Научная статья на тему 'Непрерывное образование среднего медицинского персонала в условиях университета'

Непрерывное образование среднего медицинского персонала в условиях университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2137
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / CONTINUOUS EDUCATION / RAISING THE SKILLS LEVEL / NURSING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лифинцева А. А., Лигатюк П. В.

В статье рассмотрены особенности реализации непрерывного образования среднего медицинского персонала в условиях высшего учебного заведения. Представлен положительный опыт БФУ им. И. Канта в решении этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лифинцева А. А., Лигатюк П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuous education of nursing staff at the university

The article presents the programs of nursing staff continuous education which are realized at Immanuel Kant Baltic Federal University.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование среднего медицинского персонала в условиях университета»

108

Высшее образование в России • № 5, 2011

А.А. ЛИФИНЦЕВА, доцент П.В. ЛИГАТЮК, зав. учебным отделом

Непрерывное образование среднего медицинского персонала в условиях университета

В статье рассмотрены особенности реализации непрерывного образования среднего медицинского персонала в условиях высшего учебного заведения. Представлен положительный опыт БФК им. И. Канта в решении этой проблемы.

Ключевые слова: непрерывное образование, повышение квалификации, средний медицинский персонал.

Давно известно, что деятельность медицинского персонала, в том числе медицинских сестер и фармацевтов, является одним из ключевых факторов, влияющих на качество медицинской помощи и на ее конечные результаты.

В настоящее время в России создана многоуровневая система сестринского образования, которая включает в себя базовую, «основную » подготовку, повышенный уровень подготовки и высшее сестринское образование. С учетом опыта продвинутых стран, на наш взгляд, следует организовать и реализовывать непрерывное образование среднего медицинского персонала, включающее в себя как традиционные системы обучения, так и инновационные модели. Формируемая сейчас в нашем университете сетевая система подготовки специалистов сестринского дела и фармацевтов обеспечивает реальную преемственность знаний и навыков в соответствии с уровнем обучения. Эта система используется в практике последипломного обучения медицинских сестер и фармацевтических работников, что наполняет содержание профессии новым смыслом.

Отделение повышения квалификации средних медицинских и фармацевтических работников является структурным подразделением медицинского факультета. Отделение открылось в ноябре 2008 г. после ликвидации Калининградского медицинского колледжа. За время существования отделения здесь прошли квалификацию

более 2000 представителей среднего медицинского персонала.

Данная структура БФУ им. И. Канта реализует образовательные программы дополнительного профессионального образования - программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием согласно лицензии на образовательную деятельность. Цель деятельности отделения заключается прежде всего в расширении профессионального кругозора слушателей, повышении их интеллектуального потенциала, в формировании у медицинских сестер и фармацевтов навыков и умений, необходимых современным медикам, в развитии профессионализма и стимулировании самообразования. Следует отметить, что отделение функционирует в тесной связи с учреждениями здравоохранения области, что определяет специфику циклов повышения квалификации и их объемы. Работа отделения строится на основе ежегодного плана курсов повышения квалификации и переподготовки. План составляется на основе заявок, поступающих от Министерства здравоохранения Калининградской области и учреждений здравоохранения.

Непрерывное медицинское образование призвано обеспечить, с одной стороны, поддержание и повышение уровня знаний и навыков высшего и среднего медицинского персонала, с другой - расширение круга их профессионального общения в рамках де-

Из жизни вуза

109

ятельности, направленной на повышение качества оказания медицинской помощи населению.

При организации процесса непрерывного образования среднего медицинского персонала мы руководствуемся прежде всего принципом преемственности профессиональных образовательных программ, что предполагает их согласование между собой. Программы повышения квалификации среднего медицинского персонала, реализуемые в нашем университете, выполняют несколько функций:

■ во-первых, компенсаторную, предоставляющую возможность медицинским сестрам и фармацевтам восполнить пробелы в своих профессиональных знаниях, актуализировать уже имеющиеся знания и умения, повысив уровень информированности и образованности, основываясь на собственном медицинском опыте;

■ во-вторых, адаптационную, которая помогает слушателям приспособиться к постоянно меняющимся условиям профессиональной медицинской деятельности (появление новых медицинских технологий, изменение медицинских стандартов и т.д.);

■ в-третьих, развивающую, которая направлена на формирование и развитие профессиональных ценностей медицинских работников;

■ в-четвертых, социальную, которая связана с развитием у слушателей представлений о здоровье как об основной задаче современного общества и нацеливает их на профилактику заболеваний у населения и т.д.

Руководствуясь тем, что формирование прочных знаний, умений, навыков и развитие интеллектуальных способностей обучающихся возможны только в результате самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности, при реализации программ повышения квалификации мы используем интерактивные методы обучения (методсиндиката, «мозговой штурм», метод модераций и кейс-методы).

Благодаря современным информационным технологиям медицинские сестры и фармацевты могут виртуально «влиться» в процесс медицинской деятельности и моделировать широкий спектр их профессиональных действий. Мощный компьютерный парк, современная проекционная мультимедийная аппаратура позволяют специалистам со средним медицинским и фармацевтическим образованием более полно воспринимать информацию во время лекционных и практических занятий. Кроме того, медицинские сестры и фармацевты знакомятся с основными Интернет-ресурсами научной медицинской информации (сайты различных медицинских ассоциаций, медицинских вузов, электронные медицинские журналы, электронные базы данных, электронные медицинские картотеки и т.д.). Тематика лекций и практических занятий курсов подбирается с учетом стандарта последипломного образования среднего медицинского персонала и социального заказа учреждений здравоохранения.

Потребности современной медицины диктуют новую модель процесса обучения в системе повышения квалификации медицинских работников. Она обеспечивает не только получение ими дополнительной профессиональной информации, но и развитие психологической составляющей профессиональной компетентности среднего

110

Высшее образование в России • № 5, 2011

медицинского персонала. Именно психологическая составляющая представляет важную профессиональную характеристику медицинского работника и должна рассматриваться как одна из целей обучения в программах повышения квалификации. Решение данной проблемы в БФУ им. И. Канта стало возможным благодаря освоению обучающимися этических ценностей как основы профессиональной деятельности и общения, а также за счет реализации методов активного социально-психологического обучения (ролевые, деловые и имитационные игры), ориентированных на формирование у них нравственных ценностей медицинской профессии. Например, в процессе повышения квалификации среднего медицинского персонала нами разработаны и используются специализированные социально-психологические тренинги, где медицинские сестры и фармацевты получают знания об основных положениях медицинской этики (уважение к жизни, запрет на причинение вреда, уважение к личности больного, врачебная тайна), о моделях взаимоотношений медицинских работников и больных. Кроме того, использование активных методов обучения в процессе непрерывного образования среднего медицинского персонала позволяет сформировать умения расположить к себе больного, продемонстрировать доброжелательное отношение к нему, проявлять терпимость, избегать моральной оценки поступков больного и т.д.

Поскольку у большинства современных медицинских сестер и фармацевтов отмечаются неуверенность в своих силах, склонность к аффективным реакциям, ситуативная тревожность, излишняя агрессивность

и конфликтность (вследствие заниженного уровня самооценки), затруднения в построении контактов с людьми, мы считаем немаловажным проведение сними специализированных семинаров - тренингов личностного роста. В рамках данных семинаров слушатели обучаются методам диагностики синдрома эмоционального выгорания, методам релаксации, психогигиены, повышения стрессоустойчивости. На наш взгляд, это позволит в будущем снизить потери сестринских ресурсов, вызванные профессиональным стрессом и дезадаптацией.

Качество образования во многом зависит от квалификации педагогических кадров, проводящих последипломное обучение. Поэтому к педагогическому процессу мы активно привлекаем преподавателей кафедр, ведущих обучение врачей (в основном это профессора и доценты). Несомненно, педагогический опыт и профессиональные знания профессорско-преподавательского состава БФУ им. И. Канта способствуют повышению качества обучения специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, обеспечивают преемственность в обучении сестринских и врачебных кадров.

Теоретические занятия и практические тренинги по дисциплинам циклов повыше-

Из жизни вуза

111

ния квалификации среднего медицинского персонала проходят в кабинетах и лабораториях, оснащенных современным лабораторным и учебным оборудованием. Инновационной площадкой для реализации программ повышения квалификации медперсонала является медицинский научно-практический центр БФУ им. И. Канта, где имеется новейшее медицинское оборудование. Например, медицинские сестры знакомятся с особенностями профессиональной деятельности медицинского персонала при исследовании больных с помощью современных ультразвуковых сканеров, спироартерио-кардиоритмографов, нейродиагностических системи т.д.

В качестве перспективных направлений организации системы непрерывного образования среднего медицинского персонала можно наметить следующие:

• наращивание внутрисекторального партнерства с высшими учебными заведениями Российской Федерации, с ведущими европейскими вузами, с учреждениями здравоохранения и т.д.;

• непрерывное улучшение качества обучения медицинских кадров: от профориентации и начальной подготовки на довузовском этапе до вузовского и послевузовского обучения;

• информатизация образования, развитие интерактивных форм обучения, внедрение современных информационнокоммуникативных и оценочных технологий;

• совершенствование образовательных программ подготовки и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

LIFINTSEVA A, LIGATUKP. CONTINUOUS EDUCATION OF NURSING STAFF AT THE UNIVERSITY

The article presents the programs of nursing staff continuous education which are realized at Immanuel Kant Baltic Federal University.

Keywords: continuous education, raising the skills level, nursing staff.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.