следований, способствует развитию мотивационного, когнитивного, операционального и эмоционально-волевого компонентов готовности выпускников к проектной деятельности, способствует формированию у выпускников системно-целостного видения сущности проектно-конструкторских задач и овладению ими современной методологией, организационными формами и средствами проектирования социотехнических систем и повышает конкурентоспособность выпускника. Данная технология адаптивна и может быть использована для формирования проектной культуры инженеров других специальностей.
Литература
1. Курсовое и дипломное проектирование: Учебное пособие / Дворецкий С.И., Кор-
Д. ЧЕРНИЛЕВСКИЙ, профессор Московская государственная технологическая академия В. МОИСЕЕВ, профессор Пензенский технологический институт
Признание России страной с рыночной экономикой предполагает в качестве следующего шага укрепление ее позиций в мировом сообществе через вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). После подписания соответствующих документов это будет сопряжено с необходимостью соблюдения и выполнения определенных соглашений и правил. Все они будут нацелены на вхождение России в мировую рыночную экономику с честной и добросовестной конкуренцией. Предстоит создать эффективные экономические механизмы и нормально работающие законы, обес-
мильцин Г.С., Борщев В.Я.- Тамбов, 2002.
2. Радченко П.М. Групповое курсовое проектирование с элементами деловой игры.- Владивосток, 1992.
3. Методология функционального моделирования. Рекомендации по стандартизации Р50.1.028-2001. - М., 2001.
4. Подготовка к проектной деятельности как средство обеспечения профессиональной компетентности выпускника / Дворецкий С.И., Пучков Н.П., Муратова Е.И, Таров В.П. // Вестник ТГТУ.-2002.- Т.8.- № 2.- с.351-365.
5. Дворецкий С.И., Майстренко А.В., Муратова Е.И. Формирование информационной культуры специалиста // Информатика и образование.- 2001.- № 4.- С. 21-31.
6. Дворецкий С.И., Муратова Е.И., Таров
В.П. Информационные технологии в подготовке инженера / / Высшее образование в России. - 2001. - № 3. - С.130-135.
Непрерывное
образование.
Второе высшее
печивающие действенную структурную, инвестиционную и инновационную перестройку хозяйственной деятельности на макро- и микроуровне. Подготовительные работы нацелены на формирование рынка капитала (инвестиций), рынка инноваций, рынка труда и сырьевых ресурсов, рынка конкуренции, на создание рыночной инфраструктуры и пр.
Все это предъявляет высокие требования к нашей системе профессионального образования, к развитию науки и технологии, к качеству подготовки специалистов высшей квалификации.
Сегодня все более очевидным ста-
новится разрыв между достижениями науки и содержанием профессионального образования, уровнем подготовки выпускников вузов. Он обусловлен спецификой социально-экономического и социокультурного развития страны: состоянием ее экономики, готовностью и способностью населения и государства оплачивать систему образования, научно-технической и образовательной политикой правительства, степенью бюрократизации самой системы образования и множеством других факторов. Все они в совокупности определяют состояние и динамику образовательной среды, ее инновационные возможности.
По расчетам Минэкономразвития, при вступлении России в ВТО неконкурентоспособными отраслями могут оказаться автомобильная, пищевая промышленность, агропромышленный комплекс и ряд других. Предполагается, что именно в этих отраслях примерно в течение пяти лет будет наблюдаться сокращение числа занятых работников. Однако ожидаемую ситуацию на рынке труда возможно исправить путем увеличения числа рабочих мест в других сферах промышленности, которые по своему экономическому потенциалу способны соответствовать требованиям ВТО, даже если это потребует частичной или полной переподготовки или перепрофилирования части кадров высшей квалификации. В плановой экономике бывшего СССР подобная задача сравнительно успешно решалась благодаря средне- и долгосрочному планированию и жесткому государственному распределению выпускников учебных заведений. Невостребо-ванность или перепроизводство специалистов какой-либо квалификации оперативно пресекались директивными методами.
Из вышеизложенного следует, что прорыв в экономике России и вступле-
ние ее в ВТО могут обеспечить кадры новой формации, а их должна готовить система вузовского и послевузовского образования, в которой главная роль отводится профессорско-преподавательскому составу. В связи с этим особое значение приобретает переподготовка и перепрофилирование педагогических кадров в системе институтов (факультетов) повышения квалификации, в аспирантуре и докторантуре, в работе ВАК (диссертационных советов) - по направлениям, обеспечивающим прорыв в мировую экономическую среду. Это должно стать главнейшей стратегической и технологической задачей образовательной системы России начала XXI века.
Во «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века» подчеркивается, что в настоящее время имеют место беспрецедентный спрос на высшее образование и его широкая диверсификация наряду со все большим осознанием его решающего значения для социально-культурного и экономического развития общества. Одновременно возрастает потребность в фун-даментализации базовых знаний, в высококвалифицированных специалистах (количество студентов высших учебных заведений в мире выросло с 51 млн. чел. в 1980 г. до почти 82 млн. чел. в 1995 г.; в 2010 г. эта цифра составит около 97 млн. чел.).
В рыночных условиях проблема подготовки и востребованности кадров решается на основе принципа спроса и предложения. Причем при повышенном спросе решение носит коммерческий характер - через платное обучение. В зоне риска оказываются все его участники. Риск для обучаемого проявляется во многих направлениях. Например, правильно ли выбрал будущую специальность, учебное заведение? Учтены ли возможные изменения рыночной конъюнктуры к моменту окончания
учебного заведения? И т.п. В зоне риска оказывается и учебное заведение вместе с образовательной системой, поскольку срок морального старения многих знаний сократился с 5 до 3 лет. По этой причине заостряется вопрос: насколько оперативно и совершенно обновляются образовательные принципы профессорско-преподавательского состава конкретного учебного заведения и самой образовательной системы в целом? Соответствует ли отечественный образовательный уровень мировым стандартам бакалавра и магистра? Как быть с промежуточным российским образовательным уровнем, соответствующим стандарту «специалиста»? Мировой опыт показывает, что в производственной сфере бакалавров должно быть в 4 раза больше, чем магистров. Несоблюдение этой пропорции привело к тому, что в России труд «специалистов» из-за их перепроизводства по отношению к бакалавру обесценен и сводится к рутинным обязанностям более низкого уровня. Вот почему высшая школа должна постепенно отказываться от выпуска «специалистов» и переходить на выпуск бакалавров и магистров, то есть давать выпускникам высшее образование на двух уровнях.
Если мы хотим добиться серьезных успехов в этом деле, необходимо тщательно проанализировать результаты перепрофилирования кадров через второе высшее образование, осуществляемое многими учебными заведениями страны и их филиалами. Очень бы помогло и обобщение передового зарубежного опыта. Оценка, анализ и обобщение отечественного и мирового опыта в этом направлении позволит коренным образом усовершенствовать и обновить образовательную систему.
С учетом нарастающих процессов глобализации одним из определяющих факторов экономического развития
становится современный критерий ценностей, основанный на профессиональной мобильности специалистов. Именно человек компетентный, способный ориентироваться в возможных вариантах развития той или иной ситуации, умеющий гибко и творчески подходить к решению проблемы, - вот социальный заказ на сегодняшний день для системы профессионального образования вообще и для высшей школы, занимающейся переподготовкой и перепрофилированием кадров, в частности.
Из этого следует, что успешность решения социально-экономических проблем в первую очередь определяется педагогическими кадрами, реализующими задачи отечественного образования. Отсюда возникает вопрос о подготовке педагогических кадров, проблема педагогического образования.
Система педагогического образования должна обеспечить непрерывность профессиональной подготовки путем ступенчатого ее построения - довузовского, вузовского и послевузовского образования. При этом следует иметь в виду, что с каждым годом все более быстрыми темпами изменяется социальный заказ общества на того или иного специалиста.
И потому при подготовке педагогических кадров следует учитывать ее двойное опережение по отношению с сегодняшнему социальному заказу. К тому же система педагогического образования должна носить интегральный характер в соответствии с социально-экономическими требованиями сегодняшнего дня. Это означает, что необходимо обеспечить единство теоретической и практической, общеобразовательной и профессиональной подготовки, формирование всего комплекса профессионально- и духовно-нравственных качеств специалиста.
Педагогическое образование на
всех его этапах, безусловно, требует определенного научно-методического и материального обеспечения. Разработка профессионально-образовательных программ, учебных планов, создание современных электронноинформационных технологий обучения, учебников, учебных пособий, различных методических материалов, современное техническое оснащение учебного процесса также являются необходимым направлением в реализации новой системы непрерывного педагогического образования.
И еще весьма важные вопросы при подготовке и переподготовке преподавательских кадров высшей профессиональной школы - вариативность и динамичность. Они предполагают требования к профессиональной подготовке специалиста в области образования не только и не столько к сиюминутным запросам, сколько к прогнозируемым перспективам развития общества и изменениям в социальном заказе на спе-циалиста-педагога.
Только при таком подходе, решительно отходя от устаревших традиций, бережно сохраняя все положительное, внося новое в действующую систему образования, можно избежать грубых ошибок и своевременно внести коррективы в процесс непрерывного педагогического образования.
Очень важно отметить, что, развиваясь на основе идеи единства и открытости образовательного пространства России, обладая качествами вариативности, преемственности и гибкости, отвечая потребностям личности и рынка профессий, система высшего профессионального (педагогического) образования становится способной к саморазвитию. При этом необходимо, чтобы очередное поколение овладевало тем социальным опытом, который требуется для дальнейшего прогресса общества. Вместе с тем в настоящее
время образовательная система должна решать еще целый ряд актуальных задач, а именно: создание объективных условий для максимального развития личности, постоянное самосовершенствование и качественное обновление учебного процесса, обеспечение социальной защищенности каждой личности, реализация принципов демократизации и гуманизации.
В плане решения названных проблем все большее значение приобретает внедрение современных образовательных технологий и педагогических систем, включающих методы развивающего обучения, учебный диалог, ситуационные задачи с жизненно-практическим содержанием, имитацию различных социальных и профессиональных функций - деловые педагогические игры и т.п. Накоплен опыт применения групповой, коллективно распределенной учебной деятельности по решению межпредметных задач и ситуаций, интеграции учебных дисциплин. Используется тестовый и рейтинговый контроль качества знаний с применением программных средств на основе компьютерной техники. Апробируются индивидуальные планы развития обучающихся, а также индивидуально-авторские системы образовательной деятельности преподавателей и педколлективов. Активно развиваются информационные образовательные технологии на основе современной компьютерной и аудиовизуальной техники. Перечисленные инновации должны стать нормой деятельности учебных заведений.
Обсуждаемая концептуальная проблема может иметь несколько сценариев решения, включающих ряд общих моментов:
• оценку, анализ и обобщение передового отечественного и зарубежного опыта функционирования отдельных типов образовательных систем по
переподготовке и перепрофилированию кадров через второе высшее образование;
• разработку и использование экономических и правовых механизмов повышения качества образования;
• составление и постоянную корректировку модели деятельности специалиста с учетом изменяющихся требований к ней;
• перманентное структурирование и обновление учебных планов переподготовки и перепрофилирования кадров на основе второго высшего образования с учетом появляющихся новых требований к специалистам данного профиля;
• радикальное обновление методических основ образовательной системы с учетом появляющихся новых прорывных направлений образовательных технологий.
При отборе слушателей на факультет повышения педагогической квалификации или для получения квалификации «Преподаватель высшей школы» определяющим критерием готовности претендента к педагогической деятельности могут служить:
• профессионально-педагогическая компетентность, способность выполнять образовательные функции в соответствии с принятыми современными нормами и стандартами;
• личностно-значимая склонность к профессиональной деятельности, высокая общая и методологическая культура мышления, нравственность, способность вырабатывать эффективные методы деятельности в постоянно изменяющихся обстоятельствах, в решении различных педагогических ситуаций, умение добиваться высокоэффективного выполнения своих профессиональных функций, стремление к саморазвитию.
Все это предполагает необходи-
мость непрерывного образования, постоянного освоения новых знаний в рамках профессии для успешного применения в конкретных условиях; проникновения в сущностный смысл новой информации и педагогических инноваций, нахождения скрытых противоречий различных фактов и явлений, их реальных движущих сил и механизмов; повышения качества работы за счет саморазвития и совершенствования индивидуально-личностного стиля деятельности.
В заключение заметим, что инновационный характер образовательных процессов тормозится приверженцами старых принципов из-за консервативности самой системы. Создается ситуация, когда общество эволюционирует быстрее, чем под него подстраивается высшая профессиональная школа. В результате образовательная система на отдельных этапах оказывается неспособной соответствовать требованиям современности.
Чтобы разрешить это противоречие, нужно выявить и устранить истоки инертности высшей профессиональной школы. Темпы развития инновационных образовательных процессов зависят от конкретных людей, управляющих ими. Поэтому так остро встает вопрос о креативных подходах к решению проблем образовательной системы, ее кадровом педагогическом обеспечении, восприимчивости к новшествам в учебном процессе, т.е. о подготовке кадров, которые должны желать и уметь действовать по-новому.
Авторы и творческий Центр креативной педагогики МГТА приглашают новаторов информационных образовательных технологий к сотрудничеству по совершенствованию системы обучения слушателей второй квалификации «Преподаватель высшей школы».