Научная статья на тему 'НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: СОДЕРЖАНИЕ ОПРЕДЕЛИТ ФОРМАТ'

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: СОДЕРЖАНИЕ ОПРЕДЕЛИТ ФОРМАТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА / ФОРМАТЫ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ / LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITY / LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION / DISTANCE LEARNING / LIBRARIANS’ LIFELONG LEARNING / APPLIED INFORMATICS / ONLINE LEARNING FORMATS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатина Наталья Викторовна

Статья раскрывает опыт и задачи организации непрерывного образования библиотечных специалистов. Поставлена задача поиска и разработки новых ИТ-решений и педагогических инструментов, отвечающих особенностям современной образовательной и кадровой политики в библиотечно-информационной сфере. Основной акцент сделан на систему дополнительного профессионального образования. Представлены результаты авторских исследований и наблюдений организации непрерывного образования в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации. Проведён анализ проблем и задач непрерывного образования библиотечных специалистов на уровне традиционных элементов образовательного процесса: теоретических основ библиотечно-информационного образования, содержания образования, методики обучения, организационно-педагогических условий. Статья подготовлена на основе доклада автора на Международной научно-практической конференции «Наука, технологии и информация в библиотеках (LIBWAY-2020)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFELONG LEARNING FOR THE LIBRARIANS: THE CONTENT WILL DETERMINE THE FORMAT

The article reveals the experience and tasks of organizing lifelong learning for the librarians. The task is to find and develop new IT-solutions and pedagogical tools that meet the features of modern educational and personnel policy in the library and information sphere. The main focus is on the system of additional professional education. The results of the author's research and observations of the organization of lifelong learning in an unfavorable epidemiological situation are presented. The analysis of problems and tasks of librarians’ lifelong learning at the level of the educational process’s traditional elements: the theoretical foundations of library and information education, the content of education, teaching methods, organizational and pedagogical conditions. The article is based on the author's report at the International scientific and practical conference "Science, technology and information in libraries (LIBWAY-2020)".

Текст научной работы на тему «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: СОДЕРЖАНИЕ ОПРЕДЕЛИТ ФОРМАТ»

ЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: СОДЕРЖАНИЕ ОПРЕДЕЛИТ ФОРМАТ

УДК 02:378

DOI: 10.24412/1997-0803-2020-10412

Н. В. Лопатина

Московский государственный институт культуры

Статья раскрывает опыт и задачи организации непрерывного образования библиотечных специалистов. Поставлена задача поиска и разработки новых ИТ-решений и педагогических инструментов, отвечающих особенностям современной образовательной и кадровой политики в библиотечно-информационной сфере. Основной акцент сделан на систему дополнительного профессионального образования. Представлены результаты авторских исследований и наблюдений организации непрерывного образования в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации. Проведён анализ проблем и задач непрерывного образования библиотечных специалистов на уровне традиционных элементов образовательного процесса: теоретических основ библиотечно-информационного образования, содержания образования, методики обучения, организационно-педагогических условий. Статья подготовлена на основе доклада автора на Международной научно-практической конференции «Наука, технологии и информация в библиотеках (LIBWAY-2020)».

Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, библиотечно-информационное образование, дистанционное обучение, непрерывное образование библиотечных специалистов, прикладная информатика, форматы онлайн-обучения.

Nataliya V. Lopatina

Moscow State Institute of Culture, the Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury),

Bibliotechnaya Str., 7, 141406, Khimki City, Moscow Region, Russian Federation

The article reveals the experience and tasks of organizing lifelong learning for the librarians. The task is to find and develop new IT-solutions and pedagogical tools that meet the features of modern educational and personnel policy in the library and information sphere. The main focus is on the system of additional professional education. The results of the author's research and observations of the organization of lifelong learning in an unfavorable epidemiological situation are presented. The analysis of problems and tasks of librarians' lifelong learning at the level of the educational process's traditional elements: the theoretical foundations of library and information education, the content of education, teaching methods, organizational and pedagogical conditions. The article is based on the author's report

ЛОПАТИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой библиотечно-информационных наук факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры LOPATINA NATALYA VIKTOROVNA - D.Sc. in Pedagogic Sciences, Full Professor, Head of the Department of Library and Information Sciences, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture

LIFELONG LEARNING FOR THE LIBRARIANS: THE CONTENT WILL DETERMINE THE FORMAT

e-mail: [email protected] © Лопатина Н. В., 2020

Si

^ Образование в сфере культуры bill! 01 1

at the International scientific and practical conference "Science, technology and information in libraries (LIBWAY-2020)".

Keywords: library and information activity, library and information education, distance learning, librarians' lifelong learning, applied informatics, online learning formats.

Для цитирования: Лопатина Н. В. Непрерывное образование библиотечных специалистов: содержание определит формат // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 4 (96). С. 132-139. DOI: 10.24412/1997-0803-2020-10412

Эпидемиологическая ситуация 2020 года сформировала новый, глобального охвата опыт социальной активности в различных отраслях деятельности. Неожиданно мы оказались участниками целой серии социальных экспериментов, в том числе одного из самых сложных - педагогического эксперимента. В одночасье мы попали в будущее, о котором много говорили, мечтали, которое строили и педагогическими теориями, и инструментами прикладной информатики. Это будущее почему-то оказалось не таким радужным, как представлялось, и мы не ожидали такого масштабного и стремительного тестирования своих идей и разработок, не ожидали столь сильной эмоциональной реакции от участников образовательного процесса, столь сильного социального резонанса от внедрения дистанционных форм обучения.

Концентрируя наши аналитические усилия на непрерывном образовании библиотечных специалистов, сложно говорить о том, что опыт, полученный в первой половине 2020 года, можно рассматривать с позиций так называемого доказательного подхода, который сегодня закладывается в педагогических науках [7; 11], в том числе и в теории и методике библиотечно-инфор-мационного образования. Во-первых, реальные практики, в которые мы были включены, не обладают доказанной эффективностью в достижении социального результата - подготовки и поддержании кадрового ре-

сурса отрасли в необходимом обществу качестве и количестве. Мы можем оценивать затраченные усилия и степень реализации образовательных проектов, запланированных на данные сроки, но оценить их результативность по существу пока не представляется возможным. Во-вторых, мы не можем говорить о вынужденной ситуации весны 2020 года как о целенаправленном поиске и применении методов, доказывающих позитивный характер новых образовательных практик для всех участников образовательного процесса.

Тем не менее эта неожиданная ситуация дала нам и пищу для размышления, и темы для дискуссий, и руководство к действию. Для её аналитического изучения эв-ристичным представляется классический для педагогики подход, который рассматривает образовательную систему через взаимодействие следующих элементов - теории, содержания, методики и организационных условий.

На протяжении четверти века большинство профессиональных конференций, обсуждающих проблемы непрерывного биб-лиотечно-информационного образования, провозглашало перспективность и ожидаемые блага, которые принесёт дистанционное образование. Содержательный анализ выступлений и публикаций показывает, что основная проблема виделась исключительно в масштабности усилий на производство программного обеспечения и образователь-

ного контента. Но весна 2020 года мобилизовала имеющиеся ресурсы и возможности для решения этой задачи и выявила следующие важные моменты, которые по целому ряду причин оставались вне зоны широкой практической реализации:

• во-первых, существование готовых универсальных ИТ-решений, которые легко адаптируются к нуждам образовательного процесса: от открытых лицензий и регистрации на платформах видео-конференцсвязи до построения на основе этих методологий и архитектурных решений собственных информационных систем, способных транслировать потоковое видео, обеспечивать коллаборацию и предоставлять доступ к документным массивам образовательной и профессиональной направленности;

• во-вторых, масштабы и характер кумуляции цифрового контента, а также его доступность для массового пользователя и разнообразие.

Анализ постов и реакций в социальных сетях, экспертные интервью, изучение содержания неформальных коммуникаций, результаты включённого наблюдения выявили, что ключевые проблемы дистанционного обучения в структуре непрерывного библиотечно-информационного образования кроются в неготовности участников образовательного процесса (и педагогов, и практиков) работать в новых режимах. В данном случае речь идёт:

• во-первых, о технологической неготовности, причём не столько о неумении пользоваться конкретной информационной системой или ИТ-решением, сколько о неспособности к быстрому и самостоятельному освоению этих систем и решений;

• во-вторых, о моральной и эмоциональной неготовности, о неспособности к

быстрому приспособлению к новым условиям, к новым практикам; о неожиданно высоких для информационных специалистов психологических барьерах вхождения в новые предвидимые условия профессиональной деятельности.

Анализ этих компетентностных лакун, эмоционального фона, ценностных и психологических установок, мотивационной системы позволяет нам говорить о специфике и проявлениях информационной культуры специалистов [4] библиотечно-информаци-онной сферы, в том числе педагогического корпуса системы непрерывного библио-течно-информационного образования. Мы активно использовали локдаун для исследовательской работы, и результаты, касающиеся способности современного библиотекаря к быстрой адаптации к новым цифровым режимам, к сожалению, оказались ниже наших ожиданий, что частично уже нашло отражение в нашей статье «Цифро-визация социокультурной сферы: от предчувствия к точке бифуркации» [5] и будет более подробно представлено в специальной публикации.

Один из главных уроков, который мы должны вынести из современной ситуации, заключается в понимании того, что мир меняет нашу отрасль и наша отрасль меняет мир. Невозможно единожды и раз и навсегда научиться нажимать на кнопки, поэтому задачи содержания образования в высшей школе заключаются:

а) в формировании базовых навыков применения современных технологий;

б) в научении понимать логику используемых практикой ИТ-решений;

в) в воспитании привычки и готовности осваивать новые инструменты.

Эти - особые профессиональные - ме-такомпетенции и составляют основной

= Образование в сфере культуры

вклад вузов культуры в непрерывность библиотечно-информационного образования, в преемственность высшей школы и системы ДПО.

Второй урок состоит в том, что библиотекарь, как и педагог, может успешно освоить технологии, но основная сложность

- в уровне умения делать востребованный контент, который будет транслироваться посредством освоенных им технологий. Качество современного цифрового контента оценивается неофициальным статусом его создателя в системе социальных отношений, в иерархии организационных систем. Контент должен быть интересен аудитории, на которую мы нацелили наше воздействие, и в большинстве изученных нами случаев блогер-самоучка из очень отдалённой деревни, показывающий свои будни, набирает больше просмотров на УоиТиЬе, чем профессионально подготовленные библиотеками видео. И это - вызов времени, ответ на который - в изменении содержания всех составляющих непрерывного образования, в смещении акцентов в сторону одного из важнейших приоритетов цифрового мира

- в сторону интеллектуализации социально-информационных технологий как феномена XXI века [8; 9].

Именно это содержание и выступает фактором определения форматов образовательных продуктов, которые будут целесообразны для непрерывного библиотечного образования в ближайшие годы. Это ставит задачу и перед прикладной информатикой в сфере непрерывного образования, технологии которой должны отвечать современным общественным и цифровым вызовам, с одной стороны, и быть ориентированными на индивидуальный педагогический результат как особый ориентир формируемых образовательных форматов - с другой.

Например, важная для нашей отрасли педагогическая задача актуализации навыков применения или освоения конкретной информационной технологии, как ни парадоксально, с трудом решается в цифровых форматах, ставших за прошедшие месяцы для нас привычными. Эту задачу лекцией на платформе Zoom не решить: она требует тренировки навыков, причём на индивидуальном уровне. Необходимы тренажёры, снимающие не только типовые, но и ситуативные ошибки обучающегося; тренажёры, учитывающие специфику освоения ИТ-специалистами разных возрастов, разного опыта, разного темперамента, разной системы мотиваций, разных alma mater, даже имеющих разные диоптрии очков. На сегодняшний день в нашем арсенале нет доступных и достойных ИТ-решений, позволяющих реализовать подобные педагогические проекты с нужной долей результативности, но необходимо нацеливаться на их создание.

Мы ожидаем возражения тех, кто видит в этом примере доказательство несостоятельности современных образовательных форматов и призывает вернуться в традиционный режим обучения. В этом случае хотелось бы напомнить, что эта и многие другие педагогические задачи профессионального образования, направленные на формирование навыков самостоятельного трудового действия с применением какого-либо инструментария или метода, лучше всего решались в доиндустриальную эпоху, когда мастера ремесленного искусства учили индивидуально, «с рук». Разумеется, мы можем повторить этот традиционный опыт и сегодня, и это будет не только эффективнее, но и быстрее. Но насколько это будет экономически целесообразно, насколько мы сможем говорить в данном слу-

чае о доступном образовании? Эти примеры заставляют нас задуматься о том, что необходимы новации не только на уровне ИТ-решений, но и на уровне педагогических технологий, на уровне методологической коммуникации педагогики и наук информационного цикла.

Рассмотрим другой пример. Непрерывное библиотечно-информационное образование имеет и содержательные ориентиры, предполагающие охват единым цифровым контентом. Они направлены на формирование некоего общего знания, которое должно иметь и разделять максимально большое количество библиотекарей. В данном случае не вызывает сомнения целесообразность проведения посредством современных систем видеоконференцсвязи занятий лекционного типа или образовательных конференций, включающих обмен опытом, совместный поиск знания, иные интерактивные инструменты, подходящие для больших аудиторий, в которых есть тот, кто хочет показать себя, и есть тот, кто хочет тихо послушать. Но насколько эти форматы хороши, когда речь идёт о самом основном, ради чего существует система непрерывного образования: для мотивации к дальнейшей профессиональной активности, для реализации индивидуального потенциала? Может ли эта задача быть в полной мере решена в условиях «большой аудитории» -реально собравшейся или в какой-то цифровой комнате? В данном случае вопрос касается не формата трансляции данных, а формата педагогического общения.

Педагогическая задача влияния на мировоззрение, на профессиональные и личностные ценности и установки требует открытости, «душевности», не стесняющих откровенность условий диалога. Слушатели программ повышения квалификации не-

редко имеют желание решить конкретные проблемы конкретной библиотеки; потребность в обсуждении конкретной ситуации, в получении профессионального совета. Это тоже не предмет публичного обсуждения, когда одному слушателю не интересно слушать проблемы другой библиотеки, чужого коллектива, особенно для тех, кто затрудняется выводить общее из частного и учиться на чужих ошибках.

Такие типичные ситуации заставляют задуматься о методической и дидактической ограниченности предложений современной системы ДПО, причём не только библиотечно-информационного. Вкладывая серьёзные государственные средства в масштабные образовательные проекты, основанные на массовых онлайн-лекциях, необходимо, во-первых, очень чётко представлять ожидаемый результат, оценивать ключевые показатели инвестиций в развитие кадрового потенциала отрасли (ROI, KPI). Во-вторых, при проектировании социального результата крайне важно ориентироваться на современные достижения педагогики в области образования взрослых (ан-дрогогические подходы) [2], на теорию и методику профессионального образования, позволяющие оценить результативность тех или иных педагогических решений, в том числе дидактического и методического характера, на этапе подготовки масштабных образовательных программ.

Требует особого внимания обучение состоявшегося специалиста, профессионала, иногда очень высокого класса. Его образовательные потребности редко могут быть удовлетворены в поточной аудитории (реальной или виртуальной). Традиционные форматы не обеспечивают того участия самого специалиста, которое востребовано самой природой непрерывного образова-

= Образование в сфере культуры

ния и системой отраслевого кадрового менеджмента. Требуется привлечение разнообразия арсенала педагогических инструментов, чья целесообразность для образования взрослых доказана мировой и отечественной практикой в различных отраслях современной экономики, в том числе - в библиотечно-информационном деле и смежных отраслях [3].

Обмен опытом, разбор конкретных ситуаций, советы, консультации, ожидаемые современным библиотечным специалистом, индивидуальное профессиональное и личностное развитие требуют не лектора (даже самого блестящего и именитого), а скорее, коуча, который поможет достичь ему некой конкретной, только его профессиональной цели [1].

Разработка проблем конкретной библиотеки, её коллектива, выявление причин низкой эффективности совместной трудовой деятельности требуют работы не только с руководителем, но и со всеми сотрудниками. В данном случае целесообразны и результативны идеи «обучающейся организации» [6], фасилитации, программы групповой динамики (например, GRC Россия [10]), которые реализуют методологию Тавистокского института человеческих отношений и отвечают на актуальные потребности современных организаций, например, программа по построению и подержанию отношений в команде, работающей онлайн.

Особого внимания заслуживает и осмысление проблем, возникающих на уровне организационно-педагогических условий

системы непрерывного библиотечно-ин-формационного образования: новые практики вступили в противоречие с миром, полным неповоротливых структур, норм, схем, регламентирующих функционирование института образования в доцифровую эпоху. Новые возможности цифровой среды значительно превосходят формат классно-урочной системы, который применяется не только в высшем образовании, но и, в адаптированном варианте, в системе дополнительного профессионального образования. Игнорирование этих новых возможностей может привести к упрощению системы непрерывного библиотечно-ин-формационного образования как комплекса проектов, программ и мероприятий управленческого и педагогического характера до единоразовых случаев повышения квалификации как привычной практики, доказавшей неэффективность для поступательного, «сквозь всю жизнь» развития специалиста и реализации индивидуальной профессиональной траектории. Появление новых условий реализации утверждает необходимость постоянного совершенствования непрерывного образования как системы образовательных проектов, программ, мероприятий, реализуемых в традиционной и цифровой среде, направленных на воспроизводство компетентных библиотечных кадров, на актуализацию их компетенций, на адаптацию их профессиональных траекторий к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, на повышение мотивации и профессиональной активности.

Список литературы

1. Дауни М. Эффективный коучинг: уроки тренера коучей / перевод с английского Е. Гладкова.

Москва : Добрая книга, 2005. 281 с.

2. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. Москва :

ПЕР СЭ, 2007. 272 с.

iifilllS 1 ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2020 ♦ 4 (96) июль - август ^

3. Зубов Ю. С. Современные педагогические технологии внутрифирменной профессиональной

подготовки специалистов отрасли книжного дела : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Зубов Юрий Сергеевич. Москва, 2006. 216 с.

4. Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы : тезисы докладов межвузовской

научной конференции. Краснодар-Новороссийск, 23-25 сентября 1993 года. Краснодар, 1993. 249 с.

5. Лопатина Н. В. Цифровизация социокультурной сферы: от предчувствия к точке бифуркации

// Культура: теория и практика : электронный научный журнал. 2020. № 3. URL: http:// theoryofculture.ru/issues/114/1351/

6. Сенге П. М. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации / перевод

с английского Б. Пинскера, И. Татариновой. Москва : Олимп-Бизнес, 2009. 417 с.

7. Сидорова А. А. Доказательная образовательная политика: методологические основы

// Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 57. URL: http://e-journal.spa.msu. ru/vestnik/item/57_2016sidorova.htm

8. Сляднева Н. А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы // Факт.

2006. № 6. URL: http://www.fact.ru/current/slyadneva.shtml

9. Сляднева Н. А. Социально-кибернетические механизмы гомеостатического регулирования

социума // Социальная философия и проблемы современного общества (Материалы «круглого стола»). Часть 1. Москва : МГУКИ, 2003. С. 49-56.

10. GRC Russia: официальный сайт. URL: https://grouprelations.ru/

11. Petty G. (2006) Evidence based teaching Cheltenham: Nelson Thornes. Available at: http://geoffpetty.com/

geoffs-books/evidence-based-teaching-ebt/ (In English)

References

1. Downey M. Effektivnyy kouching: uroki trenera kouchey [Effective Coaching: Lessons of the Coach of

Coaches]. Moscow, 2005. 281 p. (In Russian)

2. Zmeev S. I. Andragogika: osnovy teorii, istorii i tekhnologii obucheniya vzroslykh [Andragogy: Fundamentals

of Theory, History and Technology of Adult Education]. Moscow, Publishing House "PER SE", 2007. 272 p. (In Russian)

3. Zubov Yu. S. Sovremennyye pedagogicheskiye tekhnologii vnutrifirmennoy professional'noy podgotovki

spetsialistov otrasli knizhnogo dela. Diss. kand. ped. nauk [Modern Pedagogical Technologies of In-House Professional Training of Specialists in the Book Industry. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2006. 216 p. (In Russian)

4. Informatsionnaya kul'tura spetsialista: gumanitarnyyeproblemy. Tezisy dokladov mezhvuzovskoy nauchnoy

konferentsii. Krasnodar-Novorossiysk, 23-25 sentyabrya 1993 goda [Information Culture of a Specialist: Humanitarian Problems. Abstracts of the Interuniversity Scientific Conference. Krasnodar-Novorossiysk, September 23-25, 1993]. Krasnodar, 1993. 249 p. (In Russian)

5. Lopatina N. V. Tsifrovizatsiya sotsiokul'turnoy sfery: ot predchuvstviya k tochke bifurkatsii [Digitalization

of the Social and Cultural Sphere: from a Premonition to a Bifurcation Point]. Kul'tura: teoriya i praktika: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Culture: Theory and Practice: Electronic Scientific Journal]. 2020, no. 3. Available at: http://theoryofculture.ru/issues/114/1351/ (In Russian)

6. Senge P. M. Pyataya distsiplina. Iskusstvo i praktika obuchayushcheysya organizatsii [The Fifth Discipline.

Art and Practice of a Learning Organization]. Moscow, Publishing House "Olymp-Business", 2009. 417 p. (In Russian)

7. Sidorova A. A. Evidence-Based Educational Policy: Methodological Foundations. Gosudarstvennoe

upravlenie. Elektronnyi vestnik [Public Administration. Electronic Newsletter]. 2016, no. 57. Available at: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/57_2016sidorova.htm (In Russian)

8. Slyadneva N. A. Informatsionno-analiticheskaya deyatel'nost': problemy i perspektivy [Information and

Analytical Activity: Problems and Prospects]. Fact. 2006, no. 6. Available at: http://www.fact.ru/current/ slyadneva.shtml (In Russian)

^ Образование в сфере культуры billli Ol 1

9. Slyadneva N. A. Sotsial'no-kiberneticheskie mekhanizmy gomeostaticheskogo regulirovaniya sotsiuma

[Socio-cybernetic Mechanisms of Homeostatic Regulation of Society]. Sotsial'naya filosofiya iproblemy sovremennogo obshchestva (Materialy "kruglogo stola"). Chast' 1 [Social Philosophy and Problems of Modern Society (Materials of the "Round Table"). Part 1]. Moscow, Publishing House of Moscow State University of Culture, 2003. (In Russian)

10. GRC Russia: official site. Available at: https://grouprelations.ru/ (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Petty G. (2006) Evidence based teaching Cheltenham: Nelson Thornes. Available at: http://geoffpetty.com/

geoffs-books/evidence-based-teaching-ebt/ (In English)

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.