Научная статья на тему 'Непрерывное образование: перспективы подготовки научных кадров'

Непрерывное образование: перспективы подготовки научных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьёва К.О., Москаленко И.С.

Проблему повышения научной квалификации кадров логично рассматривать в контексте общего развития дидактики высшей школы. Сейчас в условиях многоуровневого обучения профессиям все чаще речь идет о расширенном дискурсе дидактики высшего образования через внедрение и решение вопросов повышения научной квалификации. Важность непрерывного образования диктует задачи слияния основного обучения с постоянным повышением научной квалификации кадров, работающих в системах современных вузов и в научных учреждениях. В качестве основных векторов новой дидактической трактовки образования, активно включающего повышение научной квалификации, могут быть названы и смена парадигмы по типу «от обучения к учению», и активное самообучение, и диверсификация, и партнерство. Еще одна задача: установить соответствие между методами обучения с его результатами и форматом последующих экзаменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование: перспективы подготовки научных кадров»

ных и опубликованных в Казани (1991. - Выпуск 1, 2, 3 и 4. - по 32 с.), дает читателю представление о системе в целом. Последующие два посвящены соответственно питанию и дыханию. В заключительной, четвертой, речь идет о движении и закаливании.

В последующие годы (1997-2004) вышли ее книги в различных издательствах. Наиболее полное представление об основах СЕО дано в книге: Г.С. Шаталова Здоровье человека: философия, физиология, профилактика.

Конечной целью СЕО является возврат человека к его изначальному, установленного природой образу жизни с учетом современных условий существования. Шаталова постоянно напоминает, что система естественного оздоровления - это не самолечение, а профилактика заболеваний, что лечением болезней должны заниматься только специалисты.

Заключение

Не существует человека, который когда-нибудь не болел. Но иногда можно потратить минимум сил, чтобы почувствовать себя неуязвимым перед любым заболеванием, - ведь природа одарила человеческий организм способностью в критической ситуации подключать те внутренние резервы, которые заложены в каждом.

Необходимо только знать, как это делать, и тогда можно справиться практически с любой болезнью. Именно это и является основной статьи. Существуют методы альтернативного лечения болезней, которые нередко позволяют получить хорошие результаты, мобилизовать внутренние силы организма для одержания победы над любой болезнью.

Список литературы:

1. Бекмансуров Х.А. Выбор пути физического совершенства и здоровья.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ

1 2 © Соловьёва К.О. , Москаленко И.С.

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург

Проблему повышения научной квалификации кадров логично рассматривать в контексте общего развития дидактики высшей школы.

1 Студент.

2 Доцент кафедры Физического воспитания, кандидат педагогических наук, доцент.

Сейчас - в условиях многоуровневого обучения профессиям - все чаще речь идет о расширенном дискурсе дидактики высшего образования через внедрение и решение вопросов повышения научной квалификации.

Важность непрерывного образования диктует задачи слияния основного обучения с постоянным повышением научной квалификации кадров, работающих в системах современных вузов и в научных учреждениях. В качестве основных векторов новой дидактической трактовки образования, активно включающего повышение научной квалификации, могут быть названы и смена парадигмы по типу «от обучения к учению», и активное самообучение, и диверсификация, и партнерство. Еще одна задача: установить соответствие между методами обучения с его результатами и форматом последующих экзаменов.

В программе любого из современных вузов в качестве важнейшего базового компонента формирования общей культуры студенческой молодежи представлено физическое воспитание. Как учебная дисциплина, физвоспи-тание призвано способствовать гармонизации духовно-телесного единства и обеспечивать дальнейшее (после базовой школы) формирование таких общечеловеческих ценностей, как физическое и психическое благополучие, здоровье. Осознанное отношение к спортивным тренировкам, в том числе к занятиям физической культурой в вузе должно стать для студента действенным фактором формирования гармоничных личностных качеств. Ценность различных видов физкультуры повышается с формированием в настоящее время прогрессивных тенденций в общественном мнении, направленных на престижность наличия высокого уровня данного вида культуры у будущего специалиста.

Кроме того, в последние годы вырос объем и значительно улучшилось качество и содержание научных работ, которые раскрывают эффективность внедряемых форм, средств и методов физкультурного аспекта деятельности студенческой молодежи. Немалый интерес представляют работы, где излагаются новые подходы к преподаванию физкультуры в вузе, оригинальные решения и инновационные концепции в теории данной дисциплины. Их реализация особенно актуальна в условиях гуманизации высшего образования.

Оценивая положительность значительного вклада специалистов-теоретиков в разработку проблемы физвоспитания студентов, нужно отметить, что теоретические аспекты - обоснованные и целенаправленные - не находят на практике широкого внедрения, не говоря уже о всеобщем. Остаются нерешенными важные аспекты физического оздоровления студенчества, особенно их интегрированность в нравственно-духовные аспекты воспитания. По-прежнему актуальна и проблема формирования мотивации студентов в неспециальном (аматорском) физкультурном образовании, спортивных тренировках, физической реабилитации и рекреации.

1. Краткое изложение задач проведения спортивных тренировок и занятий по физвоспитанию студенческой молодежи

Исходя из того, что роль физвоспитания и прочих форм направленного использования спортивных тренировок в вузах многогранна, основными задачами данной дисциплины специалисты определяют:

- содействие сохранению и укреплению здоровья и нормальному физическому развитию студенчества. Период пребывания в высшей школе - это время завершения возрастного формирования организма, поэтому всестороннее развитие физических качеств крайне необходимо для полноценной физической подготовки к последующей жизненной практике;

- закрепление и активное усовершенствование ранее приобретенных жизненно важных двигательных умений, навыков и пополнение их новыми, прикладными в том числе - то есть теми, которые будут необходимы, в частности, в избранной профессии;

- оптимизацию режима жизни и обучения, сохранение и повышение работоспособности на протяжении всего времени обучения в вузе;

- расширение и эффективное углубление знаний в области физической культуры со сверхзадачей научить студентов рационально использовать ее и в режиме трудовой деятельности, и в личном быту.

Все изложенные задачи особо важны в связи с тем, что стремительный технический прогресс привлек в программы вузов такое количество новой информации, что студенческий учебный труд стал значительно интенсивнее и гораздо напряженнее. Соответственно возросло и значение физической культуры как средства, обеспечивающего способность к такому труду.

2. Об основах организации спортивных тренировок и физического воспитания в высшей школе

В процессах организации физвоспитания и активных спортивных тренировок студенчества тесно сопряжены государственные и самодеятельные составляющие. Общее руководство организацией работы в вузе осуществляет ректорат, тогда как непосредственно проводит ее кафедра физвоспита-ния. Самодеятельной физкультурной работой, к которой относятся и различные спортивные тренировки, руководит неформальная структура - как правило, это правление спортивного клуба вуза.

К основным функциям специализирующейся на физвоспитании кафедры относится проведение как обязательных, так и факультативных занятий по учебным программам вуза. На кафедре ведется учебно-методическая, научно-исследовательская деятельность, организуется врачебный контроль,

необходимый для полноценной работы по физвоспитанию студентов. Есть и совместные, неразделимые со спортивным клубом задачи: определять вектор самодеятельного спортивного и физкультурно-массового движения студенчества, готовить общественных инструкторов, организовывать и проводить спортивные соревнования, обучать судейской работе по видам спорта.

Кроме основной учебно-воспитательной работы, на преподавателей кафедры физвоспитания зачастую возлагаются прочие конкретные обязанности: подготовка методистов для проведения на общественных началах гимнастики в режиме учебного дня, непосредственное руководство спортивной работой на определенном факультете и секционными занятиями по самым разным видам спорта.

3. Нормы и требования к методике преподавания и проведению

спортивных тренировок и занятий по физическому воспитанию студенческой молодежи

Вузовский курс физвоспитания, очерченный программами, включает совокупность средств нацеленного физического совершенствования и необходимый минимум теоретического и методического материала. К теории относятся следующие темы, обязательные для изучения:

- сущность (то есть цели и задачи) физкультурно-спортивного движения в стране, включающая идейные, программно-нормативные, научно-методические и организационные основы физвоспитания;

- естественнонаучные и гигиенические основы физвоспитания;

- требования врачебного контроля и значение самоконтроля в процессе физвоспитания и во время спортивных тренировок;

- знания для самостоятельного использования средств физвоспита-ния в быту;

- роль и место физической культуры в системе научной организации труда;

- формы и пути эффективного использования средств и полученных навыков в целях повышения производительности и качества труда, а также в целях профилактики профессиональных заболеваний.

Кроме того, в специализированных вузах изучаются (выборочно) история развития вида спорта, основы методики (техники, тактики) тренировки, организация и методика проведения соревнований, требования к спортинвентарю и оборудованию.

Перечисленные темы рассматриваются на лекциях и во время групповых занятий, приобретаются через самостоятельное изучение специальной литературы с выступлениями на коллоквиумах и других интерактивных формах проведения теоретических занятий.

В практический раздел программы включены спортивные нормативы, утвержденные для высшей школы. Их содержание конкретизируется с учетом профильных особенностей разных факультетов вуза.

4. О дополнительных формах физического воспитания студентов

В настоящее время самостоятельные занятий физической культурой по заданию преподавателя приобретают существенное значение. Программу для таких занятий преподаватель составляет на основе общей концепции конкретного вуза. Целью таких дополнительных форм является активизация студентов для работы по устранению индивидуальных недостатков в физической подготовке с одной стороны, и совершенствование отдельных конкретных навыков с другой. Для таких самостоятельных занятий кафедра в режиме рабочего дня предусматривает время и место. Актуальная в высшей школе саморегуляция обеспечивает непрерывность процесса физвоспита-ния и достижение более высоких результатов в период сдачи контрольно-зачетных нормативов. Немаловажную роль дополнительные упражнения и спортивные тренировки, проходящие под руководством преподавателя, играют и в подготовке к спортивным соревнованиям. В этом случае сверхпрограммные занятия проводятся с группой студентов.

Другой вид дополнительных физических занятий - физкультурные паузы, которые рекомендуется проводить после четырех-пяти часов аудиторной работы. Гимнастика - эффективный элемент рациональной организации режима учебы - продолжается примерно 10 минут и позволяет всему академическому потоку восстановить тонус мышц. При этом целенаправленных и обоснованных физиологией комплексов упражнений разрабатывается несколько, и примерно через каждые две недели они сменяют друг друга.

Еще один из видов дополнительных занятий в курсе физвоспитания может быть предусмотрен программой кафедры вуза на период учебной практики. В условиях «полевой» (выездной) практики студенчество привлекается к сдаче норм ГТО.

Некоторые выводы

Исходя из постулата, что физическое воспитание студенчества призвано обеспечивать осознанную потребность в систематических занятиях спортом, в программах по теории и методиках по практике заложено достижение целостного знания о физической культуре как системе ценностей и норм, которые ориентируют молодого человека на развитие собственных личностных качеств. Кроме того, активная деятельность в сфере спорта играет важную воспитательную роль, давая возможность расширять круг контактного общения, что особенно актуально для адекватного самопознания и

самореализации. А такие функции обучения, как передача специальных знаний в сфере теории и методики занятий физическими упражнениями, формирование рациональной техники двигательных умений и навыков, становятся платформой для воспитания решительности и силы воли в преодолении значительных нагрузок в условиях все время повышающейся психоэмоциональной напряженности социума.

Список литерытуры:

1. Батышев С.Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах / С.Я.Батышев. - М.: Педагогика, 1988. - 176 с.

2. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества / Ш.А. Амонашвили. - Киев: Освита, 1991. - 111 с.

3. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.У Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век Толерантности. Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ; 2001. - Вып. 1. - С. 8-18.

4. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2007. - 528 с.

5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

6. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). - М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

7. Байчоров К.У Образовательные стандарты как основа разработки новых технологий подготовки специалиста: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. -СПб., 1998.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

1 2 © Соловьёва К.О. , Москаленко И.С.

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург

Спорт как явление пришел к нам еще со времен Древнего Мира. Понятие «спорт» подразумевает под собой соревновательную деятель-

1 Студент.

2 Доцент кафедры Физического воспитания, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.