Научная статья на тему 'НЕПРЕРЫВНАЯ РАБОТА С УСПЕШНЫМИ УЧИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

НЕПРЕРЫВНАЯ РАБОТА С УСПЕШНЫМИ УЧИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНЫЙ УЧИТЕЛЬ / ОДАРЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОТВОРЧЕСТВО / НЕПРЕРЫВНАЯ РАБОТА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / НАСТАВНИК / ЭКСПЕРТ / SUCCESSFUL TEACHER / GIFTED YOUTH / CREATION / CONTINUOUS WORK / CONTINUOUS EDUCATION / INTERACTION / PEDAGOGICAL TALENT / INTELLECTUAL TALENT / MENTOR / EXPERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халикова Ф.Д., Гильманшина С.И.

Введение. В статье предлагается проблема непрерывной работы с успешными учителями в системе обучения одаренной молодежи. Актуальность статьи определяется необходимостью поиска новых форм непрерывной работы с учителями в целях обучения одаренной молодежи, которая, обладая особыми уникальными способностями, неординарным мышлением, осознанной мотивацией, будет развивать свою траекторию профессионального развития. Цель статьи - теоретически и экспериментально изучить проблему непрерывной работы с успешными учителями в системе обучения одаренной молодежи. Методология. В ходе лонгитюдных исследований с 2013-го по 2020 г. применялись анализ литературы, педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование. Исследование базировалось на методологии планируемого взаимообусловленного педагогического сотворчества и послужило основанием для непрерывной работы с успешными учителями в системе обучения одаренной молодежи. Участниками стали 250 учителей из разных образовательных учреждений Республики Татарстан, которые проходили курсы повышения квалификации и переподготовки за указанный период. Базовой площадкой исследования выступилиПриволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Казанского федерального университета (КФУ), Химический институт им. А. М. Бутлерова КФУ, базовые школы (лицеи, гимназии) Республики Татарстан. Результаты. Успешность учителей инновационных школ определяется по критериям-индикаторам непрерывной работы с учителями в системе обучения одаренной молодежи: непрерывное образование (участие на обучающих семинарах, повышение квалификации; обмен опытом (публикационная активность, выступление на конференциях); экспертная деятельность (эксперт государственной итоговой аттестации, эксперт олимпиадного движения); наставническая деятельность (наставник для молодых коллег, наставник для будущих учителей); взаимообусловленные результаты (достижения учащихся, победа на конкурсах). Разработаны механизмы педагогического сотворчества успешных учителей, обладающих педагогической одаренностью, и одаренной молодежи, имеющей внутренние предпосылки для высоких достижений в разных направлениях. Заключение. Автором доказано, что, с одной стороны, успешный учитель, обладающий педагогической одаренностью, имеет полифункциональные личностные качества, необходимые для непрерывной работы в системе обучения одаренной молодежи, с другой - участвует в созидательной деятельности по совершенствованию личности обучающихся, что предшествует развитию новых направлений интеллектуальной одаренности у молодежи, и благодаря взаимообусловленному педагогическому сотворчеству приводит к планируемым результатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халикова Ф.Д., Гильманшина С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUOUS WORK WITH SUCCESSFUL TEACHERS IN THE SYSTEM OF TEACHING GIFTED YOUTH

Introduction. The article is devoted to the study of the problem of continuous work with successful teachers in the system of teaching gifted youth. The relevance of the article is determined by the need to search for new forms of continuous work with teachers in order to train gifted young people who, with special unique abilities, extraordinary thinking, and conscious motivation, will develop their professional development trajectory. The purpose of the article is to study theoretically and experimentally the problem of continuous work with successful teachers in the system of teaching gifted youth. Materials and Methods. In the course of longitudinal research, the following methods were used: literature analysis, pedagogical observation, interviews, and questionnaires. The research was based on the methodology of planned mutually dependent pedagogical co-creation and served as the basis for continuous work with successful teachers in the system of teaching gifted youth. A study was conducted from 2013 to 2020 with the participation of 250 teachers from different educational institutions of the Republic of Tatarstan who took advanced training and retraining courses during this period. The basic research platform was the Volga interregional center for advanced training and professional retraining of educational workers of KFU, Chemical Institute A. M. Butlerov of KFU, basic schools (lyceums, gymnasiums) Republic of Tatarstan. The results are to determine the success of teachers of innovative schools by criteria-indicators of continuous work with teachers in the system of teaching gifted youth: continuing education (participation in training seminars, professional development; exchange of experience (publication activity, speaking at conferences); becoming an expert (expert of the state final certification, expert of the Olympiad movement); becoming a mentor (mentor for young colleagues, mentor for future teachers); mutually dependent results (student achievement, winning competitions). Mechanisms of pedagogical co-creation of successful teachers with pedagogical talent and gifted youth with internal prerequisites for high achievements in different directions have been developed. Conclusion. The author has proved, on the one hand, that a successful teacher with pedagogical gifts has multifunctional personal qualities for continuous work in the system of teaching gifted youth, on the other hand, participates in creative activities to improve the personality of their students, precedes the development of new areas of intellectual giftedness among young people, thanks to mutually conditioned pedagogical co-creation, which leads to the planned mutually conditioned results.

Текст научной работы на тему «НЕПРЕРЫВНАЯ РАБОТА С УСПЕШНЫМИ УЧИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

15. Холина О. И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 71-73.

References

1. Borodaeva G. G., Rudneva I. A. Volonterskaia deiatel'nost' kak faktor formirovaniia lichnosti studenta [Volonteer activity as a factor of forming of personality of student]. Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 4. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14037 (accessed 13.03.2020). (In Russian).

2. Velikanova E. V. Volonterskie organizatsii uchebnykh zavedenii kak faktor formirovaniia sotsial'no-kul'turnogo prostranstva [Voluntary organizations of educational institutions as formation factor of socio-cultural space]. Tambov University Review. Series Humanities, 2012, no. 12 (116), pp. 140-146. (In Russian).

3. Velikanova E. V. Usloviia effektivnoi institutsionalizatsii dobrovol'cheskogo molodezhnogo dvizheniia [Conditions of effective institutionalization of voluntary youth movement]. Tambov University Review. Series Humanities, 2013, no. 9 (125), pp. 151-159. (In Russian).

4. Grigoryev I. N. Spetsifika organizatsii volonterstva v molodezhnoi srede [Specificity of volunteer activity arrangement in youth environment]. Tambov University Review. Series Humanities, 2008, no. 12 (68), pp. 100-104. (In Russian).

5. Leontiev D. A. Metodika izucheniia tsennostnykh orientatsii [Methodology for studying value orientations]. Moscow, 1992, 17 p. (In Russian).

6. Miroshina T. A, Igonina T. B. Formirovanie grazhdanskoi pozitsii studentov vuza kak sotsial'no-pedagogicheskaia problema [Formation of the students' civilian position in higher educational institutions as a social and pedagogical]. Bulletin of Kemerovo State University, 2014, no. 2 (58). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-grazhdanskoy-pozitsii-studentov-vuza-kak-sotsialno-pedagogicheskaya-problema (accessed 20.03.2020). (In Russian).

7. Oleinikov V. S. Grazhdanskaia pozitsiia lichnosti: osnovnye podkhody k formirovaniiu [Civil position of person: main approaches to the formation]. Vestnik of the Saint-Petersburg University of the

MIA of Russia, 2016, no. 4 (72). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/grazhdanskaya-pozitsiya-lichnosti-osnovnye-podhody-k-formirovaniyu (accessed 13.03.2020). (In Russian).

8. Nosova Y. I. Volonterstvo kak sotsial'no-kul'turnyi fenomen: genezis i ego osnovnye kharakteristiki [Volunteering as a social and cultural phenomenon: genesis and main features]. Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts, 2012, no. 3-1, pp. 62-65. (In Russian).

9. Niustrom D., Devis K. Organizatsionnoe povedenie [Organizational Behaviour]. St. Petersburg, 2000, 444 p. (In Russian).

10. Pavlyuk S. V., Kolesnikov I. N., Melnikov V. V. Rol' volonterskoi deiatel'nosti v razvitii sotsial'no znachimykh lichnostnykh kachestv studentov [The role of volunteer activities in development of socially significant personal qualities of students]. Memoirs of Tambov Regional Branch of the Russian Union of Young Scientists, 2016, no. 5. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/rol-volonterskoy-deyatelnosti-v-razvitii-sotsialno-znachimyh-lichnostnyh-kachestv-studentov (accessed 13.03.2020). (In Russian).

11. Stuart Ya. Sovremennyi tranzaktnyi analiz [Modern transactional analysis]. St. Petersburg, 1996, 330 p. (In Russian).

12. Uznadze D. N. Psikhologiia ustanovki [Installation psychology]. St. Petersburg, 2001, 416 p. (In Russian).

13. Marchenko S. M., Shabanova T. V. Formirovanie tsennostnykh ustanovok grazhdanskoi pozitsii u kursantov voennykh vuzov [The formation of the values of citizenship among cadets of military higher educational institutions]. ^zan Pedagogical Journal, 2016, no. 2, vol. 2, pp. 291-295. (In Russian).

14. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam dobrovol'chestva (volonterstva) [On the introduction of amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on issues of volunteerism (volunteering)]. Federal Law of February 05, 2018 № 15-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289772/ (accessed 13.03.2020). (In Russian).

15. Holina O. I. Volonterstvo kak sotsial'nyi fenomen sovremennogo rossiiskogo obshchestva [Volunteering as social phenomenon of modern Russian society]. Theory and Practice of Social Development, 2011, no. 8, pp. 71-73. (In Russian).

УДК/UDC 37.013 Ф. Д. Халикова, С. И. Гильманшина

F. Khalikova, S. Gilmanshina

НЕПРЕРЫВНАЯ РАБОТА С УСПЕШНЫМИ УЧИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

CONTINUOUS WORK WITH SUCCESSFUL TEACHERS IN THE SYSTEM OF TEACHING GIFTED YOUTH

Введение. В статье предлагается проблема непрерывной работы с успешными учителями в системе обучения одаренной молодежи. Актуальность статьи определяется необходимостью поиска новых форм непрерывной работы с учителями в целях обучения одаренной молодежи, которая, обладая особыми уни-

кальными способностями, неординарным мышлением, осознанной мотивацией, будет развивать свою траекторию профессионального развития.

Цель статьи - теоретически и экспериментально изучить проблему непрерывной работы с успешными учителями в системе обучения одаренной молодежи.

Методология. В ходе лонгитюдных исследований с 2013-го по 2020 г. применялись анализ литературы, педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование. Исследование базировалось на методологии планируемого взаимообусловленного педагогического сотворчества и послужило основанием для непрерывной работы с успешными учителями в системе обучения одаренной молодежи. Участниками стали 250 учителей из разных образовательных учреждений Республики Татарстан, которые проходили курсы повышения квалификации и переподготовки за указанный период. Базовой площадкой исследования выступилиПриволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Казанского федерального университета (КФУ), Химический институт им. А. М. Бутлерова КФУ, базовые школы (лицеи, гимназии) Республики Татарстан.

Результаты. Успешность учителей инновационных школ определяется по критериям-индикаторам непрерывной работы с учителями в системе обучения одаренной молодежи: непрерывное образование (участие на обучающих семинарах, повышение квалификации; обмен опытом (публикационная активность, выступление на конференциях); экспертная деятельность (эксперт государственной итоговой аттестации, эксперт олимпиадного движения); наставническая деятельность (наставник для молодых коллег, наставник для будущих учителей); взаимообусловленные результаты (достижения учащихся, победа на конкурсах). Разработаны механизмы педагогического сотворчества успешных учителей, обладающих педагогической одаренностью, и одаренной молодежи, имеющей внутренние предпосылки для высоких достижений в разных направлениях.

Заключение. Автором доказано, что, с одной стороны, успешный учитель, обладающий педагогической одаренностью, имеет полифункциональные личностные качества, необходимые для непрерывной работы в системе обучения одаренной молодежи, с другой - участвует в созидательной деятельности по совершенствованию личности обучающихся, что предшествует развитию новых направлений интеллектуальной одаренности у молодежи, и благодаря взаимообусловленному педагогическому сотворчеству приводит к планируемым результатам.

Introduction. The article is devoted to the study of the problem of continuous work with successful teachers in the system of teaching gifted youth. The relevance of the article is determined by the need to search for new forms of contin-

uous work with teachers in order to train gifted young people who, with special unique abilities, extraordinary thinking, and conscious motivation, will develop their professional development trajectory. The purpose of the article is to study theoretically and experimentally the problem of continuous work with successful teachers in the system of teaching gifted youth.

Materials and Methods. In the course of longitudinal research, the following methods were used: literature analysis, pedagogical observation, interviews, and questionnaires. The research was based on the methodology of planned mutually dependent pedagogical co-creation and served as the basis for continuous work with successful teachers in the system of teaching gifted youth. A study was conducted from 2013 to 2020 with the participation of 250 teachers from different educational institutions of the Republic of Tatarstan who took advanced training and retraining courses during this period. The basic research platform was the Volga interregional center for advanced training and professional retraining of educational workers of KFU, Chemical Institute A. M. Butlerov of KFU, basic schools (lyceums, gymnasiums) Republic of Tatarstan.

The results are to determine the success of teachers of innovative schools by criteria-indicators of continuous work with teachers in the system of teaching gifted youth: continuing education (participation in training seminars, professional development; exchange of experience (publication activity, speaking at conferences); becoming an expert (expert of the state final certification, expert of the Olympiad movement); becoming a mentor (mentor for young colleagues, mentor for future teachers); mutually dependent results (student achievement, winning competitions). Mechanisms of pedagogical co-creation of successful teachers with pedagogical talent and gifted youth with internal prerequisites for high achievements in different directions have been developed.

Conclusion. The author has proved, on the one hand, that a successful teacher with pedagogical gifts has multifunctional personal qualities for continuous work in the system of teaching gifted youth, on the other hand, participates in creative activities to improve the personality of their students, precedes the development of new areas of intellectual giftedness among young people, thanks to mutually conditioned pedagogical co-creation, which leads to the planned mutually conditioned results.

Ключевые слова: успешный учитель, одаренная молодежь, сотворчество, непрерывная работа, непрерывное образование, взаимодействие, педагогическая одаренность, интеллектуальная одаренность, наставник, эксперт.

Keywords: successful teacher, gifted youth, creation, continuous work, continuous education, interaction, pedagogical talent, intellectual talent, mentor, expert.

Введение

В настоящее время для развития общества нужны одаренные люди, и задачей современного общества является обнаружение таланта с младшего школьного возраста и сопровождение в нужном направлении. Российская школа должна быть местом зарождения новых идей, великих открытий и фундаментом для развития востребованной личности. Если раньше отечественная школа уделяла большое внимание отстающим ученикам, то сейчас заинтересована об учащихся, которые проявляют особый интерес к отдельным наукам и в будущем добиваются больших успехов в данной сфере.

Каждому учителю приходится сталкиваться с такими неординарными учащимися, которые требуют особого нестандартного подхода при общении и обучении. Поэтому особая важность работы школьного учителя, который имеет желание работать с такими учащимися, заключается в том, чтобы пораньше и правильно выявить тех, которые стремятся к глубокому познанию различных областей наук. Для осуществления профессиональной поддержки и оказания необходимой помощи в развитии способностей одаренных учащихся, учитель должен непрерывно работать над собой, самосовершенствоваться все время, быть инициатором в сотворчестве «самого себя».

«Уровень профессионального мастерства учителя в работе с учащимися напрямую зависит от его способностей к педагогической деятельности и устойчивости профессиональной мотивации» - так писал А. А. Федоров в монографии «Педагогическая одаренность. Актуальные психолого-педагогические решения [1].

Вспомним слова К. Д. Ушинского: «нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу, составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой поощрений и наказаний» [2].

Как считает В. И. Андреев: каждый из нас при вспоминании своих учителей в школе, чаще всего воссоздает в памяти, прежде всего, не только профессиональные качества учителя, а сколько учителя как целостную личность. Р. П. Скульский пишет, что очень тесно взаимосвязаны и взаимообуслов-

лены профессионально-личностные качества учителя, особенности его профессиональной деятельности с характером деятельностей учащихся и их личностными качествами. В. М. Лизинский предложил собственную шкалу измерения для оценки профессионализма учителя, отмечая фактор достижения успеха [3-5]. Любое скучное занятие можно превратить в игру, используя игровые приемы и игровые моменты на уроках, чтобы дети учились с желанием, отмечает Ю. В. Гурин. Автор, Ф. Д. Халикова рассматривает учебную игру на уроке, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, для мотивации учебного процесса [6,7]. Е. А. Ольховская, С. Г. Ахмерова в своих трудах пишут о профессиональном образовании учителя, о теории и методики обучения, делая акцент на плодотворную профессиональную деятельность и здоровье учителя, на проблемы сохранения здоровья учителей и их учащихся, указывая на необходимость профилактики заболеваний, связанных с особенностями профессиональной деятельности учителей [8,9]. В. Н. Головнер, делая обзор и анализ конкурса «Учитель года России - 2019, пишет, сохранится ли потребность в учителе (в привычном понимании этого слова) по мере распространения электронной школы, если с одной стороны основной целью конкурса является выявление талантливых учителей, которые могли служить маяками своей профессии, популяризовать ее, с другой стороны не будет ли противоречия тенденции унификации и тиражирования педагогического опыта, которая складывается в образовательном пространстве. В своих публикациях Дуг Лемов и Джули Дирксен считают, что за успехами опытных учителей лежит каждодневный тяжелый труд, поэтому нужно делать упор на правильное создание условий обучения и отбора необходимой информации [11, 12].

В подавляющем большинстве современных теорий проходить красной нитью стремление к пониманию одаренности. Любая программа работы с одаренными учащимися, без теоретического обоснования, будет всего лишь бессистемным набором отдельных взглядов, методик и приемов, которые не всегда соответствуют поставленным целям. Благодаря концептуальным моделям становится возможным в образовательных учреждениях структурирование программ диагностики, воспитания и обучения одаренных учащихся, при организации согласованной работы по всем направлениям и этапам и при объяснении сути и деталей программы учителям и родителям одаренных учащихся. Об этом написала И. С. Морозова в своем учебном пособии, где представила пози-

ции зарубежных и отечественных ученых по методологическим проблемам развития одаренности на различных возрастных этапах [13]. Можно рассмотреть два современных взгляда: российский взгляд Е. И. Щеблановой, о том, как сложно быть талантливым и об остающихся неразвитыми из-за разных проблем и причин одаренные дети, которым нужна помочь для раскрытия своих талантов; зарубежный взгляд Хосе Антонио Марины, о воспитании таланта, учитывая, что у большинства детей есть какой-либо «базовый» талант (сильная сторона), поэтому необходимо создать такие условия, чтобы одаренные дети при помощи родителей и учителей с самого раннего возраста могли развивать свой «базовый» талант [14, 15].

Обзор литературы показал, что несмотря на большое количество публикации о профессионализме учителей, об одаренности и одаренных учащихся, отсутствуют статьи, посвященные именно к непрерывной работе с успешными учителями в системе обучения одаренной молодежи.

Актуальность работы в том, что сегодня нужны обществу высококвалифицированные, успешные, результативные педагогические кадры, которые умеют выявлять, мотивировать, сопровождать и прогнозировать профессиональное становление одаренной молодежи.

Цель исследования: теоретически и экспериментально изучить проблему непрерывной работы с успешными учителями в системе обучения одаренной молодежи.

Практическая значимость работы в том, что результатами исследования могут пользоваться педагоги, руководители образовательных учреждений специалисты и исследователи, заинтересованные в обучении одаренной молодежи.

Методология (методы и материалы)

В ходе лонгитюдных исследований были использованы следующие методы: анализ литературы, педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование.

Базовой площадкой исследования явились Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ, Химический институт им. А. М. Бутлерова КФУ, базовые школы (лицеи, гимназии) Республики Татарстан.

В лонгитюдных исследованиях, проводимых с 2013-го года по 2020-й год, в общей сложности участвовало 250 учителей из разных образовательных учреждений (традиционных и инновационных) Республики Татарстан, которые проходили

курсы повышения квалификации и переподготовки в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Казанского федерального университета.

Отметим, что центр помогает в научно-методическом сопровождении профессионального роста педагогических работников, создает эффективную систему непрерывного педагогического образования, которая основана на взаимодействии профильного вуза, базовых школ (лицеев, гимназий) и системы дополнительного профессионального (педагогического) образования. Центром проводится курсы профессиональной переподготовки по более двадцати различным программам с применением дистанционных технологий, как форма стажировки на базе инновационных образовательных структур города Казани.

Напомним, что успешные учителя, которые участвовали в нашем исследовании, все проходили курсы повышения квалификации работников образования по предметам естественнонаучного цикла в указанный период. Среди них были учителя со стажем работы в образовательных учреждениях от пяти лет, которые имели первую и высшую квалификационные категории. В этом исследовании мы не ставили целью учитывать и определить контингент по стажу и по квалификационной категории успешных учителей. Нами исследована непрерывная работа с успешными учителями в системе обучения одаренной молодежи, путем наблюдения учителей, персональных (профессиональных) бесед с ними, анкетирования, сравнительно того, в каких образовательных структурах они работают (традиционные или инновационные). Все это было глубоко изучено и проанализировано нами, сделаны определенные выводы.

В нашем исследовании принципиально важными становится дефиниции «успешныйучитель» и «одаренная молодежь» как педагогические категории.

Предполагаем, что «успешный учитель», талантливый и уникальный учитель, который имеет мотивы участия в непрерывном образовании в течение всей профессиональной деятельности (жизни), распространяет и перенимает опыт, показывает взаимообусловленные высокие результаты, благодаря достижениям своих обучающихся на разных конкурсах, олимпиадах, как результата «сотворчества».

«Одаренная молодежь» в нашем понимании - это талантливые учащиеся старших классов и студенты-бакалавры - будущие учителя педагогических направлений, обладающие уникальными способностями в обучении, имеющие внутренние предпосылки для

высоких достижений, знающие больше других и требующие большого внимания из-за неординарного мышления.

Нами определены критерии-индикаторы непрерывной работы с успешными учителями в системе обучения одаренной молодежи:

- непрерывное образование (участие на обучающих семинарах, повышение квалификации);

- обмен опытом (публикационная активность, выступление на конференциях);

- становление экспертом (эксперт государственной итоговой аттестации, эксперт олимпиадного движения);

- становление наставником (наставник для молодых коллег, наставник для будущих учителей);

- взаимообусловленные результаты (достижения учащихся, победа на конкурсах).

Исследование базируется на методологии планируемого взаимообусловленного педагогического сотворчества и служит основанием для непрерывной работы с успешными учителями в системе обучения одаренной молодежи, которое должно привести к положительным результатам.

Учитывая критерии-индикаторы непрерывной работы с успешными учителями в педагогической системе обучения одаренной молодежи были запланированы нижеперечисленные действия:

- участие учителей на семинарах (Всероссийская (с международным участием) осенняя школа-семинар «Химия в школе: проблемы и пути решения» для преподавателей, учителей химии и студентов педагогических специальностей совместно с редакцией журнала «Химия в школе»; Республиканский семинар-стажировка для учителей высшей квалификационной категории в рамках повышения квалификации);

- повышение квалификации (курсы повышения квалификации «Совершенствование профессиональной компетентности учителя химии в условиях реализации ФГОС ОО» для учителей высшей квалификационной категории Республики Татарстан; курсы переподготовки по направлению «Естествознание»);

- публикационная активность (участие в федеральном конкурсе профессионального мастерства педагогов «Лучший урок по ФГОС» журнала «Магариф» с Объединенной издательской группой «ДРОФА-ВЕНТАНА»; Всероссийский конкурс «Мой лучший урок»);

- выступление на конференциях (Республиканская научно-практическая конференция «Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, перспективы, развитие»; Международный форум по педагогическому образованию);

- достижения учащихся (призеры и победители перечневых олимпиад, конкурсов, турниров; высоко-балльники по итогам государственной итоговой аттестации);

- эксперт государственной итоговой аттестации (эксперт основного государственного экзамена, эксперт единого государственного экзамена);

- эксперт олимпиадного движения (тьютор по подготовке к олимпиадам, член жюри олимпиад разного уровня);

- наставник для молодых коллег (показывает мастер-классы, посещает уроки);

- наставник для будущих учителей (руководство педагогической практикой студентов, поддержка при сертификации гранта «Наш новый учитель);

- победа на грантах (гранты «Профессионального роста учителей» Республики Татарстан (учитель-наставник, учитель-эксперт; конкурс лучших учителей Российской Федерации).

Результаты

Напомним, что исследование было проведено среди учителей, которые работают в традиционных и инновационных образовательных структурах. Традиционной системе образования характерно относительно стабильное функционирование, как правило, отношения между учителем и учащимися построены как субъектно-объектные, где учитель находится в ограниченных условиях, его деятельностью управляют конкретные требования.

Инновационные образовательные структуры работают в режиме поиска, нацелены на непрерывное обновление образования, в этих условиях механизмом его непрерывного развития становится модернизация. Сущностью инновационных процессов в образовании является разработка педагогических условий для обеспечения непрерывного инновационного движения.

Успешность развития инновационного образования определяется именно готовностью успешных учителей к деятельности в инновационном режиме, к непрерывной работе, которая выражается в гибком, оперативном реагировании своей учительской деятельности на непрерывно обновляющейся информационную среду, постоянно изменяющимся потребностям личности, рынка труда, общества. Устойчивость, стабильность развития инноваций в образовании достигается благодаря профессиональной компетентности учителя.

Важнейшим фактором инновационного развития образования является целенаправленное разви-

тие профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях непрерывной работы с ними в инновационных образовательных структурах для специальной подготовки - компетентных в сфере педагогических инноваций учителей.

При создании в образовательных структурах инновационной образовательной среды успешные учителя включаются в инновационную деятельность, в которой будет целенаправленно развиваться профессиональная компетентность учителей, внедрение новшеств в инновационный образовательный процесс приведет к различным положительным изменениям - к новым методикам и технологиям обучения.

Нами было исследована непрерывная работа учителей традиционной и инновационной школах по критериям-индикаторам - непрерывное образование; обмен опытом; становление экспертом; становление наставником; взаимообусловленные результаты.

Отметим, что любое нововведение, любая новизна - инновация изначально со стороны учителей, работающих в традиционных школах, вызывает сопротивление по причине того, что многие из них не имеют желания что-либо менять в процессе профессиональной деятельности. Причины, препятствующие внедрению инноваций в педагогическую деятельность, объясняются отсутствием цели в жизни и интереса к самосовершенствованию и саморазвитию, доминированием мотивации избегания качественных образовательных результатов, несформи-рованные навыки педагогического общения, эмоционально не уравновешены, бояться риска.

Учителя, работающие в инновационных школах, имеют мотивацию внедрения инноваций в свою педагогическую деятельность, осознанную цель в жизни, проявляют активность, гибкость в работе, обладают сформированными навыками педагогического общения, эмоционально уравновешены, постоянно готовы к риску.

На развитие «успешности» учителя, его профессиональной компетентности значительное влияние оказывает среда инновационного образовательного учреждения, можно сказать, что учителя, работающие в инновационных школах, обладают педагогической одаренностью, предшествующей развитию новых направлений интеллектуальной одаренности у своих обучающихся.

Благодаря уровню методического мастерства, планируемого взаимообусловленного педагогического сотворчества «успешного» учителя с учащимися, предопределяется его деятельность, которая будет являться результатом воздействия на станов-

ление желаемых качеств личности одаренного ученика, для дальнейшего продвижения в обучении, развитии и воспитании.

В ходе исследования, с учетом критерий-индикаторов непрерывной работы с успешными учителями были проведены все запланированные следующие действия учителями, работающими в традиционной и инновационной школах.

Выше было сказано, что во время наших исследований использованы разные методы, в том числе педагогическое наблюдение за непрерывной работой учителей (уроки, внеклассные мероприятия, общения с одаренными обучающимися и др.). Педагогическое наблюдение дополнялось с развивающими беседами с учащимися и со студентами, которые обучались и проходили педагогическую практику у исследуемых учителей, в целях выявления профессионально-личностных качеств успешного учителя, работающего с одаренной молодежью. Отметим, что в указанный период одаренные учащиеся стали призерами и победителями олимпиад, конкурсов, турниров самого разного уровня; вырос средний балл сдачи учащимися государственной итоговой аттестации; студенты - будущие учителя показывали высокие результаты по учебе, участвовали и побеждали на студенческих конференциях [16].

В рамках исследования с учителями (традиционных и инновационных школ) на курсах повышения квалификации были проведены индивидуальные (персонально-профессиональные) беседы по понятиям «одаренность». Авторами предлагаются варианты ответов учителей, которые участвовали в беседах и ответили на вопрос «как вы считаете, одаренный ученик - это» (ученик с уникальными способностями в обучении; творчески способный ученик, ученик с неординарным мышлением; генетически заложенный умом и способность приобретать все; который знает больше других и мыслит по иному; ученик, требующий большого внимания; особенный ребенок, на ступень выше остальных; ученик, который развивается во всех направлениях; имеет внутренние предпосылки для высоких достижений; ученик, очень развитый либо в одной сфере, либо в нескольких; ученик либо думающий быстрее других, либо вникающий глубже, чем другие дети и др.).

Напомним, в лонгитюдных исследованиях участвовало 250 учителей из разных образовательных учреждений (200 учителей из традиционных школ, 50 учителей из инновационных школ) Республики Татарстан, которые проходили курсы повышения квалификации и переподготовки в Приволжском межре-

Таблица 1

Непрерывная работа с успешными учителями

" -—Учителя Критерии-индикаторы "———^^^ работающие в традиционных школах работающие в инновационных школах

непрерывное образование, % 90 100

обмен опытом, % 78 100

становление экспертом, % 59 97

становление наставником, % 53 95

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

взаимообусловленные результаты, % 52 100

гиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Казанского федерального университета.

На последнем этапе, был проведен анализ соответствия категории «успешности» к учителям, работающим в традиционной и инновационной школах, путем статического анализа (в процентном соотношении).

Как видно из анализа (табл. 1), учителя, работающие в инновационных школах, показывают блестящие результаты, определяющий критерий-индикатор (взаимообусловленные результаты) - 100 %, что означает «успешность» учителя. Хотя 90 % учителей, работающие в традиционных школах, участвуют в непрерывном образовании, по определяющему критерию (взаимообусловленные результаты) показатель невысокий - 52 %.

Заключение

Проведенное исследование, которое базировалось на методологии планируемого взаимообусловленного педагогического сотворчества учителя с учащимися в инновационной образовательной среде и послужило основанием для непрерывной работы с успешными учителями в системе обучения одаренной молодежи, привело к положительным результатам.

Выявлено, что при развитии творческих возможностей одаренных учащихся, в поисках наиболее адекватных методов обучения и воспитания, успешный учитель, работающий в инновационной школе, вовлекается в сотворчество «себя», понимая и отдавая «себе» отчет с трех позиций: прошлого, анализируя опыт работы; настоящего, оценивая результаты сегодняшней работы; будущего, делая прогноз проектирования своей профессиональной (персональной) дорожной карты и траектории профессионального становления одаренной молодежи.

Доказано, с одной стороны, что успешный учитель, обладающий педагогической одаренностью, имеет полифункциональные личностные качества для непрерывной работы в системе обучения одаренной

молодежи, с другой стороны участвует в созидательной деятельности для совершенствования личности своих обучающихся, предшествует развитию новых направлений интеллектуальной одаренности у молодежи, благодаря взаимообусловленному педагогическому сотворчеству, которое приводит к планируемым взаимообусловленным результатам.

Авторский вклад в проведенном исследовании определяется тем, что авторы лично участвовали в непрерывной работе с успешными учителями в системе обучения одаренной молодежи, взаимодействуя на всех этапах экспериментального исследования.

Литература

1. Педагогическая одаренность: актуальные психолого-педагогические решения / А. А. Федоров, Е. Ю. Илалтдинова, С. В. Фролова и др. Н. Новгород, 2019. 350 с.

2. Ушинский К. Д. Педагогика. Избранные работы. М., 2017. 258 с.

3. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2012. 608 с.

4. Скульский Р. П. Учиться быть учителем. М., 1986. 143 с.

5. Лизинский В. М. Новый учитель для хорошей школы. М., 2012. 160 с.

6. Гурин Ю. В. Урок + игра: Современные игровые технологии для школьников. М. ; СПб., 2010. 157 с.

7. Учебная игра как средство активизации познавательной деятельности / Ф. Д. Халикова, Ф. Д. Ямбушев, Д. Л. Дербы-шева, А. В. Халаман // Химия в школе. 2019. № 7. С. 25-28.

8. Ольховская Е. А. Общая характеристика ведущих требований к профессиональной деятельности педагога, работающего с одаренными детьми // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2011. № 6 (41). С. 33-39.

9. Ахмерова С. Г. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М., 2010. 158 с.

10. Головнер В.Н. Учитель года: в будущее возьмут не всех // Химия в школе. 2019. № 10. С. 2-9.

11. Лемов Д. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей. М., 2014. 416 с.

12. Дирксен Джули. Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным. М., 2013. 74 с.

13. Морозова И. С., Григорьева О. Ф. Одаренность: из детства в отрочество. Кемерово, 2007. 180 с.

14. Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. М., 2011. 245 с.

15. Марина Хосе Антонио. Воспитание таланта. М., 2012. 288 с.

16. Халикова Ф. Д. Концепция практико-ориентированного обучения химии одаренных детей в системе непрерывного химического образования // Казанский педагогический журнал. 2018. № 1. С. 18-21.

17. Халикова Ф. Д., Шарифуллина Р. Р. Изучение формирования осознанной мотивации у одаренных обучающихся в обучении химии [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. URL: http://science-education. ru/ru/article/view?id=29139.

References

1. Fedorov A. A., Ilaltdinova E. Yu., Frolova S. V., Kisova V. V., Arifulina R. U. Pedagogicheskaya odarennost': aktual'nye psihologo-pedagogicheskie resheniya [Pedagogical giftedness: actual psychological and pedagogical solutions]. Nizhny Novgorod, 2019, 350 p. (In Russian).

2. Ushinsky K. D. Pedagogika. Izbrannye raboty [Pedagogy. Selected works]. Moscow, 2017, 258 p. (In Russian).

3. Andreev V. I. Pedagogika: Uchebnyjkurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya [Pedagogy: a Training course for creative self-development]. Kazan, 2012, 608 p. (In Russian).

4. Skulsky R. P. Uchit'sya byt' uchitelem [Learn to be a teacher]. Moscow, Pedagogy, 1986, 143 p. (In Russian).

5. Lizinsky V. M. Novyj uchitel' dlya horoshej shkoly [New teacher for a good school]. Moscow, 2012, 160 p. (In Russian).

6. Gurin Yu. V. Urok + igra: Sovremennye igrovye tekhnologii dlya shkol'nikov [Lesson + game: Modern game technologies for schoolchildren]. Moscow, Saint Petersburg, 2010, 157 p. (In Russian).

7. Halikova F. D., Yambushev F. D., Derbysheva D. L., Halaman A. V. Uchebnaya igra kak sredstvo aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti [Educational game as means of promoting cognitive activity]. Chemistry at School, 2019, no. 7, pp. 25-28. (In Russian).

8. Olkhovskaya E. A. Obshchaya harakteristika vedushchih trebovanij k professional'noj deyatel'nosti pedagoga, rabotayushchego s odaryonnymi det'mi [General characteristics of the leading

requirements for professional activity of a teacher working with gifted children]. Scholarly Notes of Transbaikal State University, 2011, no. 6 (41), pp. 33-39. (In Russian).

9. Akhmerova S. G. Professional'naya deyatel'nost' i zdorov'e pedagoga [Professional activity and health of a teacher]. Moscow, 2010, 158 p. (In Russian).

10. Golovner V. N. Uchitel' goda: v budushchee voz'mut ne vsekh [Teacher of the year: not everyone is to be taken to the future]. Chemistry at School, 2019, no. 10, pp. 2-9. (In Russian).

11. Lemov D. Masterstvo uchitelya. Proverennye metodiki vydayushchihsya prepodavatelej [Skill of the teacher. Proven methods of outstanding teachers]. Moscow, 2014, 416 p. (In Russian).

12. Dirksen Julie. Iskusstvo obuchat'. Kak sdelat' lyuboe obuchenie neskuchnym i effektivnym [The art of teaching. How to make any training non-boring and effective]. Moscow, 2013, 74 p. (In Russian).

13. Morozova I. S., Grigorieva O. F. Odarennost': iz detstva v otrochestvo [Giftedness: from childhood to adolescence]. Kemerovo, 2007, 180 p. (In Russian).

14. Shcheblanova E. I. Neuspeshnye odarennye shkol'niki [Unsuccessful gifted school]. Moscow, 2011, 245 p. (In Russian).

15. Marina Jose Antonio. Vospitanie talanta [Nurturing talent]. Moscow, 2012, 288 p. (In Russian).

16. Halikova F. D. Koncepciya praktiko-orientirovannogo obucheniya himii odarennyh detej v sisteme nepreryvnogo himicheskogo obrazovaniya [The concept of practice-oriented chemistry teaching to gifted children in the system of continuous chemical education]. Kazan Pedagogical Journal, 2018, no. 1, pp. 18-21. (In Russian).

17. Halikova F. D., Sharifullina R. R. Izuchenie formirovaniya osoznannoj motivacii u odarennyh obuchayushchihsya v obuchenii himii [The study of the formation of conscious motivation of gifted students in teaching of chemistry]. Modern Problems of Science and Education, 2019, no. 5. Available at: http://science-education. ru/ru/article/view?id=29139. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.