Научная статья на тему 'Непрерывная система оценки качества образования:от детского сада до ЕГЭ'

Непрерывная система оценки качества образования:от детского сада до ЕГЭ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФГОС / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / EDUCATION QUALITY EVALUATION / PROGRAM SUPPORT FOR EDUCATION QUALITY EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина Надежда Борисовна, Чайко Инна Леонидовна

В статье рассматриваются концептуальные подходы к построению непрерывной системы оценки качества образования в соответствии с ФГОС. Приводятся примеры реализации программного обеспечения оценки качества образования на уровне дошкольного и школьного (начального, основного, среднего) общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомина Надежда Борисовна, Чайко Инна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUOUS EVALUATION SYSTEM OF EDUCATION QUALITY:FROM KINDERGARTEN TO THE STATE EXAM

The article discusses conceptual approaches to designing the continuous system for evaluating the education quality in accordance with the Federal State Educational Standards. Examples of implementation of program support for evaluating the quality of education at the level of pre-school and school (primary, basic, secondary) general education are given.

Текст научной работы на тему «Непрерывная система оценки качества образования:от детского сада до ЕГЭ»

Образование взрослых и подготовка специалиста

Н.Б. Фомина, И.Л. Чайко

(Москва)

НЕПРЕРЫВНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ:

ОТ ДЕТСКОГО САДА ДО ЕГЭ

CONTINUOUS EVALUATION SYSTEM OF EDUCATION QUALITY: FROM KINDERGARTEN TO THE STATE EXAM

В статье рассматриваются концептуальные подходы к построению непрерывной системы оценки качества образования в соответствии с ФГОС. Приводятся примеры реализации программного обеспечения оценки качества образования на уровне дошкольного и школьного (начального, основного, среднего) общего образования.

Ключевые слова: ФГОС, оценка качества образования, программное обеспечение оценки качества образования.

The article discusses conceptual approaches to designing the continuous system for evaluating the education quality in accordance with the Federal State Educational Standards. Examples of implementation of program support for evaluating the quality of education at the level of pre-school and school (primary, basic, secondary) general education are given.

Key words: Federal State Educational Standards, education quality evaluation, program support for education quality evaluation.

Утверждение и введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов [1, 2, 3] обозначили новые подходы к решению актуальных вопросов оценки качества образования. Стратегическим направлением сегодня является переход от методологии контроля качества образования к методологии управления качеством образования [5].

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы (далее - Государственная программа «Развитие образования») [4] в направлении «Совершенствование управления системой образования» поставлена задача совершенствования и реализации процедур проведения и методик оценки уровня освоения обучающимися основных образовательных программ общего и профессионального образования. Поэтому обеспечение надёж-

ной и актуальной информацией руководителей и работников системы образования о результатах таких процедур становится основной задачей формирующихся федеральных систем оценки качества образования. Эта информация должна быть объективной, достоверной, формироваться на единых концептуальных и критериальных подходах как на региональном уровне, так и на уровне образовательной организации.

В перечне целевых показателей Государственной программы «Развитие образования», интегрируемых в пилотные государственные программы федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, в рамках которых предусматривается реализация мероприятий завершенных федеральных целевых программ, включено 100% исполнение показателя «Доля субъектов Российской Федерации, в кото-

рых созданы и функционируют региональные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования в общем количестве субъектов Российской Федерации» [4].

Таким образом, становятся актуальными проекты, направленные на разработку региональных, муниципальных и внутриш-кольных систем оценки качества образования [5].

Понятие «качество образования» раскрыто в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ч. 29) [6]: «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

К настоящему времени сложились следующие направления и формы оценки качества образования:

• государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений;

• лицензирование и аккредитация образовательных учреждений;

• самообследование, самоанализ деятельности образовательных учреждений;

• профессиональная аттестация педагогов;

• мониторинг уровня обученности на основе проведения всероссийских проверочных работ (ВПР) в рамках федерального мониторинга качества образования;

• внутришкольный контроль, направленный на определение уровня обученно-сти и социально-психологического развития учащихся.

Однако традиционная система контроля и оценки качества образования в силу своих организационных и технологических осо-

бенностей уже не способна решать современные задачи.

Результаты введения ВПР подтверждают тот факт, что формирование внутренней системы оценки качества - одна из актуальных задач управления качеством образования. Достаточно часто в оценочных процедурах на уровне образовательной организации используется неапробированный и нестандартизированный инструментарий, отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации, слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования на уровне образовательной организации, контрольно-оценочная компетентность педагога остается недостаточно сформированной.

Также в настоящее время наблюдается рассогласованность между индикаторами и показателями формирующейся системы оценки качества на региональном и муниципальном уровнях и критериями оценки качества образования в образовательном учреждении. Существующая практика оценивания основывается на данных внутриш-кольного контроля (ВШК), организованного, как правило, без учета современных требований к сбору, обработке и интерпретации управленческой информации. К существенным недостаткам системы ВШК следует отнести игнорирование индивидуальных учебных достижений каждого ученика, невалидность измерительного инструментария, стихийность контроля, нерепрезентативность исследуемых выборок, эмпирический характер анализа внутриш-кольной информации.

В связи с тем, что в перечень целевых показателей реализации Государственной программы «Развитие образования» включен показатель «Доля субъектов Российской Федерации, в которых созданы и функционируют региональные системы оценки качества дошкольного образования» [4], возникает необходимость формирования системы оценки качества в дошкольной организации, основанной на согласованных с системой оценки качества общего образования критериях и подходах.

Сегодня компетентность педагога в сфере оценки качества образования является одним из важных факторов высокой результативности управленческого труда [7]. Это определяет объективную необходимость подготовки педагогов к компетентному оцениванию качества образования в условиях введения федеральных государственных стандартов образования.

Предлагаемая нами модель оценки качества образования на уровне образовательной организации дошкольного и школьного образования позволяет учесть все вышеперечисленные недостатки и требования [8]. Кроме того, она позволяет руководителю образовательной организации (ОО) оперативно, своевременно получать информацию о качестве образовательного процесса и управлять этим качеством, воздействуя на объекты, имеющие отклонения от заданных параметров.

Особенностью этой модели является ее программное обеспечение. Образовательные организации дошкольного и школьного (начального, основного и среднего) общего образования, в распоряжении которых находятся автоматизированные программы, получают отчеты об уровне освоения образовательных программ своевременно, что позволяет руководителям этих образовательных организаций оперативно и эффективно управлять качеством образования.

В рамках курсов повышения квалификации наши слушатели - руководители образовательных организаций и педагогические работники - получают аналитические программы в формате Excel. В настоящее время разработаны более совершенные автоматизированные системы, позволяющие значительно оптимизировать процесс оценки освоения планируемых результатов как на уровне детской организации (ДО), так и на уровне ОО. Примерами таких систем являются программный комплекс «Многоуровневая система оценки качества образования» (разработчик АО «ИРТех» г. Самара») [12].

В вопросах организации оценки качества дошкольного образования долгое время не было рекомендаций по формированию такой системы. Более того, в соответствии

с ФГОС ДО считалось неправомерным требование от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Но в мае 2015 года авторским коллективом была разработана и рекомендована Федеральным учебно-методическим объединением (ФУМО) «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» (далее - Программа), в которой выделена специальная глава «Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе» [8].

В соответствии с этой программой в ДО должна быть «...предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

- детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

- карты развития ребенка;

- различные шкалы индивидуального развития» [8].

Организация внутреннего мониторинга динамики развития детей становится неотъемлемой частью управления качеством образовательной деятельности. В программе отмечается, что «.ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует ребенок, его семья и педагогический коллектив Организации» [8].

Примерная основная образовательная программа рекомендует осуществлять оценку планируемых результатов освоения образовательной программы на основе системы мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанного на методе наблюдения.

В ходе разработки инновационной системы оценки качества образования в ДО на базе образовательного комплекса ГБОУ «Школа № 17» Москвы (директор К.В. Сили-ванова) была сделана попытка сформировать внутреннюю систему оценки качества образования в ДО с учетом этих требований.

В рамках экспериментальной деятельности была разработана аналитическая программа в формате Excel MicroSoft. Она помогает быстро, оперативно, качественно, с учетом современных критериев оценивания организовать систему педагогических наблюдений и получить достаточно полную информацию о ходе освоения планируемых результатов в дошкольной организации (ДО).

Доказано, что чем выше уровень обеспечения достоверной, достаточной и своевременной информацией о состоянии образовательного процесса в образовательной организации, тем выше эффективность процесса управления.

У руководителей школ, их заместителей часто возникают вопросы: как сформировать внутреннюю систему оценки качества образования? Как оценить уровень индивидуальных достижений учащихся? Как осуществить внутриклассное оценивание? Как сформировать внутришкольную систему оценки качества образования?

В перечень оценочных процедур общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) вошли следующие виды оценки достижений учащихся в

рамках оценочных процедур: государственные (национальные) экзамены; национальные и международные исследования и мо-ниторинги; внутриклассное (внутришколь-ное) оценивание [5].

Формирование системы оценки качества образования на уровне отдельного обучающегося (оценка индивидуальных достижений), класса (внутриклассное оценивание) и образовательной организации в целом (внутришкольное оценивание) становится сегодня первоочередной задачей образовательной практики.

Решению этой задачи способствует новая автоматизированная информационная система внутренней оценки качества образования АИС «ВСОКО» (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2014615699).

В АИС «ВСОКО» результаты освоения основных образовательных программ формируются на трех уровнях: уровень обучающегося (индивидуальные образовательные результаты), внутриклассное оценивание, внутришкольное оценивание. Содержание модулей аналитических программ в системе соответствует всем трем уровням.

Таблица 1

Перечень аналитических программ в модуле «ВСОКО»

Уровни оценки Цель Форма представления

1. Оценка индивидуальных достижений учащихся Оценка индивидуального продвижения в освоении темы учебного курса по этапам ее освоения. Оценка уровня достижения тематических планируемых результатов, зафиксированных в образовательной программе и учебно-тематическом планировании учителя Программа «Анализ результатов контрольных работ»

2. Внутриклассное оценивание Системная оценка результатов освоения образовательной программы на основании совокупности всех оценочных процедур (тематические, проверочные, итоговые работы по всем предметам учебного плана по каждому учебному периоду). Оценка результатов деятельности учителей-предметников, работающих в отдельном классе, с учетом уровня реальных возможностей данного класса. Системный анализ эффективности педагогической деятельности каждого педагога. Программа «Анализ результатов деятельности класса»

3. Внутришкольное оценивание

Системный анализ результатов деятельности образовательной организации в каждом учебном периоде.

Итоги образовательной деятельности во всех классах ОО.

Результаты оценочных процедур. Прогноз повышения качества образования и управленческие действия по реализации прогноза.

Мониторинг эффективности деятельности учителей.

Программа «Анализ эффективности образовательного процесса в школе»

Современные требования к оценке качества образования предполагают организацию новых подходов к внутришкольному мониторингу, в ходе которого осуществляется оценка индивидуальных результатов освоения образовательной программы обучающимися [10].

Мониторинг должен быть системным, полным, достоверным и объективным. Следовательно, процедурами оценки должно быть охвачено возможно большее количество объектов. Как правило, в образовательной организации особому контролю подвергаются учителя русского языка и математики, а затем - учителя начальных классов, и совсем редко, эпизодически, учителя других предметов. Недостаточность информации о качестве преподавания биологии, иностранного языка, географии, истории приводит к невозможности управления процессом преподавания этих предметов, что, в свою очередь, неминуемо приводит к снижению качества освоения планируемых результатов образовательной программы, следовательно, подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Однако надо учитывать чрезвычайную занятость администрации школ, часто не имеющей возможности в течение года посетить достаточное количество уроков у всех учителей школы и провести по каждому предмету административные контрольные работы. Непредвиденные обстоятельства меняют планы директора, его заместителей; план внутришкольного контроля срывается, информация о ходе и результатах

образовательного процесса становится неполной, следовательно, несистемной.

Новая информационная система позволяет производить автоматизированный расчет показателей качества образования; формировать аналитические отчеты об уровне индивидуальных учебных достижений обучающихся, о результатах обучения в классе; осуществлять расчет прогнозируемых данных (результаты ВПР, ОГЭ и ЕГЭ) и рекомендаций по улучшению показателей качества, а также сформировать управленческие решения по повышению качества образования.

Система позволяет не только провести оценку текущего состояния качества образования, но и сделать точный прогноз повышения результатов освоения образовательной программы и разработать систему управленческих действий по реализации этого прогноза. Полученные таким образом результаты соответствуют критериям точности, валидности, надежности и другим показателям измерений планируемых результатов обучения. В АИС «ВСОКО» предлагается следующая система уровней:

• индивидуальный - накопление и анализ результатов каждого учащегося в течение всего периода обучения, обеспечение индивидуализации образования, выявление способностей и предрасположенности каждого учащегося к определенному спектру дисциплин, определение уровня освоения образовательной программы, выявление пробелов в освоении определенных тем, прогноз результатов итоговой аттеста-

ции (оценка индивидуальных достижений) [8, 12, 13];

• на уровне класса или по отдельным группам учащихся - предоставление информации, необходимой учителям для их практической деятельности (корректировка программ, выбор технологий обучения, выявление проблем в обучении у отдельных обучающихся (внутриклассное оценивание) [12].

Достоинством программы является возможность получения текстового анализа о ходе образовательного процесса в классе, что позволяет классному руководителю сформировать актуальные управленческие решения на своем уровне управления качеством образования.

На уровне ОО (внутришкольное оценивание) возможно получение аналитических сведений по различным предметам и классам для анализа эффективности деятельности всех педагогов школы и получения

данных, необходимых для корректировки рабочих программ, совершенствования технологий обучения, определения направлений повышения квалификации, оказания адресной методической помощи педагогам [12].

Текстовый анализ, сформированный программой, позволяет не только получить прогноз повышения качества образования в школе, но и сформировать управленческие действия по реализации прогноза.

АИС «ВСОКО» позволяет выстроить отчеты по всем направлениям деятельности школы, систематически отслеживать и анализировать состояние системы образования в ОО. Эта система должна стать надежным помощником руководителя каждой школы, так как позволяет своевременно сформировать управленческие решения по повышению качества образования, а значит, управлять качеством образовательного процесса в своей организации.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1987 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта полного среднего общего образования».

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (Постановление Правительства Российской Федерации № 1642 от 26 декабря 2017 года).

5. Концепция и план мероприятий общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) на 2014-2016 гг. Проект. Версия 2.1 от 25.10.2013.

6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

8. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 20 мая 2015 г. № 2/15.

9. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15.

10. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/1.

11. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 28 июня 2016 г. № 2/16-з.

12. Фомина Н.Б. Формирование многоуровневой системы оценки качества образования (МСОКО): методическое пособие. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2016. - 144 с.

13. Фомина Н.Б. Внутренняя система оценки качества образования: внутришкольный мониторинг: методическое пособие. - 2 изд. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2017. - 128 с.

14. Фомина Н.Б. Педагогическая диагностика уровня реальных учебных возможностей учащихся: методическое пособие. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2017. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.