Научная статья на тему 'Учебно-методический кабинет в структуре и взаимодействии по непрерывному последипломному образованию сестер ЦПК Рз многопрофильной медицинской организации, оказывающей ПМСП населению'

Учебно-методический кабинет в структуре и взаимодействии по непрерывному последипломному образованию сестер ЦПК Рз многопрофильной медицинской организации, оказывающей ПМСП населению Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
480
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ / АКТУАЛЬНОСТЬ / НЕОБХОДИМОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБОБЩЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHING AND METHODICAL STUDY / RELEVANCE / NECESSITY / INTERACTION / SYNTHESIS / CONTINUOUS POST-GRADUATE MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Крючкова Наталья Юрьевна

Последипломному образованию сестер. Более широкое, повсеместное, внедрение в медицинские организации практического здравоохранения, оказывающие ПМСП населению имеющиеся разработки структуры, штатов, документов, обеспечивающих создание и практическую деятельность учебно-методического кабинета, позволит оптимизировать систему непрерывного обучения сестер Омского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Крючкова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational and methodical study of the structure and interactions in continuous postgraduate education of sisters CPK RZ, multidisciplinary medical organization that provides primary health care to the population

The study analyzes the experience of training and methodological study into the structure and interaction for continuous postgraduate education of sisters CPC RE, multidisciplinary medical organization rendering PHC population. Wider and universal, the introduction of health care organizations providing practical health primary care population with the development of structure, state, instruments for the creation and practice of teaching and methodical cabinet will optimize continued training nurses.

Текст научной работы на тему «Учебно-методический кабинет в структуре и взаимодействии по непрерывному последипломному образованию сестер ЦПК Рз многопрофильной медицинской организации, оказывающей ПМСП населению»

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013

УДК 614.253.5:614.21:37.018.46

Н. Ю. КРЮЧКОВА

Центр повышения квалификации работников здравоохранения, г. Омск

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ В СТРУКТУРЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПО НЕПРЕРЫВНОМУ ПОСЛЕДИПЛОМНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ СЕСТЕР ЦПК РЗ, МНОГОПРОФИЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ ПМСП НАСЕЛЕНИЮ

В исследовании проанализирован опыт работы учебно-методического кабинета многопрофильной медицинской организации, оказывающей ПМСП населению в структуре и взаимодействии ЦПК РЗ по непрерывному последипломному образованию сестер. Более широкое, повсеместное, внедрение в медицинские организации практического здравоохранения, оказывающие ПМСП населению имеющиеся разработки структуры, штатов, документов, обеспечивающих создание и практическую деятельность учебно-методического кабинета, позволит оптимизировать систему непрерывного обучения сестер Омского региона.

Ключевые слова: учебно-методический кабинет, актуальность, необходимость, взаимодействие, обобщение, непрерывное последипломное медицинское образование.

Система дополнительного последипломного образования по медицинским и фармацевтическим специальностям, в частности сестер, на современном этапе реформирования, модернизации здравоохранения нуждается в новых подходах к формированию профессиональных компетенций [1, 2]. Возникла необходимость поиска и создания современной структуры непрерывного последипломного образования в Бюджетном образовательном учреждении Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения» (БОУ ОО ЦПК РЗ), оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) взрослому населению по специальности «Фельдшер», «Акушерка», «Медицинская сестра», имеющих возможность совместно осуществлять совершенствование профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных, научных, медицинских организациях практического здравоохранения. На основании решений приказов МЗ РФ и МЗ Омской области [3, 4]:

1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2012г. № 24726).

2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н г. Москва «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам и в образовательных и научных организациях» (заре-

гистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2012 г.).

Совершенствование профессиональных знаний и навыков возможно осуществить путём обучения в БОУ ОО ЦПК РЗ медицинских сестер по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализованным в виде:

1. Повышения квалификации. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводиться по месту основной работы специалистов и заканчивается сдаче соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения; длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

2. Профессиональной переподготовки. Целью профессиональной переподготовки специалистов

является получение ими дополнительных знаний,

умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.

3. Стажировки. 3.1 с отрывом от работы; 3.2 с частичным отрывом от работы; 3.3 по индивидуальным формам обучения. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из её целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.

Цель исследования: подтвердить актуальность, необходимость существования учебно-методических кабинетов в структуре взаимодействия медицинских организаций оказывающих ПМСП населению и ЦПК РЗ осуществляющего непрерывное последипломное образование специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

Задачи

1. Изучить и обобщить опыт работы учебно-методического кабинета, социального партнерства медицинской организации амбулаторно-поликлинического звена и ЦПК РЗ в условиях реформирования и модернизации регионального здравоохранения.

2. Привлечь внимание к непрерывному повышению уровня профессиональных знаний и умений сестринского персонала на рабочих местах, основной педагогической базе ЦПК РЗ с использованием различных видов обучения.

3. Рекомендовать к более широкому внедрению в медицинские организации практического здравоохранения, оказывающие ПМСП населению, имеющиеся разработки структуры, штатов, документов, обеспечивающих создание и практическую деятельность учебно-методического кабинета.

Материалы и методы. Примерное положение об учебно-методическом кабинете медицинской организации, оказывающей ПМСП населению г. Омска, представлено пятью разделами: I. Общие положения; II. Цель и задачи деятельности учебно-методического кабинета; III. Структура и штаты учебно-методического центра. ШЛ. Структура учебнометодического кабинета. 1. Учебно-методический кабинет располагается в помещениях, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям правил по устройству, эксплуатации и технике безопасности медицинской организации. 2. Набор помещений

учебно-методического кабинета представлен:

— кабинет главной (старшей) медицинской сестры;

— комната для проведения теоретических занятий со следующим оснащением: учебные столы и стулья, доска, видеодвойка с тематическими фильмами, компьютер с мультимедийным проектором, учебная и справочная литература по сестринскому делу;

— комната для проведения занятий с оснащением для отработки практических навыков (муляжи, фантомы, манекены, манипуляционный столик с набором инструментов, функциональная кровать, средства ухода за пациентом и пр.).

IV. Документы, обеспечивающие организацию и учебную деятельность учебно-методического кабинета. 1. Организационные документы. 1.1. Приказ учреждению об организации учебно-методического кабинета. 1.2..Положение об учебно-методическом кабинете медицинской организации. 1.3. Должностная инструкция главной (старшей) медицинской сестры с возложением обязанностей по организации работы учебно-методического кабинета. 2. Документы, обеспечивающие учебную деятельность: 2.1. Рабочий план. Учебно-тематический план занятий, проводимых в учебно-методическом кабинете медицинской организации. 2.2. План проведения сестринских конференций в отделениях, в медицинской организации (общий). 2.3. Перспективный и текущий планы проведения обучения в ЦПК РЗ. 2.4. План проведения аттестации среднего медицинского персонала. 3. Методические документы: 3.1 Документы для методического обеспечения сестринской деятельности. 3.2. Методические разработки для проведения обучающих мероприятий в учебно-методическом кабинете. 3.3. Документы для обеспечения контроля (тестовые задания, ситуационные задачи). V. Ликвидация и реорганизация учебно-методического кабинета. А также примерной должностной инструкцией главной (старшей) медицинской сестры, состоящей из общей части, обязанностей, прав и ответственности.

Результаты и обсуждение. Следует отметить, что медицинские сестры при непрерывном последипломном обучении на базе учебно-методического кабинета медицинской организации осуществляют более успешное совершенствование профессиональных знаний и навыков путём взаимодействия обучения в БОУ ОО ЦПК работников здравоохранения г. Омска по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализованным в виде: повышения квалификации, стажировки с частичным отрывом от работы и индивидуальным формам обучения по сравнению с традиционными. Дифференцированно, осознанно рассматривали свое непрерывное последипломное учебно-методическое планирование учебы, которое включало составление индивидуального плана профессионального роста, обучение по накопительной системе под руководством преподавателей и главной сестры, а также стажировки на рабочем месте и самостоятельное обучение, так называемой самостоятельной работы слушателей (СРС) имеющейся в рабочем плане цикла. В программы обучения входили также вопросы углубленного изучения санэпидрежима, нормативных и методических материалов, использования инновационных достижений в области дезинфицирующих средств, менеджмента качества ПМСП населению. Сами программы подготовки среднего медицинского персонала были плодом

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013

коллективного труда методистов ЦПК РЗ и Совета медицинских сестер медицинской организации, оказывающей ПМСП населению. Согласовывались программы с руководством амбулаторно-поликлинической службы медицинской организации и утверждались директором ЦПК РЗ.

Таким образом, имеющийся учебно-методический кабинет в структуре и постоянном взаимодействии по непрерывному последипломному образованию сестер в ЦПК РЗ, многопрофильной медицинской организации, оказывающей ПМСП населению, способствовал повышению престижа сестринской профессии, освоению инновационных технологий, увеличению вклада в успешную диспансеризацию, профилактику и лечение пациентов.

Выводы

1. Опыт работы Учебно-методического кабинета, существующего в структуре многопрофильной медицинской организации, оказывающей ПМС населению и взаимодействующей с ЦПК РЗ, осуществляющим непрерывное последипломное образование сестер, показал, что деятельность была направлена на повышение теоретических знаний и на совершенствование практических умений и навыков.

2. Достигнуто выполнение одной из поставленных задач по привлечению внимания к непрерывному последипломному повышению уровня профессиональных знаний и умений сестринского персонала на рабочих местах, основной педагогической базе ЦПК РЗ с использованием различных видов обучения (повышения квалификации: краткосрочное тематическое; тематические и проблемные семинары; стажировки).

3. Более широкое, повсеместное внедрение в медицинские организации практического здравоохранения, оказывающие ПМСП населению, имеющихся разработок структуры, штатов, документов, обеспечивающих создание и практическую деятельность учебно-методического кабинета, позволит

оптимизировать систему непрерывного обучения специалистов.

Библиографический список

1. Фомина, Н. А. Учимся непрерывно / Н. А. Фомина // Сестринское дело. — 2007. — № 5. — С. 6 — 7.

2. Каспрук, Л. И. Научное обоснование модернизации сестринского медицинского образования в условиях реструктуризации здравоохранения России : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Л. И. Каспрук. — М., 2010. — 50 с.

3. Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению : приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2012г., № 24726). — М : Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 52 от 24.12.2012. - 160 с.

4. Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам и в образовательных и научных организациях : приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66 н, г. Москва (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2012 г.). — Российская газета. — 19 сентября. — № 215.

КРЮЧКОВА Наталья Юрьевна, директор бюджетного образовательного учреждения Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения».

Адрес для переписки: 644070, г. Омск, ул. Декабристов 35, БОУ ОО ЦПК РЗ

Статья поступила в редакцию 12.04.2013 г.

© Н. Ю. Крючкова

Книжная полка

Антибактериальные препараты в клинической практике : рук. -М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 232 с. - ISBN 978-5-9704-1835-2.

В руководстве представлена современная классификация наиболее значимых возбудителей бактериальных инфекций у людей, приведена общая характеристика антибактериальных препаратов. В сравнительном аспекте рассматриваются клинико-фармакологические свойства различных классов и групп антибиотиков, их отдельных представителей, разрешенных для применения на территории Российской Федерации. Обращено внимание на проявления нежелательных реакций на лекарственные антибактериальные препараты, меры профилактики и помощи при их развитии, особенности лекарственных взаимодействий, правила дозирования антибиотиков у пациентов с нарушением функции почек. Специальный раздел посвящен принципам выбора и особенностям применения антибактериальных препаратов при инфекциях различной локализации. Адресовано клиническим фармакологам, терапевтам, врачам других специальностей, студентам медицинских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.