Научная статья на тему 'Система менеджмента качества сибирского государственного индустриального университета : история и перспективы развития'

Система менеджмента качества сибирского государственного индустриального университета : история и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества сибирского государственного индустриального университета : история и перспективы развития»

система менеджмента качества сибирского государственного индустриального университета: история и перспективы развития

А. в. Феоктистов, М. в. темлянцев, и. Ю. Кольчурина, л. н. Баранова

Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк

История становления и развития системы управления качеством Сибирского государственного индустриального университета насчитывает более 10 лет. Необходимость управления качеством образования назрела в середине 90-х годов прошлого столетия, когда в России начались работы по созданию и сертификации систем менеджмента качества промышленных предприятий.

В Новокузнецке лидерами стали металлургические гиганты, и в первую очередь Запсибметкомбинат, который к настоящему времени является дважды лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области качества.

Это относительно новое направление работы поставило новые профессионально-образовательные и кадровые задачи. Анализ отзывов работодателей, отчетов председателей ГАК и постоянные производственно-образовательные и научные контакты, а также обращение к богатому мировому опыту позволили принять решение о создании системы менеджмента качества вуза. Большую помощь и содействие оказали выпускники университета прошлых лет, в силу разных обстоятельств переквалифицировавшиеся в менеджеров по управлению качеством и достигшие достаточно высокого уровня - от начальников профильных отделов до директоров по качеству и экспертов Европейских Органов по сертификации. Методологическая универсальность международных стандартов в области качества определила условия, которые университет должен был соблюсти на пути движения к системе менеджмента качества. Таким образом, этапы развития СибГИУ в области качества могут быть сформулированы следующим образом:

- разработка, принятие и реализация концепции формирования общей культуры качества университета;

- выбор уровня формируемой системы менеджмента качества - для университета в целом с охватом всех направлений его работы;

- определение безусловного лидерства и ответственности руководства.

Формирование общей культуры качества понятие достаточно ёмкое, а сама система менеджмента качества образовательной деятельности является только одной, хотя и важнейшей её составляющей. В процессе формирования общей культуры качества в университете были реализованы следующие мероприятия:

1. Введение в действие системы управления на основе механизма непрерывной самооценки с аттестацией и самоаттестацией структурных подразделений. Этот механизм, представляющий многоуровневую рейтинговую технологию, является исключительно важным для поддержания в актуальном состоянии всей системы управления университетом.

2. Подготовка персонала и, в первую очередь, преподавателей. Все преподаватели, осуществляющие подготовку студентов по специальностям, непосредственно связанным с качеством («Управление качеством», «Стандартизация и сертификация», «Документоведение и документационное обеспечение управления»), прошли повышение квалификации в ведущих центрах обучения по вопросам управления качеством при МИСиСе (Технологический университет, г. Москва) и Европейском центре по качеству (г. Москва), Институте обеспечения качества по двум основным курсам, принятым в системе обучения Европейской Организации по Качеству (ЕОК). В университете действует система дополнительного образования преподавателей и сотрудников, в которой реализуется концепция непрерывного образования, предусматривающая не только повышение квалификации и переподготовку для изменяющихся условий, но и стимулирование постоянного самообразования в области управления качеством, стандартизации и сертификации.

3. Подготовка специалистов-профессионалов в области управления качеством. В целях удовлетворения требований потребителей в университете организована подготовка инженеров-менеджеров по специальности «Управление качеством», а также инже-

неров и документоведов по родственным специальностям «Стандартизация и сертификация» и «Доку-ментоведение и документационное обеспечение управления». Первые специалисты в области управления качеством выпущены университетом в 2002 году.

4. Подготовка студентов основных специальностей университета в области менеджмента качества позволяет расширить сферу деятельности и востребованность выпускников на рынке труда, т. к. на всех основных градообразующих предприятиях Кемеровской области действуют сертифицированные по международным стандартам системы менеджмента качества. В целях развития данного направления в учебные планы всех основных специальностей введена дисциплина «Управление качеством» и соответствующий раздел в дипломный проект. Объем дисциплины составляет 36 часов аудиторных занятий, из которых 18 отведено на лекции и 18 - на практические занятия.

В 2005 году в университете открыта кафедра управления качеством и документоведения.

5. Участие в конкурсе Министерства образования и науки Российской Федерации «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», имеющем статус премии Минобрнауки в области качества. Уже само участие вуза с представлением необходимых материалов означает, что вуз ассимилировал такие базовые понятия менеджмента качества, как самооценка деятельности, процессный подход, ориентация на постоянное улучшение показателей деятельности и др.

Главная задача конкурса - стимулирование вузов к поиску современных методов управления, установлению ориентиров в области развития систем обеспечения качества подготовки специалистов. Отчеты вузов-лауреатов, дипломантов конкурса и заключения экспертной комиссии передаются в управление лицензирования, аттестации и аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки для учета и проведения процедуры аттестации и аккредитации вузов.

Конкурс состоит из двух этапов. Первый этап - проведение самооценки деятельности образовательного учреждения на месте и написание соответствующего отчета. Экспертизу отчетов конкурсантов и проведение обследования финалистов осуществляют экспертные комиссии - группы специально подготовленных экспертов, назначаемых Техническим секретариатом конкурса. По результатам экспертизы первого этапа проводится отбор вузов для участия во втором, финальном, этапе конкурса, в котором оценивается деятельность вузов на местах. Основной целью обследования финалистов является проверка данных, приведенных в отчете.

Такая экспертная комиссия работала в декабре 2004 года и марте 2006 года в вузах, прошедших в финал конкурса. По итогам конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» в 2004 году Сибирский государственный индустриальный университет вошел в число дипломантов. Материалы и отчет университета, наряду с документами всех вузов-участников, были представлены Минобрнауки экспертам Европейской комиссии по проверке выполнения Болонских обязательств России в области качества образования и получили положительную оценку.

В 2006 году Сибирский государственный индустриальный университет стал лауреатом конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», что подтверждает высокий уровень качества подготовки специалистов в университете и доказывает правильность выбранной стратегии развития вуза, основывающейся на реализации принципов менеджмента качества по международным стандартам ИСО серии 9000:2000.

Логическим завершением работ по созданию в университете системы менеджмента качества была ее сертификация на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Сертификационный аудит проводился в мае 2006 года Органом по сертификации систем качества Красноярского государственного технического университета. Выданный сертификат является подтверждением того, что система менеджмента качества университета соответствует требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:2000).

При выборе уровня формируемой системы менеджмента качества в университете по целому ряду причин предпочтение отдано системе менеджмента качества всей образовательной деятельности. Одна из основных причин - наличие в каждом нормально и длительно функционирующем вузе уже сложившихся отдельных структурных элементов системы - от довузовской подготовки до аттестации выпускников.

Сертификация системы менеджмента качества привела к практическим результатам:

- определение сети процессов вуза, четкое разделение ответственности, полномочий и взаимодействия между структурными подразделениями позволило улучшить процесс управления всей деятельностью университета;

- проведение внутренних аудитов позволяет целенаправленно определять области для улучшения;

- документированная система менеджмента качества и ее информационная модель являются основой для перехода на электронный документооборот;

- повышение имиджа университета и, следовательно, его конкурентоспособности на региональном рынке образовательных услуг, а также статуса выдаваемого диплома;

- сертификат на систему качества периодического подтверждения его соответствия Органом по сертификации оценивает состояние системы менеджмента качества и ее постоянное совершенствование. Так, выявленные по результатам инспекционного контроля, проводимого экспертами Органа по сертификации в 2007 и сентябре 2008 года, несоответствия позволили сформулировать и провести корректирующие действия.

В настоящее время совершенствование системы менеджмента качества университета осуществляется в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, главной задачей которой является обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Для решения данных задач утверждена программа мероприятий по разработке и внедрению типовой модели системы качества университета. Это отраслевая модель системы менеджмента качества, которая наряду с требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО 90012001 учитывает специфические требования к системе качества образовательного учреждения, а также пока-

затели лицензирования и Стандарты, Директивы для Агентств Гарантии Качества в Высшем Образовании на Территории Европы ^ОА).

Адаптация системы качества университета в соответствии с требованиями типовой модели позволит повысить качество образовательных услуг и, как следствие, удовлетворенность потребителей, а также удовлетворенность персонала вуза путем расширения сети процессов образовательного учреждения. Предполагается включение таких процессов, как «Научные исследования и разработки», «Инновационная деятельность», «Международная деятельность», «Подготовка кадров высшей квалификации», «Управление персоналом», «Обеспечение безопасности жизнедеятельности», «Социальная поддержка студентов и сотрудников» и др.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что на современном этапе система качества Сибирского государственного индустриального университета - это сформированный и четко действующий механизм в системе управления организацией, готовый к изменениям и постоянно совершенствующийся в соответствии с требованиями потребителей и персонала.

система менеджмента качества в кемеровском институте (филиале) ргтэу

л. в. Хасбутдинова, руководитель Центра менеджмента качества

В январе 2007 года Кемеровским институтом (филиалом) Российского государственного торгово-экономического университета (далее - Институт) успешно пройден внешний аудит системы менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и получен сертификат соответствия, удостоверяющий, что СМК вуза применительно к деятельности в областях: высшего профессионального образования, научных исследований и разработок, дополнительного профессионального образования -соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Данный результат является уникальным, поскольку в Кемеровской области впервые были одновременно сертифицированы три бизнес-процесса, что позволяет судить о комплексном подходе вуза к обеспечению качества предоставляемых образовательных услуг.

С 2007 г. в КемИ (филиале) РГТЭУ функционирует Центр менеджмента качества (ЦМК) как представительство Центра менеджмента качества ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет».

Основными направлениями ЦМК являются:

• обучение руководителей и ключевых сотрудников организаций принципам, этапам разработки механизма построения СМК;

• координация деятельности по разработке и внедрению СМК;

• подготовка организаций к сертификации/ресер-тификации СМК.

В 2007/2008 учебном году вузом реализован комплекс мероприятий по развитию внутренних и внешних гарантий качества образования по следующим направлениям деятельности в области менеджмента качества:

1. обеспечение реализации политики в области качества и стратегии развития сМК Института и ргтэу, в т. ч. актуализация критериев внутреннего аудита в соответствии с приоритетами и уровнем реализации политики и стратегии в области качества Института и РГТЭУ

2. Адаптация сМК Института к требованиям типовой модели сК образовательных учреждений, в т. ч. проведение самооценки вуза на соответствие требованиям ENQA (Европейской Ассоциации Гаран-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.