Научная статья на тему 'Региональная университетская сеть - структурное подразделение университетского комплекса'

Региональная университетская сеть - структурное подразделение университетского комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная университетская сеть - структурное подразделение университетского комплекса»

Ю. А. Захаров , Т. С. Панина , В. М. Крашенинина

Региональная университетская сеть -структурное подразделение университетского комплекса

Кемеровский государственный университет (КемГУ) является одним из наиболее крупных вузов Сибири. КемГУ в числе первых создал крупный университетский комплекс, на разных ступенях которого обучается более 40 тыс. человек.

В его состав входят шесть обособленных структурных подразделений (пять филиалов и одно представительство), Региональный центр переподготовки и повышения квалификации, Институт дистанционного образования, Региональный центр новых компьютерных технологий, два НИИ -региональной политики и социальных отношений; химии твердого тела и материаловедения; Кузбасский центр исследования общественного мнения, технопарк с собственными производствами, Региональный центр непрерывного образования. КемГУ является головной организацией Ассоциации "Кузбасский образовательный комплекс". По итогам конкурса, проводимого Министерством образования в 2001/2002 г. коллективу ученых КемГУ поручено выполнение работ по 10 проектам, касающимся создания, развития и использования университетского комплекса как Центра региональной политики в области образования и науки.

Университетским комплексом реализуется большое количество разнообразных программ. Среди них одно из центральных мест занимает программа развития региональной университетской сети, программа партнерства нашего университета с муниципалитетами.

Основные мотивы, побудительные причины разработки этой трудной, но интереснейшей программы состояли в следующем. Во-первых, приближение университетского образования к потребителю, к тем, кто хочет получить настоящее полное вузовское образование. Теперь это возможно не только в столице области, но и в пяти городах Кузбасса и прилегающих к ним районах.

Это стремление дать образование "в глубинку" также обусловлено рядом причин. Создание филиалов стабилизирует социальную ситуацию в городах, молодежь имеет возможность в родном городе получить высшее образование. Статус "университетского города" улучшает мироощущение, состояние социальной комфортности населения, обеспечивает престиж и внушает гордость за родной город.

Это связано и с известными ограничениями академической мобильности, экономическими возможностями миграции молодежи для получения высшего образования. Известно, что в масштабах межрегиональных эти возможности практически сведены к нулю по причинам экономической жестокости, криминогенности, экономической невозможности, боязни отдавать детей за пределы своего города, за пределы семьи.

Вторая причина создания сети - стремление дать области больше университетской интеллигенции, дать крупным городам и субрегионам докторов, кандидатов, людей, которые, трезво оценивая обстановку, могут помочь городу в выработке тактики стабилизации и развития городов, помочь главам администраций в общении с людьми. Дать городам квалифицированные кадры социологов, политологов и других представителей местной интеллигенции; есть стремление отдать в субрегионы настоящую университетскую педагогику, оживить там науку.

Задачи и мотивы достаточно серьезные, государственного уровня. Поэтому с точки зрения посылок эта идеология сейчас признана в масштабах страны прогрессивной и современной.

В настоящее время региональная сеть КемГУ представлена (помимо центрального университета в городе Кемерово) пятью филиалами в городах Анжеро-Судженске, Белово, Новокузнецке, Прокопьевске и Улан-Баторе (Монголия) и представительством в г. Мариинске. На 1.09.2001 г. в обособленных структурных подразделениях (ОСП) КемГУ обучалось более 8 200 студентов, в т.ч. около 3 000 - по бюджету. Основную часть контингента ОСП ( в среднем 78%) составляют жители городов, в которых расположены филиалы.

Кадровый потенциал ОСП составляет 457 преподавателей (в том числе 232 штатных), каждый третий имеет ученую степень.

Сотрудниками ОСП только в прошлом учебном году защищено 12 кандидатских диссертаций; 68 из них являются аспирантами по специальностям, необходимым филиалам.

В филиалах КемГУ пролицензировано 27 специальностей высшего профессионального образования, создано и работает 22 кафедры, которые возглавляют 5 докторов и 12 кандидатов наук. В каждом филиале создан ученый совет. Представители филиалов активно работают во всех органах управления головного вуза.

В декабре 1999 г. в состав ректората введена новая должность - проректора по работе с филиалами; в структуре университета создано управление по работе с филиалами, в которое входят: заместители деканов восьми факультетов, специалисты учебно-методического, планово-финансового управлений, бухгалтерии, студенческого отдела кадров и отдела научно-технической информации, а также собственно аппарат управления.

В настоящее время разработана модель управленческой структуры ОСП КемГУ, основа которой -управление процессом образования на содержательном уровне (рис. 1).

Лаборатория мониторинга

Ж Совет Ж директоров Ж филиалов

Рис. 1. Модель управленческой структуры ОСП КемГУ

Для реализации модели управленческой структуры создаются координационные научно-методические советы (КНМС) ОСП по следующим направлениям:

• учебно-методическая работа (на базе Беловского института филиала);

• наука (на базе Новокузнецкого филиала-института)

• информационные технологии (на базе филиала в г. Анжеро-Судженске);

• социальная и воспитательная работа (на базе филиала в г. Прокопьевске).

Всю региональную университетскую сеть КемГУ "накрывает" сеть Интернет, которая помогает оперативно решать вопросы управления и взаимодействия филиалов и головного вуза, внедрять в учебный процесс новые информационные технологии. По сравнению с прошлым учебным годом в 2,5 раза увеличилось количество рабочих мест, подключенных к сети Интернет. В 2002 г. в структуре управления по работе с филиалами будет создана лаборатория мониторинга рынка образовательных услуг и экспертный совет ОСП.

Региональной университетской сети КемГУ всего 7 лет, за это время контингент студентов в ОСП вырос в 20 раз, 97% выпускников трудоустраиваются сразу по окончании вуза.

Но с количественным и качественным ростом региональной сети возрастают и проблемы управления. Для их разрешения, привлечения квалифицированных специалистов в ОСП, материального стимулирования научных руководителей, готовящих кадры для филиалов, повышения квалификации и переподготовки управленцев в КемГУ и создан централизованный Фонд обеспечения деятельности и развития филиалов.

Определим перечень основных проблем, характерных для ОСП КемГУ в настоящее время.

Общее финансирование увеличивается достаточно высокими темпами (более 40% в год), однако по-прежнему не хватает средств для полноценного развития ОСП и эффективной организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности. Улучшение финансового положения связано только с увеличением поступлений из внебюджетных источников. Бюджетное финансирование остается на низком уровне.

Не решена полностью проблема кадрового обеспечения образовательных учреждений. Развитие филиалов осуществляется при недостаточной укомплектованности собственными кадрами, в том числе имеющими ученую степень.

Наиболее остро стоит проблема создания научных школ, научно-исследовательских коллективов. Вследствие отсутствия необходимых средств филиалы вынуждены ограничиваться рамками региональных научных школ, которые не всегда и не по всем направлениям могут обеспечить должный уровень подготовки кадров. Поэтому процесс подготовки педагогических кадров высшей квалификации приобретает все более замкнутый характер.

При достаточно высоком конкурсе при поступлении в филиалы, (в среднем 2,8 человек на одно место), сдерживающим фактором является отсутствие военных кафедр.

Для поиска путей разрешения вышеназванных проблем был создан ВНИК, результатом годичной работы которого явилась программа развития сети обособленных структурных подразделений Кемеровского госуниверситета на 2001-2005 гг., которая была утверждена ученым советом КемГУ и согласована со службами занятости муниципалитетов и главами городов, в которых расположены филиалы. Муниципалитеты определили свое долевое участие в развитии филиалов, а предприятия и организации заключили договоры на подготовку нужных им специалистов.

В связи с созданием сети обособленных структурных подразделений существенно расширились возможности участия студентов в управлении вузом, в работе множества клубов и объединений.

Одним из приоритетных направлений деятельности органов студенческого самоуправления является информирование студентов о проводящихся мероприятиях и молодёжной политике в целом. Именно поэтому на базе студенческого совета в 1997 г. был создан студенческий вестник "СтатуС-Во!". Идея создания вузовской газеты принадлежала студентам отделения журналистики.

Сначала вестник выходил 2 раза в месяц как отдельное издание и как страничка в нескольких городских и областных газетах. Главное для "СтатуС-Во!" - освещение студенческой жизни, но жанры материалов разнообразны: от юмористических подборок до серьёзной аналитики. Вестник очень быстро вышел за пределы университета.

Журналисты "СтатуС-Во!" посещали мероприятия других вузов области, пытались отслеживать их новости. Несколько раз редакция вестника осуществляла работу пресс-службы областного фестиваля "Студенческая весна", когда ребятам пришлось побывать на всех концертах фестиваля во всех вузах Кузбасса. По итогам "Студвесны" был выпущен информационный бюллетень, а в газету вошла наиболее полная и интересная информация. Сейчас "СтатуС-Во!" - это областная межвузовская газета. В настоящее время идёт активная работа по созданию сети корпунктов "СтатуС-Во!", которые могли бы обеспечивать редакцию новостями из каждого вуза. Информационный обмен с филиалами КемГУ уже налажен.

В 2001 г. была реализована ещё одна идея. На конференции "Актуальные проблемы студенческих СМИ" в Новосибирске делегация от "СтатуС-Во!" вышла с предложением о создании российского студенческого информационного агентства на базе студенческих СМИ. Цель была одна -заполнение информационного вакуума в студенческой и молодежной среде. К этому прибавилось желание объединить усилия, наладить связи и просто пообщаться. Студенты КемГУ Андрей Кушнарёв и Сергей Уханов разработали и создали Агентство "МОСТ" ( Молодёжь. Образование. СТуденчество). Первоначально большинство российских студенческих изданий отнеслось к начинанию скептически и не спешило сотрудничать. Но очень быстро агентство стало расти: был запущен сайт в Интернете, стали приходить первые новости из городов. Проект "МОСТа" попал в подпрограмму "Конкурс программ организации и развития информационно-аналитических центров в рамках подпрограммы "Создание системы информационного обеспечения молодежной политики" федеральной целевой программы "Молодежь России (2001- 2005 гг.)"" и выиграл грант Министерства образования РФ. На полученные деньги была обновлена техническая база агентства, выпущен сборник "Молодёжь. Образование. Студенчество". В номере опубликована подборка новостей агентства, статьи молодых учёных, обзор студенческих СМИ, участвующих в проекте. Сейчас с МОСТом сотрудничают более 16 городов, в том числе города Казахстана и Украины. Общение происходит преимущественно по электронной почте. Редакции студенческих СМИ присылают свои новости в Кемерово, здесь составляется рассылка и отправляется подписчикам. Информационные бюллетени получают несколько радиостанций, российские и местные газеты, а также некоторые электронные СМИ, например "Страна.ру". Также "МОСТ" сотрудничает с Гильдией студенческой прессы образованного недавно Медиа-Союза. Уже есть первые успехи: на международной выставке-ярмарке "Кузбасс-Экспо-Сибирь 2001" российское студенческое информационное Агентство "МОСТ" награждено дипломом Торгово-промышленной палаты Кузбасса за большую работу по объединению молодежных средств массовой информации.

В ближайших планах агентства - создание собственных корреспондентских пунктов в филиалах и тех вузах, где нет сегодня своего издания, а также выход в вузовские аудитории за пределами России ( дальнее зарубежье). Есть замысел выпускать дайджест новостей Агентства "МОСТ" на английском языке.

Мы отдаем себе отчет в том, что университетский комплекс представляет собой сложную социальную систему, элементами которой являются коллективы преподавателей, сотрудников, студентов, состоящие, в свою очередь, из более мелких социальных групп и личностей. На данную кадровую структуру накладываются другие структуры: организационная (министерство, администрация области, вуз, факультеты, другие подразделения), управленческая (совет университета, ректорат, администрация, деканаты и т.п.), содержательная (преподавательская деятельность, воспитательная, научная, административная и прочее), территориальная (головной вуз, филиалы в городах области). Указанные подсистемы тесно переплетаются, взаимодействуют, одновременно подчиняясь законам социальных отношений.

Успешное развитие университетского комплекса немыслимо без своевременного обеспечения управляющих структур объективной информацией о состоянии его элементов. Неоценимое значение в информировании играет социология, которая способна в режиме обратной связи

выявлять проблемы самого различного уровня и содержания, разрабатывать рекомендации по их разрешению, а также " примерять" планируемые нововведения на предмет целесообразности их внедрения, степени их потенциальной поддержки со стороны объекта управления.

Социологический центр КемГУ, который функционирует в вузе с 1993 г. (а еще ранее работали социологические лаборатории вузовской социологии и социально-экономических проблем), обеспечивает работу по сбору, обработке и анализу первичной социальной информации. Но рост вуза, его превращение в университетский комплекс обусловливает развитие и социологической службы, открытие социологических подразделений в филиалах, с помощью которых можно будет отслеживать социальные процессы, происходящие не только в них, но и на близлежащих территориях. Например, социологи из филиалов могут изучать спрос населения на высшее образование, платежеспособность, содержательные образовательные интересы граждан, предпочитаемые организационные формы обучения и т.п. Методологическое и методическое же руководство социологической работой останется на университетском центре.

Многообразие направлений деятельности университетского комплекса, четкость организации и эффективность во многом зависят от рациональной организации планово-финансовой работы.

При постоянном изменении внешних и внутренних факторов развития вуза структура и функции экономических служб должны отвечать принципам оперативности реагирования на любое изменение условий деятельности.

В повседневной работе планово-финансовые службы сталкиваются со множеством проблемных ситуаций, устранение которых порой невозможно из-за множества существующих (преимущественно внешних) ограничителей.

К наиболее часто встречающимся проблемам внешнего характера относится проблема взаимоотношений с органами федерального казначейства на местах. Существующая казначейская система, на наш взгляд, не является достаточно гибкой и не соответствует современным требованиям, предъявляемым к такого рода структурам. Органы федерального казначейства, с одной стороны, осуществляют платежи по обязательствам государственных учреждений из выделенных на содержание учреждения бюджетных средств и выполняют в этой связи банковскую функцию. С другой стороны, целью создания сети казначейских учреждений является контроль за правильностью расходования денежных средств бюджетных организаций в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета РФ. В последнем случае из-за несовершенства бюджетной классификации и противоречивости толкования применяемых понятий процесс платежей организации по отдельным статьям экономической классификации довольно длительный (переписываются счета, переоформляются платежные документы). В результате в связи с ростом цен выделенных бюджетных средств не хватает на покрытие планируемых расходов. Все это приводит к дополнительным трудовым, финансовым, транспортным расходам. Особенно это касается ст. ЭК 111040 "Прочие текущие расходы", ст. ЭК 240120 "Приобретение оборудования". Процедура согласования платежа порой зависит также от личностных факторов куратора в исполнительном органе казначейства.

В этой связи решение проблемы мы видим в упрощении как самой экономической классификации, так и в разработке Министерством образования РФ экономической классификации расходов применительно к учреждениям системы образования.

Взаимоотношения с органами казначейства учреждений образования приводят к неоправданному затягиванию решения вопросов платежей. Эта проблема приобретает дополнительную остроту в связи с переводом на казначейскую систему всех поступлений от внебюджетной деятельности. Считаем, что органы казначейства не готовы к обработке такого объема дополнительной информации без перестройки системы работы. В условиях повсеместной компьютеризации для ускорения и упрощения процедуры платежей необходимо, например, внедрение системы клиент-банк, позволяющей значительно упростить взаиморасчеты (как это предусмотрено в большинстве

крупных банков РФ) с одновременным решением вопросов по осуществлению контроля сметных назначений.

В перспективе, на наш взгляд, вообще следует отказаться от существующей практики взаимоотношений и документооборота между главным распорядителем и получателями бюджетных средств, несмотря на заложенные в бюджетном кодексе основы таких взаимоотношений. Гораздо проще, а по трудовым и финансовым затратам эффективнее было бы составление сметы бюджетного учреждения в целом на год, с разбивкой по кварталам. Однако направления использования можно было бы перечислить специальным разрешением с рекомендацией пропорций в распределении без указания конкретных лимитов, так как в эти лимиты при существующей системе рыночных отношений очень сложно бывает вписаться: требуется перекидка со статьи на статью, где также существуют ограничения по лимитам и дополнительная процедура согласования.

Другая проблема внешнего свойства касается взаимоотношений с налоговыми органами. Ведомственные нормативные документы Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и т.д. зачастую противоречат действующему законодательству в сфере образования. Отсутствие единого подхода приводит к конфликтным ситуациям, решение которых производится в судебном порядке, как правило, в пользу образовательных учреждений. Особенно остро стоит вопрос по отношению к налогообложению учреждений образования налогом на пользователей автомобильных дорог. Для урегулирования данной проблемы требуется согласованность действий всех законодательных структур, регламентирующих деятельность в сфере образования.

Министерство образования РФ проводит последовательную политику в деле создания нормативной базы функционирования и развития университетских комплексов. В рамках программы МО РФ " Государственная поддержка региональной научно-технической школы и развитие ее научного потенциала" на 2001 г. коллективы ученых разрабатывают организационные, правовые и экономические аспекты создания, функционирования и развития университетских комплексов. В марте 2001 г. на зональном совещании, проведенном МО РФ в нашем университете, был представлен и обсужден пакет проектов документов об университетских комплексах. И логическим завершением стало принятое в сентябре правительством РФ дополнение в Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования, суть которого в том, что на базе университета может создаваться университетский комплекс с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы.

Конечно, в деле создания, функционирования и развития университетских комплексов как центров региональной политики в области образования и науки много проблем, и хотелось бы, чтобы Министерство Образования РФ проводило бережную работу по "выращиванию" университетских комплексов в России, оперативно реагировало на предложения ученых, занимающихся данной проблемой.

В. Г. Белинский в свое время утверждал, что "...в потоке времени гибнет только то, что лишено крепкого зерна жизни". Крупный университетский комплекс продолжает развиваться.

© Ю. А. Захаров, Т. С. Панина, В. М. Крашенинина, 2001

Захаров Ю. А. Региональная университетская сеть - структурное подразделение университетского комплекса / Ю. А. Захаров, Т. С. Панина, В. М. Крашенинина // Университетское управление: практика и анализ. - 2001. - № 3(18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.