Ю. А. Захаров , Т. М. Чурекова
Непрерывность и преемственность образования в структуре университетского комплекса
Образованность общества считается основой решения социальных и экономических проблем, сохранения и развития науки, культуры, национальных традиций, укрепления государства и обеспечения его безопасности.
В национальной доктрине образования в РФ идет речь о крупномасштабном эксперименте — объединении университетов, вузов, техникумов, колледжей, гимназий, лицеев, школ в единую образовательную систему, в основе которой — непрерывность и преемственность. Создание таких систем стало самостоятельным направлением социальной образовательной практики, реализующим решение одной из важнейших задач общественного развития.
Актуализация проблемы непрерывного образования является сегодня исторической необходимостью, отражает определенный этап в развитии образования. Образование — основа сохранения, передачи и умножения интеллектуального потенциала, единения национального сознания, нравственного, психического и физического здоровья нации. Создаваемая образовательная система решает важнейшую задачу — развитие каждого человека как личности через обеспечение непрерывного образовательного процесса, начиная с детских дошкольных учреждений до профессиональной подготовки и переквалификации.
Именно такой подход заложен в основу созданной в 1989 г. на базе Кемеровского государственного университета полифункциональной модели «Региональный центр непрерывного образования». Это, видимо, первый и в настоящее время один из крупнейших подобного рода образовательных центров России, входящий в Кузбасский университетский комплекс и интегрирующий довузовское, вузовское и поствузовское образование, со взаимообусловленными звеньями, многоукладными, вариативными, более дифференцированными по уровням образования.
Способность отслеживать происходящее, динамично менять свой облик — решающая характеристика современного вуза. Более того, качество жизни учебного заведения в наши дни уже не столько связано с обновлением содержания и форм его традиционной деятельности, сколько со способностью к взаимодействию с динамично пульсирующей периферией, которая в конечном итоге и является гарантией его благополучия. Развитие периферии, таким образом, становится важнейшей стратегической задачей вуза, условием согласования его академического потенциала с требованиями жизни.
В КемГУ создана охватывающая своим влиянием около 80 % Кузбасса региональная образовательная сеть, с географически рационально расположенными филиалами в крупнейших городах субрегионов (Анжеро-Судженск, Белово, Прокопьевск, Новокузнецк), и представительствами (Мариинск, Междуреченск), при которых также созданы и функционируют отделения Центра непрерывного образования. В структуре РЦНО более 50 образовательных учреждений, объединяющих около 30 тысяч дошкольников и школьников. Школа и вуз всегда были связаны непростыми узами взаимозависимости, сегодня эти связи приобрели некоторые новые черты. И одной из них является преемственность, которая обусловливает поступательное движение педагогического процесса во всех звеньях системы непрерывного образования, что позволяет обеспечить мотивационную, предметную, операциональную (культура учебной деятельности и самообразования, информационная культура, современный стиль научного мышления) готовность обучающихся к переходу на новые ступени образования и самообразования.
Управление РЦНО осуществляется через совет руководителей (в составе — ректор, проректор, зав. кафедрой педагогики, начальник департамента образования администрации области, начальник управления образования администрации города, директора образовательных учреждений), возглавляемый ректором КемГУ, генеральным директором РЦНО, и Методический совет (в составе — проректор, научные руководители образовательных профилей, зам. директоров ОУ по научно-экспериментальной работе), возглавляемый проректором РЦНО. Система взаимодействия РЦНО КемГУ с образовательными учреждениями определяется договором. К сожалению, с точки зрения управления, до сих пор не преодолена ведомственность, не используется практика соучредительства образовательных учреждений. Тем не менее, данная система является открытой, достаточно динамичной и включает следующие направления:
1. Разработка концепций (программ) развития образовательных учреждений, организационно-нормативного обеспечения их деятельности — образовательные учреждения РЦНО аттестованы и аккредитованы как инновационные.
2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, включающее разработку нового содержания образования для дошкольников (программа «Детская картина мира» стала лауреатом конкурса инновационных проектов, организованного МО РФ и Международным фондом «Культурная инициатива»), для школьников: по литературе, химии, биологии, экологии, истории, экономике, правоведению, английскому, немецкому, французскому языкам. На сегодняшний день учащимся РЦНО предложено более 90 спецкурсов, которые по результатам социологического опроса гимназистов и лицеистов получили высокую оценку. В образовательных учреждениях РЦНО вместе с филиалами работает около 300 преподавателей КемГУ.
3. Научно-методическая работа с администрацией, воспитателями и учителями образовательных учреждений городов и районов области через методические советы, семинары, посещение и анализ уроков, индивидуальные консультации, ежегодные научно-практические конференции.
4. Учебно-исследовательская работа с учащимися: спецкурсы по общеразвивающим и профильным дисциплинам; археологическая, биологическая, экологическая, фольклорная, лингвистическая, культурологическая практики; научные рефераты и доклады учащихся с последующим выступлением на научно-практических конференциях школьников областного, российского и международного уровней; олимпиады, конкурсы и т. п.
5. Большое внимание уделяется работе с одаренными детьми, для них разрабатываются индивидуальные образовательные программы.
6. Разработка и реализация этико-эстетической и физической программы развития личности ребенка. Традиционными стали совместные праздники, которые проходят в университете или в одном из учебных заведений: «Здравствуйте, это мы», «Лицейско-гимназическая весна», «Ассамблея звезд», конкурсы поэтов, состязания юных эрудитов и т. п. Все это дает возможность ребятам ощутить себя членом большой, дружной, творческой семьи РЦНО.
7. Разработка программ психологического и валеологического сопровождения ребенка в воспитательно-образовательном процессе с целью создания более комфортных условий для развития и самореализации в системе непрерывного образования. Рассматривая Региональный центр непрерывного образования КемГУ как педагогическую систему, мы определили основную цель — создание условий для:
• постоянного, целеустремленного, творческого развития обучаемого;
• улучшения его деятельности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование посредством овладения новейшими достижениями науки, передового опыта, собственной поисковой деятельности, свободного выбора своей образовательной траектории, траектории движения, своей сферы инициативы и ответственности.
Разработанная учеными КемГУ концепция РЦНО определяет следующие функции непрерывного образования: компенсаторную, адаптивную, интегративную, но первостепенное значение приобретает функция самореализации личности (социальной, учебной, профессиональной), реализуемая через:
• раннюю дифференциацию и профилизацию обучения;
• преемственность обучения и воспитания в организационном (создание образовательных моделей и комплексов), содержательном (учебные планы, программы) и методическом (использование методов, максимально активизирующих познавательную деятельность детей и учащихся) аспектах;
• педагогику сотрудничества, коммуникативное взаимодействие воспитателя — ребенка, учителя — учащегося — преподавателя вуза, где решаются задачи: информационная, развивающая, воспитательная;
• изучение внутреннего мира ребенка, его индивидуальности, психологических и интеллектуальных возможностей, диагностику способностей и построение на этой основе оптимальных условий для формирования личности при развивающем характере обучения;
• организацию индивидуальной научно-исследовательской работы старшеклассников под руководством ученых Кемеровского госуниверситета.
В образовательных учреждениях Центра приоритет отдается следующим видам учебной деятельности:
• исследовательская, теоретико-познавательная (постановка проблемы, выдвижение и проверка гипотез, генерация идей, проведение или моделирование эксперимента и т. п.);
• дискуссионная (выявление и сопоставление точек зрения, позиций, подбор и предъявление аргументации и т. д.);
• моделирующая — в предметно-содержательном (имитационно-игровом) и социально-психологическом (ролевом) плане;
• рефлексивная — в гносеологическом и эмоционально-личностном плане (интеллектуальная и эмоциональная рефлексия).
Для реализации поставленных целей и задач мы использовали такие формы взаимодействия со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса как:
• совместное проектирование содержания учебных дисциплин с учетом государственных образовательных стандартов, которое дает возможность оперативной корректировки содержания обучения;
• регулярное обсуждение вопросов совершенствования преподавания на заседаниях кафедр, проблемных семинарах, научно-практических конференциях, что позволяет внедрять инновационные педагогические технологии;
• издание совместных учебно-методических пособий для учащихся профильных классов;
• проведение общих (для учащихся и студентов) учебных практик, научно-практических конференций, деловых игр, проблемных семинаров, коллоквиумов — все эти формы развивают творческую активность, исследовательские качества, способствуют закреплению и отработке полученных знаний в деятельности, приближенной к профессиональной;
• промежуточный рейтинговый контроль, проводимый преподавателями университета, повышающий заинтересованность учащихся в получении конкурентоспособных знаний.
Совместная деятельность университета, гимназий, лицеев также предполагает:
• гибкую систему индивидуальных занятий, которые способны реализовать практически любую потребность ученика в подготовке по избранному направлению;
• постоянное формирование и целенаправленную реализацию личностной установки ученика на свободный и ответственный выбор, в том числе и профессиональный;
• взаимодействие с психологами Центра, которые последовательно (совместно со школьными психологами) формируют у школьников ясное ощущение самоценности и общественной значимости собственной личности, под контролем которых осуществляется обучение и развитие личности ученика, проходящего путь от изучения самого себя — через диагностику, самодиагностику и самоконтроль — к самопрогнозу, т. е. осознанию способов и методов реализации собственных возможностей.
Функционирование РЦНО позволяет образовательным учреждениям осуществлять свою деятельность на системной основе, адекватно их образовательно-культурной и социально-экономической направленности, реализуя принципы преемственности и непрерывности, целостности и согласованности, гуманизации и гуманитаризации, психологической комфортности, вариативности и креативности.
Как результат взаимной работы четыре гимназии Центра в 2000 г. стали лауреатами Всероссийского конкурса «Школа века»; Городской классический лицей — дважды лауреат фонда Сороса, победитель международных олимпиад в области физики, химии, информатики, истории, вошел в перечень 100 лучших школ России, также как и 41 гимназия; 21 гимназия — лауреат Всероссийского конкурса молодежных театральных коллективов на французском языке, обладатель Золотой маски; гимназия № 12 г. Ленинска-Кузнецкого по итогам Всероссийского конкурса культурно-образовательных инициатив получила статус «Федеральной экспериментальной площадки; многопрофильный лицей г. Междуреченска — победитель Всероссийского конкурса «Лидер образования», обладатель Золотого жезла; Детско-юношеский центр — лауреат Всероссийского конкурса «На подиуме у Зайцева» и т. д. Учащиеся образовательных учреждений РЦНО ежегодно на областных олимпиадах занимают от 45 % до 84 % призовых мест по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам, они лауреаты республиканских конференций «Юность. Наука. Культура», «Шаг в будущее», «Юниор», «Сахаровские чтения», призеры Всероссийской предметной олимпиады, телекоммуникационной викторины по биологии и экологии, многопредметной олимпиады «Олимпийский марафон» и т. д.; стабильно реализуется практически 100 %-е поступление выпускников образовательных учреждений РЦНО в вузы области, России; в том числе до 65 % — в КемГУ, что составляет в среднем более 30 % от поступивших на 1 курс головного университета. По данным деканатов, выпускники гимназий и классического лицея РЦНО КемГУ составляют, как правило, интеллектуальное творческое ядро студенческих групп и с первого курса активно включаются в учебную, научно-исследовательскую (есть публикации в сборниках молодых ученых и аспирантов), общественную деятельность университета, показывают достаточно высокий уровень качественной успеваемости (85-100 %). Более 30 % лауреатов областной, правительственной, президентской стипендии — это выпускники образовательных учреждений РЦНО. Они — активные участники областных студенческих олимпиад (48 % от общего числа участников), восемь человек из 15 (53,3 %) — победители в личном первенстве.
Задача вуза — востребовать «актуальное развитие» выпускников школ нового типа, создать им условия для реализации и развития своих способностей. В КемГУ такая работа на ряде факультетов начата:
• комплектуются отдельные группы (юридический факультет, факультеты романо-германской филологии, истории и международных отношений, филологии и журналистики);
• создается гибкая система зачетов, экзаменов, позволяющая обеспечить создание дифференцированных, вплоть до сугубо индивидуальных программ обучения.
В системе работы РЦНО просматривается поствузовский этап бывших лицеистов и гимназистов: почти 50 % из них оканчивают университет с красным дипломом, работают на кафедрах вузов Кузбасса, в учебных заведениях РЦНО, учатся в аспирантуре.
© Ю. А. Захаров, Т. М. Чурекова, 2003
Захаров Ю. А. Непрерывность и преемственность образования в структуре университетского комплекса / Ю. А. Захаров, Т. М. Чурекова // Университетское управление: практика и анализ. -2003. - № 2(25). С. 31-34.