Научная статья на тему 'Особенности системы развития сестринского персонала лечебно-профилактических учреждений'

Особенности системы развития сестринского персонала лечебно-профилактических учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
708
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карасева Лариса Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности системы развития сестринского персонала лечебно-профилактических учреждений»

УДК 618.19; 615.2

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ1

© 2006 Л.А. Карасева2

Данная статья посвящена анализу такой важной стороны развития человеческих ресурсов, как последипломное обучение средних медицинских работников лечебно-профилактических учреждений. Используя системный подход, автор дает всестороннюю оценку организации последипломного образования сестринского персонала. Особое внимание при этом уделяется компетентности специалистов сестринского дела, объему знаний, который они могут использовать в своей профессиональной деятельности.

Термин "развитие человеческих ресурсов” означает множество различных действий и мер в зависимости от типа организации и контекста, в котором он рассматривается [1]. Развитие человеческих ресурсов связывают с четко определенными навыками персонала, которые потребуются в обозримом будущем, и с соответствующим планом, обеспечивающим приобретение этих навыков путем обучения и развития существующего и нового персонала [4].

В нашем исследовании мы хотели обратить внимание на такую сторону развития человеческих ресурсов как последипломное обучение средних медицинских работников лечебно-профилактических учреждений. Исходя из полученной нами информации, мы можем отметить, что профессиональное образование и развитие оказывают огромное влияние на формирование моделей специалиста сестринского дела любого уровня, качества его трудовой жизни и на результаты оценки его профессиональной деятельности.

В настоящем исследовании принимали участие 3265 медицинских сестер, из них 240 организаторов сестринского дела (6 главных медицинских сестер и 234 старшие медицинские сестры). Это сестринский персонал клиник Самарского государственного медицинского университета, Самарского областного онкологического центра; медицинские сестры Самарской городской клинической больницы №1 им. Н.И. Пирогова, городской поликлиники №9, а также средний медицинский персонал Центра медицины труда ВАЗа (г. Тольятти) и центральной районной больницы (с. Кинель-Черкассы, Самарская область).

Нами был проведен опрос средних медицинских работников на тему: "Медицинские сестры о последипломном образовании”. Большая часть респондентов (656 медицинских сестер — 82%) повышает свои профессиональные знания в организованной форме каждые пять лет. Остальные медицинские работники (144 человека — 18%) являются молодыми специалистами, рабочий стаж которых не превы-

1 Представлена доктором медицинских наук профессором Н.А. Меркуловой.

2 Карасева Лариса Аркадьевна, кафедра сестринского дела Самарского государственного медицинского университета, 443099, Россия, г. Самара, ул. Чапаевская, 89.

шает четырех лет, в связи с чем они не проходили повышения квалификации ни разу (рис. 1).

Рис. 1. Образовательная структура сестринского персонала (%)

Несмотря на то, что профессиональное обучение является обязательным, большинство медицинских сестер (592 респондента — 74%) посещают циклы повышения квалификации по собственной инициативе и только 208 медицинских работников (26%) по инициативе руководства (рис. 2).

Рис. 2. Характеристика посещения курсов повышения квалификации (%)

Однако 576 медицинских сестер (72%) из 592 обучающихся (74%) получают моральное удовлетворение от процесса обучения. Остальные 144 представителя сестринского звена (18%) не совсем довольны, а 80 (10%)—вообще не удовлетворены процессом последипломного обучения (рис. 3).

Основные причины неудовлетворения сестринского персонала содержанием последипломного обучения распределились следующим образом:

10% — обучающимся не нравится обобщенное изложение материала;

8% — слушателям не нравится изложение устаревшей информации;

5% — студентам не импонирует отсутствие творческой связи между преподавателем и аудиторией;

5% — медицинские сестры отмечают недостаточный объем предоставляемой информации (рис. 4).

Рис. 3. Результаты удовлетворения сестринского персонала процессом обучения (%)

Рис. 4. Характеристика причин недовольства обучением (%)

На вопрос ”Какими должны быть объем и содержание последипломной программы обучения?” были получены следующие варианты ответов. Сократить объем обязательной программы, получить минимум необходимых знаний согласны 224 респондента (28%). 576 специалистов среднего звена (72%) хотят обучаться не только в объеме обязательной программы, но и в более широких рамках, стремясь расширить свой кругозор (рис. 5).

Несмотря на то, что подавляющее большинство медицинских сестер (576 специалистов — 72%) высказало желание расширить рамки своих профессиональных знаний в результате последипломного обучения, на практике, судя по их ответам, полученные знания в 69% случаев будут востребованы лишь частично, 1% вообще не будут применены в практической деятельности и только лишь 30% полученных знаний будут полностью использованы в работе среднего медицинского персонала (рис. 6).

Свое отношение к форме повышения профессионального уровня медицинские сестры выразили в большей степени положительно. Так в 79% случаев специалистов вполне устраивает форма обучения (занятия проводятся по заранее установленному расписанию, без отрыва от работы), остальных — 21% не совсем устраивает настоящая форма обучения и это связано в основном с тем, что приходится делать большие вложения собственных денежных средств (рис. 7).

Рис. 5. Характеристика желаемого объема профессиональных знаний(%)

Рис. 6. Характеристика востребованных знаний(%)

Рис. 7. Уровень удовлетворения формой обучения сестринского персонала(%)

К процессу повышения квалификации медицинские сестры свое отношение выразили следующим образом: 320 респондентов (40%) не пришли бы на обучение, если бы не предстоящая аттестация или переаттестация (считают, что ничего нового не узнают); 480 специалистов (60%) пошли бы обязательно, так как есть желание получить новую информацию (испытывают “информационный голод”) (рис. 8).

Рис. 8. Причины, побуждающие сестринский персонал к обучению(%)

Таким образом, последипломное образование является важным фактором, который позволяет медицинской сестре поддерживать необходимый уровень профессиональной компетенции в течение всей ее трудовой деятельности [3]. Именно с этих позиций сестринское образование необходимо фактически рассматривать как непрерывный процесс и важнейший фактор развития кадров здравоохранения [2].

В современных условиях последипломное обучение специалистов здравоохранения Российской Федерации обеспечивается двумя элементами системы образования - системой послевузовского профессионального образования и системой дополнительного профессионального образования специалистов [6]. Постепенно разрабатываются различные варианты образовательных программ профессиональной переподготовки с привлечением широкого круга медицинских образовательных учреждений к совместному участию в работе по созданию нового поколения квалификационных характеристик должностей медицинских и фармацевтических работников [5] в рамках отраслевой научно-исследовательской программы на 2001-2005 гг.

С помощью социологического исследования нам удалось определить уровень профессиональной подготовки сестринского персонала. В результате исследования специалисты сестринского дела отметили достаточные знания по следующим дисциплинам: асептика и антисептика, этика и деонтология, сестринский уход за больными, сестринское дело (компетентны 696 медицинских сестер — 87%); история сестринского дела (отметили 504 опрашиваемых — 63%); теории сестринского дела, педагогика, нормальная анатомия, организация питания в ЛПУ (знают 400 специалистов — 50%); организация сестринского дела в хирургии, организация сестринского дела в акушерстве и гинекологии, организация сестринского дела в терапии, санология, организация сестринского дела в геронтологии, организация сестринского дела в педиатрии (отметили 296 специалистов — 37%); биомедицинская этика, философия сестринского дела, организация сестринского процесса,

экология, нормальная физиология, организация материального обеспечения ЛПУ, обучение сестринского персонала (разбираются 200 представителей сестринского звена — 25%); валеология, организация сестринского дела в семейной медицине, набор и отбор персонала (помнят 104 респондента—13%).

Дефицит знаний, по мнению респондентов, в основном касается вопросов экономики здравоохранения, организации сестринского дела в семейной медицине, социологии (заметили 696 медицинских сестер — 87%); законодательства в медицине, информатики, биомедицинской этики, философии сестринского дела, организации сестринского процесса, экологии, паллиативной медицины, вопросов организации здравоохранения и психологии общения (отметили 600 специалистов — 75%); современных моделей сестринского ухода, организации сестринского дела в хирургии, организации сестринского дела в терапии, санологии, организации сестринского дела в геронтологии, организации сестринского дела в педиатрии, социальной психологии, организации материального обеспечения ЛПУ, а также обучения сестринского персонала (504 опрашиваемых — 63%). Кроме того, не хватает информации по следующим вопросам: организация сестринского дела в акушерстве и гинекологии, теории сестринского дела, педагогика, организация питания в ЛПУ (подчеркнули 400 респондентов — 50%); делопроизводство, стандарты деятельности медицинской сестры, менеджмент в здравоохранении, а также история сестринского дела и набор и отбор персонала (компетентны лишь 296 респондентов — 37%); бухгалтерский учет, маркетинг медицинских услуг, лидерство в сестринском деле (компетентны лишь 200 специалистов — 25%).

Отсутствие знаний отметили специалисты сестринского звена по таким важным профессиональным разделам, как-то: управление персоналом (важно для 696 сестер-руководителей — 87%), бухгалтерский учет, маркетинг медицинских услуг, лидерство в сестринском деле (отметили 600 респондентов — 5%); делопроизводство, стандарты деятельности медицинской сестры, менеджмент в здравоохранении (504 специалиста —63%); набор и отбор персонала (400 средних медицинских работников — 50%); современные модели сестринского ухода, социальная психология (26 опрашиваемых — 37%); информатика, законодательство в медицине, валео-логия, паллиативная медицина, организация здравоохранения, психология общения (200 средних медицинских работников — 25%).

Результаты проведенного исследования дали нам возможность определить степень профессиональной компетентности специалистов сестринского дела. Медицинские сестры в основном пользуются багажом знаний, который они получили еще при обучении в средних медицинских учебных заведениях (рис. 9).

В результате проведенного анализа мы можем отметить, что специалисты сестринского дела (как сестры-руководители так и рядовые медицинские сестры) в силу определенных обстоятельств, таких как недостаточно организованный процесс последипломного обучения на рабочем месте (имеет место в 80% лечебных учреждений), отсутствие должного контроля за знаниями со стороны сестер-руково-дителей (отмечено в 95% случаев), отсутствие контроля за умениями и навыками медицинских сестер (в 30% случаев), несовершенная программа последипломного обучения сестринского персонала, а также отсутствие средств на обучение специалистов сестринского дела у большей части лечебно-профилактических учреждений, не достаточно владеют необходимой для работы информацией. Такая ситуация находит отражение как в эффективности результатов деятельности средних медицинских работников, так и в их развитии и совершенстве как специалистов.

Щ достаточный ур овень знаний ЕЭ дефицит знаний

В отсутствие знаний

Рис. 9. Уровень необходимых знаний для выполнения сестринской деятельности(%)

Литература

[1] Азямова, Л.В. Организация и проведение аттестации персонала по решению работодателя / Л.В. Азямова // Справочник кадровика. 2001. №1. С. 20-28.

[2] Артюхов, А.С. Современные направления в развитии сестринского дела в России / А.С. Артюхов, Г.Я. Клименко, НикитинА.В. Воронеж, 1998. 43 с.

[3] Глотова, И.Г. Сестринское последипломное образование в условиях реформирования здравоохранения / И.Г. Глотова // Сестринское дело. 1998. №3. С. 18-19.

[4] Гурков, И.Б. Повышение эффективности приложения знаний и умений, полученных менеджерами среднего звена в ходе программ переподготовки: общие проблемы и конкретные решения / И.Б. Гурков // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. С. 39-42.

[5] Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: 1996. С. 43-46.

[6] Иванов, П.И. Программы повышения квалификации — главный регулятор развития персонала фирм / П.И. Иванов // Труд за рубежом. М.: 1993. №4. С. 5-7.

Поступила в редакцию 6/И/2006; в окончательном варианте — 4/У/2006.

DEVELOPMENT FEATURES OF NURSE PERSONAL AT MEDICAL CENTERS3

© 2006 L.A. Karasyova4

In this paper an analysis of such important field of human resources as postgraduate education of nurses of follow-up medical centers is given. Using system approach we give an in-depth estimation of the organization of nurse postgraduate education. Special attention is paid to the competence of nursing, and knowledge basis which they can use in their professional practice.

Paper received 6////2006. Paper accepted 4/V/2006.

3Communicated by Dr. Sci. (Med.) Prof. N.A. Merkulova.

4Karasyova Larisa Arkadjevna, Dept. of Nursing, Samara State Medical University, Samara, 443099, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.