Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное образование в технологическом обществе'

Непрерывное профессиональное образование в технологическом обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ / РАЗВИТИЕ / LIFELONG EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION / TECHNOLOGY / SOCIO-TECHNOLOGICAL / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобриков Валерий Николаевич

В статье исследуется непрерывное профессиональное образование, влияние на него современных социальных и производственных технологий, определены направления его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFELONG PROFESSIONAL EDUCATION IN THE TECHNOLOGICAL SOCIETY

The lifelong professional education and the influence of modern social and production technologies on it are investigated in the article, the trends of its development are determined.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное образование в технологическом обществе»

УДК 37.018.4+378.662

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В. Н. Бобриков

LIFELONG PROFESSIONAL EDUCATION IN THE TECHNOLOGICAL SOCIETY

V. N. Bobrikov

В статье исследуется непрерывное профессиональное образование, влияние на него современных социальных и производственных технологий, определены направления его развития.

The lifelong professional education and the influence of modern social and production technologies on it are investigated in the article, the trends of its development are determined.

Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональное образование, технология, социальнотехнологический, развитие.

Keywords: lifelong education, professional education, technology, socio-technological, development.

Профессиональное образование является важнейшей составной частью целостного процесса формирования человека, а профессия - одним из основных способов его самореализации. Следовательно, чем удачнее сделан профессиональный выбор, тем больше вероятность успешной профессиональной карьеры.

Основные исследования профессиональной деятельности проводились, главным образом, с экономической (производительность труда), технической (взаимодействие в системе отношений «человек -машина») или медицинской (влияние на здоровье) точек зрения. Такой сугубо технократический подход исходит из того, что от человека требуется выполнение определенной профессиональной деятельности в качестве функционального звена некоторой технической системы. При этом, чем меньше в работнике «человеческого», тем он эффективнее (дешевле, надежнее) с экономической и технической точек зрения [1].

Существующую общественную систему, по утверждению Э. Фромма, можно понять намного лучше, если включить в нее систему «Человек». «Человеческая природа не абстракция и не бесконечно податливая система, динамичным развитием которой можно пренебречь. Она имеет собственные специфические качества, законы и альтернативы. Изучение «системы Человек» позволяет увидеть, как определенные социоэкономические факторы влияют на человека, как нарушение в системе «Человек» вызывает дисбаланс в социальной сфере. Вводя человеческий фактор в анализ всей системы, мы лучше пониманием ошибки функционирования и определяем нормы соотношения здорового экономического функционирования социальной системы с оптимальным благополучием участвующего в этом народа. Все это верно, разумеется, только при условии, что максимальное развитие человека, его благополучие являются преобладающей целью» [2].

Развитие технологий, понимаемых в широком смысле (социальных, производственных, оказания услуг), всегда в существенной степени влияло на облик общества, на статус государства и его регионов, на взаимоотношение людей. Однако сейчас

технологический фактор стал определяющим, так как высокий уровень этих технологий позволяет рассчитывать на продвижение к тем целям, которые актуальны и современны для жизни нашего общества.

К числу основных факторов, влияющих на социально-технологический уровень общества, наряду с политическим и экономическим, относится и профессионально-образовательный. Получение профессионального образования в технологическом обществе можно трактовать как реализацию человеком трех взаимодействующих процессов:

- приобретения функциональной грамотности, обеспечивающей базис для осуществления жизненных планов, профессионального образования и профессиональной карьеры;

- освоения желательного образовательного уровня по выбранному профессиональному направлению (процесс социально-технологического образования);

- достижения необходимой квалификации в рамках какой-либо профессии (процесс профессиональной подготовки).

Здесь термин «взаимодействующие» подчеркивает, что в принципе эти процессы могут осуществляться независимо друг от друга путем проведения основных учебных занятий и оказания дополнительных образовательных услуг. Совместно они проявляют качественно новое воздействие на человека, результатом которого является повышение согласованности целей индивидуума и общества [1].

С гуманистической точки зрения, важным этапом в жизни человека является формирование профессиональных намерений, ведущих к выбору направления профессионального образования или специальности. Организующей и содержательной основой эффективного профориентационного процесса на этом начальном этапе профессионального образования могут стать профильные классы в средней школе, способствующие закреплению мотивации профессионального выбора, формированию качеств, которые необходимы при получении профессионального образования, а также повышающие

успешность обучения на последующих ступенях образования.

Этап профессионального образования - освоение выбранного образовательного направления и уровня при получении социально-технологического образования, а также достижение достаточной мотивационной подготовки по выбранной профессии. Эти процессы могут осуществляться совместно (например, довузовская подготовка - высшее профессиональное образование).

Заключительный (перманентный) этап - продолженное профессиональное образование, которое осуществляется в течение всей профессиональной жизни. Оно не имеет определенных временных рамок и может быть связано как с повышением образовательного уровня и профессиональной квалификации, так и с изменением профессионально образовательного направления или профессии. Этот этап человек может реализовать путем самообразования, обучения на профессиональных курсах, получения второго высшего образования и т. п.

Сегодня в содержании различных видов профессиональной деятельности все большую значимость приобретают процессы взаимодействия между специальными и ее нравственно-психологическими, социально-гуманитарными характеристиками. Так, профессиональная деятельность наполняется качественно новым содержанием. Ее неотъемлемой частью становится социально-гуманитарная компетентность, представляющая собой интегральную характеристику гражданской, личностной и психофизиологической зрелости человека.

На формирование обозначенных качеств современного профессионала направлено непрерывное профессиональное образование, целью которого является достижение уровней развития индивида и формирование его личности, мировоззрения, профессиональных качеств, знаний и навыков, обеспечивающих его активную социальную позицию и успешность интеллектуальной профессиональной деятельности.

В результате всего вышеизложенного можно согласиться с определением понятия «непрерывное профессиональное образование», предложенного В. Н. Скворцовым. Под ним он понимает «системно организованный процесс образования людей на протяжении всей их трудовой жизни, в основе которого лежат нормативные предписания, обязывающие работодателя обеспечить работнику необходимые и достаточные условия для приращения профессиональных знаний и умений всякий раз, когда изменение условий его трудовой деятельности связано с предъявлением ему новых или дополнительных профессиональных требований. Это позволяет ему оставаться эффективным работником, быть конкурентоспособным на внутреннем и внешнем рынках труда и сохранять социальные условия жизни, адекватные уровню его профессионального рейтинга на рынке труда» [3].

Проведенный анализ развития непрерывного профессионального образования позволяет констатировать, что образование, как явление государст-

венной политики вплоть до 90-х годов ХХ столетия, отвечало социально-экономическому развитию общества и его экономике и практически исключало инициативу и творчество как обучающихся, так и педагогов в изменении содержания образования и форм обучения. Профессиональное образование в целом было направлено на производство, а не на удовлетворение потребностей и интересов отдельной личности. И только с появлением и развитием понятия «непрерывное образование» в его понимании как образования через всю жизнь, с формированием новой парадигмы образования, где в центр поставлена личность с ее возможностями и интересами, изменилась основная тенденция профессионального образования.

Рыночные отношения в России выдвинули перед системой непрерывного профессионального образования иные цели, что породило в ней глубокие перемены, связанные с развитием и становлением личности человека как профессионала в течение всей жизни, и иные задачи, а именно:

- создавать условия для свободного выбора личностью образовательных траекторий в соответствии со своими особенностями, запросами и возможностями;

- учитывать потребности заказчиков профессиональных кадров в подготовке специалистов, адекватных современным, рыночным условиям;

- содействовать развитию демократических и гуманистических подходов в деятельности образовательных учреждений.

Развитие системы непрерывного профессионального образования можно рассматривать в виде двух взаимосвязанных и взаимозависимых процессов: формирования современных концептуальных подходов с учетом аналитических и прогностических данных о направлениях развития экономики и социальной политики и одновременно с этим совершенствования существующей образовательной системы. В основу этого процесса положен принцип преемственности, предполагающий анализ предыдущего периода эволюции образования и учет положительных достижений отечественной и международной систем образования.

В настоящее время разработка проблематики непрерывного профессионального образования в российских условиях отличается остротой, связанной с изменениями в жизни общества, обусловленными рыночными отношениями, социокультурной ситуацией, в которой профессиональная гибкость и мобильность сводятся не только к области производственной деятельности человека, но становятся как социальной, так и личностной проблемами и непосредственно отражаются на образовательной сфере.

Особо значимыми становятся социальнопрактические и научно-прикладные подходы к непрерывному профессиональному образованию, которые направлены на его гуманизацию, переориентацию с обезличенных потребностей государства или ведомств - на образовательные потребности человека и его личностный рост.

Разработка этих проблем идет в направлении отхода от жесткой централизации государственного регулирования образования к социальной потребности, переключения в режим широкой и гибкой системы образовательных услуг, к возникновению и развитию диверсификации непрерывного профессионального образования, к интеграции сложившейся образовательной системы и профессиональных учебных заведений инновационного типа.

Научный анализ событий в мировой и российской системах непрерывного профессионального образования и системно-структурный подход к исследованию позволили выявить предпосылки, обусловливающие функционирование и развитие непрерывного профессионального образования в современных социокультурных условиях. К ним можно отнести следующие:

- научные достижения, которые содействовали развитию академических дисциплин и усилению фундаментализации содержания образования, а также развитию междисциплинарности;

- быстрые темпы развития информационных и коммуникационных технологий;

- возросший социальный спрос на более высокий уровень профессионального образования и др.

Необходимо учитывать также влияние глобальных факторов, связанных с кризисом техногенной цивилизации. Технология - это социально-культурная сфера, поэтому ее особенности и эволюция обусловливаются, по меньшей мере, пятью факторами: культурными схематизмами; картинами мира; социальными институтами; ценностями и установками современной личности; структурой нашей техногенной цивилизации [4].

По мнению многих исследователей, у человечества нет другой альтернативы, оно вынуждено, с одной стороны, ограничить рост и, так сказать, гуманизировать ее, то есть ориентировать на решение экологических проблем, сделать технологическую эволюцию контролируемой и т. п., а с другой стороны, изменить свой образ жизни, возможно, кардинально.

К сожалению, все те, от кого зависит развитие современной технологии, включая власти, специалистов, экспертов, предпочитают не видеть реальной опасности технологической эволюции. В работах многих ученых в этом отношении представлены материалы, свидетельствующие о катастрофичности современной ситуации, но, к сожалению, не предлагаются подходы и средства, способные переломить инерционный ход событий, в том числе недооценивается в этом отношении роль системы непрерывного профессионального образования. Ее главная задача относительно возникшей ситуации -сформировать думающую личность, имеющую гуманистическую направленность.

Для этого необходимы: осмысленная научнотехническая политика; реформы технического и гуманитарного образования; выработка нового законодательства, работающего на новое понимание техники и технологии; реформы в сферах науки, инженерии, проектирования и промышленности,

способствующие формированию нового гуманистического, этического климата [4].

В связи с этим представляют интерес исследования, направленные на выявление условий, оказывающих влияние на отечественную систему непрерывного профессионального образования. Например, к таким условиям, характерным для нашей страны, Т. Ю. Ломакина относит:

- реструктуризацию экономики, которая спровоцировала ажиотажный спрос на группы профессий и специальностей «третьей сферы»;

- изменение места личности в сфере образовательных услуг, когда личность поставлена в центр образовательной системы, что привело к развитию конкуренции на рынке труда, усложнило трудоустройство выпускников профессиональных образовательных учреждений, изменило отношения между субъектами образовательных процессов;

- изменение роли профессиональных образовательных учреждений в образовательном пространстве в связи с новыми целями образования, процессами демократизации, что привело к расширению прав образовательных учреждений, усилению регионализации профессионального образования, послужило возникновению и усилению конкуренции между профессиональными образовательными учреждениями, развитию и расширению их профессионального поля деятельности [5].

Анализ педагогических исследований и практики работы высших учебных заведений в нашей стране и за рубежом позволили выделить следующие тенденции преодоления противоречий профессионального образования на современном этапе:

- обновление и качественное совершенствование процессов и содержания профессионального образования;

- выделение обязательных дисциплин и дисциплин по выбору в образовательном процессе вуза;

- глубокая дифференциация с целью выявления интересов, склонностей, возможностей обучающихся к разным видам деятельности, широкое профилирование обучения школьников в сфере непрерывного образования;

- более тесная связь образования с потребностями производства и общества;

- внедрение режима поиска в педагогической деятельности как объективного условия существования разных типов профессиональных учебных заведений;

- создание системы непрерывного профессионального образования для полноценного развития личности.

Программу реализации устойчивой развивающейся системы образования, в том числе и системы непрерывного профессионального образования, необходимо осуществлять с учетом следующих обстоятельств:

- требований общества, государства, экономики к образованию как социальному государственному институту;

- ориентации системы на удовлетворение образовательных потребностей личности, тесно связанной с требованиями социальных слоев, различных общностей людей, конфессий, национальных, региональных и других особенностей;

- влияния, оказываемого на образование общественно-экономическим трансформированием (в настоящее время это финансово-экономическая нестабильность, наличие иных, кроме государственной, форм собственности и др.);

- тенденций и процессов внутри самой образовательной сферы: с одной стороны, особенностей и традиций российского образования, а с другой -общемировых тенденций, их степени влияния и нашей ориентации на них, обусловленной вхождением в мировое образовательное пространство.

Литература

1. Созонова, Г. С. Педагогический мониторинг успешности обучения в системе непрерывного ме-

дицинского образования / Г. С. Созонова: дис... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999.

2. Фромм, Э. Революция надежды. О гуманизации технологического общества / Э. Фромм; пер. с англ.: Н. Г. Кротовская, Е. Г. Руднева, М. А. Султанова, Е. Н. Федина; отв. ред. П. С. Гуревич. - М.: Айрис-пресс, 2005.

3. Скворцов, В. Н. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования / В. Н. Скворцов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

4. Традиционная и современная технология: философско-методологический анализ / отв. ред. В. М. Розин; Ин-т философии РАН. - М., 1999.

5. Ломакина, Т. Ю. Диверсификация как общепедагогический принцип развития системы непрерывного профессионального образования / Т. Ю. Ломакина // Теорет. исслед. в 1999 году: сб. статей / Ин-т теории образования и педагогики РАО.

- М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.