущество, стоимость которого очень высокая.

Многообразие форм собственности в России, закрепленное нормами права, придает имущественному налогообложению совершенно иные пути развития, изменяет их место и роль в налоговой системе. При российских масштабах, включающих большое количество регионов со своими органами местного самоуправления и бюджетами, целесообразнее иметь налоговую систему, состоящую из нескольких мелких налогов, тогда легче формировать и управлять финансовыми потоками. В сокращении количества поимущественных налогов, в частности налога на право передачи собственности умершего его наследникам, для России нет положительных моментов. Отнесение вышеуказанного налога к местным налогам позволит увеличить налоговую базу местного самоуправления и контролировать имущественный налоговый потенциал налогоплательщиков, находящихся на этой территории.

В этой связи особо стоит отметить проблемное состояние местных муниципальных финансов. Доля доходов муниципальных бюджетов в консолидированных доходах бюджета страны вдвое меньше их доли в консолидированных расходах (около 17% и порядка 30-32% соответственно). При этом на попечении муниципалитетов находятся школы, больницы, жилищно-коммунальное хозяйство и т. д., т. е. почти вся местная социальная инфраструктура. Разница между доходами и расходами покрывается за счет средств, выделяемых субъектами Федерации. В результате наблюдается целый комплекс негативных явлений. Органы и

учреждения становятся в значительной степени зависимы в выполнении своих функций от региональных властей. В свою очередь, постоянная потребность в дофинансировании местных бюджетов из бюджета субъекта Федерации увеличивает и без того серьезную нагрузку на региональный бюджет (а ведь субсидирование и дотирование местных бюджетов производятся в большей мере именно за счет средств субъектов Федерации). Поэтому целесообразнее передать налог на имущество, переходящее в порядке наследования, в муниципальную налоговую систему, что позволит в какой-то степени отказаться от распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней сообразно их расходной нагрузке.

Муниципалитеты имеют два источника доходов: местные налоги и трансферты из бюджетов других уровней. При этом обязательственная составляющая местных бюджетов весьма серьезна, а полномочия органов местного самоуправления в налоговой сфере крайне незначительны, поскольку все основные права принадлежат федеральной власти.

В США в некоторых штатах налог на наследство представляет собой разновидность налога на имущество и взимается аналогично федеральным налогам на имущество; в других штатах преобладает форма налога на наследство.

Как правило, налоги штатов на наследство взимаются с недвижимого имущества и личного материального имущества, расположенного в том штате, где умерший проживал постоянно, а также с нематериального личного имущества, независимо от его местонахождения. Однако если на постоянное место проживания умершего претендуют несколько штатов, применяется многократное налогообложение. Оно применяется также в тех случаях, когда в законодательстве штата отсутствуют положения о взаимных льготах при налогообложении или если штат претендует на взимание налога с нематериальной личной собственности, находящейся на его территории, в то время как умерший имел постоянное место жительства в другом штате. Это предусматривается постановлением Верховного суда США для тех штатов, которые могут доказать выгоду действующего в них законодательства, например, правовую защиту траста, учрежденного для личной нематериальной собственности (обычно акций или облигаций).

Не всегда то, что хорошо для других стран, приемлемо для России. Налог на наследство представляет собой разновидность налога на имущество, поэтому механизмы их администрирования аналогичны, но при этом необходимо учитывать особенности регионов.

Во всем мире наследники платят за доставшееся им имущество. Причем самые высокие «наследственные» ставки в США (от 45 до 80%), самые низкие - в Италии (максимум 28%).

В Австрии максимальная ставка налога достигает 60%. Ее платят наследники, не являющиеся родственниками покойного, с суммы, превышающей 4 млн. 380 тыс. евро. В Швеции предельная ставка равна 60%, по ней платят дальние родственники, получающие наследство стоимостью более 8 млн. крон (немногим более 1 млн. долларов). В Великобритании налог взимается по единой ставке в 40%, но только при условии, что стоимость имущества превышает порог, равный 242 тыс. английских фунтов (примерно 350,9 тыс. долларов).

США намерены ликвидировать федеральный налог на наследство к 2010 г. В 2001 г. конгресс одобрил соответствующую программу, предложенную президентом Джорджем Бушем. Максимальная ставка налога, пониженная начиная с 2001 г. с 55 до 45%, постепенно будет снижаться и далее. Поэтапно будет увеличиваться и стоимость активов, освобождаемых от налогообложения. В 2002 г. она была увеличена до 1 млн. долларов, а в 2009 г. достигнет 3,5 млн. долларов. Любопытно, что инициативу Буша встретили в штыки самые богатые американцы, более других от нее выигрывающие. В их числе Джордж Сорос, Дэвид Рокфеллер-младший, Уоррен Баффет, а также отец мультимиллиардера Билла Гейтса Уильям Гейтс. Последний даже выступил инициатором специальной петиции к конгрессу, в которой был выражен протест по поводу отмены налога.

Сегодня в России дети, родители и супруги платят от 5 до 10% стоимости имущества, передаваемого по наследству; внуки, сестры, братья, бабушки, дедушки должны отдать государству 20%. Дальняя родня и граждане, получающие имущество по завещанию, независимо от степени родства, облагаются 40%-ным налогом. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования, взимается со стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимального размера оплаты труда (85 тыс. рублей), если оно является объектом налогообложения.

Так кто и сколько должен платить? Тема для обсуждения открытая: имеется множество точек зрения. Богатому наследству у большинства российских граждан взяться неоткуда. Даже Всемирный банк в своем докладе отмечал, что по уровню ВВП на душу населения Россия находится на 98-м месте в мире.

Учитывая поставленную выше цель - оградить от налогового бремени малообеспеченных граждан при налогообложении наследства, необходимо прежде всего установить обоснованный перечень объектов налогообложения.

Сейчас под объекты налогообложения попадают жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгметаллов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гараж-но-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, земельные участки, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Рассматривая оптимальные варианты перечня облагаемых налогом объектов наследуемого имущества, необходимо учитывать существующие проблемы при налогообложении вещей, не относящихся к недвижимым.

К недвижимости относится земля либо все, что постоянно находится на ней. Движимое имущество - это любое имущество, не подпадающее под определение недвижимого имущества. Движимое имущество состоит из материального либо нематериального имущества (имущество в форме требований).

В обиходе и для целей налогообложения общая рыночная стоимость всех видов имущества (состояния), принадлежащего данному лицу после правомерных вычетов, представляет собой облагаемое налогом наследство в случае смерти владельца и передачи имущества по наследству. Состояние перестает существовать, когда имущество распределяется в соответствии с завещанием или законом.

Исключение из перечня объектов налогообложения движимого имущества (средств на банковских счетах, акций, депозитов и предметов искусства) объясняется тем, что за их оборотом налоговые органы уследить не в состоянии. Данная позиция дает основание остановиться только на трех категориях имущества: жилых домах, земельных участках и транспортных средствах, так как оборот этого имущества хорошо контролируется.

Предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгметаллов и драгоценных камней и лом таких изделий не должны включаться в перечень объектов налогообложения при наследовании, поскольку владельцы при жизни не платят с этого вида имущества налоги.

Построение оптимальной структуры объектов налогообложения в дальнейшем должно строиться с учетом того, что владение имуществом рассматривается как способность платить налоги, а любая собственность - как материальная, так и нематериальная - должна быть включена в налоговую базу.

Кроме того, необходимо установить необлагаемый минимум при наследовании с учетом рыночной стоимости объекта и земельного участка, где находится объект, в размере до 1 млн. рублей (это сумма, на которую при исчислении налога уменьшается стоимость наследуемого имущества).

Прямые родственники по восходящей и нисходящей линии (наследники первой очереди) должны быть освобождены от налога на наследство, если стоимость наследуемого имущества не превышает 3 млн. рублей. То, что свыше этой суммы, должно облагаться 2,2%-ным налогом. Все другие наследники, в том числе относящиеся ко второй -восьмой очереди, после смерти наследодателя платят следующий налог на имущество: тети, дяди, племянники и племянницы и другие родственники - 5%; лица, не связанные родственными отношениями, - 13% с любой суммы наследства, что соответствует подоходному налогу.

Вместе с тем очередность вступления в наследство должна рассматриваться не только при наследовании по закону, но и по завещанию.

С учетом всех высказанных аргументов для большинства населения ставка налога реально окажется нулевой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.