Научная статья на тему 'Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом в высших учебных заведениях'

Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2399
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВАЦИЯ / ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ / ПЕДАГОГИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / PHYSICAL CULTURE / MOTIVATION / APPROACHES TO TEACHING / PEDAGOGY / ORGANIZATION OF TRAINING EVENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокофьева Динара Дамировна, Петров Владимир Васильевич, Огуречников Денис Георгиевич

Развитие мотивации студентов высших учебных заведений к занятиям физической культурой является особо сложной задачей и требует пристального внимания, как преподавателей физической культуры, так и ответственных за организацию учебной работы. За счет влияния внешних факторов, данная мотивация неуклонно снижается. Поэтому ее развитие и повышение должно происходить стратегически в долгосрочной перспективе, основываясь на четко продуманных и выстроенных педагогических методиках с использованием множественных передовых научно обоснованных подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокофьева Динара Дамировна, Петров Владимир Васильевич, Огуречников Денис Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF STUDENTS IN OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS CLASSES IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The development of motivation of students of higher educational institutions for physical training is especially difficult issue and it requires close attention of both teachers of physical culture and those responsible for the organization of academic work. Due to the influence of external factors, this motivation is steadily declining. Therefore, its development and growth should take place strategically in the long term, based on well-designed and built pedagogical techniques using multiple advanced scientifically based approaches.

Текст научной работы на тему «Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом в высших учебных заведениях»

9. Сальцева, С.В. Педагогика: теоретико-методологическое пространство : курс лекций / С.В. Сальцева. -М.: Владос, 2009. 436 с.

10. Селиванова, Н.Л. Воспитательное пространство как педагогическое понятие и феномен педагогической действительности / Н.Л. Сливанова // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр. / под. ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2004. С. 106 - 118.

Педагогика

УДК 796.01

старший преподаватель Прокофьева Динара Дамировна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); старший преподаватель Петров Владимир Васильевич ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); доцент Огуречников Денис Георгиевич

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа)

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация. Развитие мотивации студентов высших учебных заведений к занятиям физической культурой является особо сложной задачей и требует пристального внимания, как преподавателей физической культуры, так и ответственных за организацию учебной работы. За счет влияния внешних факторов, данная мотивация неуклонно снижается. Поэтому ее развитие и повышение должно происходить стратегически - в долгосрочной перспективе, основываясь на четко продуманных и выстроенных педагогических методиках с использованием множественных передовых научно обоснованных подходов.

Ключевые слова: физическая культура, мотивация, подходы к обучению, педагогика, организация учебных мероприятий.

Annotation. The development of motivation of students of higher educational institutions for physical training is especially difficult issue and it requires close attention of both teachers of physical culture and those responsible for the organization of academic work. Due to the influence of external factors, this motivation is steadily declining. Therefore, its development and growth should take place strategically - in the long term, based on well-designed and built pedagogical techniques using multiple advanced scientifically based approaches.

Keywords: Physical culture, motivation, approaches to teaching, pedagogy, organization of training events.

Введение. Вовлечение молодежи к активному образу жизни, к физическим упражнениям, к регулярным занятиям спортом - это важное условие на пути к формированию здорового образа жизни. Учебное заведение, преподаватели в этом играют немаловажную роль.

В федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015- 2020 годы» (утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года №7) особое внимание уделяется формированию ответственного отношения молодежи к здоровому образу жизни, как личному и общественному приоритету, должного внимания к своему здоровью. Студенчество представляет собой основной кадровый резерв страны, поэтому главной задачей вузов является подготовка физически здоровых специалистов, способных продолжительное время сохранять работоспособность и активную жизненную позицию. Речь идет прежде всего о потребностях и способностях человека, о мотивах его поведения, его интересах и творческих возможностях, трудоспособности, об интеллекте и эмоциях, о воле и характере, сознании и самосознании, о формировании социальных установок и ценностных ориентаций [1, с. 24].

Основной целью обучения в ВУЗе должно быть не только овладение комплексом общепредметных знаний, навыков и умений, но также во главе должно стоять создание условий для самореализации, саморазвития, проявление творческой составляющей молодого поколения. На сегодняшний день важно формировать новые пути положительного отношения к физической культуре, основа которых будет составлять устойчивые интересы и мотивы. Физкультурно-оздоровительная деятельность для будущего специалиста должна стать эффективным средством развития его как умственных способностей, так креативности, духовности и нравственности.

Общеизвестный факт, что многочасовые академические занятия вынуждают студентов вести сидячий образ жизни. С точки зрения физиологии - это колоссальный стресс для всего организма.

Опыт работы преподавателем, постоянный мониторинг, анализ фактических материалов по состоянию здоровья студенческой молодежи свидетельствует о хаотичной и неупорядоченной организации спортивной деятельности и об отсутствии сформированного понятия о здоровом образе жизни. Студенты попросту не имеют четкого представления о задачах физического воспитания, двигательной реабилитации, к сожалению, зачастую интерес в этих вопросах у них отсутствует полностью.

Поэтому перед нами стоит первостепенная задача, которая заключается в том, чтобы научить студентов постоянно заботиться о своем здоровье, заинтересовать их регулярно применять формы физического образования в повседневной жизни.

Изложение основного материала статьи. Занятия физической культурой и спортом - неотъемлемые элементы здорового образа жизни, также это определенный образ жизни, средство самоидентификации, социальная ценность. К сожалению, в современном мире молодёжь первостепенной задачей ставит получение образования и повышение по карьерной лестнице. За годы преподавательской деятельности в ВУЗе, мы наблюдаем низкий уровень интереса и пассивность к занятиям физической культурой и спортом. Вовлеченность молодого поколения к физкультурно-спортивной деятельности сводится к минимуму. Вопрос о приобщении молодого поколения к физической культуре на сегодняшний день остается открытым. Почему же пропасть между нынешней молодежью и физическим воспитанием только растет? Вследствие чего эта бездна между современной молодёжью и спортом есть вообще? Что влияет на снижение физической активности, на интерес к спорту? К сожалению, эти вопросы возникают все чаще. Стоит лишь взглянуть на

количество пропусков в журнале преподавателя физкультуры среднестатистического ВУЗа, ответ вырисовывается сам собой. Хотя ВУЗ здесь винить не в чем, корень проблемы намного глубже. Одна из проблем воспитания и культуры молодого поколения кроется в семье, которая не прививает уважение и любовь к физической активности [см.: 3].

Занятия спортом - весьма трудоемкое, требующее больших энерго, временных и нередко финансовых затрат дело, в связи с чем является для определенного круга молодых людей не слишком привлекательным занятием. Безусловно, в последние годы наметилась тенденция увеличения числа молодых людей, отдающих предпочтение физическим нагрузкам, однако в их числе немалый процент тех, кто делает это исключительно ради фигуры, или просто-напросто, следуя моде. В виду этого необходимо проведение грамотной государственной политики для привлечения молодых людей к занятиям спортом, пропаганда оздоровительных аспектов физической культуры и создание положительного общественного мнения о спорте в целом.

Мотивация студентов - одна из самых сложных работ, выполняемая преподавателями физической культуры. Преподавателям довольно трудно вовлечь большую массу студентов в спортивную жизнь ВУЗа, не говоря уж о привлечении для участия в спортивных мероприятиях в ВУЗе, выступают одни и те же активисты и любители спорта, к сожалению и таковых с каждым годом становится все меньше. Навыки, необходимые людям, которые занимаются подготовкой молодых людей по разным направлениям и дисциплинам, обширны и, чтобы они были эффективными, преподавателям важно учитывать степень мотивации, которая может быть выражена у студентов. У преподавателя физического воспитания есть по-настоящему хороший инструмент, чтобы вовлечь, заинтересовать учащихся занятиями физической культурой, предлагая разнообразный подход к проведению занятий: обучение различным видам спорта, подвижные игры, фитнес, тай-бо, гимнастика, эстафеты, азы самообороны, проведение занятий, как в зале, так и на улице, обучение плаванию, беседы по правильному питанию и здоровому образу жизни и т.д. К сожалению, все это известно, но не всегда удается использовать на практике.

Педагогу, преподавателю физического воспитания важно найти контакт со студентами для того, чтобы полноценно передать знания, обучить, вовлечь, приобщить к правильному питанию, здоровому образу жизни, физической активности, спорту. Прямое общение является ключевым элементом для создания прочной связи со студентами. Важно говорить со студентами, стараться находить общий язык с каждым. Похвала, поощрение, поддержка во время игр, подбадривание, совместное участие ценятся молодыми людьми, и даже отрицательный комментарий куда лучше игнорирования. То, как происходит общение так же важно, как и то, что преподаватель говорит. Немаловажно при контакте и обращении к студенту смотреть в глаза, называть его по имени, говоря при этом «Вы», доносить важность разговора, для того, чтобы студент чувствовал ответственность, и значимость своих действий и поступков.

Итак, на наш взгляд, залогом правильного подхода к обучению физической культуре является:

- эффективное использование методов наставничества;

- использование возможностей групповой и командной работы;

- демонстрация на личном примере, совместное участие;

- большое число возможностей для практического обучения;

- высокая степень использования конкурентных ситуаций, соревновательная практика;

- широкое использование игровой деятельности для развития навыков;

- не угрожающая постановка целей и мониторинг прогресса.

Важно понимать настрой группы, знать физическую подготовленность каждого и ориентироваться не на достижение высоких результатов, а на комфортные, интересные, позитивные, разнообразные занятия для средне подготовленного студента, конечно, учитывая при этом невозможность справляться с заданными задачами некоторых учащихся (находить подход в индивидуальном порядке). Таким образом, преподаватель ставит задачу для максимального вовлечения каждого, посильную и интересную каждому и группе в целом, побуждая к действиям и активности, поддержки друг друга, сплоченности, заинтересованности, постоянно поддерживая и мотивируя.

Целью физического воспитания в ВУЗах является содействие подготовке гармонично развитых специалистов во всех областях жизнедеятельности человека. Перед специалистами физической культуры стоит важная задача: найти новые эффективные и привлекательные формы занятий физическими упражнениями доступные для студенческой молодежи, активно пропагандировать значение физической культуры и гигиены тела для гармоничного развития личности, повышения умственной и физической работоспособности. Для того, чтобы студенту было интересно заниматься физической культурой в рамках учебного процесса, его нужно правильно заинтересовать и мотивировать.

Попробуем выделить некоторые виды мотивации молодежи к занятиям спортом и ведении здорового образа жизни [см.: 4].

- оздоровительные мотивы (возможность укрепления своего здоровья путем регулярных занятий физической культурой, хотя бы во время академических занятий);

- деятельностные мотивы (при монотонном исполнении только умственной работы продуктивность труда и усвоения информации снижается, поэтому необходима смена деятельности - например занятия физическими упражнениями);

- соревновательные мотивы (данный вид основывается на конкуренции с - «соперниками», а так же с самим собой на внутреннем побуждении улучшить свои спортивные результаты);

- эстетические мотивы (способность улучшить свой внешний вид за счет занятий физическими упражнениями и спортом);

- развивающие мотивы (общеизвестно, что спорт формирует определенные качества характера в человеке, такие как: выносливость, целеустремленность, сила и т.д., которые необходимы для успешной оптимизации жизнедеятельности);

- профессиональные мотивы (ввиду общего снижения качества здоровья населения, физически подготовленный и здоровый сотрудник более приоритетен для работодателя, нежели остальные);

- психологические мотивы (регулярные тренировки значительно улучшают настроение и эмоциональный фон человека, что положительно сказывается на его психике);

- административные мотивы (занятия физической культурой являются общеобязательными для всех учебных заведений, а сдача контрольных нормативов мотивирует студентов заниматься в течение всего учебного семестра).

Итак, видов мотивации студентов существует довольно обширное количество, необходимо их грамотно разъяснить молодому поколению и объяснить значимость физической культуры в жизни каждого.

Однако немаловажным фактором в пренебрежении физической культуры и спортом является неудовлетворенность студентов содержанием программ академических занятий по предмету, что негативно сказывается на посещаемости, результативности, а также на состоянии здоровья. Студенты зачастую игнорируют посещение занятий по физическому воспитанию или же приходят ради получения зачета, а не улучшения своих физических качеств. Такое положение говорит о том, что студенчество крайне не заинтересовано в повышении своих физических возможностей, улучшении спортивных результатов. Приведенные данные свидетельствуют о неудовлетворительных функциональных возможностях организма большинства студентов. Низкий уровень физического состояния студентов ставит перед специалистами необходимость уделять основное внимание не только спортивной, но и физкультурно - оздоровительной работе с ними.

Ввиду вышесказанного, мы отмечаем актуальность поиска эффективных путей оздоровления молодежи, укреплению уровня их физической подготовленности и приобщения к здоровому образу жизни.

На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуются занятия в фитнес залах, бассейнах, а также занятия по боевым искусствам, командные виды спорта имеют меньший интерес. Основываясь на этом, можно предположить, что именно эти направления приоритетны для молодежи и нуждаются в поддержке со стороны государства. Таким образом, одна из программ, которую, мы считаем, необходимо ввести в учебный процесс - это фитнес-программа, которая в свою очередь может частично решить проблему и разнообразит работу, как преподавателя, так и студента. На уровне ВУЗа это может быть представлено такими техниками как: йога, пилатес, аэробика, силовые тренировки и т.д. Таким образом, появится возможность «освежить» устарелые способы преподавания физической культуры, а также значительно усовершенствовать тело и здоровье студентов при регулярных тренировках.

Под фитнесом следует понимать как оптимальное сочетание физического и психического здоровья, так и организацию процесса физических занятий с оптимальными нагрузками, направленными на укрепление здоровья. Тем не менее, здесь важно отметить, что основное содержание занятий составляет двигательная активность [2, с. 150].

Фитнес привлекателен тем, что основная цель его сосредоточена не на достижении высоких спортивных результатах, а на регулярности тренировок, способствующих укреплению здоровья и формированию привычки к здоровому образу жизни. Все фитнес-программы построены на безопасности с максимальной пользой для здоровья.

Отметим положительные стороны занятия фитнесом:

-.минимальный риск получения серьезных травм;

- один из лучших способов профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;

- занятия фитнесом способствуют укреплению иммунитета;

- стабилизируется эмоциональная неустойчивость, снижаются стрессовые состояния и склонность к депрессиям;

- доступность для всех категорий здоровья;

- регулярные тренировки помогают обрести красивую фигуру;

- систематические занятия способствуют тому, что студент способен справляться с требованиями интенсивной учебы без перенапряжения, ввиду нормирования умственной и физической деятельности;

- тренировки помогают повысить расход энергии, сжигая лишние калории и компенсируя избыток питания, что не позволяет человеку набрать лишний вес.

Итак, систематические занятия фитнесом помогут жить полноценной жизнью и укреплять свое здоровье.

Однако, следует отметить и отрицательные моменты в тренировках:

- бег трусцой противопоказан людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, а также при диабете. С особой осторожностью необходимо отнестись людям с проблемными суставами (например, артрит);

- такой род фитнес-нагрузки как плавание запрещен людям с пневмонией с любой этиологией, а также людям с эпилепсией и болезнями кожи;

- если человек имеет проблемы со спиной, то шейпинг и аэробика, безусловно, не подходят;

- некоторые виды глазных болезней (глаукома, катаракта) требуют серьезных ограничений при тренировках, а в некоторых случаях и полное освобождение от них;

- силовые тренировки категорически запрещены людям с варикозным расширением вен;

- для многих существенным минусом является длительность и регулярность занятий фитнесом;

- абсолютно любой спорт травмоопасен. Фитнес - не исключение. Необходимо придерживаться всех правил и мер предосторожности, чтобы снизить риск получения повреждений.

Существует большое количество фитнес-программ на выбор. Представим основные направления:

- аэробные программы (аэробика) - набор гимнастический упражнений, осуществляемых в зале с использованием спортивного инвентаря;

- силовые программы - направлены на эффективное развитие мышечной системы (приседания со штангой, отжимания и т.п.);

- кардио - программы - целью является положительное воздействие на сердечно-сосудистую систему организма путем плавания, езды на велосипеде, бег, танцы и т.д.;

- «медленный фитнес» - программы на развитие гибкости (йога, стрейчинг);

- программы с применением восточных дыхательных техник - призваны развить координацию движений, научиться балансировать тело в пространстве (например: пилатес, калланетика).

Таким образом, мы полагаем следующее: множество вариаций фитнес-программ позволяет в полной мере разнообразить учебный процесс, а также повысить интерес студентов к спорту и здоровому образу жизни, ввиду того, что каждый может подобрать индивидуально подходящую для себя фитнес-технику.

Для преподавателя физического воспитания и культуры, важно объяснить и рассказать студентам, что физическая активность, физическое воспитание, спорт также значимы и в свободное от учебы время.

Физическая культура не исчерпывается одними физическими нагрузками, и для студентов важно иметь возможность приобщиться к физической культуре с помощью других инструментов.

Так, в Башкирском государственном университете, мы, как преподаватели ВУЗа сосредоточены на вовлечении студентов в спортивную жизнь ВУЗа не только с помощью спортивных соревнований, но также устраивая разнообразные мероприятия, например:

- беседы на различные темы спорта, исследования о спорте и физической культуре;

- подготовка и организация фотовыставки на тему спортивных мероприятий, проводимых в ВУЗе;

- подготовка и обработка анкет удовлетворенности и потребностей студентов и спортсменов спортивных объединений;

- исследований и подготовки брошюр о спорте для распространения внутри ВУЗа;

- ведение спортивной рубрики университетского веб-сайта;

- активно ведется работа по подготовке и выполнению нормативов ГТО Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне».

Таким образом, нововведения постепенно входят в жизнь студенческой молодежи. Вводится новая структура формирования студенческих физкультурных клубов на базе БашГУ, для достижения управления физкультурно-оздоровительной деятельностью, а также спортивных достижений. Планируется, что такое нововведение в организации поможет студентам развить культуру здоровья и физическое самосовершенствование личности.

Выводы. Подводя итоги, вышесказанному, отметим следующее:

- мотивация студентов к занятию физической культурой зависит от множества внешних факторов;

- занятия физической культурой и спортом способствуют более высоким академическим успехам студентов в других дисциплинах;

- коммуникация со студентами является важной частью учебного процесса и их мнения и пожелания значимы при организации занятий физической культурой;

- мотивация студентов должна достигаться за счет правильной постановки целей и задач;

- для студентов, помимо физической культуры и спорта, как альтернативу необходимо организовывать различные мероприятия спортивного характера, массово и максимально вовлекать в спортивную жизнь ВУЗа.

Мы, как педагоги, максимально прилагаем усилия для того, чтобы направить, помочь, поддержать, мотивировать к занятиям физической культурой и спортом, к выбору здорового образа жизни. Хочется верить, что ситуация может измениться к лучшему, благодаря совместным усилиям, поддержке государства и агитационным, пропагандистским компаниям удастся привлечь гораздо больше молодых людей к здоровому образу жизни, к активному образу жизни, к занятиям физической культурой и спортом. И, конечно это отношение будет меняться в положительную сторону только в том случае, если молодежь поймет, что эти занятия важны им для их здоровья, получения удовольствия и радости от занятий, удовлетворения собственного эго, конечно от того, какой путь в итоге выбрать решает каждый студент самостоятельно.

Литература:

1. Базанов А. Н. Мотивация студентов высших учебных заведений к занятиям физической культурой и спортом. с. 24-33. Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей 11-ой Международной научно-практической конференции. Научно-исследовательский центр «АнтроВита», 2018. -с. 24-33.

2. Платонова Т.В. Влияние программ ЗОЖ и фитнес клубов на систему оздоровления населения РФ/ Т.В. Платонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145).- С. 148-151.

3. Прокофьева Д. Д. Возвращение норм ГТО - повод для оптимизма. МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ОПЫТ ИСТОРИИ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ. Международная научно-практическая конференция. Уфа, 2016. - с. 116-117.

4. Прокофьева Д. Д., Базунов А. А.., Махмутов И. С.. Фитнес и здоровый образ жизни как средства формирования мотивации студентов к занятиям общей физической культурой. Сборник материалов III международной научно-практической конференции «Спорт - дорога к миру между народами» под ред. Х.Ф. Нассралах. - М.: РГУФКСМиТ, 2017. - с. 207-212.

Педагогика

УДК: 378.2

магистрант Ратникова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассмотрены направления изучения лексической стороны речи у дошкольников 5-6 лет с ОНР, т.к. работа по развитию и коррекции лексического кода языка имеет серьезное значение для развития и психики детей с ОНР, успешного включения их в сферу общения с окружающими, для дальнейшей их социализации. Исследованы процессы возникновения речевого нарушения, дана оценка симптоматики речевых нарушений. Рассмотрены подходы коррекционного воздействия для преодоления речевых нарушений в соответствие с методическими исследованиями известных ученых - логопедов. Также в статье речь идет об использовании различных, существующих на данный момент компьютерных программах, используемых при формировании лексических навыков у детей дошкольного возраста, а также различных формах игровой деятельности для коррекции лексической стороны речи.

Ключевые слова: речь, лексика, обобщение, коммуникация, дети с ОНР, коррекция, слово, развитие, ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.