Научная статья на тему 'Использование инновационных образовательных технологий при организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "сертификация систем качества товаров и услуг"'

Использование инновационных образовательных технологий при организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "сертификация систем качества товаров и услуг" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКЛАССНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ АПК / ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ / ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова И. А.

В статье исследуются особенности подготовки кадров для предприятий АПК в условиях глобализации экономики в Западно-Сибирском регионе. Показана целесообразность подготовки высококлассных специалистов через цепочку «общее среднее, среднее специальное, довузовское, вузовское и послевузовское образование». Дается анализ реальной работы в условиях предприятий, внедривших инновации в производство, а также важность прямых и обратных связей между обучающимися и реальным производством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных образовательных технологий при организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "сертификация систем качества товаров и услуг"»

Во-первых, имеется объективная и безотлагательная необходимость в целесообразности подготовки высококлассных специалистов для инновационных предприятий аграрного сектора экономики и других отраслей через цепочку «общее среднее, среднее специальное, довузовское, вузовское и послевузовское образование».

Во-вторых, особое внимание должно быть уделено предпрофильной подготовке 8-9 классов и профилизации 10-11 классов, а также прямых и обратных связей между обучающимися и реальным производством, ориентируя на инновационные технологии и их перспективность.

Литература

1. Муниципальная целевая программа «Поддержка кадрового обеспечения АПК Усть-Пристанского района» на 2013-2017гг. Приложение к постановлению Администрации Усть-Пристанского района от 20.11.2012 г. №556.

2. Постановление «Об утверждении муниципальной целевой программы «Поддержка кадрового обеспечения АПК Усть-Пристанского района» на 2013-2017 гг.». № 556. от 20.11.2012.

3. Постановление Администрации муниципального образования села Покровского Красногвардейского района Ставропольского края от 01 06 2012 г. №38.

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08 01 2009г. № 8 «Об утверждении комплекса мер по закреплению квалификационных кадров на селе» // http://www.busel.org/texts/cat2nc/ ¡d5uwjcuv.htm (режим доступа 1.07.2013).

5. Гайдученко, Ю.С. Взаимосвязь мотивации студентов в учебном процессе и их конкурентоспособности в современных условиях / Ю. С. Гайдученко, И. А. Курьяков // Россия и Европа. Единое экономическое пространство: Сборник материалов Международной научно-практической конференции: 2-3 декабря 2010г. - Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. - С. 47-51.

6. Беляева, Г.Д. Подготовка кадров для инновационной экономики в условиях модернизации системы высшего профессионального образования /Г.Д.Беляева, А.Б.Макарец, Г.А. Федоренко //Современные проблемы науки и образования.-2012.-№6; 1!Р1_: www.science-education.ru/106-7572 (дата обращения: 01.07.2013).

7. Быкова, О.Н. Роль высшей школы в подготовке кадров для инновационной экономики / О.Н.Быкова, Ж.Б.Мусатова// Человеческий капитал и профессиональное образование - № 1 (1 ).-2012. - С.42-46.

8. Виноградов, Б. О создании общегосударственной системы подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности. Подготовка кадров для высокотехнологичных предприятий. / Б.Виноградов // Промышленные ведомости. -2011 .-№.3-4 (публикация на сайте газеты ЬКр:/Лллллл/. promved.ru)

9. Гайдученко, Ю.С. Роль довузовской подготовки абитуриента в формировании современного конкурентоспособного специалиста / Ю. С. Гайдученко, И. А. Курьяков // Сибирский торгово-экономический журнал (СТЭЖ) №15. - Омск, 2012. - С. 100-104.

10. Гайдученко, Ю.С. Взаимосвязь мотивации

студентов в учебном процессе и их конкурентоспособности в современных условиях / Ю.С. Гайдученко, И.А. Курьяков // Россия и Европа. Единое экономическое пространство: Сборник материалов Международной научно-практической конференции: 2-3 декабря 2010 г. - Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. - С. 47-51.

11. Хонин Г.А. Традиционный и инновационный опыт организации учебной и научно-исследовательской работы на морфологических кафедрах в аграрном вузе/Г.А.Хонин, Ю.С.Гайдученко,

B.В.Семченко, Н.В.Голенкова, Г.Г.Левкин // Механизмы и закономерности индивидуального развития организма млекопитающих: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. посвящ. памяти засл. деятеля науки РФ, д. вет. наук, проф. Э.Ф.Ложкина. Том II: Ветеринарная патология и экология млекопитающих. Под ред. Н.Ю.Парамоновой, Л.П.Соловьевой. Караваево: Костромская ГСХА, 2013. - С. 184-187.

12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012. Р32. Стат. сб. / Росстат. - М.,-2012.-990 с.

13. Фанненштиль, А.А. Критерии эффективности трудоустройства выпускников аграрных вузов / А.А. Фанненштиль // Вестник Алтайского государственного аграрного университета.-№10(60).-2009 - С.5-14.

14. Савенок, Э.А. Подготовка новых кадров в условиях инновационного развития страны// Вестник БДУ. - №1. - 2012. - С. 75-79.// http://elib.bsu. by/bitstream/123456789/41010/1/75-79.pdf (дата доступа: 1.07.2013).

1 Б.Дмитриев, В.А. Подготовка кадров для инновационной экономики. Роль Внешэкономбанка.-С. 337-338. http://federalbook.ru/files/FSO/sodergan^om%20 8/V/Dmitriyev.pdf (режим доступа 1.07.2013).

16. Литвинов, А.С. Подготовка кадров для инновационной деятельности в России // Креативная экономика. -№ 11 (35). - 2009. -С. 29-34.

17. Муратова, Е.И. Модель формирования оптимального набора участников учебно-научно-производственного кластера для инновационно ориентированной подготовки инженерных, научных и научно-педагогических кадров / Е. И. Муратова,

C.И.Дворецкий, С.В.Мищенко // Университет им. В.И. Вернадского. №4(35). - 2011.-С.163-181.

18. Новое инновационное сельхозпредприятие в КБР сможет конкурировать в условиях ВТО /Информационно-новостной портал КБР// http://07kbr.ru/2012/09/17/novoe-innovación noe-selxozpredpriyatie-v-kbr-smozhet-konkurirovat-v-usloviyax-vto/ (дата доступа: 1.07.2013).

19. Погорнева,Т.М. http://iee.org.ua/files/alushta/ 57-pogorneva-podgotovka_i_perepodgotovka.pdf -(дата доступа: 1.07.2013).

20. Дерунова, Е.А. Совершенствование инфраструктуры освоения инноваций в аграрном секторе экономики // Инновационная деятельность. - 2012. -№4(22).-С. 112-118.

21. Российский стат. ежегодник. 2012: Стат.сб./ Росстат. - М., 2012. -786 с.

22.Метелев, С.Е. Финансовый менеджмент: учебное пособие / С.Е.Метелев, Е.А.Кандрашина. -Омск: Издатель Погорелова Е.В.-2008. - 153 с.

23. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года (Стат. бюллетень). - М., 2013. - 30с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ»

Маркова И.А.,

кандидат технических наук, доцент, Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»

Аннотация: В статье исследуются особенности подготовки кадров для предприятий АПК в условиях глобализации экономики в Западно-Сибирском регионе. Показана целесообразность подготовки высококлассных специалистов через цепочку «общее среднее, среднее специальное, довузовское, вузовское и послевузовское образование». Дается анализ реальной работы в условиях предприятий, внедривших инновации в производство, а также важность прямых и обратных связей между обучающимися и реальным производством.

Ключевые слова: кадры, инновации, образование, подготовка высококлассных специалистов АПК, формирование инновационной стратегии, традиционные и инновационные формы и системы обучения.

Разработка основных требований к качеству подготовки специалистов ведётся независимо в разных странах. Если иметь в виду общий подход, который базируется на принципах TQM и требованиях к СМК по стандартам ИСО серии 9000 [1], то эти требования очень схожи. Так, по мнению аккредитующих органов США, выпускник вуза должен уметь проектировать процессы или системы в соответствии с поставленными задачами т. к. процессный подход является основным элементом менеджмента в организации. Национальный институт непрерывного образования (Великобритания) разработал методику «обучения действием»: это форма учебного процесса, основанная на активном одновременном использовании знаний, умений, навыков и эмоционально-оценочной деятельности студентов. Пользователи этой методики абсолютно уверены, что такой подход к обучению значительно более эффективен, чем традиционные формы обучения, в том числе современное использование конференц - залов с докладчиком и экраном, на который проецируются презентации. Британская система высшего образования принята и в Австралии - стране, занимающей третье место по уровню образования в списке стран -членов Организации экономического развития и сотрудничества.

Разработке требований, нормативных и методических положений менеджмента качества образовательного процесса в период перехода на двухуровневое образование посвящены труды и Российских учёных, в том числе Э.В. Минько, М. А. Николаевой, Л. В. Карташовой и др.[8, 9].

Автором статьи разработаны «Задания для самостоятельной работы студентов» (СРС) по дисциплине «Сертификация систем качества товаров и услуг» (ССКТиУ) (далее - Задания) [7]. В Задании за основу принята технология «обучения в команде». Кроме всех достоинств (и недостатков) этой технологии, подробно рассмотренной в [10 с.15-17],

есть ещё одно важное достоинство - возможность обучения студентов при их работе над проектами. Метод проектов «обеспечивает формирование навыков активной познавательной деятельности, умений самостоятельного конструирования своих знаний и ориентации в информационном пространстве»... здесь ...«доминируют проблемные методы, в частности поисковый и исследовательский методы, которые требуют высокой квалификации преподавателя и определенной подготовки к ним студентов»[10]. Именно метод проектов использован в Задании для обучения студентов.

При разработке Задания автором приняты на себя условия:

1. Рассматриваемая СРС должна базироваться на принципах, изложенных в [9,10] и «Методических указаниях по управлению самостоятельной работой студентов», разработанных д.т.н., профессором М. А. Николаевой:

- самостоятельность;

- эффективность, перспективность, опережае-мость;

- нацеленность на конечный результат;

- соответствие требованиям к результатам освоения ООП;

- рефлексии.

2. Для улучшения процесса управления СРС должна быть принята аудиторно - внеаудиторная форма её выполнения.

3. Характер работы - коллективный, т. е. студенческая - группа разбивается на несколько команд и каждой команде выдаётся определённая тема проекта.

4. По уровню усвоения знаний - это творческая (продуктивная) работа с элементами научных исследований, направленная на создание нового продукта на новой методологической базе [2, 3] с использованием специализированных программных средств [6].

Непрерывное улучшение системы менеджмента качества

Требования потребителей

*

Учащиеся

Промышленн ость

Общество

Процессы жизненного цикла выпуска продукции

Продукция

Менеджмент ресурсов

СМК | Измерение, анализ и улучшение

Ответственность руководства

ыходу

Удовлетворен

ность потребителей

Учащиеся

Промышленно сть

Общество

Рисунок 1. Модель процессного подхода, адаптированная к образованию и обучению

Рабочие программы (РП) дисциплины ССКТиУ, разработанные в соответствии с ФГОС ВПО, определяют на курс ССКТиУ двадцать четыре лекционных часа, восемь часов практических занятий и шестьдесят восемь часов самостоятельной работы студентов (СРС). В РП указано, что студент, обучающийся по специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров (продовольственных, непродовольственных)» и бакалавр направления подготовки 100700.62 «Торговое дело», профили подготовки «Товароведение и экспертиза товаров» и «Коммерция», должны уметь (кроме всего прочего):

- разрабатывать документы (стандарты, процедуры, процессы и пр.) по ССКТиУ при разработке проекта СМК;

- подготавливать предприятие к сертификации систем качества и производств.

Указанные компетенции* могут быть освоены студентами только при серьёзном подходе к выполнению СРС как со стороны преподавателя, так и со стороны студента.

Поэтому занятия проводятся так:

Лекционный курс в соответствии с рабочей программой (кроме всего прочего) знакомит студентов с системами:

- менеджмента качества (СМК);

- безопасности пищевой продукции (ХАССП);

- экологического менеджмента (СЭМ);

- менеджмента охраны и безопасности персонала;

- стандартами сферы социальной ответственности и др.;

- принципами ИСО 9001, уделяя особое внимание системному и процессному подходам, последо-

вательности и взаимодеиствию процессов, «сквозным процессам»;

- с методикой разработки проектов СМК и интегрированных систем менеджмента (ИСМ);

- методиками сертификации СМК, производств и ИСМ;

- инспекционным контролем сертифицированных систем;

Интегрированная система менеджмента (ИСМ) -это часть системы общего менеджмента предприятия, отвечающая требованием двух или более стандартов международного менеджмента, и действующая как единое целое. Организационно - методической основой создания ИСМ служит стандарт ISO 9001 и лежащие в его основе принципы всеобщего менеджмента качества. Практически достигается совпадение структур и состава объектов стандартизации в ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования», с другими стандартами, например, ISO 14001:2004«Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению», OHSAS 18001:2007 «Система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. Требования» и другими. В настоящее время большинство предприятий внедряют ИСМ. Например, предприятия пищевой промышленности используют ИСМ, включающую в себя стандарты: IS09001 + ISO 14001 + OHSAS 18001 + ГОСТ Р ИСО 22000-2007«Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции».

По согласованному плану при чтении таких дисциплин как «Стандартизация, метрология, подтверж-

*В период существования одно- и двухуровневого образования одновременно многие понятия становятся приемлемыми и к тому и другому, в частности, понятие «компетенции».

s

о

о *

со

&

о

3 ®

э

тз о ■С CD О О

0 ®

Da

■8-

1 tr

я

CD

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

О» g

§ Е

О)

01

о

о

ВС

»

й О

S

tr И О

ä та

3 £

р

01 I

я о Sc

Р

£ 3

а й

|s

о» °

■ JÜ

CD

О

е- ^

о W

о о

О)

о н сг>

о р

р

та S

CD

3

1 о и

р

! CD

К р

и

о я

3 fr1

р 1-1

о\ о н cd

о

я

а

в

S X

о я

о о

Cd •8 Е

CD

и о н

Cd

о

Cd

£ s

CD

та p

ах И H

2 я

я &

IX! та

я а

S

та

о »

Ё S со

о #

S

о td

S

tr

и о SC

й

о

S

tr

и о

!

ы

I "l

0

td g

1

CD

а в

т

^

о о Й з

я

и и

S

CD

£

б *

U

в

Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CD

Ol

s

о

та р §

Ol а

о н 3

р fcl

s

Л

CD

о

и i

та р

а» о

н р

и

о п

я

з

S

tr s

OJ

Я ® й р и «5

к л

S §

g

S та о р й а» g о Я

ч Й

р о

Cd р

S Г

р >—'

9 О

w td

н *

►Я w

та w

со л

а» о

2 о

" &

И Ё

s о

sc 3

s Э

о N

S

й

е

S

Sc

CD

s s

о p

S

к>

та к>

р О

о»

о р

н р § о

а о

% 3

и fco

CD и

И CD

и Й

о F

td S §

Продукция каЛеппы

о 1—к .

m

та а '

Р о 1

W о й п 1

td О 1

Р Н 1

н О 1

CD (Я 1

и « I

tr р 1

S

О

п

о

о

в

CD

О

о

р

_________i

Потребители и заинтересованные стороны

Требования

I ё

5 s

CD Ю О w Й CD

Sc

Г5 H со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

ь I -I

CD 1

Ь 00 m

s E ®

1 ь о w й.ь

S W a\ ro

О CO ffl

^ » ^

CD Ь ®

CD ffl 2

" ®

ro

CD I

0 B3

1 О

О о

s< и ь

о аз

Н I

i3 ®

CD 5t

аз ^

I а

£ о

CD Д)

° I

аз о

со 5

аз ^

ю

го

tr ^

о ь

I I

ш CD

=1 S

^ О S I

н о о

О м §

Ш О"

о -а со » н< "а ш cd

s "S

ш CD

=1 S

CD

CD

I о tr

S -a

w

i o\ ш о

со H i tr

w ~

л

CD Tl I ffl

S CO CD tr

s s

ro

ffl

ь

CD

H

CD

S. ш

-q ro

■< CD

g 5

ё 2

5 ro

ь

со о ш ro

35

^ CD

P

ь о

w о

I

s Я

Ts ® ro ffl T]

s -8- о s J= О * ® г- ш Я

Ts s ®

1 ОТ

CD

О ГО H »

О ro ь

CD

i» Ш CD

О >

о

о

со

н I I

ГО - ^

О" g

- и

OOS

St CD =1 Ь

CD ^

CD

ГО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 ГО

5

CD О

1 § 5 о

^ X =1

0 ш -О

S ^ CD

оса ь

1 s 73

^ coi0 О >

^ s =1

аз =" О О ^

_ о\ аз |||

Sgl

Q s CD

ь ь

73 CD ■ I

l-Q-

Ь о

CD О

I О

Н Н

tr го

m Ф

ГО н

о

=1 S

S й

s S I

CD =1 »

S О

5 75.

'S о

О g 5 о'

° Е

ь ®

-а о 8

О -С

s з: 5

со о о

го i

о 5 □

ь о -о

О S о го

О г I

CD St Р

=1 О

® ^

-О W

CD Р

х аз

о аз

ь Я

CD &

О

ь

CD

Ь

-<

5 Е

CD

аз "О

о

CD 7\

"О аз го ь аз

О

CD У

аз

X CD о

CD I S

tr

СО I

аз о аз

СЛ о "О

tr о S

н н о

tr аз ч

го X

I ь Ts

S аз CD

о 5

Ь н

S

I го I

S S

со S

о ь CD S аз н CD ь tr

CD I

I о

н

О

ГО ^

о

н ь

"О о

"О S СЛ I о

ю j=

О CD

о о

оо о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- аз го

ш сл

S i

о ^

Q CD

аз q

® ^

Ч s

Е ы

CD о

^ з

CD Ь

Ь аз

го 53

Э 5

н

аз о

И

"О го

аз аз

_ С!\ CD

Л о н

о н „

о

73 1=

аз Е

о

° ^

2 1-

ш ?

CD го -а

го

s аз

СО CD I S

о -о

tr CD

8 8 8 £ р. аз о

сл аз

CD О *

СО

аз

CD "О аз н

I

tr CD

tr О

го О

ГО со

S о

ь о -

CD -*■

о ^ ro

J= CD аз

S CD 73 H

7\ О CD CD

Ь О X Ь

аз аз CD I CD £

73 л tr

о аз н S

5 Е ^ ® s ^ о CD H О

J= ro Ь

S S ш tr X о s

CD

ь tr

о о

0 сл

CD

1 I

О о

аз сл о

*

аз со tr

^ ®

® Я

о й* ? о 8 ь ь 5

О CD

^ ®

s о

Q3 CD

ш =! "О аз

CD сл

аз

сл ®

° I

S i

-a

CD н

О

СП

2

00

0 §

1 l-n

о го

"О s

s ?

CD

Ci)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* «

9, <

ь

CD

^ I

О S

0 CD CD

Е *

w »

5 CD

-I о

^ ^

-О го

^ I

1 »

tr

CD S

аз О

н "О

® ^

^ й

tr ГО

I о

О St

сл Е ь - ■

s О О CD

CD н ^ S

"S |

СЛ £ Q s

сл А

Таблица 1 - Фрагмент матрицы атрибутов процессов ЖЦВП кафедры. (Управление образовательным процессом)

о

S U1 S "О

о т;

О

"D I

О го 9 о т;

0

1

о

х m

о т;

<

I >

-vi -vi

Группа процессов Название процесса Цель процесса Ответственный за процесс Вход процесса Выход процесса Критерии результативности процесса

1 2 3 4 5 6 7

Процессы жизненного цикла выпуска продукции кафедры 1. Подготовка образовательного процесса

1.1 Определение требований и пожеланий потребителей и заинтересованных сторон (7.2.1) Формирование спектра образовательных услуг И требований к специалисту. бакалавру, магистранту, выпускаемых кафедрой Проректор поУР Заведующий кафедрой Информация от потребителей и заинтересованных сторон по выпускникам кафедры Требования и ожидания потребителей и заинт ере еованных сторон к специалисту, бакалавру, магистранту Наличие дополнительных требований к специалисту, бакалавру, магистранту для формирования образовательных программ высшего профессионального образования (ОП ВПО)

1.2 - Разработка^' проектирование новых образовательных программ для кафедры. -У соверше кствовэи nie существующих образовательных про-трамм(7.3) на кафедре Формирование образов ательного процесса кафедры Проректор поУР Заведующий кафедрой Требования ГОСов, требования и ожидания потребителей и заинтересованных сторон по дисциплинам выпускающей кафедры - 0ПВП0; -Учебно- методический комплекс дисциплины (УМКД); -Учебно-методиче-скнй комплекс специальности (УМКС); - Учебно- организационная документация кафедры - Соответствие ОП ВПО установленным требованиям; - Наличие 0П ВПО, УМКД, УМКС, учебно-организационной документации

1.3 - Профориента-ционная работа кафедры, -Участие в процессе отбора и приема обучаемых на кафедре. Обеспечение количественного и качественного набора контингента обучающихся на все специальности и направления кафедры Ректор Заведующий кафедрой - Абитуриент, - Результаты вступительных экзаменов, ЕГЭ; апрельского тестирования; Результаты олимпиад, средний балл по аттестату Студенты первого курса Приказ о зачисление на первый курс Степень реализации качественных и количественных показателей набора по кафедре

о

СП

2

00 о

Продолжение таблицы 1

«

s

я

б я

•х

я ©

Su

а «

и >-

а

3

« й

4 &

и 0

о

о и а

93

m

Я

£

о и

н о а

2. Реализация образовательного процесса

2.1 Аудиторный процесс

Лекции по ССКТиУ

Приобретение с исте матизиро-ванных знаний, навыков практической помощи предприятиям в организации эффективной разработки, внедрения и сертификации СМК

К.Т.Н., доцент, профессор Маркова Й_ А. Зав. кафедрой

-УМКД ССКТиУ; -Учебно - организационные документы кафедры; -Лекции;

-Архив электронной библиотеки; -Специализированный сайт лектора с мультимедийными и интерактивными пособиями по ССКТиУ:

- Знания дисциплины;

- Умение работать со стандартами, технической литературой, решать практические задачи по разработке и внедрению СМК;

- Зачёт по дисциплине

- Выработка умений, знаний, навыков, профессиональных компетенций.

2.2 Практические занятия

-Отработать навыки работы с правовой и нормативной документацией;

- Научиться самостоятельно осваивать новые материалы;

- Развивать про-фес сиональные компетенции.

К.т.н., доцент, профессор Маркова И А.. Зав кафедрой

- Задания для самостоятельной работы студентов по ССКТиУ,

- Методические указания по выполнению СРС;

- Лекции;

- Консультации

- Карты процессов разных уровней;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Состав процессов ЖЦВП;

- Матрицы атрибутов процессов;

- Электронная модель процесса

- Умение работать в группе;

- Самостоятельное освоение IDEFO, All Fusion Process Modeler;

- Умение работать со специализированной литературой, составлять отчёт, докладывать и обсуждать результаты работы в группе:

- Отработка навыков электронного моделирования процессов;

- Зачёт по СРС-

Требовавния потребителей и заинтересованных сторон по конкретной специальности

Разработка/проектирование новых образовательных программ

Усовершенствование существующих образовательных программ

Принятые к обучению студенты по конкретным специальностям

Участие в процессе отбора и приема обучаемых

1

Документы и управленческие решения руководства ВУЗа

Управление образовательным процессом кафедры

Ор

о

Нормативная, законодательная документация, показатели (аккредитационные, лицензионнные)

Специализированные сайты

преподавателей с мультимедийными и интерактивными пособиями по дисциплинам

ППС

Подготовленные специалисты, бакалавры, магистранты

а

Архив

электронной библиотеки

шшшшшшшшшшг

Материальные,

нематериальные

ресурсы

Обеспечивающие процессы СМК ВУЗа (управление документацией и записями, персоналом и др.)

Рисунок 4. Карта процесса «Управление образовательным процессом кафедры»

О

СП

2 00 о

2 S

2

о ф

о &

о и

0

1 ■а

I

сс

Щ

о со

д

о о;

сс §

с; ад ш О.

о; X =г X

со

0

1 §

ф

ч *

о и

о.

это упущение будет сложно, и на других этапах оно просто будет упущено. Каждый процесс может состоять из множества подпроцессов, которые могут быть самостоятельными объектами исследования для студентов. Например, в СМК института студенты смогут рассмотреть несколько самостоятельных подпроцессов: выбор органа по сертификации, оформление заявки на проведение сертификации, проведение аудита, оформление результатов аудита, подготовка института к сертификации, управление качеством образовательного процесса кафедры и др.

Работу с последним из названных подпроцессов рассмотрим в статье. Но не всю работу, которую выполняют студенты, а выберем только часть процессов жизненного цикла выпуска продукции (ЖЦВП).

Студенты составляют Карту процессов кафедры (рис.2), определяют Состав процессов ЖЦВП в виде схемы, чтобы показать взаимодействие элементов (рис.3), определяют атрибуты элементов, входящих в Состав процессов, и оформляют их в виде «Матрицы атрибутов» (Таблица 1).

3.Словесное описание взаимодействия процессов громоздко, запутанно, проблемно для восприятия и понимания сути взаимодействия, возникает масса вопросов. Графическое представление взаимодействия процессов получается слишком близко к рисунку «Модель СМК, основанная на процессном подходе»из стандарта ИСО 9001. Для конкретного проекта такое описание не даёт новой информации. Поэтому студентам мотивированно показано, что реализация проекта на современном уровне требует применения новейших технологий управления, которые опираются на построение и поддержание в актуальном состоянии электронных моделей компании. Теория систем утверждает, что никаких других средств, кроме моделирования, для эффективного описания сложных систем не существует.

Наиболее подходящим методом, отражающим взаимодействия процессов СМК, является методология функционального моделирования в нотации IDEFO. Соответствующий стандарт студенты изучают самостоятельно. Это позволяет существенно повысить эффект от взаимодействия студентов в группе и с преподавателем.

Основным преимуществом данной методологии является возможность применения специализированных программных средств, в частности AIIFussion Process Modeler. Достоинства этого программного средства: скорость моделирования и внесения изменений; хороший, с точки зрения выразительности отражения процессов, графический интерфейс. Данное программное средство, его возможности поддержки IDEF0, пользование им студенты осваивают сами. Это самостоятельное освоение сложных технических материалов развивает навыки правильного чтения, осмысления прочитанного, правильного использования в своей работе, т.е. развивает ком-петентностный подход к дальнейшей деятельности.

Студенты разрабатывают общую схему управления образовательным процессом кафедры на основе методологии IDEF0 (рис. 4). Эта карта процесса, входящего в состав процессов ЖЦВП кафедры, иллюстрирует основные потоки взаимодействия

между процессами СМК. На рис. 5 показана декомпозиция реализации образовательного процесса. Участники команды, при необходимости, могут разрабатывать декомпозиции других уровней.

После завершения разработки карт процессов на практических аудиторных занятиях обсуждаются все процессы, схемы, карты процессов; вносятся изменения с целью улучшения результатов проделанной работы.

По результатам работы студенты готовят отчет, в котором отражают цель работы, достоинства и недостатки электронного моделирования процесса, карты процессов для визуализации процессов с атрибутами, электронную модель процесса, интерпретацию модели, выводы.

Выполнение такой работы формирует у студента самостоятельность; умение самостоятельно получать теоретические знания, приобретение необходимых навыков и компетенций. Студент выполняет творческую самостоятельную работу, создаёт новый интеллектуальный продукт. Работу без натяжки можно назвать продуктивной. Создание электронных моделей СМК является и актуальной и не разработанной в настоящее время задачей. Студенту приходится анализировать проблемные ситуации и путём логических умозаключений искать решение этих ситуаций. В целом Задание и его выполнение соответствуют требованиям внедрения инновационных технологий в учебный процесс.

Литература

1. ГОСТ ИСО 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Стандартинформ, 2012.

Р50.1.028 - 2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования IDEF0. -М.: ИПК Издательство стандартов, 2001 .-50 с.

2. ТК РБ 4.2-Р-05-2001. Методика и порядок работ по определению, классификации и идентификации процессов и построению карт процессов. Методические рекомендации. НТК по стандартизации «Управление качеством» Госстандарта РБ. 2001.

3. ИСО 9001 Разработка, внедрение, сертификация, улучшение системы менеджмента качества. Практическое руководство по качеству FORUM.

4. СМК Омского института РГТЭУ. Руководство по качеству. Приложение 1. Процессы РГТЭУ.

BPWin Программа и инструкция пользователя.

5. Маркова И.А. Сертификация систем качества товаров и услуг. Задания для самостоятельной работы студентов. Учебно-методическое пособие./ И.А. Маркова,- Омск: 2014 г.

6. Менеджмент качества образовательных процессов: учеб. пособие / под ред. Э.В. Минько, М. А. Николаевой. - М.: Норма: ИНФРА - М, 2013. -400 с.

7. Николаева М.А., Карташова Л.В. Инновационные педагогические технологии. Учебное пособие.-М.: ОЦПКРТ, 2012. - 32с.

8. Николаева М.А., Карташова Л.В. Инновационные образовательные технологии обучения: Учебное пособие. - М.: ОЦПКРТ, 2013. - 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.