Научная статья на тему 'Особенности подготовки кадров для инновационных предприятий в условиях глобализации экономики'

Особенности подготовки кадров для инновационных предприятий в условиях глобализации экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
808
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКЛАССНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ АПК / ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ / ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курьяков И. А., Гайдученко Ю. С.

В статье исследуются особенности подготовки кадров для предприятий АПК в условиях глобализации экономики в Западно-Сибирском регионе. Показана целесообразность подготовки высококлассных специалистов через цепочку «общее среднее, среднее специальное, довузовское, вузовское и послевузовское образование». Дается анализ реальной работы в условиях предприятий, внедривших инновации в производство, а также важность прямых и обратных связей между обучающимися и реальным производством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курьяков И. А., Гайдученко Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки кадров для инновационных предприятий в условиях глобализации экономики»

предполагать оценку в определенных шкалах качества вырабатываемых решений и проектов; позволять оценивать деятельность каждого участника и работу команды; оценивать личные характеристики участников игры. Рефлексия (лат. геЛехю - отражение, следствие чего-либо, размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния). Это важный фрагмент игры, устанавливающий обратную связь, позволяющий провести мониторинг мнений и выяснить степень удовлетворенности, потери и приобретения. Именно рефлексия позволяет преподавателю не просто выявить степень удовлетворенности обучаемых проведенной игрой и принятыми решениями, а услышать информацию о трудностях, которые испытали участники, об их удачах и личных достижениях.

5.«Выход из игры». Существует много приемов, обеспечивающих «выход» участников из игрового процесса. Их выбор зависит от целей игры и компетентности преподавателя. Завершающая часть игры может быть посвящена размышлениям участников об их будущем, о перспективах использования в учебном процессе такого рода технологий обучения, домашним заданиям. Большие возможности для повышения эффективности игрового обучения и выходящего за пределы игровой процедуры дальнейшего самопознания ее участников дает видеозапись. С ее помощью становится возможным для участников игры:

• посмотреть и проанализировать свое поведение как бы со стороны, а для руководителя и всех участников:

• отобрать, отдельно рассмотреть и детально обсудить наиболее важные эпизоды игры, подобрать оптимальные варианты поведения;

• проверить правильность самооценок игроков, а также оценок наблюдателей и руководителя;

• установить степень успеха обучаемых посредством сопоставления фрагментов первого и повторных проигрываний ими одних и тех же ролей или ситуативных действий.

Одним из важнейших факторов успеха деловой игры является руководство игрой и контроль за ее процессом. Поэтому очень важно определить время и место деловой игры в учебном процессе. В неподготовленной для игры в психологическом плане аудитории студентов новизна формы занятий может чрезвычайно отвлечь внимание обучаемых от сюжета игры и даже вызвать непонимание. На начальном этапе обучения студентов деловую игру следует проводить в конце изучаемой темы, предваряя поведение самой игры подготовительными мероприятиями: работой в парах, в небольших группах с постановкой конкретных небольших заданий, с использованием различных рода опор: схем, таблиц.

Таким образом, в деловой игре присутствует особый игровой контекст, разворачивающийся в соответствии с сюжетом, определенными игровыми правилами и предусматривающий ролевое взаимодействие участников. В деловой игре происходит моделирование значимых для участников игры проблемных ситуаций профессионального общения, способствующих формированию устойчивых навыков и умений делового общения на иностранном языке. Необходимо выделить несколько рекомендаций для разработчиков и пользователей деловых игр.

1. Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение

целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.

2. К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студентами, а также реакцию других преподавателей, которая может быть неадекватной.

3. В деловой игре использовать предметную и социальную компетентность участников. Подготовку к деловым играм следует начинать с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей, а до игры формировать у студентов культуру дискуссии.

4. Структурные компоненты деловых игр должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой. Необходимо определенное представление о рациональных приемах реализации игрового контекста в структурных элементах деловых игр.

5. Игра должна строиться на принципах саморегулирования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры, что требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования деловых игр.

6. Режим работы студентов в процессе деловых игр не укладывается в рамки традиционного поведения их на занятии и должен быть подчинен логике моделируемого производственного процесса.

7. Наиболее приемлемы компактные деловые игры, рассчитанные на 4 часа практических занятий. Их лучше проводить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая эмоциональный заряд [3].

В ходе деловой игры студенты не только закрепляют пройденный материал, но и получают навыки устной коммуникации со своими будущими коллегами, вырабатывают уверенность в себе и своих силах, получают понятие о том, что в большинстве реальных ситуаций не бывает единственно верного решения. В игровых формах реализуется главный фактор обучения - познавательная активность, а также сопутствующий - общение, диалог. Они повышают творческий потенциал студентов, совершенствуют навыки самоконтроля и самооценки, расширяют мировоззрение, а это-путь к более глубокому пониманию и усвоению учебного материала и дальнейшего успеха в формировании специалистов нового поколения.

Литература

1. Баринов В.А. Антикризисное управление: учебное пособие. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. - 135 с.

2. Бирштейн, М. М. Основные направления развития деловых игр [Текст] / М. М. Бирштейн // Деловые игры в мире: материалы науч. конф. : в 2-х т. Т. 1 : Изд-во СПб., 1992 . - 14 с.

3. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

4. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст]/А.А.Вербицкий.-М.: Высш. школа, 1991. -204 с.

5. Лифшиц А.Л. Деловые игры в управлении. -Л.: Лениздат, 1989. - 172 с.

6. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. - М.: Профиздат, 1991. - 80 с.

7. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии: учебное пособие для студентов вузов. -М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 303 с.

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

КУРЬЯ КОВ И.А.,

кандидат экономических наук, доцент, Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»

ГАЙДУЧЕНКО Ю.С.

кандидат ветеринарных наук, доцент Омского государственного аграрного университета им. ПЛ. Столыпина

Аннотация: В статье исследуются особенности подготовки кадров для предприятий АПК в условиях глобализации экономики в Западно-Сибирском регионе. Показана целесообразность подготовки высококлассных специалистов через цепочку «общее среднее, среднее специальное, довузовское, вузовское и послевузовское образование». Дается анализ реальной работы в условиях предприятий, внедривших инновации в производство, а также важность прямых и обратных связей между обучающимися и реальным производством.

Ключевые слова: кадры, инновации, образование, подготовка высококлассных специалистов АПК, формирование инновационной стратегии, традиционные и инновационные формы и системы обучения.

Формирование национальной инновационной системы в условиях трансформационных преобразований и достижений НТП невозможно без воспроизводства особого типа человеческих ресурсов-специалистов инновационной сферы и эффективного их использования. Вопросам организации и методам подготовки квалифицированных специалистов для науки и высокотехнологичных сфер производства посвящена данная статья.

Подготовка кадров для инновационных предприятий-сложный процесс, обусловленный активной вузовской работой и довузовской подготовкой абитуриентов, четко поставленной послевузовской системой обучения в рамках подготовки и переподготовки кадров. Традиционные и инновационные формы обучения на данном этапе развития направлены, прежде всего, на подготовку конкурентоспособных кадров, которые смогут использовать и реализовывать накопленный потенциал в своей практической деятельности. Отдельные сведения, касающиеся образовательного процесса в условиях инновационно ориентированного социума, отражены в работах многих авторов, занимающихся именно этими проблемами [1 -10].

Однако изучить и выявить особенности подготовки кадров для инновационных предприятий АПК, торгового дела, других направлений, связанных между собой отраслей в условиях ее глобализации, представляет интерес не только на ближайший период, но и на отдаленную перспективу. В связи с этим многие высшие учебные заведения страны, в том числе и Западно-Сибирского региона в современных условиях рыночных отношений проводят огромную изыскательскую работу по подготовке конкурентоспособных кадров для отраслей экономики страны и регионов. Так, на базе ряда кафедр Омского государственного аграрного университета совершенствуется учебно-методическая работа

преподавателей. Основные направления этой деятельности продиктованы переходом высших учебных заведений РФ к стандартам третьего поколения особенностями информационной среды современной молодежи. Инновационные подходы к образовательному процессу здесь сочетаются с применением традиционных форм обучения, направленных на совершенствование личности студентов и формирование профессионального мышления [11].

Проведенное исследование с использованием общенаучных методов, синтеза, анализа и др. показывает, что формирование национальной инновационной системы и ее ускоренное развитие сдерживается неадекватностью обеспечения кадрами, уровень которых не в полной мере отвечает стратегическим целям и задачам инновационного развития страны и регионов. Но поскольку уровень образования населения, как правило, определяет его способность быть востребованным в условиях инновационной экономики, а теперь еще и присоединения России к ВТО, то этот показатель может иметь более серьезное значение, который нельзя не учитывать при подготовке высокопрофессиональных и конкурентоспособных кадров, отвечающих современным требованиям рыночных отношений (таблица 1).

Из таблицы видно, что на 1000 человек населения в возрасте 15 лет и старше не имеют начального общего образования в Омской области 9 человек, в Новосибирской-7, в Томской-6, в Тюменской-5 человек. В этих же областях такое же количество людей получили послевузовское профессиональное образование. Это вызывает настороженность. Дело в том, что к современным кадрам предъявляются особые требования. Они должны воспринимать и осваивать достижения глобального НТП, обладать активностью и способностью оперативного мышления, целенаправленно формировать профессиональные знания и способ-

Таблица 1. Уровень образования населения Западно-Сибирского региона (по данным Всероссийской переписи населения 2010г.) [ 12].

Показатели На 1000 человек населения в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования

имеют образование не имеют начального общего образования

прос >ессиональное общее

послевузовское высшее неполное высшее среднее начальное среднее (полное) основное начальное

Тюмен. обл. 6 235 48 340 44 181 102 39 5

Новосиб.обл. 6 233 52 301 49 171 122 59 7

Омская обл. 5 197 38 319 61 180 125 66 9

Томская обл. 9 240 62 302 61 161 108 51 6

ность ощущать себя готовым влиться в инновационную сферу. Современное производство требует не столько массовой, сколько элитной подготовки специалистов с формированием инженерного мышления и развития личности инженера. Поэтому наряду с подготовкой конкурентоспособных кадров должен проводиться отбор лиц, обладающих природными техническими способностями и готовыми стать элитными специалистами.

Однако пока ни вузы, ни государственные ведомства не обеспечены научно обоснованными и нормативными методиками сбора информации о трудоустройстве выпускников, не определены и сферы их ответственности, отсутствует должная заинтересованность госорганов. Создание же эффективных механизмов обратной связи, как условия получения достоверной релевантной информации, является предметом актуального отдельного исследования. Выполнение аграрными вузами своей общественной миссии было и остается необходимым, но не достаточным условием удовлетворения кадровых потребностей отраслей экономики.

Поэтому оптимальность пропорций обеспечения конкретных организаций и регионов квалифицированными кадрами, мотивирование труда, повышение квалификации работников, их карьерный рост определяют эффективность использования человеческих ресурсов. В современном мире нельзя подготовить человека к труду раз и навсегда, трудоустроить его до конца карьеры. Способность к переобучению и мобильность уже признаны важнейшими качествами специалистов в любом возрасте, и это обстоятельство должно быть учтено при выработке критериев эффективности трудоустройства вузовских выпускников [13]. Но решение кадровой проблемы в условиях востребованности инновационно ориентированных специалистов требует создания института науки и технологий как межвузовского центра подготовки кадров для инновационных компаний, где будут проходить обучение по перспективным специальностям отобранные со всех вузов страны после второго курса студенты с креативным нестандартным мышлением в исследовании [14]. Для этого следовало бы:

• разработать положение о системе подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики;

• вузам подписать соглашения с компаниями и

производственными предприятиями, стратегическим направлением развития которых являются нано-технологии;

• разработать положение о повышении квалификации кадров промышленности, осуществляющих внедрение новых технологий.

Чтобы проводить подготовку и переподготовку кадров для инновационных компаний и предприятий, в современных условиях необходимы новые образовательные стандарты, разработка которых должна осуществляться при непосредственном участии тех компаний и предприятий, в которых уже достигнут высокий уровень модернизации, например, по энергосбережению, ядерным и космическим технологиям, ИТ-технологиям, генной инженерии, телекоммуникациям, медтехнологиям и т. д. Итогом взаимодействия должна быть подготовка квалифицированных специалистов с компетенциями, необходимыми для выполнения задач стратегического инновационного развития экономики региона и страны в целом. Исходя из этого, могут быть обоснованы следующие направления экономической политики по активизации инновационного вектора развития [15]:

• строительство эффективных рынков сбыта;

• разрешение структурных проблем с встраиванием избыточного производственного потенциала в систему макро-хозяйственных связей;

• реструктуризация секторов экономики, характеризующихся относительной избыточностью производственного потенциала;

• формирование эффективной корпоративной структуры в отраслях экономики;

• стимулирование внедрения современных систем управления производством;

• повышение уровня жизни как предпосылки расширения емкости внутренних рынков для внедрения инноваций, направляемых на повышение качества продукции;

• политика формирования ценовых пропорций, направленная на поддержание конкурентоспособности отечественных производителей и стимулирование платежеспособного спроса на инновации в производство.

В условиях глобализации экономики и присоединения России к ВТО, наука и образование становятся непременным условием создания предпосылок для устойчивого духовного, интеллектуального, научно-технического и социально-экономического

развития российского общества, а также поддержания его национальной безопасности. А ситуация в сфере науки и образования, которая находит свое проявление в падении спроса на научные знания, разработки, всесторонне подготовленных специалистов, чревата для России потерей мирового авторитета. Поэтому огромная роль и ответственность за положение дел должна принадлежать государственной политике по сохранению и приумножению национального интеллектуального потенциала. Для этого следует, по мнению A.C. Литвинова, применять действия, способствующие развитию инновационной деятельности в России [16]:

* разрешить вузам создавать малые инновационные предприятия, иначе эффективность вузовских инноваций по-прежнему будет низкой;

* ликвидировать недостаток квалифицированных кадров, которые могли бы сопровождать сложные инновационные проекты;

* создать образовательную базу, соответствующую уровню развития техники;

* организовать центры коллективного пользования, оснащенные современным оборудованием, куда могли бы иметь доступ несколько заинтересованных организаций.

Научные подходы Е. И. Муратовой, С. И. Дворецкого, С. В. Мищенко к созданию модели формирования оптимального набора участников сетевого УНПК и принятия управленческих решений при реализации инновационно ориентированной подготовки инженерных, научных и научно-педагогических кадров апробируются в кластерах Тамбовского ГТУ по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий РФ. Они позволяют осуществить модернизацию научно-образовательных структур и элементов инновационной инфраструктуры ТГТУ в системе начального профессионального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Модели формирования оптимального состава участников УНПК могут быть использованы для разработки эффективной стратегии функционирования и развития кластера, рационального распределения функций между участниками УНПК при реализации совместных проектов [17]. А сельхозпредприятие, открытое вблизи г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики при поддержке иностранных вкладчиков, сможет конкурировать с импортной продукцией после вступления России в ВТО [18].

Заслуживает внимания опыт администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, в котором вступило в силу постановление об утверждении муниципальной целевой программы «Поддержка кадрового обеспечения АПК Усть-Пристанского района» на 2013-2017гг., цель которой-обеспечение АПК района кадровым потенциалом и закрепление молодых специалистов на местах, в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013-2020г.г., утвержденной постановлением Администрации Алтайского края №523 от 05.10.2012г., которая направлена на решение социально ориентированных задач, устойчивое развитие сельского хозяйства района на основе повышения эффективности производства и

привлечения кадров в отрасль, повышение уровня жизни и занятости сельского населения [1, 2].

Убедителен опыт администрации муниципального образования села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края, где в соответствии с постановлением Губернатора от 26 ноября 2008г. №978 «Об организации работы по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Ставропольского края», принято постановление администрации муниципального образования села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края от 01 июня 2012 № 36 «Об утверждении Положения о формировании, ведении, подготовке и использовании муниципального резерва управленческих кадров администрации муниципального образования села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края», направленное на совершенствование муниципального управления, формирования и эффективного использования муниципального резерва управленческих кадров в администрации муниципального образования, замещения вакантных должностей муниципальной службы, а также руководящих должностей муниципальных учреждений муниципального образования [3].

По мнению Т.М. Погорневой, в настоящее время назрела объективная необходимость создания системы подготовки и переподготовки кадров, без которой невозможно создать эффективную систему управления исследовательскими и инновационными проектами. Успех их реализации в значительной мере зависит от притока в организации, занимающиеся исследованиями и разработками, талантливых молодых ученых и специалистов [19]. И это так. Переход к инновационному развитию России, провозглашенный Президентом,требует кроме восприимчивости общества к инновациям, достаточного количества кадров, способных управлять инновационными процессами и реализацией конкретных проектов. Для этого нужны инновационные менеджеры, которые должны профессионально владеть принципами коммерциализации технологий, основами маркетинга, теорией и практикой защиты прав интеллектуальной собственности, обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, инженерно-экономическими знаниями, качествами традиционного менеджера и ученого-исследователя. А сами ученые и разработчики должны не только получать необходимые знания, навыки в области инновационной деятельности, инновационной стратегии, но и по вопросам современных технологий, антикризисного управления инновационными проектами, защиты интеллектуальной собственности и патентного права.

В условиях рыночных отношений и глобализации экономики статус специалиста постоянно растет. Но самыми дефицитными остаются рабочие профессии, и не каждый выпускник ВУЗа захочет начать свою карьеру в сельской местности. Отсюда и проблемы, связанные с нехваткой профессионалов, проживающих и работающих на земле [6]. Поскольку инновации должны внедряться самими предприятиями, то эта проблема может быть осуществлена только при их модернизации с одновременной реструктуризацией управленческой структуры и

повышением качества продукции. Поэтому задача макроэкономического регулирования заключается, прежде всего, в определении приоритетов для развития всей экономики, поддержке инноваций, имеющих межотраслевой характер и способствующих развитию производственного потенциала страны [20]. Все это будет оказывать влияние на эффективность функционирования отраслей экономики, в том числе на развитие аграрного сектора и торговой составляющей, без чего не может быть нормальной жизни на любой территории и успешной деятельности предприятий по наращиванию объемов производства продукции, укреплению экономики и продовольственной безопасности регионов и страны в целом (таблица 2).

Опыт республики Беларусь позволяет выявить тенденцию к формированию инновационно-профориентированных кадров для АПК [4]:

1. Повышение заработной платы работников сельского хозяйства путем:

- совершенствования тарификации работ и работников и пересмотра коэффициентов повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям;

- установления молодым специалистам надбавок за сложность и напряженность работы в размере 50% должностного оклада, а также доплат в течение первых двух лет в размере 1 тарифной ставки 1-го разряда, установленной Советом Министров Республики Беларусь для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся госдотациями

1), 2) Данные за 2010 г. уточнены в соответствии с Методическими указаниями по расчету объема и индекса производства продукции сельского хозяйства, утвержденными Росстатом в 2011 г., включая индивидуальных предпринимателей.

2. Направление средств республиканского фонда поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки на выплаты молодым специалистам, прибывшим на работу и продолжающим по истечении двух лет трудовые отношения с сельхозорганизациями в течение последующих трех лет, в размере 1 тарифной ставки 1-го разряда, установленной Советом Министров Республики Беларусь для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся госдотациями.

3. Заинтересованность специалистов в экономических результатах деятельности сельхозорганиза-ций посредством направления до 50% прибыли, полученной дополнительно в результате хозяйственной деятельности, на оплату труда и иные мероприятия.

4. Обеспечение жильем кадров на селе путем повышения заинтересованности работников, проживающих в домах (квартирах), построенных сель-скохозорганизациями, в приобретении указанных жилых помещений в собственность (перевод долга с компенсацией части процентов по кредитам (займам) за счет бюджетов), создание других дополнительных условий для строительства и приобретения ими жилья (предоставление земельных участков и кредитов на льготных условиях).

5. Осуществление приема по конкурсу в пределах до 20% от контрольных цифр приема на специ-

Таблица 2. Продукция аграрного сектора по категориям хозяйств (в действовавших ценах: млрд. руб.; 1980-1995гг.-трлн. руб.) [21] в Западно-Сибирском регионе

1980 1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 20101) 2011

Хозяйства всех категорий

Продукция сельского хозяйства 0,071 0,158 203,9 742,4 1380,9 1570,6 1931,6 2461,4 2515,9 2587,8 3261,7

в том числе:

растен иеводства 0,030 0,058 108,3 394,7 669,8 764,8 1002,4 1306,4 1238,9 1191,5 1703,5

животноводства 0,041 0,100 95,6 347,7 711,1 805,8 929,2 1155,0 1277,0 1396,3 1558,2

Сельскохозяйственные организации

Продукция сельского хозяйства 0,050 0,116 102,3 335,6 615,6 704,5 918,5 1183,7 1141,5 1150,0 1540,6

в том числе:

растен иеводства 0,021 0,044 48,8 189,0 294,4 343,9 490,4 637,6 542,8 485,9 775,4

животноводства 0,029 0,072 53,5 146,6 321,2 360,6 428,1 546,1 598,7 664,1 765,2

Хозяйства населения

Продукция сельского хозяйства 0,021 0,042 97,6 383,2 681,0 754,8 856,6 1068,5 1184,7 1250,4 1426,9

в том числе:

растен иеводства 0,009 0,014 56,8 188,5 311,4 336,2 388,5 501,5 552,9 572,1 699,0

животноводства 0,012 0,028 40,8 194,7 369,6 418,6 468,1 567,0 631,8 678,3 727,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Крестьянские (с >ермерские) хозяйства2)

Продукция сельского хозяйства - 4,0 23,6 84,3 111,3 156,5 209,2 189,7 187,4 294,2

в том числе:

растен иеводства - 2,7 17,2 64,0 84,7 123,5 167,3 143,2 133,5 229,1

животноводства - 1,3 6,4 20,3 26,6 33,0 41,9 46,5 53,9 65,1

альности сельскохозяйственного профиля в ВУЗы выпускников общеобразовательных учреждений, которые на день получения общего среднего образования проживали в сельских населенных пунктах не менее двух лет и успешно завершили обучение на факультетах довузовской подготовки или подготовительных отделениях указанных вузов.

6. Расширение объемов подготовки специалистов в целях выполнения комплекса мер:

-увеличение по решению органа госуправления целевого приема в подведомственные учреждения образования до 30% от контрольных цифр;

- учреждения образования имеют возможность формирования набора на целевую подготовку при конкурсе 1 человек на место, если абитуриент соответствует требованиям и востребован заказчиком;

- осуществление отбора абитуриентов, изъявивших желание обучаться на условиях целевой подготовки по специальностям сельскохозяйственного, лесохозяйственного, медицинского, педагогического профилей, специальностям журналистики, культуры и искусства, из числа выпускников общеобразовательных учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и профессионально-технического образования, проживающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек;

- срок отработки по контракту, заключаемому заказчиком с гражданином, получившим образование на условиях целевой подготовки: до 5 лет-для специалистов с высшим образованием, до 3 лет-для специалистов со средним специальным образованием, до 2 лет - для рабочих (служащих).

7. В республиканском банке данных «Специалист» отражаются условия и оплата труда, быт и профессиональное становление специалиста с высшим образованием на протяжении первых 5 лет работы после окончания ВУЗа.

8. Создание при сельхозвузах учебно-научно-производственных региональных центров практического обучения, обеспечивающих образовательный процесс и прохождение учебных и производственных практик студентами в реальном секторе экономики, повышение квалификации и переподготовки руководителей и специалистов.

Трансформационные преобразования в РФ требуют от государства и специалистов конкурентоспособного типа умения ориентироваться и действовать в меняющемся мире, рынке труда и производстве, не теряя духовных и нравственных начал. Это значит, что одни (государство, представители власти) должны создавать условия к совершенствованию и познанию, а другие (специалисты)-иметь способности к самопознанию и самосовершенствованию, получая максимум необходимых знаний в образовательном процессе, грамотно применять их в своей деятельности. Такие возможности есть в каждой из областей (таблица 3).

Следует заметить, что в условиях рыночных отношений и глобализации экономики возникает объективная необходимость и возможность по организации социального партнерства между средними и высшими учебными заведениями и предприятиями, а также бизнесом на конкретные рабочие места. Это позволит в процессе подготовки специалистов связать их обучение с жизнью, производством, бизнесом, и способствовать созданию комплексов «образование-наука-производство-бизнес». Такой подход во взаимодействии подготовки специалистов является перспективным, так как он формирует возможность создавать новые блага и безусловную востребованность самих специалистов, повышая и развивая в них уверенность и конкурентоспособность. Важно не оставить без внимания студентов, увлеченных фундаментальными исследованиями, которые не имеют пока прямой экономической выгоды, но это может сказаться на развитии науки завтрашнего дня. При вступлении в партнерские отношения должен быть предусмотрен лидерский подход на полученные результаты реализации стратегической цели в совместной деятельности, в которой задействованы: университет-производство-бизнес. И такие требования не случайны. Ибо субъектом финансового менеджмента является совокупность отдельных людей и служб, которые, подготавливая и реализуя финансовые решения, осуществляют управление финансами любой компании [22,с.6].

Говоря о перспективах подготовки кадров для инновационных предприятий в отраслях экономики и регионах, обратим внимание на демографический прогноз, составленный специалистами Росстата до 2030г.: число родившихся по годам людей будет определять количество абитуриентов, студентов и кадровый потенциал страны в целом. На основе гипотез о будущих тенденциях рождаемости, смертности, миграции осуществляется расчет трех вариантов прогноза (низкий, средний, высокий). Низкий вариант прогноза основан на экстраполяции существующих демографических тенденций, высокий вариант является нормативным и ориентирован на достижение целей, определенных в Концепции демографической политики РФ на период до 2031г. Средний вариант считается более реалистичным: в нем учтены сложившиеся демографические тенденции и принимаемые меры демографической политики [23].

Проведенные исследования позволяют сделать выводы и предложения, которые могут быть полезными для успешного развития и функционирования территорий региона.

Таблица 3. Распределение среднегодовой численности занятых в экономике по видам деятельности на территории регион

Показатели Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство

Годы

2010 2011

Тюменская область 91,9 88,5

Новосибир. область 121,0 119,5

Омская область 149,1 143,8

Томская область 40,5 39,1

Во-первых, имеется объективная и безотлагательная необходимость в целесообразности подготовки высококлассных специалистов для инновационных предприятий аграрного сектора экономики и других отраслей через цепочку «общее среднее, среднее специальное, довузовское, вузовское и послевузовское образование».

Во-вторых, особое внимание должно быть уделено предпрофильной подготовке 8-9 классов и профилизации 10-11 классов, а также прямых и обратных связей между обучающимися и реальным производством, ориентируя на инновационные технологии и их перспективность.

Литература

1. Муниципальная целевая программа «Поддержка кадрового обеспечения АПК Усть-Пристанского района» на 2013-2017гг. Приложение к постановлению Администрации Усть-Пристанского района от 20.11.2012 г. №556.

2. Постановление «Об утверждении муниципальной целевой программы «Поддержка кадрового обеспечения АПК Усть-Пристанского района» на 2013-2017 гг.». № 556. от 20.11.2012.

3. Постановление Администрации муниципального образования села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края от 01 06 2012 г. №38.

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08 01 2009г. № 8 «Об утверждении комплекса мер по закреплению квалификационных кадров на селе» // http://www.busel.org/texts/cat2nc/ ¡d5uwjcuv.htm (режим доступа 1.07.2013).

5. Гайдученко, Ю.С. Взаимосвязь мотивации студентов в учебном процессе и их конкурентоспособности в современных условиях / Ю. С. Гайдученко, И. А. Курьяков // Россия и Европа. Единое экономическое пространство: Сборник материалов Международной научно-практической конференции: 2-3 декабря 2010г. - Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. - С. 47-51.

6. Беляева, Г.Д. Подготовка кадров для инновационной экономики в условиях модернизации системы высшего профессионального образования /Г.Д.Беляева, А.Б.Макарец, Г.А. Федоренко //Современные проблемы науки и образования.-2012.-№6; 1!Р1_: www.science-education.ru/106-7572 (дата обращения: 01.07.2013).

7. Быкова, О.Н. Роль высшей школы в подготовке кадров для инновационной экономики / О.Н.Быкова, Ж.Б.Мусатова// Человеческий капитал и профессиональное образование - № 1 (1 ).-2012. - С.42-46.

8. Виноградов, Б. О создании общегосударственной системы подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности. Подготовка кадров для высокотехнологичных предприятий. / Б.Виноградов // Промышленные ведомости. -2011 .-№.3-4 (публикация на сайте газеты ЬКр:/Лллллл/. promved.ru)

9. Гайдученко, Ю.С. Роль довузовской подготовки абитуриента в формировании современного конкурентоспособного специалиста / Ю. С. Гайдученко, И. А. Курьяков // Сибирский торгово-экономический журнал (СТЭЖ) №15. - Омск, 2012. - С. 100-104.

10. Гайдученко, Ю.С. Взаимосвязь мотивации

студентов в учебном процессе и их конкурентоспособности в современных условиях / Ю.С. Гайдученко, И.А. Курьяков // Россия и Европа. Единое экономическое пространство: Сборник материалов Международной научно-практической конференции: 2-3 декабря 2010 г. - Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. - С. 47-51.

11. Хонин Г.А. Традиционный и инновационный опыт организации учебной и научно-исследовательской работы на морфологических кафедрах в аграрном вузе/Г.А.Хонин, Ю.С.Гайдученко,

B.В.Семченко, Н.В.Голенкова, Г.Г.Левкин // Механизмы и закономерности индивидуального развития организма млекопитающих: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. посвящ. памяти засл. деятеля науки РФ, д. вет. наук, проф. Э.Ф.Ложкина. Том II: Ветеринарная патология и экология млекопитающих. Под ред. Н.Ю.Парамоновой, Л.П.Соловьевой. Караваево: Костромская ГСХА, 2013. - С. 184-187.

12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012. Р32. Стат. сб. / Росстат. - М.,-2012.-990 с.

13. Фанненштиль, А.А. Критерии эффективности трудоустройства выпускников аграрных вузов / А.А. Фанненштиль // Вестник Алтайского государственного аграрного университета.-№10(60).-2009 - С.5-14.

14. Савенок, Э.А. Подготовка новых кадров в условиях инновационного развития страны// Вестник БДУ. - №1. - 2012. - С. 75-79.// http://elib.bsu. by/bitstream/123456789/41010/1/75-79.pdf (дата доступа: 1.07.2013).

1 Б.Дмитриев, В.А. Подготовка кадров для инновационной экономики. Роль Внешэкономбанка.-С. 337-338. http://federalbook.ru/files/FSO/sodergan^om%20 8/V/Dmitriyev.pdf (режим доступа 1.07.2013).

16. Литвинов, А.С. Подготовка кадров для инновационной деятельности в России // Креативная экономика. -№ 11 (35). - 2009. -С. 29-34.

17. Муратова, Е.И. Модель формирования оптимального набора участников учебно-научно-производственного кластера для инновационно ориентированной подготовки инженерных, научных и научно-педагогических кадров / Е. И. Муратова,

C.И.Дворецкий, С.В.Мищенко // Университет им. В.И. Вернадского. №4(35). - 2011.-С.163-181.

18. Новое инновационное сельхозпредприятие в КБР сможет конкурировать в условиях ВТО /Информационно-новостной портал КБР// http://07kbr.ru/2012/09/17/novoe-innovación noe-selxozpredpriyatie-v-kbr-smozhet-konkurirovat-v-usloviyax-vto/ (дата доступа: 1.07.2013).

19. Погорнева,Т.М. http://iee.org.ua/files/alushta/ 57-pogorneva-podgotovka_i_perepodgotovka.pdf -(дата доступа: 1.07.2013).

20. Дерунова, Е.А. Совершенствование инфраструктуры освоения инноваций в аграрном секторе экономики // Инновационная деятельность. - 2012. -№4(22).-С. 112-118.

21. Российский стат. ежегодник. 2012: Стат.сб./ Росстат. - М., 2012. -786 с.

22.Метелев, С.Е. Финансовый менеджмент: учебное пособие / С.Е.Метелев, Е.А.Кандрашина. -Омск: Издатель Погорелова Е.В.-2008. - 153 с.

23. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года (Стат. бюллетень). - М., 2013. - 30с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ»

Маркова И.А.,

кандидат технических наук, доцент, Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»

Аннотация: В статье исследуются особенности подготовки кадров для предприятий АПК в условиях глобализации экономики в Западно-Сибирском регионе. Показана целесообразность подготовки высококлассных специалистов через цепочку «общее среднее, среднее специальное, довузовское, вузовское и послевузовское образование». Дается анализ реальной работы в условиях предприятий, внедривших инновации в производство, а также важность прямых и обратных связей между обучающимися и реальным производством.

Ключевые слова: кадры, инновации, образование, подготовка высококлассных специалистов АПК, формирование инновационной стратегии, традиционные и инновационные формы и системы обучения.

Разработка основных требований к качеству подготовки специалистов ведётся независимо в разных странах. Если иметь в виду общий подход, который базируется на принципах TQM и требованиях к СМК по стандартам ИСО серии 9000 [1], то эти требования очень схожи. Так, по мнению аккредитующих органов США, выпускник вуза должен уметь проектировать процессы или системы в соответствии с поставленными задачами т. к. процессный подход является основным элементом менеджмента в организации. Национальный институт непрерывного образования (Великобритания) разработал методику «обучения действием»: это форма учебного процесса, основанная на активном одновременном использовании знаний, умений, навыков и эмоционально-оценочной деятельности студентов. Пользователи этой методики абсолютно уверены, что такой подход к обучению значительно более эффективен, чем традиционные формы обучения, в том числе современное использование конференц - залов с докладчиком и экраном, на который проецируются презентации. Британская система высшего образования принята и в Австралии - стране, занимающей третье место по уровню образования в списке стран -членов Организации экономического развития и сотрудничества.

Разработке требований, нормативных и методических положений менеджмента качества образовательного процесса в период перехода на двухуровневое образование посвящены труды и Российских учёных, в том числе Э.В. Минько, М. А. Николаевой, Л. В. Карташовой и др.[8, 9].

Автором статьи разработаны «Задания для самостоятельной работы студентов» (СРС) по дисциплине «Сертификация систем качества товаров и услуг» (ССКТиУ) (далее - Задания) [7]. В Задании за основу принята технология «обучения в команде». Кроме всех достоинств (и недостатков) этой технологии, подробно рассмотренной в [10 с.15-17],

есть ещё одно важное достоинство - возможность обучения студентов при их работе над проектами. Метод проектов «обеспечивает формирование навыков активной познавательной деятельности, умений самостоятельного конструирования своих знаний и ориентации в информационном пространстве»... здесь ...«доминируют проблемные методы, в частности поисковый и исследовательский методы, которые требуют высокой квалификации преподавателя и определенной подготовки к ним студентов»[10]. Именно метод проектов использован в Задании для обучения студентов.

При разработке Задания автором приняты на себя условия:

1. Рассматриваемая СРС должна базироваться на принципах, изложенных в [9,10] и «Методических указаниях по управлению самостоятельной работой студентов», разработанных д.т.н., профессором М. А. Николаевой:

- самостоятельность;

- эффективность, перспективность, опережае-мость;

- нацеленность на конечный результат;

- соответствие требованиям к результатам освоения ООП;

- рефлексии.

2. Для улучшения процесса управления СРС должна быть принята аудиторно - внеаудиторная форма её выполнения.

3. Характер работы - коллективный, т. е. студенческая - группа разбивается на несколько команд и каждой команде выдаётся определённая тема проекта.

4. По уровню усвоения знаний - это творческая (продуктивная) работа с элементами научных исследований, направленная на создание нового продукта на новой методологической базе [2, 3] с использованием специализированных программных средств [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.