Научная статья на тему 'Модели управления качеством подготовки специалистов в вузах'

Модели управления качеством подготовки специалистов в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели управления качеством подготовки специалистов в вузах»

в отношении исследуемого предмета в практическую плоскость.

Любой финансовый менеджер насчитает десяток методов ценообразования в коммерческом банке, среди которых львиная доля методов учитывает запросы реального потребителя услуг. Но лишь один метод - "стоимость плюс прибыль" - остаётся ведущим, основополагающим среди всех мыслимых и немыслимых подходов. Ценность, т. е. субъективное восприятие блага потребителем, остается на вторых ролях и интерес к себе "проявляет" лишь в условиях действительного, но не эфемерного, экономического соперничества.

1 Туган-Барановский М.И. Основы политической экономии. М., 1998. С. 60.

2 В основе русского издания "Капитала" в СССР лежит перевод, подготовленный И. Скворцовым-Степано-вым и В.Базаровым ещё в 1907 - 1909 гг., где категориальный ряд выстраивался на основе терминов "стоимость" и "прибавочная стоимость".

3 Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., 1997. С. 451 -452.

4 Пунин Е.И. Альтернатива затратному синдрому: промышленность, цены, внешнеэкономические отношения (вопросы теории и практики). М., 1996. С. 7.

5 Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. М., 2001. Т. 1. Кн. 1. С. 150.

6 Бухарин Н.И. Политическая экономия рантье: Теория ценности и прибыли австрийской школы. М., 1988. С.72.

7 Опубликовано в 1933 г, до выхода нового русского перевода "Капитала".

8 Бухарин Н.И. Проблемы теории и практики социализма. М., 1989. С. 386.

9 История экономических учений: Учеб. пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М., 2003. С. 61.

10 Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2 т. / Общая ред. В.М. Гальперина. СПб., 1994. Т.1. С. 313.

11 Бём-Баверк О. Критика теории Маркса / Сост. А.В. Куряев. М.; Челябинск, 2002. С. 10.

12 О. Бём-Баверк цитирует первый том трудов К.Маркса по (второму) изданию 1872 г.

13 Бём-Баверк О. Критика теории Маркса. С. 213.

14 Бём-Баверк О. Основы теории ценности хозяйственных благ // Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер. М.,

1992. С. 244.

15 Там же. С. 249.

16 Там же. С. 252.

17 Фишер И. Покупательная сила денег. М., 2001. С. 35.

18 Там же. С. 108.

19 Маршалл А. Принципы экономической науки. М.,

1993. Т. I. С. 121.

20 Христиан Вольф (1679 - 1754) - немецкий философ-идеалист, метафизик.

21 Бем-Баверк О. Основы теории ценности... С. 251.

22 Тюрго А. Р. Ж. Избранные экономические произведения. М., 1961. С. 172.

23 Указанные примеры мы находим у Н.Т. Бабичева и Я.М. Боровского в "Словаре латинских крылатых слов".

24 Тюрго А. Р. Ж. Указ. соч. С. 173.

25 Там же.

УДК 378

МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗАХ

Е.А. Горбашко,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и управления качеством, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

ВЕСТНИК. 2004. № 7

На современном этапе развития российской экономики главной задачей образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, что нашло отражение в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".

Одним из возможных путей достижения этой цели является вступление России в Болонский процесс, начало которому положило подписание в сентябре 2003 г. Болонской декларации и принятие обязательств по ее реализации в российской системе образования. Болонский процесс предполагает структурную перестройку европейской системы высшего образования, предусматривающую реформирование национальных систем высшего образования, изменение образовательных программ и необходимые институциональные преобразования в высших учебных заведениях с целью формирования общеевропейской системы высшего образования1.

Реализация Болонского процесса предусматривает создание к 2010 г. европейского образовательного пространства с тем, чтобы увеличить возможности трудоустройства выпускников, повысить уровень миграционной мобильности граждан и повысить конкурентоспособность европейской высшей школы.

В соответствии с требованиями Болонской декларации необходимо выполнить ряд условий.

1. Ввести двухступенчатую структуру высшего образования. Предлагается ввести два цикла обучения: первый до получения академической степени бакалавра (продолжительность обучения не меньше 3-х лет и не больше 4-х лет); второй до получения степени магистра (1 - 2 года обучения после получения 1-й степени) и/или к докторской степени (при общей длительности обучения 7-8 лет).

2. Использовать единую систему кредитных единиц для определения объемов учебного времени по учебным дисциплинам и обозначения их в приложении к диплому. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System) - Европейскую систему перезачета кредитов (зачетных единиц трудоемкости). Предполагается сделать ECTS накопительной системой, способной работать в рамках концепции "обучение в течение всей жизни".

3. Разработать и развивать европейские стандарты качества образования и обеспечить применение сравнимых критериев, механизмов и методов оценки их реализации. Предполагается учреждение аккредитационных агенств, независимых от национальных правительств и международных организаций. При этом оценка ориентирована на конечный результат обучения, то есть на те знания, умения и навыки, которые получают выпускники.

4. Устранить существующие препятствия для расширения мобильности студентов, преподавателей, исследователей. В этой связи предполагается изменение законодательных актов в области трудоустройства иностранцев.

5. Обеспечить трудоустройство выпускников. Предполагается ориентация высших учебных заведений на конечный результат, который связывается с получением выпускниками вузов знаний, которые могут быть практически применимы в европейских странах. Для обеспечения признания квалификаций планируется использование единого приложения к диплому, рекомендуемого ЮНЕСКО.

6. Обеспечить привлекательность европейской системы образования. Предполагается на основе реализации основных задач, стоящих перед Болон-ским процессом, обеспечить привлечение в Европу большего количества учащихся из других регионов мира. В основе привлекательности европейской системы образования рассматриваются такие конкурентные преимущества, как введение общеевропейской системы гарантии качества образова-

ния, кредитной накопительной системы, признание квалификаций и т.д.

Следует заметить, что в России, в отличие от ряда других стран Европы, отдельные требования Болонской декларации уже выполнены: введена двухуровневая система образования (бакалавры и магистры), существует национальная система аккредитации образовательных учреждений. Однако выполнение этих требований имеет определенные национальные особенности: кроме бакалавров и магистров оставлена квалификация - специалист, дипломы бакалавров практически не воспринимаются национальным рынком труда, в приложении к дипломам трудоемкость учебных дисциплин определяется в часах, а не в кредитных единицах. Эти национальные особенности связаны с определенными традициями, которые сложились в российской высшей школе. В России работодатель традиционно воспринимает квалификацию специалиста как свидетельство о законченном высшем образовании. Квалификация же бакалавра и магистра воспринимается пока в России как некоторая новация, внедренная из-за рубежа. При этом работодатель практически не понимает разницы между специалистом и магистром, а степень бакалавра воспринимает как незаконченное высшее образование. В этой связи, на наш взгляд, гармонизация российской системы образования с современными международными требованиями должна сопровождаться формированием адекватного восприятия потребителями (обучаемыми и потенциальными работодателями) результатов этих преобразований. То есть обучающиеся и работодатели должны быть готовы к признанию квалификаций бакалавров и магистров, которые получены в российских вузах, а также позитивному восприятию дальнейших нововведений, которые повлечет за собой модернизация российского высшего образования, направленная на повышение его конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг.

В этих условиях вузы вынуждены будут пересматривать стратегию развития, ориентируя ее на обеспечение соответствия образовательного продукта требованиям потребителей. Таким образом, вузы объективно приходят к маркетинговой концепции управления с ориентацией на инновационный образовательный продукт, а основным конкурентным преимуществом вузов является качество образования.

В современных условиях формирования рыночных отношений и развития конкуренции представляется актуальным разработка моделей управления деятельностью вузов, основанных на использовании методов и средств обеспечения качества образования.

Качество образования, с одной стороны, рассматривается как качество результата образовательного процесса (уровень профессиональных знаний, умений, навыков учащихся и т.п.) и, с другой - как совокупность качественных характеристик самого образовательного процесса, реализации его целей и результатов. Таким образом, говоря о качестве образования в высшей школе, следует прежде всего иметь в виду следующие критерии целеполагания деятельности вуза:

во-первых, конечный результат деятельности -выпуск профессионально подготовленных специалистов, завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования и успешно прошедших аттестацию за весь срок обучения, что подтверждается выдачей дипломов установленного образца;

во-вторых, оказание образовательных услуг вузом в процессе подготовки специалистов, в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.

В итоге в процессе образовательной деятельности вуза должно быть обеспечено качество подготовки высококвалифицированных специалистов. Соответственно модели управления деятельностью вузов должны быть направлены на обеспечение этих условий. При этом процессы оказания образовательных услуг подчиняются общим законам, действующим на рынке. Потребитель ожидает от образовательного учреждения высокого качества результата образовательного процесса в соответствии со своими требованиями, что, в свою очередь, может быть достигнуто реализацией совокупности качественных характеристик основных условий образовательного процесса в вузе.

В современных условиях развитие управления качеством идет по пути формирования систем управления качеством, охватывающих все стадии жизненного цикла выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Правильное изложение и выполнение этих требований обеспечивает достижение необходимого качества. В этой связи процесс достижения высокого качества подготовки специалистов должен охватывать и все этапы образовательного процесса в вузе.

Организации системы Минобразования России только приступают к созданию собственных систем управления качеством. В соответствии с Методическими рекомендациями для экспертов аттестационных комиссий по квалиметрии образовательных услуг при анализе внутривузовской системы контроля качества подготовки специалистов рекомендовано формировать свое мнение, руководствуясь итогами Всероссийского конкурса систем качества вузов 2000 г. Вероятно, речь здесь идет о конкурсе Минобразования России "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов.

В ожидании аттестации некоторые российские вузы приступили к созданию системы управления качеством образования, однако, многие из них пока еще не имеют необходимых знаний в области современных подходов и тенденций развития управления качеством в целом и в системе образования, в частности. К последним мы прежде всего относим модель самооценки организации для участия в конкурсе на соискание премии в области качества, комплекс международных стандартов ИСО серии 9000, концепцию всеобщего управления качеством (ТОМ).

Самооценка представляет собой процесс внутренней оценки качества работы организации, проводимой самим учреждением в соответствии с установленными критериями. Результаты самооценки в дальнейшем используются для разработки плана повышения качества работы организации. В настоящее время модель самооценки преимущественно используется в конкурсах на получение премии по качеству, проводимых на международном и на национальных уровнях. В последние годы модель самооценки получила распространение и среди российских вузов. В России образовательные учреждения высшей школы могут принимать участие в следующих конкурсах на соискание премий в области качества:

• конкурс на соискание премии Правительства РФ в области качества (проводится с 1996 года);

• региональные конкурсы в области качества (например, премия Санкт-Петербурга в области качества - проводится с 1997 года);

• конкурс Минобразования России "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов" (проводится с 2000 года).

Следует заметить, что вузы недостаточно активно участвуют в конкурсах на соискание премии Правительства РФ и региональных конкурсах. Так, в конкурсах на соискание премии Правительства РФ в области качества в 1999 и 2000 гг. участвовало каждый год только по два вуза. Подобное положение наблюдается и в региональном конкурсе в области качества в Санкт-Петербурге.

Столь низкая активность вероятнее всего объясняется, с одной стороны, недостаточной осведомленностью высших учебных заведений о данных конкурсах, а с другой - слабой готовностью к участию. Кроме того, следует отметить и существенный недостаток самой организации данных конкурсов, предполагающей только две номинации: производство и сфера услуг. Учебные заведения, в том числе и высшей школы, проходят в номинации "Организации сферы услуг" наряду с предприятиями гостиничного бизнеса, туристическими фирмами, больницами и т.д. Соответственно эксперты, которые проводят оценку отчетов конкурсантов, зачастую недостаточно владеют спецификой деятельно-

сти вузов и не всегда адекватно могут оценить достижения вуза в области качества.

Учитывая эти моменты, Минобразование РФ сформировало отраслевой конкурс "Внутривузовс-кие системы обеспечения качества подготовки специалистов", объявленный в мае 2000 года.

Внутривузовская модель премии в области качества базируется на основных принципах построения модели премии Правительства РФ в области качества и моделей региональных конкурсов в этой области (рис.1).

специалистов. Экспертиза отчетов проводится аттестованными экспертами, которые оценивают деятельность в области обеспечения качества на основе анализа отчетов и посещения вузов. Результаты экспертизы отражаются в "обратных" отчетах экспертов, которые в дальнейшем направляются в вузы-конкурсанты. Обратный отчет эксперта содержит перечень как сильных, так и слабых сторон деятельности организации в области качества, что позволяет в дальнейшем улучшить деятельность вуза и повысить качество подготовки специалистов.

Лидирующая роль руководства в организации

работ по обеспечению качества подготовки специалистов, 100 баллов (10%)

Использование

потенциала преподавателей, сотрудников, обучаемых 120 баллов (12%)

Политика и стратегия в области качества подготовки специалистов, 100 баллов (10%)

Рациональное использование ресурсов, 120 баллов (10%)

Управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов 130 баллов (13%)

Удовлетворенность преподавателей и сотрудников работой в вузе, 90 баллов (9%)

Удовлетворенность потребителей качеством подготовки специалистов вуза, 120 баллов (12%)

Влияние вуза на

общество 120 баллов (12%)

Результаты работы вуза, 120 баллов (12%)

Возможности,550 баллов (55%) Результаты,450 баллов (45%)

Рис.1. Модель и критерии премии конкурса "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов"

Последние, как известно, ориентированы на модель Европейской премии в области качества (модель БРОМ - БиэтеББ Ехое11епое) и предусматривают балльную оценку деятельности организации на основе двух групп критериев: первая группа -возможности организации по решению проблемы качества, вторая группа - результаты реализации этих возможностей2.

Координационную деятельность осуществляет Совет конкурса, утвержденный Минобразованием России. Базовым вузом по проведению конкурса назначен Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет), первый вуз-лауреат премии Правительства РФ в области качества.

Процедура конкурса Минобразования России аналогична конкурсу на соискание премии Правительства РФ в области качества. Ежегодно после объявления конкурса вузы-конкурсанты подают заявку на участие и представляют отчеты, составленные в соответствии с требованиями конкурса, и представляющие собой описание деятельности вуза в области обеспечения качества подготовки

В настоящее время отдельные российские вузы приступили к формированию систем менеджмента качества. В некоторых вузах уже созданы и сертифицированы системы менеджмента качества на соответствие МС ИСО 9001 (например, Томский государственный политехнический университет, Морская академия им. адмирала С.О. Макарова). В отдельных вузах активно проводится работа по формированию и внедрению систем менеджмента качества (например, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, Московский государственный технологический университет "Станкин", Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева).

Как известно, МС ИСО серии 9000 разработаны и утверждены в 1987 г. международной организацией по стандартизации ИСО (ISO). В 1994 и 2000 гг. была осуществлена работа по их пересмотру с учетом накопленного опыта применения и прогноза мировых тенденций развития управления качеством. На современном этапе более 160 стран признали МС ИСО в качестве национальных или гар-

монизировали их в соответствии с национальными стандартами в этой области. В мире насчитывается более 500 тыс. компаний добровольно сертифицировавших свои системы качества в соответствии с МС ИСО серии 9000.

В России МС ИСО серии 9000 приняты в качестве национальных стандартов ГОСТ Р в 1988 г. В 2001 г. статус ГОСТ Р приобрела и новая версия МС ИСО серии 9000:2000, включая ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования"; ГОСТ Р ИСО 9004-2001 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности". Кроме того, МС ИСО серии 9000:2000 включает МС ИСО 9000-2000 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь", а также дополняющий данную серию - МС ИСО 19011 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и (или) экологии"

В последние два-три года в России значительно возрос интерес предприятий к внедрению и сертификации систем менеджмента качества и использованию в этой связи в качестве моделей МС ИСО серии 9000. Это связано со стремлением российских предприятий выйти на международный рынок, с усилением конкуренции на внутренних товарных рынках и рынках услуг. Особенно жестко эта проблема встанет при вступлении России в ВТО, которое намечено в ближайшей перспективе. В значительной степени эта тенденция становится характерной для предприятий различных сфер и отраслей экономики, в том числе и сферы образования.

При формировании модели управления качеством в вузе целесообразно ориентироваться на МС ИСО серии 9000:2000. Подобное построение системы управления качеством образования в вузе позволит внедрить основные принципы и методы TQM в практику работы высшей школы. Построение системы менеджмента качества (СМК) в вузе должно предусматривать реализацию основных принципов TQM, среди которых:

• ориентация всей деятельности вуза на потребителей, от удовлетворения требований которых зависит конкурентоспособность вуза;

• непрерывное улучшение процессов образовательной и научно-исследовательской работы в вузе;

• обеспечение участия руководства и профессорско-преподавательского состава вуза в решении проблем качества;

• централизация усилий в сфере качества в сторону человеческих взаимоотношений;

• ориентация на предупреждение несоответствий;

• представление обеспечения качества как непрерывного процесса, когда качество конечного объекта является следствием достижения соответствующего качества на всех предыдущих этапах этого процесса.

Значительным преимуществом МС ИСО серии 9000:2000 является также то, что требования к системам менеджмента качества (СМК), установленные в этих стандартах, не только ориентированы на обеспечение соответствия качества продукции и (или) услуги, но также включают потребность организации в демонстрации ее возможностей добиться удовлетворения потребителей, в частности, за счет улучшения качества выпускаемой продукции и производимых услуг. Следует подчеркнуть, что удовлетворению требований потребителей в данной версии стандартов ИСО уделяется значительно большее внимание, что четко прослеживается в модели СМК, представленной в этих стандартах (рис. 2). Исключительно важным для вуза представляется также ориентация МС ИСО серии 9000:2000 на процессный подход.

Рис.2. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе

При проектировании и внедрении системы менеджмента качества (СМК) в вузе необходимо проведение следующей работы:

• определить целевые группы потребителей образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза и идентифицировать их требования;

• разработать политику и цели вуза в области качества, согласованные с миссией и стратегией развития вуза;

• определить процессы, необходимые для формирования СМК;

• сформировать матрицу распределения полномочий и ответственности СМК;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• установить последовательность и взаимодействие процессов;

• провести описание процессов в соответствии с требованиями МС ИСО 9001;

• сформировать информационное обеспечение и документальное оформление СМК;

• обеспечить внедрение СМК;

• провести внутренний аудит СМК, в рамках которого выявить области необходимого улучшения СМК;

• обеспечить корректировку информационного обеспечения и документального оформления СМК.

При определении целевых групп потребителей образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза и идентификации их требований встает вполне закономерный вопрос: кто выступает в качестве потребителя образовательной деятельности и научно-исследовательской деятельности в вузе?

С одной стороны, это достаточно очевидно, что в качестве потребителя в вузе выступает студент в рамках основного образовательного процесса; аспирант, докторант, соискатель в процессе подготовки кадров высшей научной квалификации; специалист в системе повышения квалификации и переподготовки кадров. С другой стороны, данный ответ не так очевиден, если рассматривать деятельность в вузе не только с точки зрения образовательного или научно-исследовательского процесса как такового или оказания образовательных услуг (выполнения научно-исследовательских работ), но и с точки зрения конечного результата деятельности -выпуска квалифицированных специалистов, потребителями труда которых являются предприятия и организации. Потребителем образовательной деятельности вуза может выступать и государство, если выпуск специалистов проводится в рамках государственного заказа или если в дальнейшем выпускники работают на государственных предприятиях или в организациях. В определенной мере потребителем являются и родители студентов, аспирантов, которые ожидают от образовательного учреждения получения высшего образования и соответствующей профессиональной квалификации для своих детей, которая дала бы им возможность найти в дальнейшем престижную и высокооплачиваемую работу. В рамках научно-исследовательской деятельности вуза, кроме подготовки кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук), также проводятся научно-исследовательские работы и создаются научные продукты в процессе реализации хоздоговорной и бюджетной тематики.

В этой связи при управлении качеством образования в вузе целесообразно идентифицировать и в дальнейшем учитывать требования всех групп потребителей. Причем, как показывает практика, представления о качестве образования у различных групп потребителей далеко не всегда и не полностью совпадают. Мотивация студентов (особенно младших курсов) зачастую более ориентирована на сам процесс обучения как таковой и определяется такими факторами, как психологическое восприятие материала курса и преподавателя, наличие инновационных технологий обучения, удобство расписания занятий и т.п. Что же касается знаний, которые могут быть получены и в дальнейшем будут необходимы в профессиональной деятельности, то студенты зачастую придают им меньшее значение, так как еще, как правило, не имеют достаточного представления

о профессиональной деятельности. Потенциальные работодатели (предприятия и организации), в свою очередь, прежде всего, заинтересованы в профессиональных знаниях специалистов.

СМК в российских вузах должна учитывать требования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО). ГОС ВПО дают возможность определить некий уровень качества подготовки выпускников, то есть их соответствие тем требованиям и положениям, которые зафиксированы в ГОС. В этой связи обеспечение реализации стандартов должно соответствовать утверждению, что специалист подготовлен в соответствии с требованиями ГОС, гарантом которых выступает Минобразования России. Однако на практике это утверждение не является столь однозначным. Даже при допущении, что федеральная компонента учебных дисциплин сформулирована Учебно-методическим объединением на основе консенсуса и проведенных научных исследований в области той или иной специальности, то региональная вузовская компонента определяется самим учебным заведением, а если быть более точным, - конкретными факультетами, методическими советами факультетов и кафедрами. И здесь очень важным представляется определение тех критериев, которыми при этом руководствуются соответствующие подразделения вуза.

На наш взгляд, основным критерием при этом должны быть требования потребителей этих учебных дисциплин, а именно - студентов и работодателей. Последние могут выступать и в качестве заказчиков, поскольку в конечном итоге знания, полученные студентом в процессе обучения, будут востребованы непосредственно в процессе работы на предприятии (организации). Соответственно набор дисциплин региональной вузовской компоненты и их содержание должны быть ориентированы на требования конкретных работодателей: промышленные предприятия, банки, предприятия сферы услуг и т.п.

Таким образом, высшие учебные заведения, ориентированные на повышение качества образования, должны обеспечить выполнение требований всех целевых групп потребителей, а также доказательства того, что предоставляемое образование соответствует предъявленным требованиям потребителей.

Разработка политики и целей вуза в области качества, согласованных

с миссией и стратегией развития вуза

Политика в области качества вуза должна включать обязательства по удовлетворению требований потребителей к качеству и постоянному улучшению качества; создавать основу для постановки и анализа целей в области качества; демонстриро-

вать приверженность высшего руководства к качеству. Политика в области качества должна быть распространена и внедрена во всех структурных подразделениях университета и должна быть понятна каждому работнику университета.

При разработке политики в области качества следует оценивать ожидаемый уровень удовлетворения потребителей (студентов, работодателей)с учетом конкуренции на целевых сегментах рынка образовательных услуг; принимать во внимание баланс между удовлетворяемыми требованиями заинтересованных в деятельности вуза сторон (потребителей: студентов, работодателей; Минобразования РФ и УМО по специальностям; ППС и других категорий персонала университета; поставщиков, партнеров, общества) и вкладом каждой заинтересованной стороны в достижении целей вуза; оценивать риски при решении задач в области качества; оценивать благоприятные возможности для постоянного улучшения качества; идентифицировать необходимые ресурсы для обеспечения и постоянного улучшения качества.

Политика в области качества должна быть согласована с миссией и стратегией развития вуза и представлять цели в области качества на различных уровнях менеджмента. Кроме того, политика должна подвергаться регулярному анализу с целью адаптации ее к изменяющимся условиям.

В соответствии с требованиями ИСО 9001:2000 политика в области качества может включать в себя следующие позиции: общие намерения высшего руководства в области качества; направления деятельности организации в области качества; основополагающий девиз организации. Входными данными для разработки и актуализации целей в области качества вуза являются его миссия и базисные ценности; интересы всех заинтересованных сторон (студентов, работодателей, ППС и других категорий персонала, спонсоров, партнеров, поставщиков, государства, общества); потенциал вуза, определяемый его ресурсным обеспечением; внешние факторы и условия, определяющие позицию вуза на рынке образовательных услуг.

Для эффективной реализации целей в области качества необходимо осуществление их декомпозиции с установлением критериев оценки, сроков реализации целей и ответственных за выполнение.

Определение процессов, необходимых для формирования СМК

Исключительно важным для вуза представляется ориентация МС ИСО серии 9000:2000 на процессный подход, так как вся основная деятельность вуза может быть представлена в виде процессов. При этом представляется целесообразным выделение основных направлений деятельности вуза:

образовательная*и научно-исследовательская деятельность. Каждое из названных направлений можно рассматривать как самостоятельный вид деятельности, и соответственно СМК может быть сформирована как к вузу в целом, так и применительно к каждому из этих видов деятельности. Подобный подход обосновывается относительной самостоятельностью данных видов деятельности.

Не менее важным для деятельности вуза представляется социально-воспитательный процесс. Однако мы не считаем целесообразным выделение его в самостоятельное направление деятельности вуза, поскольку реализация данного процесса является неотъемлемой частью его деятельности.

Целесообразно выделение трех групп процессов: основные процессы, процессы менеджмента качества и обеспечивающие процессы. При формировании СМК образовательной деятельности в вузе необходимо учитывать требования законодательно-правовых документов, регулирующих образовательную деятельность в РФ. В данном контексте это прежде всего федеральный закон "Об образовании" и Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

С учетом данных требований можно рекомендовать выделение в числе основных процессов образовательной деятельности вуза формирование образовательной программы профессионального образования и организацию учебного процесса. В каждом из вышеназванных процессов необходимо выделить подпроцессы, которые должны учитывать общие требования к формированию и организации учебного процесса, предусмотренные российским законодательством (Ст. 15 ФЗ "Об образовании"), а также специфику вуза. Так, например, организация учебного процесса должна предусматривать процессы формирования учебного графика и расписания, реализацию учебного процесса, организацию проведения аттестации студентов. В свою очередь данные процессы могут быть также подвергнуты декомпозиции. Например, организация и проведение аттестации студентов предполагает процессы текущей аттестации (во время семестра), промежуточной (курсовые экзамены и зачеты в конце семестров), итоговой (государственная аттестация - государственные экзамены, защита бакалаврских и дипломных работ).

Процессы менеджмента качества в СМК образовательной деятельности вуза должны предусматривать прежде всего те процессы, которые регламентируются обязательными процедурами в соответствии со стандартами МС ИСО 9001:2000. В чис-

* В дальнейшем изложение материала преимущественно дано применительно к образовательной деятельности вуза.

ле последних можно назвать: управление документацией СМК, управление данными о качестве (записями), внутренний аудит, управление несоответствующей продукцией, корректирующие и предупреждающие действия. Кроме того, необходимо также предусмотреть ряд других процессов, таких как, например, разработка и актуализация политики и целей в области качества, планирование качества, анализ качества со стороны руководства и др.

Обеспечивающие процессы формируются исходя из необходимости ресурсного обеспечения образовательной деятельности и формирования условий для подготовки специалистов соответствующей квалификации. Среди обеспечивающих процессов можно выделить процессы подготовки и обеспечения компетентности профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала, управление инфраструктурой, управление производственной средой, связь с потребителями, социально-воспитательная работа со студентами. В рамках каждого из процессов целесообразно выделение подпроцессов, руководствуясь принципом разумной детализации. Так, например, процесс управления инфраструктурой может включать подпроцессы управления аудиторным фондом, оборудованием, библиотечными фондами, канцелярскими и другими расходными материалами.

Формирование матрицы распределения полномочий

и ответственности СМК

В соответствии с требованиями Международных стандартов ИСО 9001:2000 по каждому из процессов должен быть определен владелец (собственник), руководитель и участники процесса.

Владелец процесса - должностное лицо организации, ответственное за установление цели процесса, выделение ресурсов и оценку результата выполнения процесса. Руководитель процесса - должностное лицо организации, ответственное за разработку, организацию и результативное функционирование процесса. Участники процесса - потребители, поставщики, исполнители, - все сотрудники организации, которые принимают непосредственное участие в функционировании процесса.

Применительно к деятельности вуза в зависимости от специфики владельцами процессов могут выступать ректор и проректоры по учебной работе. Руководители процессов - деканы, заведующие кафедрами и руководители других структурных подразделений вуза. Участники процесса -преподаватели и другие категории персонала вуза, студенты. Между тем следует заметить, что это достаточно общие рекомендации. В каждом конкретном случае в зависимости от специфики вуза, особенностей его финансирования и внутренней сис-

темы бюджетирования должна быть сформирована матрица распределения полномочий и ответственности.

Установление последовательности и взаимодействия процессов

Для обеспечения реализации процессного подхода в СМК вуза необходимо установить схему последовательности и взаимодействия процессов. Их совокупность представляет собой цепочку процессов (сеть процессов). Выход одного процесса может являться входом (входами) других процессов. Модель сети процессов СМК представлена на рис. 3.

Как видно из этой схемы, ряд процессов могут быть включены в единую цепочку процессов. Так, применительно к образовательной деятельности процессами В и С могут соответственно выступать: процесс анализа ожиданий и удовлетворенности студентов, процесс профориентации. Процесс й может быть определен как ряд процессов: формирование образовательной программы (научно-методическая работа, формирование учебного плана, учебно-методическая работа), формирование студенческих групп, учебного графика и расписания занятий. Процесс Е может включать ряд процессов по организации проведения учебного процесса (проведение занятий со студентами, аттестация студентов и т. п.). Соответственно процесс А определяет процесс обратной связи с выпускниками и работодателями.

Некоторые процессы СМК, например, процесс Р могут иметь только внутренних потребителей и поставщиков. К ним относятся процесс анализа со стороны руководства, процесс подготовки и обеспечения компетентности профессорско-преподавательского состава и других категорий персонала

Особое внимание при формировании сети процессов следует уделять анализу взаимодействия входов и выходов процессов. В этой связи важно определить, какие требования предъявляет рас-

сматриваемый процесс к предыдущему, а также какие требования предъявляет последующий процесс к рассматриваемому.

При этом следует учитывать не только требования к ресурсному обеспечению (материалы, оборудование, аудиторный фонд и т.п.) и квалификации профессорско-преподавательского состава и учебно-методического персонала, но и требования к информационному обеспечению.

Описание процессов в соответствии с требованиями МС ИСО 9001

В соответствии с требованиями МС ИСО 9001 разработка процедур описания процессов обязательна только для шести процессов. Однако, как показывает опыт, этого явно недостаточно для эффективного функционирования СМК. В этой связи для вузов, разрабатывающих и внедряющей СМК, представляется целесообразным разработать процедуру описания процессов СМК, в соответствии с которым можно представить описание всех процессов СМК.

В данной процедуре основные характеристики процессов могут быть формализованы в виде карты и блок-схемы процесса3. На рис. 4 приведен пример карты по процессу определения требований и проведению аттестации профессорско-преподавательского состава вуза. Кроме того, представляется целесообразным предусмотреть краткое описание процессов, определив основные этапы процессов, ответственные за их исполнение.

Формирование информационного обеспечения и документального оформления СМК

Проектированию СМК в вузе должна предшествовать работа по анализу системы документации вуза (внешней и внутренней), регламентирующей его деятельность. Опыт показывает, что подобная работа является необходимой для оценки состояния документации, определяющей направления деятельности вуза и ее соответствия требованиям МС ИСО серии 9001:2000. В конечном итоге это позволяет реально оценить масштабы работ по созданию СМК в вузе и сформировать действующую систему документального оформления образовательной и научно-исследовательской работы в вузе.

Документальное оформление СМК вуза в соответствии с МС ИСО 9001:2000 должно включать:

• политику и цели в области качества;

• руководство по качеству;

• процедуры и/или стандарты, описывающие процессы СМК;

• методики, положения, инструкции.

03-05-2003 6.2 Определение требований и проведение аттестации ППС

Код процесса п. ИСО 9001 Наименование процесса

Г

Определение процесса Цель процесса

Определение требований и проведение аттестации ППС Аттестация ППС

г

Владелец про цесса Проректор по учебной работе

Руководитель процесса Начальник отдела аттестации ППС

г

Поставщики процесса Потребители процесса

Кафедры Ученый секретарь Отдел аттестации ППС Преподаватели

г

Входы процесса Выходы процесса

Преподаватели Преподаватели, прошедшие аттестацию

Г

Требования к входам Требования к выходам

Положение об аттестации ППС, Представление документов в соответствии с объявленным конкурсом (для ППС) Протоколы Ученого совета университета, факультета об избрании на должность, присвоении ученого звания Заключение контракта (при избрании на должность) Оформление документов для представления в Минобразование РФ (при присвоении ученого звания)

Г

Ресурсы процесса Аудитории, оргтехника, расходные материалы

г

Измеряемые и контролируемые характеристики процесса Методы измерения параметров процесса

Количество преподавателей, прошедших аттестацию Документально-аналитический

Г

Показатели результативности процесса

Количество преподавателей, прошедших аттестацию, к общему числу преподавателей, проходивших аттестацию (%) Количество преподавателей, которым присвоено ученое звание к общему числу преподавателей, подавших документы к присвоению ученого звания (%)

Рис 4. Карта процесса "Определение требований и проведение аттестации профессорско-преподавательского состава вуза"

Политика вуза в области качества должна быть оформлена в виде письменного заявления (декларации) и подписана ректором. Цели в области качества вуза должны быть оформлены в виде самостоятельного документа, в котором необходимо определить главную стратегическую цель вуза и локальные (конкретные) цели в области качества.

Руководство по качеству должно описывать СМК вуза и быть фактически указателем по всем

основным разделам СМК. Этот документ закрепляет распределение полномочий, ответственности между руководством вуза, факультетами, кафедрами и другими структурными подразделениями на всех этапах образовательной и научно-исследовательской деятельности, определяет границы их взаимодействия. Внесение изменений и дополнений в Руководство по качеству должны производить при изменении политики вуза в области качества, организационной структуры вуза, по другим основаниям с решения ректора вуза.

Кроме того, в Руководство по качеству должна быть включена организационная структура вуза, матрица распределения полномочий и ответственности, сеть (цепочка) процессов, глоссарий нестан-дартизированных терминов, перечень документов СМК вуза. Объем Руководства по качеству составляет в среднем 30 - 40 страниц.

Процедуры и/или стандарты, описывающие процессы СМК, составляют наиболее объемную часть СМК вуза. При этом оформление документов должно быть приведено в соответствие с процедурой (стандартом) по описанию процессов, а также процедурой, регламентирующей документирование СМК.

Методики, положения, инструкции, имеющие непосредственное отношение к СМК, также должны быть включены в состав документов. К числу таких методик, например, может относиться методика оценки удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса, к числу положений - Положение об отделе управления качеством вуза, к числу инструкций - должностная инструкция начальника отдела управления качеством вуза.

Обеспечение внедрения СМК в вузе

Опыт показывает, что формирование, внедрение и успешное функционирование СМК в организации возможно только при полной поддержке и одобрении со стороны руководства и учреждения высшей школы. Для проведения полноценной работы по созданию и внедрению СМК в вузах необходима заинтересованность прежде всего ректора вуза и тех руководителей, от действий которых в конечном итоге будет зависеть эффективность этой работы. Применительно к образовательной деятельности вуза это - проректор по учебной работе, деканы факультетов, заведующие кафедрами, руководители других структурных подразделений.

В вузе должна быть создана рабочая группа по созданию и внедрению СМК, возглавляемая уполномоченным по качеству вуза, которая должна координировать работу по созданию СМК в вузе. Обязательным представляется проведение

обучения в области управления качеством ректората вуза и руководителей структурных подразделений, а также уполномоченных по качеству структурных подразделений, которые в дальнейшем будут отвечать за реализацию основных процедур СМК.

Проведение внутреннего аудита СМК и корректировка информационного обеспечения и документального оформления СМК

Внутренний аудит является обязательной процедурой СМК, определенной МС ИСО 9001:2000. Аудит представляет собой систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев. Целью внутреннего аудита является установление соответствия СМК требованиям стандарта МС ИСО 9001, определение степени выполнения запланированных мероприятий СМК, результативности внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов СМК.

Внутренний аудит как постоянная деятельность в СМК складывается из конкретных аудитов, осуществляемых в рамках аудиторских проверок. При этом за основу должен быть принят МС ИСО 19011 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и (или) экологии". Проведение внутреннего аудита позволяет выявить области необходимого улучшения СМК и обеспечить корректировку информационного обеспечения и документального оформления СМК.

В изложенной схеме проектирования и внедрения системы менеджмента качества (СМК) в вузе соответствии с МС ИСО 9001:2000 не показан этап сертификации СМК. Такая позиция объясняется возможностью дальнейшего выбора для вузов -сертифицировать или не сертифицировать СМК. Этот выбор в конечном итоге будет предопределяться теми целями, которые ставит перед собой вуз, решивший разработать и внедрить СМК. Сертификация же в независимом органе может лишь подтвердить соответствие СМК требованиям МС ИСО серии 9000. Что же касается обеспечения качества образования, то его достижение зависит от результативности и эффективности функционирования СМК, в котором должна быть неформальная заинтересованность всего коллектива вуза и его руководства.

В целом же внедрение и функционирование в вузах моделей управления качеством подготовки специалистов, построенных на современных методах и инструментах менеджмента качества, будет способствовать

♦-

обеспечению конкурентоспособности рос сийской системы высшего школы в целом и повышению конкурентоспособности конкретных высших учебных заведений, в частности. Подобный подход также обеспечит подготовку квалифицированных специалистов с высшим образованием, способных эффективно работать в современных экономи-че ских условиях.

1 Байденко В.И. Болонской процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М., 2002,

2 Руководство для участников конкурса 2003 года "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов". М., 2003.

3 Свиткин М. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества в организации//Стандарты и качество. 2002. № 3. С. 76 - 77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 658.012

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

A.B. Гугелев,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, директор Центра менеджмента, СГСЭУ

Н.С. Яшин,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2004. № 7

В ежегодном обзоре Всемирного экономического форума, опубликованном в конце октября 2003 г., Россия заняла только 70-ю строчку в разделе "Перспективная конкурентоспособность" и 65-ю - в разделе "Деловая конкурентоспособность". В 2002 г. Россия находилась в этих рейтингах на 65 и 63 местах соответственно. Такая потеря рейтинга конкурентоспособности диссонирует с официальными данными роста экономики в России и требует серьезного внимания к данной проблеме как на макроэкономическом, так и на мезо- и микроэкономическом уровнях.

Как известно, в настоящее время конкурентоспособность и благополучие региона, по мнению многих специалистов, могут быть оценены по четырем основным показателям в расчете на душу населения:

- размеру валового регионального продукта (ВРП),

- величине производственных ресурсов (основных фондов и т.д.),

- величине природных ресурсов,

- показателю человеческих ресурсов (уровню образованности).

Нами проведен анализ динамики этих и ряда других показателей,

причин низкой конкурентоспособности субъектов хозяйствования и определены мероприятия по преодолению негативных тенденций. Объектом исследования послужили результаты деятельности товаропроизводителей Саратовской области. Следует отметить, что Саратовская область и ее промышленность является достаточно типичным экономическим регионом как в Приволжском федеральном округе, так и в целом по стране. Так, если в целом по России индекс промышленного производства в 2002 г. (в процентах к 2001 г.) составил 103,7%, в Приволжском федеральном округе - 102,2%, то в Саратовской области он составил 104,3%1. О том же свидетельствует и общий рейтинг регионов Приволжского федерального округа, в котором Саратовская область в 2002 г. занимала 8-е место из 15 регионов (табл.1).

При этом следует отметить, что Саратовская область в 2002 г. занимала 1-е место в округе по показателю индекса физического объема промышленного производства по крупным и средним предприятиям, 6-е - по коэффициенту износа основных промышленно-производственных фондов в промышленности, 8-е - по показателю валового регионального продукта на душу населения, 9-е - по объе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.