МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013
УДК 614.253.5:614.21:37.018.46
Н. Ю. КРЮЧКОВА
Центр повышения квалификации работников здравоохранения, г. Омск
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ В СТРУКТУРЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПО НЕПРЕРЫВНОМУ ПОСЛЕДИПЛОМНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ СЕСТЕР ЦПК РЗ, МНОГОПРОФИЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ ПМСП НАСЕЛЕНИЮ
В исследовании проанализирован опыт работы учебно-методического кабинета многопрофильной медицинской организации, оказывающей ПМСП населению в структуре и взаимодействии ЦПК РЗ по непрерывному последипломному образованию сестер. Более широкое, повсеместное, внедрение в медицинские организации практического здравоохранения, оказывающие ПМСП населению имеющиеся разработки структуры, штатов, документов, обеспечивающих создание и практическую деятельность учебно-методического кабинета, позволит оптимизировать систему непрерывного обучения сестер Омского региона.
Ключевые слова: учебно-методический кабинет, актуальность, необходимость, взаимодействие, обобщение, непрерывное последипломное медицинское образование.
Система дополнительного последипломного образования по медицинским и фармацевтическим специальностям, в частности сестер, на современном этапе реформирования, модернизации здравоохранения нуждается в новых подходах к формированию профессиональных компетенций [1, 2]. Возникла необходимость поиска и создания современной структуры непрерывного последипломного образования в Бюджетном образовательном учреждении Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения» (БОУ ОО ЦПК РЗ), оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) взрослому населению по специальности «Фельдшер», «Акушерка», «Медицинская сестра», имеющих возможность совместно осуществлять совершенствование профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных, научных, медицинских организациях практического здравоохранения. На основании решений приказов МЗ РФ и МЗ Омской области [3, 4]:
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2012г. № 24726).
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н г. Москва «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам и в образовательных и научных организациях» (заре-
гистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2012 г.).
Совершенствование профессиональных знаний и навыков возможно осуществить путём обучения в БОУ ОО ЦПК РЗ медицинских сестер по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализованным в виде:
1. Повышения квалификации. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников.
Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводиться по месту основной работы специалистов и заканчивается сдаче соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения; длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
2. Профессиональной переподготовки. Целью профессиональной переподготовки специалистов
является получение ими дополнительных знаний,
умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.
3. Стажировки. 3.1 с отрывом от работы; 3.2 с частичным отрывом от работы; 3.3 по индивидуальным формам обучения. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из её целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.
Цель исследования: подтвердить актуальность, необходимость существования учебно-методических кабинетов в структуре взаимодействия медицинских организаций оказывающих ПМСП населению и ЦПК РЗ осуществляющего непрерывное последипломное образование специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
Задачи
1. Изучить и обобщить опыт работы учебно-методического кабинета, социального партнерства медицинской организации амбулаторно-поликлинического звена и ЦПК РЗ в условиях реформирования и модернизации регионального здравоохранения.
2. Привлечь внимание к непрерывному повышению уровня профессиональных знаний и умений сестринского персонала на рабочих местах, основной педагогической базе ЦПК РЗ с использованием различных видов обучения.
3. Рекомендовать к более широкому внедрению в медицинские организации практического здравоохранения, оказывающие ПМСП населению, имеющиеся разработки структуры, штатов, документов, обеспечивающих создание и практическую деятельность учебно-методического кабинета.
Материалы и методы. Примерное положение об учебно-методическом кабинете медицинской организации, оказывающей ПМСП населению г. Омска, представлено пятью разделами: I. Общие положения; II. Цель и задачи деятельности учебно-методического кабинета; III. Структура и штаты учебно-методического центра. ШЛ. Структура учебнометодического кабинета. 1. Учебно-методический кабинет располагается в помещениях, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям правил по устройству, эксплуатации и технике безопасности медицинской организации. 2. Набор помещений
учебно-методического кабинета представлен:
— кабинет главной (старшей) медицинской сестры;
— комната для проведения теоретических занятий со следующим оснащением: учебные столы и стулья, доска, видеодвойка с тематическими фильмами, компьютер с мультимедийным проектором, учебная и справочная литература по сестринскому делу;
— комната для проведения занятий с оснащением для отработки практических навыков (муляжи, фантомы, манекены, манипуляционный столик с набором инструментов, функциональная кровать, средства ухода за пациентом и пр.).
IV. Документы, обеспечивающие организацию и учебную деятельность учебно-методического кабинета. 1. Организационные документы. 1.1. Приказ учреждению об организации учебно-методического кабинета. 1.2..Положение об учебно-методическом кабинете медицинской организации. 1.3. Должностная инструкция главной (старшей) медицинской сестры с возложением обязанностей по организации работы учебно-методического кабинета. 2. Документы, обеспечивающие учебную деятельность: 2.1. Рабочий план. Учебно-тематический план занятий, проводимых в учебно-методическом кабинете медицинской организации. 2.2. План проведения сестринских конференций в отделениях, в медицинской организации (общий). 2.3. Перспективный и текущий планы проведения обучения в ЦПК РЗ. 2.4. План проведения аттестации среднего медицинского персонала. 3. Методические документы: 3.1 Документы для методического обеспечения сестринской деятельности. 3.2. Методические разработки для проведения обучающих мероприятий в учебно-методическом кабинете. 3.3. Документы для обеспечения контроля (тестовые задания, ситуационные задачи). V. Ликвидация и реорганизация учебно-методического кабинета. А также примерной должностной инструкцией главной (старшей) медицинской сестры, состоящей из общей части, обязанностей, прав и ответственности.
Результаты и обсуждение. Следует отметить, что медицинские сестры при непрерывном последипломном обучении на базе учебно-методического кабинета медицинской организации осуществляют более успешное совершенствование профессиональных знаний и навыков путём взаимодействия обучения в БОУ ОО ЦПК работников здравоохранения г. Омска по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализованным в виде: повышения квалификации, стажировки с частичным отрывом от работы и индивидуальным формам обучения по сравнению с традиционными. Дифференцированно, осознанно рассматривали свое непрерывное последипломное учебно-методическое планирование учебы, которое включало составление индивидуального плана профессионального роста, обучение по накопительной системе под руководством преподавателей и главной сестры, а также стажировки на рабочем месте и самостоятельное обучение, так называемой самостоятельной работы слушателей (СРС) имеющейся в рабочем плане цикла. В программы обучения входили также вопросы углубленного изучения санэпидрежима, нормативных и методических материалов, использования инновационных достижений в области дезинфицирующих средств, менеджмента качества ПМСП населению. Сами программы подготовки среднего медицинского персонала были плодом
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013
коллективного труда методистов ЦПК РЗ и Совета медицинских сестер медицинской организации, оказывающей ПМСП населению. Согласовывались программы с руководством амбулаторно-поликлинической службы медицинской организации и утверждались директором ЦПК РЗ.
Таким образом, имеющийся учебно-методический кабинет в структуре и постоянном взаимодействии по непрерывному последипломному образованию сестер в ЦПК РЗ, многопрофильной медицинской организации, оказывающей ПМСП населению, способствовал повышению престижа сестринской профессии, освоению инновационных технологий, увеличению вклада в успешную диспансеризацию, профилактику и лечение пациентов.
Выводы
1. Опыт работы Учебно-методического кабинета, существующего в структуре многопрофильной медицинской организации, оказывающей ПМС населению и взаимодействующей с ЦПК РЗ, осуществляющим непрерывное последипломное образование сестер, показал, что деятельность была направлена на повышение теоретических знаний и на совершенствование практических умений и навыков.
2. Достигнуто выполнение одной из поставленных задач по привлечению внимания к непрерывному последипломному повышению уровня профессиональных знаний и умений сестринского персонала на рабочих местах, основной педагогической базе ЦПК РЗ с использованием различных видов обучения (повышения квалификации: краткосрочное тематическое; тематические и проблемные семинары; стажировки).
3. Более широкое, повсеместное внедрение в медицинские организации практического здравоохранения, оказывающие ПМСП населению, имеющихся разработок структуры, штатов, документов, обеспечивающих создание и практическую деятельность учебно-методического кабинета, позволит
оптимизировать систему непрерывного обучения специалистов.
Библиографический список
1. Фомина, Н. А. Учимся непрерывно / Н. А. Фомина // Сестринское дело. — 2007. — № 5. — С. 6 — 7.
2. Каспрук, Л. И. Научное обоснование модернизации сестринского медицинского образования в условиях реструктуризации здравоохранения России : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Л. И. Каспрук. — М., 2010. — 50 с.
3. Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению : приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2012г., № 24726). — М : Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 52 от 24.12.2012. - 160 с.
4. Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам и в образовательных и научных организациях : приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66 н, г. Москва (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2012 г.). — Российская газета. — 19 сентября. — № 215.
КРЮЧКОВА Наталья Юрьевна, директор бюджетного образовательного учреждения Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения».
Адрес для переписки: 644070, г. Омск, ул. Декабристов 35, БОУ ОО ЦПК РЗ
Статья поступила в редакцию 12.04.2013 г.
© Н. Ю. Крючкова
Книжная полка
Антибактериальные препараты в клинической практике : рук. -М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 232 с. - ISBN 978-5-9704-1835-2.
В руководстве представлена современная классификация наиболее значимых возбудителей бактериальных инфекций у людей, приведена общая характеристика антибактериальных препаратов. В сравнительном аспекте рассматриваются клинико-фармакологические свойства различных классов и групп антибиотиков, их отдельных представителей, разрешенных для применения на территории Российской Федерации. Обращено внимание на проявления нежелательных реакций на лекарственные антибактериальные препараты, меры профилактики и помощи при их развитии, особенности лекарственных взаимодействий, правила дозирования антибиотиков у пациентов с нарушением функции почек. Специальный раздел посвящен принципам выбора и особенностям применения антибактериальных препаратов при инфекциях различной локализации. Адресовано клиническим фармакологам, терапевтам, врачам других специальностей, студентам медицинских вузов.