Научная статья на тему 'Формирование и развитие исследовательской компетенции специалистов технического профиля в процессе пост обучающего сопровождения внутрифирменной подготовки'

Формирование и развитие исследовательской компетенции специалистов технического профиля в процессе пост обучающего сопровождения внутрифирменной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОСТ ОБУЧАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВНУТРИФИРМЕННАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ / RESEARCHING COMPETENCY / POST EDUCATIONAL ACCOMPANY / IN-HOUSE TRAINING / ENTERPRISES DEMANDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масалимова А. Р.

В данной статье показана роль постобучающего сопровождения специалистов технического профиля в процессе внутрифирменной подготовки, под которым понимается комплекс мероприятий, направленных на их дальнейшее карьерное продвижение, реализуемых на базе предприятия. Раскрыты требования предприятий – заказчиков кадров к компетенциям выпускников высших профессиональных учебных заведений, среди которых акцент сделан на исследовательскую компетенцию специалистов технического профиля. Представлены формы пост обучающего сопровождения внутрифирменной подготовки специалистов технического профиля, направленные на развитие и совершенствование их исследовательской компетенции. Обозначены задачи организации исследовательской деятельности, заключающиеся в обучении студентов эффективному применению научных методов, активному научному поиску, оптимальному применению полученных результатов исследования необходимых для их будущей профессиональной деятельности в нефтяной отрасли региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масалимова А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the importance of engineers post educational accompany in the in-house training process is shown which can be understood as a complex of events which is directed on their further career advancement and which is realized at the enterprise. The enterprises’ demands who order them to the high professional schools graduates’ competences are revealed with the accent on engineers’ research competency. Engineers’ post educational accompany forms in in-house training are presented which are directed on the development and improvement of their research competency. Tasks of research competency activity which can be represented as students’ teaching to effective application of scientific methods, active scientific search, optimal application of research’s ready results which are actual for their future professional activity in oil industry are pointed.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие исследовательской компетенции специалистов технического профиля в процессе пост обучающего сопровождения внутрифирменной подготовки»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПОСТ ОБУЧАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВНУТРИФИРМЕННОЙ ПОДГОТОВКИ

А.Р.Масалимова

В данной статье показана роль постобучающего сопровождения специалистов технического профиля в процессе внутрифирменной подготовки, под которым понимается комплекс мероприятий, направленных на их дальнейшее карьерное продвижение, реализуемых на базе предприятия. Раскрыты требования предприятий -заказчиков кадров к компетенциям выпускников высших профессиональных учебных заведений, среди которых акцент сделан на исследовательскую компетенцию специалистов технического профиля. Представлены формы пост обучающего сопровождения внутрифирменной подготовки специалистов технического профиля, направленные на развитие и совершенствование их исследовательской компетенции. Обозначены задачи организации исследовательской деятельности, заключающиеся в обучении студентов эффективному применению научных методов, активному научному поиску, оптимальному применению полученных результатов исследования необходимых для их будущей профессиональной деятельности в нефтяной отрасли региона. Ключевые слова: исследовательская компетенция, пост обучающее сопровождение, внутрифирменная подготовка, требования предприятий

Engineers researching competency of formation and development in the post educational accompany process of their in-house training. In the article the importance of engineers post educational accompany in the in-house training process is shown which can be understood as a complex of events which is directed on their further career advancement and which is realized at the enterprise. The enterprises' demands who order them to the high professional schools graduates' competences are revealed with the accent on engineers' research competency. Engineers' post educational accompany forms in in-house training are presented which are directed on the development and improvement of their research competency. Tasks of research competency activity which can be represented as students' teaching to effective application of scientific methods, active scientific search, optimal application of research's ready results which are actual for their future professional activity in oil industry are pointed.

Key words: researching competency, post educational accompany, in-house training, enterprises demands

Современный рынок труда остро нуждается в квалифицированных специалистах, способных самостоятельно решать профессиональные задачи методами научного познания для достижения позитивных экономических преобразований на предприятии. В связи с этим как в технических вузах, так и на предприятиях необходимы оптимальные условия для развития научно-исследовательских и творческих способностей молодых специалистов, новые организационные формы, методы и технологии, предполагающие творческий подход, научный поиск в решении проблемы формирования их исследовательской компетенции.

Решению проблемы развития и совершенствования исследовательской компетенции специалистов технического профиля способствует пост обучающее сопровождение в процессе внутрифирменной подготовки, под которым мы понимаем комплекс мероприятий, направленных на их дальнейшее карьерное продвижение, реализуемых на базе предприятия.

Прежде чем перейти к формам постобучающего сопровождения внутрифирменной подготовки специалистов технического профиля, способствующих развитию их исследовательских компетенций, необходимо отметить, что формированию данной компетенции недостаточно времени уделяется в технических вузах. В связи с этим, основываясь на квалификационных требованиях к магистрам техники и технологии, а также на социальном заказе на современного конкурентоспособного специалиста, С.И. Дворецкий и Е.И. Муратова разработали содержание следующих компонентов готовности магистров технических направлений к научно-исследовательской деятельности:

- мотивационный, предполагающий понимание сущности научно-исследовательской деятельности; осознание значимости получаемых знаний, умений, навыков для эффективной профессиональной деятельности; удовлетворенность от творческой работы в процессе инновационной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности; желание участвовать в научных конференциях; осознание необходимости непрерывного самообразования, саморазвития для успешной профессиональной деятельности и др.;

- когнитивный, предполагающий знания методологии научного исследования; методологии научно-технического творчества; основы прикладной научно-исследовательской деятельности по внедрению научных разработок, оформления и презентации проектов; принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности используемого в процессе профессиональной деятельности оборудования, устройств и систем; основы экономики, организации производства, труда и управления и др.;

- операциональный, предполагающий владение магистрами навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности; формулирования и решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности; выбора необходимых методов исследования, модификации существующих и разработки новых методов и др.;

- эмоционально-волевой, предполагающий чувство ответственности за результаты научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности; уверенности в успехе достижения целей научного исследования; волю к преодолению внешних и внутренних преград при решении исследовательских и педагогических задач; волю к преодолению страха неудачи, непонимания слушателями, боязнь критики; решимость мобилизовать силы для решения научно-исследовательских и научно-педагогических задач; управлять собой в процессе исследовательской и преподавательской деятельности и др.;

- информационный, то есть готовность магистра вести библиографическую работу и патентный поиск, поиск информации об инновационных проектах с привлечением современных информационных технологий; создавать и использовать программные продукты для обработки

полученных результатов исследования, проведения математических экспериментов по теме исследования; представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати; использовать современные информационные технологии и сети для эффективной коммуникации с коллегами из различных вузов, в том числе и зарубежных, по проблеме исследования [1].

Вовлечение студентов в исследовательскую деятельность позволяет им развить способность к сознательному и активному усвоению нового знания, овладеть новым стилем научной работы, развить способность к непрерывному самообразованию. Задачами всех форм организации исследовательской деятельности становится обучение студентов эффективному применению научных методов, активному научному поиску, оптимальному применению полученных результатов исследования.

Перечисленные знания, умения и компетенции необходимы и для специалистов нефтяной отрасли региона, подготовка кадров для которого осуществляется в профильном вузе - в Альметьевском государственном нефтяном институте.

Среди выявленных нами требований предприятий-заказчиков кадров к компетенциям выпускника Альметьевского государственного нефтяного института основными были: производственно-технологическая, организационно-управленческая и исследовательская компетенции. Поэтому научно-исследовательская деятельность в Альметьевском государственном нефтяном институте занимает особое положение, так как не только решает актуальные производственные и социально-экономические задачи и проблемы, стоящие перед нефтяной отраслью и юго-восточным регионом Татарстана, но и обеспечивает подготовку технических кадров, активно воздействуя на повышение качества выпускаемых специалистов. Научно-исследовательская деятельность института осуществляется через выполнение исследовательских и опытно-конструкторских работ, соискательство, научно-исследовательскую работу студентов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы как по хозяйственным договорам, так и по госбюджету. В выполнении научных исследований участвуют все преподаватели, штатные научные сотрудники, соискатели. К исследованиям привлекаются также студенты.

Необходимость включения студентов в научно-исследовательскую деятельность обусловлена еще и тем, что формирование вышеназванных компетенций предполагает также и выработку у студентов способностей решать задачи, находить пути ориентации в нестандартных ситуациях реальной профессиональной деятельности, а прежняя система отбора, предложенная работодателями была направлена на систематическое тестирование, которое при всех своих достоинствах было ограничено стандартным решением предложенных задач и проверяло лишь механическую память.

Полигоном для проведения исследований и внедрения научных разработок являются производственные подразделения ОАО «Татнефть», Татарский научно-исследовательский и проектный институт нефти ОАО «Татнефть» и учебный полигон Альметьевского

государственного нефтяного института [5].

Одной из форм пост обучающего сопровождения внутрифирменной подготовки специалистов технического профиля, способствующих дальнейшему развитию и совершенствованию их исследовательской компетенции является Совет молодых специалистов ОАО «Татнефть», задачами которого являются следующие: организация и координация производственной, рационализаторской, изобретательской, научной и творческой деятельности молодежи; развитие интеллектуального потенциала молодых специалистов, содействие их профессиональному и духовному развитию; создание условий для развития их исследовательской компетенции, вовлечение их в совместные научные разработки; воспитание чувства ответственности молодых специалистов за результаты производственной и научно-исследовательской деятельности.

В целях реализации данных задач Совет молодых специалистов ОАО «Татнефть» организует мероприятия, направленные на оказание помощи молодым специалистам в приобретении навыков исследовательской деятельности, способствующих их карьерному продвижению; оказывает содействие и поддержку молодым специалистам предприятия в разработке и внедрении экономически обоснованных рационализаторских предложений и изобретений; проводит молодежные научно-практические конференции, конкурсы идей, предложений и выставок научно-технических разработок с целью мобилизации творческого потенциала молодых специалистов; создает творческие молодежные коллективы для решения актуальных производственных и научно-технических проблем; организует информационную поддержку в распространении достижений науки и техники, передового опыта в молодежной среде; создает молодежные клубы по интересам; привлекает молодых специалистов к организации научно-технического творчества студентов высших и средних профессиональных учебных заведений; представляет руководству кандидатуры молодых специалистов для зачисления в резерв на выдвижение и др.

Руководящим органом Совета молодых специалистов ОАО «Татнефть» является Центральный совет молодых специалистов, целью которого является координация работы Совета молодых специалистов ОАО «Татнефть». Центральный совет молодых специалистов аккумулирует, анализирует научно-техническую, организационную и другую информацию, отвечающую целям Совета молодых специалистов; распространяет научно-техническую и организационную информацию, отвечающую целям Совета, за исключением конфиденциальной (служебной) информации; участвует в проведении научных конференций, коллоквиумах и семинарах; участвует в обменных программах; разрабатывает образовательные программы и др.

[4].

Деятельность Центрального совета молодых специалистов подразделяется на следующие направления:

- научная деятельность, включающая разработку проектов по следующим темам: «Геология, разработка нефтяных и газовых месторождений, добыча, поддержание пластового

давления»; «ПРС, КРС и Бурение»; «Подготовка и переработка нефти»; «Энергетика, Автоматизация, Информационные технологии»; «Машины и оборудование в нефтедобыче, автотранспорте»; «Экономика, Юриспруденция. Управление персоналом».

- организационная деятельность, включающая в себя секретариат, группа информационного обеспечения, секцию работы с учебными заведениями, подготовки и переподготовки кадров и секцию внешних связей.

В обязанности секретариата входят: подготовка проектов, ведение и экспертиза документов, протоколов, касающихся компетенции Центрального совета молодых специалистов; участие в подготовке отчетных документов; обеспечение координации и взаимодействия секций Центрального совета молодых специалистов с секциями Совета молодых специалистов структурных подразделений и дочерних предприятий; информирование заинтересованных молодых специалистов по вопросам деятельности Совета.

Задачами группы информационного обеспечения являются следующие: систематизация, аккумуляция проблем, задач и достижений в научно-технической области; информирование Совета молодых специалистов структурных подразделений и дочерних предприятий о решениях и достижениях научно-производственного характера; информирование членов соответствующих секций о существующих проблемах, задачах и достижениях научно-производственного характера.

Секция работы с учебными заведениями, подготовки и переподготовки кадров принимает участие в проведении научных конференций, коллоквиумах и семинарах совместно с учебными заведениями; распространяет научно-техническую информацию в учебных заведениях; сотрудничает с общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями; оказывает помощь для проведения подготовки и переподготовки кадров.

Основными задачами секции внешних связей являются следующие: организация выставок, конференций, семинаров, симпозиумов; взаимодействие с аналогичными Советами сторонних организаций по вопросам сотрудничества и проведения совместных мероприятий; взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам работы Совета молодых специалистов.

Необходимо отметить, что деятельность Совета молодых специалистов ОАО «Татнефть» гибко реагирует на успешно действующую региональную программу «Татарстан после нефти» [2]. Данная программа предусматривает несколько направлений в экономической стратегии, где кластерная модель управления предполагает добровольное объединение заинтересованных предприятий в экономическую группу совместно с профильными учебными заведениями. В экономической стратегии Республика Татарстан ориентируется на высокие технологии в области автомобилестроения, авиастроения, оборудования для нефтяной отрасли и приборостроения. Целью программы является повышение деловой активности на юго-востоке Татарстана, создание новых рабочих мест и обеспечение социальной стабильности в регионе, создание новых перспективных производств товаров и сервисных услуг на базе высвобождающихся мощностей компании. Наибольшую известность получила деятельность дочерних предприятий «Татнефти» ООО «Инновационно-производственный технопарк «Идея - Юго-Восток» в г. Лениногорск,

предприятие ООО «Агро-Идея», ООО «Азалия - Юго-Восток» [3].

Все вышеизложенное является важнейшей составной частью противокризисной правительственной программы, в связи с чем особое внимание уделяется образовательным программам адаптации работников к текущим и будущим потребностям рынка труда.

Таким образом, представленные в статье формы пост обучающего сопровождения внутрифирменной подготовки специалистов технического профиля, направленные на формирование их исследовательской компетенции способствуют:

- в организационном плане: осуществлению адресной подготовки будущих специалистов к требованиям нефтяной отрасли; их опережающей подготовке; формированию корпоративной культуры молодых специалистов; их социальной и профессиональной адаптации;

- в личностном плане: осуществлению систематического самообразования; совершенствованию их информационной компетенции; возможности совместных публикаций с главными специалистами предприятия, участию в научно-исследовательских разработках; формированию академической и профессиональной мобильности.

Литература:

1. Дворецкий С.И. Научно-педагогическая практика: методические рекомендации / С.И. Дворецкий, Е.И. Муратова, С.В. Варыгина. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2004. 32 с.

2. Миргазизов Р. Жизнь после нефти есть / Экономика. № 34-35 (26151) 21.02.2008.

3. Мухаметзянова Г.В., Шайдуллина А.Р. Интеграционные процессы в региональной системе профессионального образования. Казань: «Идель-Пресс». 2011. 232 с.

4. Положение о Центральном совете молодых специалистов ОАО «Татнефть». Альметьевск: Татнефть. 2001. 10 с.

5. Фролова В.Н. Наука и производство: региональный контекст// Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 56-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.