Научная статья на тему 'ЮННАТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ПРОВОДНИК ТРАДИЦИОННОЙ ЦЕННОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ЮННАТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ПРОВОДНИК ТРАДИЦИОННОЙ ЦЕННОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
движение юных натуралистов / экологическое просвещение / патриотическое воспитание / идейная основа / векторы дорожной карты / the movement of young naturalists / environmental education / patriotic education / ideological basis / vectors of the roadmap

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Заяц Павел Всеволодович, Зинченко Ярослава Геннадиевна, Хаустова Анна Константиновна

Цель исследования – продемонстрировать возможности историко-социологического анализа для формирования научно обоснованной дорожной карты воссоздания движения юных натуралистов. Методология исследования – методы социальной инженерии: социальная диагностика и социальное моделирование. Результаты исследования – представлены основные векторы воссоздания движения юных натуралистов, составляющие гармоничную последовательность и комплексную дорожную карту реализации данного проекта. Перспективы исследования – развитие темы исследования лежит в инструментальной плоскости, разработке набора рабочих инструментов для реализации основных векторов дорожной карты воссоздания движения юных натуралистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Заяц Павел Всеволодович, Зинченко Ярослава Геннадиевна, Хаустова Анна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-POLITICAL MOVEMENT OF YOUNG NATURALISTS AS A CONDUCTOR OF THE TRADITIONAL VALUE PARADIGM IN THE CONDITIONS OF THE NEW SOCIAL REALITY

Objective of the study is – to demonstrate the possibilities of historical and sociological analysis for the formation of a scientifically based roadmap for the reconstruction of the movement of young naturalists. The methodological basis of the research – methods of social engineering: social diagnostics and social modeling. Research results – the main vectors of recreating the movement of young naturalists are presented, which make up a harmonious sequence and a comprehensive roadmap for the implementation of this project. Prospects of the study – the development of the research topic lies in the instrumental plane, the development of a set of working tools for the implementation of the main vectors of the roadmap for recreating the movement of young naturalists.

Текст научной работы на тему «ЮННАТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ПРОВОДНИК ТРАДИЦИОННОЙ ЦЕННОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

s УДК 316.43

DOI 10.18522/2227-8656.2023.6.6 EDN DZSRFC

Научная статья

ЮННАТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ПРОВОДНИК ТРАДИЦИОННОЙ ЦЕННОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ

В УСЛОВИЯХ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

SOCIO-POLITICAL MOVEMENT OF YOUNG NATURALISTS AS A CONDUCTOR OF THE TRADITIONAL VALUE PARADIGM IN THE CONDITIONS OF THE NEW SOCIAL REALITY

П. В. Заяц *

ORCID: 0000-0002-7335-9625 Я. Г. Зинченко * ORCID: 0000-0002-5765-8693 А. К Хаустова**

Pavel V. Zayats * Yaroslava G. Zinchenko * Anna K. Khaustova **

* Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ростов-на-Дону, Россия ** ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Россия

* South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia ** State University of Management, Moscow, Russia

Цель исследования - продемонстрировать возможности историко-социологического анализа для формирования научно обоснованной дорожной карты воссоздания движения юных натуралистов.

Методология исследования - методы социальной инженерии: социальная диагностика и социальное моделирование.

Objective of the study is - to demonstrate the possibilities of historical and sociological analysis for the formation of a scientifically based roadmap for the reconstruction of the movement of young naturalists.

The methodological basis of the research -methods of social engineering: social diagnostics and social modeling.

© Заяц П. В., 2023 © Зинченко Я. Г., 2023 © Хаустова А. К., 2023

Результаты исследования - представлены основные векторы воссоздания движения юных натуралистов, составляющие гармоничную последовательность и комплексную дорожную карту реализации данного проекта.

Перспективы исследования - развитие темы исследования лежит в инструментальной плоскости, разработке набора рабочих инструментов для реализации основных векторов дорожной карты воссоздания движения юных натуралистов.

Ключевые слова: движение юных натуралистов, экологическое просвещение, патриотическое воспитание, идейная основа, векторы дорожной карты

Research results - the main vectors of recreating the movement of young naturalists are presented, which make up a harmonious sequence and a comprehensive roadmap for the implementation of this project.

Prospects of the study - the development of the research topic lies in the instrumental plane, the development of a set of working tools for the implementation of the main vectors of the roadmap for recreating the movement of young naturalists.

Keywords: the movement of young naturalists, environmental education, patriotic education, ideological basis, vectors of the roadmap

Введение

Задачи, которые стоят сегодня перед российским государством и обществом - защита суверенитета, интеграция и солидаризация страны, народос-бережение, реализация человеческого потенциала, - требуют совместных усилий и согласия столь гетерогенных социальных субъектов, поэтому неизбежно встает вопрос о мощной идейной основе, ценностном коде, объединяющем многоконфессиональную и многонациональную страну.

Уже год как на самом высшем уровне политического руководства обозначены основные конструкты ценностного кода россиян - Президент издал Указ, подробно раскрывающий содержание национального приоритета - защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти1. Указ определяет понятие и перечень традиционных ценностей, а также содержит набор разнообразных инструментов: правовых, организационных, научно-аналитических, информационных и финансовых.

Также год назад глава государства дал поручение Администрации и Правительству создать всероссийское молодежное экологическое движение и реализовать комплекс мероприятий по экологическому просвещению обучающихся общеобразовательных организаций2.

1 Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». - URL://http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 08.11.2023).

2 Перечень поручений по итогам встречи Президента с участниками молодежного экологического форума «Экосистема. Заповедный край». - URL://http://www.kremlin.ru/acts/ assignments/orders/69791 (дата обращения: 08.11.2023).

Познакомившись со списком традиционных ценностей, можно отметить как органично экологическая повестка включается в формирование ценностных установок на служение Отечеству и ответственности за его судьбу, созидательного труда, гуманизма, милосердия, коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения.

По мнению авторов статьи, экологическое движение и просвещение -важные части конструктивной повестки, которые могут продемонстрировать серьезный объединяющий потенциал, способствовать формированию естественно привитого патриотизма, адекватного межпоколенного диалога и взаимодействия, а также солидаризации усилий граждан в реализации важнейших государственных проектов и задач на добровольческой основе и принципах социального служения.

На сегодняшний день разработанного и публично представленного масштабного проекта по созданию экологического движения молодежи и детей нет, существуют отдельные практики экопросвещения, затрагивающие разные целевые аудитории, имеющие разные сроки существования, масштабирования и тиражирования, а также отдельные мероприятия, которые будут проводиться экологическим сообществом Движения первых (Первые юннаты) осенью текущего года, направленные на проверку знаний и привлечение детей к научно-исследовательским экспедициям1.

Отметим, что на данный момент Первые юннаты никак не позиционируют себя (на их собственном информационном ресурсе обозначены две разные по смыслу формулы: сообщество и активность), не обращаются, по крайней мере, к 105-летней истории существования в России юннатского движения, не представляют развернутой программы действий, а также набора инструментов и ресурсов реализации своих двух проектов. Ничего не известно и о задействовании профессиональных педагогических кадров, а также квалифицированном учебно-методическом сопровождении данных проектов. Интересант данной «активности» Движения первых может только подать заявку на участие в проекте и узнать своего регионального координатора.

В этой связи актуальность приобретает вопрос о разработке универсальной и легитимной дорожной карты создания молодежного экологического движения с опорой на богатый исторический опыт креативного и самого первого детско-юношеского проекта Советского Союза, предшествовавшего созданию Пионерии и Комсомола - Движения юных натуралистов.

Теоретико-методологические основы определения векторов воссоздания юннатского общественно-политического движения

Дорожная карта любого масштабного социального проекта, который инициирует государство, должна сочетать в себе векторы, заданные факторами

1 Экологическое сообщество Движения Первых. - URL://https://xn--80azav9bn.xn--90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai/#pro (дата обращения: 08.11.2023).

экзогенной и эндогенной природы. Эффективность проекта, его социальная полезность должны существовать в рамках «зеленой» повестки и соответствующей ценностной базы, формирующей внутренний мир ребенка, социализирующей его в гражданина и патриота, в деятельную и любознательную личность, принимающую универсальные правила экологичного образа жизни. Именно такая конструкция придает проекту уникальность, сопряженность с современностью и обеспечивает основное условие его продолжительной жизни - внутреннюю заданность и востребованность социумом.

Вектор 1. Определение сущности терминов, используемых в программных документах юннатского движения

Приступая к описанию структуры дорожной карты, необходимо определить сущность самого движения, а также основную деятельность теоретико-прикладного характера, в которую вовлекаются участники движения, формирующую знаниевый компонент и практические навыки. Эти определения должны носить содержательный характер.

Юные натуралисты - общероссийское детско-юношеское общественно-политическое движение, формируемое на добровольной и самоуправляемой основе, с целью активного содействия проведению государственной экологической и молодежной политики, развития интереса к науке, ориентации в выборе профессии и патриотизма молодых граждан Российской Федерации.

Экопросветительская практика - разновидность социальной практики, предполагающая формирование у молодежи норм, ценностей, образцов экологичного поведения, а также распространение знаний, умений, навыков в сфере практической экологической деятельности, результатом которой является повышение экологической грамотности молодого поколения и развитие экологической культуры и сознания1.

Экологическая инициатива - разновидность социальной инициативы, предполагающая, во-первых, алгоритм разрешения экологической проблемы, стоящей перед социумом; во-вторых, создание образовательных программ и проектов об экологии и экологическом просвещении детей и молодежи, в том числе информационных продуктов, популяризирующих экологический образ жизни и защиту экологического права граждан2.

Дальнейшее развитие терминов следует переводить уже в правовую и организационную плоскость, фокусирующуюся на вопросах прав, обязанно-

1 Российское общество знание подготовило просветительские материалы в сфере экологии // URL: https://znanierussia.ru/events/prosvetitelskij-material-ob-uchastii-molodezhnyh-organizacij-v-z-1311 (дата обращения: 08.11.2023).

2 Определения основных терминов, используемых в настоящей статье, были предложены одним из авторов в ходе выполнения научного исследования по заказу Российского общества «Знание» в 2022 году.

стей и обеспеченности ресурсами основных процессов деятельности движения, то есть формулировать материальные и процессуальные нормы.

Вектор 2. Использование педагогических и методических технологий,

разработанных в рамках советского опыта юннатского движения

В современных экопросветительских практиках зачастую не используется естественнонаучное знание, многие дорогостоящие и краткосрочные проекты лишь достаточно поверхностно знакомят целевую аудиторию с базовыми принципами сокращения экологического следа - например, основными положениями сортировки и переработки отходов, а экологические инициативы на базе полученных знаний не проводятся на системной основе. Можно говорить и об их вторичном, компиляционном характере, выхолощенном содержании, часто копируемом из не самых лучших и идеологически некорректных зарубежных источников.

Очевидно, что данная ситуация обусловлена недостаточным интересом как государственных, так и общественных регуляторов к вопросу эффективности и успешности практик, задействования в их реализации квалифицированного человеческого ресурса, а самое главное - к характеру результатов, ведь зачастую бюджеты, в том числе полученные из грантовых проектов, осваиваются на эпизодические имитационные мероприятия и внешнюю атрибутику.

При этом советские программы дополнительного детского внешкольного образования реализовывали не только образовательную, воспитательную и идеологическую функцию, но имели реальные, значимые для народного хозяйства страны результаты, как например, технология разведения соболя в неволе, которая была апробирована в результате освоения учениками Кружка юных биологов Московского зоопарка экспериментального метода изучения биологии животных, разработанного их наставником П. А. Мантейфелем, и это уже в 1928 году, то есть всего спустя четыре года после появления кружка и десять после появления юннатского движения (Калабухов, 1978. С. 27-28).

Вектор 3. Использование имеющейся ресурсной базы организаций, представляющих систему дополнительного образования детей естественнонаучной направленности

Продолжительная и успешная история юннатского проекта (19181991 гг.), реальное внимание руководства страны к его результатам и меры, предпринимаемые для его дальнейшего развития, - все это сформировало целую сеть организаций по всей стране, на различных площадках - станциях юннатов, в Домах пионеров, на базе зоологических парков и ботанических садов, научно-исследовательских институтов, которые располагали необходимыми для учебного процесса ресурсами: помещениями и территориями,

лабораторным оборудованием, учебно-методической поддержкой от Центральной станции юных натуралистов, квалифицированным педагогическим составом.

Безусловно, не все организации благополучно миновали кризисные девяностые годы, многие закрылись, либо отказались от естественнонаучной направленности в пользу подготовки по направлениям, в большей степени пользующимся спросом у родителей, но, тем не менее, и сегодня можно говорить о достаточно развитой и ресурсной системе учреждений. Так, по данным всероссийского мониторинга 2022 года, проведенного Федеральным центром дополнительного образования, более 20 тысяч образовательных организаций различных типов реализуют образовательные программы естественнонаучного цикла (свыше 43 тысяч), из них сеть профильных учреждений регионального уровня представлена более 35 эколого-биологическими центрами и станциями юннатов, которая могла бы стать сетевой платформой масштабного социального проекта - возрождения юннатского движения.

Вектор 4. Создание и регулярная актуализация универсальных методологических разработок для использования всеми организационными субъектами

Успешность реализации сетевого системного проекта в масштабе страны требует, безусловно, в первую очередь для снижения трудовых и временных затрат и регулярной эффективной работы с обучающимися, создания универсальных методологических разработок, методических рекомендаций, единых календарно-тематических графиков, используемых в обязательном порядке подготовленными педагогами в повседневной работе.

Подобный концепт был относительно недавно апробирован в системе общеобразовательных учреждений страны в рамках цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном».

Данное предложение не отменяет педагогической инициативы в разработке как содержания отдельных занятий, так и целых учебных курсов, но указывает на необходимость аккумуляции ресурсов у самых квалифицированных и опытных разработчиков для обеспечения длительной и системной работы большого педагогического сообщества, а не распыления бюджетных средств на разовые и малосодержательные для учащихся инициативы, заканчивающиеся имитационными отчетами, но не подлинными историями успехов их участников.

Вектор 5. Институциональное и нормативно-правовое оформление

юннатского движения

Превращение дополнительного образования детей в несбалансированный рынок посредством внедрения менеджериальных инструментов - серти-

фикации прохождения детьми программ дополнительного образования вкупе с ментальной бедностью сознания современных родителей, не придающих значения научному компоненту образования их детей, приводит сегодня к тому, что программы естественнонаучной направленности просто не могут существовать в конкуренции к примеру с иностранными языками, рисованием, танцами, спортом, инженерно-техническим профилем. Потенциально может усугубить эту ситуацию и последующее выселение с занимаемых площадей организаций, реализующих столь важные для современного общества программы экологического образования и просвещения, а также разрушение имеющейся материально-технической базы.

Все это убеждает в необходимости институционализировать пространство экологического просвещения и образования и защитить его ресурсообе-спеченность разработкой соответствующей нормативно-правовой базы.

При этом задача институционализации может быть решена за счет тиражирования и масштабирования одной из лучших экопросветительских практик, получивших большое общественное, профессиональное и государственное признание - проекта «Экостанции России».

Программа инновационного проекта по социальному проектированию и внедрению новой модели образовательной организации «Экостанция», разработанная одним из авторов статьи, прошла экспертизу Российской академии образования, в результате чего в 2020 году ФГБОУ ДО ФЦДО был присвоен статус инновационной площадки РАО1 для реализации данного проекта. В том же году практика получила поддержку Минпросвещения России и за три года была апробирована в 59 субъектах Российской Федерации на базе 60 организаций различных типов и видов (охват более 25 тысяч обучающихся и педагогов) в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (Хаустова, Семенова, 2022. С. 52-54).

В 2022 году модель «Экостанция» прошла экспертный отбор Агентства стратегических инициатив и вошла в топ-1000 среди 14 767 идей форума «Сильные идеи для нового времени»2, а также вошла в топ-20 лучших эко-практик, проанализированных и отобранных Российским обществом «Зна-ние»3.

1 Распоряжение Российской академии образования от 13 ноября 2020 г. № 8 «О присвоении статуса инновационной площадки Российской академии образования» ФГБОУ ДО ФДЭБЦ. - URL: https://fedcdo.m/upload/news/2020/распоряжениеo/o20РАО.pdf (дата обращения: 08.11.2023).

2 Проект «Экостанции России» вошел в Т0П-1000 идей АСИ. - URL: https://ideas. roscongress.org/improject-16460/ideas/32468/

3 Просветительский материал в сфере экологии Российского общества «Знание». -URL: https://znanierussia.ru/events/prosvetitelskij-material-ob-uchastii-molodezhnyh-organizacij-v-z-1311/

Вектор 6. Интеграция юннатского движения в комплекс мероприятий государственной молодежной, образовательной, научной, экологической

политики

Укрепление традиционных российских ценностей, сохранение уникального цивилизационного пути развития российского общества, его культурных достижений, формирование естественного и здорового чувств патриотизма, гражданской идентичности у молодого поколения - ключевые общественно-государственные задачи, которые сегодня пытаются решить разные субъекты и в рамках разнообразных государственных инициатив.

Юннатское движение способно реализовать ключевую повестку, формируя полезного члена общества, - через чувство любви и близости к родной природе, - к служению Отечеству и деятельной помощи согражданам в решении проблематики, требующей совместных слаженных усилий.

Все актуальные тренды - сокращение экологического следа, раздельный сбор отходов, развитие гражданской науки, построение национальной системы образования, достижение социальной солидарности, создание экологичных производств - могут быть реально проведены в жизнь силами активной молодежи - современных юннатов.

Вектор 7. Профессионализация педагогов дополнительного образования детей естественнонаучной направленности

Наше время характеризуется, с одной стороны, острой нехваткой квалифицированных педагогических кадров в связи с их старением и уходом из профессии, а с другой стороны - деквалификацией действующего состава, в том числе молодого возраста, лишающихся опытных наставников, в прошлом бывших юннатами. В ноябре прошлого года авторами статьи было проведено прикладное социологическое исследование российских экопросветительских практик, которое показало в том числе следующие социально-демографические характеристики преподавателей дополнительного образования детей естественнонаучной направленности: «95 % преподавателей - женщины, среди которых половина находится в возрастном диапазоне от 50 до 59 лет. Лишь 25 % преподавателей относятся к возрастному диапазону до 30 лет» (Зинченко и др., 2023. С. 244-250).

Выходом из этой сложной ситуации могут стать образовательные проекты для самих преподавателей, как на базе цифровых обучающих площадок головной организации юннатского движения, так и обучение их в офлайн-формате в местах успешных социальных практик просветительской деятельности - например, в Центре Знаний «Машук». Преподаватель должен стать центральной фигурой, актором, наставником в системе обучения и формирования будущих представителей «зеленых» профессий, ученых и социально ответственных граждан для нашей страны. И этот

уникальный статус должен получить должное организационно-правовое оформление.

Заключение

Диагностика семи проблемных блоков дополнительного образования детей естественнонаучной направленности, экопросветительских практик и опыта экоактивизма с привлечением детско-юношеской части российского населения позволила нам смоделировать семивекторную дорожную карту возрождения юннатского общественно-политического движения в условиях новой социальной реальности и продемонстрировать возможности естественной интериоризации традиционных ценностей в сознание подрастающего поколения наряду с формированием экологического мышления и культуры.

Апробированный сетевой проект «Экостанции России» может стать ресурсной базой предложенной дорожной карты и институционализировать движение юных натуралистов по всей стране.

Безусловно, указанные векторы должны быть конкретизированы адекватными методами, инструментами и технологиями, которые станут предметом нашего дальнейшего исследовательского поиска.

Список источников

Калабухов Н. И. Жизнь зоолога: (Полвека изучения млекопитающих и др. животных) / Н. И. Калабухов. -Москва: Изд-во МГУ, 1978. - 182 с.

Зинченко Я. Г. Ресурсное обеспечение и кадровый потенциал экологического просвещения в современной России: социологический анализ / Я. Г. Зинченко, А. Б. По-намарев, А. К. Хаустова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2023. - № 2. - С. 244-250. - DOI 10.22394/2079-1690-2023-1-2-244-250. EDN ULATES.

Хаустова А. Экостанции будущего: как сегодня развивается движение юных натуралистов / А. Хаустова, Е. Семенова // Вестник образования. - 2022. - № 11. - С. 52-54.

References

Kalabukhov N. I. The life of a zoologist: (Half a century of studying mammals, etc. animals). Moskva: Izdatelstvo MGU = Moscow: Publishing House of Moscow State University; 1978. 182 p. (In Russ.).

Zinchenko Ya. G., Ponamarev A. B., Haustova A. K. Resource provision and personnel potential of environmental education in modern Russia: sociological analysis. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski = State and municipal administration. Scientific notes. 2023; 2: 244-250. DOI 10.22394/2079-16902023-1-2-244-250. (In Russ.).

Haustova A., Semenova E. Ecostations of the future: how the movement of young naturalists is developing today. Vestnik obrazovaniya = Bulletin of Education. 2022; 11: 52-54. (In Russ.).

Для цитирования: Заяц П. В., Зинченко Я. Г., Хаустова А. К. Юннатское общественно-политическое движение как актуальный агент социализации детей // Гуманитарий Юга России. - 2023. - Т. 12. - № 6(64). - С. 85-94. DOI 10.18522/2227-8656.2023.6.6 EDN DZSRFC

История статьи:

Поступила в редакцию - 17.10.2023. Одобрена после рецензирования -21.11.2023.

Принята к публикации - 24.11.2023.

Сведения об авторах

Заяц Павел Всеволодович

Кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры государственного и муниципального управления ЮжноРоссийского института управления -филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации АиШогГО РИНЦ: 325978 pavelzajats@gmail.com

Information about authors

Pavel V. Zayats

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of State and Municipal Administration South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration pavelzajats@gmail.com

Зинченко Ярослава Геннадиевна

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ АиШогГО РИНЦ: 510877 zinchenko-yg@ranepa.ru

Yaroslava G. Zinchenko

Candidate of Sociological Sciences, Docent of the Department of Sociology South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration WoS. ResearcherID: Y-9224-2018 zinchenko-yg@ranepa.ru

Хаустова Анна Константиновна

Член Координационного совета Всероссийского экологического движения «Экосистема», старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» АиШогГО РИНЦ: 1220877 ak-khaustova@yandex.ru

Anna K. Khaustova

Member of the Coordination Council of the All-Russian Ecological Movement «Ecosystem», lecturer at the Department of State and Municipal Management of the State University of Management ak-khaustova@yandex.ru

Авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации. У авторов нет конфликта интересов для декларации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.