Научная статья на тему 'Непрерывное экологическое образование как ключевой фактор формирования экологической культуры детей и молодежи: дефициты и решения'

Непрерывное экологическое образование как ключевой фактор формирования экологической культуры детей и молодежи: дефициты и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое образование / общее образование / среднее профессиональное образование / высшее образование / дополнительное образование / непрерывное образование / экологическая культура / экологическое просвещение / environmental education / general education / secondary vocational education / higher education / additional education / continuing education / environmental culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анна Константиновна Хаустова

На каких уровнях реализуется, на основе чего «строится» сегодня содержание современного экологического образования в нашей стране? Как влияет непрерывность экообразования на достижения высокого уровня экологической культуры населения? И, наконец, есть ли на данный государственный запрос встречный отклик в обществе, в частности у детей и молодежи, ориентирующий ее к экообучению и практическому участию в решении комплекса экологических проблем и обеспечения экологической безопасности? Предпринимая попытку проанализировать государственные меры совершенствования экологического образования, автор выявляет дефициты и барьеры, предопределяет возможности для эффективного развития экологического образования в контексте его непрерывности с учетом формирования общественно-государственного запроса на экокультурную и профориентационную составляющую детей и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анна Константиновна Хаустова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuing environmental education as a a key factor in the formation of the ecological culture of children and youth: deficits and solutions

At what levels is the content of modern environmental education in our country being implemented and based on what is it being "built" today? How does the continuity of eco-education affect the achievement of a high level of ecological culture of the population? And, finally, is there a counter-response to this state request in society, in particular among children and youth, orienting them to eco-education and practical participation in solving a complex of environmental problems and ensuring environmental safety? Attempting to analyze state measures to improve environmental education, the author identifies deficits and barriers, determines opportunities for the effective development of environmental education in the context of its continuity, taking into account the formation of a public-state request for the eco-cultural and career-oriented component of children and youth.

Текст научной работы на тему «Непрерывное экологическое образование как ключевой фактор формирования экологической культуры детей и молодежи: дефициты и решения»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 2. С. 258-266 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2024;(2):258-266

Проблемы социологии

Научная статья УДК 316.75

https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-2-258-266

Непрерывное экологическое образование как ключевой фактор формирования экологической культуры детей и молодежи: дефициты и решения

Анна Константиновна Хаустова

Государственный университет управления, Москва, Россия, ak-khaustova@yandex.ru

Аннотация. На каких уровнях реализуется, на основе чего «строится» сегодня содержание современного экологического образования в нашей стране? Как влияет непрерывность экообразования на достижения высокого уровня экологической культуры населения? И, наконец, есть ли на данный государственный запрос встречный отклик в обществе, в частности у детей и молодежи, ориентирующий ее к экообучению и практическому участию в решении комплекса экологических проблем и обеспечения экологической безопасности?

Предпринимая попытку проанализировать государственные меры совершенствования экологического образования, автор выявляет дефициты и барьеры, предопределяет возможности для эффективного развития экологического образования в контексте его непрерывности с учетом формирования общественно-государственного запроса на экокультурную и профориентационную составляющую детей и молодежи.

Ключевые слова: экологическое образование, общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование, дополнительное образование, непрерывное образование, экологическая культура, экологическое просвещение

Для цитирования: Хаустова А. К. Непрерывное экологическое образование как ключевой фактор формирования экологической культуры детей и молодежи: дефициты и решения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2024. № 2. С. 258-266. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-2-258-266. EDN JKZYUH

Sociology Problems

Original article

Continuing environmental education as a a key factor in the formation of the ecological culture of children and youth: deficits and solutions

Anna K. Khaustova

The State University of Management, Moscow, Russia, ak-khaustova@yandex.ru

Abstract. At what levels is the content of modern environmental education in our country being implemented and based on what is it being "built" today? How does the continuity of eco-education affect the achievement of a high level of ecological culture of the population? And, finally, is there a counter-response to this state request in society, in particular among children and youth, orienting them to eco-education and practical participation in solving a complex of environmental problems and ensuring environmental safety? Attempting to analyze state measures to improve environmental education, the author identifies deficits and barriers, determines opportunities for the effective development of environmental education in the context of its continuity, taking into account the formation of a public-state request for the eco-cultural and career-oriented component of children and youth.

EDN JKZYUH

© Хаустова А. К., 2024 25S

Keywords: environmental education, general education, secondary vocational education, higher education, additional education, continuing education, environmental culture

For citation: Khaustova А. К. Continuous environmental education as a key factor in the formation of the ecological culture of children and youth: deficits and solutions. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2024;(2):258-266. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2024-1-2-258-266. EDN JKZYUH

За последние 3 года Президентом России утверждено несколько «зеленых» поручений, затрагивающих широкий круг вопросов охраны природы, включая вопросы развития экологического образования как важнейшего института воспитания и подготовки кадров. И это неслучайно - низкий уровень экообразования и экологической культуры населения - один из внутренних вызовов Стратегии экологической безопасности Российской Федерации1.

Ухудшение экологической обстановки сегодня способствует росту негативных социальных последствий - снижению качества жизни и здоровья населения, разбалансированию экономических, экологических, общественных интересов социальных групп.

При этом главным детерминантом нестабильности экологической обстановки выступает сам человек, воспитанный и социализированный в эпоху нравственно-духовного вакуума на потребительских ценностных ориентирах, и его повседневная деятельность, осуществляемая в диссонансе с законами природы из-за отсутствия системных экологических знаний об устройстве природы и гармоничном взаимодействии с ней.

Этот вывод подтверждается результатами исследования, организованного ВЦИОМ в марте 2023 года, согласно которым главным сдерживающим фактором улучшения экологической ситуации в России респонденты считают низкий уровень экологической культуры и ответственности самих граждан (42 %)2.

В нашей стране официально закреплена система всеобщего комплексного экологического образования, цель которой - «формирование экокультуры и повышение квалификации специалистов в области охраны окружающей среды»3. В законодательном контексте экологическая культура выступает интегральным результатом4 непрерывного экологического образования - необходимым условием перехода России к социально-экономическому развитию, консолидации усилий общества в решении экологических проблем.

Научное осмысление понятия «экологическая культура» связано с трудами пионера экосоцио-логии в России - О. Н. Яницкого. Под экологической культурой ученый понимает характер взаимоотношений человека и среды его обитания, называя экологическую культуру составной частью этики и морали, этическими основаниями отношений общества и среды его обитания, в которой оно живет и которую он формирует [1]. Вопросы разнообразных контекстов формирования и развития экологической культуры в российском обществе: исторического, политического, социального, ценностного, институционального, предполагающие системный, комплексный подход, поднимались указанным ученым в середине нулевых годов, а после его ухода из жизни в 2020 г., новые реалии, общественный и государственный запрос к развитию экологической культуры не являлись предметом специального и систематического научного интереса исследователей в области общественных наук.

Тем не менее, можно выделить ряд работ, авторы которых, анализируя проблемы экологического кризиса и состояния экологической культуры, делают акценты на внедрение экологического просвещения во все ступени системы образования [2], изучают целевую аудиторию экологического просвещения [3], дают оценку экологической грамотности населения [4], исследуют реализуемую представителями формального и неформального образования педагогическую деятельность и способы их взаимодействия с другими общественными институтами [5]. При том, что экологическое

1 Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».

2 Экологическая ситуация в России: мониторинг https://wriom.ru/analytical-reviews/anaHticheskii-obzor/ehkologicheskaja-situacija-v-rossii-monitoring-20230309?ysclid=ls9zjkzd98113262375 (дата обращения: 5.02.2024).

3 Ст. 71 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

4 Концепция экологического образования в системе общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 29 апреля 2022 г. № 2/22 РАО https://docs.edu.gov.ru/document/3da3f2dbd81de632a44729cf4fc40ea9/?ysclid=ls9zlb0djd930123328.

образование в нашей стране имеет более чем вековую историю и мощную институциональную и организационную основу, оформленную в юннатское движение, по данной тематике работ представлено также немного. В них поднимаются вопросы учебно-методического сопровождения юннатского движения и его идейных основ [6], а также рассматриваются возможности его воссоздания и потенциала как проводника традиционной ценностной парадигмы в условиях новой социальной реальности [7].

Говоря об экологической культуре как продукте-результате непрерывного экообразования, нельзя обойти стороной такое понятие как «экологическое просвещение», под которым понимается деятельность1, граничащая по целевому ориентиру с экообразованием и призванная содействовать формированию у населения экологической культуры, выраженной в бережном отношении к природе, рациональном использовании природных ресурсов. В экологическом просвещении экокультурные цели достигаются через распространение экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

Вопросам содержания экологического образования и просвещения, особенно в контексте его непрерывного и комплексного характера посвящено значительное количество исследований ученых, представляющих педагогическую науку (И. Т. Суравегина, А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская и др.]. Нужно отметить, что усилия коллег получили в настоящее время институциональную и законодательную поддержку государства.

Сегодня в экосистему экологического образования входит общее образование, профессиональное и дополнительное. Высшая школа также вносит существенный вклад, готовя специалистов «зеленых профессий».

В 2022 г. Институтом стратегии развития образования РАО разработана Концепция экологического образования в системе общего образования2, целевым ориентиром которой становится обеспечение преемственности и непрерывности экологического образования по уровням общего образования.

Дошкольное образование выступает базовой ступенью, на которой закладываются основы экологической культуры, ценностно-мировоззренческие установки. Именно на этом этапе наблюдается наивысший пик живого интереса ребенка к природе, формируются знания об особенностях ее многообразия в разрезе Родного края, о роли человека в природе и взаимосвязях внутри природных сообществ3.

После обновления в 2022-2023 гг. федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования (далее - ФГОС] стали более практикоориенти-рованными - теперь они сочетают в себе как получаемое знание, так и необходимость его использования в учебных ситуациях и реальном жизненном контексте. В этой связи сегодня разработаны соответствующие примерные образовательные программы по уровням образования, предусматривающие применение экологических знаний для решения практических задач.

На уровне начального общего образования в рамках изучения учебного предмета «Окружающий мир» формируется ответственное отношение к природе и стремление действовать в окружающей среде в соответствии с нормами экологического поведения. По мнению И. Т. Суравегиной, ответственное отношения школьников к природе включает в себя 4 этапа: мотивационный; проблемно-исторический; научно-теоретический; практический, которые определяют архитектуру учебного «каркаса» - выделение специальных тем и уроков, полевых экологических практикумов, экскурсии [8]. Главным показателем эффективности экологического образования и воспитания становится формирование социальной и индивидуальной экологической ответственности за события в природе и жизни общества.

Изучение основ экологической грамотности продолжается на уровне основного общего образования. Так, при освоении таких учебных предметов как «Биология», «Химия», «Физика», «География» «Обществознание», «Основы безопасности жизнедеятельности» формирование ответственного отношения школьников к природе приобретает междисциплинарный характер. При этом обеспечивается развитие умений устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов,

1 Ст. 71 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

2 Там же.

3 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования https:/Дgos.ruДgosДgos-do/?ysdid=ls9zoxjt5b415434253 (дата обращения: 1.02.2024)

явлений, процессов в различных сферах жизни общества, в том числе осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Стоит отметить, что федеральные программы также содержат требования к реализации курсов внеурочной и проектно-исследовательской деятельности и направлены на развитие экологической грамотности. Для этого сегодня разработаны и одобрены Минпросвещения России примерные программы учебных курсов: «Естествознание. Азбука экологии» (для 1-4 классов), «Экологическая культура, грамотность, безопасность» (для 5-9 классов), «Генетика» (для 10-11 классов).

Таким образом, можно сделать вывод, что результаты экологического образования в сфере общего образования становятся базовой основой для его продолжения на уровне профессионального образования. В то же время остаются вопросы к практике фрагментарной представленности экологического компонента в отдельных школьных предметах1, доминирования аудиторных программ над практикоориентированными, а также к низкому уровню подготовки педагогических кадров, что приводит к ослабеванию связи содержания с реальными проблемами и не позволяет за время обучения сформировать у обучающегося целостное представление о влиянии человека на природу. Не менее важно на данном уровне образования обеспечить правильную, с точки зрения содержания, профориентационную работу обучающихся, нацеленную на осознанный приход в профессию.

Дополнительное образование

Еще один уровень образования, который сегодня находится в фокусе внимания государства -дополнительное образование детей.

В нашей стране данная система представлена 6 направленностями, в числе которых одна из самых наукоемких направленностей - естественнонаучная.

Свыше 21 тыс. организаций-провайдеров (от детских садов до университетов) реализуют сегодня спектр дополнительных программ эко-профиля с охватом свыше 3,1 млн детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет.

С 2019 года в рамках нацпроекта «Образование» в регионах России на базе действующих станций юных натуралистов, эколого-биологических центров, особо охраняемых природных территорий создаются Экостанции2. К концу 2023 г. открыто 60 Экостанций регионального и муниципального уровней в 59 субъектах Российской Федерации с охватом детей более 25 тыс. чел. Стоит подчеркнуть, что сегодня сеть Экостанции, действующих в поле дополнительного образования, становится базой для системного развития юннатского движения, возрождение которого сегодня обеспечивается Движением «Первых» по поручению Владимира Владимировича Путина3.

Система дополнительного образования детей, выступая одним из уровней образования в России, рассматривается сегодня как перспективный институт социализации личности, его профессиональной ориентации, является тем местом, которое быстрее всего реагирует на вызовы современности и запросы общества, в частности, выступает «клеем», связывающим систему общего образования со следующими ступенями профессионального образования.

Среднее профессиональное образование

Формирование экологических компетенций в системе среднего профессионального образования (далее - СПО) раскрывается через изучение дисциплин естественнонаучного цикла. В учебный план более 23 примерных образовательных программ среднего профессионального образования с недавнего времени включены учебные дисциплины «Экологические основы природопользования», «Экология».

В последние 2 года Минпросвещения России ведет работу по включению во все ФГОС СПО общей компетенции - «Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять

1 Экологическое просвещение в школах: как устроено и кто за него отвечает. РБК: https://trends.rbc.ru/trends/green/600983cf9a79470d90f05d26?from=copy (дата обращения 29.01.2024)

2 Письмо Минпросвещения России от 29 сентября 2023 г. N АБ-3935/06 «О методических рекомендациях по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей» https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-29092023-n-ab-393506-o-metodicheskikh/?ysclid=lsa0cuzsg4619665775 (дата обращения: 4.02.2024)

3 Перечень поручений по итогам встречи Президента с участниками молодежного экологического форума «Экосистема. Заповедный край». http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/69791 (дата обращения 27.01.2024)

знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях».

В 2022 году разработана примерная рабочая программа дисциплины «Основы бережливого производства»1 как обязательная часть социально-гуманитарного цикла2. Данная дисциплина вносит вклад в формирование ранее упомянутой общей компетенции.

Начиная с 2021 года в примерные образовательные программы СПО внедряются примерные рабочие программы воспитания (далее - программа воспитания]3. В перечне личностных результатов реализации программы воспитания экологическии компонент отражен как «Заботящиися о защите окружающеи среды, собственнои и чужои безопасности, в том числе цифровою».

Среди критериев достижения результата можно выделить участие студентов в исследователь-скои и проектнои работе по экологическим проблемам, тематических конкурсах, олимпиадах; реализации экопросветительских программ, поисковых, археологических, краеведческих отрядов и других молодежных экологических объединении [9].

Таким образом, экологическая компетентность будущего выпускника колледжа в идеальном выражении являет собой органичное единство экологически развитого сознания, ответственного поведения и опыта применения полученных экологических знаний на практике. Такой результат сегодня можно достичь, если взят курс на максимальную практическую ориентированность обучения, а это и кадровое обеспечение, и инфраструктурный кластер образовательной организации, и его связка с российскими компаниями, научными центрами, в том числе научно-исследовательскими вузами и организациями реального сектора экономики.

В этом смысле, большие перспективы для повышения качества экологического образования, по нашему мнению, открывает инициатива «Профессионалитет» (одна из 42 стратегических социально-экономических инициатив4 Правительства Российской Федерации, призванная повысить качество жизни населения, поддержать молодых талантов], а также экосистема возможностей (конкурсов, событий, стажировок], предлагаемых ключевыми акторами государственного и общественного сектора в эконаправлении - Росмолодежью, Движением «Первых», Движением «Экосистема»5.

Экологическое образование в высшей школе

В настоящее время 369 университетов на территории всех регионов России готовят специалистов по самым разным экологическим направлениям. Подготовка кадров производится по таким образовательным программам, как: Экология и рациональное природопользование, Геоэкология, Агроэкология, Охрана природы, Урбоэкология, Экология моря, Промышленная экология, утилизация отходов и экологическии менеджмент в химическои и нефтехимическои промышленности, экология и обеспечение безопасности человека и окружающеи среды, Эколого-географические основы рекреации и туризма, Международные экономико-экологические проблемы, Экологическии менеджмент в Арктике, Технологии оценивания экологических рисков и другие.

Стоит отметить, что сегодня профессия «эколог» перестает быть отдельной профессией, поскольку входящий в нее пакет компетенций становится все более универсальным для работников практически всех отраслей экономики и социальной сферы.

В свете этого встает необходимость совершенствования программ подготовки и переподготовки кадров по востребованным и перспективным направлениям в области междисциплинарных климатических и экологических исследований.

1 Примерная рабочая программа учебной дисциплины «Основы бережливого производства» https://spo-lab.ru/storage/SOOSPO/GsBHrmq3mlIw12CcywEJA9bmy3fqS99wwGQW3W4l.pdf?ysclid=lsa0hytyzj505921007

2 Методические рекомендации по включению основ бережливого производства в образовательные программы среднего профессионального образования https://irposakha14.ru/wp-

content/uploads/2023/07/Методические-рекомендации-по-включению-основ-бережливого-производ-ства-1.pdf?ysdid=ls7zznty9f62829762

3 Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих программы СПО. https://институтвоспитания.рф/upload/mediaHbrary/9fa/sbz3m7zq6lgedoraiwg3pxomgkubk9c6.pdf

4 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года №2816-р «Об утверждении Перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года». http://government.ru/docs/43451/

5 Официальный сайт Всероссийского экологического движения «Экосистема» https://движениеэкосистема.рф

В настоящее время Минобрнауки России ведется актуализация образовательных стандартов. Так, во все ФГОС высшего образования уровней «Бакалавриат» и «Специалитет» включена компетенция, формирующая у студентов способность создавать и поддерживать в повседневной и профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов1. По мнению Минобрнауки2, «новые стандарты, позволят вузам разрабатывать гибкие учебные программы с учетом требований рынка труда».

Не менее важно в данном вопросе наполнять такие программы практикоориентированным природоохранным содержанием, стимулировать молодежь к участию в экоактивностях, а также поддерживать ее мотивацию и интерес к апробации полученных знаний в рамках прохождения практик и стажировок, в том числе раннего трудоустройства в образовательные организации среднего и дополнительного образования в статусе молодых педагогов3. Как показывает практика, не менее важно профессионально «заражать» заботой к природе на реальных примерах личностей - носителей экообразовательных и экопросветительских практик.

Экосистема мероприятий

в сфере экологического образования детей и молодежи

В целях создания единой мероприятийной экоповестки для детей и молодежи с 2019 года Минпросвещения России совместно с Минприроды России, Минобрнауки России, Минсельхозом России, Минэнерго России, Росмолодежью ежегодно формирует Всероссийский сводный календарный план мероприятий4. По итогам 2023 г., более 9,5 млн обучающихся из 89 регионов России стали участниками мероприятий Календарного плана. Сам календарь включил в себя 61 событие федерального и межрегионального уровней. Стоит заметить, что по задумке Минпросвещения России, данный план должен был выступить инструментом селекции по выявлению экологически-значимых практикоори-ентированных мероприятий5, в том числе объединить организаторов, чьи мероприятия по своим смыслам и форматам дублируют друг друга, и сформировать тем самым последовательную - от уровня к уровню цепочку образовательных активностей для свободного выбора подростков и молодежи.

Тем не менее исследование ВЦИОМ6, проведенное в июне 2023 года, показывает, что российская молодежь в экомероприятия и экопрактики она вовлекается менее охотно, чем старшее поколение (18-24 лет - 47%, 25-34 лет - 60 %, 35-44 лет - 61%, 45-59 - 53%).

Ниже приведены барьеры и возможности в деле построения целостной системы непрерывного экологического образования в России, выделенные автором, в том числе и в результате проведения собственных социологических исследований, результаты которых были опубликованы ранее [10].

1 Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 26 ноября 2020 г. № 1456 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования» // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400719549/?ysdid=lxocdln7t921616130

2 «Единая Россия» предложила сформировать новый стандарт экологического образования в высшей школе https://er.ru/activity/news/edinaya-rossiya-sovmestno-s-minobrnauki-predlozhila-sformirovat-novyj-standart-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-vysshej-shkole?ysdid=luawjrx0vj118707434

3 Студенты педагогических направлений подготовки получили право преподавать в школах https://edu.gov.ru/press/2578/studenty-pedagogicheskih-napravleniy-podgotovki-poluchili-pravo-prepodavat-v-shkolah/?ysclid=lub23dhkzs38274406

4 Всероссийский сводный календарный план мероприятий, направленных на развитие экологического образования детей и молодежи в образовательных организациях, всероссийских и межрегиональных общественных экологических организациях и объединениях на 2023 год.

https://docs.edu.gov.ru/document/6cd782d4a0186ef7e09626f90b4f2540/?ysdid=lsa03cilcq16043871 (дата обращения 27.01.2024)

5 Порядок формирования Всероссийского сводного календарного плана мероприятий, направленных на развитие экологического образования детей и молодежи. Сайт ФГБОУ ДО ФЦДО [Электронный ресурс: https:/ / fedcdo.ru]

6 Экоактивизм: вовлеченность мотивация потенциал. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ehkoaktivizm-vovlechennost-motivacija-potencial?ysclid=lsa1tunlmd437470269 (дата обращения: 1.02.2024)

Sociology Problems

Khaustova А. K. Continuous environmental education as a key factor in the formation of the ecological culture of children and youth... Таблица 1 - Развитие непрерывного экологического образования в России Table 1 - Development of Continuing Environmental Education in Russia

БАРЬЕРЫ ВОЗМОЖНОСТИ

Общее и дополнительное образование

Фрагментарная представленность экологического компонента в отдельных школьных предметах, доминирование «аудиторных» программ над практикоориентиро-ванными не позволяют сформировать у обучающегося целостного комплекса знания о взаимодействии природы и общества, девальвирует его интерес к выбору экопрофессии в будущем Расширение форм практической работы, включая связь с программами дополнительного образования (практикумы, экспедиции, походы, полевые школы и т.д.), распространение методов «гражданской науки», развития научного и экологического волон-терства

Недостаточный охват школьников дополнительным экологическим образованием Налаживание тесного и системного взаимодействия школ с организациями дополнительного образования в части реализации программ естественнонаучного цикла

«Слабое» обновление содержания реализуемых в настоящее время программ, которые одновременно учитывали бы индивидуальные возможности и интересы ребенка, запросы государства и реального сектора экономики Расширение спектра программ, связанных с приоритетными направлениям (генетика, астрономия, экология, природопользование, лесное дело, сельское хозяйство), разрабатываемых с участием представителей науки, индустриальных партнеров, НКО

Отсутствие универсального пакета методик работы для обеспечения регулятивного плана работы эко-клубов и кружков юннатов на базе школ и организаций дополнительного образования Разработка нормативно-инструктивной, программно-методической продукции совместно с научными центрами и передовыми индустриальными партнерами по приоритетным направлениям

Несоответствие темпа обновления материально-технической базы темпам развития науки и технологий в условиях больших вызовов Привлечение финансирования (грантодателей, инвесторов, учредителей) для обновления материально-технической базы. Создание образцово-показательной (универсальной) модели «Экостанция» в Камчатском крае, ее масштабирование в другие регионы

Мероприятийный «перегруз», связанный с распылением ресурсов (организационных, финансовых) на проведение идентичных по содержанию и формам активностей Использование инструмента мероприятийного «секвестрования» при формировании Всероссийского сводного плана экологических мероприятий на основе выработанных критериев отбора

Непопулярность зеленых профессий и отсутствие престижа молодого ученого в дет-ско-молодежной среде Повышение компетенций педагогических работников, экологическое просвещение родительского сообщества; организация встреч в формате «Открытый диалог» с носителями экопрактик, специалистами в области экологического образования

«Старение» кадров, отсутствие системного профессионального «трансфера» учащейся молодежи в систему дополнительного образования в статусе молодых специалистов Разработка пилотной программы по вовлечению, сопровождению и продюсированию карьерной траектории студентов, обучающихся на предвыпускных и выпускных курсах для трудоустройства организации дополнительном образования и получения первого профессионального опыта; повышение экологических компетенций всех педагогических работников через знакомство с эффективными технологиями и средствами реализации целей экообразования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжение табл. 1 Continuation of the table 1

Профессиональное образование

Несовершенство содержания образовательных программ и отсутствие в них практикоориентированной составляющей Раннее трудоустройство учащейся молодежи в школы и организации дополнительного образования, связь с рынком труда через развитие системы практик и стажировок с профильными индустриальными партнерами

Несоответствие темпа обновления материально-технической базы темпам развития науки и технологий в условиях больших вызовов Привлечение финансирования (грантодателей, инвесторов, учредителей) для обновления материально-технической базы. Включение образовательных организаций среднего и высшего образования в федеральный проект «Профессионалитет» и нацпроект «Наука и университеты» соответственно.

Низкий процент вовлеченности молодежи в экособытия в условиях их многообразия; высокий уровень экопотребительского нигилизма Развитие просветительского и культурного контента (социальные рекламы, художественные фильмы) и его продвижение (в том числе через рекламный вброс) в социальных сетях

Анализируя работу по формированию непрерывного экологического образования в России, мы пришли к следующим выводам:

1. Запрос на экологическое образование со стороны подрастающего поколения и молодежи пока остается на низком уровне из-за низкого уровня экологической культуры. Причиной этому выступает отсутствие сформированной палитры экоценностей личности на природосбережение. Стоит отметить, что экологическое образование должно непременно опираться на ценностную компоненту, постоянное обращение к которой в конечном итоге приведет к формированию экологической культуры личности.

2. Экологическая культура интегрируется практически во все сферы жизнедеятельности. В связи с чем содержание современного экообразования должно быть интегрированным, приводить к формированию «трехмерного» мышления обучающихся, которое следует понимать как умение сбалансировать экологические, социальные, экономические интересы и рассмотреть любую ситуацию, предмет через призму естественнонаучного, социально-гуманитарного и технического знания.

3. Движение юннатов, выступая величайшим советским образовательным экспериментов, становится сегодня мощным инструментом для институционализации системы экологического образования в России, а сеть формирующаяся в России сеть Экостанций - его образовательно-инфраструктурной базой.

Таким образом, высокий уровень экологической культуры детей и молодежи, может быть достигнут при выполнении условия последовательно реализуемой политики по совершенствованию системы экологического образования и просвещения всех слоев населения с учетом трех базисных принципов - целостности, непрерывности, системности.

К сожалению, в России еще не сформирована непрерывная система экологического образования на всех уровнях образования (школа/организация дополнительного образования - колледж/университет). Создание такой системы необходимо включать в перечень приоритетных задач, требующих особого внимания.

Эффективному развитию непрерывного экологического образования в этом ключе способствовала бы разработка и утверждение федерального проекта по экологическому образованию и просвещению, наличие которого синхронизировало бы ресурсы, укрепило горизонтальные связи, межведомственную коммуникацию в интересах сбалансированного развития общества и природы, в интересах достойного будущего будущих поколений.

Список источников

1. Яницкий О.Н. Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики / О.Н. Яниц-кий; Ин-т социологии РАН. - М.: Наука, 2007. - 271 с. С. 6.

2. Искендерова С.М. Экологическое просвещение и анализ педагогического опыта / С.М. Искен-дерова // Наука и школа. 2020. № 3. С. 100-114.

3. Тарасова О.Н. Подростковая аудитория экологического просвещения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 2. С. 193-207.

4. Шахмарданов З. А. Экологическое образование, просвещение и воспитание населения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2008. № 3. С. 79-85.

5. Левченко Н. В., Роговая А. В. Экологическое образование как условие формирования человеческого потенциала // Вопросы управления. 2023. Т. 17. № 2 С. 45-57.

6. Заяц П. В., Зинченко Я. Г., Хаустова А. К. Идейная основа и учебно-методическое сопровождение юннатского движения (1918-1991 гг.] // Гуманитарий Юга России. 2023. Том 12. № 4. С. 147-159.

7. Заяц П. В., Зинченко Я. Г., Хаустова А. К. Юннатское общественно-политическое движение как проводник традиционной ценностной парадигмы в условиях новой социальной реальности // Гуманитарий Юга России. 2023. Том 12. № 6. С. 85-94.

8. Винокурова Н. Ф., Ермаков Д. С. Вклад Ирины Трофимовны Суравегиной в методологию, теорию и методику непрерывного экологического образования // Непрерывное образование: XXI век. 2021. Вып. 2 (34].

9. Емец Е. А., Янахов Д. Ф. Молодежный обзор: анализ проблем экологического состояния России и предложения по улучшению ситуации. М.: Издательство «Перо», 2023. 76 с.

10. Зинченко Я. Г., Понамарёв А. Б., Хаустова А. К. Состояние развития практик экологического просвещения в России: по материалам качественных исследований // Caucasian Science Bridge. 2023. Т. 6. Вып. 4. С. 113-124.

References

1. Yanitsky О. N. Ecological culture: essays on the interaction of science and practice. Moscow: Nauka; 2007. 271 p. (In Russ.)

2. Iskenderova S.M. Environmental education and analysis of pedagogical experience. Science and school. 2020;(3):100-114. (In Russ.)

3. Tarasova O. N. Teenage audience of environmental education. Monitoring public opinion: economic and social changes. 2016;(2):193-207. (In Russ.)

4. Shakhmardanov Z. A. Ecological education, enlightenment and education of the population. Izvestiya of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences. 2008;(3):79-85. (In Russ.)

5. Levchenko N. V., Rogovaya A.V. Environmental education as a condition for the formation of human potential. Management issues. 2023;17(2):45-57. (In Russ.)

6. Zayats P. V., Zinchenko Ya. G., Khaustova A. K. The ideological basis and educational and methodological support of the Yunnatsky movement (1918-1991). Humanities of the South of Russia. 2023;12(4):147-159. (In Russ.)

7. Zayats P. V., Zinchenko Ya. G., Khaustova A. K. The Yunnatsky socio-political movement as a conductor of the traditional value paradigm in the conditions of a new social reality. Humanities of the South of Russia. 2023; 12(6):85-94. (In Russ.)

8. Vinokurova N. F., Ermakov D. S. Irina Trofimovna Suravegina's contribution to the methodology, theory and methodology of continuous environmental education. Continuous education: XXI century. 2021;2(34). (In Russ.)

9. Yemets E. A., Yanakhov D. F. Youth review: analysis of the problems of the ecological state of Russia and suggestions for improving the situation. Moscow: Publishing house «Pero»; 2023. 76 p. (In Russ.)

10. Zinchenko J. G., Ponamarev A. B., Haustova A. K. The state of development of environmental education practices in Russia: based on the materials of quality research. Caucasian Science Bridge. 2023;6(4):113-124. (In Russ.)

Информация об авторе

А. К. Хаустова - преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», директор Точки кипения ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», член Координационного совета Всероссийского экологического движения «Экосистема».

Information about the author

А. К. Khaustova - Lecturer at the Department of Public and Municipal Administration of The State University of Management, Director of the Boiling Point of the State University of Management, member of the Coordinating Council of the All-Russian Ecological Movement «Ecosystem».

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 04.04.2024; одобрена после рецензирования 20.05.2024; принята к публикации 21.05.2024.

The article was submitted 04.04.2024; approved after reviewing 20.05.2024; accepted for publication 21.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.