Т. М. Чурекова
Миссия университета в решении региональных проблем
Перемены, происходящие в последние годы в экономической, социально-политической и научно-технической сферах, стали главной причиной системной модернизации образования, в том числе и профессионального. Анализ практики развития высшей школы показывает, что можно говорить об «университизации» высшего профессионального образования и его диверсификации.
XXI век — век постоянно растущего объема знаний, информации, инноваций, технологий, обучающих программ и т.д. Такая ситуация требует качественного изменения системы университетского образования при сохранении его универсалий и фундаментальных основ. Поэтому роль и значение университета в современном обществе выходят за рамки непосредственных задач, решаемых высшим учебным заведением. У региональных университетов как центров образования, науки, культуры появляется своя, особая миссия:
• стабилизация процесса воспроизводства кадрового потенциала; подготовка кадров высшей категории. Этому способствует как создание Советов по защите, так и возможность обеспечения информированности научных кадров благодаря электронным сетям;
• создание системы непрерывного образования, в т. ч. и профессионального;
• региональные университеты формируются как распределенная система с использованием ресурсов дистанционного образования, филиалов и представительств университета, обеспечивающая частичное перемещение учебного процесса в города и районы области;
• развитие научных школ, фундаментальных и прикладных исследований, где значительная доля отводится проблемам региона, развитию его производительных сил, его демографии, изучению факторов сбережения здоровья, социальным проблемам молодежи и т. д.;
• сохранение социокультурных традиций: поддерживаются процессы восстановления местных промыслов, фольклора, изучаются особенности языка этнического состава региона, восстанавливаются историко-героические страницы края, на которых воспитывается молодежь, формируется «корневой» (по П. А. Флоренскому) человек — человек-гражданин, патриот не только по отношению к России, но и к своей «малой родине».
Выполнение данной миссии позволяет университету выступать лидером и координирующим центром в деле кадрового, технологического, культурного обеспечения инновационного развития территории. Наилучшая форма для этого в рамках задач и приоритетов, объявленных «Концепцией модернизации Российского образования», — университетские комплексы.
Научно-образовательный комплекс Кемеровского государственного университета, являясь одной из весомых составляющих социальной инфраструктуры региона, непосредственно участвует в ее формировании. Университетская сеть охватывает своим влиянием практически всю область (рис. 1).
Рис. 1. География размещения структурных подразделений университетского комплекса
КемГУ интегрирует свою работу с учреждениями общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, с научно-исследовательскими организациями, производственными структурами, органами государственного и муниципального управления, работает со всеми слоями населения, коммерческими и другими структурами. Все это способствует переходу от традиционного обучающего типа развития к инновационному и возможности привлечения в КемГУ дополнительных финансовых и материальных ресурсов. Университетский комплекс включает собственно университет с его филиалами и представительствами, Региональный центр подготовки и повышения квалификации, Институт дистанционного обучения, где осуществляется среднее специальное, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование, Центр новых информационных технологий, аспирантура, докторантура, два НИИ (региональной политики и социальных отношений; химии твердого тела и материаловедения), Кузбасский центр исследования общественного мнения, технопарк с собственными производствами, Региональный центр непрерывного образования (РЦНО) и т. д. (рис. 2). Всю региональную университетскую сеть КемГУ «накрывает» сеть Интернет, которая помогает оперативно решать вопросы управления и взаимодействия головного вуза с филиалами и образовательными учреждениями РЦНО, применять в учебном и научном процессах новые информационные и образовательные технологии.
Рис. 2. Университетский научно-образовательный комплекс
Создание университетского комплекса КемГУ с территориально распределенными филиалами, каждый из которых имеет Центр непрерывного образования, включающий лицеи, гимназии, образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, подразделения послевузовского и дополнительного образования, позволяет приблизить образовательные услуги к населению, обеспечивая при этом высокий уровень подготовки в периферийных подразделениях (патронаж крупного «центрального» университета), усилить слой интеллигенции в субрегионах, решать проблемы педагогической науки и практики. Кузбасским центром исследования общественного мнения изучены потребности отраслей народного хозяйства региона по всем направлениям и специальностям для системы начального, среднего и высшего образования, на основе которых определяются контрольные цифры набора на ближайшую перспективу.
Понимая важность решаемых проблем, мы определили следующие функции научно-образовательного комплекса КемГУ:
• разработка различного рода программ, определяющих стратегию развития образования, науки, культуры и т. п;
• аккумулирование потребностей региона в специфических научных разработках, в подготовке и переподготовке кадров;
• формирование в структуре единого образовательного пространства страны целостных региональных систем образования;
• обеспечение преемственности между дошкольными и общеобразовательными учреждениями, средними профессиональными и высшими учебными заведениями, высокого качества подготовки школьников и специалистов;
• проведение анализа эффективности работы в достижении поставленных целей и т.п.
Образовательная деятельность университетского комплекса направлена на решение следующих основных задач:
• формирование творческой личности, обладающей общей и профессиональной культурой, мобильной, способной к инновационной деятельности;
• повышение качества подготовки специалистов с учетом наиболее актуальных потребностей региона, создание условий для более быстрого их профессионального и творческого роста;
• снижение остроты проблемы трудоустройства выпускников, сокращение сроков их адаптации к конкретным производственным условиям;
• расширение сферы распространения предоставляемых вузом образовательных услуг;
• улучшение материально-технической базы вуза, методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
Именно через выполнение вышеназванных функций и задач КемГУ имеет возможность оказывать влияние на всю систему непрерывного образования региона, быть структурообразующим ее элементом и своего рода стандартом высокого качества для различных ступеней и организационных форм региональной образовательной системы.
Развитие региональной университетской сети КемГУ позволило не только удовлетворить потребности жителей шахтерских городов Кузбасса в образовательных услугах, но и развивать систему дополнительного образования, гибко реагировать на изменения регионального рынка труда, готовить на местах высококвалифицированных специалистов, объективно мыслящих, способных оказать реальную помощь в разработке и реализации программ развития городов Кузбасса. Проекты, разрабатываемые учеными филиалов КемГУ, помогают муниципальным службам городов и районов области решать социальные проблемы.
В 2003 году в рамках образовательной программы Федерации Интернет-образования на базе КемГУ организуется один из первых в Сибири региональный центр дистанционного образования (РЦДО), обучение в котором позволит учителям, преподавателям профессионального (начального, среднего, высшего) образования стать не только пользователями, но и активно применять информационные технологии в обучении и научных исследованиях. В дальнейшем планируется открытие структурных подразделений РЦДО в филиалах КемГУ и образовательных учреждениях РЦНО КемГУ.
На сегодняшний день решены следующие проблемы:
• осуществлена интеграция различных типов и видов образовательных учреждений — создание единого регионального образовательного пространства;
• реализовано эффективное организационное взаимодействие между всеми структурами комплекса;
• разработана и экспериментально проверена система непрерывного образования в соответствии с современной социокультурной ситуацией, усовершенствована ее
инфраструктура на региональном уровне, изучен рынок образовательных услуг с учетом потребностей личности;
• осуществлено повышение педагогической культуры, профессионализма учителей образовательных учреждений, преподавателей начального, среднего профессионального образования, что способствовало повышению их конкурентоспособности;
• изучена адаптация выпускников образовательных учреждений к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда.
Однако следует отметить факты, существенно затрудняющие в масштабах России функционирование созданного нами или подобных университетских комплексов:
• неразработанность нормативно-правовой базы организационно-правовой формы «Университетский комплекс»;
• отсутствие нормативно-правовой основы, регулирующей взаимодействие вуза с управлениями образованием и учебными заведениями различной подчиненности и собственности;
• соучредительство образовательных учреждений, входящих в структуру университетского комплекса;
• функционирование образовательных учреждений инновационного типа (лицей, гимназия).
С нашей точки зрения, региональные университеты и университетские комплексы являются будущим России. Истина проста: чем больше будет образования и науки в регионах, тем быстрее Россия выйдет из кризиса и обеспечит достойное качество жизни своим гражданам.
© Т. М. Чурекова, 2004
Чурекова Т. М. Миссия университета в решении региональных проблем / Т. М. Чурекова // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 2(30). С. 50-53.