Научная статья на тему 'Непрерывное художественное образование в контексте идеи развития и социализации личности обучающегося'

Непрерывное художественное образование в контексте идеи развития и социализации личности обучающегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокурина И. П.

Непрерывное художественное образование рассматривается автором в статье как целостная образовательная система. Идея непрерывного художественного образования и эстетического воспитания школьников выдвигается на первый план в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кокурина И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuous art formation is considered by the author in clause as complete educational system. The idea of continuous art formation and aesthetic education of schoolboys is pushed in the foreground in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Непрерывное художественное образование в контексте идеи развития и социализации личности обучающегося»

НЕПРЕРЫВНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

КОКУРИНА И.П.

Непрерывное художественное образование рассматривается автором в статье как целостная образовательная система. Идея непрерывного художественного образования и эстетического воспитания школьников выдвигается на первый план в современных условиях.

В период смены образовательной парадигмы особую актуальность приобретают вопросы, связанные с трактовкой понятия «образованный человек», со средствами и способами его формирования, с развитием и реализацией его способностей на протяжении всей жизни, с созданием условий, необходимых для этого. Объективное взаимопроникновение в конце XX века двух исторически сложившихся моделей образования (природосообразной и культуросообразной) позволило трактовать непрерывное образование как личностное и профессиональное развитие человека в культурном контексте.

Данная доминирующая идея созвучна функциональным возможностям искусства, которое, будучи уникальным явлением человеческого бытия, выражается в художественном творчестве, имеет силу в правде и красоте и способствует формированию в человеке культуры восприятия окружающего мира. Об этом, прежде всего, свидетельствуют богатые традиции развития отечественной культуры и художественного образования.

Непрерывность является закономерностью и императивом художественного образования, так как связана с диалектической природой самого искусства, с психологическими особенностями развития личности, с профессиональным становлением специалистов в области искусства или художественно-педагогического образования.

Психологические особенности личности и социальные функции искусства являются объективными предпосылками непрерывного художественного образования. Его реализация связана с особой организацией, в какой бы сфере, общего или специального образования, оно не функционировало. Непрерывное художественное образование имеет давние исторические традиции, развивается объективно, однако, несмотря на то, что является императивом, еще не сложилось как целостная образовательная система.

Особую значимость для разработки данной проблемы имеет накопленный отечественными и зарубежными теоретиками и практиками опыт, отражающий идею необходимости образования человека на протяжении всей его жизни. Данная идея проистекает из философских трудов Аристотеля, Сократа, Платона, Вольтера, Руссо, находит свое подтверждение в работах А.А. Бодалева,

А.А. Вербицкого, А.П. Владиславлева, Г.П. Зинченко, А.М. Новикова, Е.И. Огарева, В.Г. Онушкина, С.Б. Орлова, В.Г. Осипова, Ф.И. Перегудова и многих других.

Определенный интерес представляет отражение в последние годы идеи непрерывного образования в научных исследованиях по становлению личности учащихся (С.А. Иванов), развитию профессионального образования (Т.В. Воронцова, В.А. Квартальнов, В.Ф. Максимович), формированию педагогических комплексов (Н.К. Сергеев, Н.И. Шипулин), проблемам управления образованием (П.В. Лепин, О.В. Уваровская, Р.А. Циринг), непрерывному образованию преподавателей высшей школы (Л.И. Соломко).

В ряде научных исследований, освещающих отечественные образовательные традиции, нашли отражение содержательные основы непрерывного художественного образования. Например, поло-

Continuous art formation is considered by the author in clause as complete educational system. The idea of continuous art formation and aesthetic education of schoolboys is pushed in the foreground in modern conditions.

жения о целостности и преемственности образовательного процесса русской музыкальной профессиональной школы (Б.В. Асафьев, М.А. Балакирев, А.С. Даргомыжский, А.Г. и Н.Г. Рубинштейны,

A.Н. Серов, С.И. Танеев, В.Н. Шацкая, С.Т. Шацкий, Б.Я. Яворский и др.); о подготовке педагогических кадров (О.А. Абдуллина, В.А. Кан-Калик, Я.А. Коменский, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров,

B.А. Сластенин, К.Д. Ушинский и др.); о наиболее оптимальных путях профессионально-педагогической подготовки педагога искусства (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.С. Баренбойм, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Г.Г. Нейгауз, И.Н. Немыкина, В.А. Разумный, Л.А. Рапацкая, Н.А. Терентьева, Б.М. Целковников и др.). Особую роль для исследования идеи непрерывности играют разработки в области общего художественного образования, так как именно они обусловили тенденции развития специального художественного образования и художественно-педагогической подготовки (В.В. Алексеева, Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, Л.А. Рапацкая, Н.М. Сокольникова, Л.В. Школяр и др.).

Вышеназванные исследования способствуют методологическому, психологическому, социологическому, общепедагогическому и художественно-педагогическому, методическому и дидактическому осмыслению непрерывного художественного образования. Однако непрерывное художественное образование (НХО) как целостная образовательная система не получила ни в одной из них научного обоснования, что и определило актуальность данной проблемы. Предпринимаемые ранее попытки создания концепции художественного образования в целом характеризуются локальностью, абстрактностью, отсутствием теоретического обоснования системы НХО.

Негативное влияние на ее становление в последние десятилетия оказало: стереотипное эмпирическое мышление, осуществление методического и недооценка теоретического осмысления основных положений педагогики искусства, новых подходов к содержанию и организации художественного образования; наличие в художественно-педагогической практике одновременно разных типов образования; отсутствие единых, отвечающих новой образовательной парадигме, концептуальных подходов к художественному образованию.

Художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

Негативные явления, характерные для наших дней, бесспорно, являются стрессовыми для современного человека. Они порождают ситуацию неопределенности, неустойчивости и, как следствие, сопровождаются напряженностью, тревогой, эмоциональными всплесками и перегрузками. Особенно беззащитны и уязвимы в этих ситуациях дети, подростки. Введение в современный образовательный процесс музыкального, графического, пластического и вербального моделирования формирует образно-эмоциональный опыт обучающихся, позволяет выявить духовную индивидуальность каждого воспитанника, эффективно использовать потенциал искусства в профилактике негативных явлений в эмоциональной сфере обучающихся, сформировать глубинные психологические установки оптимистического и жизнеутверждающего характера.

В начале XX века разработкой принципов системы эстетического и художественного воспитания занимались А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, А.У. Зеленко, С.Т. Шацкий.

Значимой для отечественной педагогики является методика воспитания художественно-творческих навыков, разработанная А.В. Бакушинским. Ведущий педагог исследовал вопросы художественного восприятия, возрастной периодизации в отношении применяемых методов в художественной практике, исходя из возрастных и психологических особенностей обучающихся. Исследователь указывал на необходимость развития творческих наклонностей и управления этим процессом. Целью такого развития должно стать формирование творческой воли - каждый должен «стать творцом в области избран-

ного им дела»1. Реальный путь формирования целостного мировоззрения обучающихся, по мнению Ю. Сребренникова2, - включение художественно-образных методов познания во все образовательные области.

Одним из эффективных аспектов формирования и развития личности является, как известно, эстетическое воспитание и художественное образование. Будучи целенаправленным процессом формирования у обучающихся развитого эстетического сознания и художественного вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, потребности и способности творить «по законам красоты», эстетическое воспитание и художественное образование неразрывно связано с другими сторонами целостного воспитательно-образовательного процесса и как бы «пронизывает» их, во многом предопределяя его эффективность.

Мы считаем, что творческая деятельность человека в любой области его профессионального труда и социальной жизни находится в полной зависимости от сформированности и развития художественно-творческого и духовно-нравственного потенциала личности.

Учитывая объективный характер социализации культуры, особенно важно, чтобы содержание школьного образования было ориентировано не только на изучение культуры, а обеспечивало бы процесс вхождения в нее своих воспитанников. В этой системе человек — это объект и субъект культуры, носитель и творец культурной среды на всех уровнях своего развития и восприятия рациональное преобладает над эмоциональным и носит обособленный характер для каждой возрастной группы. В детском дошкольном возрасте одни целевые установки, где решаются в большей степени задачи общего эстетического воспитания; в начальной школе - творческого развития, а в основной школе делаются попытки сбалансировать художественное образование и эстетическое воспитание. А профильная подготовка школьников в области искусства вообще остается вне поля внимания школы. А по существу именно на этом этапе формируется художественно-творческий потенциал личности, проецируемый в будущем в любую область творческого труда.

Среди актуальных задач художественного образования и эстетического воспитания школьников на первый план в современных условиях самим ходом развития нашего общества выдвинута идея непрерывности этого процесса. Общеобразовательной школой эта задача решается с использованием самых разнообразных средств и в различных видах учебной и внеурочной деятельности учащихся. Особое место в развитии школьника и видов его деятельности занимают предметы эстетического цикла, а именно изобразительное искусство и художественный труд. Более полное, научно обоснованное использование этих предметов в системе непрерывного целенаправленного художественного образования и эстетического воспитания на основе региональных традиций - одно из важных направлений совершенствования художественного образования и эстетического воспитания в современных условиях.

Список литературы

1. «Бакушинский А.В. Исследования и статьи: избранные искусствоведческие труды. М., 1981.

2. Серебренников Ю. Жизнь в её целостном восприятии//Искусство в школе. 2003. №6.

3. Стародубцев И.Г. Основы народной культуры как источник морально-духовного воспитания мо-

лодёжи в славянском мире. Киев, 2007.

1 Бакушинский А.В. Исследования и статьи: избранные искусствоведческие труды. М., 1981. С. 77.

2 Серебренников Ю. Жизнь в её целостном восприятии / Искусство в школе. 2003. №6. С. 39-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.